Архитектура 50 60 годов в ссср кратко

Обновлено: 08.07.2024

Конечно, что-то сенсационного в этой статье вы не увидите, но проследить как менялась архитектура страны Советов довольно интересно. В публикации будут представлены современные фотографии построек в различных архитектурных стилях.

Архитектура СССР охватывает период с 1917 по 1991 года. За этот промежуток времени сменилось множество различных стилей, также были созданы новые, уникальные архитектурные решения.
После Октябрьского переворота, новое правительство страны взялось за изменение всех сфер жизни, и архитектура не стала исключением.

Наибольшую роль в период с 1920 по 1930 года имели два течения: рационализм и конструктивизм.

Здание газеты "Известия" . Старое здание построено в 1925 - 1927 годах, новый корпус пристроен в 1975 году.

Здание газеты "Известия" . Старое здание построено в 1925 - 1927 годах, новый корпус пристроен в 1975 году.

Рационализм - архитектурный стиль, распространённый в самые первые годы существования СССР. Основной принцип рационализма - единство архитектурного образа и его функциональной обусловленности. Внимание уделялось психологическому восприятию архитектуры человеком. Популяризацией архитектурного рационализма занимались участники объединения "Ассоциация новых архитекторов", а также немногие архитекторы-одиночки.

Конструктивизм прожил в СССР недолгую жизнь, это советское авангардистское направление, подразумевало полную подчиненность формы здания его функциональному содержанию и удобству его практического использования, уделяя минимальное внимание вопросам художественного восприятия архитектуры.

В начале 1930-х годов значительно изменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, и в искусстве. Партия начала резко критиковать авангардные течения и впоследствии объявила конструктивизм буржуазным течением, тем самым покончив с ним. На смену конструктивизму пришел неоклассический стиль, или как его еще называли “Сталинский ампир”.

“Сталинскйи ампир” - направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с конца 1930-х и до середины 1950-х годов. Этот стиль объединял в себе элементы различных архитектурных стилей, таких как: барокко, ампир эпохи наполеона, ар-деко. Пожалуй, это самый противоречивый и интересный период в истории архитектуры СССР.


В 1961 г. по проекту М. Посохина построен Кремлевский Дворец съездов.


Продолжалось строительство Московского метрополитена; в отделке его станций принимали участие архитекторы Е.И.Катогин, В.К. Скугарев и др.


В 1954-1956 гг. был сооружен Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках (архитекторы А.Власов, Н.Уллас и др.).


1963-1970 гг. - здание СЭВ в Москве. Архитекторы- М. Посохин, А. Мндоянц.



Начало строительства в 1961 г. здание Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге, открыт музей в 1967 г., архитектор Б. Бархин и др.

Жилищное строительство.


В 1956-1957 гг. осуществлен проект планировки квартала в жилом районе Новые Черемушки (под руководством архитектора Н. Остермана), где помимо жилых домов предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания. Дальнейший жилищный бум привел к застройке городов тысячами стандартных жилых комплексов из крупно-панельных блоков.

Таким образом , в период правления Н.С. Хрущёва быстрыми темпами шло строительство жилья, метрополитена, было построено много высотных зданий, украсивших облик Москвы и городов СССР.

Москва 1955–1991: Самая недооцененная архитектура (фото)

Действительно самая недооцененная. И вот почему.

С 1955 года нужно было строить просто и без излишеств

Но главное — и это, следствие идеи оптимизировать траты, — архитектура: жилая и нежилая — переходит на нормы стандартов. Дома либо строятся по типовым проектам, либо — используют типовые строительные и облицовочные материалы (например, архитекторам некоторых станций метро предстояло выбирать мраморные панели для колонн лишь из нескольких вариантов отделки). Эстетическая составляющая в установках заказчика (государства) уходят на третий план.

Однообразие всегда рождает неприятие. В народном сознании вторая половина XX века это время типовой архитектуры, а потому и в голову не может прийти, что хотя бы , построенное в этот период, может быть красивым и хорошим.

советская архитектура

Архитекторы находили способы делать шедевры!

По сути, в это время в Москве появилось несколько десятков действительно выдающихся проектов — но они были выдающимися не столько по масштабу (чаще всего, именно не по масштабу), а по искусству простоты, и простоте в искусстве.

Сделать красивым здание на основе только пропорций и ритмики — это величайшее искусство.

Здание Госстандарта на Ленинском. Шедевр!

Советская архитектура, фото

Или высотка Института Гидропроекта. Идеальные пропорции и ритмика.

советская архитектура

Так где же эта красота?

(Помните, мы говорили про совершенство, которое раскрывается в простоте пропорций и ритмике? Такие дома еще больше требовательны к качеству материалов!)

Это были не изысканные доходные дома модерна из камня, которые, ветшая, получали свой особый изыск и благородство от старения. Это были сооружения, которые начинали отталкивать — становясь трущобами: огромными конструкциями, в которых ни жить, ни работать не хочется. На которые, даже, смотреть не хочется.

дом нового быта.jpg

Советская архитектура

Ни один архитектор в этом не был виноват

И ни один дом сам по себе не был в этом виноват — только строительные материалы.

Самые интересные задумки теряли себя со временем — и лишь немногие по воле случая или обстоятельств сохраняли и сохранили красоту — как например Дворец Пионеров (один из немногих проектов, когда архитекторам была дана полная свобода и при проектировании, и в выборе материалов):

советская архитектура

или здание Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, одна из самых ярких построек второй половины XX века в городе:

советская архитектура

Или шикарный дом на улице Академика Сахарова:

советская архитектура

Или абсолютно совершенный дом ТАСС (хотя изначально он должен был быть в три раза выше :) )

советская архитектура

Но это — редкие примеры счастливой судьбы архитектурных шедевров: когда гениальная идея имела удачу быть качественно реализованной.

В основном же, Москва наполнена прекрасными по своей сути задумками, но которые за старостью материалов уже не разглядеть. Как например великолепный торговый комплекс Первомайский: в свое время один из интереснейших проектов по созданию общественного пространства в спальном районе.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему АРХИТЕКТУРА СССР послевоенного периода 1950-х – 1960-х гг. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Общая характеристика В период войны было разрушено множество промышленных зданий, пострадали учреждения культуры и образования, жилые постройки. Восстановительные работы развернулись на освобожденных территориях уже в конце войны. В середине 1950-х гг. возникли первые целинные совхозы, выросли города на крайнем севере (Норильск, Воркута).

Общая характеристика Градостроители бережно относились к историческим особенностям городов. Большое внимание было уделено восстановлению Сталинграда, республиканских столиц (Минск, Киев, Рига, Ташкент…).

Высотные доминанты Символом победы в войне стало строительство 7 высотных зданий в Москве. Они сыграли роль высотных доминант. Наиболее значителен в архитектурном и градостроительном отношении комплекс МГУ на Воробьевых горах (арх. Л. Руднев, С. Чернышев и др.). Композиция с доминирующей центральной частью. Здание высотой 235 м., украшено золоченым шпилем и скульптурными группами.

Сталинский ампир Отличительные черты стиля: Ансамблевая застройка улиц и площадей; синтез архитектуры, скульптуры и живописи; разработка традиций русского классицизма; использование архитектурных ордеров; барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся; оптимистический настрой всего произведения; использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров. Синтез архитектуры и скульптуры.

Изменения коснулись, прежде всего, жилой архитектуры. Первоочередной задачей стало быстрое строительство массового жилья с посемейным расселением за счет перехода к типовому проектированию на основе индустриального производства строительных конструкций. Во главу угла ставились вопросы экономии, что выражалось в отказе от фасадного декора, уменьшении высоты этажей, сокращении площади подсобных помещений. Поточный метод возведения зданий по типовым проектам неизбежно повлек за собой аскетизм и однообразие фасадных форм.

По мнению специалистов Огромные, освобожденные от лепнины, плоскости стен требовали нового современного наполнения. Это вызвало расцвет монументально-декоративного искусства. Рельефы, витражи, мозаики, росписи на темы прогресса, мира, труда, детства, культуры и спорта украшали фасады производственных, жилых и общественных сооружений. Заказчиками становились крупные промышленные предприятия, дворцы культуры, пионерские лагеря и др.

Москва. Смоленская наб., 5/13. Построен в 1954 году. Москва. Смоленская наб., 5/13. Построен в 1954 году.

Москва. Жилой дом на Садово-Триумфальной улице, 1949 г. З. Розенфельд, А. Сурис Москва. Жилой дом на Садово-Триумфальной улице, 1949 г. З. Розенфельд, А. Сурис

Читайте также: