Антимонопольное законодательство китая кратко

Обновлено: 02.07.2024

Китай представил новые антимонопольные правила, которые могут затронуть крупнейшие онлайн-сервисы страны. Власти намерены бороться с ценовыми сговорами и применением алгоритмов для манипулирования рынком

Правила подразумевают запрет на принуждение продавцов к обязательному выбору между крупнейшими игроками китайского онлайн-рынка, которое давно превратилось в постоянную практику, пишет Reuters. Регулятор также указал, что помешает компаниям вступать в ценовой сговор или применять данные и алгоритмы для манипулирования рынком.

Миллиардеры, которым Трамп не помеха: на чем разбогатели новички китайского рейтинга Forbes

Миллиардеры, которым Трамп не помеха: на чем разбогатели новички китайского рейтинга Forbes

Адиль Каукенов, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), Астана, специально для Vласти

Антимонопольные органы: структура и функции

В Китае функции антимонопольного регулирования разделяются между тремя структурами. Так, Министерство коммерции (MOFCOM) специализируется на контроле слияний и поглощений, Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) занимается вопросами ценового регулирования, Государственная администрация промышленности и торговли (SAIC) специализируется рассмотрении дел, не связанных с ценами.

Кроме того, в Китае действует Антимонопольная комиссия, действующая под патронажем Госсовета (правительство КНР), которая вырабатывает общую линию антимонопольной политики, а также координирует работу трех вышеназванных структур.

Контроль слияний

С февраля 2012 года Министерство коммерции активизировало применение санкций к сторонам, уклоняющимся от уведомления о планирующихся слияниях. Согласно новым правилам, если о нарушениях сообщает третья сторона, то MOFCOM имеет право наложить на нарушителей штраф в 500 тысяч юаней (около $80 400) и вернуть стороны в статус, существовавший до слияния.

Также летом 2012 года была доработана форма уведомления о слиянии. Ее отличает более комплексный характер, в частности, стороны должны предоставлять все свои внутренние анализы и исследования относительно возможных преимуществ от сделки.

Кроме того, в прошлом году Министерство коммерции, в целях повышения прозрачности работы по слияниям, опубликовало отчет о всех сделках, заключенных с 2008 года (всего 458 дел) и объявило о том, что теперь подобные документы будут появляться ежеквартально. Для сравнения, Федеральная торговая комиссия и антимонопольный отдел Министерства юстиции США публикуют такие материалы один раз в год. Из рассмотренных в 2012 году 201 уведомления 55% касались приобретения акций и 36% - создания СП. Кроме того, 65% составляли горизонтальные соглашения и около 35% - вертикальные. Более половины сделок относились к сферам производства и сырьевым секторам, хотя отмечается рост в сфере услуг, розничной торговли и высоких технологий.

Когда власти ставят условия?

В 2012 году MOFCOM сделал условия по созданию совместных предприятий более четкими. Были введены условия по вертикальным соглашениям между покупателями и продавцами, а также по горизонтальным сделкам – между конкурентами. Были прописаны правила поведения на рынке, включая отсутствовавший ранее запрет на дискриминацию. К примеру, в прошлом году по сделке между Google и Motorola Китай ввел более жесткие условия, чем в США и ЕС (также более жесткий порядок, чем в Штатах и Европе был оговорен по сделкам между Western Digital и Hitachi в 2012 году и между Seagate и Samsung в 2011 году).

Более суровые условия по слияниям MOFCOM объясняет существованием ряда независимых факторов, которые, согласно анализу министерства, несли возможные риски для китайских рынков, производителей и потребителей.

Процедурные вопросы

Среди особенностей китайского антитраста стоит отметить более длительные сроки рассмотрения сделок по слияниям, чем это принято в других лидирующих экономиках мира. Это может быть связано отчасти с тем, что США и ЕС имеют двухфазные системы рассмотрения, в то время как в Китае действует трехфазная система (30, 90 и 60 дней, соответственно).

Кроме того, есть мнение, что неторопливость MOFCOM в рассмотрении сделок может быть связана с ограниченностью со стороны кадрового обеспечения и с задержками, возникающими при необходимости координации их рассмотрения с другими профильными органами и министерствами. Стоит отметить, что в 2013 году, MOFCOM была установлена приоритетность в создании новой системы надзора за слияниями, что бы сократить временной интервал рассмотрения более простых операций.

Также в недостаток китайским антимонопольщикам ставится отказ от пояснений по многим важным решениям. В США и Европе, антимонопольные органы часто публикуют свои разъяснения о предполагаемых сделках и их влиянии на состояние конкуренции на тех или иных рынках, в виде, например, пресс-релизов, выступлений, заявлений. Механизм принятия решений Министерством коммерции, однако, остается менее прозрачным. Например, в нескольких случаях (Wal-Mart/Yihaodian и ARM-G/D-Gemalto), MOFCOM не представил анализ рынка или конкурентной среды, а в сделке Google/Motorola, Минкоммерции ввело условия без подробных объяснений, несмотря на то, что антимонопольные органы США и ЕС одобрили сделку без каких-либо условий.

Решения и разрешения

В прошлом году в Китае произошли довольно значимые слияния. Вот, к примеру, самые интересные из них. В мае крупнейшая в мире интернет-компания Google завершила сделку по покупке китайского производителя мобильной электроники Motorola Mobility. По условиям сделки Google приобрела Motorola Mobility за $12,5 млрд, выплатив акционерам компании по $40 за каждую ценную бумагу, которой они владеют. В результате сделки Google стал обладателем около 24 тыс. запатентованных продуктов и технологий.

В марте 2012 года корпорация Western Digital сообщила о том, что она завершила приобретение компании Viviti Technologies Ltd (в прошлом, Hitachi Global Storage Technologies). Сделка была оплачена денежными средствами на сумму $3,9 млрд и 25 млн обыкновенных акций WD, ориентировочная стоимость которых составляет $0,9 млрд.

Правоприменение новых мер

Помимо контроля слияний, в 2012 году наблюдались изменения в ценовом неценовом секторах антимонопольного регулирования, особенно после того, как в 2011 году Китай разработал новые правила о монополистических соглашениях и злоупотреблении доминирующим положением. В частности, китайские власти продемонстрировали готовность налагать значительные штрафы на нарушителей. К примеру, на сумму в 353 млн юаней ($56,8 млн) были оштрафованы южнокорейские корпорации LG и Samsung, а также четыре тайваньские компании за ценовой сговор в сделках по продаже экранов. В феврале 2012 года NDRC наложил штраф в 10,12 млн юаней ($1,6 млн) на китайские химические компании за организацию ценового картеля, что стало максимальным за всю историю штрафом, наложенным на китайские компании.

В итоге, несмотря на существование стереотипа о бескомпромиссном государственном контроле всех сфер экономики, можно говорить о приближении китайского антимонопольного регулирования к мировым стандартам. Именно в последний год эта работа стала более прозрачной, а сами чиновники демонстрируют готовность давать объяснения по всем своим решениям, что имеет большое значение для наших бизнесменов, заинтересованных в ведении дел в Китае. Однако следует помнить, что на первом месте для китайских чиновников всегда будут стоять именно интересы собственных производителей и потребителей.


Председатель КНР Си Цзиньпин (справа) прибывает с премьер-министром Ли Кэцяном и членами Постоянного комитета Политбюро на прием в Большом Народном зале накануне Национального дня Китая 30 сентября. Политбюро делает упор на инновации и экономическую стабильность на 2022 год. после бурного года репрессий в технологическом секторе. Фото: AFP

Краткое содержание статьи

Подробности

Ускорение реализации технологической политики, использование ключевых технологий и повышение устойчивости цепочки поставок являются одними из главных экономических целей Пекина на следующий год, согласно протоколам заседания Политбюро Коммунистической партии, которое состоялось в понедельник, 6 декабря 2021 года, под председательством Си Цзиньпина.

Повышение технологической самостоятельности остается важной целью для Пекина, поскольку правительство уделяет приоритетное внимание экономической стабильности, продолжая бороться с затяжной технологической войной с США. Напряженность в отношениях с Вашингтоном обострила торговые отношения, особенно в области полупроводников, поскольку санкции США ограничили доступ некоторых китайских компаний к передовым технологиям производства микросхем.

Сосредоточение внимания на технологическом развитии является частью усилий Пекина по обеспечению экономической и социальной стабильности в 2022 году, когда правительство проведет 20-й Национальный конгресс, который, как ожидается, завершится предоставлением Си Цзиньпину беспрецедентного третьего срока на посту главы правительства.

Встреча совпала с ослаблением экономической политики на этой неделе. Народный банк Китая заявил в понедельник, 6 декабря, что сократит норму обязательных резервов для крупных коммерческих банков на 0,5 процентного пункта, высвободив 15 декабря долгосрочной ликвидности в межбанковскую систему на сумму 1,2 трлн юаней (188 млрд долларов США) для повышения Китайская экономика на фоне признаков замедления роста.

Сдвиг в политике произошел после того, как политические репрессии нанесли урон некогда высокоразвитому технологическому сектору Китая. В этом году Пекин предпринял серию радикальных законодательных и регулирующих мер, нацеленных на крупные технологические компании в связи с их монополистической практикой, частным онлайн-обучением, видеоиграми, методами кибербезопасности и майнингом криптовалюты. Череда плохих новостей ударила по акциям китайских технологических компаний на Гонконгской фондовой бирже, обесценив их на сумму более 1 триллиона долларов США.

Хотя Пекин давно ценит экономическую самостоятельность, его инициативы в технологическом секторе активизировались с 2019 года, когда Вашингтон внес в черный список Huawei Technologies Co, крупнейшего в мире производителя телекоммуникационного оборудования.

В прошлом месяце Центральная комиссия по всестороннему углублению реформ, агентство, возглавляемое Си, утвердила трехлетний план модернизации своей государственной научно-технической системы, устраняя слабые места и институциональные барьеры, препятствующие технологическому прогрессу страны. Детали плана не разглашаются.

Между тем, вице-премьер Лю Хэ, правая рука Си, возглавляющая усилия Китая по устранению ограничений США, в прошлом месяце в пространной статье в People’s Daily — официальном рупоре Коммунистической партии Китая — написал, что технологические инновации — это не просто вопрос развития, но и самого выживания Китая. Он добавил, что технологии также являются ключом к тому, чтобы избежать ловушки среднего дохода.

Закрыть

Условием использования Сайта и (или) Сервисов Сайта является ваше согласие с Политикой, размещенной на Сайте.

Политика разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и действует в отношении всей информации, которую Фридом Финанс может получить о вас во время использования вами Сайта и (или) Сервисов.

1. Термины и определения

1.2. Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя за исключением случаев, установленных Политикой.

1.4. Сервисы — функциональные возможности Сайта (программы, службы, продукты, функции, интерфейсы, веб-формы), размещенные на Сайте.

1.5. Услуги — услуги по осуществлению брокерской, дилерской, депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами, услуги по инвестиционному консультированию в том числе открытие индивидуального инвестиционного счета, предоставление доступа к участию в размещении акций, организация выпуска ценных бумаг и андеррайтинг, консультирование по предлагаемым продуктам, иные услуги, оказываемые Фридом Финанс с использованием Сайта/Сервисов.

2. Общие положения

2.1. Целью Политики является обеспечение надлежащей защиты Информации от несанкционированного доступа и разглашения.

2.2. Фридом Финанс проверяет достоверность получаемой (собираемой) Информации о вас, только если вы являетесь клиентом Фридом Финанс.

2.3. Фридом Финанс не создает общедоступные источники персональных данных на основе Информации о вас.

2.4. В целях исполнения договора, заключенного с вами, Фридом Финанс вправе осуществлять трансграничную передачу Информации на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных (Республика Казахстан, Республика Кипр), а также США.

2.5. В случае несогласия с условиями Политики вы должны прекратить использование Сайта и (или) Сервисов.

3. Цели обработки Информации

3.1. Фридом Финанс обрабатывает Информацию для следующих целей:

- упрощенная идентификация клиента, обновление сведений о клиенте на Сайте (перечень обрабатываемой Информации указан в форме анкеты клиента);

- оказание Услуг, предоставление Сервисов на Сайте (перечень обрабатываемой Информации: фамилия, имя, телефон, электронный адрес, информация о том, являетесь ли налоговым резидентом России, номер счета (если вы клиент));

- проведение рекламных, маркетинговых, обучающих мероприятий, включая, но не ограничиваясь: выдача призов участникам, проведение вебинаров и онлайн-курсов, предоставление аналитических материалов (перечень обрабатываемой Информации: фамилия, имя, телефон, электронный адрес, город, информация о том, являетесь ли вы клиентом Фридом Финанс);

- улучшение качества и удобства использования Сервисов (перечень обрабатываемой Информации: фамилия, имя, телефон, электронный адрес, файлы cookie);

- направление вам информации о продуктах и услугах Фридом Финанс, в том числе, таргетированных рекламных материалов, а также реализация партнерских программ (перечень обрабатываемой Информации: фамилия, имя, телефон, электронный адрес, файлы cookie);

- привлечение и отбор соискателей на работу во Фридом Финанс и учет в кадровом резерве (перечень обрабатываемой Информации: фамилия, имя, электронный адрес, иные данные, указанные в резюме). Фридом Финанс не собирает с помощью Сайта или Сервисов Сайта чувствительную персональную информацию такую, как расовая принадлежность, политические взгляды, информация о здоровье и биометрические данные.

4. Передача Информации третьим лицам

4.1. Фридом Финанс предоставляет доступ к вашим Персональным данным следующим категориям получателей:

- аффилированным лицам Фридом Финанс;

- лицам, которым Фридом Финанс обязано или имеет право раскрыть Информацию о вас в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации или условиями заключенных Российской федерацией международных договоров, а также лицам, указанным в вашем согласии на обработку персональных данных;

- контрагентам Фридом Финанс в целях исполнения договора, по которому вы являетесь стороной либо выгодоприобретателем.

5. Требования по защите Информации

5.1. Информация хранится в защищенных системах и доступна только ограниченному кругу лиц, обладающих особыми правами доступа к таким системам, и с которыми подписаны соответствующие соглашения о соблюдении конфиденциальности Информации.

5.2. Фридом Финанс реализовал достаточные технические и организационные меры для защиты Информации от несанкционированного, случайного или незаконного уничтожения, потери, изменения, недобросовестного использования, раскрытия или доступа, а также иных незаконных форм обработки. Данные меры безопасности были реализованы с учетом современного уровня техники, стоимости их реализации, рисков, связанных с обработкой и характером Информации.

6. Хранение Информации

6.1. Фридом Финанс вправе хранить Информацию не дольше, чем этого требуют цели обработки Информации, либо до момента отзыва вами согласия на обработку персональных данных, если более длительный срок хранения Информации не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому, является субъект персональных данных.

6.2. При сборе персональных данных Фридом Финанс осуществляет запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

7. Права и обязанности

7.1. При регистрации на Сайте и (или) Сервисах Сайта вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой путем проставления электронной отметки в специальном чек-боксе.

7.4. Вы вправе инициировать ограничение обработки Информации, когда выявлена неправомерная обработка Информации.

7.5. Вы имеете право потребовать ограничить обработку своей Информации в целях маркетинговых активностей Фридом Финанс.

7.7. Вы обязуетесь принимать необходимые меры для обеспечения конфиденциальности учетных данных (логин и пароль), используемых для доступа к Сервисам во избежание их компрометации.

7.8. Фридом Финанс должен удалить Информацию о вас с Сайта и (или) Сервисов Сайта, при наступлении одного из следующих условий:

- достижение целей обработки Информации;

- вы отозвали свое согласие, на основании которого проводилось обработка Информации, за исключением случаев, при которых Фридом Финанс вправе или обязано продолжить обработку Информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- информация обрабатывается незаконно.

7.9. Фридом Финанс должен произвести удаление Информации о вас в своих информационных системах в течение 30 дней с момента наступления одного из условий, указанных в пункте 7.8 Политики, при этом ваши учетные записи блокируются, и из их описания удаляются персональные данные (фамилия, имя).

7.10. Фридом Финанс обязан использовать полученную Информацию исключительно для целей указанных в пункте 3 Политики.

7.11. Фридом Финанс обязан обеспечить хранение Информации в тайне и не разглашать ее без вашего согласия, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданной Информации, за исключением передачи Информации уполномоченным государственным органам по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

8. Ответственность

8.1. Фридом Финанс и пользователи Сайта, нарушившие свои обязательства по защите Информации, несут ответственность за ущерб, причиненный в связи с неправомерным использованием Информации (в том числе, но не ограничиваясь, неправомерным использованием персональных данных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Дополнительные условия

10. Изменение условий Политики

10.1. Фридом Финанс вправе вносить изменения в Политику.

10.2. При внесении изменений в Политику, мы уведомляем об этом пользователя путем размещения новой редакции Политики на Сайте. Продолжение пользования Сайтом, Сервисами после публикации новой редакции Политики на Сайте означает безусловное согласие пользователя с новой редакцией Политики. На пользователе лежит обязанность знакомиться с текстом Политики при каждом посещении Сайта.


Согласие на обработку персональных данных

Читайте также: