Антон и николай рубинштейны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вы здесь: Home Мировая художественная культура Музыка Русская музыка Русская музыка XIX века Антон и Николай Рубинштейны: их значение в русской музыкальной жизни XIX в.

Антон и Николай Рубинштейны: их значение в русской музыкальной жизни XIX в.

Братья Рубинштейны были выдающимися пианистами, композиторами, музыкальными деятелями и внесли большой вклад в развитие отечественной культуры.

Братья Рубинштейны (1910)

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894)

Антон Рубинштейн был универсальным музыкантом: он был гениальным пианистом, талантливым организатором музыкальной жизни и композитором.
Его портреты написали B. Перов, И. Репин, И. Крамской, M. Врубель, о нём с восхищением отзывались Л. Толстой и И. Тургенев.

В. Перов. Портрет Антона Рубинштейна (1870)
Он родился в Подольской губернии (ныне Приднестровская Молдавская Республика) в еврейской семье, принявшей православие. Первые уроки фортепьянной игры получил от матери, талантливой пианистки, а в возрасте 7 лет стал учеником французского пианиста А.И. Виллуана. С ним он совершил своё первое концертное турне по многим городам Европы. Он играл в Париже и познакомился там с Фредериком Шопеном, Ференцем Листом, а в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. С концертами Рубинштейн посетил Норвегию, Швецию, Германию и Австрию. Благодаря своему трудолюбию, независимости и твердости характера он даже в тяжёлые годы после смерти отца не потерял себя и смог состояться как личность и музыкант.

И. Крамской. Портрет А.Г. Рубинштейна (1880)
Антон Рубинштейн – основоположник профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 г. в Петербурге первая русская консерватория, среди первых учеников которой был Пётр Ильич Чайковский.
Он вошел в историю отечественной культуры и как инициатор и один из основателей Русского музыкального общества – ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах.

Творчество А.Г. Рубинштейна

Антон и Николай Рубинштейны: их значение в русской музыкальной жизни XIX в.

И моря вечный шум,
И яркий солнца свет,
И розы нежной цвет.
В моей душе живут,
Поются в песнопеньях.

Исполнительская деятельность А.Г. Рубинштейна

Благотворительная деятельность А.Г. Рубинштейна

Бюст А.Г. Рубинштейна на его могиле в Некрополе мастеров искусств Никольского кладбища Александро-Невской лавры

Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881)

Н.Г. Рубинштейн – русский пианист-виртуоз и дирижёр, общественный деятель, педагог, младший брат А.Г. Рубинштейна.
Музыкой занимался с 4 лет под руководством матери, а с 7 лет концертировал вместе с братом Антоном. Окончил юридический факультет Московского университета, служил в канцелярии генерал-губернатора, но в 1857 г. бросил службу и полностью посвятил себя музыке.

Исполнительская деятельность Н.Г. Рубинштейна

Педагогическая деятельность Н.Г. Рубинштейна

Братья Рубинштейны: Таланты, которые положили основу музыкального образования

Подобно А.С.Пушкину, явившемуся основоположником литературного русского языка, эти личности в XIX веке положили начало развитию музыкального искусства России. Они были родными братьями, а музыкальной грамотой овладели даже раньше, чем научились чтению и письму. Впоследствии, слушая их выступление, сам российский император Николай I благословил молодых людей, заявив, что своими стараниями они сделают честь всем русским. В дальнейшем так и произошло. Эти люди действительно принесли славу России, воспитали множество талантливейших музыкантов и стали основателями первых консерваторий – Санкт-Петербургской и Московской. Звали этих великих россиян Антон и Николай Рубинштейны.

Родителями братьев-музыкантов были Григорий Романович и Калерия Христофоровна Рубинштейны евреи, проживавшие поначалу в Подольской губернии в местечке Выхватинец. Отец по табели о рангах являлся купцом первой гильдии, хотя и не слишком удачливым. Мать имела прусское происхождение, живя до замужества в Силезии, в те времена входившей в состав Пруссии. Она получила весьма приличное образование, в том числе и музыкальное.


Учитывая данные факты, было ясно, что братьям Рубинштейнам было на роду написано стать музыкантами. Так и случилось. Первые уроки им давала мать, а потом специально нанятые учителя: пианист-педагог А.И.Виллуан и теоретик музыкального искусства Э.Дэн. Это был довольно тяжелый труд. Мальчики вставали в шесть часов утра даже в зимнее время и садились за инструмент выполнять необходимую программу. Когда же хотя бы один из них останавливался, и гаммы переставали звучать, немедленно слышался стук в окошко из соседней комнаты, в которой находилась мать, как напоминание продолжать работу. Неповиновение наказывалось палками либо пощечинами.

Старшим из братьев был Антон. Он увидел свет 28 ноября 1829, когда семейство еще проживало в Подольской губернии. Спустя 5 лет Рубинштейны перебрались в Москву. Там родители взяли в аренду большой дом за рекой Яузой. Грамотная и жесткая школа обучения музыке привела к тому, что уже к 10 годам Антон прилично играл на фортепиано. Впервые мальчик дал публичный концерт в Петровском парке. Для повышения качества игры учитель повез мальчика в заграничное турне.

Ездя по западноевропейским странам, Антон давал множество концертов, в том числе и в королевских дворах. Перспективный пианист был представлен самым известным музыкантам, одним из которых был Ференц Лист, назвавший мальчика преемником своей игры. После возвращения на родину Антон Рубинштейн был уже вполне оформившимся и опытным музыкантом.


Увидев в возможностях своих сыновей финансово перспективный проект, Калерия Христофоровна в 1844 году решила поехать с ними в новое заграничное турне. Заработанные таким образом деньги можно было потратить на дополнительное образование юных музыкантов. Дорога лежала через Санкт-Петербург. Там мальчиков удостоил своим вниманием сам император Николай I. Перед царем Николай Рубинштейн сыграл собственноручно написанный ноктюрн. Самодержец был в восторге от игры еврейских подростков и благословил их на дальнейшую работу, заявив, что она принесет пользу, как самим музыкантам, так и России.

Из Петербурга семейство направилось в Берлин, потом в Париж. Во время гастролей ребята общались с выдающимися композиторами того времени: Мендельсоном, Шопеном, Мейербером. К сожалению, смерть отца вынудила Калерию Христофоровну забрать Николая и вернуться в Москву. Старший же брат остался за границей. Он уехал в Вену, где сделал карьеру музыканта. Благодаря твердости характера и выработанному с детства трудолюбию Антон превратился в гениального пианиста. Его приглашали на самые знаменитые концертные площадки не только стран Европы, но и США. Фактически Антон Рубинштейн стал первым российским музыкантом, добившимся мировой известности, демонстрируя слушателям достижения русской музыкальной школы.

Впоследствии он вновь совершал долговременные зарубежные гастроли, из которых в 1858 году возвратился на родину гениальным пианистом-виртуозом. Однако было бы ошибкой считать, что Рубинштейн-старший был только прекрасным пианистом. Он сочетал в себе еще талант дирижера и композитора. После себя маэстро оставил огромное музыкальное наследство, включающее оперы, симфонии, фортепианные пьесы и романсы. Однако главное его достижение было впереди. А произошло это благодаря сотрудничеству Антона со своим не менее гениальным музыкантом, его младшим братом.

Николай, как и Антон, он с малолетства был приобщен к музыке, добился значительных успехов в игре на фортепиано. Однако не игра на музыкальном инструменте стала делом его жизни, а развитие музыкальной культуры России. А началось все в 1858 году, после того как старший брат Антон вернулся на родину из последней творческой поездки. Тогда в подмосковном селе Богородском на отдыхе братья серьезно обсудили вопросы создания в стране некоего общества, в задачи которого входило бы распространение музыки и развитие вкуса к данному виду искусства путем организации обучения талантливых исполнителей и всевозможных общественных мероприятий.


Идея принадлежала старшему из братьев, но детально ее проработал младший. Рубинштейны разделили между собой и места приложения усилий. Антону досталась Северная Пальмира, а Николаю – Москва. Уже начиная со следующего года, их план начал реализовываться. В 1859 Антон Рубинштейн основал Русское музыкальное общество. В его задачу входило развитие в стране музыкального образования и поощрение талантливых исполнителей. Николай Григорьевич, в свою очередь, открыл в 1860 в Москве его отделение. Впоследствии на базе Санкт-Петербургского и Московского отделений Русского музыкального общества возникли соответствующие консерватории, первой из которых руководил Антон, а второй – Николай.

Интересно, что часть средств на строительство здания столичной консерватории дал лично старший брат, а один из первых ее выпускников П.И.Чайковский впоследствии стал преподавателем консерватории в Москве, живя в одной из ее комнат. Впоследствии Николай Рубинштейн выезжал за границу, правда, не только в качестве простого исполнителя. Он был организатором концертов русской музыки на Всемирной выставке, которая проходила в 1878 в Париже. Параллельно в них же он выступал в качестве дирижера. Маэстро даже поступали предложения уехать из России в Америку, однако будучи патриотом своей страны, он отказался, и до конца своих дней оставался верным своей стране


Николай Рубинштейн умер рано. Он ушел из жизни ранней весной 1881 года во Франции, куда поехал на лечение, был перевезен в Москву и похоронен в Даниловом монастыре близ могилы Гоголя. Впоследствии, уже в 1939, прах этого великого человека был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Антон пережил Николая на 13 лет. До конца своих дней он занимался делами консерватории, совершал поездки с концертами по России и зарубежным странам, пока эти огромные нагрузки не подкосили его здоровье. Он скончался в 65-летнем возрасте 8 ноября 1894 года, находясь на своей Петергофской даче неподалеку от Санкт-Петербурга.

Братьям с детства прививали любовь к музыке, этим занималась мама — Калерия Христофоровна, которая была пианисткой. От нее сыновья и получили свои первые уроки, а с семи лет уже начали активно гастролировать как по родине, так и за рубежом.

В юности их пути разошлись по двум столицам: старший, Антон, отправляется в Санкт-Петербург, где посвящает себя дирижированию и композиции, а Николай едет в Москву и поступает на юридический факультет. Там он знакомится с Александром Островским и Аполлоном Григорьевым, начинает все больше и больше погружаться в музыкальное общество Москвы и благодаря своему блистательному уму и очарованию с легкостью располагает к себе самых разных людей. Сам он учится, дает уроки музыки, а после окончания университета попадает на службу, которую тоже в конце концов оставит — не привлекала его карьера чиновника.

Тем временем Антон Григорьевич в Петербурге налаживает крепкие связи с Михаилом Глинкой (автором первой русской оперы), Александром Даргомыжским (основоположником реализма в русской музыке) и другими крупнейшими музыкантами. Он совершенствует свои навыки дирижера, пишет оперу "Дмитрий Донской", одноактные оперы о русской жизни, работает над проектами первой русской академии музыки.

Кстати, либретто для "Дмитрия Донского" написал Владимир Соллогуб (прозаик и драматург, который работал и над знаменитой оперой Глинки "Жизнь за царя"). Главную партию в этой патриотической истории о князе Владимирском и его победе в Куликовской битве в 1380 году исполнил прославленный русский бас Осип Петров, который был одним из самых любимых вокалистов у композиторов. А премьера спектакля состоялась на сцене Большого театра в Петербурге, который позже станет домом для консерватории.

В 1858 году Николай возвращается к своей регулярной концертной деятельности, а Антон, уже имеющий к тому моменту связи не только с русскими музыкантами, но и с зарубежными, например с Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном, занимается организацией Русского музыкального общества (РМО), которое существует до сих пор, но называется уже всероссийским. Главная задача общества — просветительская, его члены устраивали концерты, развивали образование, открывали музыкальные школы. Им было суждено сыграть одну из главных ролей в становлении русской музыкальной культуры.

Николай Григорьевич тем временем в Москве на пару с Островским организовывает Артистический кружок, чтобы объединить и собрать интеллектуальную художественную элиту. После появления РМО в Петербурге он становится инициатором создания московского отделения. На базе его он собрал хор из ста человек, многие из которых были любителями. Но недостаток опыта не помешал коллективу успешно конкурировать с певцами из Большого театра. Николай Григорьевич до конца своей жизни занимался деятельностью РМО в Москве, он был художественным руководителем и главным организатором концертов, а еще дирижировал на них симфонические произведения.

Благодаря ему московская публика смогла услышать ранее не исполняемые произведения Иоганна Себастьяна Баха, все симфонии Мендельсона, Роберта Шумана, Листа, а еще он активно исполнял музыку Глинки, Даргомыжского, Николая Римского-Корсакова и, конечно же, своего брата. Кроме того, именно ему досталась честь первого исполнения многих произведений Петра Чайковского (например, 1–4-й симфоний, увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта", симфонической поэмы "Франческа да Римини"), которому в юности очень помогал, даже поселил композитора в своей квартире, потому что видел в нем огромный потенциал. Чайковский считал Рубинштейна непревзойденным интерпретатором своей музыки и всегда с удовольствием вручал ему свои партитуры.

Тем временем в 1860 году при РМО открываются музыкальные классы (которые, кстати, во время обучения и посещал Чайковский). Спустя два года решено было их переформировать в первую российскую консерваторию. Антон Рубинштейн становится первым ее директором, а также профессором по классу фортепиано. Вместе с ним преподавали Леопольд Ауэр, Генрик Венявский, Чезаре Чиарди, Николай Заремба и многие другие. Все эти имена позже войдут в историю музыки, а исполнители до сих пор вспоминают их как великих учителей.

Николай Григорьевич деятельность брата всячески поддерживал и следовал за ним по пятам. В своей квартире он тоже организовал музыкальные классы, поддерживал его музыковед и меценат князь Николай Трубецкой. Там он преподает элементарную теорию музыки, дает уроки по фортепиано, а в 1866 году приглашает на работу Чайковского — первого выпускника Петербургской консерватории.

Конечно, все музыканты чувствовали, что Москве необходимо свое учебное заведение, а музыкальное образование должно быть систематизировано и приведено в норму. Потому открытие консерватории было делом времени, и главным инициатором этого был Николай Григорьевич. Свои двери она открыла 1 сентября 1866 года, а в 1871 году переехала в дом Дашковой — особняк на Большой Никитской, в котором существует до сих пор.

Так братья положили начало двум самым престижным и желанным для музыкантов высшим учебным заведениям. Несмотря на свою занятость в консерваториях, они ездили в Европу, США, организовывали там концерты русской музыки, популяризируя отечественных композиторов за рубежом. Антон Григорьевич еще успевал заниматься композицией, написал, например, большую оперу "Демон" по поэме Михаила Лермонтова.

Николай Григорьевич обучил целую плеяду выдающихся музыкантов, например композитора Сергея Танеева, пианистов Александра Зилоти и Эмиля Зауэра. Он стал одним из самых сильных дирижеров в мире, современники говорили, что сравниться с ним сможет только разве что Рихард Вагнер. В конце 70-х он поехал в тур по 33 городам России, чтобы собрать средства для Красного Креста.

Всю свою жизнь Антон и Николай Рубинштейны посвятили музыке, причем не просто занимались тем, что нравилось, — они распространяли искусство вокруг себя, дарили его каждому страждущему. Бесконечные альтруисты, филантропы, творцы оставили два главных памятника в музыкальной истории — две великие консерватории.

. я был батальонный разведчик . А.П. Слава России .

-Стена


. распяли неньку -Украину . , стала коричневой , страдают люди . не будет там добра . А.П. Слава России . . . alibaba49

-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Антон Рубинштейн. Все грани таланта. К Дню рождения музыканта

А. Г. РУБИНШТЕЙН (1829-1894)

File:Rubinstein Anton Grigorevich.jpg

Антон Григорьевич Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинцы Подольской губернии в небогатой еврейской купеческой семье .
С двух лет и до одиннадцати мальчик жил в
Москве и, конечно, впитал массу впечатлений, имея феноменальную восприимчивость к музыке и прекрасную музыкальную память.

File:Rubinstein N & A Postcard-1910.jpg

Братья Николай и Антон Рубинштейны

Как известно из мемуаров и книг, в гостеприимном доме Рубинштейнов постоянно собиралось очень много людей. Это были студенты, чиновники, учителя, В семье постоянно звучала музыка. Музыкальная атмосфера Москвы тех лет - это песни и романсы Алябьева, Варламова, бытовые танцы.

Игре на фортепьяно его сначала обучала мать, а затем учителем Рубинштейна стал коренной москвич Александр Иванович Виллуан, имевший на своего воспитанника большое влияние. Пьесы Виллуана и составляли преимущественно репертуар Антона Рубинштейна. Эти произведения, и особенно фортепианный концерт, с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции.

Уже с десяти лет Антон Рубинштейн начал выступать на публике. И как многие вундеркинды середины века, совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841-1843 годах. В эти же годы были изданы первые сочинения Рубинштейна.



С 1844 по 1846 год Антон посещает занятия Зигфрида Дена в Берлине. Там он занимается теорией композиции.У Зигфрида Дена в свое время занимался и Глинка.

Во время зарубежных гастролей в 50-х гг.Антон Рубинштейн общается с одним из величайших пианистов всех времен — Ф. Листом, оказавшим огромное влияние на творческое развитие Рубинштейна.

Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты осталисьхарактерными для музыканта до конца его дней.

Все особенности его музыкального языка связаны с детскими впечатлениями. Затем пианист с постоянно расширявшимся репертуаром, слушатель концертов и спектаклей в разных странах Европы, преимущественно в городах Германии и Австрии, Рубинштейн впитывал в себя и старую музыку и новую, и высокохудожественную - и, очень часто, второстепенную, эпигонскую, ибо при обилии и разнообразии концертов и концертных программ звучали, конечно, отнюдь не одни шедевры. Близкое и глубокое знакомство с русской музыкой и проникновение в русскую интонационность пришли позже, вхождение в этот звуковой мир было, вероятно, непростым и оказалось возможным благодаря исключительной отзывчивости и восприимчивости натуры музыканта. Но восхождение состоялось икакое.

File:Ilja Jefimowitsch Repin 007.jpg



О Рубинштейне-композиторе можно было бы сказать не меньше, чем о Рубинштейне-
пианисте. Нет такой области музыкального творчества, в которой он не проявил бы
себя: им написано громадное количество фортепианных произведений, среди которых
пять концертов для фортепиано с оркестром, много камерных произведений (струнные квартеты, несколько трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано с альтом и виолончелью), скрипичный концерт, симфонии, различные увертюры и симфонические картины для оркестра, оратории, чуть ли не десяток опер и бесконечное количество романсов для пения. В общей сложности он написал более трехсот сочинений. Во всех произведениях Рубинштейна щедрою рукой рассыпаны отдельные гениальные мысли, искреннее, неподдельное чувство и вдохновение.

File:Rubinstein repin.jpg

С 1854 по 1858 год он концертирует за границей. А вернувшись на родину, становится одним из организаторов, директором и дирижером Русского музыкального общества


В 1862 году Рубинштейн основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные позднее в первую в России консерваторию, директором и профессором которой состоял до 1867г. На проценты с им же пожертвованного капитала в двадцать пять тысяч рублей был
учрежден международный конкурс пианистов и композиторов, который устраивался каждые пять лет в другом государстве. Первый конкурс под председательством самого Рубинштейна состоялся в Петербурге в 1890 году, второй - в 1895 году в Берлине, третий - в 1900 году в Вене, четвертый - в 1905 году в Париже, пятый - в 1910 году в Петербурге, шестой предполагалось провести в 1915 году в Берлине, но этому помешала мировая война.


Конкурсы эти привлекали лучших пианистов и композиторов всего мира. Достаточно
назвать таких участников, как Ф. Бузони, И. Левин, А. Боровский, Л. Крейцер, В. Бакхауз, Л. Сирота, К. Игумнов, А. Гедике, М. Задора, А. Ген, Артур Рубинштейн, чтобы судить об уровне этих конкурсов.

В 1869 году необычайно успешно проходят гастроли Рубинштейна в Европе.
Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекавший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре.

Следующие гастроли музыканта Рубинштейна начнутся в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно - за 8 месяцев состоялось 215 концертов!

В 1884 году Рубинштейну исполнилось шестьдесят пять лет, но его активность не снизилась.
В 1885-1886 годах он организовал грандиозный цикл "Исторических концертов", в который вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы.

А.А. Трубниковвспоминает:
"Исторические концерты давались Рубинштейном в зале Благородного собрания каждую неделю по вечерам и целиком повторялись на другой
день в час дня в Немецком клубе. Повторные концерты в Немецком клубе давались бесплатно для педагогов, музыкантов и учащихся старших классов консерватории.

Исторические концерты Рубинштейна для каждого музыканта были событием. А таких счастливцев, которым удалось прослушать их дважды, было, конечно, совсем мало. В наше время рядом с Рубинштейном ставили только Ф. Листа. Сами мы, я и мои сверстники, Листа уже не слыхали, а потому и параллели с ним проводить не могли.
Лично для меня Рубинштейн стоит особняком, неприступной и недосягаемой гранитной скалой. Он порабощал вас своею мощью, и он же увлекал вас изяществом,
грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и
лаской. Его crescendoне имело границ нарастания силы звучания, его diminuendoдоходило до невероятного pianissimo, звучащего в самых отдаленных уголках громаднейшего зала. Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально.
Исполнявшаяся им два раза одна ,и та же программа - в вечернем концерте и затем на другой день на утреннике - часто трактовалась совершенно различно. Но поразительнее всего было то, что в обоих случаях все получалось изумительно.


Игра Рубинштейна поражала своей простотой. Звук его был поразительно сочный и глубокий. Рояль звучал у него, как целый оркестр, не только в смысле силы звука, но и тембрового разнообразия. У него рояль пел, как пела Патти, как пел Рубини.
Популярность его была так велика, что выражения "так играет Антон", "так дирижирует Антон" или просто "так сказал Антон" были совершенно естественными. Все понимали, что речь идет об А.Г. Рубинштейне. Я могу смело сказать, что более популярного в то время человека, чем Рубинштейн, в артистическом мире не было. Нередко его ругали как композитора, как общественного деятеля, как человека, но его гениальности как пианиста никто не отрицал. Мнение всех о Рубинштейне-пианисте было одинаково восторженное. Я сам слышал из уст П.И. Чайковского такую фразу: "Я завидую таланту Рубинштейна".

Играл Рубинштейн всегда с закрытыми глазами. Сам он рассказывал, что играть с закрытыми глазами стал с тех пор, как однажды заметил сидевшую в первом ряду
зевнувшую старушку.

При всей своей гениальности Рубинштейн не всегда играл одинаково удачно. Иногда он бывал не в настроении и тогда играл, насилуя себя. Вот в такие-то моменты он был неузнаваем".


В 1887 году Антон Григорьевич вновь стал директором и профессором Петербургской
консерватории и занимал пост до 1891 года.

Последние годы жизни (1891–1894 гг.) Рубинштейн жил в Дрездене, выезжая оттуда только на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.


Число его музыкальных сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепьянных пьес и романсов, не помеченных как opus.

Читайте также: