Архиерейский собор 2004 года кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Освященный Архиерейский Собор возносит хвалу Господу за продолжающееся всестороннее возрождение церковной жизни на канонической территории Русской Православной Церкви. Собор с удовлетворением отмечает общую тенденцию к развитию всех составляющих епархиальной и приходской жизни.

2. Заслушав доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Собор одобрил деятельность Его Святейшества, Священного Синода и Синодальных учреждений в межсоборный период. Святейшему Патриарху выражена благодарность за многочисленные посещения епархий, за непосредственное архипастырское окормление ставропигиальных монастырей и приходов города Москвы, за постоянную заботу о церковной жизни.

3. Утверждаются решения Священного Синода об образовании Биробиджанской, Воронежской и Липецкой епархий, а также изменение границ Майкопской, Екатеринодарской, Бакинской и Ставропольской епархий.

4. Архиерейский Собор поручает Священному Синоду подготовить рекомендации для внесения в Устав Русской Православной Церкви раздела о межъепархиальном объединении в связи с решением об образовании в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно значимой деятельности Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.

5. Собор одобрил деятельность Учебного комитета по организации учебного и воспитательного процесса в Духовных школах Русской Православной Церкви. Признано целесообразным скорейшее получение Духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования.

6. Сочтено необходимым повышение уровня научной работы, проводимой в духовных учебных заведениях. В связи с этим важной задачей представляется общецерковная координация научно-исследовательской деятельности, организационная и материальная поддержка церковной науки.

7. Собор вновь указывает на необходимость рукоположения в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование, либо обучающихся в Духовных школах.

12. Заботу и тревогу Церкви вызывает духовное состояние молодого поколения. Собор указывает, что работа с молодежью должна быть приоритетом в деятельности всех церковных структур и каждого члена Церкви в отдельности. Собор счел необходимой координацию усилий в области работы с молодежью Учебного комитета и Миссионерского отдела, а также соответствующих епархиальных структур. Для достижения устойчивых успехов в деле совершенствования работы в молодежной среде необходимо усилить информационно-издательскую деятельность Отдела по делам молодежи.

13. Следует активно развивать самые разные формы молодежного досуга, включая концерты, выставки, летние лагеря, строительные отряды и так далее. При этом во внебгослужебной сфере могут использоваться культурные стили и формы, привычные для современной молодежи, если они наполняются христианским содержанием.

14. Собор еще раз подтверждает необходимость строгого соблюдения ныне существующего порядка канонизации святых: все материалы к канонизации должны тщательно подготавливаться и рассматриваться епархиальными комиссиями по канонизации святых. Епархиальным архиереям следует тщательно наблюдать, чтобы в храмах вверенных им епархий не появлялись иконы неканонизированных лиц, а также иконописные изображения, не получившие одобрения Священноначалия. Недопустимо употребление в общественных богослужениях молитвословий неканонизированным лицам.

15. Богослужебной комиссии предписывается содействовать развитию литургического творчества, которое бы в полной мере отражало насущные нужды православных христиан. Епархиальным Богослужебным комиссиям следует усилить контроль за качеством текстов, представляемых в Синодальную комиссию. Подтверждая благоговейное отношение к литургическим текстам, освященным многовековой молитвенной практикой Русской Православной Церкви, считаем необходимым поручить Богослужебной комиссии совместно с Духовными школами продолжить их редактирование с целью облегчения восприятию молящимися, при условии бережного и внимательного отношения к церковному наследию.

16. Собор с удовлетворением констатирует, что в последние годы православное книгоиздание продолжало динамично развиваться. Вместе с тем, качество редакционной подготовки и полиграфический уровень изданий в некоторых издательствах остается неудовлетворительным. Нередко на таких изданиях стоит благословение архиерея другой епархии. В связи с этим Собор отмечает, что официальную экспертизу изданий с предоставлением соответствующего грифа осуществляет Экспертный совет при Издательском Совете Русской Православной Церкви.

18. Издательскому Совету следует озаботиться созданием более эффективной системы распространения церковной периодики.

19. Собор считает необходимым уделять большее внимание социальному служению на местах. Отделу по социальному служению и благотворительности поручается усилить координацию диаконических проектов, обращая особое внимание на открытие богаделен, детских приютов, школ-интернатов, благотворительных столовых, а также организацию медицинского патронажа в домах ребенка, больницах и хосписах, оказание помощи престарелым, осужденным, больным наркоманией и алкоголизмом, мигрантам, жертвам стихийных бедствий и террористических актов.

20. Монастырям рекомендуется участвовать в проводимых епархиями воспитательных и социальных программах. Монастырское служение милосердия должно проявляться в открытии богаделен для немощных и престарелых, в бесплатной медицинской помощи, в содействии при покупке необходимых пожилым людям лекарств. Монастыри, имеющие подсобные хозяйства, в меру своих сил должны оказывать людям, нуждающимся в работе, помощь в трудоустройстве.

21. Собор обращает внимание на необходимость заботы о заштатном духовенстве, а также вдовах священнослужителей и неимущих членах их семей. Представляется целесообразным создание общецерковного дома отдыха.

22. В области взаимодействия с Вооруженными Силами и правоохранительными структурами важна постановка на качественно новый уровень церковно-государственного партнерства. Для этого необходимо развитие законодательства, в том числе легитимизация военного духовенства, что соответствует исторической и мировой практике. Рекомендовано на епархиальном уровне формирование договорно-правовой базы, которая бы гарантировала Церкви стабильность отношений, например, в случаях смены руководителей или изменения позиций органов военного управления.

23. Собор констатирует, что современная ситуация требует от Церкви новых способов организации епархиальной и приходской деятельности, а также значительного совершенствования взаимодействия всех церковных структур.

24. Мы особо отмечаем необходимость послушания иночествующих правящему епископу, так как в противном случае проявляется гордость, несовместимая со смыслом и целью монашеского делания. Сочтено необходимым преодоление практики окормления насельников и насельниц монастырей духовниками из иных епархий. Обращение монашествующих к опытным духовникам за пределами своих обителей может быть допустимо лишь для решения отдельных сложных духовных вопросов.

25. Ныне, при достаточном количестве действующих монастырей, есть возможность вернуться к имевшимся ранее разумным ограничениям в служении монашествующих на приходах. Увеличение числа монастырей также диктует необходимость большего контроля и координации трудов обителей. В связи с этим считаем необходимым усилить деятельность и расширить состав Синодальной комиссии по делам монастырей.

26. В связи с сохраняющимся в церковной среде смущением по поводу имеющихся и проектируемых систем электронного учета и контроля граждан Отделу внешних церковных связей и Синодальной Богословской комиссии продолжить изучение данной проблемы. Особо отметить недопустимость для архиереев выступать в тех средствах массовой информации, которые провоцируют экстремистские настроения в церковной среде и порочат Священноначалие Русской Православной Церкви.

27. Собор поручил Священному Синоду разработать документ, выражающий позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации.

28. Заслушав рекомендации и предложения, содержащиеся в отчетах рабочих групп, Собор поручил Священному Синоду использовать эти документы в дальнейшей работе по устроению церковной жизни.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II

ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ, ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ ФИЛАРЕТ

МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ

МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ КИРИЛЛ

МИТРОПОЛИТ КИШИНЕВСКИЙ И ВСЕЯ МОЛДОВЫ ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР

АРХИЕПИСКОП КАЗАНСКИЙ И ТАТАРСТАНСКИЙ АНАСТАСИЙ

АРХИЕПИСКОП САМАРСКИЙ И СЫЗРАНСКИЙ СЕРГИЙ

АРХИЕПИСКОП ВИТЕБСКИЙ И ОРШАНСКИЙ ДИМИТРИЙ

ЕПИСКОП ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ И КУРИЛЬСКИЙ ДАНИИЛ

МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ КЛИМЕНТ

Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя и в Троице-Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) и при участии 146 архипастырей.

3 окт. после Божественной литургии в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II торжественно открыл заседания А. с. На первом пленарном заседании были приняты регламент, повестка дня и программа, избраны рабочие органы. Затем Святейший Патриарх представил А. с. доклад, в котором охарактеризовал состояние и деятельность РПЦ, вступившей в 3-е тысячелетие, и привёл статистические данные: к 2004 г. в Московском Патриархате насчитывалось 26 590 приходов, 652 мон-ря, 9468 воскресных школ и 2253 социальных центра.

В своём докладе первосвятитель напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших после Архиерейского юбилейного Собора 2000 г.: 950-летие Киево-Печерской лавры (2001), перенесение в Россию, на Украину и в Белоруссию мощей св. ап. Андрея Первозванного (2003), 100-летие прославления преп. Серафима Саровского (2003), празднование 700-летия св. блгв. кн. Даниила Московского (2003), торжественная встреча верующими во главе с патриархом чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (2004), 250-летие со дня рождения преп. Серафима Саровского (2004).

Отдельный раздел доклада патр. Алексия II был посвящён трудам по воссоединению с РПЦЗ. В мае 2004 г. по приглашению Святейшего Патриарха в Россию прибыла первая делегация РПЦЗ во главе с митр. Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром (Шкурлой). Отмечая возрастающее взаимопонимание в обсуждении тем, служивших в прошлом источником разделений, участники собеседований подчеркнули необходимость избегать шагов, способных повредить процессу дальнейшего сближения. Выработка совместного понимания проблем, препятствующих восстановлению полноты общения, была поручена комиссиям, к-рые приступили к совместной работе.

Переходя к характеристике состояния межконфессиональных отношений, Святейший Патриарх выразил удовлетворение диалогом с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами, продолжавшимся в межсоборный период. Патр. Алексий II высказал озабоченность напряженностью в отношениях с Римско-Католической Церковью, к-рая была вызвана рядом недружественных шагов Ватикана: учреждением четырёх католических епархий в России, двух епархий в Казахстане и двух епископских кафедр в традиционно православных регионах Украины. Упомянул патриарх и о визите папы Римского Иоанна Павла II на Украину в июне 2000 г., к-рый состоялся, несмотря на обращение к нему Синода УПЦ, заявившего о несвоевременности данного визита в условиях продолжающегося противостояния православных и греко-католиков на западе Украины. Вместе с тем добрым шагом со стороны Католической Церкви патриарх назвал передачу РПЦ списка Казанской иконы Божией Матери. В 2004 г. Москву посетил председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, по итогам визита к-рого была создана совместная рабочая группа для сбора и изучения фактов прозелитизма. Выразив удовлетворение сотрудничеством РПЦ с Евангелическо-Лютеранскими церквами, патр. Алексий обратил внимание Собора на кризис в отношениях с Епископальной Церковью в США. В 2003 г. в связи с возведением в сан епископа открытого гомосексуалиста Джина Робинсона Свящ. Синод РПЦ принял решение заморозить взаимоотношения с этим церковным сообществом. Святейший Патриарх с сожалением констатировал проявление тенденции давать благословение на однополые браки и совершать рукоположение лиц нетрадиционной ориентации в некоторых странах англиканского содружества. Главным препятствием в развитии добрых отношений с отдельными протестантскими конфессиями патр. Алексий назвал их прозелитическую деятельность.

Обратившись к состоянию богословской науки и духовного образования, Святейший Патриарх отметил необходимость повышения качества образования православных пастырей и уровня исследовательской работы духовных учебных заведений. Патриарх констатировал необходимость продолжения усилий Учебного комитета, направленных на получение государственного признания дипломов и учёных степей духовных школ РПЦ. В области религиозного образования мирян патриарх Алексий, отметив успешное развитие Международных Рождественских чтений, сосредоточил внимание на ряде нерешённых проблем и призвал усилить духовно-просветительскую работу в приютах, детских домах, в вооружённых силах и местах заключения.

Митр. Ювеналий представил Собору материалы для общецерковного прославления четырнадцати подвижников, канонизированных ранее как местночтимые святые: преподобных Афанасия Высоцкого, Феодора Санаксарского, Василиска Сибирского, Зосимы Верховского и Пимена Угрешского, праведного воина Феодора (Ушакова), Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, Христа ради юродивых блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и блаженной Матроны Московской. Своим деянием А. С. причислил их к лику святых Русской Церкви.

Митр. Ювеналий, констатировав продолжение начатых в 1990-х гг. попыток различных общественных сил в политических целях добиться реабилитации и канонизации Г. Распутина и Ивана Грозного, отметил, что оснований для их прославления не имеется.

В дек. 2000 г. согласно решению Архиерейского Юбилейного Собора РПЦ был образован Отдел по делам молодёжи Московского Патриархата, к-рый возглавил архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Он рассказал А. С. о деятельности отдела в межсоборный период. По благословению и при активной поддержке патр. Алексия в большинстве епархий РПЦ были созданы Епархиальные отделы по делам молодёжи; начался обмен опытом молодёжной работы. В числе успешно реализованных мероприятий и продолжающихся проектов архиеп. Александр назвал съезды и конференции православной молодёжи, православные детские и подростковые организации и лагеря, участие в фестивалях, паломничествах и праздниках совместно с зарубежными молодёжными объединениями, выпуск периодических изданий и методических пособий.

Во время дискуссии по итогам доклада архипастыри говорили о проблемах, с к-рыми им приходится сталкиваться в практической деятельности в епархиях. Участники рабочей группы высказали единодушное мнение о необходимости оперативного обмена информацией о деятельности как Синодального, так и Епархиальных отделов по делам молодёжи.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации архим. Иоанн (Экономцев), кратко охарактеризовав деятельность отдела за десять лет его существования (с 1994), подробно ознакомил А. С. с успехами и проблемами, относящимися к межсоборному периоду. К 2004 г. состоялось двенадцать Международных Рождественских чтений, интерес к к-рым светских педагогов, учёных и деятелей культуры растёт с каждым годом. Большое внимание в докладе архим. Иоанна было уделено воскресным и православным общеобразовательным школам, детским садам: динамике их численности, распространённости по епархиям, специфике образовательных программ, подготовке педагогических кадров. В целях стандартизации учебного процесса архим. Иоанн предложил Свящ. Синоду принять ряд типовых положений, посвящённых статусу и работе православных образовательных учреждений для мирян. На рассмотрение А. С. докладчик представил проект поправки в Устав РПЦ, определяющей понятие православных учебных заведений для мирян и организацию их деятельности.

Председатель Отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями прот. Димитрий Смирнов доложил А. С. о работе Отдела в межсоборный период. Прот. Димитрий рассказал о сотрудничестве духовенства с различными военизированными подразделениями, отметив при этом, что формирование взаимоотношений РПЦ с силовыми структурами в большинстве случаев зависит от личных контактов епархиальных архиереев с командованием того или иного подразделения. Избежать подобной зависимости, по мнению прот. Димитрия, возможно, создав прочную договорно-правовую базу для стабильного взаимодействия, этого удалось достигнуть в Белоруссии. Прот. Димитрий отметил, что существующая правовая база позволила создать условия для церковного окормления военнослужащих и членов их семей в большинстве воинских подразделений. Так, российских военнослужащих окормляют ок. 2000 епархиальных священников, из них ок. 950 на постоянной основе; 156 храмов и часовен относятся к различным родам войск и воинским формированиям. Кроме того, военнослужащие имеют возможность посещать 400 монастырских и приходских храмов, находящихся недалеко от мест дислокации воинских частей. Перейдя к характеристике служения РПЦ в уголовно-исполнительной системе России, прот. Димитрий также привёл статистические сведения. На территории исправительных учреждений создано 625 православных общин, в которые входит более 33 тыс. осуждённых; построено 333 храма, оборудовано 499 молитвенных комнат, действует 265 воскресных школ, в которых учится свыше 9 тыс. осуждённых; ведётся строительство 79 храмов. В межсоборный период Отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями наладил выпуск газет, открыл интернет-сайт. В заключение доклада А. С. прот. Димитрий предложил ввести штатные должности православного и мусульманского военного духовенства за счет сокращения избыточного количества военных психологов.

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению митр. Сергий доложил Собору о деятельности отдела. Митр. Сергий рассказал о работе двусторонней Комиссии, состоящей из представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церкви. Результатом работы Комиссии стало подписание документов, регулирующих взаимодействие лечебных учреждений и РПЦ. Комиссией были приняты меры, направленные на снижение количества абортов и помощь лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Говоря об успешной деятельности Свято-Алексиевской Центральной клинической больницы Московского Патриархата, митр. Сергий назвал её базовой моделью для епархиальных лечебных учреждений. В докладе митр. Сергия нашло отражение взаимодействие возглавляемого им отдела с общественными и благотворительными организациями врачей и женщин, сотрудничество с лечебными, попечительскими и образовательными учреждениями. Отдел при поддержке Всемирной Лютеранской Федерации и Всемирного Совета Церквей оказывал содействие беженцам и вынужденным переселенцам с Кавказа, из северных регионов России, Афганистана и Средней Азии. Отдел по церковной благотворительности неоднократно приходил на помощь пострадавшим при террористических актах и стихийных бедствиях; в сотрудничестве с государственными, общественными, коммерческими и международными благотворительными организациями Отдел оказывал материальную поддержку больницам, детским домам, приютам, предоставлял нуждающимся психологические консультации. Митр. Сергий перечислил проблемы, с к-рыми сталкивается возглавляемый им отдел. К ним относится неразвитость либо отсутствие в ряде епархий благотворительных институтов, нерегулярность отчётов архиереев о состоянии диаконии на местах, дефицит кадров для социального служения и недостаточность государственной поддержки делу церковной благотворительности. Для своевременной и оперативной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях митр. Сергий предложил создать общецерковный резервный фонд.

Доклад прот. Владимира Силовьева, председателя Издательского Совета РПЦ, был посвящён проблемам православного книгоиздания и книгораспространения. Отметив, что в последние годы православное книгоиздание продолжало динамично развиваться, прот. Владимир Силовьев подчеркнул, что качество редакционной подготовки православных изданий в некоторых, особенно небольших издательствах, остаётся неудовлетворительным. Для решения этой проблемы был создан Экспертный совет, осуществляющий экспертизу православных изданий. Однако и после этого некоторые епархиальные архиереи продолжали давать благословение на книги издательств и авторов, нередко клириков других епархий, порой не знакомясь с содержанием этих книг. Прот. Владимир Силовьев призвал Священноначалие уделить особое внимание проблеме координации издательских планов православных издательств под эгидой Издательского Совета.

По окончании заседаний рабочих групп продолжилось пленарное заседание, в ходе которого с докладами о внешней деятельности Церкви, диалоге с РПЦЗ и со старообрядчеством выступил митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей.

В первом докладе митр. Кирилл доложил А. с. о внешней церковной деятельности. Говоря о попечении РПЦ о русской диаспоре, митр. Кирилл привёл статистические сведения: по состоянию на 1 сент. 2004 г. в 42 странах действовали 277 церковных учреждения Московского Патриархата, включая 8 епархий, 1 Духовную Миссию, патриаршие приходы в США, Канаде и Финляндии, 16 монастырей, 1 скит, 10 часовен, 46 ставропигиальных приходов, в том числе 6 представительств и 9 подворий. В заграничных учреждениях РПЦ трудились 265 священнослужителей, из них 10 архиереев, 211 священников и 44 диакона. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь насчитывал 62 насельника, в Горненском женском монастыре Русской Духовной Миссии в Иерусалиме проходила послушание 61 насельница. С сент. 2000 по авг. 2004 г. решениями Свящ. Синода образован 51 приход в странах диаспоры. Митр. Кирилл рассказал также о ремонте и реставрации исторических храмовых зданий, строительстве нескольких новых храмов. Докладчик дал подробную характеристику положению православия в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.

Говоря о межправославных связях, митр. Кирилл отметил плодотворное сотрудничество РПЦ с поместными Православными Церквами, в частности, в области преодоления расколов. При этом была отмечена сохраняющаяся напряжённость в отношениях РПЦ с Константинопольским Патриархатом и Румынской Православной Церковью, связанная с межправославными отношениями в Эстонии, Молдове, Венгрии, на Афоне и в Западной Европе.

В межсоборный период развивался диалог РПЦ с иерархами и богословами Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей. В ходе взаимных визитов патриарх Алексий неоднократно встречался со святейшим патриархом и католикосом всех армян Гарегином II; в февр. 2001 г. в Эчмиадзине прошли первые двусторонние собеседования между представителями Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей. 27 дек. 2000 г. Свящ. Синод принял решение об образовании Координационного комитета и Смешанной комиссии для ведения диалога с другими Древними Восточными Церквами с целью выяснения христологической терминологии. В марте 2001 г. в Москве прошло заседание Координационного комитета, а в сент. того же года — первое заседание Смешанной комиссии.

В своём докладе Собору митр. Кирилл перечислил факты католической экспансии на канонической территории РПЦ. К ним относится повышение статуса католических апостольских администратур в России до уровня епархий, учреждение новых епархий на Украине и в Казахстане, создание двух униатских экзархатов в традиционно православных областях Украины, прозелитизм и попытки распространения влияния унии на Белоруссию, Россию и Казахстан. Совместными усилиями Поместных Православных Церквей удалось предотвратить перенесение из Львова в Киев главной униатской кафедры и получение УГКЦ статуса патриархата. На заседаниях Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем, существующих во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, православной стороной были представлены факты прозелитической деятельности католиков на территории России и других стран СНГ.

Митр. Кирилл рассказал о реформировании ВСЦ, направленном на достижение равноправного участия Православных Церквей в деятельности Совета, а также о путях преодоления кризиса экуменического движения. В докладе митр. Кирилла были затронуты вопросы межрелигиозного сотрудничества, в рамках которого традиционные религии совместно стремятся к преодолению негативных социальных тенденций и борются за мир. Говоря о работе ОВЦС в сфере взаимоотношений Церкви с государством и обществом, митр. Кирилл перечислил проблемы формирующегося Российского законодательства, с которыми приходится сталкиваться РПЦ, рассказал о консультациях Церкви с президентом, правительством и парламентом по вопросам введения паспорта нового образца. В докладе митр. Кирилла также нашли отражение контакты РПЦ с зарубежными правительствами, международными светскими организациями. В межсоборный период ОВЦС в сотрудничестве с Союзом писателей России и другими общественными организациями организовал и провёл три Всемирных Русских Народных Собора.

В заключительном слове Святейший Патриарх поблагодарил архиереев за участие в соборных деяниях и подвел итог деловой части Освященного Собора.

В тот же день состоялась встреча епископата РПЦ с президентом России В.В. Путиным, на которой был обсужден ряд важнейших вопросов церковно-государственных отношений. После этого в Успенском соборе Московского Кремля был совершён торжественный молебен.

Ист.: Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви // ЖМП. 2004. № 10. С. 24-27;Алексий (Ридигер), патр. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // Там же. С. 31-71.


1. Признать делом исключительной важности шаги, направленные к преодолению разделения, в течение многих десятилетий существующего в теле Русской Православной Церкви.

2. Выразить удовлетворение по поводу состоявшихся визитов в Россию официальных делегаций Русской Православной Церкви за границей, в том числе делегации, возглавлявшейся ее Первоиерархом Высокопреосвященным митрополитом Лавром, а также в связи с успешной совместной работой Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Православной Церкви за границей по переговорам с Московским Патриархатом.

3. Одобрить содержание подготовленных Комиссиями документов, представленных на рассмотрение Собора.

4. По завершении работы Комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов поручить Священному Синоду на основе суждений, имевших место на настоящем Соборе, совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство.

Заслушав и обсудив доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоянии диалога со старообрядчеством, а также о жизни старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви, Собор определил:

2. Считать важным развитие добрых взаимоотношений и сотрудничества со старообрядческими согласиями, особенно в области заботы о нравственном состоянии общества, духовного, культурного, нравственного и патриотического воспитания, сохранения, изучения и восстановления исторического культурного достояния.

3. Поручить Священному Синоду учредить при Отделе внешних церковных связей Комиссию по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Указанной комиссии оказывать содействие издательской, образовательной, культурной и иной деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви, осуществляя координацию их служения в сотрудничестве с епархиальными Преосвященными, в канонической юрисдикции которых пребывают старообрядные приходы.

1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, и деятельность комиссии.

2. Считать правильными методологию и критерии исследовательской деятельности Комиссии, а также выразить удовлетворение результатами ее работы в межсоборный период.

3. Причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена:

- Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (+ 1395, память 12/25 сентября);

- Преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719-1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая);

- Праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября);

- Преподобного Василиска Сибирского (+ 1824, память 29 декабря/11 января);

- Блаженного Андрея Симбирского (Огородникова; +1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря);

- Преподобного Пимена Угрешского (Мясникова; 1810-1880; память 17/30 августа);

- Преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня);

- Преподобной Марфы Дивеевской ( Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября);

- Преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня);

- Блаженной Пелагии Дивеевской (Серебренниковой; 1809-1884; память 30 января/12 февраля);

- Блаженной Параскевы Дивеевской (+1915; 22 сентября/5 октября);

- Блаженной Марии Дивеевской (Фединой; +1931; 26 августа/8 сентября);

- Блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952; память 19 апреля/2 мая)

4. Сообщить имена сих подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.

Заслушав доклад Управляющего делами Московской Патриархии Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, о наградах Русской Православной Церкви, Освященный Архиерейский Собор определяет:

1. Принять "Положение о наградах Русской Православной Церкви", подготовленное Управлением делами Московской Патриархии.

2. Всем Епархиальным архиереям Русской Православной Церкви руководствоваться "Положением о наградах Русской Православной Церкви " при награждении клириков и мирян.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II

ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ, ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ ФИЛАРЕТ

МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ

МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ КИРИЛЛ

МИТРОПОЛИТ КИШИНЕВСКИЙ И ВСЕЯ МОЛДОВЫ ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР

АРХИЕПИСКОП КАЗАНСКИЙ И ТАТАРСТАНСКИЙ АНАСТАСИЙ

АРХИЕПИСКОП САМАРСКИЙ И СЫЗРАНСКИЙ СЕРГИЙ

АРХИЕПИСКОП ВИТЕБСКИЙ И ОРШАНСКИЙ ДИМИТРИЙ

ЕПИСКОП ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ И КУРИЛЬСКИЙ ВЕНИАМИН

МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ КЛИМЕНТ

Комментарии

Сети богословия

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы


Освященный Архиерейский Собор 25–27 октября 1990 года (Москва, Свято-Данилов монастырь)

Другие публикации на портале:

Читайте также: