Апогей сталинизма это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного режима на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. “Демократическому импульсу” войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Борьба демократической и тоталитарной тенденций — лейтмотив общественного развития. Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Особенно тяжелыми были потери в людях.

Восстановление народного хозяйства сопровождалось ужесточением командной экономики, основы тоталитарного общества. В послевоенные годы власть сделала все возможное, чтобы не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране.

Проводя выборы в Верховный Совет СССР, съезды партии (XIX съезд состоялся в 1952 г., на нем ВКП(б) была переименована в КПСС), комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразуя народные комиссариаты в министерства, руководство страны предпринимало последовательные усилия для того, чтобы свести на нет демократический импульс победы.

Причинами нового витка политических репрессий стали:

- отказ от допущений большей степени свободы в некоторых сферах общественной жизни, связанных с победой советского народа в войне

- репрессии как отражение борьбы за власть в политическом руководстве

- репрессии как оправдание неудач в послевоенном восстановлении с целью нагнетания в стране атмосферы всеобщего страха

Вновь начались репрессии: сначала против советских военнопленных, оказавшихся в немецком плену (из 5,5 млн. человек почти 2 млн. попали в места заключения), и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые волны депортаций населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. Население ГУЛАГа росло.

Таким образом, все элементы тоталитарной системы – абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат – были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.

Июнь 1945 - Март 1953 - период в истории СССР, запомнившийся под названием "Апогей Сталинизма". Данный промежуток времени характеризуется господством тоталитаризма, жестким идеологическим контролем и многократными репрессиями против деятелей культуры и науки. На тот момент государством руководил И.В. Сталин.

С лета 1945 года началось активное "воскрешение" Советского союза после войны 1941-1945 годов.

Главными задачами партия ставила демобилизацию, репатриацию и конверсию. Экономика страны была подорвана, особенно страдала легкая и пищевая промышленность. Под руководством Сталина был принят четвертый пятилетний план, подразумевавший восстановление народного хозяйства и улучшение уровня благосостояния населения. Также, в 1947 году И.В. Сталин вместе с секретарем Цк ВКПб А. Ждановым подписал постановление о проведении денежной реформы, результатом которой стала деноминация. Деньги нового образца просуществовали вплоть до Косыгинской реформы 1965 года. Кроме того, Сталин отменил карточную систему снабжения продовольствием, установив единые розничные цены. Результатом четвертой пятилетки стали: массовое жилищное строительство, увеличение учебных заведений, возвращение к нормированному рабочему дню. Экономика страны достигла довоенного уровня, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Характерной чертой "Апогея сталинизма" считается вторая волна массовых репрессий, причиной которых стали подозрения Сталина в возможных выступлениях народа против существующего режима власти. Основной удар приняли деятели культуры и науки, такие как Ахматова, Зощенко, Лысенко. "Ленинградское дело" 1948 г., "Дело врачей" 1952 г., Борьба с "космополитизмом" считаются ключевыми карательными мерами 1945-1953 годов. Следствием проведенных репрессий стало заключение в ГУЛАГ значительной части интеллигенции, позже использовавшихся в качестве рабочей силы государства. Также, окончательно установился тоталитарный режим и единовластие И.В. Сталина, а культ его личности достиг своего апогея.

Оценка данного периода неоднозначна. Политика, проводимая Сталиным, укрепила статус сверхдержавы СССР на мировой арене, однако, опускавшийся на Советский Союз "железный занавес" всё больше угнетал настроение граждан, ждущих ослабления диктатуры. В марте 1953 года новость о смерти И. В. Сталина потрясла советский союз, ознаменовав конец "политики сталинизма".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Победа во Второй мировой войне стала одним из знаковых событий в истории СССР. Престиж страны на международной арене существенно вырос, однако дела в экономике оставляли желать лучшего. Было уничтожено целое поколение, многие предприятия оказались разрушенными, потребовалось восстанавливать из руин десятки крупных городов. Достиг своего апогея сталинизм, а внутренняя политика СССР в послевоенный период стала продолжением репрессий, что ещё больше отбрасывало страну назад.

Состояние СССР после войны

Европейская часть СССР стала ареной боевых действий, поэтому многие крупные города тут были попросту уничтожены. Часть промпредприятий удалось вывести, однако тысячи различных заводов и фабрик были разрушены. Если первые несколько лет после победы во Второй мировой войне страна ещё как-то держалась за счёт воодушевления населения и веры им в лучше, то уже в 1947—1948 годах начался первый голод, появились огромные сложности в экономике.

Состояние СССР после войны

Во многом это объяснялось оборонной направленностью экономики страны и ошибочными действиями руководства. В Кремле маниакально стремились реализовать крупнейшие проекты, но при этом совершенно не уделяли внимание текущим проблемам на местах. Проводилась политика форсированной индустриализации, при этом использовать столь большое число заключённых на принудительных работах уже не удавалось, так как численность населения существенно сократилась после кровопролитной войны.

Положение страны после войны:

  • тотальная разруха,
  • уничтожена промышленность,
  • нехватка мужских рук.

Всё это приводило к застою, в особенности в сельском хозяйстве и лёгкой промышленности, при этом страна строила огромные мегазаводы в Сибири, перекрывала могучие реки и возводила мощнейшие электростанции. Такие проекты истощили бюджет, вновь приведя к коллапсу экономики. В сельской местности и так ощущалась серьезная нехватка продовольствия, а в начале пятидесятых годов начался голод в центральной России.

Известно, что Сталина напугала бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, учиненная американцами и ставшая фактически поводом для капитуляции Японии во Второй мировой войне. Руководитель СССР опасался, что такое же ядерное оружие может быть применено против Страны Советов. Поэтому в первые годы после войны основной целью СССР было создание аналогичных по своей мощности бомб.

Апогей сталинизма

В период с 1945 по 1953 года ещё ощущался демократический импульс, который возник на волне победы в войне. Именно этот период ослабления тоталитаризма и принято называть у историков апогеем сталинизма. Однако утверждать о полном сворачивании репрессий в это время не приходится. Известно, что к миллионам врагов народа, которые были в СССР ещё до войны, прибавились тысячи граждан, в том числе солдаты, побывавшие в окружении и в плену.

Несмотря на первоначальное усиление позиций СССР в мире, в особенности в Восточной Европе, в стране отмечается укрепления культа личности Сталина.

На западе быстро разочаровались в Советском Союзе, так как эта тоталитарная страна вновь встала на военные рельсы и теперь представляла угрозу для всего человечества. Началась так называемая Холодная война, которая ещё больше ухудшила положение простого люда.

Были возобновлены съезды различных общественных организаций

Во внутренней политике в послевоенное время Сталин сделал несколько шагов в сторону демократии, были возобновлены съезды различных общественных организаций, отменено чрезвычайное положение, проведена денежная реформа, в начале пятидесятых годов отменили карточки на продукты. Параллельно страна, вставшая на путь индустриализации, нуждалась в большом количестве рабочих рук, которых остро не хватало. В итоге была вновь взята на вооружение практика использования рабского труда заключенных.

Апогеем сталинизма стала также завершенная коллективизация. Жители сел были насильственно согнаны в колхозы, им приходилось работать за трудодни, при этом выехать из города было невозможно. Паспортов у них не было, а разрешение подписывали лишь местные чиновники. Всё это привело к появлению в Советском Союзе поражённой в правах огромной многомиллионной группы населения. Им вернули паспорта и позволили свободно уезжать из деревни лишь через два десятилетия. Изменилась также дальневосточная политика государства, направленная на развитие этого региона.

Послевоенные годы в СССР можно кратко описать как сложный период, несмотря на надежды населения на улучшение ситуации, вновь возвращается голод и массовый террор. Только лишь со смертью Сталина 1953 году начались определенные изменения к лучшему. Был осужден и развенчан культа личности, многие узники ГУЛАГа были реабилитированы и выпущены на свободу. Это дало некоторый импульс для развития страны и улучшения жизни каждого гражданина.

Победа СССР в войне вывела страну в разряд ведущих держав мира. Престиж и значение Советского Союза на международной арене неизмеримо возросли. Так, если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Во внутренней политике страны не произошло заметных изменений. Основной задачей СССР в послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы.

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен чрезвычайный орган партийного и государственного руководства - Государственный Комитет Обороны. Его функции вновь были распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации сверхцентрализованной авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и особенно в военные годы, носил во многом формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках И. В. Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат.

В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. "Краткий курс истории ВКП(б)" и "Краткая биография И. В. Сталина", в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В этих книгах Сталину приписывались все заслуги в действительных и мнимых достижениях страны и партии, поставившей целью строительство социализма. В 1946-1950 гг. тиражи произведений были самыми массовыми. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.

Характерным проявлением авторитарности существовавшего в стране режима стала деятельность конституционных органов власти и управления.

По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного. органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР, первые выборы в который состоялись в декабре 1937 г. Срок полномочий депутатов первого созыва истек осенью 1941 г. Во время войны выборы были отложены, и депутаты Верховного Совета второго созыва были избраны только в марте 1946 г.

Верховный Совет СССР после принятия Конституции 1936 г. номинально стал единственным общесоюзным законодательным органом, состоящим из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Все годы войны советский парламент практически бездействовал.

Верховный Совет СССР лишь оформлял в виде указов принятые высшим партийным руководством страны решения. На сессиях Верховного Совета 1946-1954 гг. депутаты главным образом единодушно одобряли бюджеты страны и отчеты об их исполнении, а также единогласно утверждали указы Президиума Верховного Совета.

Одной из функций Президиума был контроль за работой подотчетных органов: Совета Министров, Верховного Суда, Генерального прокурора.
Как и Верховный Совет СССР, Президиум только оформлял в виде указов и других актов решения, принятые руководством партии. Ни один вопрос не мог быть поставлен на обсуждение без распоряжения И. В. Сталина. Постепенно работа высшего законодательного органа страны утратила даже видимость соблюдения конституционных норм: реже, чем 2 раза в год, созывались сессии Верховного Совета, а количество заседаний его Президиума, проходивших 3-4 раза в год в первые послевоенные годы, сократилось в 1950 г. до двух, а в 1951 и 1952 гг. - до одного.

Фактическое безвластие, явное падение роли и значения советских органов наблюдались и на уровне местных Советов депутатов трудящихся. Уже во. время войны партийные органы зачастую подменяла их деятельность, нарушались сроки выборов и порядок проведения сессий, отчетность Советов; вопросы, требовавшие коллегиального рассмотрения на сессиях, решались исполнительными и распорядительными органами - исполкомами Советов, их отделами и управлениями, руководившими отраслями народного хозяйства и культурой.

К концу войны около 70% председателей местных Советов и более 50% членов исполкомов были кооптированы, не являясь депутатами. К 1947 г., когда состоялись первые послевоенные выборы, только 42,9% ранее избранных депутатов оставалось в Советах

Изменения в деятельности Советов в послевоенный период коснулись условий их работы и комплекса поставленных перед ними задач, но органами народовластия они по-прежнему не являлись. Сессии Советов проходили с нарушением установленных сроков, обсуждение проблем носило формальный характер, а высказывавшиеся критические замечания депутатов о работе предприятий или учреждений оставались без последствий.

Депутаты отчитывались перед избирателями только в ходе очередных перевыборов, таким образом, нарушался основной декларированный принцип работы Советов - гласность и подотчетность. Результаты выборов всегда были предопределены заранее, согласованы с партийным руководством соответствующего уровня.

В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. высший исполнительно-распорядительный орган - СНК СССР и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Осуществление реорганизации органов управления подчеркивало возрастание роли и значения исполнительной власти, перенесение акцента на государственные структуры при их полном слиянии с партийным аппаратом.

Председателем Совета Министров СССР в 1946- 1953 гг. по-прежнему являлся И. В. Сталин, а затем по 1955 г. - Г. М. Маленков. Партийное руководство деятельностью аппарата государственного управления проявилось в принятии совместных постановлений ЦК партии и Совета Министров СССР по наиболее важным вопросам, а поскольку абсолютное большинство министров были членами или кандидатами в члены ЦК, разногласий между правительством и ЦК партии при этом не возникало.

За годы войны создание многочисленных комитетов, управлений, главков и советов привело к резкому разбуханию госаппарата, поэтому в 1946-1947 гг. Совет Министров предпринял ряд попыток приостановить этот процесс, сократив количество учреждений и запретив создание новых.

Для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями в 1944 г. было создано Бюро СНК СССР, преобразованное в марте 1953 г. в Президиум Совета Министров. Бюро стало преемником Экономического Совета при СНК СССР - постоянной комиссии, оперативно осуществлявшей хозяйственное руководство.

Центральными отраслевыми органами государственного управления стали преобразованные в 1946 г. из наркоматов министерства, во главе которых стояли члены правительства. Они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность, руководили отдельными отраслями народного хозяйства и культуры.

Основными являлись министерства: иностранных дел, вооруженных сил (в 1950-1953 гг. - военное и военно-морское), финансов, внутренних дел, госбезопасности, госконтроля, тяжелого, транспортного и строительного машиностроения, приборостроения, станкостроения, министерства в сфере топливной промышленности и энергетики, а также медицинской, лесной, химической, легкой, рыбной, пищевой промышленности, промышленности стройматериалов, пять центральных ведомств транспорта и связи, внутренней и внешней торговли и, наконец, пять министерств, руководивших сельским хозяйством страны.

Наряду с министерствами существовали плановые и снабженческие органы: Государственная плановая комиссия (Госплан), Государственный комитет по материально-техническому снабжению народного хозяйства (Госснаб), Государственный комитет по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника) и др. По мере усложнения задач руководства народным хозяйством эти органы неоднократно подвергаются перестройке - слияниям и разукрупнениям.

Читайте также: