Античное наследие в культуре возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное “детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для подражания, изучения, творческого переосмысления. Античная культура столь значительное и фундаментальное явление всемирной истории, что для её всестороннего обстоятельного анализа потребовалось бы написать несколько десятков томов. Подобное не под силу даже самому выдающемуся исследователю и знатоку этого вопроса. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.

Содержание

Введение
І Глава. Специфика отношения к античному наследию во времена Средневековья и
Возрождения.
ІІ Глава. Античные сюжеты и их интерпритация в творчестве мировых поэтов,
писателей, художников.
Заключение
Список использованой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат античность.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Н.Каразина

Кафедра истории древнего мира и средних веков

Античное наследие в культуре последующих эпох

студентка 3 курса

канд. ист. наук, доцент

Содержание

І Глава. Специфика отношения к античному наследию во времена Средневековья и

ІІ Глава. Античные сюжеты и их интерпритация в творчестве мировых поэтов,

Список использованой литературы

Введение

Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное “детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для подражания, изучения, творческого переосмысления. Античная культура столь значительное и фундаментальное явление всемирной истории, что для её всестороннего обстоятельного анализа потребовалось бы написать несколько десятков томов. Подобное не под силу даже самому выдающемуся исследователю и знатоку этого вопроса. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.

Античная культура сделала огромный вклад в мировую культуру. Именно она создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру, античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты.

І Глава. Специфика отношения к античному наследию во времена Средневековья и Возрождения.

Античность… Лично для меня – это что-то таинственное и загадочное, величественное и грандиозное. Эпоха Античности занимает особое место в истории Европы. Наверное, не существует ни одного народа, ни одной страны, в культуре которых античность в той или иной мере не оставила бы свой след. А как относились к античному наследию во времена Средневековья, Возрождения, Раннего Нового Времени мы попытаемся выяснить сейчас.

Средние века – это романтическая эпоха в истории человечества, которая охватывает более тысячи лет. Это - великолепные рыцари в блестящих доспехах, дамы сердца, турниры, замки. Средневековье – эпоха господства обычая, традиции, уважения к “седой старине”. К новшествам в народе сплошь и рядом относились с подозрительностью, а церковь, которая контролировала многие стороны жизни общества, нередко видела в новых идеях ересь, отход от истинной веры, и сурово наказывала еретиков.

В это время для основной массы Европы античность ушла в прошлое. Хранителями античного наследия оставались высокопоставленные чиновники и сохранившиеся интеллектуалы. Для элиты средневековой Европы стояла важная задача, а именно: определиться с местом античного наследия. Старой культуры уже не существовало , а новая только формировалась. В Раннем Средневековье существовало два направления. Первое направление представляли малообразованные церковники, которые не рассматривали античность как позитивное явление в истории их современности. Второе – немногочисленная часть высокоразвитых людей из числа священничества, которые стремились сохранить античное наследие для потомков.

В эпоху Средних веков мы наблюдаем идеологическую борьбу церкви с любыми проявлениями античности. Особую опасность христианские теологи видели в античной философии. Тертуллиан , например, говорил, что философы являются патриархами ереси. Но, всё же , средневековой церкви пришлось обратиться к античности. Оказалось, что без отдельных элементов античного наследия христианское учение было бы непонятным. Хоть на словах многие теологи отвергали античную философию, на самом деле при разработке догматов веры широко использовали позднеримскую философию.

В эпоху Возрождения античное наследие стало пониматься по-новому. Это объяснялось возникновением широкого общественного интереса к культуре, а именно к наукам и искусству, основы которых были заложены античной культурой. Возрождались философия и естествознание, литература и театр. Кончился, наконец, тысячелетний гнет католической церкви, отвергавшей и извращавший античную культуру. 1

В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Практическое, житейское мировосприятие древних было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние — греческий и латинский языки.

Огромную роль в познании античности и в широком распространении ее идей играли гуманисты эпохи Возрождения. Изучение гуманистами трудов античных авторов воспитало привычку к мышлению, к исследовательской, наблюдательской, изучающей работе ума. И новые научные труды вырастали из лучшего понимания ценностей древности и одновременно превосходили их. Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изучать греческий язык, а на латинском языке — классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки — были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения.

Основание в середине ХV века во Флоренции Платоновской Академии во главе с Марсио Фичино свидетельствует о том, что большой интерес вызывала в гуманистови античная философия. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна. 3

Также гуманисты занимались тем, что откапывали обломки колонн и статуй, барельефы и драгоценную утварь. В спасённых рукописях, в вырытых статуях и барельефах изумлённой Европе открылся новый мир, доселе неведомый - античная культура с её идеалом земной красоты, глубоко человеческой и осязаемой. Этот мир рождал в людях великую любовь к красоте мира и упорную волю познать этот мир. 4

Таким образом, можно сказать, что обращение к античному наследию является важной особенностью культуры Ренессанса.

Во времена Раннего Нового времени при восприятии культуры мыслители обращались к наследию античности. В античном наследии , в его образцах, памятниках они искали примеры для изучения и подражания. Сближение с античностью в основах понимания культуры позволило освоить и античное наследие более полно, чем это сделало Средневековье. Заново читаются тексты Аристотеля, Цицерона, Плутарха, Лукиана, уточняются их переводы, заново осмысливаются этические и эстетические каноны.

ІІ Глава. Античные сюжеты и их интерпритация в творчестве мировых поэтов, писателей, художников.

Пока ты будешь счастлив, много друзей будешь насчитывать.

Настанут мрачные времена — останешься один.

Большое влияние на Петрарку оказал Сенека. Идеалы стоиков были весьма близки мировоззрению великого гуманиста, который очень часто обращается к этическим сочинениям этого римского писателя. Представляется, что именно у Сенеки Петрарка заимствовал такой прием, как быстрый переход от живого примера к патетическому рассуждению. 7

Наряду с Петраркой, другим величайшим деятелем раннего итальянского Возрождения был Джованни Боккаччо, главным произведением которого является "Декамерон", написанный приблизительно в 1353-1354 гг. Ряд сюжетов этого произведения заимствованы в античных авторов, в часности у Апулея. Также черты античной культуры видим в "Фьезоланских нимфах" - самом поэтическом из всех произведений Боккаччо. Здесь нимфы представлены простодушными и здоровыми сельскими девушками, истинными дочерями природы. Венера дана в упрощенном и очеловеченном виде, особенно когда она является Африко в необычном, с точки зрения античной мифологии, виде - с "младенцем" Амуром на руках, словно привычная для народной фантазии Мадонна. Таковы же чувства главных персонажей - необычайно простые и искренние, лишенные какой бы то ни было приподнятости или сентиментальности. Впервые в новой европейской литературе Боккаччо изобразил материнское чувство, всецело овладевающее душой молодой женщины. 8

В период Раннего Возрождения итальянские мастера интуитивно обращались к античным предшественников. Причем в раннем гуманизме оправдание античной мудрости не означало противопоставление ее христианству. Наоборот, вполне отчетливым было стремление примирить христианство с языческой культурой. В период расцвета ренессансной культуры художники сознательно изучали, переводили и толковали произведения древних, пытались приспособить их к запросам своего времени.

Источниками возрождения были:

- влияние культуры стран Восточного Средиземноморья;

Основным был влияние античности, особенно влияние произведений Гомера и Вергилия.

Именно античности обязаны представители Возрождения своими самыми характерными чертами. Обязаны Гомеру и Вергілію, греческой и латинской поэзии, языческом восприятию жизни, что пришло из далекой Эллады. Античность вдохновляла людей эпохи Возрождения, была для них источником и образцом творчества и мировосприятия. Она была им близка, но в целом их творчество не была повторением греческой и римской литературы и искусства. Это не было слепым копированием или реставрацией. Это было стремление к обновлению, к построению новой культуры.

В эпоху Возрождения античное наследие осмислювалася критически. В античности видели не столько образец для подражания, сколько определенный эталон культурного развития, на который следует ориентироваться в создании собственной культуры. Смысл творчества художников Возрождения зависел от условий, сложившихся в Италии с конца XIII - начала XIV в. и развились в XV - начале XVII в. Так, например, гуманистическая латина, которая изначально должна последовать классическую язык давности, язык Вергилия и Цицерона, фактически развивалась как самостоятельное явление, имея на себе отпечаток народного языка. В то же время без античных воздействий Возрождения нельзя представить. Происходило не просто заимствования мотивов и приемов, но и проникновение в сущность мироощущение, здоровой чувственности и величавого ритма античности.

Достопримечательности античности были хорошо известны итальянским художникам. Сохранились руины римских храмов и амфитеатров, мощи христианских святых почивали в античных саркофагах, во время проведения земляных работ нередко находили античные статуи и рельефы. М. Я. Либман отмечает, что на протяжении веков художники проходили мимо, будто они всего этого не видели. Только люди эпохи Возрождения увидели в античности свое большое прошлое. их привлекал светский и, главное, антропоцентричный характер античного искусства. В греческой и римской скульптуре они увидели воплощение реалистических тенденций, к этому они стремились и сами.

Антикізуючі тенденции проявляются уже в творчестве скульпторов раннего Возрождения. Так, Донателло в 1430-те гг. создает свои наиболее антикізуючі произведения - статую Давида и группу Благовещения. В творчестве живописцев Кватроченто - братьев Поллайоло античные элементы играют главенствующую роль. В теории архитектуры подражания античных образцов пропагувалося самым решительным образом. Однако готические традиции в архитектуре XV в. оказались весьма крепкими. Наиболее последовательным подражателем античной классики в сутки Кватроченто был архитектор Леон Баттиста Альберти. Фасад его церкви Сант Андре во Флоренции задуман как мотив триумфальной арки, а внешний вид церкви Сан Франческо в Римини, с торжественным повторением арок, заставляет вспомнить арки римских акведуков. Однако постепенно в итальянское зодчество проникает античная ордерная система. Постепенно ордер приобретает функционального значения в архитектуре древних. Подчеркиваются части, несущие нагрузку, и те, что производят нагрузки, колонны и антаблемент. Зодчие Кватроченто привлекаются на примере римских памятников к вопросам тектоники.

В искусстве Высокого Возрождения прямых заимствований из античности почти нет. Правда, Рафаэль и Браманте, Микеланджело и Джулиано да Сангалло изучали античные памятники и античных авторов, однако то, что они восприняли в первую очередь, - это был дух античности. Если большинство мастеров кватроченто искали в античном искусстве сопротивления в реалистичных стремлениях, то художники Высокого Возрождения почувствовали в произведениях Фидия и Поліклета, в трактатах Витрувия возможность лучшего синтеза, чем дает натура. Мастера чінквеченто восприняли пример античности как призыв к созданию духовно и физически идеального образа.

Важно, что стремление к возрождению культуры Древней Греции и Древнего Рима не несло в себе жажды слепого подражания. Гуманисты стремились к созданию нового видения, в основе которого в равной степени лежали бы и плоды древних цивилизаций, и основы христианской веры.

epokha vozrozhdeniya glavnoye

Гуманизм быстро развивается как идейное движение, из центра во Флоренции распространяясь по всей Италии. Гуманисты много путешествуют, преподают в университетах, служат наставниками в богатых семьях купцов и банкиров, состоят советниками при государях и кардиналах, становятся членами городских советов.

Они создают свои кружки, в подражание древним называя их академиями, проводят время за городом, в частных домах и библиотеках. Гуманистов отличает смелость и дерзость, общительность и вызов церковным догмам, пренебрежение к сословным предрассудкам, вера в человека и его безграничные возможности.

Самым известным и влиятельным кружком XV века стало собрание гуманистов под покровительством Лоренцо Великолепного во Флоренции. По сути Лоренцо получил место его председателя в наследство от своего деда, Козимо Старшего, стоявшего у истоков Возрождения и основавшего кружок.

epokha vozrozhdeniya glavnoye

На природе в окружении античных статуй и в сопровождении музыки они вели философские беседы, изучали древние рукописи, читали стихи. В этих собраниях принимали участия самые выдающиеся люди своего времени: Лоренцо и его брат Джулиано, философы Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы, такие как: Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа дель Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли, а позднее и сам юный Буонарроти.

epokha vozrozhdeniya glavnoye

Неоплатоники находили вдохновение в поэзии древности, воспевали красоту тела и души человека. Они искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую античность и христианство.
Казалось, что в мир, где господствовала церковь, ворвалась свобода светской жизни.

И если гуманисты Возрождения воплощали идеи словом, то скульпторы и художники — резцом и кистью.
Вот слова Микеланджело Буонарроти, только расписавшего свод Сикстинской капеллы:

В период Раннего Возрождения итальянские мастера интуитивно обращались к античным предшественников. Причем в раннем гуманизме оправдание античной мудрости не означало противопоставление ее христианству. Наоборот, вполне отчетливым было стремление примирить христианство с языческой культурой. В период расцвета ренессансной культуры художники сознательно изучали, переводили и толковали произведения древних, пытались приспособить их к запросам своего времени.

Источниками возрождения были:

- влияние культуры стран Восточного Средиземноморья;

Основным был влияние античности, особенно влияние произведений Гомера и Вергилия.

Именно античности обязаны представители Возрождения своими самыми характерными чертами. Обязаны Гомеру и Вергілію, греческой и латинской поэзии, языческом восприятию жизни, что пришло из далекой Эллады. Античность вдохновляла людей эпохи Возрождения, была для них источником и образцом творчества и мировосприятия. Она была им близка, но в целом их творчество не была повторением греческой и римской литературы и искусства. Это не было слепым копированием или реставрацией. Это было стремление к обновлению, к построению новой культуры.

В эпоху Возрождения античное наследие осмислювалася критически. В античности видели не столько образец для подражания, сколько определенный эталон культурного развития, на который следует ориентироваться в создании собственной культуры. Смысл творчества художников Возрождения зависел от условий, сложившихся в Италии с конца XIII - начала XIV в. и развились в XV - начале XVII в. Так, например, гуманистическая латина, которая изначально должна последовать классическую язык давности, язык Вергилия и Цицерона, фактически развивалась как самостоятельное явление, имея на себе отпечаток народного языка. В то же время без античных воздействий Возрождения нельзя представить. Происходило не просто заимствования мотивов и приемов, но и проникновение в сущность мироощущение, здоровой чувственности и величавого ритма античности.

Достопримечательности античности были хорошо известны итальянским художникам. Сохранились руины римских храмов и амфитеатров, мощи христианских святых почивали в античных саркофагах, во время проведения земляных работ нередко находили античные статуи и рельефы. М. Я. Либман отмечает, что на протяжении веков художники проходили мимо, будто они всего этого не видели. Только люди эпохи Возрождения увидели в античности свое большое прошлое. их привлекал светский и, главное, антропоцентричный характер античного искусства. В греческой и римской скульптуре они увидели воплощение реалистических тенденций, к этому они стремились и сами.

Антикізуючі тенденции проявляются уже в творчестве скульпторов раннего Возрождения. Так, Донателло в 1430-те гг. создает свои наиболее антикізуючі произведения - статую Давида и группу Благовещения. В творчестве живописцев Кватроченто - братьев Поллайоло античные элементы играют главенствующую роль. В теории архитектуры подражания античных образцов пропагувалося самым решительным образом. Однако готические традиции в архитектуре XV в. оказались весьма крепкими. Наиболее последовательным подражателем античной классики в сутки Кватроченто был архитектор Леон Баттиста Альберти. Фасад его церкви Сант Андре во Флоренции задуман как мотив триумфальной арки, а внешний вид церкви Сан Франческо в Римини, с торжественным повторением арок, заставляет вспомнить арки римских акведуков. Однако постепенно в итальянское зодчество проникает античная ордерная система. Постепенно ордер приобретает функционального значения в архитектуре древних. Подчеркиваются части, несущие нагрузку, и те, что производят нагрузки, колонны и антаблемент. Зодчие Кватроченто привлекаются на примере римских памятников к вопросам тектоники.

В искусстве Высокого Возрождения прямых заимствований из античности почти нет. Правда, Рафаэль и Браманте, Микеланджело и Джулиано да Сангалло изучали античные памятники и античных авторов, однако то, что они восприняли в первую очередь, - это был дух античности. Если большинство мастеров кватроченто искали в античном искусстве сопротивления в реалистичных стремлениях, то художники Высокого Возрождения почувствовали в произведениях Фидия и Поліклета, в трактатах Витрувия возможность лучшего синтеза, чем дает натура. Мастера чінквеченто восприняли пример античности как призыв к созданию духовно и физически идеального образа.

Читайте также: