Антоний дымский житие кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Дым­ский ро­дил­ся в Нов­го­ро­де око­ло 1157 го­да. В Ху­тын­ском мо­на­сты­ре он при­нял по­стри­же­ние и в той же оби­те­ли, по кон­чине пре­по­доб­но­го Ваpла­а­ма в 1192 го­ду, стал игу­ме­ном. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он тай­но уда­лил­ся из мо­на­сты­ря и по­се­лил­ся на бе­ре­гу Дым­но­го (или Дым­ско­го) озе­ра, в 15 вер­стах от го­ро­да Тих­ви­на. Пре­по­доб­ный об­рек се­бя на тя­же­лые по­дви­ги. Для боль­ше­го из­ну­ре­ния сво­ей пло­ти он по­сто­ян­но но­сил на го­ло­ве же­лез­ную шля­пу. По­сте­пен­но во­круг него со­бра­лась бра­тия. С об­ще­го со­гла­сия и ис­про­сив­ши бла­го­сло­ве­ния ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го Ис­айи они по­ста­ви­ли цер­ковь во имя Ан­то­ния Ве­ли­ко­го с при­де­лом По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний про­жил в мо­на­сты­ре до кон­ца жиз­ни и пре­ста­вил­ся 24 июня 1224 го­да. Он был по­гре­бен в со­здан­ной им церк­ви. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния об­ре­те­ны нетлен­ны­ми в 1330 го­ду, но в 1409 го­ду по слу­чаю на­ше­ствия та­тар ра­ка с мо­ща­ми бы­ла опу­ще­на в зем­лю. Па­мять пре­по­доб­но­го Ан­то­ния чтит­ся 17 ян­ва­ря, ве­ро­ят­но, в день об­ре­те­ния мо­щей.

Полное житие преподобного Антония Дымского

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Дым­ский ро­дил­ся в 1157 го­ду в Нов­го­ро­де. Бо­го­бо­яз­нен­ные ро­ди­те­ли с дет­ства на­учи­ли его пра­ви­лам хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. Свя­той Ан­то­ний из­бе­гал дет­ских игр, празд­но­сло­вия и сме­ха. Он еже­днев­но по­се­щал храм Бо­жий и неле­ност­но мо­лил­ся, стоя вда­ли от лю­дей. Од­на­жды во вре­мя служ­бы ему осо­бен­но за­па­ли в ду­шу сло­ва Свя­то­го Еван­ге­лия: Аще кто хо­щет по мне ид­ти, да от­вер­жет­ся се­бе и воз­мет крест свой и по мне гря­дет (Мф.16:24). Раз­мыш­ляя о сло­вах Спа­си­те­ля, свя­той Ан­то­ний ре­шил оста­вить ро­ди­тель­ский дом и стать мо­на­хом. Он при­шел в Ху­тын­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь, игу­мен ко­то­ро­го, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Ху­тын­ский († 1192; па­мять 6/19 но­яб­ря), по­стриг его в мо­на­ше­ство.

С то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Ан­то­ний стал жить в со­вер­шен­ном по­слу­ша­нии сво­е­му стар­цу – пре­по­доб­но­му Вар­ла­а­му. С усер­ди­ем и сми­ре­ни­ем ис­пол­нял он все по­слу­ша­ния, ни­ко­гда не опус­кал ке­лей­ных пра­вил и не про­пус­кал цер­ков­ных служб. Свя­той Ан­то­ний пер­вый при­хо­дил в храм и по­след­ний ухо­дил из него.

По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Ан­то­ний по де­лам мо­на­сты­ря ез­дил в Кон­стан­ти­но­поль. Во вре­мя по­езд­ки он по­се­тил свя­тые ме­ста. Через пять лет пре­по­доб­ный вер­нул­ся в свою оби­тель. Его при­езд сов­пал со днем кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма (6 но­яб­ря). На смерт­ном од­ре свя­той игу­мен бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Ан­то­ния быть вме­сто се­бя на­став­ни­ком бра­тии и стро­и­те­лем мо­на­сты­ря.

Управ­ляя Ху­тын­ской оби­те­лью, пре­по­доб­ный Ан­то­ний во всем со­блю­дал устав, остав­лен­ный пре­по­доб­ным Вар­ла­а­мом. Он до­стро­ил и бла­го­леп­но укра­сил храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При­ме­ром сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни и крот­ким на­став­ле­ни­ем пре­по­доб­ный Ан­то­ний на­став­лял бра­тию в ино­че­ском де­ла­нии.

Все­об­щая лю­бовь и по­чи­та­ние тя­го­ти­ли свя­то­го по­движ­ни­ка. Со сле­за­ми он мо­лил Бо­га и Пре­чи­стую Бо­го­ро­ди­цу ука­зать ему ме­сто уеди­нен­ных по­дви­гов. В ско­ром вре­ме­ни пре­по­доб­ный Ан­то­ний оста­вил Ху­тын­скую оби­тель и уда­лил­ся в пу­стын­ное ме­сто в Дым­ских ле­сах, в 15-ти вер­стах от г. Тих­ви­на. Неда­ле­ко от неболь­шо­го озе­ра Дым­ско­го, сре­ди глу­хих ле­сов пре­по­доб­ный устро­ил се­бе сна­ча­ла ма­лую ку­щу, а за­тем по­стро­ил неболь­шую кел­лию и вы­ко­пал пе­ще­ру для жиз­ни зи­мой. Он с тер­пе­ни­ем пе­ре­но­сил зной и хо­лод, му­же­ствен­но бо­рол­ся с де­мон­ски­ми ис­ку­ше­ни­я­ми. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний вся­че­ски из­бе­гал по­коя: днем он тру­дил­ся до из­не­мо­же­ния пло­ти, но­чью сто­ял на мо­лит­ве.

Ко­гда ме­сто по­дви­гов свя­то­го от­шель­ни­ка ста­ло из­вест­но, к нему при­шли ино­ки, ищу­щие уеди­нен­ной жиз­ни под ду­хов­ным ру­ко­вод­ством опыт­но­го на­став­ни­ка. По­сте­пен­но Дым­ская пу­стынь за­се­ли­лась бо­го­лю­би­вы­ми мо­на­ха­ми. Так воз­ник мо­на­стырь, игу­ме­ном ко­то­ро­го стал пре­по­доб­ный Ан­то­ний. Ино­ки по­стро­и­ли храм во имя пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го с при­де­ла­ми в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. То­гда же бы­ли по­стро­е­ны кел­лии, а через неко­то­рое вре­мя – зим­ний (теп­лый) храм с тра­пез­ной во имя свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на.

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний муд­ро управ­лял бра­ти­ей Дым­ско­го мо­на­сты­ря до бла­жен­ной кон­чи­ны. Про­ви­дя день сво­ей смер­ти, он со­брал ино­ков и бла­го­сло­вил их, за­тем при­ча­стил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин и мир­но скон­чал­ся. По пре­да­нию, это про­изо­шло 24 июня 1224 го­да. Те­ло пре­по­доб­но­го Ан­то­ния бы­ло по­гре­бе­но в устро­ен­ном им хра­ме, с ле­вой сто­ро­ны. В 1330 го­ду свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

В 1409 го­ду во вре­мя оче­ред­но­го на­ше­ствия та­тар на Нов­го­род­ские зем­ли игу­мен Дым­ской оби­те­ли с бра­ти­ей, бо­ясь над­ру­га­ния над свя­ты­ней, скрыл свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния под спу­дом.

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний неиз­мен­но оста­вал­ся хра­ни­те­лем Дым­ской оби­те­ли. По­сле ра­зо­ре­ния шве­да­ми в 1611 го­ду мо­на­стырь вос­стал из пеп­ла не без мо­лит­вен­ной по­мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. В 1687 го­ду (по дру­гим ис­точ­ни­кам, в 1585 го­ду) в мо­на­сты­ре два­жды воз­ни­кал по­жар, и оба ра­за пре­по­доб­ный Ан­то­ний яв­лял­ся в сон­ном ви­де­нии игу­ме­ну и пре­ду­пре­ждал его о по­жа­ре, так что бра­тии уда­ва­лось во­вре­мя по­га­сить пла­мя.

Па­мять пре­по­доб­но­го Ан­то­ния празд­но­ва­лась в оби­те­ли два­жды: 17 ян­ва­ря – в день те­зо­име­нит­ства (па­мять пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го) и 24 июня – в день кон­чи­ны, ко­гда со­вер­шал­ся крест­ный ход из мо­на­сты­ря на озе­ро Дым­ское.

В 1744 го­ду над ме­стом со­кры­тия свя­тых мо­щей пе­тер­бург­ским куп­цом Ка­ли­ти­ным, ис­це­лен­ным пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем от про­дол­жи­тель­ной тя­же­лой бо­лез­ни, бы­ла устро­е­на де­ре­вян­ная зо­ло­че­ная гроб­ни­ца. В мо­на­сты­ре со­хра­ня­лась тя­же­лая же­лез­ная шап­ка, ко­то­рую но­сил пре­по­доб­ный Ан­то­ний. Ши­ро­кие по­ля шля­пы при­би­ты к ту­лье тол­сты­ми гвоз­дя­ми, ко­то­рые да­ви­ли по­движ­ни­ку го­ло­ву. Так через тер­пе­ние и те­лес­ные стра­да­ния пре­по­доб­ный Ан­то­ний очи­щал ду­шу для жиз­ни веч­ной. Мно­гие боль­ные по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния от воз­ло­же­ния на го­ло­ву этой шап­ки и от по­кло­не­ния гроб­ни­це над свя­ты­ми мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Дым­ско­го.

На ико­нах пре­по­доб­ный Ан­то­ний изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в ру­ке хар­тию со сло­ва­ми: Се уда­лих­ся, бе­гая, и во­дво­рих­ся в пу­сты­ни (Пс.54:8).

Ру­ко­пис­ное жи­тие пре­по­доб­но­го Ан­то­ния со­став­ле­но в XVII ве­ке.


Память его празднуется 24 июня в день преставления, 17 янв. в день тезоименитства с прп. Антонием Великим (+ 356) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Хутынский Преображенский монастырь в Новгороде, где Антоний Дымский принял постриг

Через несколько лет прп. Антоний отказался от настоятельства и основал на берегу Дымского озера, на высоком холме, в глухих лесах, другой монастырь. Там он и скончался 24 июня 1224 г.
На его раке, которая является даром одного больного, получившего исцеление в 1744 г., лежит железная шляпа, в которой преподобный подвизался. Широкие поля ее прибиты железными гвоздями. Когда в 1409 г. татары сожгли монастырь, монахи скрыли мощи преподобного, а шляпу, священные сосуды и колокола опустили на дно озера. В 1585 г., во время нашествия шведов, монахи Валаамского монастыря нашли убежище в Дымском монастыре, и в это время прп. Антоний дважды спас свою обитель от неприятеля, пробуждая настоятеля ночью вовремя.

Постриг св. Антоний принял в Хутынском Преображенском монастыре в 10 верстах от Новгорода.
По оставлении настоятельства в этом монастыре преподобный удалился в пустынное место недалеко от озера Дымское в 15 верстах от Тихвина, где подвизался в небольшой келье. Когда пустынь эта заселилась боголюбивыми монахами, возник монастырь и построен был храм во имя прп. Антония Великого.
Мощи прп. Антония были обретены нетленными в 1330 г.


30 января (17 января ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Антония Дымского.

Содержание:

Житие преподобного Антония Дымского

Преподобный Антоний рано пожелал стать иноком и был принят в монастырь к преподобному Варлааму Хутынскому. По церковным нуждам, братия монастыря общим советом посылала инока Антония в Царьград к Патриарху Афанасию. Пять лет потребовалось Антонию для выполнения этого послушания. Благополучно вернувшись из Царьграда, Антоний вскоре занял место настоятеля Хутынского монастыря, вместо преставившегося преподобного Варлаама, который успел перед своею смертью благословить его на настоятельство.

Но недолго оставался Антоний в Хутыни. Избегая людской славы, он оставил тайно обитель и поселился в пещере на берегу Дымского озера в 15 верстах от позже основанного Тихвина. Посреди Дымского озера инок Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Преподобный Антоний — единственный святой Русской Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах. Этот камень сохранился до сих пор и находится в нескольких десятках метрах от берега, в 1994 году в метре от камня был воздвигнут деревянный крест.

Слава о подвигах нового пустынножителя скоро распространилась, к нему стало собираться много народа и здесь, с разрешения великого князя Александра Невского в 1243 году, на берегу Дымского озера иноком Антонием была основана обитель в честь преподобного Антония Великого. Согласно Житию ранней редакции, инок Антоний поставил двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого с верхней церковью в честь святителя Николы. В этой обители преподобный Антоний преставился 7 июля 1273 года.

Почитание преподобного Антония Дымского

В 1370 году были обретены мощи Антония Дымского, которые стояли в раке в храме открыто до 1409 года, позднее они были сокрыты под спудом. Монастырь подвергался опустошению и разорению еще в 1611 году от шведов. С 1794 года основанный преподобным Антонием монастырь стал называться Свято-Троицким Антониево-Дымским мужским монастырем. С 2008 года мощи преподобного Антония почивают в Казанском храме Антониево-Дымского монастыря.

Во второй половине XVII века была составлена ранняя редакция жития преподобного. В 1744 году петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей Антония Дымского, устроил раку над мощами преподобного и иконостасы в Троицком храме. Память преподобного Антония Церковь чтит 30 января и 7 июля в Соборе Новгородских святых.

Тропарь и кондак преподобному Антонию Дымскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Антоние, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Антоние, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Антоний Дымский. Иконы


Во второй четверти XIX века появились иконы, на которых Антоний Дымский обращен в молении к Пресвятой Богородице на фоне панорамы каменного монастыря.



Свято-Троицкий Антониев Дымский монастырь



Источники:

[1] РНБ. О. XIII. 1. Л. 124 об.
[2] БАН. Двин. № 51. Л. 260.
[3] РНБ. Погод. № 1931. Л. 138 об.
[4] ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.
[5] СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3.

Храм великомученика Димитрия Солунского


Преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде около 1157 года. В Хутынском монастыре он принял пострижение и в той же обители, по кончине преподобного Ваpлаама в 1192 году, стал игуменом. Спустя некоторое время он тайно удалился из монастыря и поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина. Преподобный обрек себя на тяжелые подвиги. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Постепенно вокруг него собралась братия. С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Новгородского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери. Преподобный Антоний прожил в монастыре до конца жизни и преставился 24 июня 1224 года. Он был погребен в созданной им церкви. Мощи преподобного Антония обретены нетленными в 1330 году, но в 1409 году по случаю нашествия татар рака с мощами была опущена в землю. Память преподобного Антония чтится 17 января, вероятно, в день обретения мощей.

Полное житие преподобного Антония Дымского

Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф.16:24). Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого, преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6/19 ноября), постриг его в монашество.

С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу – преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания, никогда не опускал келейных правил и не пропускал церковных служб. Святой Антоний первый приходил в храм и последний уходил из него.


По преданию, преподобный Антоний по делам монастыря ездил в Константинополь. Во время поездки он посетил святые места. Через пять лет преподобный вернулся в свою обитель. Его приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой игумен благословил преподобного Антония быть вместо себя наставником братии и строителем монастыря.

Управляя Хутынской обителью, преподобный Антоний во всем соблюдал устав, оставленный преподобным Варлаамом. Он достроил и благолепно украсил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Примером своей подвижнической жизни и кротким наставлением преподобный Антоний наставлял братию в иноческом делании.


Всеобщая любовь и почитание тяготили святого подвижника. Со слезами он молил Бога и Пречистую Богородицу указать ему место уединенных подвигов. В скором времени преподобный Антоний оставил Хутынскую обитель и удалился в пустынное место в Дымских лесах, в 15-ти верстах от г. Тихвина. Недалеко от небольшого озера Дымского, среди глухих лесов преподобный устроил себе сначала малую кущу, а затем построил небольшую келлию и выкопал пещеру для жизни зимой. Он с терпением переносил зной и холод, мужественно боролся с демонскими искушениями. Преподобный Антоний всячески избегал покоя: днем он трудился до изнеможения плоти, ночью стоял на молитве.

Когда место подвигов святого отшельника стало известно, к нему пришли иноки, ищущие уединенной жизни под духовным руководством опытного наставника. Постепенно Дымская пустынь заселилась боголюбивыми монахами. Так возник монастырь, игуменом которого стал преподобный Антоний. Иноки построили храм во имя преподобного Антония Великого с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Тогда же были построены келлии, а через некоторое время – зимний (теплый) храм с трапезной во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Преподобный Антоний мудро управляя братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными.


В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом.

Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.


Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января – в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня – в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.

В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского.

На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс.54:8).

Читайте также: