Теория подкрепления мотивации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кажется очевидным думать, что если после выполнения определенного поведения мы получаем награду или награду, гораздо более вероятно, что мы повторим это снова. За этим принципом, который может показаться нам таким очевидным, стоит целый ряд гипотез и теорий, которые изучались и обсуждались на протяжении всей истории психологии.

Одним из главных сторонников этого подхода был Буррхус Фредерик Скиннер, который с помощью своей теории подкрепления попытался дать объяснение на функционирование человеческого поведения в ответ на определенные раздражители.

Кем был Б. Ф. Скиннер?

Психолог, философ, изобретатель и писатель. Это лишь некоторые из занятий, приписываемых известному психологу американского происхождения Бурру Фредерику Скиннеру. Считается одним из главных авторов и исследователей в рамках бихевиористского течения Северной Америки.

Одним из основных объектов его изучения было человеческое поведение. В частности, он пытался объяснить, как он работает в ответ на различные стимулы, которые могут на него повлиять.

Через экспериментальные манипуляции и наблюдение за поведением животныхСкиннер изложил свои первые теории о роли подкрепления в поведении, создав из них принципы теории оперантного обусловливания.

Для Скиннера использование так называемых положительных и отрицательных подкреплений было жизненно важно изменить поведение как людей, так и животных; либо для усиления или усиления определенного поведения, либо для его подавления или устранения.

Наконец, Скиннер также породил серию эссе, окруженных некоторыми противоречиями, в которых он предложил использовать методы психологической модификации поведения с целью раскрытия информации. повысить качество общества и, таким образом, увеличить счастье людей, как своего рода социальная инженерия для счастья и благополучия мужчин и женщин.

Что такое теория армирования?

Теория подкрепления, разработанная Скиннером, также известная как оперантное или инструментальное обусловливание, пытается объяснить поведение человека в соответствии с окружающей средой или стимулами, которые ее окружают.

Используя экспериментальный метод, Скиннер приходит к выводу, что появление стимула вызывает у человека реакцию. Если эта реакция обусловлена ​​использованием положительных или отрицательных подкреплений, на указанную оперантную реакцию или поведение может быть оказано влияние, которое может быть усилено или подавлено.

Проще говоря, теория подкрепления подчеркивает, что человек с большей вероятностью будет повторять поведение, которое получает положительное подкрепление, а также с большей вероятностью повторяет поведение, связанное с отрицательными стимулами или подкреплением.

Какие бывают виды армирования?

Условные или подкрепляющие стимулы, как положительные, так и отрицательные, могут использоваться для исправления или изменения поведения человека. Эти Они очень полезны как в психологической терапии, так и в школьной среде., семья или даже работа.

Скиннер различал два типа подкреплений: положительные подкрепления и отрицательные подкрепления.

1. Положительные подкрепления

Положительные подкрепления - это все те последствия, которые появляются после поведения и которые человек считает удовлетворительными или полезными. С помощью этих положительных или удовлетворительных подкреплений цель состоит в том, чтобы увеличить скорость реакции человека, то есть увеличить вероятность выполнения или повторения действия.

Это означает, что положительно подкрепленные действия с большей вероятностью будут повторяться, поскольку за ними следуют награды, призы или награды, воспринимаемые как положительные лицом, выполняющим действие.

Очень важно отметить, что для того, чтобы эта ассоциация была эффективной, необходимо убедиться, что человек рассматривает позитивное подкрепление как таковое. То есть, это действительно привлекательно для вас.

То, что один человек может считать призом, не обязательно должно быть для другого. Например, ребенок, которому с трудом дают конфеты, может воспринимать их как более важную награду, чем тот, кто к ним привык. Следовательно, необходимо будет знать особенности и отличия человека чтобы иметь возможность указать, какой из стимулов будет идеальным и будет служить положительным подкреплением.

В свою очередь, эти положительные подкрепления можно разделить на следующие категории:

  • Первичные или внутренние подкрепления: это поведение, которое само по себе приносит удовлетворение. Например, ешьте, если вы голодны.
  • Вторичные арматуры: они возникают в процессе обучения и являются внешними по отношению к человеку. Они могут быть материальными, как деньги, или социальными, как признание.

3. Отрицательные подкрепления

Вопреки распространенному мнению, отрицательные подкрепления не состоят в наказании или отвращении к человеку; Если не наоборот. Использование отрицательных подкреплений направлено на повышение скорости реакции на это посредством устранение тех последствий, которые считает отрицательными.

Например, ребенок, который готовится к определенному тесту и получает хорошую оценку. В этом случае родители освобождают его от выполнения любых домашних дел или от любой деятельности, которая ему неприятна.

Как мы видим, в отличие от положительного подкрепления, в этом случае устраняется появление отрицательного или отталкивающего стимула для усиления определенного поведения. Однако их объединяет то, что стимулы также необходимо адаптировать к вкусам человека.

Программы подкрепления Скиннера

Как упоминалось в начале статьи, помимо теоретических рассуждений о человеческом поведении, Скиннер стремился претворить эти теории в жизнь.. Для этого он разработал серию конкретных программ подкрепления, наиболее известными из которых являются программы непрерывного подкрепления и периодического подкрепления (интервальное подкрепление и подкрепление разума).

1. Непрерывное армирование

В непрерывном армировании человека постоянно вознаграждают за действие или поведение. Главное преимущество - быстрое и эффективное объединение; однако, как только подкрепление снимается, поведение также быстро исчезает.

2. Прерывистое подкрепление

В этих случаях поведение человека усиливается только в определенных случаях. Эта программа, в свою очередь, подразделяется на две категории: интервальное усиление (фиксированное или переменное) или подкрепление по причине (фиксированное или переменное).

Критика теории Скиннера

Как и все области изучения и исследований, теория Скиннера не обходится без критики. Основные противники этих гипотез обвиняют Скиннера в том, что он не принимает во внимание обстоятельства, при которых происходит такое поведение, создавая таким образом теорию. слишком редукционист, когда полагается на экспериментальный метод. Однако эта критика воспроизводится путем привлечения внимания к тому факту, что экспериментальный метод пытается сосредоточить внимание не именно на человеке, а на контексте, происходящем в окружающей среде.

Подкрепление Теория мотивации направлена ​​на достижение желаемого уровня мотивации среди работников посредством подкрепления, наказания и вымирания. Подкрепляющий подход, который может быть как положительным, так и отрицательным, используется для усиления желаемого поведения. Наказание служит сдерживающим фактором для нежелательного поведения сотрудников. Вымирание относится к уменьшению вероятности нежелательного поведения.

Теория армирования

Поведение, вызывающее последствия, называется оперантным поведением, а теория подкрепления работает над отношениями между оперантным поведением и связанными с этим последствиями. Этот процесс называется условным определением, и изменение в поведении вызвано подкреплением, полученным после ответа.

Эта теория мотивации полностью фокусируется на том, что происходит с человеком, когда он / она предпринимает какие-то действия. Это никак не связано с внутренним состоянием человека, то есть внутренние чувства и побуждения человека игнорируются.

Позитивное подкрепление — Позитивное подкрепление объясняет, что, когда работник дает положительное и требуемое поведение, реакция на них должна быть положительной. Это стимулирует возникновение поведения. Вознаграждение работнику, который хорошо работает, усиливает его / ее желание работать лучше благодаря позитивным результатам.

Отрицательное подкрепление — Отрицательное подкрепление имеет место, когда определенные сдерживающие средства или препятствия устранены, и работник (-ы) реагирует на желаемое поведение после такого удаления. Например, сотрудник, который добирается на большие расстояния, завершает несколько проектов быстрее, чем хотелось бы; но когда менеджер говорит ему забрать проекты домой на пару дней и завершить их, это стимулирует его / ее работать так, как ожидается. Удаляя негативные стимулы, желаемое поведение усиливается.

Наказание — Наказание относится к наложению отрицательных последствий или устранению положительных последствий с целью предотвращения повторения нежелательных и неподходящих для поведения сотрудников. Следовательно, он может быть как положительным, так и отрицательным.

Вымирание — Вымирание относится к потере научного поведения путем удержания положительного подкрепления или вознаграждения, которое поощряло поведение.

Позитивное подкрепление — Позитивное подкрепление объясняет, что, когда работник дает положительное и требуемое поведение, реакция на них должна быть положительной. Это стимулирует возникновение поведения. Вознаграждение работнику, который хорошо работает, усиливает его / ее желание работать лучше благодаря позитивным результатам.

Отрицательное подкрепление — Отрицательное подкрепление имеет место, когда определенные сдерживающие средства или препятствия устранены, и работник (-ы) реагирует на желаемое поведение после такого удаления. Например, сотрудник, который добирается на большие расстояния, завершает несколько проектов быстрее, чем хотелось бы; но когда менеджер говорит ему забрать проекты домой на пару дней и завершить их, это стимулирует его / ее работать так, как ожидается. Удаляя негативные стимулы, желаемое поведение усиливается.

Наказание — Наказание относится к наложению отрицательных последствий или устранению положительных последствий с целью предотвращения повторения нежелательных и неподходящих для поведения сотрудников. Следовательно, он может быть как положительным, так и отрицательным.

Вымирание — Вымирание относится к потере научного поведения путем удержания положительного подкрепления или вознаграждения, которое поощряло поведение.

В заключение, теория подкрепления вращается вокруг основной идеи, что последствия влияют на поведение. Следствие, которое приносит вознаграждение, продвигает определенное поведение, а последствия, которые приводят к наказанию, уменьшают случаи поведения. Наконец, что не менее важно, последствия, которые не дают ни вознаграждения, ни наказания, положили конец поведению. Теория помогает руководителям выбрать правильный метод мотивации для мотивации своих сотрудников, исходя из сложившейся ситуации.

Эти подходы отражены в различныхтеориях мотивации. Каждая из этих методик может что-то предложить руководителям, а различные их элементы во многих отношениях дополняют друг друга. Руководителям следует уметь выявлять потребности, способности и цели работников, а также учитывать различия в предпочтениях вида поощрения.

Условно все теории мотивации можно разделить на содержательные и процессуальные. Содержательные теории фокусируются на внутренних потребностях индивида, которые дают импульс, направляют, поддерживают и прекращают данное поведение. Процессуальные теории дают описание и анализ того, как поведение получает импульс, направляется, поддерживается и прекращается.

Выделяют три основных вида трудовой мотивации:

  1. материальная;
  2. социальная (моральная);
  3. организационная (административная).

Материальная мотивация реализуется через систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам относятся оплата транспортных расходов, субсидии на питание, оплата расходов на образование, медицинское обслуживание, поездки туристического характера в выходные дни и вовремя отпуска, оплата расходов на страхование жизни работников и их иждивенцев, на страхование от несчастных случаев и т.п.

Социальная или моральная мотивация основана на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как определенного долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

Организационная (административная) мотивация опирается на закрепленное законом право администрации (работодателя) требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Основа этого вида мотивации — дисциплина труда, а ее результат — дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Таблица 1. Характеристика теорий трудовой мотивации

Haтaлья Федopова, кандидат экономических наук, пpoфеccор кафедры менеджмента Московского гуманитapного унивеpcитета (МocГУ)

Кажется очевидным думать, что если после выполнения определенного поведения мы получим вознаграждение или вознаграждение, гораздо более вероятно, что мы повторим это снова. После этого принципа, который может показаться столь очевидным, следует целый ряд гипотез и теорий, изучаемых и обсуждаемых на протяжении всей истории психологии.

Одним из основных сторонников этого подхода был Беррус Фредерик Скиннер, который в своей теории подкрепления пытался дать объяснение на функционирование человеческого поведения в ответ на определенные стимулы.

Кем был Б. Ф. Скиннер?

Психолог, философ, изобретатель и автор. Это лишь некоторые из профессий, приписываемых известному психологу американского происхождения Буррусу Фредерику Скиннеру. Он считается одним из основных авторов и исследователей в поведенческом потоке Северной Америки .

Одним из его основных объектов изучения было поведение человека. В частности, я хотел объяснить, как это работает в ответ на различные стимулы, которые могут влиять на него.

Через экспериментальные манипуляции и наблюдение за поведением животных Скиннер набросал свои первые теории о роли, которую подкрепление играет в поведении, создав из них принципы теории оперантного обусловливания.

Для Скиннера использование так называемых положительных и отрицательных подкреплений жизненно важно изменить поведение людей и животных; хорошо, чтобы усилить или усилить определенные формы поведения, или подавить или устранить их.

Точно так же Скиннер интересовался практическим применением его теорий; создание "запрограммированного образования" В этом типе учебного процесса студентам объясняют серию небольших информационных центров, которые они должны изучать последовательно, чтобы иметь возможность перейти в следующий информационный центр.

Наконец, Скиннер также породил серию очерков, окруженных определенной полемикой, в которой он предложил использовать психологические приемы модификации поведения с целью повысить качество общества и тем самым укрепить счастье людей , как вид социальной инженерии для счастья и благополучия мужчин и женщин.

Что такое теория подкрепления?

Теория подкрепления, разработанная Скиннером, также известная как оперантная обусловленность или инструментальная обусловленность, пытается объяснить поведение человека в соответствии с окружающей средой или стимулами, которые ее окружают.

С помощью экспериментального метода Скиннер приходит к выводу, что появление стимула вызывает реакцию у человека. Если этот ответ обусловлен с использованием положительных или отрицательных усилителей, на эту реакцию или оперантное поведение может быть оказано влияние, которое может быть усилено или подавлено.

Объясненная более просто, Теория подкрепления подчеркивает, что человек с большей вероятностью будет повторять поведение, которое положительно подкреплено, и будет с большей вероятностью повторять то, что связано с отрицательными стимулами или подкреплениями.

  • Может быть, вы заинтересованы: "Б. Ф. Скиннер: жизнь и работа радикального бихевиориста"

Какие виды армирования существуют?

Условные или усиливающие стимулы, как положительные, так и отрицательные, могут использоваться для исправления или изменения поведения человека. эти Они очень полезны как в психологической терапии, так и в школьной обстановке , семья или даже работа.

Скиннер различал два типа усилителей: положительные и отрицательные.

1. Положительные усилители

Положительными подкреплениями являются все те последствия, которые появляются после поведения и которые человек считает удовлетворительными или полезными. Посредством этих положительных или удовлетворительных подкреплений мы стремимся повысить степень реагирования человека, то есть увеличить вероятность выполнения или повторения действия.

Это означает, что действия, которые будут усилены, будут с большей вероятностью повторяться, так как вознаграждения, награды или награды, воспринимаемые как положительные, сопровождаются человеком, который выполняет действие.

Очень важно подчеркнуть, что для того, чтобы эта ассоциация была эффективной, необходимо убедиться, что человек рассматривает положительное подкрепление как таковое. То есть найти его действительно привлекательным.

То, что человек может считать призом, не обязательно должно быть для другого. Например, ребенок, которому едва дают конфеты, может воспринимать их как приз, более важный, чем тот, кто к ним привык. Таким образом, Надо будет знать особенности и отличия человека Итак, чтобы иметь возможность указать, что будет идеальным стимулом, который служит положительным подкреплением.

В свою очередь, эти положительные усилители можно классифицировать по следующим категориям:

  • Первичные или внутренние усилители Это поведение, которое само по себе вызывает удовлетворение. Например, есть, если вы голодны.
  • Вторичные усилители Они даны через обучение и являются внешними по отношению к человеку. Они могут быть материальными, как деньги или социальные, как признание.

3. Отрицательные усилители

Вопреки распространенному мнению, отрицательные подкрепления не заключаются в назначении наказания или отвращения к человеку; но наоборот. Использование отрицательных усилителей направлено на увеличение скорости отклика устранение тех последствий, которые оно считает негативными .

Например, ребенок, который учится на определенный тест и получает хорошую оценку. В этом случае родители освобождают его от выполнения какой-либо домашней работы или любой неприятной деятельности.

Как мы видим, в отличие от положительного подкрепления, в этом случае появление отрицательного или отвращающего стимула устраняется, так что определенное поведение усиливается. Однако их объединяет то, что стимулы также должны быть адаптированы к вкусам человека.

Программы подкрепления Скиннера

Как обсуждалось в начале статьи, помимо теоретизирования о поведении человека, Скиннер стремился воплотить эти теории в жизнь , Для этого он разработал серию конкретных программ армирования, наиболее выдающимися из которых являются программы непрерывного и прерывистого усиления (интервальное усиление и усиление по причине).

1. Непрерывное усиление

В непрерывном усилении человек постоянно вознагражден за действие или поведение , Основным преимуществом является то, что партнерство формируется быстро и эффективно; однако, как только подкрепление устранено, поведение также быстро исчезает.

2. Прерывистое усиление

В этих случаях в определенных случаях усиливается только поведение человека , Эта программа в свою очередь подразделяется на две категории: интервальное усиление (фиксированное или переменное) или коэффициентное усиление (фиксированное или переменное)

Критика теории Скиннера

Как и все области исследований и исследований, теория Скиннера не освобождается от критики. Основные недоброжелатели этих гипотез обвиняют Скиннера в том, что он не учел обстоятельства, при которых происходит поведение, создавая тем самым теорию слишком редукционистский, чтобы основываться на экспериментальном методе , Однако эта критика повторяется путем привлечения внимания к тому факту, что в экспериментальном методе речь идет о том, чтобы сосредоточить внимание не только на человеке, но и на контексте того, что происходит в окружающей среде.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мотивация - это готовность прилагать максимальные усилия для достижение организационных целей, которая обусловлена способностью этих усилий удовлетворять определенную индивидуальную потребность. Это определения вводит три ключевые понятия: усилие, организационные цели и индивидуальная потребность.

Принято различать 3 основные группы теории мотивации.

1. Содержательная теория мотивации( Мак Клеланда, Альдерфера, Герцберга)

2. Процессуальная (теория ожидания Врума, теория справедливости Адамса)

3. Теория подкрепления (вознаграждение постоянно различная):

Комплекс методов, с помощью которых на основе теории подкрепления менеджмент стремится к изменению поведения сотрудников, получил название регулирования поведения. Е. Торндайк предложил так называемый закон эффекта. Поведенческие реакции, следующие непосредственно за приятным переживанием закрепляются и с возрастающей вероятностью повторяются в аналогичных ситуациях. Если же реакции следуют за неприятными переживаниями, то они угасают и повторяются в аналогичных ситуациях с меньшей вероятностью. Халл развил идеи Торндайка, введя разграничение между направляющим и энергетическим аспектами поведения. Энергетика поведения связывалась им с различными физиологическими мотивами и потребностями, а направленность поведениям – с совместным эффектом мотивов и привычек. При этом под привычкой понималась связь между реакцией и специфическим стимулом.

В соответствии с теорией подкрепления мотивов привычка будет наиболее устойчивой, если: подкрепление происходит сразу же после реакции; имеется опыт многократного подкрепления; величина подкрепления достаточно велика. Исследования по модификации поведения показали, что подкрепление поведения поощрением более эффективно, чем попытки изменить поведение человека наказанием.

Б. Скиннер продемонстрировал, что поведение можно эффективно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных. Поведение зависит как от определенной последовательности и повторяемости подкрепления, так и от интенсивности и временной близости подкрепления с желательной реакцией. В этом и есть суть теории подкрепления, которая позволяет добиваться улучшения производственных показателей через модификацию поведения персонала. Внешне она выглядит как манипулирование личностью.

Существуют четыре основных приема подкрепленного научения:

1. Когда руководитель создает благоприятную обстановку, которая способствует повторению определенного поведения, он применяет положительное подкрепление.

2. Если высококвалифицированный работник занят однообразной и нетворческой работой, то менеджер может ему пообещать продвижение на более высокую и ответственную должность в случае улучшения им производственных показателей. Избегание проявляется в стремлении работника покинуть неприятную ему должность и перейти на новую.

3. Научение наказанием Распространенные наказания – лишение премии, перевод на низкооплачиваемую работу. Предполагается, что если работник заранее будет знать о негативных последствиях, связанных с наказанием, то он постарается соблюдать нормы и правила; Данный метод подвергается критике за то, что подвергающийся наказанию сотрудник не получает информации о том, как ему необходимо вести себя.

4. Угасание. Угасание предполагает полный отказ менеджмента от применения положительного вознаграждения. Таким образом, образец поведения, который демонстрируют работники, остается без подкрепления и, значит, что едва ли он будет повторяться.

Выделяют пять типов графиков подкрепления: одного – постоянного подкрепления и четыре – частичного.

Постоянное подкрепление. В случае если подкрепление носит постоянный характер, поощряться должно каждое проявление желательного поведения. Такой график в особенности эффективен на ранних стадиях обучения новым типам поведения, так как каждое усилие сотрудника сопровождается выгодным для него результатом. Частичное подкрепление. В реальной действительности подкрепление всех желательных образцов поведения сотрудника менеджером не представляется возможным. Поэтому проводится частичное подкрепление, если поощрение происходит лишь в определенных случаях. Выделяют четыре основных графика частичного подкрепления: с фиксированным интервалом, с фиксированным уровнем, с переменным интервалом и с переменным уровнем.

1 Подкрепление с фиксированным интервалом. Работник получает вознаграждение через определенные промежутки времени. Если он демонстрирует надлежащее поведение каждый день, то подкрепление может быть раз в неделю.




2 Подкрепление с фиксированным уровнем. Подкрепление проводится через определенное число проявлений желательного поведения. Большинство сдельных систем оплаты.

3 Подкрепление с переменным интервалом. Через разные непредвиденные для работника промежутки времени. Обход цехов директором завода, во время которых он лично благодарит наиболее исполнительных работников.

Основной целью регулирования поведения членов организации является формирование желательного для руководителей поведения членов организации.

Достижение этой цели осуществляется в несколько этапов.

1 Определение желательного поведения членов организации. Эта задача весьма проста для организаций и подразделений, цели которых достаточно устойчивы и неизменны, а деятельность представляет собой рутинный процесс.

2 Разработка критериев организационного поведения. Нужно определить, какие аспекты поведения членов организации следует считать положительными, а какие – отрицательными и в какой степени проявление этих аспектов скажется на достижении организацией своих целей.

3 Выявление нужных подкреплений для формирования желательных видов поведения у членов организации. Подкрепители делятся на первичные (материальные, условия работы, питание и т.д.) и вторичные (положительная оценка результатов деятельности, уважение, почитание, уступки, интересная работа и т.д.). При этом необходимо последовательно применять сначала первичные, а затем и вторичные подкрепители.

4 Определение степени воздействия подкрепителя на поведение членов организации, что достигается путем контроля и системой обратной связи. Руководителю важно быть уверенным в том, что изменение и закрепление нужного поведения произошло в результате воздействия данного подкрепления, а не из-за действия других причин или факторов, существующих в данной ситуации.

Оценка степени воздействия обычно позволяет выяснить, что: выбранное подкрепление действительно не просто изменяет поведение члена организации, оно способно сделать это поведение долговременным, закрепить его; выбранное подкрепление результативно; издержки на него компенсируются получаемыми результатами; выбранное подкрепление считается справедливым членами организации.

Подкрепления поведения основаны на вознаграждениях трех видов: прямых экономических, косвенных экономических и неденежных. Обычно применяют сочетание вознаграждений, а также практику предоставления и лишения вознаграждений. Теория и исследования подкрепления мотивов позволяют предложить следующие практические рекомендации по мотивированию работников в организациях:

1 Необходимо определить и детализировать то поведение, которое правильно и желательно на рабочем месте.

2 Правильное поведение требует регулярного подкрепления

3 Нежелательное или неправильное поведение целесообразно игнорировать, применяя наказания лишь при регулярном повторении.

4 Не следует допускать задержки в подкреплении правильного поведения.

5 Рекомендуется определить схему подкрепления и вид поощрения в соответствии с индивидуальными особенностями работника и текущей ситуацией.

6 Даже после появления устойчивого желаемого поведения существует необходимость его последующего регулярного подкрепления.




Читайте также: