Архитектура 18 20 века в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

Первая треть 18 века. Барокко

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

Лефортово, дворец


Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

Петропавловский собор


В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

Середина 18 века. Барокко и рококо

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

Конец 18 века. Классицизм

Мраморный дворец

В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.

С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.

Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.


Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы, шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.


Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).


Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов

В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания - на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.

Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова - сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.


Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.

Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой, выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.


Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков

М.Казаков - яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм - здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.


Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.


Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.

Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе - не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

Петровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.


Джакомо Кваренги

Д. Кваренги - представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

- Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

- Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.

- Смольный институт. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.


- В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

- Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.

- Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.


Винченцо Бренна

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).


Большой Гатчинский дворец.

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.


Другая работа Камерона - Павловский ансамбль. За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.


Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.


В. В. Растрелли (1700—1771; см.), несмотря на свое иностранное происхождение, должен быть признан всецело русским мастером, доведшим стиль барокко в России до исключительной высоты. Попав в Россию еще юношей, Растрелли всю жизнь, за исключением поездки в Европу для обучения, провел в России и как архитектор работал, не считая курляндских построек, только здесь. Являясь мастером барокко, Растрелли при обработке зал и интерьеров пользуется также мотивами рококо (см. XLI, ч. 4, .586, и XXVIII, 366 1 ). Его произведения отличаются богатством, пышностью форм, обилием фантазии, игрой света и тени. Стиль Растрелли замечателен пластичностью. Его колонны отчетливо выступают вперед, тянутся вверх к раскрепованным антаблементам, количественно нарастают по мере приближения к центру здания. По стенам разбросаны решетки, гирлянды, раковины, над ними взлетают кривые очертания разорванных фронтонов. Все детали способствуют выражению динамики, чувствуется движение к центру и вверх. Растрелли является архитектором императорских (Аничкова, Петергофского, Царскосельского, Зимнего) и придворных (Воронцова, Строганова) дворцов. Пышность и богатство стиля Растрелли привлекли к нему внимание русского духовенства. По проектам Растрелли строятся Андреевский собор в Киеве, купол собора Нового Иерусалима под Москвой (видоизмененный архитектором Бланком), три первых этажа колокольни Троице-Сергиевой лавры и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге. Растрелли сумел в церковных сооружениях искусно сочетать элементы западного барокко с требованиями древнерусского пятиглавия.

Из работ мастеров школы Растрелли в Петербурге следует отметить: здание Никольского собора (Никола Морской), постройки архитектора С. И. Чевакинского (1713 - ок. 1785); церковь в Козельце, на Украине, архитектора А. В. Квасова; работы в Шереметевском доме на Фонтанке в Петербурге крепостного архитектора Федора Аргунова.

60-е и 70-е годы XVIII в. являются временем угасания барокко и поворота к классицизму, переходом к которому отмечена смена художественных вкусов в среде господствующих классов западноевропейского и русского общества. Из мастеров, которые перешли к использованию мотивов классицизма, следует указать Антонио Ринальди (ок. 1709—1790), спроектировавшего в стиле барокко (неосуществленный) Исаакиевский собор и создавшего исключительный по богатству внутреннего оформления Китайский дворец в Ораниенбауме. В 1759 г. в Россию приезжает из Франции мастер классического стиля Ж. Валлен-Деламотт (1729—1800; см. XVIII, 176), занявший должность профессора архитектуры в только что открытой Академии Художеств. Если здание Академии Художеств в Петербурге, построенное по проекту Деламотта русским архитектором А. Ф. Кокориновым (1726—1772; см.), еще имеет некоторые барочные черты, например, оформление центральной части фасада, вестибюля, то построенные тем же Деламоттом здания старого Эрмитажа, Новой Голландии выдержаны вполне в стиле Людовика XVI. В здании Мраморного дворца в Петербурге и Ринальди вполне подошел к этому стилю, и только барочные вазы, поставленные на парапете здания, да приемы внутренней обработки говорят о влечении Ринальди к барокко. В стиле, переходном к классицизму, работал Ю. М. Фельтен (1730—1801; см.), до последнего времени считавшийся автором великолепной набережной Невы, автор решетки Летнего сада, нового Эрмитажа, ряда церквей и жилых домов в Петербурге.

В произведениях И. Е. Старова (1743—1808; см.) уже виден полный отказ от элементов барокко и торжество начал классицизма. Здание Таврического дворца (ныне дворец Урицкого) в Петербурге, которому стремились подражать в своих усадебных постройках богатые помещики того времени, представляет простое двухэтажное здание с тосканским портиком в центре и с невысоким куполом на оси. Стены здания не имеют, кроме выдержанного тосканского фриза, никаких декоративных украшений. Выступающие вперед крылья флигелей образуют перед домом парадный двор и превращают городской дворец в усадебный ансамбль. Строгости внешнего оформления противопоставляется богатство внутреннего убранства с заставленным многочисленными колоннами главным залом.

В 1779 г. в Россию приезжают представители строгого классицизма: итальянец Джакомо Гваренги и шотландец Чарльз Камерон. Дж. Гваренги (1744—1817; см.) является поклонником Палладио. Если в своих ранних произведениях он уделяет некоторое внимание декоративному оформлению отдельных участков здания, то в последние годы он исключительно сосредоточивается на пропорциональном решении объема сооружения, скупо пользуясь даже мотивом колоннады. Благодаря этому здания Гваренги отличаются ясностью, строгостью, монументальностью. Из мотива колоннады Гваренги умел извлекать исключительную выразительность. Таковы его колоннады в Аничковом дворце (Кабинет), в Конногвардейском манеже и особенно коринфская колоннада Александровского дворца в городе Пушкине (бывшем Царском Селе). Исходя из композиционных приемов Палладио, Гваренги строит дворцы, напоминающие усадьбы (виллы). Петербургские постройки Гваренги, — Екатерининский и Смольный институты, Государственный банк, — несмотря на их чисто городское назначение имеют такой же вид, как и построенные Гваренги дворцы в усадьбах: Английский в Петергофе, Александровский в бывшем Царском Селе, Завадовского в Ляличах. При внутренней отделке зданий Гваренги любил употреблять пилястры из цветных мраморов, скульптурные фризы, потолки расписывались чудесными арабесками, которые он сам и проектировал. Заслугой Гваренги в архитектуре следует признать то, что он выдвинул на первый план красоту сочетания масс, не замечавшуюся его предшественниками.

Если Гваренги стремился в классицизме к пластичности, то работавший одновременно с ним в Петербурге Ч. Камерон (родился в 1740 — умер между 1812 и 1820 г.; см.) предпочитает живописную трактовку масс. Его сооружения создают ряд эффектных картин. Камерон работает не в городе, а в усадьбах, среди природы, которой он стремится противопоставить свои архитектурные композиции. У Камерона нет строгости и монументальности, его сооружения грациозны, они насыщены декоративными, близкими античности, деталями. Даже в выборе декоративных мотивов Камерон не похож на Гваренги. Последний пользуется преимущественно римскими формами и подносит их в интерпретации Палладио, Виньолы и других теоретиков итальянского ренессанса. У Камерона же преобладают мотивы эллинистического искусства, что дало повод некоторым исследователям трактовать Камерона как создателя неогреческого направления в России. Из произведений Камерона заслуживают внимания: агатовые бани и галерея его имени в бывшем Царском Селе, дворец в Павловске, ряд павильонов — Дружбы, Трех граций — в Павловском парке. В Царском Селе, в Екатерининском дворце Камерон показал себя исключительным мастером по внутренней обработке здания, создав интимные комнаты для Екатерины II и употребив для обработки такие материалы, как стекло, фарфор, фольгу и т. п.

Начало XIX в. характеризуется появлением стиля ампир, который у нас имеет значительные отличия от западного, возникшие, прежде всего, в силу того, что у нас, наряду с употреблением, как и в Европе, кирпича, благодаря обилию лесов применяется и дерево. А так как в 1820—1840-х гг. русская помещичья провинция обстраивается заново, то естественно, что наш провинциальный ампир является по преимуществу деревянным, что налагает своеобразный отпечаток на его выработанные в камне архитектурные формы. Многочисленные барские сооружения, особенно в усадьбах, строили доморощенные, не получившие высшего художественного образования, крепостные архитекторы, обычно 4—5 лет обучавшиеся у какого-либо мастера основам архитектуры и в своих проектах более руководствовавшиеся личным художественным вкусом, чем европейскими теориями композиции. Поэтому русский ампир следует рассматривать в двух направлениях: 1) как стиль столичный, преимущественно петербургский, где работали архитекторы европейского масштаба, и 2) как стиль провинциальный, отчасти и московский, где, главным образом, действовали крепостные архитекторы.

Русский ампир начинается с француза Тома-де-Томона (1754—1813; см.), строившего в Петербурге с 1804 по 1810 гг. здание Биржи на Васильевском острове. Томон сумел удачно поставить здание в отношении видимости с Адмиралтейской стороны, из-за р. Невы, и увязать с сооружением весь мыс острова. Ансамбль начинается набережной и лестницей, ведущей от воды на площадь, в глубине которой стоит здание биржи. Пространство площади четко ограничено ростральными (см. XXXVI, ч. 6, 243/44) колоннами и замыкается Биржей. Здание, тело которого охватывает тосканская колоннада, производит впечатление силы и простоты, художник сумел избежать в нем излишней декоративности. Самая колоннада, — благодаря тому, что на ней не лежит крыша здания, — не замыкает, а, наоборот, раскрывает объем. Внутри Биржа имеет громадный украшенный скульптурой, освещенный верхним боковым светом зал.

Томон проектировал биржевой ансамбль на открытой площадке, с которой были снесены все лишние здания. А. Н. Воронихину (1759—1814; см.) же пришлось проектировать здание Казанского собора в Петербурге с таким расчетом, чтобы оно было тесно связано с главнейшими проспектами столицы. Казанский собор представляет пересеченную трансептом базилику, увенчанную на пересечении трансепта с центральным нефом высоким барабаном и куполом. У торцов трансепта проектируются монументальные полукруглые колоннады, из которых в натуре исполнить удалось только одну. Благодаря колоннаде здание утрачивает свой культовый вид и прекрасно вписывается в пространство города. Если в Казанском соборе Воронихин еще стоит на грани между классицизмом и ампиром, то в здании Горного института он вполне зрелый мастер ампира.

Из мастеров 1830—1840-х гг. в Петербурге выделяются Росси и Стасов. К. И. Росси (1775—1849; см.) принадлежат лучшие ансамбли Петербурга. Раскинувшийся на живописном Елагином острове дворец со своими павильонами и службами создает, при скромных средствах выразительности, впечатление благородства и нарядности. Михайловский дворец представляет более смелое произведение. Группа состоит из дворца и двух флигелей по сторонам, перед которыми разбита площадь. Фасад дворца несколько перегружен украшениями. Зато внутренность дворца решена с большим мастерством. В особенности хороши вестибюль, парадная лестница и нарядный белоколонный зал. Здание Главного штаба растянулось больше захаровского Адмиралтейства. Оно состоит из двух крыльев, связанных в центре полуокружностью. В обработке фасада преобладают горизонтальные линии, делящие фасад на два яруса. Горизонтали прерываются в двух местах коринфскими колоннадами, а в центре выделяется триумфальная арка со скульптурной группой над нею. Все здание завершается парапетом и нигде не имеет фронтонов. Триумфальной арке подчинен весь массив здания. Она господствует не только над зданием, но и над площадью перед ним. Аркой связывается площадь перед бывшим Зимним дворцом с Большой Морской. Улица подходит к арке не прямо, а под углом, что заставило Росси остроумно повторить арку на повороте улицы, благодаря чему арка с любой стороны воспринимается фронтально.

Ансамблем исключительной художественности представляется Александрийский театр (ныне Государственный театр драмы) с площадью перед ним с одной стороны и улицей, ведущей к нему, с другой стороны. Это — целый кусок города, где отдельные здания являются только частью общей картины. Поставив здание театра в центре площади, Росси дает возможность его обозрения со всех сторон и в разных видах. Поэтому между Невским проспектом (ныне Проспектом 25 Октября) и театром разбивается площадь, а улица, идущая от Чернышевской площади к театру (ныне улица Зодчего Росси), оформлена по обеим сторонам зданиями одинаковой высоты и с тождественно решенными фасадами, здание же театра с каждой стороны решено по-своему. Здания Сената и Синода, строившиеся по проекту Росси другими архитекторами, менее эффектны, чем другие его ансамбли. Весь эффект сводится к триумфальной арке, связывающей два здания в единое целое и открывающей с Галерной улицы вид на памятник Петру I. Росси в своем творчестве не только использовал все средства выразительности, выработанные его предшественниками, но и многое дал сам. Он показал различные отношения массы к пространству, колонны к стене, скульптуры к плоскости, он завершил создание художественного облика Петербурга.

В. П. Стасов (1769—1848; см.) является воспитанником московской школы, работавшим в Петербурге. Его лучшими произведениями являются триумфальные ворота у Московской заставы в Петербурге, простые и ясные, не раз потом повторявшиеся, и колокольня в с. Грузине. Задачи ансамбля Стасов разрешал у Марсова поля (ныне Площадь жертв революции), при постройке Павловских казарм, поставив на одной из сторон площади сложное, слишком перегруженное деталями, сооружение.

В последние годы большое внимание уделяется ближайшему помощнику Джилярди Аф. Г. Григорьеву (1782—1868), из бесспорных построек которого в Москве мы знаем дом Станицкой (ныне Толстовский музей) на улице Кропоткина, отличающийся простотой решения и убранства, и Ев. Д. Тюрину (1792—1870), построившему ампирное крыло нового здания Московского университета и перестраивавшему после пожара 1820 г. подмосковную Юсупова Архангельское (см. I Дополнительный том, 584/86).

В Москве, под Москвой и в русской провинции много строили в стиле классицизма и ампира крепостные архитекторы. Так, в Москве здание бывшей Шереметевской больницы (ныне Институт им. Склифосовского на Колхозной площади) строят, творчески перерабатывая проект Гваренги, крепостные архитекторы Шереметева Алексей Миронов и Григорий Дикушин. Они же, несколько раньше, совместно с крепостным Павлом Аргуновым возводят и отделывают главный дом в Останкине. В подмосковной Архангельское много проектировал и строил крепостной архитектор Юсупова Василий Стрижаков. Прекрасное здание Яузской больницы выстроено, возможно, по проекту французского архитектора, крепостным Баташова Кщельниковым. Бывший крепостной Строганова Иван Колодин проектирует и строит дом в новгородской усадьбе Строгановых Марьино, он же участвует в постройке Казанского собора в Петербурге. Крепостной архитектор Аракчеева Иван Семенов работает в Грузине. Крепостной Орлова Бабакин строит дом в Отраде, крепостной Воронцова Григорий Некрасов — в Белкине, крепостной Строгановых Тудвасев строит промышленно-заводские здания в районе Перми и Урала и т. д.

Стиль ампир с 30-х гг. XIX в. приходит к упадку. Наряду с сооружениями, выдержанными в стиле ампир, появляются здания эклектические, с использованием исторически отживших художественных форм прошлого. Эклектизм приводит архитектуру к тому, что здание теряет свою целостность, перестает быть стройным, взвешенным организмом. Все сводится к роскоши и обилию художественной обработки фасадов и интерьеров. Появляются здания в стиле Помпеи, ренессанса, готическом, романском и даже мавританском. Подобные опыты, не лишенные вначале интереса и художественной значимости, в дальнейшем повели к измельчанию творчества архитекторов, к погоне за внешней живописностью, к поверхностному эклектизму. Так, А. П. Брюллов (1798—1877; см.) строит, используя формы Помпеи, здание Экзерциргауза в Петербурге, дачу в Павловске и др. Любимый архитектор Николая I А. И. Штакеншнейдер (1802—1865; см.) в стиле Помпеи строит бельведер на Бабигоне, павильоны в Озерках и на Царицыном острове в Петергофе и в стиле ренессанс — Ксениинский институт и Мариинский дворец в Петербурге. А. А. Монферран (1786—1858; см.) возводит в формах ренессанса здание Исаакиевского собора в Петербурге. Последнее сооружение, при общей эклектичности, имеет заслуживающие внимания художественные куски, например: монолитные портики, совершенный по силуэту купол и т. д.

Одновременно с эклектизмом, в связи с усилением романтических настроений общества, наблюдается увлечение формами готики. Типичным для этого времени следует признать Коттедж в Петергофе, построенный архитектором А. Менеласом (1753—1831). Готика Менеласа условна. В Коттедже она выразилась в заострении профилей и в обработке в формах средневековой готики деталей здания. Может быть, лучшим сооружением этого направления следует признать готику подмосковной усадьбы Марфино, созданной М. Д. Быковским (1801—1885; см.).

В начале XX в. ретроспективные течения снова усиливаются под лозунгом искания более строгих форм, причем особым вниманием у архитекторов пользуются стили ренессанс и ампир. В некоторых случаях, и преимущественно при постройке церквей, архитекторы обращаются к мотивам новгородско-псковской архитектуры XII—XIV вв. Для гражданских зданий этого времени типична отделка их естественным камнем и мрамором. Образцом увлечения ренессансом являются: доходный дом (ныне на ул. Кирова в Ленинграде), построенный архитектором А. В. Щуко (1878—1939; см.), с рустовкой цокольного этажа, с коринфскими колоссального ордера колоннами на фасаде, с кронштейнами, балкончиками и сложным карнизом, и его же здание Московского банка (в Ленинграде). В этом направлении работали там же: М. М. Перетяткович, М. И. Лидваль, М. С. Лялевич и др. В Москве это направление представляет глубокий знаток итальянского ренессанса И. В. Жолтовский (род. 1866), построивший дом Скакового общества, особняк Тарасова на Патриарших прудах, и Р. И. Клейн, строитель Музея изобразительных искусств им. Пушкина.

Начало XX в. отмечено также стремлением к стилизации в духе древнерусского зодчества. Таковы здание Казанского вокзала в Москве, построенное А. В. Щусевым, и здание ссудной казны в Москве архитектора В. А. Покровского.

Группа архитекторов в эпоху первой империалистической войны ориентируется на американское строительство. Появляются зачатки конструктивизма и формализма, примерами чего могут служить здания: Народного университета им. Шанявского и дом Северного страхового общества в Москве, построенные И. И. Рербергом (1869—1932; см.).


Дом Пашкова, Баженов В.И., Москва, 1784-1786, классицизм. Ныне – Российская государственная библиотека.


Москва, дворцовый ансамбль в Царицыно, Баженов В.И., ( совместно с М.Казаковым),1775.


Фигурный мост, Баженов В.И., Царицыно.


Хлебный дом, Баженов В.И., Царицыно.


Оперный дом, Баженов В.И., Царицыно.


Виноградная гроздь в арочных воротах, Баженов В.И., Царицыно


Старое здание МГУ, Казаков М.Ф., 1782 – 1793


Дом-усадьба Демидова, Казаков М.Ф., Москва, 1757 – начало строительства


Голицынская (Градская)больница.К азаков м.Ф., 1796-1801


Здание Сената в Москве, Казаков М.Ф., Москва, Казаков М.Ф, 1776-1787


Генерал-губернаторский дом( сегодня- мэрия Москвы). Казаков М.Ф., 1782


Здание Благородного собрания, Казаков м.Ф., сейчас - Дом союзов, Москва, 1775

Кваренги Джакомо (1744-1817)


Концертный зал в Царском Селе. Кваренги Д., 1782-1788


Александровский дворец в Царском Селе, Кваренги Д., 1792-1796


Эрмитажный театр, Кваренги Д., Санкт-Петербург, 783-1787


Смольный институт в Петербурге, Кваренги Д.,1764


Конногвардейский манеж, Санкт-Петербург, Кваренги Д., 1804-1807


Старый гостиный двор, Кваренги Д., Москва, 1790

Растреллли Б.Ф.(1700-1771)



Зимний дворец в Петербурге, Растрелли Б.Ф., 1754-1762


Екатерининский дворец в Царском Селе, Растрелли Б.Ф.

Фельтен Ю.М.(1730-1801)


Малый Эрмитаж, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М., 1764-1766


Большой Эрмитаж, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М.,71-1787



Лютеранская церковь Святой Анны, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М. 1775-1779


Чесменская церковь, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М. 1777-1780


Чесменский дворец, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М. 1774-1777


Церковь Иоанна Предтечи на Каменском острове. Фельтен Ю.М. Санкт-Петербург, 1776-1778

Читайте также: