Антиохийская православная церковь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Антиохи́йская Правосла́вная Це́рковь (официальное название в документах на арабском — Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей после Александрийского патриархата. Один из 4-х древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. Основана около 37 в Антиохии апостолами Петром и Павлом. С 451 — Патриархат.

Из Антиохийской Церкви вышли святые подвижники и поборники православия: свт. Иоанн Златоуст, родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; прп. Иоанн Дамаскин (ск. в 780); прп. Иларион Великий (ск. в 371; память — 21 октября) — основатель монашества в Палестине и многие другие.

Содержание

Антиохийская Церковь в I-нч. VII вв.

Основателями Антиохийской Церкви традиционно считаются Петр и Павел, о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, св. Иоанн Златоуст, блаж. Иероним, св. Лев I Великий). Вскоре после этого Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которое длилось вплоть до 324 года, когда император Константин Великий, открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке императора Лициния, объединив под своей властью всю империю. К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства. Это вызвало раскол, длившийся до 381.

В IV в. в Сирии появляется монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V веке возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или на столпе (см.Симеон Столпник ).

В конце V — начале VI Антиохийская Церковь была ослаблена несторианской и монофизитской смутами: в епархиях Междуречья и Персии возникает несторианский католикосат; в Армении — монофизитский Армянский; в Сирии, параллельно с православными, монофизиты также создают свою церковную структуру — так называемую Сиро-яковитскую церковь.

Антиохийская Церковь в VII—XVI веках.

Византийский период, продолжавшийся до 1084 г., стал эпохой возрождения Патриархата. Но в декабре 1084 г., в ходе внезапного удара, турки-сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI в. не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 г. в Восточном Средиземноморье появились крестоносцы. Патриарх Иоанн Оксита в 1100 г. был изгнан из Антиохии, а на его место поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на завоёванных территориях. Антиохийская кафедра вынуждена была находиться в эмиграции в Константинополе. Из эмиграции Патриарх возвратился в 1269. К 1291 г. крестоносцы утратили свои последние владения на Востоке. Однако христиане, составлявшие в XI в. едва ли не половину населения Сирии и Палестины, через 200 лет были почти полностью уничтожены, превратившись в небольшие группы местного населения.

В 1342, кафедра была перенесена в Дамаск, где пребывает по сие время.

Антиохийская Церковь в XVI—XIX в. в.

В 1517 Дамаск был захвачен Османской империей и Антиохийский Патриарх оказался под административным началом Константинопольского Патриарха. В Сирии Церковь была обложена множеством незаконных поборов, для скорейшей уплаты которых турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или Патриархов. В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям, в арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации. Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с Греческим восстанием 20-х годов XIX в., когда Антиохийскому Патриарху Серафиму едва удалось избежать казни.

В 1860 г. сирийских христиан постигла трагедия, когда в Дамаске в ходе резни и погрома была уничтожена значительная часть христианской общины города и разрушены все церкви.

С 1899 Антиохийские патриархи избираются не из греков, как до того, а из православных арабов.

Антиохийская Церковь в XX в.

По Лозаннскому договору 1923 г. часть территории Антиохийской Православной Церкви — Киликия, Эдесса (Урфа) и Мардин — оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Накануне начала Второй мировой войны французские власти передали Турции район Александретты, в котором находится Антиохия. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) ухудшила положение местного христианского населения.

В 1972 г. был принят ныне действующий Устав Антиохийской Православной Церкви.

До сих пор — одна из беднейших Церквей, хотя ныне имеет 22 епархии и около 400 храмов, в том числе в Америке. Богослужение совершается на греческом и арабском языках.

Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; также ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.

Предстоятель

Полный исторический титул Предстоятеля Антиохийской Церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока.

Greek Orthodox Patriarchate of Antioch B.P. 0009, Damascus, Syria

+963 11 43 14 00

+963 11 43 62 11

Современное устройство в Северной Америке

Первым православным епископом, хиротонисанным в Северной Америке, был Рафаил (в миру — Rafla Hawaweeny; 1860—1915) Бруклинский, рукоположенный в 1904 епископом Тихоном (будущим Московским патриархом) для окормления Сиро-арабской миссии. Епископ Рафаил прославлен в лике святых Синодом Американской Православной Церкви в марте 2000; в торжестве прославления в мае того же года принимали участие епископы Антиохийской Митрополии.

Со смертью епископа Рафаила 27 февраля 1915 и революцией в России, вызвавшей церковную смуту в Северной Америке, сиро-арабские члены православной Церкви в Северной Америке частью вошли в русскую Североамериканскую Митрополию, частью — в прямую юрисдикцию Антиохийского Патриархата.

24 июня 1975 митрополит Филипп (Салиба) антиохийской архиепархии Нью-Йорка и м-т Михаил (Шахин) антиохийской архиепархии Толедо (Огайо) подписали Статьи о воссоединении — документ, восстановивший административное единство среди антиохийских православных в США и Канаде; 19 августа 1975 Статьи были утверждены Синодом Антиохийского Патриархата.

Митрополии Антиохийского Патриархата в Северной Америке в октябре 2003 Синодом Антиохийской Церкви была даровано самоуправление (не автономия); викарные епископы митрополии были возведены на степень епархиальных.

В настоящее время имеет 7 архиереев и более чем 400 священнослужителей в 238 храмах в США и Канаде.

Антиохийская митрополия в США — член Постоянной Конференции канонических православных епископов в Америках (The Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the Americas) [1] .

Резиденция Митрополита — в штате Нью-Джерси:

Antiochian Orthodox Christian Archdiocese 358 Mountain Road PO Box 5238 Englewood, NJ 07631-5238

При патриархе имеется Священный Синод, который объединяет всех правящих архиереев и собирается, в соответствии с древними канонами, один раз в год - после Пасхи.

Каноническая территория Антиохийской Православной Церкви по данным официального сайта Баламандского университета на 2013 год
Каноническая территория Антиохийской Православной Церкви по данным официального сайта Баламандского университета на 2013 год

Епархии

Епархии Антиохийской Православной Церкви в Сирии, Ливане и Турции ок. нач. 2010-х гг. Красным обозначено расположение примечательных храмов. По данным официального сайта Баламандского университета.
Епархии Антиохийской Православной Церкви в Сирии, Ливане и Турции ок. нач. 2010-х гг. Красным обозначено расположение примечательных храмов. По данным официального сайта Баламандского университета.
См. также Епископат Антиохийской Православной Церкви

Сирия и Турция


  1. Дамасская (Антиохийская)
  2. Алеппская (Веррийская)
  3. Бострийская
  4. Латакийская (Лаодикийская)
  5. Хамаская (Епифанийская)
  6. Хомская (Эмесская)

Ливан

Остальная Азия

В рассеянии

Исторический очерк

По преданию, основана около 37 года апостолом Павлом и Варнавой в Антиохии [4].

Епископом этой Церкви был муж апостольский святой Игнатий Богоносец (+ II в.). Пресвитер Лукиан (+312) основал в Антиохии знаменитую Антиохийскую богословскую школу, которая способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие. Из Антиохийской Церкви вышли святые подвижники и защитники Православия: святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 780), богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания; преподобный Иларион Великий (+ ок. 371), основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков, и многие другие.

На I Вселенском соборе (в Никее, 325 г.) была подтверждена древняя традиция, в соответствии с которой епископ Антиохийский провозглашался главенствующим епископом своего округа. Тогда под юрисдикцией Антиохии находились: Сирия, Финикия, Палестина, Аравия, Киликия, Кипр, и Месопотамия.

После III Вселенского собора (в Эфесе, 431 г.) от нее откололись почти все восточные епархии, принявшие несторианство.

На IV Вселенском соборе (в Халкидоне, 451 г.) получила статус патриархата, причем Антиохийский патриарх получил преимущество чести после патриархов Рима и Константинополя. По решению этого же собора 58 ее епархий были переданы Иерусалимской православной церкви.

Осуждение монофизитства на IV Вселенском соборе привело к разделению Антиохийской православной церкви на две части: оставшихся верными православию и склонившихся к монофизитству. Сохранившие православие получили название мелькитов (от слова мельк - император, т.е. сторонников византийского императора), принявшие монофизитство - яковитов. Православные преобладали в в эллинизированных прибрежных городах, монофизиты в небольших городах и сельской местности внутренней Сирии. Свой отпечаток на развитие монофизитской смуты наложили противоречия существовавшие между греками и семитским населением Антиохийского патриархата. Контроль над патриаршей кафедрой переходил попеременно от мелькитов к яковитам, а с 550 г. Антиохийская церковь официально разделилась на две части: православную и яковитскую церковь (при этом яковиты по прежнему называют себя православными).

В период с 702 по 742 гг. антиохийский патриарший престол оказался вакантным, этим воспользовались монахи чтившие отшельника Марона своим покровителем, и образовали свой собственный маронитский патриархат Антиохии.

В 960 г. Византия вновь завоевала Сирию, после чего был восстановлен мелькитский патриархат, принявший византийскую обрядность и православный канон.

После завоевания крестоносцами Палестины и образования там их государств престол (с 1199) находился в эмиграции в Константинополе. Папистами же был создан Антиохийский латинский патриархат. После ликвидации в 1268 г. антиохийского королевства крестоносцев, завоеванного мамлюками, удалось восстановить православный патриархат, из эмиграции патриарх вернулся в 1269 году. из-за того, что город Антиохия был почти полностью разрушен, патриарший престол в 1342 или 1366 г. был перенесен в Дамаск, где находится и поныне. В 1517 году Дамаск был захвачен Османской империей и Антиохийский патриарх снова оказался под главенством Константинополя.

Новый раскол произошел в 1724 году, когда вновь избранный патриарх Кирилл VI признал главенство папы римского и стал униатом. Православный собор отстранил его от занимаемой должности и избрал нового патриарха, однако часть церкви окончательно откололась и приняла название Мелькитской греко-католической.

С 1724 по 1899 высшее духовенство патриархата избиралось из греков, однако впоследствии высшие духовные саны стали получать и арабы, в итоге возглавившие патриархат.

Предстоятели

  • св. ап. Петр (ок. 45 - ок. 53)
  • свт. Евод (ок. 53 - ок. 68)
  • сщмч. Игнатий I Богоносец (ок. 68 - ок. 107)
  • Ирон (после 107 - ок. 136)
  • Корнилий (ок. 137 - ок. 149) [6]
  • Ерос (ок. 150 - ок. 175)
  • свт. Феофил (ок. 176 - ок. 188) [7]
  • Максимин (ок. 190 - ?) [8]
  • свт. Серапион (до 202 - после 211) [9]
  • свт. Асклепиад (212 - 220)
  • Филит (Филет) (220 - 229/30)
  • Зевин (229/30 - 235/6)
  • сщмч. Вавила (238 - ок. 250) [10]
  • Фавий (251 - 253) [11]
  • сщмч. Димитриан (Димитрий) (ок. 253-256 - ок. 256-262)
  • Амфилохий (?) [12]
  • Павел Самосатский (ок. 260 - низложен в 268 (272)) [13]
  • свт. Домн I (ок. 268 - ок. 272) [14]
  • Тимей (274 - 283) [15]
  • Кирилл I (ок. 279/280 - 303) [16]
  • Тиранн (ок. 304 - ок. 314) [17]
  • Виталий I (ок. 314 - ок. 320) [18]
  • свт. Филогоний (ок. 320 - 324) [19]
  • свт. Евстафий (324/325 - 330) [20]
  • Павлин Тирский (6 месяцев в 330) [21]
  • Евлалий (331 - 332 или 332 - 333), управлял несколько месяцев
  • Евфроний (332 - 333)
  • Флакилл (Плакент) (333 - 342) [22]
  • Стефан I (342 - лето 344) [23]
  • Леонтий (344 - 357) [24]
  • Евдоксий (358 - сентябрь 359), арианин
  • Аниан (Ананий) (сентябрь 359)

Раскол - 360-392

  • свт. Мелетий I (кон. 360 - 381, с перерывами)
  • Евзоий (360/361 - 376), арианин
  • Павлин (362 - 388)
  • Виталий II (375 - ?)
  • Дорофей (376 - 381 ?), преемник Евзоия

Первая Византийская эра - 395-637

  • свт. Флавиан I (кон. 381 – сентябрь 404), преемник Мелетия
  • Евагрий (388 - 392/393), преемник Павлина
  • свт. Порфирий (404 - 414)
  • Александр I (414 - 424) [25]
  • Феодот (424 - 428) [26]
  • свт. Иоанн I (428 - 441/442)
  • Домн II (Домнин I) (441/442 - 450)
  • Максим (451 - 455) [27]
  • Василий I (ок. 457 - 458)
  • Акакий (458 - 459) [28]
  • Мартирий (ок. 459 - ок. 470) [29]
  • Петр II Кнафей (ок. 469 - 471), монофизит
  • Юлиан (471 - 475) [30]
  • Петр II Кнафей (475 - 476), второй раз
  • Иоанн II Кодонат (кон. 476 - нач. 477), монофизит
  • Стефан II (весна 477 - 479) [31]
  • Иоанн II Кодонат (около 480-481), повторно
  • Каландион (ок. 481 - 484)
  • Петр II Кнафей (485 - 489), третий раз
  • Иоанн III (?)
  • Палладий (490 - 498) [32]
  • свт. Флавиан II (498 - осень 512) [33]
  • Севир, монофизит (18 ноября 512 - 29 сентября 518) [34]
  • Павел II (лето 519 - весна 521) [35]
  • Евфрасий (весна 521 - 26 мая 526)
  • свт. Ефрем IV или V (527 - 545)
  • Сергий Телльский, монофизит (550-е)
  • Домн III (Домнин II) (545 - 559) [36]
  • свт. Анастасий I Синаит (559 - 570)
  • свт. Григорий I (570 - 593)
  • свт. Анастасий I Синаит (25 марта 593 - 598), повторно
  • сщмч. Анастасий II Синаит (нач. 599 - сентябрь 609)
    • вдовство кафедры, ок. 30 лет

    Эра (с 661 – Омеядского) Халифата - 637-750

    • Македоний (ок. 639/640 - после 649) в Константинополе [38]
    • Георгий I (? - ок. 655) в Константинополе [39]
    • Макарий I (ок. 655 - 8 марта. 5 апреля 681) в Константинополе
    • Феофан (31 марта 681 - ?) в Константинополе [40]
    • Фома (? - ок. 685) в Константинополе
    • Севастиан (?) [41]
    • Георгий II (ок. 695 - ок. 702) [42]
    • Александр II (?) [43]

    Эра Аббасидского Халифата - 750-969

    • Феодор I (751 - ок. 773)
    • Феодорит (ок. 777 - ок. 794)
      • вдовство кафедры до 813 [46]
      • вдовство кафедры до 953

      Вторая Византийская эра - 969-1084

      • Феодор II (23 января 970 - 29 мая 976)
      • Агапий II (22 января 978 - сентябрь 996)
      • Иоанн III Полит (4 октября 996 - июль 1021)
      • Николай II (17 февраля 1025 - 7 ноября 1030)
      • Илия II (1 апреля 1032 - 8 сентября 1033)
      • Феодор III (Ласкарис) (3 марта 1034 - 24 сентября 1042)
      • Василий II (1042 - 1052)
      • Петр III (после июня 1052 - после августа 1056)
      • Иоанн (Дионисий) (1056 - до 15 августа 1057)
      • Феодосий III (Хрисоверг) (до 30 августа 1057 - после 1059)
      • Емилиан (до 1074 - 1079/80)

      Сельджукская эра - 1084-1098

      • Никифор Мавр (1079/1080 - ?) [48]
      • Иоанн V (IV) Оксит (ок. 1088/1089 - октябрь 1100)
      • Феодосий IV ?
      • Аристарх ?
      • Иоанн VI (V) Аплухир (1106 - после 1134)
      • Лука (1137/38 - 1156)
      • Сотирих Пантевген (1156 - 1 мая 1157)
      • Афанасий I Манасси (1157 - 22 июня 1171)
      • Илия III ? (1182 - 1184)
      • Христофор II (?) [49]
      • Феодор IV Вальсамон 1185-ок. 1203[50]
      • Иоаким (I) ? [51]
      • Дорофей (Иерофей) ? [52]
      • Симеон II ибн Абу Шаиб 1206-ок. 1240[53]
      • Давид (после 1240 - после 1247)
      • Евфимий I (до 1258 - ок. 1277)

      Османская эра - 1517-1922

      • Михаил V ибн аль-Маварди (до 1523/1524 - после июля 1529)
      • Дорофей III (1529/1530 - 1530/1531)
      • Иоаким III (1530/1531 - до ноября 1534) [71]
      • Михаил VI Саббаг (до 10 ноября 1534 - 1542/1543) [72]
      • Иоаким IV ибн Джума (ок. 1543 - 20 января 1576) [73]
      • Макарий II ибн Хилал (ок. 1543 - ок. 1550)
      • Михаил VII (до 17 июня 1576 - ок. 1583)
      • Иоаким V (Дау) (25 мая 1581 - 7 октября 1592)
      • Иоаким VI ибн Зияде (1593 - 1604)
      • Дорофей IV ибн аль-Ахмар (1604 - 1611)
      • Афанасий II (Даббас) (1612 - февраль/март 1619)
      • Игнатий III (Атыйя) (2 мая 1619 - кон. 1633/нач. 1634) [74]
      • Кирилл IV (Даббас) (2 мая 1619 - 1627)
      • Евфимий II (Карма) (1 мая 1634 - декабрь 1634)
      • Евфимий III (декабрь 1634 - 11 ноября 1647)
      • Макарий III (аз-Заим) (12 декабря 1647 - 12 июня (?) 1672)
      • Кирилл V (аз-Заим) (2 июля 1672 - 6 января (?) 1720)
        • Неофит Хиосец (ноябрь 1672 - 1681/1682 [75])
        • Афанасий III Даббас (25 июня 1685 или 1686 - октябрь 1694)
        • Кирилл VI Танос (1724 - ?)

        Соверменная эра - с 1922

        • Григорий IV (Хаддад) (5 июля 1906 - 1928)
          • Арсений II (1928 - 1933), антипатриарх
          • Епифаний (1935), анипатриарх, наследник Арсения, воссоединился с Синодом
          • Савва (Эсбер) (7 - 17 декабря 2012) местоблюститель, митр. Бострийский

          Статистика

          • 1999 - 750 тыс. членов [76]
          • не позднее 1 января 2006 - 4320 тыс. членов (2500 тыс. в Южной Америке, 1250 тыс. на Ближнем Востоке, 450 тыс. в Северной Америке, 80 тыс. в остальной Азии, 40 тыс. в Европе); 28 архиереев; 408 священников; 22 епархии; 496 приходов [2]

          Учебные заведения

          Ставропигии

          • Баламандский Успенский монастырь (мужской)
          • Маалюлинский Феклинский монастырь (женский)
          • Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь (женский)
          • Сейднайский Георгиевский монастырь (мужской)
          • Хумайрский Георгиевский монастырь (мужской)
          • Шуэйрский Ильинский монастырь (мужской)

          Литература

          • Народы и религии мира. Энциклопедия, М.: Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1999, 681.

          Использованные материалы

          [4] По другим источникам, основателем Антиохийской Церкви считается апостол Петр.

          [6] по иным данным – с 127 по 151 гг.

          [7] по иным данным – с 169 года

          [8] по иным данным – с 188 по 192 гг.

          [9] по иным данным – с 192 по 212 гг.

          [10] по иным данным – с 240 по 252 гг.

          [11] по иным данным – с 252 по 255 гг.

          [12] по иным данным – с 262 по 266 гг.

          [13] по иным данным – с 267 по 270 гг.

          [14] по иным данным – с 270 по 273 гг.

          [15] по иным данным – Тимофей, с 273 по 277 гг.

          [16] по иным данным – с 277 по 279 гг.

          [17] по иным данным – с 299 по 308 гг.

          [18] по иным данным – с 308 по 314 гг.

          [19] по иным данным – с 314 года; в некоторых списках между Филогонием и Евстафием под 324 годом упомянут Роман

          [20] по иным данным – до 332 года

          [21] по иным данным - Павел I, в 324 и 332 гг.

          [22] по иным данным – с 334 по 341 гг.

          [23] по иным данным – с 341 по 345 гг.

          [24] по иным данным – с 345 по 358 гг.

          [25] по иным данным – с 408 по 418 гг.

          [26] по иным данным – с 418 по 427 гг.

          [27] по иным данным – с 450 по 456 гг.

          [28] по иным данным – с 459 по 461 гг.

          [29] по иным данным – с 461 по 465 гг.

          [30] по иным данным – с 466 по 474 гг.

          [31] по иным данным – с 490 по 493, после него также указывается Стефан III, на кафедре с 493 по 495 гг.

          [32] по иным данным – с 497 по 505 гг.

          [33] по иным данным – с 505 по 513 гг.

          [34] по иным данным – с 513 года

          [35] по иным данным – Павел III, с 518 года

          [36] по иным данным – с 546 по 561.

          [37] по иным данным – с 610 по 620.

          [38] по иным данным – также был на кафедре с 620 по 628 гг.

          [39] по иным данным – с 649 по 656 гг.

          [40] по иным данным – до 687 года

          [41] по иным данным – с 687 по 690 гг.

          [42] по иным данным – с 690 по 695 гг.

          [43] по иным данным – с 695 по 702 гг.

          [44] по иным данным – Стефан IV, до 748 года

          [45] по иным данным – с 748 по 757 гг.

          [46] по иным данным – упоминается Иоанн IV, с 797 по 810

          [47] по иным данным – c 810 по 826

          [48] по иным данным - c 1084 по 1090

          [49] по иным данным – с 1184 по 1185 гг.

          [50] по иным данным – до 1199 года

          [51] по иным данным – с 1199 по 1219 гг.

          [52] по иным данным – с 1219 по 1245 гг.

          [53] по иным данным – с 1245 по 1260 гг.

          [54] по иным данным – Феодосий IV, с 1269 по 1276. После него упоминается и другой Феодосий – Феодосий V, с 1276 по 1285

          [55] по иным данным – с 1293 по 1308 гг.

          [56] по иным данным – с 1308 по 1342 гг.

          [57] по иным данным – с 1342 по 1353 гг.

          [58] по иным данным – с 1386 по 1393 гг.

          [59] по иным данным – Михаил II, с 1353 по 1369 гг.

          [60] по иным данным – с 1393 по 1401 гг.

          [61] по иным данным – Михаил III, с 1401 по 1410 гг.

          [62] по иным данным – с 1410 по 1411 гг.

          [63] по иным данным – Иоаким II, с 1411 по 1426 гг.

          [64] по иным данным – до 1436 года

          [65] по иным данным – Дорофей II или III, с 1436 по 1454 гг.

          [66] по иным данным – Михаил IV, с 1454 по 1462 гг.

          [67] по иным данным – с 1462 по 1476 гг.

          [68] по иным данным – Иоаким III, с 1476 по 1493 гг.

          [69] по иным данным – c 1493 по 1511 гг.

          [70] по иным данным – Дорофей III или IV, с 1511 по 1524 гг.

          [71] по иным данным – Иоаким IV, с 1524 по 1555 год.

          [72] по иным данным – Михаил V, с 1555 по 1567 год.

          [73] по иным данным – Иоахим V, с 1567 по 1585 год.

          [74] по иным данным – с 1614 по 1628 год.

          [75] по иным данным – с 1688 по 1700 гг.

          Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

          Антиохи́йская правосла́вная Це́рковь (официальное название в документах на арабском в переводе на русский язык Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока, араб. بطريركية أنطاكية وسائر المشرق للروم الأرثوذك ‎‎) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Один из четырёх древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. По преданию, основана около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом. С 451 года — Патриархат.

          Из Антиохийской церкви вышли святые подвижники и поборники православия: святитель Иоанн Златоуст, родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; преподобный Иоанн Дамаскин (ск. в 780 году); преподобный Иларион Великий (ск. в 371 году; память — 21 октября) — основатель монашества в Палестине и многие другие.

          Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; также ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.

          Полный исторический титул предстоятеля Антиохийской церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Месопотамии и всего Востока.

          Содержание

          История

          Начальный период. I — V века

          Основателями Антиохийской церкви традиционно считаются Петр и Павел, о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, св. Иоанн Златоуст, Блаженный Иероним, св. Лев I Великий). Вскоре после этого Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которое длилось вплоть до 324 года, когда император Константин Великий, открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке императора Лициния, объединив под своей властью всю империю. К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства. Это вызвало раскол, длившийся до 381 года.

          В IV веке в Сирии появляется монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V веке возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или на столпе (см. Симеон Столпник).

          Период христологических разделений. V — VII века

          Антиохийской патриархат и Сирия в целом, были наиболее беспокойной областью Византии, где в начале V века начались христологические смуты. Невзирая на то, что Антиохийская богословская школа была основоположницей диофизитской христологии, в Сирии была сильна и партия сторонников миафизитского богословия Кирилла Александрийского. С фактическим разгромом несториан в Византии, после Халкидонского собора христологическое противоборство происходит уже между сторонниками и противниками этого собора. После изгнания с кафедры императором Юстином I миафизитского патриарха Севира Антиохийского 512—518 годы и практически полного уничтожения не признающего Халкидонского собора епископата, признаваемая государством Антиохийская церковь окончательно становится диофизитсткой. Тем не менее, очень скоро, миафизиты воссоздают свою церковную структуру, чем дают начало параллельному патриархату, который после окончательного этно-конфессионального разделения в империи становится Сирийской православной церковью. Но до того, как халкидонитский патриархат Антиохии стал чисто греческим, а нехалкидонитский чисто сирийским, не прекращались попытки поиска преодоления разделений. В начале VI века император Ираклий, имея твердое намерение объединить Вселенскую церковь посадил на все ведущие кафедры патриархов миафизитов и предложил в виде компромиссной доктрины учение монофелитства. Однако, это начинание не прижилось и патриархаты снова разделились.

          Под властью арабов. VII—XVI века

          Сельджуки и крестоносцы. XI—XVI века

          В декабре 1084 года, в ходе внезапного удара, турки-сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI века не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 году в Восточном Средиземноморье появились крестоносцы. Патриарх Иоанн Оксита в 1100 году был изгнан из Антиохии, а на его место поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на завоёванных территориях. Антиохийская кафедра вынуждена была находиться в эмиграции в Константинополе. Из эмиграции Патриарх возвратился в 1269 году. К 1291 году крестоносцы утратили свои последние владения на Востоке. Однако христиане, составлявшие в XI веке едва ли не половину населения Сирии и Палестины, через 200 лет были почти полностью уничтожены, превратившись в небольшие группы местного населения.

          В 1342 году кафедра была перенесена в Дамаск, где пребывает по сие время.

          Под властью Османской империи. XVI—XIX века

          В 1517 году Дамаск был захвачен Османской империей, и Антиохийский Патриарх оказался под административным началом Константинопольского Патриарха. В Сирии Церковь была обложена специальным налогом для немусульман, для скорейшего уплаты которого турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или Патриархов. В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям, в арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации. Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с Греческим восстанием 1820-х годов, когда Антиохийскому Патриарху Серафиму едва удалось избежать казни.

          В 1860 году сирийских христиан постигла трагедия, когда в Дамаске в ходе резни и погрома была уничтожена значительная часть христианской общины города и разрушены все церкви.

          В 1898 году российская дипломатия, при активном участии Императорского Православного Палестинского общества, сумела добиться избрания араба-сирийца на патриарший престол, с последующим вытеснением греков из иерархии. [1] В апреле 1899 года был избран первый патриарх-араб Мелетий Думани. [2] Практика избрания Антиохийского патриарха из православных арабов с тех пор сохраняется.

          Новейшая история

          С 1908 года патриархия ежегодно получала по 30 тысяч руб из личных средств российского императора (Николая II) [3] . В 1913 году Антиохийский патриарх Григорий IV совершил официальный визит в Россию, где принял участие в торжествах 300-летия Дома Романовых и многих богослужениях в ряде городов империи.

          По Лозаннскому договору 1923 года часть территории Антиохийской православной церкви — Киликия, Шанлыурфа и Мардин — оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Накануне начала Второй мировой войны французские власти передали Турции район Александретты, в котором находится Антиохия. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) ухудшила положение местного христианского населения.

          В 1972 году был принят ныне действующий Устав Антиохийской православной церкви.

          Современное состояние

          Численность приверженцев Антиохийской православной церкви в настоящее время составляет 2 миллиона человек, из них 1 миллион в Сирии (5 % населения) и 400 тысяч в Ливане (10 %). Сотни тысяч прихожан проживают в США и других западных странах. Богослужение совершается на греческом и арабском языках (в некоторых церквах в США - на английском).

          После смерти 5 декабря 2012 года Игнатия IV патриарший престол вакантен. 7 декабря, Митрополит Саба Эсбер был назначен Патриарший местоблюститель до избрания нового патриарха.

          Современное устройство в Северной Америке

          Первым православным епископом, хиротонисанным в Северной Америке, был Рафаил (в миру — Rafla Hawaweeny; 1860—1915) Бруклинский, рукоположённый в 1904 году епископом Тихоном (Белавиным) для окормления Сиро-арабской миссии. Епископ Рафаил прославлен в лике святых Синодом Американской Православной Церкви в марте 2000 года; в торжестве прославления в мае того же года принимали участие епископы Антиохийской Митрополии.

          Со смертью епископа Рафаила 27 февраля 1915 года и революцией в России, вызвавшей церковную смуту в Северной Америке, сиро-арабские члены православной Церкви в Северной Америке частью вошли в русскую Североамериканскую Митрополию, частью — в прямую юрисдикцию Антиохийского Патриархата.

          24 июня 1975 года митрополит Филипп (Салиба) антиохийской архиепархии Нью-Йорка и митрополит Михаил (Шахин) антиохийской архиепархии Толедо (Огайо) подписали Статьи о воссоединении — документ, восстановивший административное единство среди антиохийских православных в США и Канаде; 19 августа 1975 года Статьи были утверждены Синодом Антиохийского Патриархата.

          Митрополии Антиохийского Патриархата в Северной Америке в октябре 2003 года Синодом Антиохийской Церкви была даровано самоуправление (не автономия); викарные епископы митрополии были возведены на степень епархиальных.

          В настоящее время имеет 7 архиереев и более чем 400 священнослужителей в 238 храмах в США и Канаде.

          В начале XXI века наблюдается тенденция перехода целых протестантских общин в состав викариата западного обряда Антиохийской церкви. В настоящее время насчитывается несколько десятков храмов, перешедших от англиканства, харизматов и др.

          Антиохийская митрополия в США — член Постоянной Конференции канонических православных епископов в Америках (The Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the Americas). [4]

          Антиохи́йская Правосла́вная Це́рковь (официальное название в документах на арабском — Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей после Александрийского патриархата. Один из 4-х древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. Основана около 37 в Антиохии апостолами Петром и Павлом. С 451 — Патриархат.

          Из Антиохийской Церкви вышли святые подвижники и поборники православия: свт. Иоанн Златоуст, родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; прп. Иоанн Дамаскин (ск. в 780); прп. Иларион Великий (ск. в 371; память — 21 октября) — основатель монашества в Палестине и многие другие.

          Содержание

          Антиохийская Церковь в I-нч. VII вв.

          Основателями Антиохийской Церкви традиционно считаются Петр и Павел, о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, св. Иоанн Златоуст, блаж. Иероним, св. Лев I Великий). Вскоре после этого Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которое длилось вплоть до 324 года, когда император Константин Великий, открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке императора Лициния, объединив под своей властью всю империю. К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства. Это вызвало раскол, длившийся до 381.

          В IV в. в Сирии появляется монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V веке возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или на столпе (см.Симеон Столпник ).

          В конце V — начале VI Антиохийская Церковь была ослаблена несторианской и монофизитской смутами: в епархиях Междуречья и Персии возникает несторианский католикосат; в Армении — монофизитский Армянский; в Сирии, параллельно с православными, монофизиты также создают свою церковную структуру — так называемую Сиро-яковитскую церковь.

          Антиохийская Церковь в VII—XVI веках.

          Византийский период, продолжавшийся до 1084 г., стал эпохой возрождения Патриархата. Но в декабре 1084 г., в ходе внезапного удара, турки-сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI в. не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 г. в Восточном Средиземноморье появились крестоносцы. Патриарх Иоанн Оксита в 1100 г. был изгнан из Антиохии, а на его место поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на завоёванных территориях. Антиохийская кафедра вынуждена была находиться в эмиграции в Константинополе. Из эмиграции Патриарх возвратился в 1269. К 1291 г. крестоносцы утратили свои последние владения на Востоке. Однако христиане, составлявшие в XI в. едва ли не половину населения Сирии и Палестины, через 200 лет были почти полностью уничтожены, превратившись в небольшие группы местного населения.

          В 1342, кафедра была перенесена в Дамаск, где пребывает по сие время.

          Антиохийская Церковь в XVI—XIX в. в.

          В 1517 Дамаск был захвачен Османской империей и Антиохийский Патриарх оказался под административным началом Константинопольского Патриарха. В Сирии Церковь была обложена множеством незаконных поборов, для скорейшей уплаты которых турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или Патриархов. В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям, в арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации. Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с Греческим восстанием 20-х годов XIX в., когда Антиохийскому Патриарху Серафиму едва удалось избежать казни.

          В 1860 г. сирийских христиан постигла трагедия, когда в Дамаске в ходе резни и погрома была уничтожена значительная часть христианской общины города и разрушены все церкви.

          С 1899 Антиохийские патриархи избираются не из греков, как до того, а из православных арабов.

          Антиохийская Церковь в XX в.

          По Лозаннскому договору 1923 г. часть территории Антиохийской Православной Церкви — Киликия, Эдесса (Урфа) и Мардин — оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Накануне начала Второй мировой войны французские власти передали Турции район Александретты, в котором находится Антиохия. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) ухудшила положение местного христианского населения.

          В 1972 г. был принят ныне действующий Устав Антиохийской Православной Церкви.

          До сих пор — одна из беднейших Церквей, хотя ныне имеет 22 епархии и около 400 храмов, в том числе в Америке. Богослужение совершается на греческом и арабском языках.

          Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; также ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.

          Предстоятель

          Полный исторический титул Предстоятеля Антиохийской Церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока.

          Greek Orthodox Patriarchate of Antioch B.P. 0009, Damascus, Syria

          +963 11 43 14 00

          +963 11 43 62 11

          Современное устройство в Северной Америке

          Первым православным епископом, хиротонисанным в Северной Америке, был Рафаил (в миру — Rafla Hawaweeny; 1860—1915) Бруклинский, рукоположенный в 1904 епископом Тихоном (будущим Московским патриархом) для окормления Сиро-арабской миссии. Епископ Рафаил прославлен в лике святых Синодом Американской Православной Церкви в марте 2000; в торжестве прославления в мае того же года принимали участие епископы Антиохийской Митрополии.

          Со смертью епископа Рафаила 27 февраля 1915 и революцией в России, вызвавшей церковную смуту в Северной Америке, сиро-арабские члены православной Церкви в Северной Америке частью вошли в русскую Североамериканскую Митрополию, частью — в прямую юрисдикцию Антиохийского Патриархата.

          24 июня 1975 митрополит Филипп (Салиба) антиохийской архиепархии Нью-Йорка и м-т Михаил (Шахин) антиохийской архиепархии Толедо (Огайо) подписали Статьи о воссоединении — документ, восстановивший административное единство среди антиохийских православных в США и Канаде; 19 августа 1975 Статьи были утверждены Синодом Антиохийского Патриархата.

          Митрополии Антиохийского Патриархата в Северной Америке в октябре 2003 Синодом Антиохийской Церкви была даровано самоуправление (не автономия); викарные епископы митрополии были возведены на степень епархиальных.

          В настоящее время имеет 7 архиереев и более чем 400 священнослужителей в 238 храмах в США и Канаде.

          Антиохийская митрополия в США — член Постоянной Конференции канонических православных епископов в Америках (The Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the Americas) [1] .

          Резиденция Митрополита — в штате Нью-Джерси:

          Antiochian Orthodox Christian Archdiocese 358 Mountain Road PO Box 5238 Englewood, NJ 07631-5238

          Читайте также: