Археологическое изучение городов золотой орды кратко

Обновлено: 14.05.2024

В Золотой Орде были города. И не какие-нибудь скопища жалких шалашей или войлочных юрт, а настоящие средневековые мегаполисы с широкими улицами, кварталами высоких домов, базарами, культовыми сооружениями, дворцами и общественными зданиями.

то вторая статья из мини-серии о золотоордынских городах. Итак, продолжим.

Они не имели крепостных стен

Одной из самых экстравагантных особенностей золотоордынских городов было то, что вокруг них не было стен и других крепостных укреплений. Они стояли совершенно незащищенными. Ничего подобного не было ни в одном средневековом государстве. Во всей Орде был только один город-крепость – Дербент, но его стены были возведены задолго до появления монголов в Средней Азии.

Монголы гордились и даже хвастались открытостью своих городов. Они считали (и так это и было вплоть до нашествия Тамерлана), что быстрая конница и бескрайние степи служат достаточной защитой от любого завоевателя.

Два типа городов

В Орде было два типа городов. К первому относились города покоренных народов, сначала разрушенные, а потом восстановленные новыми правителями. Они располагались в оседлых районах по окраинам обширного степного пояса. Самыми известными среди них были Ургенч в Хорезме, Великий Булгар на Волге, Аккерман в Северном Причерноморье. Это были административные центры и одновременно крупные центры международной торговли. (Раньше у этих городов были стены, но при монголах восстановить их никто не рискнул.)

Второй тип городов основали сами монголы на протяжении 13-14 веков. Среди них наиболее известными были обе столицы Орды – Сарай и Сарай ал-Джедид , Сарайчик на реке Урал, город Маджар на Северном Кавказе, Азак в устье Дона, Крым в Таврии (от него позже название перешло к полуострову), Укек в Среднем Поволжье, Хаджитархан в устье Волги, Мохши в Мордовии, Тюмень в Сибири и еще много других городов.

По факту, Золотая Орда состояла из огромной пустующей степи и чрезвычайно плотно заселенных городских агломераций, где оседлая жизнь полностью вытесняла кочевую. Вот как описал саратовский краевед во второй половине 19 в. окрестности Сарая ал-Джедид – второй столицы Золотой Орды. Проезжая левым берегом Ахтубы, он видел:

На Руси в то время такого количества каменных строений было не сыскать. Понятно, что строительство ордынских городов шло, в том числе, за счет русской дани. Однако это не умаляет того факта, что Золотая Орда была уникальным государством с невероятно развитой городской культурой, которая, к несчастью, погибла и не имела своего продолжения.


Согласно Википедии «казаки́ — представители казачества, сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся на украинах Московского государства и Речи Посполитой.

Т.е. казак –это не национальность, а социальный статус: воин, пограничник. Но не всегда казаки обживали незаселенные территории. Так, например, Ермак со своим войском завоевывал Сибирь, которая, к моменту его вторжения туда, была довольно таки густо населена.

Что-то и правда было разрушено уже до них:

«Королевство Большого Нагая – совершенно равнинное и дикое, оно простирается на 1 200 миль в длину от Астракани до Самары и на 500 миль в ширину от Астракани до реки Йейхе, или Яик.

Оно не имеет городов или постоянных мест проживания, хотя в прежние времена их было несколько: среди них и очень видные, как Царев–город, иначе Царевы полаты, что по-нижненемецки значит императорский город, который был, вероятно, главным городом, как показывает название. Я часто с удивлением рассматривал его и не мог полагать, что он в окружности был меньше 20 миль.

Я в нем насчитал 80 прекрасных больших зданий: это, должно быть, были мечети, дворцы, караван-сараи, из которых некоторые стоят в шести милях друг от друга.

Название Царе́в сохранилось и сейчас. В настоящее время так называется село, расположенное в Ленинском районе Волгоградской области России, центр Царе́вского сельского поселения.



Село расположено близ развалин бывшей столицы Золотой Орды города Сарай-Берке (Царевское городище).

Общая площадь по оценкам исследователей конца XX в. составляет более 400 га, а по данным путешественников XVIII-XIX веков площадь была ещё значительно большей (например, по данным И. П. Фалька, развалины простирались на 9 верст в длину и на 5 верст в ширину).

Так сейчас выглядит Царевское городище:




Волгоград раньше назывался Царицын. И там тоже есть городище:

Мечетное городище являлось частью Царицынской сторожевой линии (Вал Анны Иоанновны) Так выглядит оно сейчас:




Видимые остатки крепости сохранились только в хуторе Грачи — вал и ров образуют пятиконечную звезду— крепость Грачевская. Сохранились несколько реданов.



В этом районе еще много разных городищ, многие из которых уже сровнены с землей. Рассказывают местные жители:

«– Мы будем разговаривать только с землей, – наш гид Иван начинает экскурсию в степи. – Надо понимать, что прошло 600 лет. Все сломано, вывезено. Видите, большая круглая яма – здесь стояла крепостная башня высотой минимум десять метров. А, может, и все двадцать.

Глинистая почва в этих местах часто выталкивает на поверхность загадочные черепки, осколки пористого кирпича и бирюзовых изразцов, а иногда и странные неправильной формы монеты с надписями на непонятном языке.



И в Астрахань казаки пришли не на пустое место. Вот что пишет об этом месте Н. Витсен:

Согласно академическому словарю: АСТРАХАНСКОЕ ЦАРСТВО возникло после падения Золотой Орды в 1480 г. со столицей в Астрахани. Пало в 1556 г. когда Астрахань, ослабленная постоянными Набегами Донских Казаков, без боя занята Москвой.

Под ханством здесь имеется в виду царство, а под татарами -тартары. Которыми , как выяснилось из описаний Витсена, назывались не люди определенной национальности, а все жители Тартарии. Т.е. все народности, проживающие на территории Тартарии, европейцы 17 века называли тартарами.

А Тартарией возможно была названа территория Золотой Орды после ее падения. От города Хаджи-Тархан в наше время ничего не осталось. Лишь упоминание:

«В 12 км выше современной Астрахани, на правом берегу Волги, между поселками Стрелецкое и Новолесное находится урочище Шареный Бугор. Оно издавна привлекало к себе внимание местных жителей и ученых обилием находок старинных предметов, кирпича, остатков строений на поверхности земли и в обнажениях обрывов.

Вот этот Жареный бугор:



В годы строительства Астраханского кремля (1582—1620 гг.) развалины Хаджи-Тархана были практически полностью разобраны на кирпич. Город был заброшен и превратился в городище. В течение долгого времени городищем интересовались лишь местные жители, добывавшие там селитру. (википедия)

Остались лишь монеты, отчеканенные там:



И еще сохранилось Селитренное городище — Сарай-Бату, о котром Витсен пишет:

«Об этом Сарае Арабсиада говорит следующее:

«У пустыни находится город Сарай. Его жители являются магометанами. В нем бесподобные постройки, он основан ханом Барка, да будет Бог милостив к нему, ибо он принял магометанскую веру. Город был главным в государстве, и поэтому народы, окружающие пустошь, были вынуждены перейти к исламу ( Другие говорят, что этот Барка не построил этот город вновь, а восстановил его). Там было стечение ученых людей всех наук, и источник счастья, подобно которому никогда не было в Египте. 63 г. этот, столь знаменитый и величественный город процветал. Город был настолько большой, что слуга, убежав от хозяина, мог в течение 10 лет держать открытую лавку и не бояться встретить своего хозяина. Он расположен у притока Волги, под названием Синкела. Тамерлан (Тамерлан жил спустя больше века после Чингиса) уничтожил город Сарай, Серайчик и Хаджи Терхан или Астракань и прилегающую область после того, как победил в сражении Туктамиса и другие народы, живущие вокруг города Саратова, если его принимают за Сарай. Называют его еще и Серaйхан. Это тартарское название, означающее как бы императорский город или главный город, так как это был прежде коренной город большой империи.

То, что осталось от некогда большого города сейчас:





По словам Витсена в Золотой Орде было много городов, уже разрушенных в 17 веке. Но много было и существующих городов:

«Считают, что на Дону стоят 120 городов. Из них главные следующие:

Азов, или, по произношению некоторых – Озоф и Азаф, Казаф, или Казава – был турецким пограничным городом на западном берегу Дона, но теперь он находится во власти его Царского Величества.

«Около городка Царица на Волге, выше Астракани, виден на некоторых картах рукав Дона, или Танаиса, впадающий в Волгу. Прежде сомневались, судоходен ли он. Но теперь выяснилось, что нет, не судоходен, ибо там казаки перекатывают свои суда по суше, когда направляются к Волге.

«Один немецкий дворянин, который, посетив эти края, пишет мне об этой речке следующее:

Сообщают, что главный князь Бушукти-Хан действительно умер после того, как на него внезапно напали синцы с большой армией. И теперь его племянник Контайзи, а до сих пор его звали Араптан, наследовал ему. Он теперь готовится прийти на помощь московитам с 20000 человек, чтобы напасть на казакскую орду, которая ежегодно причиняет большой ущерб. Они приходят внезапно, как все эти народы обычно делают, и большей частью, когда все крестьяне работают в поле; забирают людей в плен и разрушают деревни и местечки. Бороться с этим народом невозможно, даже большой армией, ибо они живут далеко и еще потому, что они кочуют и их трудно найти. С маленькой армией нападать на них опасно, поэтому не нашли другого средства, кроме укрепления всех деревень и местечек, снабжения их пушками, а крестьян – ружьями, и кроме прежнего войска расположили еще отряд из 1000 храбрых драгунов (Это казаки, живущие в таком городе и крепости с женами, детьми и потомками. Им бесплатно дан такой участок земли, который они в состоянии обработать, за что они находятся на службе Его Царского Величества) в окраинных местечках. Летом они присоединяются к другой маленькой армии и охраняют главные поселения. Это хорошие всадники, которые хорошо вооружены. У них много длинных ружей с медными и свинцовыми пулями и маленькие пушки.

Многоуважаемый господин, Ваш покорный слуга, N.N.

Или казаки были не однородным в своем составе и какие-то казаки поддерживали Их Царские Величества, а какие-то наоборот? Например, известное восстание Степана Разина. Вот, что пишет о нем Н. Витсен:



Вкратце, что пишет наша Википедия о восстании Степана Разина:

Восстание произошло во время правления второго русского царя династии Романовых, по причине обнищания государственной казны, в результате чего казакам перестали платить жалование. И введения крепостного права для крестьян. По этой причине крестьяне присоединились к восстанию. После казни Степана Разина восстание какое-то время еще продолжалось, пока не было полностью подавлено. Боярин Юрий Долгорукий повесил 11 000 крестьян в ходе карательных походов.

В то же примерно время происходило еще Соловецкое восстание:

«Солове́цкое восста́ние или Солове́цкое сиде́ние — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько последующих лет и завершились лишь в 1676 году падением Соловецкого монастыря.

Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам.

Старообрядцы считали лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. Поповцы (старообрядцы) считали новообрядцев еретиками (Википедия)

Получается, что оба эти восстания косвенно или напрямую связаны с тем, что к власти пришли Романовы и начали наводить новые порядки, которые не понравились ни казакам, ни монахам, ни крестьянам. Т.е. всем, кроме самих царей и их приближенных.

С уничтожением самых сильных, кто оказывал сопротивление, стирались из памяти народной воспоминания о прежних временах.

В статье рассматриваются основные направления историко-археологического изучения золотоордын-ских городов Нижнего Поволжья, наметившиеся в последние десятилетия, а также достижения исследо-вателей в этой области. В качестве объекта изучения на этом этапе выступили такие средневековые бы-товые памятники, как Селитренное, Царевское, Мечетное, Водянское и Увекское городища. В работе дан обзор ключевых проблем, поднятых учеными этого периода. Решение этих вопросов стало возможно в связи с переходом к систематическим археологическим исследованиям средневековых городищ и полу-чением в ходе раскопок обширного и разнообразного материала для анализа. Базой для формирования современных подходов к изучению нижневолжских золотоордынских городов стали масштабные (во второй половине XX века) и планомерные (на рубеже XX–XXI вв.) работы центральных и региональных археологических экспедиций. В настоящее время обозначилось направление исследований, опирающее-ся на анализ археологических материалов, полученных в ходе раскопок прежних периодов изучения нижневолжских городищ. Кроме того, в статье анализируются современные сложности археологического изучения средневековых городищ Нижнего Поволжья.


1. Глухов А. А. Археологические исследования отряда "Гюлистан" в 2007 году / Нижне-волжский археологический вестник. Вып. 9. – Волгоград: Изд-во Волгоградского государ-ственного ун-та, 2008. – С. 309-311.

2. Егоров В. Л. Причины возникновения городов у монголов в XIII–XIV вв. // История СССР. – 1969. – № 4. – С. 39-49.

4. Ильина О. А. Проблема локализации золотоордынского города Тортанллы // Научное обозрение. – М., 2008. – № 3. – С. 89-92.

6. Мыськов Е. П. Основные итоги исследований Водянского городища // Проблемы архео-логии Нижнего Поволжья. Тезисы докладов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – С. 296-298.

7. Мыськов Е. П. Северо-западный пригород Царевского городища /Поволжье и сопре-дельные территории в средние века. ТГИМ. – Вып. 135. – М., 2002. – С. 115 – 122.

Являясь одним из самых влиятельных государств эпохи средневековья, Золотая Орда уже с XIX века вызывала глубокий научный интерес исследователей. Однако во второй половине XX века в золотоордынской археологии и истории произошли серьезные позитивные изменения, обусловленные переходом к систематическому изучению памятников городской культуры, прежде всего, нижневолжского региона. Цель данной работы состоит в выявлении основных тенденций в изучении Нижневолжских бытовых памятников, наметившихся в последние десятилетия, а также в общей характеристике современного этапа исследований.

Период времени с конца 50-х гг. XX века до начала XXI века характеризуется нарастанием интереса к вопросам археологического изучения золотоордынской городской культуры, пик которого пришелся на 1960-1970-е годы и был связан с деятельностью Поволжской археологической экспедиции (далее ПАЭ). В 1959 г. в золотоордынской археологии произошел перелом, обусловивший ее поступательное и динамичное развитие. Он был связан с публикацией программной статьи А. П. Смирнова и Г. А. Федорова-Давыдова, посвященной задачам изучения Золотой Орды, и началом крупномасштабных исследований городищ Нижнего Поволжья. На протяжении 30 лет раскопки нижневолжских городищ проводила ПАЭ под руководством сначала А. П. Смирнова, а с 1973 г. - Г. А. Федорова-Давыдова, которые считали, что ключом к пониманию таких важных событий средневековой истории, как образование, существование и распад улуса Джучи, является всестороннее археологическое изучение центральных золотоордынских городищ [10, С. 90]. По их мнению, это было возможно при использовании метода вскрытия больших площадей. Его использование при изучении Царевского, Водянского и Селитренного городищ позволило получить значительные коллекции археологического, керамического и остеологического материалов, а также данных, касающихся архитектуры и планировки городов золотоордынского времени. На основании полученных материалов была построена классификация жилищ, отражавшая социальный состав населения городов, выявлены основные направления и виды организации ремесла. Так, было определено существование небольших индивидуальных мастерских узкой специализации и более крупного усадебного производства, выпускавшего разнообразную продукцию.

Работы ПАЭ привели к подъему научного интереса к памятникам городской культуры золотоордынского периода. В 1960-е - 1980-е гг. появилась целая серия статей, посвященных отдельным направлениям изучения материальной культуры Золотой Орды. В них рассматривались вопросы классификации керамики, анализировался нумизматический материал, рассматривались особенности архитектурного декора и средневекового стеклоделия. В то же время были подготовлены работы аналитического, обобщающего характера, посвященные выявлению этнической и социальной структуры городов, роли кочевого населения в формировании городской культуры, причинам стремительного расцвета и необычайно быстрого упадка нижневолжских городов.

По вопросу соотношения проблем возникновения золотоордынских городов и оседания кочевников на землю были высказаны различные мнения. Так, Г. А. Федоров-Давыдов выдвинул предположение, что часть половецкого населения под влиянием экономических и политических причин вынужденно осела на землю и составила значительный компонент золотоордынских городов. Причем наиболее интенсивно процесс перехода к оседлости шел в среде обедневшей массы кочевников [9, С. 14]. По мнению В. Л. Егорова, процесс оседания кочевников на землю в Золотой Орде не носил массового характера, а затрагивал в основном аристократические слои. При этом большая часть крупных феодалов не порывала с кочевым образом жизни, продолжая перемещаться по своим владениям летом, а города являлись для них только зимними ставками (2, С. 49). В целом, исследователи пришли к выводу, что Золотая Орда представляла собой единую государственную систему, основными подсистемами которой являлись городская и кочевая культура, как два противоположных, но дополняющих друг друга компонента.

В период расцвета градостроительства в Золотой Орде, в XIV веке, побережье Волги от Каспийского моря до пределов Волжской Болгарии было густо застроено городами и поселками. Особенно ярко эта ситуация проявилась в нижневолжском регионе, который, по мнению В. Л. Егорова, превратился в зону сплошной оседлости [3, С. 95]. Более сдержанной является позиция Г. А. Федорова-Давыдова, который признает, что по берегам рек Волги и Ахтубы материалами археологических разведок и раскопок зафиксирована длинная цепь населенных пунктов, тянущаяся с юга на север, хотя не все они являются золотоордынскими городами [9, С. 41]. Географически они довольно четко разделяются на левобережные и правобережные: подавляющее большинство золотоордынских городов, лежащих южнее современного г. Волгограда, располагались на левом берегу Волги по течению р. Ахтубы, а крупные населенные пункты севернее Волгограда - по правому. Среди множества обозначенных на карте населенных пунктов крупнейшими городскими центрами времен Золотой Орды являлись Хаджитархан, Селитренное, Царевское, Мечетное, Водянское, Терновское и Увекское городища, поэтому именно они постоянно привлекали к себе внимание исследователей.

Новые города в нижневолжских степях возникли в местах, где традиции оседлости были чрезвычайно слабы, и для их строительства были привлечены тысячи ремесленников из Средней Азии, Руси, Кавказа, Крыма и Болгара. В результате в короткие сроки в низовьях Волги и на р. Ахтубе в конце XIII - начале XIV в. возник целый ряд крупных, по средневековым представлениям, городов. На основании их изучения исследователи пришли к выводу, что основными причинами образования городов на Нижней Волге являлись: выделение этого района в личное владение хана; природно-климатические особенности района, позволяющие сочетать элементы оседлого и кочевого хозяйства; пересечение здесь торговых путей: одного, ведущего с севера на юг по Волге, и другого - с запада на восток, который являлся частью Великого Шелкового пути [2, С. 44; 9, С.10-11].

Таким образом, вклад ПАЭ в развитие золотоордынской истории и археологии трудно переоценить. За годы ее работы были разработаны основные принципы и направления изучения средневековых городов, при этом научно-исследовательской базой стали именно нижневолжские городища. Кроме того, в это время особое развитие получил комплексный источниковедческий подход к изучению городской культуры эпохи Золотой Орды. Археологические, письменные, нумизматические, картографические, топографические, антропологические материалы превратились в надежную основу глубоких исторических выводов. Так, было выявлено и дано объяснение феномену золотоордынской городской цивилизации, сформировавшейся в кочевой степи, обоснована синкретичность, причины возникновения, динамика развития и гибели золотоордынской городской культуры; изучены вопросы исторической географии, а также сделаны попытки проанализировать и воссоздать облик отдельных городских центров. На основании всего вышесказанного, можно утверждать, что многоплановая и чрезвычайно результативная практическая и теоретическая деятельность ПАЭ представляет собой новый качественный этап в развитии золотоордынской археологии.

Тем не менее необходимо отметить и ряд недостатков в работе ПАЭ, обусловленных, прежде всего, общим состоянием данного направления отечественной археологии. Использование метода вскрытия культурного слоя большими площадями имело свои издержки. В частности, большее внимание уделялось изучению архитектурных конструкций, систем водоснабжения и дренажа, составлению типологий отдельных категорий находок, в то время как массовый керамический и остеологический материал детально не анализировался. Кроме того, раскопы на всех городищах Нижнего Поволжья закладывались рассеяно, в разных частях памятника, что создавало о нем общее, но зачастую поверхностное представление. К сожалению, материалы не всех раскопок полностью опубликованы. Все это не позволяет оценить работы ПАЭ по археологическому изучению нижневолжских городищ как планомерные и углубленные. Однако именно в это время закладывались основы будущего развития золотоордынской археологии и формировались основные направления исследований, в том числе и в области изучения городской культуры.

В последние десятилетия обозначились некоторые проблемы в развитии золотоордынской археологии региона. Так, объективные обстоятельства подтолкнули исследователей отказаться от вскрытия значительных площадей и перейти к работе малыми экспедициями на небольших участках. Кроме того, в настоящее время отмечается падение интереса к изучению средневековых памятников и сокращению числа молодежи, проявляющей готовность заниматься изучением материальной культуры Золотой Орды.

Сложившиеся обстоятельства обусловили формирование нескольких основных тенденций изучения золотоордынских городов Нижнего Поволжья. С одной стороны, исследователи акцентируют внимание на всестороннем изучении определенных городских центров и их ближайшей округи, ведут планомерные раскопки таких золотоордынских городищ Нижнего Поволжья, как Водянское, Селитренное и Царевское городища. С другой - активно вовлекают в научный оборот материалы ранних исследований [4, С. 89-92; 8].

В последние годы обозначилось еще одно направление современных исследований золотоордынских городищ, основанное на мнении, что развитие нижневолжских городов происходило в неразрывной связи с прилегающей к ним сельской округой. При этом обобщения основываются, в том числе и на изучении материалов ранних археологических раскопок [8]. Такая специализация по средневековым городищам представляется весьма перспективным направлением в золотоордынской археологии, так как дает возможность сделать интересные выводы относительно времени и динамики существования этих городов, этнической топографии, планировки, особенностей застройки, специфики нумизматического материала, этнокультурных влияний и многих других направлений исследований.

Рецензенты:

История кочевых народов, их племенных объединений и государств, а также взаимоотношений с оседлыми соседями с античного времени привлекала внимание исследователей. Изучение различных кочевых общностей, основанное на комплексном привлечении источников, позволило в последнее время подготовить целый ряд фундаментальных трудов по этой сложной проблематике.
Вопросы исторической географии кочевых союзов и государств позволяют дать более отчетливое представление о них не только во времени, но и в пространстве. Владения кочевников нередко представляются немереными просторами бескрайних степей без привычных оседлым жителям ориентиров. Эта картина резко меняется при историко-географическом анализе всего комплекса известных источников.
Обретает четкость государственная территория и ее внутренняя структура; вырисовываются пограничные линии, в степях появляются оседлые населенные пункты, передвижения кочевников обретают строгую закономерность, связанную не только с природными, но и с социальными особенностями общества. Выяснению этих аспектов в отношении Золотой Орды и посвящена настоящая работа.
Экономическая география городов Золотой Орды представляет самостоятельную проблему, для успешного раскрытия которой необходимо более углубленное археологическое изучение многочисленных городищ XIII-XIV вв.


В хронологическом отношении реферат охватывает период, четко ограниченный двумя датами, имеющими ключевое значение не только для политической истории Золотой Орды, но и для территориально-географической оценки государства. Первая дата - 1243 г. - фиксирует начало формирования в степях между Дунаем и Иртышом нового монгольского государства, верховная власть в котором принадлежала дому Джучидов. Вторая дата - 1395 г. - является той вехой, которая окончательно убедила современников в полном крахе военно-политической доктрины Чингизидов и несостоятельности идеи создания мировой империи.
В реферате мы рассмотрим лишь малую часть городов Золотой Орды, на изучении которых сможем сделать вывод о том, какую лепту внесли золотоордынские города в развитие цивилизации.

1. Города Золотой Орды и экономическая география государства

2. Крым

Весь Таврический полуостров, со времени утверждения здесь Золотой Орды получивший наименование Крымского, находился под властью монголов. Однако территория его довольно четко подразделялась на степные районы, населенные кочевниками, и горную часть с южным побережьем, где в городах и деревнях проживало исключительно оседлое население. Эта часть полуострова пользовалась определенной политической автономией и имела собственное управление. В этническом отношении большую часть населения южнобережных городов Крыма составляли греки, затем шли армяне, аланы и генуэзцы. Экономическая заинтересованность монголов в развитии генуэзской торговли в Крыму служила определенной гарантией сохранения их автономности, хотя золотоордынские ханы неоднократно предпринимали военные экспедиции против итальянских колоний.
Город Крым. Остатки его находятся на месте современного г. Старый Крым. Золотоордынское название города (Крым) известно по письменным источникам и чеканившимся в нем монетам. Генуэзцы называли город Солхат. Проезжавший по этим местам из Судака в 1253 г. Рубрук ничего не упоминает о нем. Первые монеты, выпущенные в Крыму ханом Менгу-Тимуром, датируются 1267 г. К 60-м годам XIII в. относится и первое письменное упоминание о городе в арабских источниках, где сообщается, что он населен кипчаками, аланами и русскими. Благодаря бурному расцвету генуэзской торговли и находившейся рядом Кафы Крым быстро превращается в крупный торговый и ремесленный центр. Ибн-Батута, посетивший его в 30-е годы XIV в., сообщает, что это большой и красивый город, от которого в глубь государства ведет дорога с расположенными на ней через определенные промежутки станциями для смены лошадей. Со времени основания и до конца XV в. Крым являлся административным центром всего полуострова. Археологические исследования подтвердили развитие и высокую культуру города в XIII-XIV вв. Некоторые из монументальных построек этого периода частично сохранились до нашего времени. Разрушение города и его упадок связаны с походом Тимура 1395 г.
Город Кырк-Ер. Остатки его в настоящее время известны под названием Чуфут-Кале и находятся неподалеку от Бахчисарая. На протяжении XIII в. город представлял собой автономное феодальное владение, полузависимое от Золотой Орды. В 1299 г. был разрушен войсками Ногая, после чего автономия его была ликвидирована и он вошел в число золотоордынских городов полуострова. В XV в., после упадка г. Крыма, в Кырк-Ер на какое-то время был перенесен административный центр Гиреев. Об этом свидетельствуют ханские ярлыки и русские дипломатические документы. Впоследствии, после возникновения Бахчисарая (XVI в), Кырк-Ер окончательно потерял свое значение.
Прочие города полуострова юридически не принадлежали Золотой Орде, однако фактическая их зависимость от монголов как с точки зрения политической, так и экономической была очень велика. С другой стороны, сарайские ханы были заинтересованы в деятельности итальянских торговых колоний, представлявших важное связующее звено в отношениях между Востоком и Западной Европой. Без описания этих населенных пунктов картина городской жизни Крымского полуострова будет явно неполной.
Воспоро (Керчь). В XIII в. этот населенный пункт был заброшен и не играл какой-либо заметной роли в жизни полуострова. Посетивший его в 30-х годах XIV в. Ибн-Батута сообщает о нем очень кратко, упоминая лишь имевшуюся здесь церковь. Примерно в это же время в Воспоро утвердились венецианцы, которых позднее сменили генуэзцы. Роль этого населенного пункта в экономической жизни полуострова была крайне невелика.
Кафа. Современный город Феодосия. До 60-х годов XIII в. представляла собой небольшой поселок. В 1266 г. монголы разрешили генуэзцам основать здесь торговую колонию, которая в XIV в. превратилась в административный центр всех генуэзских владений в Северном Причерноморье. В середине XIV в. город укрепляется мощными каменными стенами и башнями, сменившими деревянные. Побывавший здесь в 30-е годы XIV в. Ибн-Батута сообщает, что город был большой, особо подчеркивая, что в гавани находилось "до 200 судов военных и грузовых, малых и больших". Отсюда вывозились в Западную Европу меха, кожи, шелка, дорогие ткани, восточные пряности, красители. Особую статью экспорта составляли рабы. По словам Ибн-Батуты, основное население города составляли христиане (генуэзцы, греки, армяне), но, кроме них, здесь проживали и мусульмане, имевшие не только мечети, но и собственного судью. Генуэзский город просуществовал до 1475 г., когда его захватили османы: к этому времени здесь находилось всего 300 генуэзцев, а основная масса населения состояла из греков и армян. Наряду с торговлей в Кафе были широко развиты самые различные виды ремесленного производства.

Чембало (Балаклава). До середины XIV в. этот город с очень удобной гаванью принадлежал княжеству Феодоро. В 50-е годы XIV в. его захватили генуэзцы, немедленно начавшие здесь крепостное строительство. Включение Чембало в сферу владений Кафы распространяло ее контроль на все крымское южнобережье и значительно подрывало торговую конкуренцию со стороны правителей Феодоро. Основная роль, отводившаяся новой крепости, состояла в ограничении торговой и политической деятельности князей Феодоро в западной части полуострова. Это подтверждают нападения генуэзцев на другой порт феодоритов - Каламиту.
Феодоро. Столица одноименного небольшого княжества в западном Крыму; остатки ее находятся на горе Мангуп. Владетелям княжества для сохранения своей власти приходилось лавировать между монголами и генуэзцами, причем последние представляли, видимо, большую опасность. Несмотря на это, город и княжество просуществовали до 1475 г., когда османы вторглись в Крым.
Описанные населенные пункты южнобережной полосы Крымского полуострова включают лишь крупные города. Кроме них, на всем протяжении береговой линии существовало значительное число мелких и средних поселков, деревень и замков, которые в XIV в. также находились во владении генуэзцев. А.М. Бертье-Делагард насчитывал 32 таких пункта от Кафы до Чембало. Все они составляли сельскую округу городов-колоний, население которых занималось сельским хозяйством.
Портовые города полуострова оставались важнейшими пунктами транзитной международной торговли на протяжении XIII-XIV вв. Что же касается золотоордынского г. Крыма, то его роль в торговых операциях несколько снизилась в XIV в. в связи с появлением более удобного транзитного центра в устье Дона - Азака, где также обосновалась итальянская фактория. Ее появление значительно сократило путь до Кафы, который проходил теперь не по степям, а через Азовское море.

3. Поволжье

Заключение

Историческая география Золотой Орды - тема достаточно многоплановая, и углубленное изучение ее потребует еще немалых усилий. Одна из сторон этой разработки связана с наиболее бросающимся в глаза вопросом о золотоордынской экспансии, носившей постоянный и жизненно важный для правящего класса характер.
Выяснение различных историко-географических аспектов существования и развития городов Золотой Орды, безусловно, носит вспомогательный характер в изучении этого государства. Однако рассмотрение таких вопросов во многом позволяет углубить и детализировать ход политической истории и экономического развития. Многогранность географических реалий охватывает, по сути дела, все основные компоненты, составляющие конкретно-формальную сторону существования государства, и не только его внутреннего состояния в определенное время, но также характера взаимосвязей с соседями и оказываемого при этом взаимного влияния. В этом отношении историческая география Золотой Орды дает достаточно разнообразный материал.
Города Золотой Орды выполняли функции торговых пристанищ для купцов из множества стран. По "шелковому" пути Золотой Орды проходили караваны из Ирана, Ирака, Персии, Китая и др. Также эти города служили своеобразным обменным пунктом. Естественно, что такое обстоятельство вынуждало правящую верхушку задуматься о защите своих городов. Поэтому эти города в своем большинстве были укрепленными крепостями.
Культура градостроительства принесла в мир прекрасные памятники строительства мечетей, соборов, крепостей. Город стал символом процветания, красоты и богатства.

Список использованной литературы

1. Баллод Ф.В. Старый и Новый Сарай - столицы Золотой Орды. - Казань, 1993. - 414 с.
2. Города Поволжья в средние века. Средневековые памятники Поволжья. - М., 1996. - 522 с.
3. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М., 1990, - 404 с.
4. Насонов А.Н. Монголы и Русь. - М., 2000. - 612 с.
5. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. - Саранск, 2000, - 216 с.

Читайте также: