Архитектура до монгольского периода кратко

Обновлено: 05.07.2024

Характеристики: высокий уровень техники для строительства, начало формирования собственного архитектурного стиля, мастерство живописцев, стремление выразить христианское мировоззрение.

До конца 10 века на Руси были только деревянные и деревянно-земляные постройки.

С 10 века начинается строительство культурных зданий, церквей и монастырей из камня. Первые деревянные постройки – 13-купольная Новгородская София и храм Бориса и Глеба в Вышгороде.

Самый древний храм из камня, дошедший до нас, – Спасо-Преображенский Собор в Киеве (старше Софии Киевской)

Возводились сооружения в основном под руководством византийских зодчих, поэтому неслучайно, что сложившийся в византийской архитектуре крестово-купольный тип храма стал популярен в древнерусской архитектуре.

В основе строения храмов лежит базилика (от греческого – царский дом) – тип здания, прямопропорциональный, состоящий из нечетного числа нефов (от 3-5), разделенных колонами и столбов (образующих крест). Крестово-купольный храм. На кресты (полоски колонн) кладется купол. Лежит на центральных 4-х колоннах.

В Древнем Риме это здания для торговли, судопроизводства и политических избраний.


Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы; 3 – трансепт; 6 – апсида (хор)

Православных храм произошел от синагоги.

Для древнерусской архитектуры характерны яркие, мягкие и светлые тона, в отличие от темных цветов византийской.

1) Дом бога (перевод)

2) Модель вселенной

3) Корабль спасения

2. Средняя часть храма

Притвор[3] есть преддверие к храму. Впервые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.

6. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии (.христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя).

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Амвон — полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читается Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

Купол-небо¸ крест-смерть Христа.

На восток смотрят апсиды (выступ здания, полукруглый), вход с запада (здесь писали картины страшного суда).

Восток–восход, заря, свет, начало новой жизни, рождение.

Запал–смерть, темнота, заход.

В восточной части, алтаре, совершали богослужения. Отделялся от церковного зала невысокой преградой из икон и тканей. Позже иконостасом.

В западной части находится балкон – нары, где во время богослужения были князь с семьей и приближенные.

2)- бог и человек

5) - Христос и евангелисты

7)семь таинств церкви или семь вселенских соборов




13) Христос и 12 апостолов

В основном преобладали одноглавые храмы.

Крупнейшие крестово-купольные храмы 11 столетия: 25-главая Десятинная церковь (до нас дошел лишь фундамент, во время монгольско-татарского нашествия захватчики подожгли храм) и 13-главый Софийский собор в Киеве, 5-главый Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Русские мастера внесли в храмы:

Особенности каждой школы зодчеств:

Владимиро-суздальская с ярко выраженным декоративизмом. Своеобразие – ажурная каменная резьба на фасадах церквей. Дмитриевский собор во Владимире строил Всеволод большое гнездо, назван собор в честь покровителя Всеволода, Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли по заказу Боголюбского. Золотые ворота во Владимире – оборонительное сооружение.

Новгородская и псковская выделяются строгостью, простотой форм, скупостью декоративных украшений. Новгород – церковь Спаса на Нередице, Псков – Преображенский собор Мирожского монастяря.

Смоленск. Особую роль сыграли приглашенные черниговские мастера. Отличие – высокое качество кирпичной кладки. Церковь Петра и Павла

Век

Век

Архитектура после нашествия монголов

Архитектура домонгольской Руси

Характеристики: высокий уровень техники для строительства, начало формирования собственного архитектурного стиля, мастерство живописцев, стремление выразить христианское мировоззрение.

До конца 10 века на Руси были только деревянные и деревянно-земляные постройки.

С 10 века начинается строительство культурных зданий, церквей и монастырей из камня. Первые деревянные постройки – 13-купольная Новгородская София и храм Бориса и Глеба в Вышгороде.

Самый древний храм из камня, дошедший до нас, – Спасо-Преображенский Собор в Киеве (старше Софии Киевской)

Возводились сооружения в основном под руководством византийских зодчих, поэтому неслучайно, что сложившийся в византийской архитектуре крестово-купольный тип храма стал популярен в древнерусской архитектуре.

В основе строения храмов лежит базилика (от греческого – царский дом) – тип здания, прямопропорциональный, состоящий из нечетного числа нефов (от 3-5), разделенных колонами и столбов (образующих крест). Крестово-купольный храм. На кресты (полоски колонн) кладется купол. Лежит на центральных 4-х колоннах.

В Древнем Риме это здания для торговли, судопроизводства и политических избраний.


Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы; 3 – трансепт; 6 – апсида (хор)

Православных храм произошел от синагоги.

Для древнерусской архитектуры характерны яркие, мягкие и светлые тона, в отличие от темных цветов византийской.

1) Дом бога (перевод)

2) Модель вселенной

3) Корабль спасения

2. Средняя часть храма

Притвор[3] есть преддверие к храму. Впервые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.

6. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии (.христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя).

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Амвон — полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читается Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

Купол-небо¸ крест-смерть Христа.

На восток смотрят апсиды (выступ здания, полукруглый), вход с запада (здесь писали картины страшного суда).

Восток–восход, заря, свет, начало новой жизни, рождение.

Запал–смерть, темнота, заход.

В восточной части, алтаре, совершали богослужения. Отделялся от церковного зала невысокой преградой из икон и тканей. Позже иконостасом.

В западной части находится балкон – нары, где во время богослужения были князь с семьей и приближенные.

2)- бог и человек

5) - Христос и евангелисты

7)семь таинств церкви или семь вселенских соборов

13) Христос и 12 апостолов

В основном преобладали одноглавые храмы.

Крупнейшие крестово-купольные храмы 11 столетия: 25-главая Десятинная церковь (до нас дошел лишь фундамент, во время монгольско-татарского нашествия захватчики подожгли храм) и 13-главый Софийский собор в Киеве, 5-главый Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Русские мастера внесли в храмы:

Особенности каждой школы зодчеств:

Владимиро-суздальская с ярко выраженным декоративизмом. Своеобразие – ажурная каменная резьба на фасадах церквей. Дмитриевский собор во Владимире строил Всеволод большое гнездо, назван собор в честь покровителя Всеволода, Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли по заказу Боголюбского. Золотые ворота во Владимире – оборонительное сооружение.

Новгородская и псковская выделяются строгостью, простотой форм, скупостью декоративных украшений. Новгород – церковь Спаса на Нередице, Псков – Преображенский собор Мирожского монастяря.

Смоленск. Особую роль сыграли приглашенные черниговские мастера. Отличие – высокое качество кирпичной кладки. Церковь Петра и Павла

Домонгольская архитектура, как понятно из названия, просуществовала до нашествия на Русь татаро-монголов до 1237 г. (факт нашествия сейчас некоторыми учёными оспаривается, но это тема не нашего канала).

А когда же был построен первый каменный Храм на Руси?

В 989 г. великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство.

С помощью византийских мастеров возводится соборный храм Успения Богородицы (закончен в 996 г.). Понимая идеологическое значение первого каменного храма для Киева, князь выделил одну десятую часть своих доходов на его содержание, в связи с чем церковь и получила наименование Десятинной.

В 1240 г. храм был полностью разрушен, так как служил последним оплотом защитников Киева в их героической борьбе против полчищ хана Батыя. А потому о первоначальных формах этого первого на Руси монументального культового сооружения из камня мы не можем составить достоверного представления.

Изучение остатков фундаментов позволяет сделать лишь заключение, что это была трехнефная крестово-купольная постройка с сильно развитой западной частью, придававшей ей базиликальный характер.

Неф (произошло от слова ''корабль'') помещение вытянутое и ограниченное колонами/стенами. Использование формы корабля в архитектуре, говорит о символизме христианства (храм имеет сходства с перевернутым кораблем).

Базилика в древнем языческом Риме назывались общественные здания, предназначенные для суда и торговли, а в христианский период — церкви.

Всего на территории России, Украины и Белоруссии насчитываеется около 50 сохранившихся построек домонгольской эпохи.

Из всех хотелось бы выделить храм во Владимирской области России, в 1,5 км от посёлка Боголюбово (Владимиро-суздальского княжество).

Покров на Нерли – четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый белокаменный храм, летописной датой которого является 1158 год (точная дата не известна).

До нашего времени без существенных искажений сохранился основной объем – небольшой, почти квадратный в плане (около 10 х 10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава.

Уникален этот Храм тем, что находится в сложнейших инженерно-геологических условиях, а именно:

  • Широко развиты оползневые процессы;
  • Процесс подтопления и затопления (Храм периодически затапливается);
  • Процесс переработки берегов;
  • Морозное пучение.

Как же зодчие тех древних времён не предусмотрели этого?

Храм стоит на уникальном фундаменте , состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня. Храм стоит на ленточном фундаменте, заложенный на глубине 1, 6 м, продолжен основанием стен, высотой 3, 7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров.

Фундаменты засыпали глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем, что позволяло противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

Но все же, что позволило Храму пережить и монгольское нашествие и многочисленные войны, включая гражданскую и Великую отечественную?

На этот вопрос хочу процитировать Евгения Меркурьевича Пашкина (доктор геолого-минералогических наук, профессор МГРИ-РГГРУ, академик Академии архитектурного наследия, Заслуженный работник высшей школы и Заслуженный деятель искусств РФ, а также выдающийся специалист в области инженерно-геологической диагностики деформаций памятников архитектуры):

  • Красота – это холм на берегу реки или озера.
  • Мера – это размеры этой территории, которые определились не случайным образом, а в результате тысячелетий взаимодействия наших климатических условий – снега, дождя, мороза, жары и т.д.

И ничто не в состоянии разрушить эту меру, которая переходит в красоту. Возьмите Золотое сечение, числа Фибоначчи, Иванов локоть – вот эти меры и выбирались, они и позволяли добиваться надежности, долговечности и гармонии.

Как Юрий Долгорукий выбрал холм для строительства Московского кремля? Именно так! И ведь тут не было ни одного геологического процесса, который мог бы разрушить сооружение. Тоже самое можно сказать о Нижегородском кремле, который до сих пор стоит, хотя стены там менялись несколько раз.

Этот алгоритм помогал выбирать места для сел, деревень, городов, для церквей и монастырей. По пальцам можно пересчитать монастыри, которые переезжали с места на место. Кстати, тот же Нижегородский Печерский монастырь за сто лет сполз в Волгу. Более чем на 100 метров он спустился вниз в результате оползневых процессов.

Строители там не учли эксплуатационный режим – активно использовались отхожие места, что вызвало оползень. Но такие случаи единичные".

Источник: Пашкин Е.М. Инженерно-геологическая диагностика деформаций памятников архитектуры. — Санкт-Петербург., 2013.

Понравилась статья?

Принятие христианства в 988 г. при князе Владимире Святом оказало сильное влияние на стиль древнерусского строительства. На Руси стали строить каменные храмы, взяв за основу византийскую модель — крестово-купольный храм.

Десятинная церковь (Храм Успения Пресвятой Богородицы)


Строитель: неизвестен

Место нахождения: Киев

Год строительства: 996

Правитель: Владимир Святой (980-1015 гг.)

Софийский собор (Киево-Софийский собор)


Строитель: неизвестен

Место нахождения: Киев

Год строительства: 1037

Правитель: Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.)

Софийский собор (Новгородский)


Строитель: неизвестен

Место нахождения: Великий Новгород

Годы строительства: 1045-1050

Правитель: Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.)

Софийский собор (Полоцкий)


Строитель: неизвестен

Место нахождения: Полоцк

Годы строительства: 1030-1060

Правитель: Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.)

Церковь Спаса на Нередице (цветное и черно-белое изображения)

Строитель: неизвестен

Место нахождения: под Великим Новгородом

Год строительства: 1198

Правитель: Ярослав Владимирович (1182-1199 гг.)

Церковь Бориса и Глеба


Строитель: неизвестен

Место нахождения: Кидекша (под Суздалем)

Год строительства: 1152

Правитель: Юрий Долгорукий (1113-1157 гг.)

Собор Спаса-Преображения (цветное и черно-белое изображения)



Строитель: неизвестен

Место нахождения: Переяславль-Залесский

Годы строительства: 1152-1157

Правитель: Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.)

Успенский собор


Строитель: неизвестен

Место нахождения: Владимир

Год строительства: 1158

Правитель: Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.)

Золотые ворота (Владимирские)


Строитель: неизвестен

Место нахождения: Владимир

Год строительства: 1164

Правитель: Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.)

Церковь Покрова на Нерли


Строитель: неизвестен

Место нахождения: Боголюбово (под Суздалем)

Год строительства: 1165

Правитель: Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.)

Дмитриевский собор


Строитель: неизвестен

Место нахождения: Владимир

Год строительства: 1191

Правитель: Всеволод Большое Гнездо (1176-1206 гг.)

Георгиевский собор


Строитель: неизвестен

Место нахождения: Юрьев-Польский (под Владимиром)

Год строительства: 1234

Правитель: Святослав Всеволодович (правил в разных землях с 1200 по 1252 гг.)

Спасо-Преображенский собор Евфросиньевского монастыря


Автор: зодчий Иоанн

Место нахождения: Полоцк

Правитель: князья рода Мономашичей и Изяславичей Полоцких

В списке древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода представлены древнерусские архитектурные памятники, возведённые до монгольского нашествия и сохранившиеся (хотя бы и в перестроенном виде) до конца XIX века.

Для каждой постройки указаны наименование, местонахождение, время возведения, степень сохранности (состояние), фотография (для объектов, по которым изображения доступны). Для удобства список разбит по историко-географическому принципу. Несохранившиеся постройки выделены серым цветом.

Читайте также: