Априорные синтетические суждения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иммануил Кант является изобретателем этой концепции суждения, которая характеризуется сочетанием двух явно противоположных характеров: они синтетические , то есть (в терминологии Канта) увеличивают знание, и тем не менее являются априорными , то есть предшествующими эксперимент . Таким образом, этот очень частный вид предложения появляется как третий член между аналитическими истинами, обязательно априорными , и фактическими истинами, извлеченными из наблюдения.

Если другие философы после Канта подтвердили существование синтетических априорных суждений , их реальность оспаривается логическим эмпиризмом , подходом к философии, реальность которого не может быть подтверждена без конкретных доказательств. Такая позиция, например, развита в Манифесте Венского кружка .

Резюме

Кантовская новинка

Обычно мы различаем два типа предложений:

  • предложения, основанные на фактах, на опыте;
  • верные суждения независимо от опыта.

Синтетические суждения позволяют им расширять знания. Утверждение, что каждое тело имеет вес , например, добавляет к понятию тела понятие веса. Понятие сказуемого не входит в понятие подлежащего, простого анализа уже нет: появился дополнительный элемент. Тогда для Канта синтетические суждения будут двух видов:

  • синтетический апостериорный ;
  • синтетический априори .

Синтетическое апостериорное суждение обязательно будет предполагать вмешательство чувствительной интуиции с чисто субъективным охватом; априорное синтетическое суждение будет предполагать, что к нему добавляется чистая форма интуиции . Чистая интуиция, состоящая из времени и пространства , последний тип суждения обязательно так или иначе прибегнет к ней. Кант будет утверждать, что арифметика апеллирует к внутреннему смыслу (времени), геометрия - к внешнему смыслу (пространству).

Конкретные области

Априорные синтетические суждения по существу относятся к трем областям:

  • математика : Никол Фергол и Винченцо Flauti две математики неаполитанская из XIX - го века , который превозносил использование синтетического мышления;
  • метафизический[например?] ;
  • мораль (например, интуиционистская этика ).

Согласно Канту, математические предложения априори синтетичны , они не могут быть просто аналитическими. Положения критической метафизики также априори синтетичны . В отличие от догматической метафизики, которая теряется в противоречиях, критическая метафизика, предлагаемая Кантом, должна иметь более прочную основу и основана на возможности синтетических априорных суждений .

Критическая устойчивость

Различие между синтетическим апостериори и априори будет повторно принято другими личностями. Среди них мы отметим Готтлоба Фреге , чья критика кантовской позиции по арифметике часто маскирует основное согласие относительно статуса геометрии. Демонстрация Фреганом аналитичности арифметических законов способствовала дискредитации априорных синтетических суждений . Однако Фреге признал их, ограничив их областью геометрии [см. необходимо] .

Изобретение неевклидовых геометрий в течение XIX - го века (по Лобачевский, Бойяи, Римана) и теория относительности , которая говорит о том , что геометрия реального пространства неевклидова нанесет удар по вере в существование синтетическом суждения априори . Таким образом, логические позитивисты (такие как ранний Витгенштейн или Карнап ) основывают свое мышление на отрицании таких суждений, утверждая, что все знания основаны на опыте и что логические законы (или интуиция) ничего не говорят о мире, это чистые тавтологии [исх. необходимо] .

А что же писал этот Кант? Эта работа открывает цикл статей, написанных понятным языком (насколько это возможно) об одном из величайших немецких философов, идеи которого в областях этики и гносеологии (учения о познании) являются предметом обсуждений и по сей день.

Априорное и эмпирическое познание

Представим же теперь, что мы за всю свою жизнь видели только черных и рыжих кошек и никогда не слышали о кошках другого цвета. На этом основании мы делаем вывод о том, что кошки бывают только черного и рыжего цвета, но вдруг на следующий день нам на глаза попадается белая кошка, совершенно выпадающая из выведенного нами правила. В общем-то, именно по этой причине правила, выведенные нами из опыта, не могут претендовать на всеобщность. Что, правда, не умаляет значения эмпирического знания как основного способа познания окружающего нас мира.

Аналитические и синтетические суждения

При работе с несколько бо́льшими числами кантовский ход мыслей становится еще очевиднее. Отметим, что с точки зрения Канта произведенное нами сложение двух чисел с получением результата произошло совершенно априори: нам вовсе не надо было прибегать к помощи опыта, чтобы получить правильный ответ.

Как уже можно было заметить, с априорными, эмпирическими, синтетическими и аналитическими суждениями можно оформить комбинации. По Канту их возможны три штуки. Проиллюстрируем каждое их них.

Трансцендентность и трансцендентальность

Запутавшись в этих терминах переломала себе ножки с копытцами половина адского воинства. Проясняем.

Трансцендентальность. А теперь усложняемся. В кантовском понимании, трансцендентальное — то , что делает возможным априорное знание , иначе говоря, его форма .

Отметим также, что любое трансцендентальное познание является априорным, но не всякое априорное познание является трансцендентальным. Ведь не каждое априорное знание дает нам информацию о том, что то или иное понятие может существовать совершенно независимо от опыта.

На этом, пожалуй, закончим. В следующий раз мы поговорим про разделение всех предметов на Phaenomena и Noumena.

Аннотация: В данной лекции будет рассмотрены следующие вопросы: идеализм Канта. Иммануил Кант родоначальник немецкой классической философии. Два периода в философском развитии Канта. Учение Канта о теоретическом разуме (чувственность, рассудок и разум). Этика Канта. Соотношение теоретического и практического разума.

Цель лекции: познакомить студента с философией Канта, стоявшего у истоков немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия является особенным феноменом в истории философской мысли. Немецкая философия завершает этап классической философии. На основе немецкой классической философии возникло множество течений и философских школ, которые существуют и в современное время - а именно, философия марксизма и ленинизма, философия жизни, позитивизм, экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм.

Главными представителями немецкой классической философии были пять великих философов: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).

И.Кант родился и жил в Кенигсберге (Калининграде). Он окончил местный университет, где жил и работал большую часть своей жизни.

В философском творчестве Канта выделяют два периода:

  • докритический период его творчества
  • критический период его творчества.

Докритический длится примерно до начала 70-х годов 18 в. Рассмотрим некоторые идеи этого периода.

В отличие от Лейбница, который создал "монадологию" - учение об идеальных духовных сущностях, которые лежат в основе мира, Кант считал, что монада это физический атом , физический элемент мира, а не духовная субстанция. Эти монады, Кант наделял двумя силами - силой притяжения и силой отталкивания, которую он ассоциировал с непроницаемостью и упругостью.

Отдельное внимание в этом периоде следует уделить космогонической гипотезе Канта о происхождении вселенной, солнечной и других звездных систем.

Формирование звездной системы Кант пояснял так. Вначале во вселенной был хаос из рассеянных материальных частиц. Эти частицы находились в постоянном движении. В процессе движения материальные частицы стали притягиваться друг к другу и двигаться по направлению друг к другу. Постепенно формировались сгустки притяжения, как их называл Кант. Эти сгустки притяжения представляли собой материальные образования с большой плотностью и большим удельным весом за счет чего они притягивали более легкие частицы. Сгустки более маленького размера также притягивались в сторону сгустков более тяжелых и плотных. Однако, материальным частицам присуща не только сила притяжения , но и сила отталкивания. Сила отталкивания приводила к отклонению от прямолинейного движения, т.е. от вертикального падения, как писал Кант. В результате получилось вращательное движение материальных сгустков, а именно физических монад вокруг центров притяжения. В результате центробежного движения большая часть материальных образований стали двигаться по круговым орбитам вокруг центра тяжести. В материальном образовании, которое формировалось в самом центре сгустка, были легкие элементы, которые стали воспламеняться. Так образовались звезды, а вокруг них планеты. Следовательно, исходя только из одних сил притяжения и отталкивания, Кант создал космогоническую гипотезу. Тезис Канта можно сформулировать так - дайте мне материю, и я построю из нее весь мир. Декарт, для сравнения говорил - дайте мне материю и движение, и я построю из нее весь мир. Кант сформулировал космогоническую гипотезу без обращения к деизму или теологии.

Основные произведения критического периода следующие: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Пролегомены про всякое будущее метафизики, которая может стать строгой наукой", и четвертое - "Критика способности суждения". Рассмотрим философские идеи его следующих трудов "Критика чистого разума", "Критика практического разума", а также "Пролегомены".

Одна из центральных проблем этих произведений - это этика. Что значит этика в понимании И.Канта?

С одной стороны Кант считал, что этика - это критика односторонней догматической метафизики. Вообще, понятие критики Кант понимал достаточно широко. Под критикой понимал критику объективного идеализма Беркли. Также под критикой Кант понимал определение предела познавательных способностей человека, которые стоят у основ той или иной научной дисциплины. Еще одно значение термина критика в его философии связана с исследованием и выявлением границ, за которые не распространяется компетенция как чистого разума, так и компетенция практического разума, а также философия искусства и философия природы.

Гносеология. Гносеологическая проблематика особо разработана в произведении "Критика чистого разума". В этом произведении Кант ставит три основные вопроса.

  • Как возможна чистая математика?
  • Как возможно чистое естествознание?
  • Как возможна метафизика как наука ? (возможна ли метафизика как наука?)

В отношении математики и естествознания никто не сомневался, что они являются науками. В отношении метафизики того времени у отдельных мыслителей возникали сомнения. Для ответа на эти вопросы Кант использует термин "чистое". Что же понимал под этим термином Кант? Чистыми знаниями Кант называл те знания, которые не опираются на эмпирическое. Кант подверг формальному логическому анализу утверждения математики и естествознания и заключил, что истины математики и истины естествознания являются научными истинами. Главный критерий истинности знания, которые выделяет Кант - это всеобщность и необходимость. Кант считал, что этим критериям всеобщности и необходимости удовлетворяет только априорное, синтетическое знание . Кант рассмотрел основные виды суждений, которыми оперируют в математике и естествознании. Такие суждения Кант поделил на четыре вида. Априорные суждения, апостериорные, аналитические и синтетические.

Априорное суждение - это безусловное знание , независимое от всякого опыта.

Пример: Квадрат является прямоугольником. К этому выводу мы приходим из определения квадрата, а не из чувственного опыта.

Апостериорное суждение - это суждение, обусловленное опытом.

Пример: вы приходите в зоопарк и видите белого медведя. Из этого вы делаете вывод , что некоторые медведи белые.

Аналитические и синтетические суждения разделяются в зависимости от связи между субъектом суждения и предикатом суждения. Суждение состоит из субъекта суждения и предиката суждения. Субъектом суждения является некоторый объект , о котором нечто сказывается. Предикат суждение - это характеристика субъекта суждения, некоторое определение , которое дается субъекту. В буквальном смысле предикат суждения - это сказываемое. В том случае, если предикат имманентен (внутренне присущий), то такое суждение называется аналитическим.

Пример: все тот же - квадрат -прямоугольный. Это выводится все определения самого квадрата.

Синтетические суждения характеризуются тем, что предикат субъекта не выводится из анализа субъекта суждения, предикат присоединяется к нему. Поэтому эти суждения называются синтетическими.

Пример. Есть черные лебеди. Это суждение синтетическое, потому что из понятия лебедь и анализа этого понятия не выходит понятие черный.

Кант считает, что такие теоретические науки как математика или естествознание состоят из априорных синтетических суждений. Поэтому такое знание истинно научно. Такое априорное синтетическое знание является всеобщим, необходимым и истинным. Апостериорные суждения, которые образуются за счет анализа опытных данных, не являются общим и необходимым знанием, поскольку невозможно поставить эксперимент на любое суждение. Следовательно, знание , которое исходит из апостериорных суждений, носит относительный, вероятностный характер.

Более того, Кант считает, что аналитические суждения не приносят нового знания. Такие суждения носят поясняющий характер. Таким образом, выше приведенные вопросы можно переформулировать так

  • Каким образом возможны априорные чистые суждения в математике?
  • Каким образом возможны априорные синтетические суждения в чистом естествознании?
  • Возможны ли априорные синтетические суждения в метафизике?

Во времена Канта математика была синтезом алгебры и геометрии. Предшественники Канта, такие как Лейбниц или Юм, считали, что всеобщность и необходимость знания в математике обеспечивается за счет аналитичности. Однако, Кант считает, если бы знания в математике были бы только аналитическими, то не было бы приращения знания. Но это не подтверждает практика. Кант приводит следующий пример. Кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. Это суждение априорное и синтетическое, так как из определения двух точек не выводится количественное определение расстояния. Как тогда получаются такие суждения? Кант считает, что такие определения возможны за счет наличия чувственных представлений, чувственных геометрических представлений в сознании математика . В геометрии, как считает Кант, базисом является пространственные представления и само понятие " пространство ". Пространство , как считает Кант, есть априорная форма чувственности (или чувственного созерцания). По мнению Канта, пространство не может быть эмпирическим, т.е. выводится из опыта. Если бы они были эмпирическими, то они были бы относительные и вероятные, а не всеобщие и необходимые. Поэтому пространство в категории Канта - это реальное и априорное суждение.

Априорные суждения возможны и в арифметике. Кант приводит такой пример. Допустим, 1+3=4. Такое суждения, как и все другие в арифметике является синтетическим, поскольку понятие 4 не выводится из понятия 1 или 3, так как в 4 есть свойства, которые не заключены в 1 или 3. Например, 4=2 2 или log24=2, и так далее. Так вот этими свойствами обладает число 4, но не 1 и не 3.

По мнению Канта, такие суждения в арифметике возможны из-за временных представлений. Время - это базисное понятие в арифметике, поскольку для любых арифметических действий нужна последовательность моментов счета, то есть время. При этом время не является эмпирической категорией. Если бы время носило эмпирический характер, то оно не смогло бы стать основой для априорных суждений в арифметике. Тогда суждения арифметики выполнялись бы не всегда и это знание не было бы всеобщим и необходимом. Поэтому время Кант также называет априорной формой чувственности (априорную форму чувственного созерцания).

Следовательно, Каким образом возможна математика как наука? Математика возможна как наука за счет всеобщности и необходимости знаний математики. Это обеспечивается за счет категорий пространства и времени, которые являются базисом геометрии и арифметики, и априорными формами чувственности.

Теперь из Франции мы перенесемся в Германию, где в конце 18 – первой половине 19 века возникло и развивалось философское направление, получившее название немецкой классической философии. Основные ее представители – Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейребах.

Раздел 1. Философия Канта

Иммануил Кант (1724 - 1804) - великий немецкий философ, основатель немецкой классической философии. Родился и всю жизнь безвыездно прожил в г.Кенигсберге (нынешний Калининград).

§ 1. Теоретическая философия Канта




Из четырех простых суждений возникает четыре сложных – см. табл.1

Аналитические Синтетические
Апостериорные Аналитические апостериорные Синтетические апостериорные
Апиорные Аналитические априорные Синтетические априорные

Табл.1. Виды суждений



Рис.3
Однако эти три великие идеи уже не принадлежат теоретическому разуму, полагал Кант, но лежат на его границе. Поскольку сфера теоретического разума – это сфера научного познания, то эти идеи оказыаются на границе науки и не-науки. Поэтому, полагал Кант, невозможно построить науку о мире в целом – космологию (можно научно исследовать только части мира), невозможно построить науку о душе в целом – психологию (можно опять-таки строить только частные науки о тех или иных частных сферах души), и невозможно построить науку о Боге – теологию.
Такова вкратце структура теоретического разума и протекающий в ней процесс познания. Как же теперь можно было бы ответить на поставленный в начале вопрос о возможности априорных синтетических суждений?
Процесс познания, как мы видим, - это постоянно идущие и растущие синтезы, поэтому в основе теоретического разума есть некоторая сила синтеза, которая постоянно направляет разум к синтезами. Такую синтетическую силу теоретического разума Кант назвал транцендентальной апперцепцией. Хотя она опирается на врожденные априорные формы разума, но сами эти формы постепенно проявляются в процессе познания, как бы активируясь подходящим эмпирическим материалом. Таким образом, хотя врожденные структуры всегда находятся в разуме, но они могут пребывать в нем в двух основных состояниях – проявленном и непроявленном (как существуют проявленные (апперцепции) и непроявленные перцепции в монадах в философии Лейбница). Поэтому трансцендентальная апперцепция так и названа – она постоянно апперцепирует, т.е. проявляет область априорных форм разума. Такое проявление воспринимается нашим Я как возникновение нового знания, хотя на самом деле оно и ранее находилось в нас, но в бессознательном состоянии, как мы бы сегодня выразились. Вот как возможны априорные синтетические суждения – хотя они врождены нашими разуму, но вначале они даны бессознательно, а затем осознаются, что и создает видимость появления их как нового знания.

§ 2. Практическая философия Канта

Немецкая классическая философия

Теперь из Франции мы перенесемся в Германию, где в конце 18 – первой половине 19 века возникло и развивалось философское направление, получившее название немецкой классической философии. Основные ее представители – Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейребах.

Раздел 1. Философия Канта

Иммануил Кант (1724 - 1804) - великий немецкий философ, основатель немецкой классической философии. Родился и всю жизнь безвыездно прожил в г.Кенигсберге (нынешний Калининград).

§ 1. Теоретическая философия Канта

Из четырех простых суждений возникает четыре сложных – см. табл.1

Аналитические Синтетические
Апостериорные Аналитические апостериорные Синтетические апостериорные
Апиорные Аналитические априорные Синтетические априорные

Табл.1. Виды суждений



Рис.3
Однако эти три великие идеи уже не принадлежат теоретическому разуму, полагал Кант, но лежат на его границе. Поскольку сфера теоретического разума – это сфера научного познания, то эти идеи оказыаются на границе науки и не-науки. Поэтому, полагал Кант, невозможно построить науку о мире в целом – космологию (можно научно исследовать только части мира), невозможно построить науку о душе в целом – психологию (можно опять-таки строить только частные науки о тех или иных частных сферах души), и невозможно построить науку о Боге – теологию.
Такова вкратце структура теоретического разума и протекающий в ней процесс познания. Как же теперь можно было бы ответить на поставленный в начале вопрос о возможности априорных синтетических суждений?
Процесс познания, как мы видим, - это постоянно идущие и растущие синтезы, поэтому в основе теоретического разума есть некоторая сила синтеза, которая постоянно направляет разум к синтезами. Такую синтетическую силу теоретического разума Кант назвал транцендентальной апперцепцией. Хотя она опирается на врожденные априорные формы разума, но сами эти формы постепенно проявляются в процессе познания, как бы активируясь подходящим эмпирическим материалом. Таким образом, хотя врожденные структуры всегда находятся в разуме, но они могут пребывать в нем в двух основных состояниях – проявленном и непроявленном (как существуют проявленные (апперцепции) и непроявленные перцепции в монадах в философии Лейбница). Поэтому трансцендентальная апперцепция так и названа – она постоянно апперцепирует, т.е. проявляет область априорных форм разума. Такое проявление воспринимается нашим Я как возникновение нового знания, хотя на самом деле оно и ранее находилось в нас, но в бессознательном состоянии, как мы бы сегодня выразились. Вот как возможны априорные синтетические суждения – хотя они врождены нашими разуму, но вначале они даны бессознательно, а затем осознаются, что и создает видимость появления их как нового знания.

§ 2. Практическая философия Канта

Читайте также: