Археологические памятники бурятии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Второй том посвящен периоду с XVII в. до рубежа XIX-XX вв. Это время вхождения Бурятии в состав Российского государства. Уникальная этническая культура бурят, эвенков и русских представлена во всем разнообразии.

Третий том излагает бурный, насыщенный событиями XX в., начало кризисного XXI в.

История Бурятии: в 3 т. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Авторский коллектив под редакцией Базарова Б. | Источник(и): История Бурятии. В 3 Т. XX–XXI ВВ. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН , 2011 | Том 1 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Буряад Улас - так на языке коренных народов зовется эта земля.

Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что территория современной Бурятии - это сплошь горная местность. На долю равнин приходится не более одной четверти от всей площади региона. Богата она и водными ресурсами. Здесь около 35 тысяч озер и более 30 тысяч рек и речушек.


Красива Бурятия, горда и величественна, непокорна и сурова. Зима здесь продолжительная и морозная, длящаяся около полугода, а лето жаркое. Однако сильные температурные перепады свойственны не только для межсезонья, но и в течение дня. "День в майке, день в фуфайке" - эта поговорка отражает суть сибирского климата. Да, этот отдых не для тех, кто привык к южным курортам и любит лениво поваляться на пляже и поплескаться в теплой водичке. К слову сказать, есть здесь и такие места, о которых мы обязательно расскажем. В общем, решайте, какой отдых Вам ближе к сердцу.

И если Вы настоящий путешественник и не боитесь трудностей - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БУРЯТИЮ!

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Шоно и Нохой. Асухэн и Хусухэн

Буряты - один из древнейших народов, населяющих Прибайкалье. Современной науке известно о двух протобурятских племенах с тотемными именами ШОНО (волк) и НОХОЙ (собака), существование которых фиксируется 2,5 тыс. лет до н. э. Некоторые учение считают, что шоно - это далекие предки эхиритов и булагатов, а нохой - хоринских бурят.

Есть также предположение, что шоно сохранили свою независимость во времена монгольской экспансии, платя дань, а нохой большей частью перешли под власть империи ХУННОВ.

Во времена каменного века на землях Прибайкалья господствовал матриархат. Родоначальницами родов считают двух шаманок: Асухэн и Хусухэн. Историки считают, что имена праматерей настолько укоренились в сознании бурят, что несмотря на столь внушительный для человека период времени память о них сохранилась до наших дней.

Эхириты и Булагаты. Хори

Пришедший на смену патриархат породил легенды, рассказывающие о Эхирите - основателе рода, который родился от пестрого налима и береговой щели Байкала, и Булагате, родившегося от сивого пороза (быка). Исследователи прошлого склоняются к мнению о том, что булагаты - это отделившееся племя эхиритов. А название рода происходит от сына первопредка Буха-нойона - Булагата. Скорее всего, - это реальные люди, жившие в период правления Чингисхана. Проживали эти племена, а сейчас проживают их потомки, - на территории западного берега Байкала.

Также, в более позднее время, когда власть перешла в руки мужчин, родилась легенда о шаманке Асухэн (Асуйхан), встретившей сивого пороза (быка) и решившей, что Бурхан (верховное божество, бог Байкала) послал ей его в мужья. Асухэн родила двух сыновей. Старшего сына назвала Буряадай, младшего Хоридой. Потомками Хоридоя являются племена хори.

Хоринские буряты населяли и населяют побережье северного Байкала и остров Ольхон. Во времена монгольского нашествия племена были уведены в Северо-Восточную Монголию и вернулись на родные земли лишь в XVI в. Хоринцы всегда себя считали потомками Великого Чингисхана и называть себя бурятами стали лишь после появления русских и присоединения земель в XVII в.

Хунну (Сюнну)

Хунну - древний кочевой народ, проживавший со II в. до н. э. по I в. н. э., на территории Монгольского плато, площадью более 2,5 млн. кв. км. Предполагается, что протомонгольские возможно прототюркские племена - хунны (хунну), создали культуру плиточных могил (1300 - 300 г. до. н. э). Однако среди ученых нет единого мнения о происхождении кочевого народа хунну, и его принадлежности к данной культуре. Антропологически носители этой археологической эпохи принадлежат к палеосибирскому (байкальскому) типу.

Ареал обитания "плиточников" был очень огромен. Его северная часть простиралась от озера Байкал до плато Ордос (Внутрення Монголия, Китай) и предгорий Нань-Шаня и возможно даже Тибета; а южная часть - от Алтая до Хигана (гор дальнего Востока, расположенных на территории Китая и России).

Хунну создали первую кочевую империю. Много о них известно из древне-китайских источников. В первую очередь, это касается возведения Великой китайской стены. Считается, что это фортификационное сооружение было построено в период Сражающихся царств (V-III вв. до н. э.), для защиты от набегов хунну.

В I в. н. э. Хуннская империя распалась и территории Байкала перешли под контроль народа, который современные историки называют "сяньби" (китайская транскрипция), или сумбэ (монгольская). Сяньби жили на территории Внутренней Монголии. Интересно, что китайцы называли этот народ также "сирби", "сирви", "сарви" (I-III вв.).

В IV-VI вв. Бурятия являлась частью Жужаньского каганата (раннемонгольское государство). Далее в истории было много подобных переходов, включая Монгольское нашествие и следующей важной вехой стало появление русских на территориях Предбайкалья и Забайкалья в XVII вв.

БУРЯТЫ

Этимология слова "буряты", (по бур. буряад), ученым достоверно неизвестна. По одной из версий бури означает волк, а ата - отец. Бури-ата - волк отец. Если вспомнить, что у древних бурятских племен тотемным животным был волк и собака, то такая версия не лишена смысла.

Пожалуй, сегодня утверждать сложно, что буряты - это монгольский народ. Наверное, правильнее сказать, что буряты и монголы очень и очень давно изначально были очень близкими по крови. Монгольский период оказал сильное влияние на формирование культуры бурят.

Да, буряты - монголоиды. Но, это отдельный этнос и выглядят они по-особенному. Как правило, буряты среднего роста и крепкого телосложения. Говорят, что бурятские девушки загадочны, а их глаза подобны цвету ночи. О брутальной красоте бурятских мужчин интересно высказался журналист И. Строгов: ". громадные, выше русских, широкоплечие, вспоенные кумысом мужики с крепкими и кривыми ногами. ".

Сегодня буряты живут не только в России (преимущественно в Бурятии, Забайкалье и Иркутской области), но и на территории иностранных государств: в Монголии и КНР (Внутренняя Монголия городской округ - Хулун-Буир).

Шаманизм, буддизм и христианство - эти три религии тесно переплелись и находят место на этой земле.

Шаманизм - древнейшая и изначальная вера бурят, возникшая уже в эпоху палеолита и сложившаяся естественным историческим путем. Основана на одухотворении природы. Главным божеством всех бурят считается Эхе-Бурхан - праматерь всех богов. Ее дочь Манзан-Гурмэ - бурятская великая богиня и мать Эсэгэ Малан Тенгри - главного в небесном пантеоне Тенгри.

Буддизм, как религия появился в Бурятии очень давно, приблизительно во II веке до н. э., на это указывают археологические раскопки, произведенные в Иволгинском городище. Иволгинск не только историческое свидетельство появления религии, но и на сегодняшний день всемирно известное, благодаря Иволгинскому монастырю-дацану - центру российского буддизма, в котором располагается храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ БУРЯТИИ

Как мы уже говорили, на территории Бурятии проживали протомонгольские племена, создавшие культуру плиточных могил. Название "Культура плиточных могил" произошло от своеобразного погребального сооружения, представляющего собой каменные оградки из вертикально поставленных плит гранита или гнейса. Подобные захоронения обнаружены в долине реки Баргузин, местность Шулуун Шэнэгэльжин, в Хоринском районе, в Джидинском районе в 3 км от села Зарубино (гора Бага-Заря) и др. Посмотреть на карте.

Джидинский район

Дырестуйский Култук - урочище в районе села Дырестуй. На территории местности расположены многочисленные археологические памятники Баян-Ундэр и Голы-Очи.

Баян-Ундэр - хуннское городище железного века. Находится в 15 км от села Дырестуй. Рядом, в 300 м. могильник Баян-Ундэр - бронзового века и средневековья .

Голы-Очи - могильник бронзового века. Находится рядом с с. Голы-Очи и в 200 м от городища Баян-Ундэр.

Бага-Заря I - гора с наскальными рисунками бронзового века. Находится в 3-х км от с. Зарубино. Бага-Заря II - могильник средневековья.

Оргойтон - могильник эпохи хунну с княжескими курганами. Находится в 4 км от с. Зарубино.

Дюрбены - местность, с многочисленными памятниками археологии каменного и бронзового века. Находится в 7 км от села Зарубино.

Сарбадуй гора - с пещерой на стенах которой петроглифы древнего человека.

Сарбадуй могильник "плиточников" бронзового века и тюрков (VI-XVI вв.), расположенный на правом берегу р. Ичетуй.

Селенгинский район

Темниковская пещера - крупнейшая галерея наскальной живописи бронзового и раннего железного века. Находится в 6 км от п. Темник.

Гора Хараты - это потухший древний вулкан, охраняемый памятник природы с уникальными разнообразием флоры, занесенном в Красную книгу. Находится в 3-х км от с. Зарубино. Посмотреть на карте.

Кяхтинский район

Ильмовая падь - один из крупнейших комплексов могильников каменного, бронзового века и средневековья. Находится в 23 км от г. Кяхта.

Городовой Утес (Хугтэй-Хаан) - пещера с наскальными рисунками бронзового века. Находится между селами Анагустай и Усть-Дунгуй.

Многочисленные дюнные стоянки каменного века (с. Дурены, с. Хоронхой с. Полканово (Хара-Бусун)).

Подзвонкая - стоянка древнего человека каменного века. Находится в 7 км от с. Тамир.

ПЯТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ БУРЯТИИ

Герб города Улан-Удэ
Герб города Баргузинск
Герб города Новоселенгинск
Герб города Кяхта
Герб города Бабушкин
1666 г. 1648 г. 1665 г. 1727 г. 1892 г.

Улан-Удэ

Улан-Удэ - столица республики Бурятия. История города начинается с 1666 г. с возведения зимовья баргузинским казаком Гаврилой Ловцовым на берегу реки Уды. Зимовье было построено с целью сбора ясака. С 1670 - Удинский острог (Удинск). В 1689 г. - Верхнеудинская крепость. В 1690 г. получает статус города и название "Удинск". В 1735 г. переименовывается в Верхнеудинск. В 1934 г. в Улан-Удэ.

Улан по-бурятски - красный. На территории современного города 234 объекта культурного наследия, 11 из них - федерального.

Музеи Улан-Удэ

Этнографический музей народов Забайкалья - музей под открытым небом. Открыт в 1973 г. Один из самых крупных музеев, занимающий площадь порядка 37 га, с богатейшей экспозицией, состоящей из 8 комплексов, насчитывающих около 40 архитектурных памятников и 11 тыс. экспонатов.

Этнографический музей Улан-Удэ. Ворота старообрядческого дома

Музей природы Бурятии, открытый в 1978 г. Экспонаты музея подразделяются на семь групп. Главные темы экспозиции: "Человек и природа" и "озеро Байкал".

Музей истории. Основан в 1919 г. Подразделяется на десять групп и девять тематических блоков и насчитывает более 100 тыс. экспонатов

Художественный музей им. Сампилова, основанный в 1944 г. - крупнейший музей бурятского искусства. Коллекция музея насчитывает более 8,5 тыс. экспонатов.

Театры Улан-Удэ

Всего в Улан-Удэ насчитывается шесть театров. Первый любительский театр был создан в 1880 г. А первым профессиональным театром Бурятии стал Русский драматический театр им. Н. А. Бестужева, основанный в 1928 г. Нынешнее здание театра простроено совсем недавно - в 2009 г.

Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева, основан в 1932 г.

Бурятский театр оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова. Открыт в 1939 г. Здание театра - памятник архитектуры федерального значения. Построено по проекту архитектора А. Н. Федорова и В. А. Калинина.

Бурятский театр оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова

Интересные факты об Улан-Удэ

1. Улан-Удэ является антиподом Пуэрто-Наталес (Чили, Южная Америка). Антиподами в географии называют две точки, которые можно соединить прямой линией, проходящей через центр Земли. Всего в мире таких городов 12.

2. Первое каменное здание - Одигитриевский Собор, православный храм, построенный в 1785 г.

Свято-Одигитриевский кафедральный Собор. Улан-Удэ

3. На территории города находится самый крупный памятник Ленину - голова вождя пролетариата, весом 42 тонны и высотой 14 метров вместе с постаментом.

Памятник Ленину. Улан-Удэ

4. Несмотря на то, что Улан-Удэ бурятский город, в национальном составе преобладают русские. По результатам всероссийской переписи 2010 г. населения этнический состав столицы Бурятии был представлен следующим образом: 62 % - русские, 32 % - буряты, 6 % - прочие.

Баргузин

Сейчас Баргузин село и административный центр Баргузинского района Бурятии, но с 1783 до 1927 гг. имел статус города. Прежнее название - Баргузинск. Основан в 1648 г. енисейскими казаками с возведения острога. Расположен на правом берегу реки Баргузин.

Одна из основных достопримечательностей села - Баргузинский некрополь, или Старое Баргузинское кладбище - памятник федерального значения XVIII в.

Первый православный храм в Баргузине был построен в 1649 г. К 1800 г. здание разрушилось и на его месте был построен новый - Спасо-Преображенский Собор 1834 г. на деньги купца I гильдии Ивана Черных. В доме купцов Черных позже разместилось Здание уездного Государственного банка. Ныне памятник регионального значения.

Баргузин - место ссылки декабристов В. К. Кюхельбекера и М. К. Кюхельбекера и других политических ссыльных. Могила М. К. Кюхельбекера находится в Баргузине 1859 г., является памятником истории.

Новоселенгинск

Сейчас Новоселенгинск - это поселок Селенгинского района, Бурятии. С 1684-1906 гг. имел статус города. Прежнее название - Селенгинск. Расположен на левом берегу реки Селенга. Основан в 1665 г. с возведения острога по приказу нерчинского воеводы Лариона Толбузина.

Новоселенгинск также являлся местом ссылки. Сюда были отправлены знаменитые исторические личности: Абрам Ганнибал, прадед А. С. Пушкина - арап Петра Великого (1727 г.), Наталья Федоровна Лопухина - статс-дама императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны вместе с супругом Степаном Васильевичем Лопухиным - генерал-лейтенантом (1744 г.), декабристы Николай Александрович Бестужев (1937 г.), его брат Михаил Александрович Бестужев (1939 г.) и многие другие.

Памятники архитектуры Новоселенгинска

Селенгинский Спасский Собор, построенный в 1789 г. на месте деревянного храма сгоревшего в 1870 г. Сейчас храм разрушен, сохранившееся руины и часовня Святого Креста - это все, что осталось от старого Селенгинска. Часовня перенесена в этнографический музей Улан-Удэ.

Вознесенский Собор 1895 г. также построен на месте сгоревшей деревянной церкви. Действующий храм.

Кяхта

Начало города положило возведение Троицкосавского острога в 1727 г. дипломатом Саввой Лукичем Рагузинским-Владиславичем. Топоним "Троицкосавский" произошел от деревянной церкви, построенной на территории острога, названной в честь покровителя основателя - Святого Саввы Сербского. В 1805 г. получил статус города и до 1934 г. именовался Троицкосавском. После был объединен с торговой слободой "Кяхта" и переименован.

Буринский трактат, заключенный между Российской Империей и Империей Цин (Маньчжурской династией) в 1727 г. определил прохождение российско-китайской границы. Кяхтинский договор (1725-1728 гг.) закрепил прохождение границы и позволил вести торговлю в Пекине. Эти договоры на долгие годы установили мир между Россией и Китаем и положили начало развитию международных торговых отношений. С 1743 г. Кяхта приобретает статус "торговой слободы" и до конца XIX в. остается богатейшим купеческим городом, за что приобретает неформальное называние "Песчаная Венеция" или "Забалуй-городок".

Достопримечательности Кяхты

Кяхтинский краеведческий музей им. академика Обручева . Основан в 1890 г. Старейший музей Бурятии. Фонд музея насчитывает около 120 тыс. экспонатов.

Дом купца Алексея Михайловича Лушникова - общественного деятеля, потомственного купца.

Пограничный переход Кяхта - Алтанбулаг

В настоящее время в Кяхте расположен таможенный пункт МАПП "Кяхта" Наушкинской таможни. Здесь находится основной международный автомобильный пограничный переход между Россией и Монголией.

Бабушкин

Город расположен на южном берегу Байкала, в устье реки Мысовки Кабанского района. Переименован в честь революционера И. В. Бабушкина, соратника В. И. Ленина, расстрелянного здесь в 1906 г.

Являлся выселком Посольского монастыря. Основан в 1760-1765 гг. Статус города получил в 1902 г. и до 1941 г. именовался Мысовск. В 1900 г. основана станция Мысовая. Станция Мысовая являлась частью Байкальской железнодорожной переправы или Байкальской паромной переправы. Маршрут пролегал от Порта Байкал до Порта (станции) Мысовая. Здесь курсировал легендарный паром-ледокол "Байкал" и пассажирский ледокол Ангара.

Мы уже делали обзор по религиозным объектам Бурятии По святым местам Бурятии и по столице республики Путешествие по Бурятии: что стоит посетить в Улан-Удэ
Ну а если вы любитель активного отдыха, истории, археологии и эко-путешествий - вам интересен будет этот обзор.


Посетив парк можно увидеть такие достопримечательности как: геологическое обнажение Белый Яр,
источник Хонгор-Уула, Койморские озёра (Хоймор), реки Ихэ-Угун (при выходе из гор) и Кынгаргу, с её "мраморным дном", потухшие вулканы Коврижка и Черский, Хобокское озеро, которое расположено у подножия Тункинских гольцов и имеет правильную круглую форму. Так как Тункинский национальный парк расположен на границе с Монголией, приехав туда, вы сможете посетить живописное озеро Хубсугул.


Койморские озёра


Долина потухших вулканов


Этнографический музей села Хойтогол

Как добраться?

Вам надо доехать до села Кырен, откуда и начинается парк. Сделать это можно на автобусе от жд вокзала Улан-Удэ, стоимость 800-900 рублей, время в пути 8 часов. Но рейсы есть вечерние и ночные, это скорее плюс. Возможно стоит рассмотреть и другие варианты: авто в аренду, покупка тура, совмещение железнодорожного и автобусного маршрутов.

Он находится в труднодоступном районе на севере Бурятии, где в радиусе двухсот километров нет населенных пунктов. (Из чего понятно, что придётся арендовать транспорт, чтобы сюда добраться). Во многие уголки этого заповедника не ступала нога человека. Заповедный уголок в верховьях реки Баргузин и реликтовой Амутской котловине с высокогорными озерами ледникового происхождения – это ещё и исторически знаменательное место, которое называют страной Баргуджин-Токум.


Что посмотреть?

Амутская котловина

Водопад на реке Юргон


На реке Юргон в небольшом живописном каньоне расположен одноимённый водопад. Его высота около 4 метров, ширина – приблизительно 3 метра. Поток падает из узкого скального створа в лазурное озеро, а немного ниже озера расположен галечный остров.

Термальный источник Мегдельгун (Мегдылкон)

Источник Мегдылкон находится в 26 км от термального источника Умхэй на левом берегу реки Баргузин. Температура воды 40оС.


Разместиться на ночлег можно в селе Майск в гостинице Гостиница при конторе отдела охраны заповедника или на территории заповедника в домиках кордонов, в палатках.

Некоторые эко-маршруты:

Забайкальский национальный парк

Является одним из немногих национальных парков России, которые полностью отвечают рекомендациям ЮНЕСКО.


Зона заповедного режима разбита на несколько участков и включает в себя территорию к северу от реки Большой Чивыркуй до границы с Баргузинским заповедником, северную часть п-ва Святой Нос от мыса Змеевого и южную часть от мыса Осиновый, а также Ушканьи острова и острова Чивыркуйского залива. Зона заповедного режима в акватории занимает участки Чивыркуйского залива у острова Бакланий и бухты Онгокон, Фертик, Молодость на п-ове Святой Нос к северу от мыса Змеевый. Всякая рекреационная деятельность здесь запрещена. Частично об объектах парка мы рассказывали в постах о Байкале, поэтому здесь лишь упомянем их
На Байкал из Бурятии. Где отдохнуть? и Отдых на Байкале: куда поехать и что посмотреть

На территории национального парка насчитывается множество уникальных природных объектов. Из них 17 объявлены памятниками природы. Это ландшафтные памятники природы (мыс Онгоконский, остров Большой Бакланий, Ушканьи острова), геологические (Малочеремшанская пещера, поющие пески, острова Большой и Малый Кылтыгей, остров Камешек-Безымянный), водные (источники Змеиный, Кулиных болот, Нечаевский, озеро Арангатуй), ботанические (урочище Черемшанская роща). Историко-культурный комплекс парка включает природно-исторические памятники (засечки Монаховская, Нижнеизголовская, Зимовейномысская, Шимайская), множество археологических памятников, среди которых неолитические стоянки, плиточные могилы II в. до н.э. и могилы поздних кочевников XIV-XV вв., следы древней оросительной системы, 35 поселений бронзового и раннего железного веков.


Остров Камешек Безымянный


Озеро Арангатуй

Туристические маршруты на территории Забайкальского национального парка

На сегодняшний день по парку пролегает 7 маршрутов, имеющих различную сложность мы приведём некоторые из них.

Познавательный тур, основной целью которого является посещение сибирской тайги, горной тундры, альпийских лугов, Баргузинской долины и озера Байкал.
Продолжительность тура составляет 7 дней. Сезонность: с 10 июня по 10 сентября. Ночёвки в палатках. Все продукты и снаряжение переносится самими туристами.

Комбинированный и познавательный тур, организованный с целью осмотра живописных Ушканьих островов, Баргузинского залива, а также мысов и бухт Чивыркуйского залива.
Продолжительность тура 5 дней. Сезонность: с 15 июня по 15 сентября. Во время тура размещение в палатках. Количество человек в группе – 12.

Познавательный и комбинированный тур для любителей живописных заповедных уголков природы. Во время тура прохождение тропами Забайкальского национального парка.
Тур длится 8 дней. Группа туристов до 6 человек, оптимальное количество – 4. Во время тура на Ушканьих островах размещение происходит на кордоне, в базовом лагере туристы размещаются в палатках. В самом начале сезона проведения туров необходима теплая одежда.
При путешествии в июне необходима прививка против клещевого энцефалита. Тур действует с 1 июня по 15 сентября.
При проведении туров группы туристов сопровождают сотрудники рекреационного отдела, которые проводят экскурсии.

Где остановиться?

В Забайкальском национальном парке можно остановиться в плавучих гостиницах и в палатках. Для последних имеются благоустроенные территории с навесом, столом, скамьями и кострищем.
Плавучие гостиницы находятся в Чивыркуйском заливе в двух его бухтах. Также можно остановиться в поселке Усть-Баргузин, где расположены гостевые дома, гостиница лыжной базы и гостиница экологического центра.
Как посетить Забайкальский национальный парк

Как добраться?

Ежедневно в Усть-Баргузин ходят маршрутные такси (микроавтобусы) от автовокзала г. Улан-Удэ и г. Иркутск. Добраться до посёлка Усть-Баргузин можно летом и водным путём, чартерными частными рейсами из – Листвянки, порта Байкал, Хужира, Нижнеангарска.

Байкальский государственный биосферный заповедник

Заповедная территория занимает центральный участок горного хребта Хамар-Дабан. Центральная усадьба заповедника находится в посёлке Танхой Кабанского района.
При заповеднике имеется Музей Природы и этногородок. Также разработан ряд экскурсий и обустроены особые экологические тропы.
Продвижение туристических групп по южной границе заповедника запрещено

Что посмотреть?

Центральная усадьба


Знакомство с уникальной природой и животным миром Байкальского заповедника начинается с посещения центральной усадьбы в поселке Танхой. Здесь можно оформить разрешение и заказать проживание и экскурсии по территории заповедника, а также получить подробную информацию об уникальном животном и растительном мире заповедника.
От здания центральной усадьбы проходит уникальная тропа по долине р. Осиновка, протяженностью около 15 км., где можно увидеть все разнообразие природных объектов Байкала - болота, поляны, горные реки, зеркальные озера, водопады, таежные кедровый лес, снежные хребты и горные отроги.

Тропа берёт начало у Центральной усадьбы заповедника в п. Танхой.
Уникальность этого маршрута в том, что тропа представляет собой тропинку с деревянным покрытием протяженностью 2,6 км, которая сперва идет по кедровому лесу а затем по настоящему верховому болоту. На всем протяжении тропинки местами расположены информационные стенды и скамейки для отдыха. С этой тропы открывается невероятный вид на отроги хребта Хамар-Дабан. Прохождение этой тропы бесплатно и не требует присутствия проводника.


В джунглях Хамар-Дабана

Этот пеший маршрут начинается от центральной усадьбы заповедника (п. Танхой). Сначала маршрут проходит по деревянной тропе "Кедровая аллея" до зимовья.


Примерно через 3 километра начинается лесная экотропа вверх по реке Осиновка с колоритными подвесными мостами через русло горной реки.В четырех километрах от начала маршрута выше по течению находится одна из основных достопримечательностей маршрута - Осиновский водопад высотой 3,5 метра. Вода, срываясь с высоты между двух скал, образовала внизу глубокую чашу с прозрачной ледниковой водой.
В верхнем течении реки по ходу маршрута открываются невероятные белоснежные вершины древнейшего хребта планеты Хамар-Дабана. Конечной точкой маршрута считается приют "Медвежий угол" - место с красивейшими горными озерами с хрустально-чистой водой на фоне заснеженных горных отрогов.


Общая протяженность маршрута в одну сторону составляет около 15 км.

Заявка на посещение

Заповедник - это территория с особым режимом и особыми правилами. Поэтому каждое посещение должно быть обязательно согласовано с администрацией заповедника.
Желающему посетить территорию заповедника необходимо получить разрешение.Для этого следует зайти на сайт Байкальского заповедника и заполнить регистрационную форму. В течении одних календарных суток заявка будет рассмотрена и на электронную почту будет направлено уведомление о результатах.
Экскурсии на территории по маршрутам проходят обязательно в сопровождении проводника. При этом при посещении заповедника необходимо строго соблюдать определенные правила.

Как добраться?

На поезде, автобусе, автомобиле. Никаких сложностей, всё очень доступно. Хрдят прямые автобусы и поезда.
Из Улан-Удэ на авто: через населенные пункты Татаурово, Каменск, Бабушкин, расстояние до п. Танхой 230 км, в центре поселка по левую сторону от федеральной трассы установлен указатель, показывающий направление к центральной усадьбе заповедника. Перед указателем поворот налево, и через 500 метров находится администрация заповедника.

Где остановится?

На территории заповедника расположено несколько визит-центров и эколого-туристических комплексов, которые позволяют с комфортом разместить достаточное количество туристических групп.

Отдельные памятники природы

Можно очень много писать о природе Бурятии, но решено - краткий обзор. Значит надо держаться. Ещё несколько объектов, заслуживающих внимания.

Водопад Малый Жом-Болок


Как добраться?

Вблизи поселка Слюдянка есть застава, где надо зарегистрироваться, чтобы получить пропуск на территорию. Водопад удален от Орлика на 45 километров, от одноименного себе моста – на 10, а от устья реки Жомболок – на 2. Турбаз в окрестных ниспадающему потоку землях нет. Проезд возможен на внедорожнике.

Столбы Хуухэйн-Хада



Как добраться?
Это труднодоступное место Восточных Саян, попасть сюда можно следующим образом: пешком от Ниловой Пустыни два дня горными дорогами, верхом из того же пункта за такой же срок или на вертолете за час из Иркутска.

Некоторые исторические и археологические достопримечательности

Гора Бага-Заря расположена недалеко от границы с Монголией, в междуречье Джиды и Селенги в 2,5 километрах южнее поселка Хужир и в 3 км к югу-юго-востоку от села Зарубино Джидинского района Бурятии и одноименной железнодорожной станции. С бурятского название горы переводится "маленький ёж". Гора, действительно, издалека напоминает ежа, она невысокая, около 25 метров, с пологими склонами. На кусках гранита по склонам горы археологи обнаружили выбитые и прочерченные резцом (или ножом) древние рисунки (петроглифы) бронзового века.


Всего здесь зафиксировано 50 писаниц-камней с 84 композициями. Практически все камни с древними рисунками сосредоточены вдоль южного склона горы. Наскальные рисунки были обнаружены в 1948 году Р. Тугутовым. Первоначально насчитывалось более 150 изображений, 84 из которых в 1977 году были инвентаризированы и описаны. В местной библиотеке можно посмотреть копии этих рисунков. Сейчас на горе сохранилось не более десяти петроглифов. Петроглифы Бага-Зари представляют собой стилизованные рисунки животных, людей, знаков, сцен охоты. Здесь были найдены изображения кабанов, верблюдов, ланей, оленей, козлов, рыб, а также солярных и лунных знаков, человека с рогами, медитирующего ламу (по другой версии – буддийское божество) и др. Ряд петроглифов пока не удалось идентифицировать.


Примерно в 700 метрах северо-восточнее петроглифов, в 300 метрах западнее железной дороги, среди песчаных увалов находится средневековый могильник Бага-Заря-II, часто указывается хуннская принадлежность захоронений. Точное количество кладок не определено.

Как добраться?
Можно доехатьдо станции Джида на поезде, а оттуда на перекладных до Зарубино или сразу на такси до Бага-Зари.


Городище железного века. Находится в 15 км к юго-западу от села Дырестуй Джидинского района Бурятии, в 0,3 км к югу от могильника Баян-Ундэр, на участке предгорного шлейфа горы Сельгер. Представляет собой ровную площадку в форме четырехугольника, огороженную двумя линиями земляных валов высотой около 1,5 м. Внутренний вал ограничивает площадку 70x70 м, внешний вал окружает территорию 200x180 м. В северо-западном углу обнаружены остатки здания, в южной части вала имеется разрыв. На гребнях обеих линий валов прослеживаются задернованные камни.
Среди находок хуннская керамика, бронзовое зеркало, железные ножи.
Обнаруженное на городище здание, было наземным. Археологам удалось проследить способ возведения стен здания путем заливки или укладки влажной глины в дощатую опалубку. Одновременно с возведением стен или несколько раньше устанавливались деревянные столбы, служившие опорой для балок, стропил и обрешетки перекрытия. Применение такого способа сооружения жилых зданий имело широкое распространение в северных районах Восточной Азии, в частности в Дунбэе. Одной из характерных черт известных нам хуннских жилищ являлась своеобразная система отопления – каны. Они устраивались путем прокладки от очага-топки дымоходных каналов из каменных плит, проходящих под полом здания. К сожалению, не был установлен материал, из которого делалась кровля здания, но по раскопкам аналогичных памятников в Южной Сибири и Монголии можно предположить, что крыша покрывалась черепицей.
В городище Баян-Ундэр, как и в Иволгинском городище располагался военный гарнизон хунну, и осуществлялись какие-то административные функции.
На сегодняшний день сохранность памятника неплохая, на поверхности хорошо различима линия валов, в 1990-е годы планировалась музеефикация объекта, но, к сожалению, из-за недостатка финансирования проект не был осуществлен.

Как добраться?
Обратите внимание, что это село находится в том же районе, что и Зарубино,так что способ прежний.



Тарбагатай, село в Бурятии, центр Тарбагатайского района, в 52 км к юго-востоку от Улан-Удэ. Расположено на р. Куйтунка (приток Селенги). Население 5,3 тысячи человек. Основан в начале 18 в. Тарбагатай - местность богатая тарбаганами (сурками).
Мимо тарбагатайских лесов и степей 350 лет назад, проплывая по пути в Даурию по Селенге, освящал эти земли, своим посещением святой священномученик протопоп Аввакум. Через 100 лет, эти места стали вторым домом, для его последователей, людей правой веры - староверов. Они оказались здесь не по своей воле. Во второй половине XVIII века, по решению Екатерины II состоялся насильственный массовый выгон старообрядцев из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли.
Людей собирали в Калуге, где на берегу Оки за городом специально выстроили амбары (бараки), в которых перемерло немало народу. Затем на судах везли до Казани и до Верхотурья.
Первая партия старообрядцев прибыла в Иркутск в декабре 1756 г. А в январе-феврале следующего 1757 г. староверы были отправлены из Иркутска в Забайкалье и поселены по Чикою и Иро, притокам Селенги. Другая группа в составе 824 человек, была в 1765 г. поселена недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Куналей, Десятниково и Бурнашево, где уже проживали русские старожилы.
На сегодняшний день село Тарбагатай является туристическим местом. По всему селу стоит большое количество старообрядческих домов, раскрашенные в самые яркие цвета, с расписными ставнями и узорными заборами.


В Баргузинской долине находится большое число культовых мест, которые вполне можно рассматривать как памятники природы. Можно также утверждать, что они отражают историю формирования пространственной среды жизни человека и его деятельности в пределах данной территории. К таковым в нашем районе можно отнесли останцовые скалы Хэр-шошого и Уудэн - Шулуун. Образование этих двух останцовых скал произошло в результате деятельности экзогенных процессов. Они представляют собой остатки прежней скалы.

Издавна для жителей Баргузинской долины скала Хээр-Шошого служила священным местом, где устраивались молебны с обильными угощениями в дар богам. Эта скала по форме напоминала древнеегипетского сфинкса, а если посмотреть на нее с Запада, то была похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах с приподнятой головой, обращенного на юг. Приглядишься еще внимательнее и увидишь кочующих по степи наших предков.

Культ священного камня Хээр-Шошого занимает особое место в шаманской религиозной системе баргузинских бурят. Местные жители считают его одним из древних объектов поклонения, почитавшимся разными народами, населявшими Баргузинскую долину. Вся Куйтунская степь и в частности местность Шэнэгальжин, где находится священный камень, была территорией, где, начиная со средневековья, сменяли друг друга разные группы кочевников: хорчин-монголы, баргуты, эвенки, буряты.

Особый интерес у любителей древностей вызывает хуннский княжеский могильник Оргойтон, который был обнаружен в 1897 году и до 2009 года учеными не изучался. В августе 2009 года к Оргойтону было приковано внимание прессы: исследователи РАН начали здесь раскопки хуннского могильника с княжескими курганами. Каждое лето, в августе, питерские археологи и их помощники-волонтеры со всей России устремляются на юг Бурятии, в археологическую сокровищницу республики, чтобы ощутить здесь ауру древней цивилизации и прикоснуться к тайнам наших могущественных предков - хунну.


Оргойтон — местность (падь), расположенная в горах в 4 км к югу от села Зарубино Джидинского района в Бурятии, в 2 км от бывшего бурятского улуса Били, в 6 км от бывшего хутора Дюрбенского, в 8 км от села Усть-Кяхта.

Падь тянется террасой с севера на юг на протяжении приблизительно 2 км, упираясь северной частью в хребты, покрытые соснами, а южной, открываясь склоном к реке Селенга. С восточной и отчасти западной стороны пади проходят невысокие хребты. Почва песчаная и наносная. Помимо сосен в пади растут ильмовые деревья.

Оргойтон - памятник археологии. Здесь находятся хуннский могильник с княжескими курганами, херексуры, петроглифы. Памятник был обнаружен в 1897 году исследователем-краеведом Д. Ю. Талько-Грынцевичем. Более ста лет им никто не интересовался. В 2009 году в Оргойтон прибыла экспедиция Российской академии наук, в которую вошли археологи Государственного Эрмитажа, Института истории материальной культуры и Кяхтинского краеведческого музея. Теперь каждое лето, в августе, здесь ведутся раскопки. Такого уровня могильников — с княжескими курганами — в Бурятии всего два. Второй расположен недалеко — в Кяхтинском районе (Усть-Кяхта).

В Оргойтоне в начале XIX века жил шаман, от которого, как считают местные жители, произошло название этой местности. В переводе с бурятского языка Оргойтон означает "увенчанный шаманской короной". В бурятском шаманизме седьмая ступень посвящения называется Оргойто-боо — то есть шаман, получивший железную корону с оленьими рогами и шаманский плащ с железной накидкой. На этой ступеньке иерархии дозволяется проводить обряды посвящения других шаманов. Оргойто-боо может иметь до трех бубнов. На горе Бага-Заря, в нескольких сотнях метров от местности Оргойтон, среди петроглифов на каменных глыбах есть изображение фаллической антропоморфной фигуры с двумя дугообразными рогами на голове, напоминающими шаманский головной убор. Вероятно, это изображение также имеет отношение к жившему здесь шаману.

Местность впервые была исследована в 1897 году Ю. Д. Талько-Грынцевичем — первооткрывателем памятников азиатских хунну. На могильнике исследования начались 8 июня (по старому стилю) 1898 г. Ю. Д. Талько-Грынцевичем совместно с Я. Е. Смолевым было зафиксировано и раскопано 4 кургана. Из отчета исследователей: обряды захоронения в могильниках Оргойтона и Ильмовой пади (Кяхтинский район) идентичны.

Материалы раскопок хранятся в Кяхтинском краеведческом музее им. академика В. А. Обручева.

Местность в разное время изучалась А. П. Окладниковым, П. Б. Коноваловым, С. В. Даниловым.

В 1949 году в Оргойтоне академиком А. П. Окладниковым были открыты петроглифы.

В августе 2009 года были продолжены раскопки могильника Оргойтон археологами Государственного Эрмитажа, Института истории материальной культуры и Кяхтинского краеведческого музея. Участники экспедиции: С. С. Миняев, Н. Н. Николаев, Л. М. Сахаровская, О. С. Емелина и др. Исследован один курган. Находки: осколок зеркала. По версии археологов, захоронение было разграблено еще в древности.

25 июля — 21 августа 2010 года раскопки в Оргойтоне были продолжены. Участники экспедиции: Н. Н. Николаев (руководитель, Государственный Эрмитаж), С. С. Миняев (Институт истории материальной культуры), Л. М. Сахаровская (Кяхтинский краеведческий музей), О. С. Емелина, аспиранты и студенты Уральского федерального университета (руководитель группы — аспирант УрФУ Евгений Рабинович). Результаты второго полевого сезона: полностью расчищено надгробное сооружение княжеского кургана.

В 2011, 2012 и 2013 годах археологическая экспедиция практически в том же составе продолжила работы по вскрытию кургана.

Опиание археологических памятников

Оргойтон I
Хуннский могильник с княжеским курганом (железный век).
Находится на левом берегу реки Селенги, в 6 км от бывшего хутора Дюрбены, в 5 км от села Зарубино, в 2 км к западу от ж/д моста, в пади Оргойтон, устьем открывающейся к реке Селенге. В 1897 году были отмечены 4 крупных кургана, с дромосом с южной стороны, 14 малых, кольцевых или подквадратных кладок. Находки: костяные накладки на лук (срединные и концевые), куски красной истлевшей ткани, бесформенные обломки железных предметов, фрагменты красноглиняной керамики с круглыми отверстиями. Открыт в 1897 году Ю. Д. Талько-Грынцевичем, раскопана 1 могила.

Оргойтон II
Могильник (бронзовый век).
Находится в 4 км к югу от села, в 1 км к северу-северо-востоку от хуннского могильника Оргойтон I, на вершине скалистой сопки расположен херексур с круглой оградкой и розетками с восточной стороны, ниже по склону отмечена плиточная могила. Памятник открыт в 1992 году группой по инвентаризации (руководитель С. В. Данилов).

Оргойтон III
Петроглифы (бронзовый век).
Находятся на левом берегу реки Селенги, в 1 км выше железнодорожного моста через реку Селенга на отвесной скале, на высоте 3 м от подножия скалы. Рисунки плохой сохранности, выполнены красной краской и состоят из бесформенных пятен. Открыты А. П. Окладниковым в 1949 году.

Читайте также: