Архитектура англии 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наиболее крупные явления английской архитектуры рассматриваемого периода относятся к последнему тридцатилетию 17 века. Продолжателем классика английского зодчества Иниго Джонса явился Кристофер Рен (1632—1723), остававшийся ведущим мастером английской архитектуры также на протяжении первой четверти 18 века.

Рен получил очень широкое образование: до того как он всецело обратился к архитектуре, он занимался математикой и астрономией. Совершив в 1665 г. поездку во Францию, он познакомился с Жюлем Ардуэном-Мансаром и другими французскими зодчими и с их работами, а также с Бернини, привезшим в Париж проект Лувра.

Собор св. Павла в Лондоне, строившийся Реном на протяжении тридцати шести лет (1675— 1710), стал величайшим культовым сооружением протестантского мира (длиной он превосходит Кельнский собор, высотой купольной части — флорентийский собор Санга Мария дель Фьоре). Римскому католическому собору св. Петра, строившемуся многими архитекторами на протяжении полутора веков с лишним, как бы намеренно был противопоставлен лондонский протестантский собор, сооруженный одним мастером в один строительный период, всего за три с половиной десятилетия. Первый составленный Реном проект с центрическим планом в форме равностороннего креста с притвором был отвергнут консервативным духовенством. Второй, осуществленный проект имел более традиционную вытянутую форму с разделенным столбами и арками на три нефа главным помещением и с просторным подкупольным пространством на пересечении нефов с трансептом.

Математические познания Рена пригодились ему в трудной задаче возведения купола, решенной им блестяще, с расчетом тонким и глубоким. Конструкция опирающегося на восемь столбов тройного купола сложна и необычна: над внутренней кирпичной оболочкой полусферической формы расположен кирпичный же усеченный конус, который несет венчающие собор фонарь и крест, а также третью, деревянную, крытую свинцом наружную оболочку купола.

Эффектен внешний вид собора. Два марша широких ступеней подводят с запада к шести парам коринфских колонн входного портика, над которыми расположены еще четыре пары колонн с композитными капителями, несущие фронтон со скульптурной группой в тимпане. Более скромные полукруглые портики поставлены по обоим концам трансепта. По сторонам главного фасада воздвигнуты стройные башни (одна для колоколов, другая для часов), за ними, над средокрестием собора, высится огромный величественный купол. Окруженный колоннами барабан купола кажется особенно мощным потому, что каждый четвертый интерколумний колоннады (так называемой Каменной галереи) заложен камнем. Над полусферой самого купола вторая, так называемая Золотая галерея образует обход вокруг фонаря с крестом. Возвышающаяся над Лондоном группа купола и башен — несомненно, самая удачная часть собора, основной массив которого было трудно воспринять целиком, так как он оставался скрытым беспорядочной городской застройкой (сильно разрушенной бомбардировками во время второй мировой войны).

Творческая индивидуальность Рена обнаруживается не менее ярко и в таких его. работах, как, например, лондонские приходские церкви. Изумляет разнообразие и остроумие квадратных, прямоугольных, овальных планов этих построек, обычно небольших размеров, сама конфигурация которых часто объяснялась мастерским использованием тесных, неудобных участков, отводимых для их строительства. Исключительно разнообразна архитектура самих церквей и их колоколен, то близких по формам к готике, то строго классических. Достаточно назвать оригинальную по композиции внутреннего пространства купольную церковь Сент Стивен (1672—1679) или же церковь Сент Мэри ле Боу (1671—1680) с ее замечательной по красоте силуэта стройной колокольней.

Из гражданских сооружений Рена одно из самых блестящих — новые части дворца Хэмптон-корт. В 1689—1694 гг. им были выстроены корпуса вокруг так называемого двора с фонтаном и фасад, выходящий в парк. В этой оригинальной по замыслу работе архитектор показал высокое мастерство, строгий вкус и умение эффективно использовать материалы — кирпич и белый портландский камень.

Плодовитый мастер, Рен строил не только дворцы и церкви. Им был окончательно разработан план Гринвичского госпиталя (первоначальный замысел которого принадлежит, по-видимому, Иниго Джонсу), а также сооружен другой госпиталь в Челси. Он обстраивал район Темпл в Лондоне, выстроил ратушу в Виндзоре. В Кембридже ему принадлежит здание библиотеки Колледжа Троицы (Тринити-колледж), прототипом которой послужила библиотека св. Марка в Венеции. В Оксфорде, где Рен преподавал в молодости астрономию, им выстроен так называемый Шелдоновский театр — большое круглое помещение для лекций и докладов, в котором использованы мотивы архитектуры древнеримского театра Марцелла; там же он выстроил библиотеку в Куинс-колледже и обстроил внутренний двор в Тринити-колледже. Использованные в этих постройках мотивы венецианского и римского зодчества получили у Рена оригинальное истолкование и вошли в историю английской архитектуры как создания национального гения.

В отличие от Иниго Джонса Рену на протяжении его долгой и плодотворной деятельности удалось осуществить почти все свои замыслы. Как истинный гуманист, Рен работал для просвещения и народа, он строил не только церкви, но и госпитали, библиотеки, не только дворцы, но и скромные жилые дома. Рен пошел по пути, предуказанному Джонсом, но, в отличие от Джонса, впитавшего в Италии дух эпохи Возрождения, в классицизме Рена, пережившего эпоху пуританства, более явственно выражено рассудочное начало.

В английской архитектуре 18 в. большое значение имело вновь пробудившееся увлечение творчеством Палладио. К 1742 г. вышли уже три издания архитектурного трактата Палладио. С середины века начинается публикация самостоятельных исследований по античной архитектуре. Роберт Вуд в 1753—1757 гг. издал увраж, посвященный развалинам Пальмиры и Баальбека, Роберт Адам опубликовал в 1764 г. зарисовки и обмеры дворца Диоклетиана в Сплите в Далмации. Все эти издания способствовали развитию теории архитектуры и воздействовали на архитектурную практику того времени. Новые идеи нашли свое отражение в крупных градостроительных мероприятиях, например в планировке и застройке города Бата (1725—1780), площади которого представляют собой наиболее законченные классицистические ансамбли Англии. Архитекторы 18 в.— это уже в большинстве случаев профессионалы и теоретики.

Джон Ванбру (1664—1726) занимает промежуточное положение между разносторонне одаренными и образованными мастерами 17 столетия и узкими специалистами 18 века. Блестящий офицер, придворный остроумец, модный драматург, он и в архитектуре оставался одаренным дилетантом.

Главные и самые крупные его работы — это выстроенные в первые годы 18 в. дворцы Хоуард (1699—1712) и Бленхейм (1705—1724).

Николас Хоксмур (1661—1736) был более скромным, но более достойным продолжателем Рена. Он вел строительство лондонских церквей, из которых наиболее интересна церковь Сент Мэри Вулнос (1716—1719) с фасадом, украшенным рустом, и окруженной колоннами прямоугольной в плане колокольней, завершенной двумя башенками с балюстрадой. Хоксмур работал после своего учителя в Оксфорде, где выстроил новый корпус Куинс-колледжа с монументальным дворовым фасадом и своеобразным входом (1710—1719). Наконец, еще при жизни Рена и после его смерти Хоксмур в 1705—1715 гг. продолжал строительство Гринвичского госпиталя. Расположенный на берегу Темзы, этот один из самых значительных и по размерам и по художественным достоинствам памятников английской архитектуры принял при Хоксмуре окончательный вид.

Большой комплекс госпиталя, где теперь расположено военно-морское училище, состоит из четырех корпусов, образующих прямоугольные дворы с просторной площадью между передними корпусами, обращенными к реке портиками фасадов. Широкие ступени, по обе стороны которых расположены величественные купольные постройки, ведут на вторую площадь между второй парой дворов. Хоксмур достойно завершил сооружение, начатое Джонсом и продолженное Реном.

Самая зрелая работа архитектора — скупой по формам безордерный фасад казарм конногвардейского полка (Хорз-Гардс, 1742—1751) в Лондоне.

Архитектор и теоретик архитектуры Джеймс Гиббс (1682—1765) — наиболее яркая индивидуальность в английской архитектуре первой половины 18 века. Пройдя школу у Филиппе Ювары в Турине, он также усвоил ордерную и пропорциональную систему Палладио. Наиболее значительная из его построек и по масштабу и по художественным достоинствам — так называемая Редклиффовская библиотека в Оксфорде (1737—1749), исключительное по своеобразию центрическое сооружение, состоящее из шестнадцатигранного цоколя, цилиндрической основной части и купола. Массивный рустованный цоколь прорезан большими арочными дверными и оконными проемами; круглая часть расчленена парными трехчетвертными колоннами на шестнадцать простенков с двумя ярусами чередующихся окон и ниш. Над балюстрадой, завершающей основной цилиндрический объем, вздымается увенчанный фонарем купол. Вполне выражающая свое назначение, строгая и монументальная университетская библиотека занимает, бесспорно, одно из первых мест среди лучших памятников английской архитектуры.

Своеобразны и лондонские церкви Гиббса, строительство которых он продолжал вслед за Реном и Хоксмуром,— двухэтажная церковь Сент Мэри ле Стрэнд (1714—1717) с полукруглым портиком входа и стройной колокольней и церковь Сент Мартин ин-де Филдс (1721—1726) с импозантным коринфским портиком.

Уильям Чемберс (1723—1796) был последовательным представителем палладианства в Англии во второй половине 18 в., когда менее значительные английские архитекторы уже отказались от безуспешных попыток приспособить планы вилл Палладио к условиям английского климата и требованиям английского комфорта.

Пройденному этапу английской архитектуры Чемберс подвел итоги в своем архитектурном трактате и крупнейшей своей постройке, известной под названием Сомерсет-хауз в Лондоне (1776—1786). Это монументальное здание, сооруженное на аркадах субструкций, выходит своими рустованными фасадами на Стрэнд и на набережную Темзы (обращенный к реке фасад достроен позже, в 19 столетии). В помещениях Сомерсет-хауза в 1780 г. разместилась Королевская Академия.

Последний палладианец, Чемберс был первым представителем академического направления в английской архитектуре.

Но Сомерсет-хауз, в особенности фасад с трехарочным въездом со Стрэнда и величественный двор здания, достойно завершает большую и блестящую эпоху в истории английской архитектуры.

Характерный образец творчества Адама — замок Кедлстон-холл (1765—1770), выстроенный и отделанный им внутри по составленному другими архитекторами палладианскому плану (с полукруглыми крыльями, примыкающими к центральному зданию). Но расположенные по главной оси самые большие парадные помещений замка принадлежат, несомненно, Адаму. Замысел большого холла, где за несущими лепной потолок коринфскими колоннами из искусственного мрамора стоят в нишах стен античные статуи, и перекрытого куполом салона, стены которого расчленены нишами и табернаклями, навеян, вероятно, античными памятниками, с которыми Адам ознакомился во время поездки в Далмацию, где он изучал дворец Диоклетиана в Сплите. В еще большей степени отвечали новым изысканным вкусам приемы отделки других, меньших по размерам помещений — лепнина потолков и стен, украшения каминов. Изящный фасад клуба Будль в Лондоне (1765) дает представление о том, как Адам решал внешний облик здания.

Целью этой работы является исследовать и выявить особенности английской архитектуры 18 века, через поставленные задачи:
1.Изучить и описать различные архитектурные направления.
2.Отобразить новые элементы в архитектуре Англии18 века.
3.Изучить наследия основных архитекторов Англии того периода.
4. Исследовать национальные особенности архитектуры Англии.

Содержание работы

Введение
Исторические предпосылки развития архитектуры Англии 18 века
Стилевые направления развития
Барокко
Господство палладианства
Неоготика – готическое возрождение
Классицизм- греческое возрождении
Основные направления развития архитектуры в Англии 18 века
Градостроение
Жилищное строительство
Общественные здания
Культовые здания
Садово-парковая архитектура
Три великих архитектора
Уильям Чембери –наследник палладианства
Роберт Адам- успешный новатор
Джон Соун – индивидуалист
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

архитектура англии 18 век.docx

  1. Введение
  2. Исторические предпосылки развития архитектуры Англии 18 века
  3. Стилевые направления развития
    • Барокко
    • Господство палладианства
    • Неоготика – готическое возрождение
    • Классицизм- греческое возрождении
    1. Основные направления развития архитектуры в Англии 18 века
      • Градостроение
      • Жилищное строительство
      • Общественные здания
      • Культовые здания
      • Садово-парковая архитектура
      1. Три великих архитектора
        • Уильям Чембери –наследник палладианства
        • Роберт Адам- успешный новатор
        • Джон Соун – индивидуалист
        1. Заключение
        1. Литература

        Англия - страна, в которой искусство и культура обладают длительными историческими традициями. Эта культура отличается от других стран мира рядом характерных особенностей, которые ощущаются в быту, традициях, искусстве, морали, религии. В настоящей работе сделаем попытку исследовать по изученной литературе, то особенное, что отличает английское искусство от других национальных школ.

        Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. 18 столетие является одним из основных этапов в истории английской архитектуры, именно в Англии происходило возрождение стилей. Обращаясь к стилям прошлого, архитекторы возрождали их и переосмысливали, умело сочетая новые тенденции с элементами старого, вновь увиденного в архитектуре.

        Поэтому, например, черты барокко и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке. В Англии, куда идеи и вкусы Ренессанса пришли с большим запозданием, они воспринимались все сразу.

        В XVIII веке архитектура Англии достигла большого расцвета. К этому времени была создана сильная национальная школа. Англия наряду с Францией являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догнала в своём развитии остальные европейские державы, но и сама начала давать образцы для построек в других странах.

        Сложен и противоречив был и путь становления национального стиля в архитектуре Англии XVII – ХVIII веков. Достижения английской архитектуры явились результатом местной интерпретации форм, рожденных в Италии и Франции. Искусство Англии существовало в сложном и многообразном взаимодействии классицизма и барокко в совокупности с деятельностью отдельных мастеров, творчество которых не укладывается ни в какие стилистические рамки. И тем интереснее вклад архитекторов этого периода в историю мировой архитектуры.

        Одной из важнейших характеристик этой эпохи является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы.

        Сейчас мы пытаемся осознать путь, пройденный человечеством. Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. Поэтому темы, связанные с изучением исторических эпох, сегодня так актуальны.

        Целью этой работы является исследовать и выявить особенности английской архитектуры 18 века, через поставленные задачи:

        1.Изучить и описать различные архитектурные направления.

        2.Отобразить новые элементы в архитектуре Англии18 века.

        3.Изучить наследия основных архитекторов Англии того периода.

        4. Исследовать национальные особенности архитектуры Англии.

        Исторические предпосылки развития архитектуры Англии 18 века

        Восемнадцатый век является для Англии временем блистательного расцвета ее культуры. Обогнав соседние страны в своем историческом развитии, Англия первая пришла к промышленному перевороту с его последствиями – неслыханным разрастанием крупных индустриальных городов и с ярко выраженным социальным контрастом. Ведущее положение Англия занимала также в области механизации, новой техники и методов производства, появился новый социальный слой – буржуазия. На формирование национального характера искусства сказалась отсутствие резкой грани между буржуазией и знатью. Английское искусство упорно не хотело укладываться в рамки принятые в других странах. Промышленная революция и связанные с ней социальные изменения оказали значительное воздействие на историю архитектуры. Если первостепенными объектами строительства до второй половины 18 века еще оставались дворцы, церкви и крупные поместья аристократии, то затем на первый план вышли городские общественные здания, предназначенные для нужд управления, образования, торговли и ремесел. Основную группу заказчиков теперь представляла собой богатая буржуазия

        (классицизм и романтизм .архитектура.скульптура. живопись. Рисунок)

        Стилевые направления развития

        В искусстве большинства европейских стран в первой половине 18 века продолжает господствовать барокко – стиль, сложившийся в предшествующем столетии; он связан, как правило, с аристократическими слоями общества и с католической церковью. Его характеризует эмоциональная приподнятость, пафос, бурные порывы чувств; средствами выражения постоянно служат контрасты преувеличения всякого рода, широкий пространственный размах, перспективные и иллюзионистические эффекты.

        Английское искусство конца 17-начала 18 века отразило сложный характер структуры общества того времени. Рационалистические тенденции создавали почву для длительного процветания классицизма в различных его вариантах, тогда как стиль барокко не получил благоприятных условий для развития. И хотя отдельные барочные элементы имели место в условиях протестантской Англии, искусство отличалось значительной сдержанностью.

        (Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись.)

        Параллельно с еще не угасшим стилем барокко и в значительной степени в борьбе с этими отживающими течениями в средине 18 столетия возникновение новой волны классицизма. Классицизм – художественный стиль, в основе которого лежит рационалистическое начало, в нем провозглашается торжество разума над чувством идеи - над впечатлением, логики – над бессознательным душевным порывом. Строгость, ясность и некоторая отвлеченность, свойственные античному искусству, привлекали европейских мастеров, тщательно изучающих искусство древности. Внешним признаком классицизма является обращение к античности как к идеальному образцу.

        В это время в Англии появилась группа архитекторов, у которых подход к изучению античности и Ренессанса сменился довольно педантичным повторением отдельных мотивов, или даже целых построек, зодчего позднего итальянского Возрождения – Андреа Палладио. Его сооружения отличались композиционной простотой, основывавшейся на строгом соблюдении симметрии и логически построенной системе пропорций. В последствии архитектурное искусство Палладиобыло возвышено английскими архитекторами и заказчиками до идеала, оно стало нормой, от которой не разрешалось отклоняться.

        (классицизм и романтизм . архитектура. скульптура. живопись. Рисунок)

        Строгая гармония пропорций, считавшаяся, обязательной для наружного облика здания, нарушалась в интерьерах, подчас сохранявших барочную трактовку и пышность форм. Здесь преобладали тяжелая лепнина, плафоны, золоченая мебель. Палладнианские виллы, если их строители слепо следовали итальянскому образцу, были неудобны для жилья и не соответствовали английскому климату. Вилла самого Берлингтона, Чизик- хауз (Начат в 1725 г.), состояла, например , лишь из парадных залов. В первой половине18 века вся Англия была застроена зданиями в стиле палладианства, состоявших из спроектированных по строгой системе отчетливо выделенных кубических объектов. Их чрезвычайно скупо декорированные фасады украшали , наподобие античных храмов, большие портики над рустованным цокольным этажом. Тем не менее, воздействие палладианства на английскую архитектуры было значительным. Во время второго периода активного строительства вилл в середине 18 века чаще возникали более мелкие сельские дома, расположенные неподалеку от Лондана как, например, Ротхем Парк, построенный в 1754 году Лизеком Уэром для адмирала Джона Бинга. Его композиционное ядро представляет собой характерный для палладнианской виллы куб с пятью оконными осями и четырех колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном. Рустованный цоколь, бельэтаж, мезонин и аттик над корнизом, увенчанным балюстрадой, составляют четыре этажа здания. Присутствуют также и отличительные черты палладианства: боковые окна второго яруса оформлены в виде серлиано или окна Палладио, то есть увенчанного полукруглой аркой проема, обрамленного по бокам двумя другими, более узкими и вытянутыми вверх. Но здесь скромный куб оживляет новый, исключительно английский по духу элемент: описанные окна образуют трехгранные выступы (разновидность эркера, который поднимается от уровня земли). Главная же причина распространения палладничества заключается в том, что палладническая система (объединенные портиком или пилястрами два этажа на цоколе) с одинаковым удобством накладывалась на куб усадебного дома, на городской особняк и на доходный дом из ряда квартир, начавший определять облик новой застройки в городах.

        Искусство Англии второй половины 18 века представляет сложную и противоречивую картину- здесь возникают и переплетаются различные течения. В 1760-х годах в Англии начинается новая волна увлечения античностью. Когда строился Ротхем Парк, господство палладианства уже было поколеблено. Жажда познания, характерная для эпохи Просвещения, начала распространяться на исследование древних памятников культуры : с 1711 года стали производиться раскопки Геркуланума, с 1733 года – Помпей. В результате раскопок выяснилось, что представления Палладио об жилом доме были совершенно неправильными. Исследователь античных городов Роберт Вуд в 1753 и 1757 годах издал свои труды на темы археологии, благодаря нему ученый мир узнал, что греческие храмы выглядели не так как римские, что кроме дорического ордера, который был известен по римским древностям , имелись другие, более архаичные его варианты без баз и с более мощными стволами колонн и что сама архитектура великой Римской империи была очень разнородной

        (классицизм и романтизм .архитектура.скульптура. живопись. Рисунок)

        Новый поворот к античности проявился в первую очередь во внутреннем оформлении домов в крупных поместьях. В Грей Пэкингтоне архитектор Джозеф Бономи с 1782 года проектирует Помпейскую галерею по образцу интерьеров, которые были открыты в Помпеях и Геркулануме. Церковь возведенная Бономи в 1789-1790 годах в Пэкингтоне, также отражала его стремление создать новую архитектуру на основе античности. Композиция постройки состоит из кубического объема с обнаженными стенами без украшений, разделенными лишь полукруглыми окнами, и завершениями в виде башен. Внутри тоже господствует такая же пуританская строгость. Четыре коротких симметричных рукава креста, взятые из архитектуры римских терм, перекрыты кессонными цилиндрическими сводами. Крещатый свод квадратного центрального объема покоится на установленных в углах дорических колоннах, увенчанных фрагментами антаблемента, созданными по образцу греческих храмов в Пестуме. Характерным примером является Додингтон Парк, который был спроектирован Джеймсом Уайеттом. Отчетливо заметны изменения во внешнем облике по сравнению с палладианским стилем. Лишенные украшений окна размещены на стене в одной плоскости. Монументальный шестиколонный портик подчеркивает вход на фасаде. Он поставлен прямо на уровне земли; рустованный цокольный этаж, аттик или мезонин отсутствуют. В доме всего два этажа, роскошные помещения аристократических покоев перемещены на первый этаж.

        Возвращение к греческим архитектурным формам мыслилось как шаг к созданию новой архитектуры, которая была бы полностью обращена на создание кубовидных, скромных объемов, оживленных только свободно стоящими колоннами, несущими портик или колоннаду.

        • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING
        • Error loading component: com_users, 1

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        В западноевропейском искусстве XVII-XVIII вв. основными художественными направлениями и течениями были барокко и классицизм. Во многих европейских странах создавались Академии художеств и архитектуры.

        Но ни один из этих стилей не существовал в искусстве Англии XVII-XVIII вв. в чистом виде, т.к. они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны.

        Для английского искусства этого периода характерно внимание к эмоциональной жизни людей, особенно это касается портретной живописи. Кроме того, английское Просвещение особое внимание уделяло идеям нравственного воспитания личности, проблемам этики и морали. Другим ведущим жанром английской живописи этого периода стал бытовой жанр. О наиболее известных художниках (Т. Гейнсборо, Д. Рейнольдс, У. Хогарт) мы рассказали на нашем сайте.

        Архитектура

        В XVII и XVIII вв. Англия являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Но различные архитектурные стили и направления существовали здесь подчас одновременно.
        У истоков британской архитектурной традиции стоял Иниго Джонс (1573-1652), английский архитектор, дизайнер и художник.

        Посмертный портрет Иниго Джонса кисти Уильяма Хогарта (написан по прижизненному портрету Ван Дейка)

        Иниго Джонс родился в 1573 г. в Лондоне в семье суконщика. В 1603-1605 гг. Джонс в Италии обучался рисованию и оформительскому искусству. Вернувшись на родину, занимался созданием декораций для театральных представлений, он сыграл значительную роль в развитии европейского театра.
        В 1613-1615 гг. Джонс снова в Италии, он изучает работы Андреа Палладио, античную и ренессансную архитектуру. В 1615 г. Джонс становится главным смотрителем королевских строений, в Гринвиче вскоре приступает к строительству загородного особняка королевы Анны, супруги Якова I.

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Двухэтажный Куинз-хаус представляет собой монолитный куб, совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В центре паркового фасада расположена лоджия. Куинз-хаус явился первой английской постройкой в стиле классицизма.

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Тюльпановидная лестница Куинз-хауса в Гринвиче

        Следующая работа архитектора – Банкетинг-хаус в Лондоне (1619-1622). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитектурным убранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспроизводит облик античного храма. Постройки Джонса соответствовали вкусам английского двора того времени. Но творчество Джонса было оценено по достоинству только в XVIII в.: оно заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построек английского палладианства.

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена (1632-1723), одного из наиболее известных и почитаемых английских зодчих.

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Рен – автор одного из самых значительных по размерам и по художественным достоинствам памятников английской архитектуры – королевского госпиталя в Гринвиче (сейчас здесь находится военно-морское училище).

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Расположенный на берегу Темзы королевский госпиталь в Гринвиче – последнее крупное сооружение Кристофера Рена. Большой комплекс госпиталя состоит из 4 корпусов, образующих прямоугольные дворы с просторной площадью между передними корпусами, обращенными к реке портиками фасадов. Широкие ступени, по обе стороны которых расположены величественные купольные постройки, ведут на вторую площадь между второй парой дворов. Обрамляющие площадь колоннады из сдвоенных колонн образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом Иниго Джонса. В строительстве Гринвичского госпиталя принимал участие также архитектор Николас Хоксмур (1661-1736). Он начал работы еще при жизни Рена и продолжил их после смерти зодчего.
        Рен шёл по пути Иниго Джонса. Но Джонс впитал дух итальянского Возрождения, а Рен творил в стиле классицизма.
        Традиции Кристофера Рена продолжил Джеймс Гиббс (1682-1754) – наиболее яркая и самобытная фигура английского зодчества первой половины XVIII в., один из немногих представителей стиля барокко в британской архитектуре. Строил также в палладианском стиле, заимствуя у него отдельные элементы.

        Наибольшее влияние на творчество Гиббса оказали работы Кристофера Рена, но Гиббс постепенно выработал свой собственный стиль. Его знаменитая библиотека Рэдклиффа в Оксфорде, строгая и монументальная, занимает одно из первых мест среди лучших памятников английской архитектуры.

        Библиотека – наиболее значительная из построек Гиббса по масштабу и по художественным достоинствам. Это своеобразное центрическое сооружение состоит из 16-гранного цоколя, цилиндрической основной части и купола. Цоколь прорезан большими арочными дверными и оконными проемами; круглая основная часть разделена парными колоннами на 16 простенков, в которых чередуются расположенные в два яруса окна и ниши. Над балюстрадой поднимается увенчанный фонарем купол.
        Библиотека является одним из лучших памятников английской архитектуры.
        Ещё один шедевр Гиббса – церковь Сент-Мартин ин зе Филдз.

        Церковь Сент-Мартин ин зе Филдз

        Она украшает Трафальгарскую площадь в Лондоне. В Сент-Мартин ин зе Филдз прослеживается влияние Кристофера Рена, но колокольня не выделена в отдельную постройку, она составляет со зданием церкви единое целое. Первоначально это решение архитектора современники критиковали, но позднее церковь стала образцом для многочисленных англиканских церквей в самой Англии и за ее пределами

        Английское палладианство

        Английское палладианство связано с именем Уильяма Кента (ок. 1684-1748), архитектора, археолога, живописца и издателя.

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Вилла в Чизике (1723-1729)

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Парк виллы в Чизике

        Парковый фасад украшен портиком с фронтоном, к портику ведёт сложная и изысканная лестница. Вилла не предназначалась для проживания, в ней нет ни спален, ни кухни, там только помещения для художественных коллекций Бёрлингтона.
        Благодаря покровительству лорда Бёрлингтона, Кент получал заказы на строительство публичных зданий в Лондоне, например, Хорс-гардс.

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Хорс-гардс – казармы конногвардейского полка в Лондоне. Это самая зрелая работа Уильяма Кента.
        Уильям Кент построил в Лондоне несколько дворцов. Выполнял заказы по оформлению интерьеров загородных резиденций английской знати. Главной работой Кента стала усадьба Холкем-холл в графстве Норфолк.

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Усадьба Холкем-холл в графстве Норфолк

        Она предназначалась для художественной коллекции лорда Лестера. Особенно знамениты интерьеры Холкем-холла, полные шёлка, бархата и позолоты. По рисункам Кента изготовлялась также мебель.

        Английский парк

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Особенно сильное впечатление производили искусственные, специально построенные руины, носившие название Храма современной добродетели. По всей видимости, руины символизировали упадок нравов в современном обществе и противопоставлялись роскошному Храму древней добродетели, выстроенному У. Кентом в античном стиле.

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Храм древней добродетели

        Храм древней добродетели, выстроенный У. Кентом в античном стиле, представляет собой круглую купольную постройку, окруженную колоннадой из 16 гладких ионических колонн, установленных на невысоком подиуме. Храм имеет два входа в виде арочных проемов, к каждому из которых ведет 12-ступенчатая лестница. Внутри храма 4 ниши, в которых установлены исполненные в человеческий рост статуи древнегреческих знаменитостей.
        Уже в середине XVIII в. пейзажные парки были распространены в Англии, во Франции, Германии, России.

        Последним крупным представителем палладианства в английской архитектуре был Уильям Чеймберс (1723-1796) – шотландский архитектор, представитель классицизма в архитектуре.

        Чеймберс внес значительный вклад в развитие садово-паркового искусства. Благодаря Чеймберсу в традиционном английском пейзажном парке появились экзотические (китайские) мотивы.

        Больша́я па́года – первое сооружение в духе китайской архитектуры в Европе. Была построена в ричмондских садах Кью в 1761-1762 гг. по проекту придворного архитектора Уильяма Чэмберса в соответствии с пожеланием матери короля Георга III, Августы. Высота 50 м, диаметр нижнего яруса 15 м. Внутри пагоды устроена лестница из 243 ступеней, крыша облицована кафельной плиткой.
        Подражания пагоде в Кью появились в Английском саду Мюнхена и других уголках Европы. По прихоти Екатерины II соотечественник Чэмберса, Чарлз Камерон, спроектировал аналогичное сооружение в центре Китайской деревни Царского Села, однако проект не был воплощён в жизнь. Но китайские домики всё же были построены.

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Китайские домики. Китайская деревня в Александровском парке Царского Села

        Архитектура неоклассицизма

        Когда в середине XVIII в. в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, в Рим отправились все крупнейшие представители английского неоклассицизма, чтобы увидеть руины древних сооружений. Другие английские архитекторы отправлялись в Грецию для изучения древнегреческих построек. В Англии неоклассицизм отличался тем, что воспринял от античности лёгкость и изящность, особенно это касалось английских неоклассических интерьеров. же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными.

        Дом в усадьбе Сайон-хаус в Лондоне. Арх. Р. Адам (1762-1764). Приемная. Лондон (Великобритания)

        Приемная в усадьбе Сайон-хаус – один из наиболее известных интерьеров Адама. Комната украшена двенадцатью колоннами из голубого мрамора с позолоченными капителями и скульптурами наверху. Стволы этих колонн подлинно античные – они найдены на дне реки Тибр в Риме, капители же и скульптуры исполнены по рисункам самого Адама. Колонны здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, но они придают комнате величественный вид.

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Аббатство Фонт-хилл в Центральной Англии было построено в 1796-1807 гг. архитектором Джеймсом Уайетом (1746—1813).

        Английская архитектура XVII-XVIII веков

        Аббатство Фонт-хилл (до настоящего времени не сохранилось)

        Уже в XIX в. готический стиль стал государственным. В этом стиле в середине XIX в. строилось здание Парламента в Лондоне (арх. Чарльз Бэрри) – одно из главных сооружений английской архитектуры того времени.

        Архитектурный классицизм – это возвращение к античным традициям в зодчестве. Античный ордер в классицизме является эталоном гармоничности, строгости и монументальности.

        Классицизм в Англии просуществовал до середины XVIII века. Успех стиля был во многом предопределен, поскольку архитектура барокко и рококо к моменту появления классицизма перенасытила вкусы европейских интеллектуалов.

        В начале XVII века появилось новое архитектурное направление – палладианизм. Своим появлением оно обязано английскому архитектору Иниго Джонсу, получившему профессиональный опыт в Италии.

        Среди наиболее влиятельных архитекторов Англии этого периода можно выделить:

        • Кристофера Рэна;
        • Уильяма Кента;
        • Джона Вэнброу;
        • Иниго Джонса.

        Особенность английской архитектуры XVII века и первой половины XVIII века заключается в ренессансно-классицистическом оттенке стиля. При этом специалисты отмечают наличие всё еще уверенных черт барокко. В таких странах, как Германия, Франция, Испания и Бельгия барокко на тот момент только достигало предела своих формальных возможностей. В Англии же был силен палладианский классицизм. Интересно, что в английской архитектуре XVII – начала XVIII века практически нет памятников, которые бы можно было назвать явно барочными. Все они в большей или меньшей степени классицистичны.

        Одним из ведущих архитекторов конца XVII – начала XVIII века в Англии был Кристофер Рэн. Влияние его деятельности на архитектуру страны очень велико. Восстановительные работы после пожара в Лондоне в 1666 году, а также реставрация Стюартов повлияли на карьеру Кристофера Рэна в Англии. В этот период он был ключевой фигурой в английской архитектуре. Он занимается реконструкцией собора Святого Павла и некоторых лондонских религиозных сооружений. Также он работает над проектом Королевского госпиталя в Гринвиче, дворца Уайтхолл и Хэмптон-корта. Архитекторы Николас Хоксмур и Джон Вэнброу создали сооружения, которые специалисты относят к числу самых оригинальных и мощных объектов английской архитектуры.

        Готовые работы на аналогичную тему

        Рисунок 1. Собор Святого Павла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

        Второй, не менее важный, Георгиевский архитектурный стиль, называемый неоклассицизмом, получил широкое распространение в середине XVIII столетия. Надо сказать, что к концу века, а также во время правления короля Георга IV, развиваются и другие архитектурные стили (например, готическое Возрождение и стиль регентства). Георгиевская эра характеризуется также зенитом дизайнерских домов в Британии. Даже в наши дни можно увидеть целые кварталы симметричных и однородных домов в Лондоне. Фасады этих зданий украшены классическими пилястрами, дверьми и окнами на фронтонах, а также изящной лепниной.

        Интерьеры

        Интерьеры данного периода дают общую картину перехода от ренессанса к классицизму. Сохраняются деревянные панели, потолки со сложными рисунками, однако, все сильнее начинают проявляться черты ордерности. В интерьерах начинают применяться пилястры, карнизы и новые орнаменты в стиле классицизма.

        Что касается признаков барокко, то они наблюдались во второй половине XVII – XVIII вв. в интерьерах Кристофера Рэна. Правда все эти черты были ограничены чисто декоративными элементами – гирляндами и прочими элементами, которые накладывались на ясную тектоническую основу.

        Для английских домов весьма были характерны величественные холлы. Характерный образец был создан Джоном Вэнброу в Кэстл-Ховарде. Холл увенчивался куполом на парусе свода, он являлся центром поистине театральной композиции. Две огромные аркады открылись с обеих сторон на лестничные пролеты, галереи второго яруса начинаются за колоннами, а широкие дверные проемы ведут в гостиные, откуда зритель может попасть в сад.

        Помимо архитектуры и дизайна, георгиевская эра принесла человечеству большие достижения в декоративном искусстве. Эстетические и технические успехи прослеживались в гончарных изделиях, а также украшениях из драгоценных материалов.

        Мебель также оформлялась по-новому. Обшивка была вытеснена деревянными панелями, такой метод также считался более предпочтительным для покрытия внутренних поверхностей стен. В жилых домах интерьеры имели весьма гармоничные пропорции. Интерьеры выполнялись в спокойных тонах. Штукатурные украшения, нередко применяемые в оформлении, были заимствованы из римских интерьеров.

        Архитектура. В то время как барокко достигло в европейской архитектуре кульминации, английская архитектура продолжала стоять на позициях рационализма и классицизма. Теоретики и практики английского классицизма 18 века проповедуют возврат к канонам Витрувия и Палладио. Крупнейшими представителями этого направления были Грант Вуд (1705–1754), Уильям Кент (1684–1748) и Джеймс Джиббс (1682–1754). Английским мастерам, однако, чуждо стремление к представительности, развернутости фасадов и декоративности, характерным для французской архитектуры. Выразительность, богатство архитектурных форм достигались чисто пластическими средствами.

        Собор святого Павла


        Собор святого Павла
        Кристофер Рен
        1675–1720

        Лондон Бридж Тауэр


        Лондон Бридж Тауэр
        Чарльз Барри
        1820-е

        Здание парламента


        Здание парламента Англии
        Барри, Пьюджин
        1840–1857

        Особого своеобразия английские мастера достигли в области жилой архитектуры – в сельских виллах, дворцах, окруженных живописными парками. Идеал красоты здесь сочетался с требованиями разумного расположения частей здания и расчлененной планировкой (Роберт Адам, 1728–1792). Регулярный парк (французский) во второй половине 18 века вытесняется в Англии ландшафтным, в котором композицию образуют свободные группы деревьев, открытые лужайки, озера с извилистыми берегами. Английские архитекторы 18 века оказали большое влияние на дальнейшее развитие архитектурной мысли и стилистики зодчества в Англии начала 19 века и в викторианскую эпоху (Чарльз Барри, Огастес Пьюджин).

        Так, например, было отстроено здание парламента (Вестминстерский дворец). Некогда на этом месте находился королевский дворец, который стал строиться еще при короле Эдуарде Исповеднике и был существенно укреплен и перестроен Вильгельмом Завоевателем. После пожара 1512 дворец перестал быть королевской резиденцией. С 1547 в части здания проводились заседания Палаты общин (Палата лордов располагалась в другом месте). Пожар 1834 нанес зданию огромный урон и в 1840–1867 годах оно было отстроено вновь архитектором Чарлзом Барри в стиле английского классицизма и неоготики. Архитектор Огастес Пьюджин в этом же стиле оформил все интерьеры, а также орнаментировал внешние детали. С тех пор здесь проводятся заседания обеих палат.

        Прикладное искусство. В области скульптуры в Англии в 18 века не было создано ничего выдающегося. Но именно это время – период высокого подъема декоративно-прикладного искусства: торевтики (обработка металлов), обработки стекла и особенно производства фарфора.

        Далеко за пределами Англии получил распространение своеобразный по формам фаянс, изготовленный на предприятиях Джошуа Уэджвуда (1730–1795) из новых сортов керамической, так называемой каменной массы. Необычайно прочная, она допускала вместе с тем и большую тонкость обработки изделий, часто представлявших собой копии античных ваз или свободные им подражания. Каменная масса синих, черных, зеленых тонов украшалась белыми рельефами строгих очертаний и форм, воспроизводящих античные мотивы. Сервизы, вазы, туалетные принадлежности вместе со строгими формами мебели и оформлением интерьера воплощали поиски изящной классической красоты в английском искусстве.

        Читайте также: