Аппарат конституционного суда российской федерации кратко

Обновлено: 02.07.2024

(с изменениями на 28 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Конституционным Судом
Российской Федерации
в пленарном заседании
1 марта 1995 года N 2-1/6

Настоящий Регламент на основе Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с последующими изменениями) регулирует вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд).

Глава 1. Общие вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда

§ 1. Заседания Конституционного Суда

1. Конституционный Суд проводит заседания:

2) по вопросам принятия обращений к рассмотрению (параграф 28 настоящего Регламента);

3) по слушанию дела;

4) по принятию итогового решения по делу (закрытое совещание судей Конституционного Суда) (параграф 58 настоящего Регламента);

5) по разрешению дела без проведения слушания;

6) в иных случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и настоящим Регламентом, в том числе для принятия решений по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.

2. Заседания Конституционного Суда созываются Председателем Конституционного Суда в соответствии с графиком проведения заседаний Конституционного Суда, а также по инициативе Председателя Конституционного Суда, по требованию заместителя Председателя Конституционного Суда, или не менее трех судей Конституционного Суда (далее - судей), или комиссии, созданной Конституционным Судом.

4. В заседаниях Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего параграфа, могут рассматриваться иные вопросы, помимо вопросов соответствия обращений требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и принятия обращений к рассмотрению, в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и настоящим Регламентом подлежащие рассмотрению в заседании Конституционного Суда.

5. На заседаниях Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего параграфа, могут присутствовать сотрудники аппарата Конституционного Суда, если Председателем Конституционного Суда (председательствующим в заседании Конституционного Суда) или Конституционным Судом не будет решено иное.

Вопрос о присутствии сотрудников аппарата Конституционного Суда на заседаниях Конституционного Суда, указанных в подпунктах 4-6 пункта 1 настоящего параграфа, решается Конституционным Судом.

Иные, помимо сотрудников аппарата Конституционного Суда, лица могут присутствовать на заседаниях Конституционного Суда только с разрешения Конституционного Суда. Данное правило не распространяется на заседания по слушанию дела.

6. Порядок ведения протокола и стенограммы заседания Конституционного Суда по отдельным видам заседаний определяется настоящим Регламентом. В части, не урегулированной настоящим Регламентом, применяются следующие правила:

1) на заседаниях Конституционного Суда ведется протокол и стенограмма (кроме случаев, когда Конституционным Судом принято решение об отсутствии необходимости ведения стенограммы);

2) если Конституционным Судом принято решение о проведении заседания без участия сотрудников Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающих протоколирование и стенографирование, то протокол заседания ведет один из судей по поручению Конституционного Суда, а стенографирование не осуществляется;

3) протокол заседания Конституционного Суда должен содержать: дату заседания и время его начала и окончания; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Конституционному Суду причин отсутствия каждого из них; вопросы, поставленные на голосование, и оглашаемые Председателем Конституционного Суда (председательствующим в заседании Конституционного Суда) результаты голосования;

4) с протоколом и стенограммой (если таковая велась) заседания Конституционного Суда вправе знакомиться только судьи, если Конституционным Судом не принято решение о возможности ознакомления с ними сотрудников аппарата Конституционного Суда для целей подготовки проектов документов. Сотрудники Секретариата Конституционного Суда вправе знакомиться с протоколом и стенограммой заседаний Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 настоящего параграфа, если Конституционным Судом не будет решено иное. Стороны в соответствии с частью четвертой статьи 59 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Конституционного Суда по слушанию дела;

5) судья вправе принести на протокол и стенограмму свои замечания, которые рассматриваются Конституционным Судом.

§ 2. Рабочие совещания судей

1. Для рассмотрения вопросов, которые не требуют согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" или настоящему Регламенту проведения заседания Конституционного Суда, могут проводиться рабочие совещания судей.

2. Рабочие совещания судей созываются Председателем Конституционного Суда либо по его поручению - заместителем Председателя Конституционного Суда. Рабочее совещание судей может быть созвано по требованию любого из судей.

3. На рабочие совещания судей могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.

4. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от числа действующих судей. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей.

6. На рабочих совещаниях судей может вестись протокол и (или) стенограмма.

7. Решения рабочих совещаний судей имеют обязательный характер для судей и сотрудников аппарата Конституционного Суда.

§ 3. Комиссии и рабочие группы, создаваемые в Конституционном Суде

1. Для предварительного изучения и подготовки проектов решений по вопросам изменения настоящего Регламента, обобщения практики Конституционного Суда, кадровым, бюджетным и другим вопросам Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда, если иное не установлено настоящим Регламентом.

2. Комиссия, образованная на основании пункта 2 параграфа 19 и пункта 3 параграфа 21 настоящего Регламента, формируется из трех судей, определяемых по жребию (за исключением судьи, в отношении которого данная комиссия будет осуществлять проверку).

3. Конституционный Суд или Председатель Конституционного Суда для решения вопросов индивидуального характера может создавать рабочие группы. В состав рабочей группы могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.

§ 4. График проведения заседаний Конституционного Суда. Отпуск судей

1. Конституционный Суд в заседании определяет даты проведения заседаний Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 § 1 настоящего Регламента. Дата проведения закрытого совещания судей (по принятию итогового решения) может определяться на предыдущем закрытом совещании судей.

2. Ежегодный отпуск предоставляется всем судьям одновременно на срок, установленный законом. Время начала и окончания ежегодных отпусков судей определяется в заседании Конституционного Суда.

§ 5. Решения Конституционного Суда

2. При принятии решения Конституционного Суда, если форма такого решения не установлена Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и настоящим Регламентом, Конституционный Суд определяет, подлежит ли оно оформлению в виде отдельного документа либо заносится в протокол заседания Конституционного Суда.

4. Оформленное в виде отдельного документа решение Конституционного Суда подписывается Председателем Конституционного Суда или лицом, исполняющим обязанности Председателя Конституционного Суда.

5. Особенности процедуры принятия и оформления решений Конституционного Суда, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, установлены главой 7 настоящего Регламента.

§ 6. Законодательная инициатива Конституционного Суда

Решение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, принимается Конституционным Судом в порядке, установленном для принятия итоговых решений Конституционного Суда.

§ 7. Послание Конституционного Суда

§ 8. Полномочия Председателя Конституционного Суда по вопросам организации деятельности Конституционного Суда

1. Наряду с полномочиями, перечисленными в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", Председатель Конституционного Суда:

1) представляет на рассмотрение Конституционного Суда даты проведения заседаний Конституционного Суда, время начала и окончания ежегодных отпусков судей;

2) созывает плановые, а в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, - внеплановые заседания Конституционного Суда, а также закрытые совещания судей (по выработке итогового решения) или рабочие совещания судей, председательствует на них;

3) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

4) осуществляет полномочия представителя нанимателя по отношению к государственным гражданским служащим аппарата Конституционного Суда;

5) направляет судей в служебные командировки;

6) утверждает штатное расписание аппарата Конституционного Суда, а также представляет на рассмотрение Конституционного Суда численность и структуру аппарата Конституционного Суда, положение о Секретариате Конституционного Суда;

7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом и иными решениями, принятыми Конституционным Судом.

2. Председатель Конституционного Суда регулярно информирует судей о своей деятельности.

§ 9. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда

1. В случаях, когда Председатель Конституционного Суда не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда.

3. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя Конституционного Суда заместителем Председателя Конституционного Суда временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье.

Глава 2. Вопросы, касающиеся гарантий неприкосновенности судей, приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенности судей, награждения судей государственными наградами и иными знаками отличия

§ 10. Приостановление полномочий судьи по состоянию здоровья

1. В случае временной нетрудоспособности судьи, препятствующей его участию в заседаниях Конституционного Суда, Конституционный Суд может принять решение о приостановлении полномочий этого судьи на период его временной нетрудоспособности. Такое решение не может быть принято, если отсутствие судьи не препятствует проведению заседания Конституционного Суда.

2. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда в случае прекращения временной нетрудоспособности, подтвержденного медицинскими документами, либо в случае, если временная нетрудоспособность перестала препятствовать судье участвовать в заседаниях Конституционного Суда.

Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Иные подразделения аппарата осуществляют финансовое, кадровое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конституционный Суд Российской Федерации определяет необходимую численность работников аппарата, устанавливает структуру аппарата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 02.06.2009 N 2-ФКЗ, от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Права, обязанности, ответственность работников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде.

(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Численность работников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается на основании представления Конституционного Суда Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

(часть пятая введена Федеральным конституционным законом от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995г. была усовершенствована структура его аппарата, утверждено новое штатное расписание. Если оставить в стороне существующие в каждой крупной организации хозяйственно-административные подразделения, в аппарате суда можно выделить две составные части. Одна из них – это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности несколько больше).

Вторая часть - это секретариат, состоящий из ряда управлений, названия которых говорят сами за себя (например, Управление конституционного права, Управление конституционных проблем частного права, Управление конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территории, Управление международного права и др.).

В задачи этих управлений входят первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов по соответствующей проблематике.

В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией.

Общая численность секретариата – около 150 штатных единиц[13].

Секретариат, осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение суда. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений суда.

Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя суда на пленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством Председателя и непосредственным руководством судьи-секретаря.

В составе аппарата Конституционного суда РФ возрожден существовавший до 1917г. институт судебных приставов. На них возлагается поддержание порядка в заседаниях суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ от их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе при определенных обстоятельствах – штрафа.

В целом аппарат Конституционного суда РФ укомплектован специалистами высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научном и практическом поприще.

Как и при Верховном суде РФ и Высшем Арбитражном суде РФ, при Конституционном суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждается судом. Основная задача этого Совета – обсуждение сложных проблем, возникающих перед судом, и дача рекомендаций.

Конституционный суд РФ издает "Вестник Конституционного суда РФ", в котором публикуются решения, принимаемые этим судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995г. была усовершенствована структура его аппарата, утверждено новое штатное расписание. Если оставить в стороне существующие в каждой крупной организации хозяйственно-административные подразделения, в аппарате суда можно выделить две составные части. Одна из них – это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности несколько больше).

Вторая часть - это секретариат, состоящий из ряда управлений, названия которых говорят сами за себя (например, Управление конституционного права, Управление конституционных проблем частного права, Управление конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территории, Управление международного права и др.).




В задачи этих управлений входят первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов по соответствующей проблематике.

В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией.

Общая численность секретариата – около 150 штатных единиц[13].

Секретариат, осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение суда. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений суда.

Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя суда на пленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством Председателя и непосредственным руководством судьи-секретаря.

В составе аппарата Конституционного суда РФ возрожден существовавший до 1917г. институт судебных приставов. На них возлагается поддержание порядка в заседаниях суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ от их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе при определенных обстоятельствах – штрафа.

В целом аппарат Конституционного суда РФ укомплектован специалистами высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научном и практическом поприще.

Как и при Верховном суде РФ и Высшем Арбитражном суде РФ, при Конституционном суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждается судом. Основная задача этого Совета – обсуждение сложных проблем, возникающих перед судом, и дача рекомендаций.

Конституционный суд РФ издает "Вестник Конституционного суда РФ", в котором публикуются решения, принимаемые этим судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.


Конституционный Суд Российской Федерации сам устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата, которые он же может и изменить. В настоящее время аппарат Конституционного Суда включает в себя: Секретариат, Управление делами, Финансовое управление, Отдел кадров. Секретариаты Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судьи-секретаря Суда, а также аппараты судей представляют собой самостоятельную часть аппарата.

Секретариат Конституционного Суда, функции которого определены частью второй ст. 111 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и конкретизированы в ряде других его статей, состоит из юристов-профессионалов (ученых и практиков), специалистов других отраслей знания, а также высококвалифицированного технического персонала (операторы ЭВМ, стенографистки, делопроизводители и т.д.). В Секретариате трудятся 8 докторов и 32 кандидата юридических наук, 5 заслуженных деятеля науки и 21 заслуженных юристов Российской Федерации.

В Секретариат входят следующие отраслевые и функциональные подразделения:

Управление конституционного права, занимающееся общими проблемами конституционной законности и осуществляющее экспертизу законодательства о представительных, исполнительных и судебных органах государственной власти, об избирательной системе, о местном самоуправлении.

Телефон: (095) 206-17-56

Управление конституционных прав и свобод граждан, занимающееся комплексными проблемами обеспечения прав и свобод в законодательстве России и в правоприменительной практике, оценкой законодательства с точки зрения соблюдения международных стандартов в сфере прав человека.

Телефон: (095) 206-17-54

Управление конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территорий, занимающееся проблемами статуса субъектов Федерации, взаимоотношений Федерации, республик и автономий, административно - территориальных отношений, самоуправления территорий, осуществляющее экспертизу законодательства субъектов Федерации.

Управление конституционных основ частного права, осуществляющее экспертизу гражданского, гражданского процессуального и хозяйственного законодательства, а также жилищного, семейного, предпринимательского, экологического, земельного законодательства, отчасти законодательства о финансах, банках (в части договорных отношений).

Телефон: (095) 206-17-30

Управление конституционных основ трудового права и социальной защиты, занимающееся законодательством в сферах труда и пенсионного обеспечения, вопросами охраны трудовых и иных социальных прав, обеспечения льгот и компенсаций; защиты материнства и детства, здоровых условий труда и отдыха.

Управление конституционных основ административного права, занимающееся проблемами административного права, процесса, административного принуждения, статуса и деятельности правоохранительных органов и спецслужб, армии, а также работы таможни, банков, налоговых служб (в части организации и управления ими).

Телефон: (095) 206-76-15

Управление конституционных основ уголовной юстиции, изучающее общие проблемы уголовной политики, осуществляющее экспертизу уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства о судоустройстве и статусе судей.

Телефон: (095) 206-16-96

Управление международного права, в ведении которого находятся экспертиза международных договоров Российской Федерации, вопросы взаимодействия государств - членов СНГ, проблемы международного публичного и частного права.

Телефон: (095) 206-17-52


Управление судебных заседаний, обеспечивающее организационно-техническое обслуживание заседаний пленума и палат Конституционного Суда, стенографирование и протоколирование, систематизацию и хранение материалов конституционного судопроизводства, порядок в заседаниях Суда, рассылку материалов и т.д.

Телефон: (095) 206-16-30

Научно - аналитический центр конституционного правосудия (на правах управления), разрабатывающего теоретические проблемы конституционного права и правосудия, проводящего экспертизу и готовящего заключения по наиболее сложным делам, имеющим комплексный, межотраслевой характер

Редакционно - издательский отдел, осуществляющий выпуск "Вестника Конституционного Суда Российской Федерации", а также литературное редактирование текстов судебных решений и других документов;

Отдел международных связей, анализа и обобщения зарубежной практики конституционного контроля, на который возложены также разработка и реализация соглашений о сотрудничестве между Конституционным Судом Российской Федерации и аналогичными зарубежными органами, обеспечение протокольных мероприятий, оформление выездных документов, переводы;

Отдел контроля исполнения решений Суда, осуществляющий контроль за своевременным опубликованием и точным исполнением судебных решений, обобщение практики исполнения (неисполнения) решений Суда, вырабатывающий рекомендации по обеспечению их исполнения;

Отдел правовой информации, ведущий учет и систематизацию российского законодательства, контрольных экземпляров действующих нормативных актов (федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, актов субъектов Федерации, международных договоров России), решений Конституционного Суда Российской Федерации, информационное обеспечение судей и сотрудников Суда, в том числе библиотечно-справочное обслуживание;

Отдел технического обеспечения правовой информации, отвечающий за создание банков данных, предусмотренных Регламентом Конституционного Суда, установку и обслуживание ПЭВМ и другой техники, связь с Интернетом, обучение сотрудников и т.д.;

Канцелярия (на правах отдела), на которую возложены регистрация поступающих документов, движения дел в Конституционном Суде, прием и отправка корреспонденции;

Приемная (на правах отдела), ведущая прием посетителей, дачу консультаций по вопросам компетенции Конституционного Суда и другим правовым вопросам, прием обращений;

Отдел по работе с письмами, осуществляющий первичную обработку и экспертизу всей поступающей в Суд корреспонденции;

Пресс-служба Конституционного Суда, которая занимается аккредитацией при Конституционном Суде российских и иностранных журналистов; поддерживает рабочие контакты со средствами массовой информации; выпускает пресс-релизы о работе Конституционного Суда; организует пресс-конференции и интервью с судьями; готовит обзоры печати по проблемам власти, политической жизни страны, конституционного процесса.

Отраслевые управления Секретариата готовят для судей заключения на поступающие в Суд обращения, справки и другие информационные материалы по законодательству и практике его применения, проводят научные исследования по проблемам теории государства и права, отраслевых дисциплин, вопросам конституционного судопроизводства. Значительное место в работе Секретариата занимает обобщение зарубежной практики конституционного контроля.

Большую часть нагрузки отраслевых управлений Секретариата занимает ежедневная работа с письмами и жалобами граждан. В Конституционный Суд ежегодно поступает порядка 11 тысяч писем и обращений (в 2001 г. их было 12294), из которых лишь несколько процентов принимаются Судом к рассмотрению по существу. В остальных случаях заявителям даются подробные мотивированные ответы, разъясняются компетенция Конституционного Суда, возможности заявителя в защите его прав в общих судах и других государственных органах. Это и делают специалисты отраслевых управлений.

Читайте также: