Демократические перемены в россии кратко 11 класс

Обновлено: 02.07.2024

История нашей страны насчитывает многовековую историю развития, на протяжении которой происходило изменение форм правления, политических режимов, изменялись границы государства, различные внешние и внутренние факторы, и т.д. При этом учеными отмечается, что во всем многообразии форм политической организации в России имеются демократические традиции, развитие которых, к сожалению, не было поступательным, а сменялось чередой подъемов и спадов.

В общем виде, историю отечественной демократии можно рассматривать по трем периодам:

  • До XX в.: демократические основы обнаруживаются уже при анализе времен ранней стадии феодализма. Так, во многих городах Новгородской земли распространялись механизмы непосредственной демократии, а именно – непосредственного принятия важнейших решений местным населением на вече. Впоследствии, соответствующая традиция видоизменилась, однако русские цари по-прежнему искали поддержки со стороны различных сословий, для чего функционировала боярская дума, и созывались земские соборы;
  • в XX в., большая часть которого прошла в условиях функционирования советской власти, демократические начала несмотря на их частичное провозглашение фактически не применялись, а политический режим России того периода правильнее характеризовать как авторитарный;
  • конец XX-начало XXI вв.: период масштабных социально-политических и экономических реформ, направленных на демократизацию российского государства.

При этом для формирования целостного понимания отечественной демократии представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике упомянутых исторических периодов.

Развитие российской демократии до XX века

Как было отмечено ранее, уже в период возникновения первых русских городов, прежде всего тех из них, которые были расположены на Новгородский земле (Новгород, Ладога, Ростов, Смоленск, Суздаль) высшим органом власти нередко становилось общегородское вече, в рамках которого происходило решение вопросов местного значения и избрание должностных лиц городской общины.

Так, например, в XII-XV вв. высшими должностными лицами выступали:

  • Посадник, избираемый из бояр,
  • Тысяцкий, избираемый из числа представителей различных сословий.

Таким образом, на заре российского государства уже обнаруживаются институты прямой и представительной демократии, что по праву признается в науке зарождением отечественных демократических традиций.

В XVI веке был завершен процесс формирования целостного Русского государства, политической основой которого стала сословно-представительная монархия. Отличительной особенностью данной формы правления выступало то, что в ее рамках предполагался периодический созыв земских соборов, на которых представители различных сословий обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль представительных органов в России резко снизилась в связи с тенденциями абсолютизма, обозначившимися на рубеже XVII-XVIII вв., и окончательно утвердившимися со становлением абсолютной монархии при Петре I. Это, безусловно, негативно отразилось на обозначенных выше демократических процессах, и привело, к фактическому угасанию соответствующих демократических начал.

Постепенное восстановление российской демократии, в той степени, в которой это было возможно в условиях абсолютной монархии, произошло во второй половине XIX в., в связи с проведением при Александре II земской реформы, положившей начало созданию представительных губернских, уездных и городских учреждений.

Кроме того, отмена крепостного права поспособствовала организации крестьянской общины, высшим органом власти в которой был сельский сход, выбиравший старосту. В свою очередь, в волостях, как объединениях крестьянских общин также формировался собственных представительный орган – крепостной сход.

Своего рода кульминацией развития демократических институтов в России можно считать революцию 1905 г., побудившую царя не только продолжить демократические реформы, но и легализовать политические партии, учредив полноценный орган законодательной власти – государственную думу.

Таким образом, во второй половине XIX в – начале XX вв. в нашей стране постепенно формировались как институты прямой, так и представительной демократии.

Российская демократия в XX-XXI вв.

Установившийся в первой половине XX в. Советский режим провозглашал собственную демократичность, подтверждая данный тезис, в том числе, существованием письменной Конституции, претерпевшей несколько редакций. При этом определенные признаки, характерные для демократического государства действительно могут быть обнаружены при анализе государственной организации в Советское время, однако все из них относились к социальной, и частично экономической сфере. Политические принципы демократического государства – политический плюрализм, свобода слова, состязательные выборы, и т.д. на самом деле отсутствовали.

Этот факт позволяет многим отечественным исследователям утверждать обоснованный тезис о фактическом формировании в СССР авторитарного политического режима, тяготеющего на определенных этапах исторического развития к тоталитаризму.

Новый этап развития отечественной демократии связан с событиями конца прошлого века, а именно – с распадом Советского союза, и последовавшими за этим социально-экономическими и политическими преобразованиями.

В том числе, важным событием в развитии нашего государства в соответствующей сфере выступает принятие в 1993 г. ныне действующей Конституции РФ, провозгласившей политические, экономические, социальные и духовные права и свободы российских граждан, политические ценности – разделение властей, политический плюрализм, выборность Президента и органов законодательной власти, и т.д.

Политическое развитие. Характеризуя события начала XXI века, можно сказать, что период революционных перемен в России завершен. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные президентские выборы. В качестве главных пунктов предвыборной программы В. Путин назвал рыночные отношения, патриотизм и державность. Одновременно подчеркивалось, что демократический выбор, сделанный страной в 1990-е гг., не подлежит сомнению. В. Путин уже в первом туре одержал победу, получив 52,9 % голосов избирателей. Начался новый период в истории постсоветской России.

Важным шагом к созданию сильного государства стала административная реформа. В мае 2000 г. было учреждено семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Округа выступали промежуточными и одновременно связующими звеньями между центром и 89 регионами России. Главами округов были назначены полномочные представители президента. Удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Эти меры позволили усилить роль центра на местах, укрепить федерацию, восстановить единое законодательное пространство России.

Другой политической реформой 2000 г. была реорганизация Совета Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания стала формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов (по два от каждого), избираемых их законодательными органами и назначаемых главами администраций. Чтобы обеспечить постоянное участие глав регионов в разработке государственной политики, в августе 2000 г. был создан Государственный совет — совещательный орган власти при главе государства.

В области государственной символики президент предложил компромисс с учетом позиций разных частей общества. В декабре 2000 г. Государственная дума утвердила закон о национальных символах России. Трехцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого императорского орла напоминают о многовековой истории России. Красный флаг победы российских народов в Великой Отечественной войне стал флагом Вооруженных Сил. Государственный гимн с новым текстом и музыкой гимна СССР символизирует единство поколений; неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.




Исход президентских выборов, состоявшихся 14 марта 2004 г., был предсказуем. Путин одержал еще более убедительную победу: за него проголосовали 71,31 % избирателей. Конечно, в ходе парламентской и президентской кампаний власть в полной мере задействовала административный ресурс и возможности подчиненных ей СМИ. Однако главным фактором победы Путина стала поддержка российским обществом его практических шагов на посту главы государства, а также ближайших намеченных целей. Важнейшими из них являлась: удвоение ВВП к 2010 г, борьба с бедностью, завершение административной реформы, борьба с коррупцией, реформа ЖКХ, реформа армии, решение жилищной проблемы. В 2005 г. завершилось формирование Общественной палаты. Она формируется из известных граждан, назначаемых президентом, а также на выборной основе из представителей общественных организаций. Цель ее – согласование и защита интересов граждан перед органами законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, в России в начале XXI в. в целом сформирована демократическая политическая система, предусматривающая избрание глав исполнительной власти, а также органов законодательной и представительной власти.

Социально-экономическое развитие. С 1999 г. начался не очень большой, но устойчивый рост экономики. Рост доходов государственного бюджета создал возможность регулярного повышения зарплат и пенсий. Выросли реальные доходы населения. Одновременно заметно снизился уровень инфляции. Впервые за долгие годы был зафиксирован рост производства в сельском хозяйстве. Особенно рекордным стал 2002 г., когда урожайность зерновых достигла 19,6 центнера с гектара. Рост ВВП позволил успешно выплачивать внешние долги государства. За период 2000–2003 гг. Россия выплатила кредиторам вместе с процентами 50 млрд долларов.

Рост экономических показателей был вызван рядом факторов: падением стоимости рубля после финансового кризиса 1998 г., высокими мировыми ценами на нефть (в два с лишним раза в течение пяти лет), газ, металлы и другие топливно-сырьевые ресурсы, а также рядом действий президента и правительства страны. В частности, было упорядочено налоговое законодательство. В 2001 г. введен единый 13 %-ный подоходный налог, снижен в некоторой степени налог на прибыль предприятий и организаций. Начала осуществляться пенсионная реформа, основанная на накопительном принципе. В 2001–2003 гг. были приняты законы о купле-продаже земли. При этом в отношении земельного вопроса учитываются различные условия в отдельных регионах страны. Приняты Таможенный и Трудовой кодексы. Президент и правительство взяли курс на разгосударствление, перевод на рыночные рельсы и свободное ценообразование естественных монополий – электроэнергетики, железнодорожного транспорта, газовой отрасли.

В 2002 г. Россия была признана страной с рыночной экономикой. Делались шаги к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Эта организация объединяет около 150 стран мира и покрывает более 95 % оборота мировой торговли. Но вступление в ВТО было не самоцелью, а всего лишь средство, один из инструментов обеспечения национальных интересов страны.

Судя по макроэкономическим показателям, Россия – одна из богатейших стран мира. Доходы бюджета превышают расходы. В 2005 г. золотовалютные резервы перешагнули за 150 млрд долл. и являлись самыми большими за всю историю страны. По этому показателю Россия входит в первую десятку стран мира. Был создан Стабилизационный фонд. В то же время на мировом рынке высокотехнологичной продукции доля России – всего 0,5 % против 36 % у США, 30 % у Японии и 6 % у Сингапура. Только 5 % российских предприятий внедряли научно-технические достижения. На приватизированных заводах и фабриках продолжали работать построенные еще в хрущевско-брежневские времена станки.

Крайне медленно и трудно формировался рынок услуг, особенно в сфере ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство). Крайне неэффективно работал государственный аппарат. Медленно шли преобразования в социальной сфере.

Мешали реформам и внутренние разногласия в правительственном кабинете сначала М. Касьянова, а затем и М. Фрадкова, отсутствие единой точки зрения на характер и темпы реформ.

Летом 2004 г. был принят Федеральный закон № 122, отменявший практически все социальные льготы, которыми до того пользовались около 103 млн человек. Для льготников вводились денежные компенсации. Монетизация льгот, в начале 2005 г. вызвавшая волну протестов во многих городах России, наглядно показала, насколько болезненно воспринимаются обществом либеральные социальные реформы.

Одна из главных и серьезнейших угроз для России – огромная разница в доходах между столицей и регионами, между бедными и богатыми. В обществе было понимание проблем, которые необходимо решать. Шли дискуссии об оптимальном использовании средств стабилизационного фонда.

Перед новым президентом Д.А. Медведевым встали еще более сложные задачи. Это инфляция, последствия мирового финансового кризиса, коррупция и неравенство, демографические проблемы. Глобальный экономический кризис, начавшийся в конце 2008 г., конечно, самым серьезным образом затронул и российскую экономику. Однако в стране были накоплены значительные резервы, и они дали возможность уверенно пройти через период нестабильности. Антикризисная политика была направлена на поддержку внутреннего спроса, на социальную защиту населения, создание новых рабочих мест

Политическое развитие. Характеризуя события начала XXI века, можно сказать, что период революционных перемен в России завершен. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные президентские выборы. В качестве главных пунктов предвыборной программы В. Путин назвал рыночные отношения, патриотизм и державность. Одновременно подчеркивалось, что демократический выбор, сделанный страной в 1990-е гг., не подлежит сомнению. В. Путин уже в первом туре одержал победу, получив 52,9 % голосов избирателей. Начался новый период в истории постсоветской России.

Важным шагом к созданию сильного государства стала административная реформа. В мае 2000 г. было учреждено семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Округа выступали промежуточными и одновременно связующими звеньями между центром и 89 регионами России. Главами округов были назначены полномочные представители президента. Удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Эти меры позволили усилить роль центра на местах, укрепить федерацию, восстановить единое законодательное пространство России.

Другой политической реформой 2000 г. была реорганизация Совета Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания стала формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов (по два от каждого), избираемых их законодательными органами и назначаемых главами администраций. Чтобы обеспечить постоянное участие глав регионов в разработке государственной политики, в августе 2000 г. был создан Государственный совет — совещательный орган власти при главе государства.

В области государственной символики президент предложил компромисс с учетом позиций разных частей общества. В декабре 2000 г. Государственная дума утвердила закон о национальных символах России. Трехцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого императорского орла напоминают о многовековой истории России. Красный флаг победы российских народов в Великой Отечественной войне стал флагом Вооруженных Сил. Государственный гимн с новым текстом и музыкой гимна СССР символизирует единство поколений; неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.

Исход президентских выборов, состоявшихся 14 марта 2004 г., был предсказуем. Путин одержал еще более убедительную победу: за него проголосовали 71,31 % избирателей. Конечно, в ходе парламентской и президентской кампаний власть в полной мере задействовала административный ресурс и возможности подчиненных ей СМИ. Однако главным фактором победы Путина стала поддержка российским обществом его практических шагов на посту главы государства, а также ближайших намеченных целей. Важнейшими из них являлась: удвоение ВВП к 2010 г, борьба с бедностью, завершение административной реформы, борьба с коррупцией, реформа ЖКХ, реформа армии, решение жилищной проблемы. В 2005 г. завершилось формирование Общественной палаты. Она формируется из известных граждан, назначаемых президентом, а также на выборной основе из представителей общественных организаций. Цель ее – согласование и защита интересов граждан перед органами законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, в России в начале XXI в. в целом сформирована демократическая политическая система, предусматривающая избрание глав исполнительной власти, а также органов законодательной и представительной власти.

Социально-экономическое развитие. С 1999 г. начался не очень большой, но устойчивый рост экономики. Рост доходов государственного бюджета создал возможность регулярного повышения зарплат и пенсий. Выросли реальные доходы населения. Одновременно заметно снизился уровень инфляции. Впервые за долгие годы был зафиксирован рост производства в сельском хозяйстве. Особенно рекордным стал 2002 г., когда урожайность зерновых достигла 19,6 центнера с гектара. Рост ВВП позволил успешно выплачивать внешние долги государства. За период 2000–2003 гг. Россия выплатила кредиторам вместе с процентами 50 млрд долларов.

Рост экономических показателей был вызван рядом факторов: падением стоимости рубля после финансового кризиса 1998 г., высокими мировыми ценами на нефть (в два с лишним раза в течение пяти лет), газ, металлы и другие топливно-сырьевые ресурсы, а также рядом действий президента и правительства страны. В частности, было упорядочено налоговое законодательство. В 2001 г. введен единый 13 %-ный подоходный налог, снижен в некоторой степени налог на прибыль предприятий и организаций. Начала осуществляться пенсионная реформа, основанная на накопительном принципе. В 2001–2003 гг. были приняты законы о купле-продаже земли. При этом в отношении земельного вопроса учитываются различные условия в отдельных регионах страны. Приняты Таможенный и Трудовой кодексы. Президент и правительство взяли курс на разгосударствление, перевод на рыночные рельсы и свободное ценообразование естественных монополий – электроэнергетики, железнодорожного транспорта, газовой отрасли.

В 2002 г. Россия была признана страной с рыночной экономикой. Делались шаги к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Эта организация объединяет около 150 стран мира и покрывает более 95 % оборота мировой торговли. Но вступление в ВТО было не самоцелью, а всего лишь средство, один из инструментов обеспечения национальных интересов страны.

Судя по макроэкономическим показателям, Россия – одна из богатейших стран мира. Доходы бюджета превышают расходы. В 2005 г. золотовалютные резервы перешагнули за 150 млрд долл. и являлись самыми большими за всю историю страны. По этому показателю Россия входит в первую десятку стран мира. Был создан Стабилизационный фонд. В то же время на мировом рынке высокотехнологичной продукции доля России – всего 0,5 % против 36 % у США, 30 % у Японии и 6 % у Сингапура. Только 5 % российских предприятий внедряли научно-технические достижения. На приватизированных заводах и фабриках продолжали работать построенные еще в хрущевско-брежневские времена станки.

Крайне медленно и трудно формировался рынок услуг, особенно в сфере ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство). Крайне неэффективно работал государственный аппарат. Медленно шли преобразования в социальной сфере.

Мешали реформам и внутренние разногласия в правительственном кабинете сначала М. Касьянова, а затем и М. Фрадкова, отсутствие единой точки зрения на характер и темпы реформ.

Летом 2004 г. был принят Федеральный закон № 122, отменявший практически все социальные льготы, которыми до того пользовались около 103 млн человек. Для льготников вводились денежные компенсации. Монетизация льгот, в начале 2005 г. вызвавшая волну протестов во многих городах России, наглядно показала, насколько болезненно воспринимаются обществом либеральные социальные реформы.

Одна из главных и серьезнейших угроз для России – огромная разница в доходах между столицей и регионами, между бедными и богатыми. В обществе было понимание проблем, которые необходимо решать. Шли дискуссии об оптимальном использовании средств стабилизационного фонда.

Перед новым президентом Д.А. Медведевым встали еще более сложные задачи. Это инфляция, последствия мирового финансового кризиса, коррупция и неравенство, демографические проблемы. Глобальный экономический кризис, начавшийся в конце 2008 г., конечно, самым серьезным образом затронул и российскую экономику. Однако в стране были накоплены значительные резервы, и они дали возможность уверенно пройти через период нестабильности. Антикризисная политика была направлена на поддержку внутреннего спроса, на социальную защиту населения, создание новых рабочих мест

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая разработка урока в 11 классе на тему

«Демократические выборы в современной России

1. Тема урока: Демократические выборы в современной России в рамках ФГОС

2. Тип урока: комбинированный

В ид/форма урока: урок-практикум

3. - Цель урока :

ü формирование у учащихся представления об избирательной системе и избирательном процессе в современной России

- Задачи урока:

ü раскрыть структуру и сущность демократической избирательной системы;

ü охарактеризовать типы избирательных систем;

ü подвести учащихся к пониманию избирательной кампании как деятельности, направленной на обеспечение максимальной поддержки избирателями претендентов на власть;

ü раскрыть сущность роли избирателя.

- Ожидаемые результаты:

а) Образовательные, предметные:

ü умение критически воспринимать предвыборную информацию из различных источников, делать самостоятельные выводы;

ü умение оценивать предвыборные программы и заявления кандидатов (партии) с точки зрения их актуальности и реалистичности, соответствия собственным взглядам и ожиданиям;

ü умение оценивать личные качества претендентов на власть;

ü умение сравнивать разные типы избирательных систем и различать особенности той или иной системы.

б) Развивающие, метапредметные:

ü умение анализировать вопросы, формулировать ответы;

ü владение умениями работать с учебной информацией, видеофрагментом, различными логическими действиями (определение понятий, их соотношение, установление связей и пр.);

ü овладение культурой речи, коммуникативными способностями;

ü стремление к качественному выполнению работы на уроке;

ü умение сравнивать, оценивать, критиковать;

ü готовность к сотрудничеству с одноклассниками.

в) Воспитывающие, личностные:

ü готовность и способность выполнять в перспективе роль избирателя;

ü осознание гражданской ответственности за свой политический выбор;

ü понимание ценности демократических выборов и значимость в них участия;

ü желание активно участвовать в работе класса, разбирать основные вопросы урока;

ü ответственное отношение к изучению темы;

ü стремление к глубокому изучению предмета.

Учебник: Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 335 с.

Учебное пособие: Баранов П.А. Обществознание : Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: АСТ, 2017. — 542 с.

5. Основные понятия.

Основные понятия: выборы, демократия, гражданское общество, гражданская ответственность, гражданская позиция, избирательная система, принципы избирательного права, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная кампания, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, политическая власть, выборы, референдум, абсентеизм, политическая активность.

1. Избирательная система.

2. Типы избирательных систем.

3. Избирательная кампания. Компетентное исполнение роли избирателя.

7. Ход урока.

I. Организационный момент – 1 мин.

Учитель: На прошлом уроке вы писали контрольную работу. Давайте разберем непонятные для вас моменты, может у кого-то есть вопросы?

(Учащиеся и учитель обсуждают выполненную работу)

III. Определение задач данного урока – 1 мин.

Актуализация знаний: Мы с вами уже изучили то, как человек должен вести себя в обществе, среди людей. А теперь поговорим с вами о том, каким важным качеством человек должен обладать, общаясь с людьми. Поговорим о добре.

Мотивационно-целевой компонент: перед классом ставится проблемный вопрос – почему люди ценят добро?

IV. Объяснение нового материала - 30

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Поразмышляйте над русскими пословицами:

(Учащиеся после каждой пословицы отвечают)

(Просмотр видеофрагмента и совместное обсуждение)

Учитель: Молодцы! Стоит отметить, что добрыми могут быть не только дела, но и чувства. Назовите их. (Ответы учащихся)

Учитель: Всем спасибо за работу!

V. Закрепление знаний – 3 мин.

1. Сделай доброе дело.

2. Накапливай опыт добрых дел.

3. Скажи доброе слово и улыбнись.

На с. 92 вы можете ознакомиться с тем, как научиться делать добрые дела.

VI. Обобщение и систематизация знаний – 2 мин.

Учитель: Итак, добро – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо. Добрыми бывают не только поступки, но и слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, сказать, что все у него получится, что все будет хорошо.

VII. Подведение итогов занятия (рефлексия) – 2 мин.

Учитель: Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное - посадил дерево; приятное - сделал подарок; истинное - помог человеку в беде)

Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….)

(Учащиеся отвечают)

Итог урока. Сегодня на уроке класс работал слажено, хочется похвалить всех ребят за активное участие в работе на уроке. (Выставление отметок за урок)

VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению – 1 мин.

Учитель: § 10 – учить, ответить на вопросы. Выполнить задания в р.т. Удачи в подготовке!

Тип урока: урок-практикум

1. После занятия учащиеся смогут объяснить главную цель выборов, перечислить основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки, описать, как проходят выборы.

2. Смогут выразить свое отношение к выборам как способу выявления воли народа.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, творческие, интерактивные

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная

1. Целеполагание. 2. Актуализация знаний. 3. Применение знаний в новой ситуации (работа в группах). 4. Рефлексия.

I . Целеполагание. Перечислить основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки, описать, как проходят выборы. (Учащиеся выражают свое отношение к выборам как способу выявления воли народа).

II . Актуализация знаний

1. Вопросы к учащимся

a) В чем, по вашему мнению, состоит основная цель выборов? (Участие в выборах – проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Но мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития).

в) Каким образом гражданин осуществляет избирательное право? (по Конституции РФ ст. 32) (Одним из самых важных политических прав является право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, т.е. по Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Достигнув 18 лет и оказавшись достаточно здоровым и законопослушным, гражданин России обретает статус избирателя).

с) Перечислите основные принципы демократических выборов (При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов: - всеобщего, - равного, - прямого избирательного права, - при тайном голосовании. Участие в выборах добровольно. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли).

2. Интерактивное упражнение.

С какого возраста нужно разрешить голосовать на выборах (Учащимся предлагается занять место у шкалы мнений)

Обмен информацией (аргументами), почему заняли позицию (фактически приняли участие в выборах).

Разговор о возрасте стал началом разговора о форме современных выборов.

Как вы думаете должны ли быть выборы всеобщими?

(Учащиеся занимают позицию и приводят по 1-2 аргумента)

· Работающие граждане должны иметь 2 голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся, безработные – 1 голос.

· Выборы должны быть открытыми – голосование осуществляется подписанными бюллетенями.

· Участие в выборах должно быть обязательным под угрозой штрафа.

III . Применение знаний в новой ситуации (работа в группах)

По итогам социологического опроса, проведенного учащимися

1. Какими качествами должен обладать кандидат, чтобы завоевать голоса избирателей во время предвыборной компании?

2. Сравните со списком качеств государственного деятеля, составленных по результатам социологического опроса

- умение и готовность проявить инициативу в политических действиях, взять на себя ответственность

- влияние на политический процесс должно быть реальным, а не мнимым

- честность и порядочность

-способность воспринимать и выражать интересы широких народных масс

- обладание политической интуицией

- способность словами и действиями увлекать за собой людей

1. Чем они отличаются?

2. Есть ли качества, противоречащие друг другу?

3. Часто ли эти качества совпадают в одном человеке?

Обсудите в группе

1) Какие ограничения должны быть установлены для кандидатов в органы власти (возраст, профессия, образование, обязанность прожить некоторое время в избирательном округе)?

2) Какую информацию о кандидатах должны знать избиратели?

Основные этапы избирательного процесса:

1. Назначение выборов.

2. Образование избирательных округов, составление списков.

3. Выдвижение и регистрация кандидатов.

4. Предвыборная агитация.

5.Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

Учащимся дается алгоритм

1. Кто избирается;

5. Сколько человек войдет в избирательную комиссию (3 чел.);

6. Сколько избирателей должно принять участие в голосовании, чтобы выборы считались действительными (50%, 25%, без ограничений);

7. Кто будет признан победителем выборов (относительное или абсолютное большинство);

8. Если абсолютный победитель не будет выявлен, будет ли проводиться второй тур?

Все решения фиксируются (от группы на плакате).

Краткий список типовых нарушений законодательства на выборах

1. Принуждение к получению открепительных удостоверений;

2. Принуждение к получению открепительного с дальнейшей передачей его другому лицу и использованием для голосования другим лицом;

3. Изготовление неучтенного тиража открепительных удостоверений, которые затем используются на разных избирательных участках;

4. Использование одного и того же открепительного удостоверения на разных избирательных участках;

6. Голосование за других лиц по сговору с определенным членом УИК;

8. Голосование по фальшивым открепительным удостоверениям, либо по одному и тому же открепительному удостоверению, либо по открепительному удостоверению за другое лицо;

9. Массовая доставка избирателей, совмещенная с агитацией или подкупом;

12. Нарушение правил голосования вне помещения для голосования;

13. Агитация избирателей;

15. Нарушение тайны голосования;

17. Вынос избирателем своего бюллетеня из помещения для голосования;

19. Голосование вне помещения избирателей, которые не были записаны в реестре при выезде (выходе) группы на голосование вне помещения;

20. Вместо реестра заявок на голосование вне помещения различных списков избирателей, которые якобы хотят проголосовать на дому;

21. Реестр вообще не составляется, а голосование вне помещения производится прямо по спискам, поступившим в комиссию;

25. Незаконное удаление наблюдателя, члена комиссии, другого общественного контролера;

26. Совмещение последовательных этапов подсчета голосов членами УИК;

27. Подмена бюллетеней при подсчете;

30. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней;

32. Несколько членов комиссии одновременно просчитывают количество бюллетеней, отгибая уголки бюллетеней в разных пачках;

34. Руководители УИК уезжали в вышестоящую комиссию с незаполненным, но подписанным членами УИК протоколом;

35. Комиссия не рассматривает поданную жалобу, не составляет письменного решения, не прикладывает жалобу к протоколу, не указала количество поступивших жалоб в протоколе;

36. Отказ выдать заверенную копию протокола до отправления его в вышестоящую комиссию или отказ заверить эту копию надлежащим образом;

37. Изменение строк протокола, содержащих данные о количестве голосов, набранных кандидатами или партиями;

38. Составления повторного протокола, без вызова наблюдателей и членов УИК;

39. Остановка работы КОИБ;

40. Фальсификация итогов голосования в ТИК;

41. Составлению фальшивых протоколов УИК;

44. Протокол заполняется в УИК, выдается его заверенная копия. В ТИК протокол переделывается, первичный протокол уничтожается. В случае судебного разбирательства утверждается, что копия является недействительной или подложной, добытой ненадлежащим способом. Более тонкое применение такой технологии предполагает умышленно неправильное заверение копии протокола или нарушение порядка ее выдачи (не указываются нужные реквизиты заверения, не фиксируется выдача протокола в реестре выдачи копий протокола);

V . Рефлексия: Что узнали на уроке? Чему научились? Что мешает россиянам активно участвовать в выборах? А вы пойдете на выборы? Что, по вашему мнению, может изменить ситуацию в отношении к выборам?

Самоанализ урока.

Данное занятие является комбинированным уроком-практикумом, проводится после теоретического изучения избирательного законодательства России и рассчитано на учащихся 9-11 классов. С точки зрения триединства задач, данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей. Тема урока интересна учащимся данного возраста и актуальна, особенно до, во время и после избирательных компаний 2011-2012 годов. На уроке применяются такие методы как словесные – рассказ, беседа, объяснение, наглядные – иллюстрация, демонстрация, практические - упражнения, творческие задания, методы самостоятельной работы, методы стимулирования – познавательные игры, создание ситуации успеха, поощрение. В ходе занятия реализуются принципы научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.

Демократические перемены в России. Политическая система в нашей стране существенно изменилась. Важнейшей вехой на этом пути стало принятие Конституции РФ в 1993 году, в основу которой легли демократические принципы. Изменилась институциональная подсистема. На смену Республике советов с монопольной властью одной компартии пришла демократическая республика с избираемым народом президентом и парламентом. Обновляется нормативная подсистема, утверждаются принципы правового государства, принимаются соответствующие им новые законы, рождаются новые традиции. Функциональна подсистема теперь включает в себя демократические формы, методы, процедуры политической деятельности. Коммуникативная подсистема обновилась, так как в условиях разделения властей на федеральном уровне, а также между федерацией и её субъектами возникли новые связи и отношения. Возросли и стали разнообразными потоки информации. Культурно – идеологическая система преобразилась в условиях отказа от единственной, обязательной для всех идеологии, развития мировоззренческого и идеологического плюрализма. Постепенно в сознание людей утверждается система демократических ценностей. Демократия открывает лишь возможность для успешного движения вперед.

Читайте также: