Антисемитизм в ссср кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первые послевоенные годы: антисемитизм и политика властей

Попытки репатриации, иллюзии автономии, религиозная жизнь

Крушение надежд советских евреев на то, что победа над фашизмом улучшит их положение, привело, с одной стороны, к резкому увеличению числа желающих покинуть СССР и репатриироваться в Палестину, а с другой — желающих создать еврейское государственное образование (на Дальнем Востоке или в Крыму). Тысячи советских евреев, в основном из Латвии, Литвы, Бессарабии и Украины, вырвались в 1945–46 гг. из СССР с помощью организации Бриха и прибыли затем в Эрец-Исраэль. Центры Брихи во Львове, Вильнюсе, Риге отправляли по фиктивным польским документам евреев группами за границу на грузовиках (иногда прибегая к помощи контрабандистов), содействовали отысканию и отправке еврейских детей, спасшихся во время войны в монастырях и в христианских семьях. В 1946 г., после ареста многих активистов, деятельность Брихи была прекращена. Так, в апреле 1947 г. так называемым Особым совещанием при МГБ СССР к длительным срокам заключения (7–25 лет) были приговорены активисты Брихи Ш. Иоффе, Я. Яннай (Янкелович), Э. Зайдин, Э. Кроль (родился в 1920 г., в Израиле с 1959 г.).

В 1947–51 гг. за попытки нелегального перехода советской границы или содействие таким попыткам были приговорены к длительным срокам заключения (как правило, 10–25 лет) сотни евреев, пытавшихся любыми средствами покинуть СССР и добраться до Эрец-Исраэль. Среди них: Ц. Бломберг (1908–91, в Израиле с 1964 г.), А. Банд (родился в 1920 г., в Израиле с 1957 г.), Я. Гольдштейн (родился в 1918 г., в Израиле с 1971 г.), Дина Дилион (Рубинштейн, 1913–2012, в Израиле с 1965 г.), Зелма Винер (1927–87, в Израиле с 1973 г.), И. Тейтельбойм (1908–93, в Израиле с 1969 г.), Х. Левин (1913–87, в Израиле с 1973 г.), Х. Микунис (1915–85, в Израиле с 1969 г.), Я. Перлов (родился в 1918 г., в Израиле с 1971 г.), Рахель Рабинович (1897–1976, в Израиле с 1975 г.), А. Райхман (родился в 1923 г., в Израиле с 1969 г.), М. Штейн (родился в 1926 г., в Израиле с 1969 г.), Б. Шиланский (1896–?, в Израиле с 1966 г.) и многие другие.

В начале 1946 г. в Самарканде на тайном собрании руководителей Хабада было принято решение воздержаться от выезда в надежде, что после войны власти не будут преследовать религиозных евреев. Но возобновившиеся преследования заставили хасидов изменить принятое решение. Созданному во Львове нелегальному комитету удалось организовать в 1946 г. выезд по фиктивным польским документам тысячи хасидов Хабада из СССР в Польшу, а затем в Эрец-Исраэль. Десятки тысяч евреев, бывших до 1939 г. польскими гражданами, уехали в 1944–49 гг. в Польшу в рамках соглашения о репатриации между Польшей и СССР. Сотни евреев, служивших в Советской армии, бежали из советской зоны оккупации Германии в западные зоны. Большинство из них выехало в Эрец-Исраэль. В эти годы СССР активно поддерживал евреев Эрец-Исраэль в их борьбе за независимость и оказывал значительную помощь (подробнее см. ниже), что в немалой степени сказалось на росте числа советских евреев, выразивших желание переселиться в Эрец-Исраэль.

В Москве действовала группа студентов под руководством М. Маргулиса (родился в 1930 г., в Израиле с 1971 г.) и В. Свечинского (родился в 1931 г., в Израиле с 1971 г.). Деятельность группы была направлена на распространение сионистских идей среди студентов-евреев и подготовку к нелегальному выезду в Израиль. Арестованные в 1950 г. члены группы были приговорены к 10 годам заключения (освобождены в 1955 г.). Аналогичные группы действовали в Ленинграде (группа Л. Тарасюка /родился в 1925 г./); в Харькове (группа Х. Спиваковского, родился в 1927 г.), в Брянске (группа В. Левитина /родился в 1920 г./, и А. Фарберова /родился в 1926 г./) и в других городах. Члены этих групп были арестованы в 1949–51 гг., приговорены к длительным срокам заключения и освобождены в 1955–56 гг. (Л. Тарасюк был арестован лишь в 1958 г.) Московская хоральная синагога организовала торжественное богослужение по поводу создания Государства Израиль, на котором присутствовало около десяти тысяч человек. (Подобные службы состоялись в Ташкенте, Черновцах и других городах.) Многие тысячи советских евреев приветствовали посла Израиля Голду Меир во время ее посещений Московской синагоги на Рош ха-Шана и Иом-Киппур.

В первые послевоенные годы наблюдался подъем еврейской религиозной жизни. В начале 1947 г. на территории СССР функционировали 162 синагоги. В полулегальных условиях в Самарканде в 1945–46 гг. действовали литовская иешива митнагдим под руководством раввина И. Копельмана и иешива хасидов Хабада под руководством раввина Н. Нейманова. Действующих синагог в стране было крайне мало, но советские власти не разрешали открывать синагоги (так, 11 октября 1945 г. группе верующих евреев из Киева, обратившейся в Совет по делам религиозных культов, было отказано в их просьбе о разрешении открыть в городе вторую синагогу). Однако в Биробиджане в 1947 г. была открыта синагога. В дни еврейских праздников или в связи с различными событиями еврейской истории в синагоги стали приходить тысячи советских евреев, многие из которых были далеки от религии (например, в марте 1945 и 1946 гг. на панихиду по жертвам нацизма в Московской синагоге, на торжественные богослужения в синагогах страны в честь создания Государства Израиль, и т. д.). В Еврейской автономной области также наблюдался рост религиозных настроений. В 1947 г. в синагоге Биробиджана на Рош ха-Шана присутствовало около 500 человек.

Ликвидация еврейской культуры, закрытие Еврейского антифашистского комитета

После войны власти не разрешали еврейским учебным заведениям возобновлять свою деятельность, за исключением двух начальных (четыре года) школ в Вильнюсе и Каунасе. В программу двух школ в Еврейской автономной области были включены идиш и еврейская литература. Но все попытки руководства области (за что позже оно было наказано) получить разрешение центральных властей на расширение еврейского образования, на создание в Биробиджане государственного еврейского университета и широкой сети политехнических учебных заведений на идиш были отвергнуты. В 1948–51 гг. все еврейские культурные учреждения, издания, альманахи были ликвидированы по всей стране.

Проверялся национальный состав работников цирка. Было обнаружено, что в цирках СССР 44 из 87 директоров, главных режиссеров и главных администраторов были евреями. В 1949 г. был снят со своего поста и вскоре арестован А. Данкман (1888–1951) — управляющий Объединением цирковых коллективов и аттракционов. Многие работники Московского цирка были уволены.

Аналогичная чистка шла в министерстве промышленности строительных материалов: в мае 1950 г. был снят с должности министр С. Гинзбург (1897–1993), а также многие сотрудники министерства и подчиненных ему предприятий. В г. Сталинск (Кузнецк) в ноябре 1949 г. было раскрыто существование нелегальной синагоги, созданной в 1942–43 гг. беженцами из Польши, Западной Украины и местными жителями, которой многие евреи, работавшие на металлургическом комбинате, жертвовали деньги. По этому делу были расстреляны заместитель директора Я. Минц, главный прокатчик С. Либерман, заместитель начальника производственного отдела С. Лещинер, начальник отдела технического контроля А. Дехтярь, а многие получили большие сроки заключения. К марту 1951 г. с комбината было уволено 42 сотрудника. После этого чистка предприятий министерства металлургической промышленности была ужесточена. Из министерства были уволены ведущие сотрудники-евреи, а также ряд директоров заводов: А. Голубчик — Макеевского коксохимического завода, П. Коган — Ждановского металлургического завода, М. Гендель — Часов-Ярского шамотного завода.

Дело Еврейского антифашистского комитета

Дело врачей и антисемитская кампания

В феврале 1953 г. за передачу в израильское посольство сведений об арестах и преследованиях евреев в Москве был арестован М. Каневский (1900–1991, в Израиле с 1968 г.), старый сионист, отбывший 10-летний срок заключения в 1938–48 гг. Приговоренный к смертной казни, которая была заменена 25 годами заключения, М. Каневский был освобожден лишь в 1960 г.

Антисемитская кампания в СССР вызвала волну осуждения в мире. В Западной Европе и США проходили бурные митинги протеста. Президент США Д. Эйзенхауэр и руководящие деятели Великобритании заявили, что никогда не вступали в контакт с арестованными врачами и никаких поручений им не давали. Крупнейшие врачи мира пытались организовать международный комитет для ознакомления с обвинениями, предъявленными врачам. Готовящаяся расправа над евреями СССР была сорвана благодаря смерти И. Сталина.

Антисемитизм – это ксенофобия по отношению к евреям. В СССР он существовал на обоих уровнях: на бытовом и на государственном.

Все началось еще в Российской империи, там антисемитизм был официальной государственной политикой и евреи были угнетенной нацией.

Первые послереволюционные годы.

После революции 1917 года, были убраны ограничения прав евреев, а уже в 20-е годы проводилась борьба с антисемитизмом, как остаточным негативом царского режима.

Но к середине 20-х годов уже начали применять политику “национальных кадров”, не допуская евреев к верхушкам власти.

Начало антисемитизма.

В 1936 году начались первые обвинения СССР в политике антисемитизма. Причиной послужило количество подсудимых и репрессированных евреев, они составляли наибольший процент от общего числа. Так же раскрывались настоящие фамилии евреев подсудимых.

СССР, Германия и евреи

С 1939-1941 года был отправлен в отставку нарком иностранных дней Максим Максимович Литвинов, по национальности еврей. На смену ему пришел Вячеслав Михайлович Молотов, который провел чистку в НКИД со словами:

После посещения Москвы, Риббентроп доложил Адольфу Гитлеру, что Сталин готов покончить с засильем евреев. Так же Германии были выданы евреи коммунисты, которые сбежали из нее.

Вторая Мировая Война

В эти годы антисемитизм достиг своего пика: погромы еврейских магазинов, мест сбора и тд., помощь нацистам в выявлении евреев среди пленных в лагерях, не принятия в партизанские отряды, расстрелы, слухи и ложь о том что евреи не воют и сидят в тылах, отказы в повышение званий, получению наград и медалей.

И при этом всем по официальной статистике : 20% от всех евреев на неоккупированных территориях было на службе, боевые потери 40%, количество добровольцев 27%, это самое большое число добровольцев среди всех народов в СССР, среди погибших евреев на войне 77% было в звании рядовых и сержантов, все эти факты говорят, что еврей участвовали в войне не меньше всех остальных, и в отличии от некоторых народов намного больше.

В 1943 году была издана директива “Награждать представителей всех национальностей, но евреев — ограниченно”.

Огромное количество евреев не получили награды вовсе или через длительное время, доходящие до десятков лет.

В 1943-1944 годах были изданы “закрытые” инструкции "о регулировки процентного соотношения разных национальностей на руководящих должностях", вместе с этим так же ограничили количество евреев, которых принимали на учебу в вузы.

Послевоенные годы

После победы в войне, власти стали препятствовать возвращение евреев в свои дома и на работы. Был ограничен иудаизм, подразумевалось борьба с традициями и национальными обычаями.

Годы после смерти Иосифа Сталина

Политика антисемитизма никуда не делась. Так министр культуры Екатерина Фурцева заявила, что евреев обучающихся в вузах и институтах должна быть столько же сколько и евреев работающих в шахтах.

В антирелигиозных книгах посвященных иудаизму, евреев показывали как врагов народа, так же как в нацистской литературе.

В многонациональной советской стране евреи оставались в лучшем случае чужими на празднике дружбы народов. И хотя официально евреи ничем не отличались от других советских граждан, на деле все выходило иначе. Почему же евреи не нашли места в новом мире, в создании которого они приняли самое активное участие?

Первая черная ласточка появилась на еврейском горизонте еще в 20-30 годах, когда Сталин начал борьбу за единоличную власть и победил. О государственном антисемитизме речи не шло, но сигнал общество получило — среди политических противников вождя, как и среди старой гвардии, было немало евреев. Неслучайно троцкистов называли жидами, хотя среди сторонников опального создателя Красной армии были не только евреи.

Второй виток антисемитизма пришелся уже на годы войны. Парадоксально, но сражаясь с нацисткой Германией, еврейский геноцид старались не афишировать, как и публичное участие советских евреев в сопротивлении врагу. Возможно, это было частичным ответом на пропаганду фашистов. Ведь немцы позиционировали себя освободителями народов СССР от еврейского ига.

Одновременно был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), главная роль которого по замыслу Сталина — привлечь симпатии и финансы зарубежных, а прежде всего, американских евреев. ЕАК свою задачу блистательно выполнил. В США он собрал 16 миллионов долларов, еще 15 миллионов — в Канаде и Англии, 750 тысяч — в британской Палестине, и один миллион — в Мексике. Кроме того, при посредничестве ЕАК Советский Союз получил медицинское оборудование, машины, одежду, лекарства. Сталин даже поддержит создание Израиля в надежде получить преданного союзника на Ближнем Востоке, но его ожидания не оправдываются — Израиль предпочтет США. Разочарованный Сталин отыграется на советских евреях.

Готовился план массовой депортации евреев поближе к Биробиджану, но Сталин умер. Несмотря на реабилитацию по делу врачей, власти перед евреями не извинились, и советский народ до самого распада Союза знал, кого винить в дефиците и прочих бедах.

В послесталинскую эпоху евреев ограничивали пятым пунктом и правилом 3%. То есть каждый вуз и факультет принимали строго определенное количество студентов-евреев, а на некоторые специальности еврей не мог претендовать вообще (например, физико-математические факультеты, МИД или силовые структуры). Замалчивался и Холокост, говорить о нем можно было только в рамках общей трагедии советского народа.

С 1968 года, когда евреям разрешили эмигрировать, антиеврейская риторика изменилась, но не исчезла. Официальная пропаганда клеймила уезжающих в Израиль, как неблагодарных детей своей страны, которая дала им все. В народе наоборот завидовали, ведь евреи были единственными, кто получил законное обоснование покинуть Союз. В глазах обывателей евреи снова устроились лучше всех.

Антисемитизм в СССР: Почему советская власть не любила евреев

Наиболее неприятным зафиксированным событием стал указ от 1891 года Александра III, о выселении евреев из Москвы. Непреложным является факт, что в 1917 среди российских революционеров немалую часть составляли евреи. Эта нация регулярно ущемлялась в правах на получение образования, выбор места жительства или на занятие профессиональной деятельностью. Неудивительно, что значительное число представителей еврейского населения России влилось в состав активистов, желавших строить новый политический режим.

На первых порах евреи получили значительные послабления: была отменена черта оседлости, им было разрешено селиться в любых городах, получать желаемое образование, работать в различных общественных учреждениях и организациях и, естественно, продвигаться вверх по служебной лестнице. За примерами далеко ходить не надо. Стал же Лейба Бронштейн выдающимся советским руководителем Львом Троцким, а Меер-Генох Валлах наркомом иностранных дел Максимом Литвиновым. И подобных примеров великое множество. Если бы советская система продвигалась в этом же направлении, то вполне вероятно, что о проявлениях антисемитизма в СССР никто и не говорил бы.

Тем не менее, еще добрых два десятилетия отношение к евреям в СССР было исключительно доброжелательным. Мало того, в годы борьбы с фашизмом евреи прекрасно проявили себя. Достаточно вспомнить Международный антифашистский комитет, получивший признание в ведущих странах Запада. Однако окончание мировой войны и особенно появление на политической карте независимого государства Израиль резко поменяло приоритеты советского руководства. Особенно это проявилось после того, как образовавшееся государство сменило своего главного союзника, переориентировавшись с Советского Союза на США.

Однако с тех пор Израиль стал главным раздражителем в отношении к советским евреям. Учитывая вновь появившийся фактор сионизма, призывавшего всех евреев мира объединиться вокруг Эрец-Исраэля, в советском государстве постарались максимально ограничить доступ граждан еврейской национальности к стратегическим секретам. Объяснение было самым простым: любой еврей потенциально мог рано или поздно выехать на историческую родину, а вместе с ним туда попали бы совершенно секретные сведения. Кроме того, терять высококлассных специалистов, на подготовку которых тратились серьезные средства, государство не хотело.

Вполне закономерно, что в Советском Союзе негласно стали действовать некие антисемитские установки. Теперь человеку еврейской национальности практически невозможно было продвинуться в определенных научных дисциплинах, в большинстве случаев работавших на оборонную составляющую страны. То же самое происходило в чисто военной сфере. Чтобы каким-то образом выразить себя, евреи уходили в медицину и искусство. При этом многим из них приходилось менять свое еврейское имя на русское, более привычное рядовому обывателю. Только таким образом для многих евреев открывались перспективы роста в профессиональной сфере.

Понятно, что подобное отношение к себе не могло не вызывать в еврейской среде протестных настроений. Справедливости ради, следует отметить, что они умело поддерживались и направлялись западными спецслужбами с использованием различных радиостанций антисоветского толка. Избавить страну от недовольных, не привлекая к этому процессу силовые структуры, порекомендовали опытные советские чиновники: глава МИДа Андрей Громыко и руководитель КГБ Юрий Андропов. Они предложили разрешить свободный выезд евреев в Израиль. Правда, он на самом деле оказывался не совсем свободным и обставлялся рядом обязательных условий. Впрочем, часть недовольных граждан действительно покинула страну.

Заведенные еще в сталинскую эпоху ограничения для данной национальности продержались до самого конца Советского Союза. За это время страну покинули сотни тысяч евреев, которые потенциально могли бы стать учеными, дипломатами, военными. Когда после падения СССР ограничения были убраны, оказалось, что еврейская среда в новой России заметно поредела, и для того чтобы в ней появились новые выдающиеся личности, потребуется значительное время.

Читайте также: