Античная натурфилософия кратко самое главное

Обновлено: 02.07.2024

Мир представлялся грекам в качестве упорядоченной совокупности вещей – космоса. В отличие от беспорядочного хаоса, в космосе все перемещения предметов осуществляются по предвечным законам, которые возвышались над волей богов и людей. Упорядоченное движение являлось следствием замкнутости космоса. Последний понимался греками чувственно-наглядно в качестве сферы, в центре которой находилась неподвижная Земля, а вокруг нее совершали движение небесные тела – Луна, Солнце, планеты. Звезды казались древним неподвижными.

Таким образом, космос представлял собой совершенный, божественный организм. Для греков он являлся образцом для подражания, взирая на его совершенство, они пытались выстроить микрокосмос – собственную душу и собственное тело, а также свою общественную жизнь.

Б) Милетская школа и Гераклит

Первоначально греческая философия делала акцент на исследовании телесного аспекта космоса, поэтому первый период ее развития получил наименование натурфилософии (философия природы). Различают раннюю и позднюю натурфилософию. Для натурфилософии в целом характерна проблема единства мира, которая выразилась в поиске первоначала (архе), из которого возникло все сущее. Ранняя натурфилософия решала эту проблему положительно и полагала в качестве архе одно начало. Данный подход получил наименование монизма.

Каждый из представителей милетской школы – Фалес (конец VII – первая половина VI в. до н. э.), Анаксимандр (VI в. до н. э.) и Анаксимен (VI в. до н. э.), а также Гераклит Эфесский (544 или 540–380 гг. до н. э.), предлагал конкретную стихию в качестве архе. Так, Фалес считал, что все возникло из воды, Анаксимен – из воздуха, Гераклит – из огня. Анаксимандр полагал в качестве архе – апейрон (беспредельное). Выбор стихии обосновывался ее способностью породить из себя другие стихии, а также конкретные вещи и выразить сущность мира.

В) Элейская школа

Важность элейского подхода к решению проблемы единства мира заключается в том, что оно обосновало возможность познания природы с помощью разума. Если скрывающаяся за чувственными вещами сущность мира не телесна, а идеальна, то постигать мир можно не чувствами, а разумом. Данный вывод можно признать первым шагом теоретического мышления.

Г) Пифагорейская школа

Пифагорейцы во многом совместили количественный и качественный подходы к решению проблемы единства мира. Они отводили роль архе числам, которые соединяли в себе как минимум пять характеристики.

Например, арифметический аспект числа 3 заключался в том, что тройка возникала в результате суммы единицы и двойки. Геометрический аспект был связан с неотделимостью для греческого мышления арифметического значения от геометрических построений. В силу этого тройка изображалась как треугольник. Физический аспект присутствовал в числе потому, что оно не отделялось от чувственных предметов. Символический аспект следовал из геометрического. Тройка являлась символом устремленного ввысь огня. И наконец, теологический аспект заключался в том, что числа отождествлялись с богами. Так тройка признавалась числом Зевса.

2. Поздняя натурфилософия

А) Эмпедокл

Характерной чертой поздней натурфилософии следует признать онтологический плюрализм – полагание основанием мира множественного начала. Данная концепция возникла для решения затруднения, с которым столкнулся онтологический монизм, свойственный ранней натурфилософии: он не мог объяснить, как именно осуществляется процесс порождения вещей первоначалом. Решение этой проблемы поздние натурфилософы видели в рассмотрении структуры субстанционального начала.

Первый представитель поздней натурфилософии Эмпе-докл (490/487/482 – 430/424/423 гг. до н. э.) признавал в качестве основы мира или субстанции четыре первоначала – землю, огонь, воздух, воду и две стихии – любовь (филия) и вражду (нейкос). С точки зрения греческого философа, не существует рождения и смерти вещей, поскольку нет небытия. Вещи появляются в результате сгущения и исчезают в результате разряжения указанных первоначал. При этом главными причинами, заставляющими первоначала соединяться, являются вражда и любовь.

Концепция Эмпедокла представила архе не в виде самотождественного начала и не в виде совокупности элементов, но в виде единого целого, имеющего части и функционирующего по определенным принципам.

Б) Демокрит

Если плюрализм Эмпедокла сводился к разделению фактически единого бытия на четыре части, то Демокрит (V–IV вв. до н. э.) был подлинным плюралистом. Он представил первоначало в качестве совокупности неделимых вещественных элементов – атомов. Согласно Демокриту, весь окружающий мир представляет собой иллюзию, на самом деле существуют лишь атомы и пустота, в которой они соединяются друг с другом. При этом взаимодействие атомов подчиняется причинно-следственным закономерностям. Поскольку в сфере архе все законосообразно, то в реальном мире не существует ничего случайного. Случайность – это только незнание причины явления.

В) Анаксагор

Подобно Эмпедоклу, Анаксагор (500–428 гг. до н. э.) отрицал возможность возникновения одних вещей из других. Это означало, что все видимые изменения в мире происходят из смешения и разделения внутри субстанционального начала. При этом само архе Анаксагор представлял в виде совокупности качественно определенных элементов – гомеомерии и упорядочивающего их ума (Нуса).

Гомеомерии представляют собой комочки вещества, содержащие различные качества. По отношению к вещам, гомеомерии играли роль семян. Первоэлементы являлись пассивной вещественной массой, нуждающейся в оформлении. Такой упорядочивающей силой Анаксагор признает Нус (Разум), указывающий каждой гомеомерии и каждой вещи ее место в космосе.

Выводы: Основной заслугой Анаксагора следует признать то, что он наряду с вещественным началом допустил существование разума – идеального начала, и тем самым признал невозможность объяснения природы, исходя из нее самой. Необходимость разработки понятия идеального явилось теоретической предпосылкой перехода от натурфилософского к классическому этапу развития античной философии.

Его основная периодизация связана в основном с общим культурным развитием античности. Исходя из содержательного анализа древней философии, можно выделить пять взаимопроникающих и иногда пересекающихся периодов:

1) Космологическая, с ее онтологией и вытекающими из нее эпистемологией и этикой, иногда называемая досократовской или натурфилософией (6-5 век до н.э.).
2) антропологическая, представленная софистами, Сократом и сократическими школами (2-я половина V-IV вв. до н.э.)
3) классическая, связанная с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (5-4 век до н.э.).
4) Эллинистический: связан с подъемом и распространением эпикурейства, стоицизма, скептицизма и неоплатонизма (конец IV — I век до н.э.).
5) римская, представленная философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом, эпикурейством, скептицизмом и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н. э. — VI в. н. э.).

Античная философия — это теоретический и методологический фундамент европейского мировоззрения, который лег в основу западного рационального и логического мышления. Основой философской рефлексии стало обобщение данных внешнего опыта. Основным средством или инструментом познания было наблюдение и философское осмысление результатов того, что наблюдалось во внешнем мире.

Главной особенностью античной философии является четкое разграничение двух основных философских школ — материализма и идеализма, теоретическая борьба которых проходит через всю историю западноевропейской мысли.

Становление античной философии и её основные проблемы

Античная натурфилософия

Период возникновения ионийской философии был временем семи мудрецов, людей практической житейской мудрости.

Первые живые существа, по словам Анаксимандра, родились во влаге и были покрыты шипастой чешуей. Человек произошел от животных. Он зародился и развился до взрослого состояния внутри гигантской рыбы, а затем вышел на берег.

Подход Анаксимена к объяснению природы был количественным. Он объяснил создание многих вещей и их возвращение к единому первоначалу процессом сжатия и разрежения воздуха. Для него характерно признание семи переходных состояний воздуха (первичных): огонь, чистый воздух, ветер, облака, вода, земля и камни.

Выдающиеся мыслители древности и особенности их учений

Таким образом, философия начала искать ответы на вопрос о происхождении мира, который уже был поставлен перед ней в мифологии. Философия сформулировала этот вопрос в более четкой, теоретической форме и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения об изначальном.

Идею первоначала отстаивали первые греческие философы, представители милетской школы: Фалес (конец VII первая половина VI века до н.э.), Анаксимен (VI век до н.э.), Анаксимандр (VI век до н.э.) и Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н.э.). Они считали первобытное единым с природой. Причиной всего сущего они считали саму природу, а не что-то сверхъестественное.

Фалес считал таким началом воду, Анаксимен — воздух, а Гераклит — огонь. Вода, воздух, огонь, а позднее элементы Эмпедокла (земля, вода, воздух и огонь) были символами всеобщего. Они были не только материальными, но и разумными, даже божественными. Вода Фалеса — это философское переосмысление мифологического океана, огонь Гераклита — это не просто огонь, а Огрологос — разумный, вечный и божественный космический огонь.

Все дальнейшее развитие античной философии было спором о первичном, последовательным разворачиванием мысли о всеобщем.

Более абстрактным было учение пифагорейцев — последователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора, который организовал религиозно-философское объединение в Кротоне в 532 году до нашей эры. Пифагорейцы объясняли всю структуру Вселенной, используя число как первооснову.

Гераклит связал идею борьбы противоборствующих стихий с идеей вечности изменений в мире, символизируемой в образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита о том, что все течет, все изменяется и что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, давно вошли в философскую культуру.

Парменид (р. ок. 540 г. до н.э.), представитель элейской школы, первым разработал философскую концепцию бытия. Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники размышляли о бытии, не мысля его.

Парменид сосредоточился на проблемах соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. Когда Парменида спросили о соотношении бытия и небытия, он ответил, что бытие есть, а небытия нет. Он был первым, кто обосновал свой тезис доказательствами. То, что есть, может быть выражено в мысли, то, чего нет, не может быть выражено в мысли. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно для мысли, поэтому оно и есть небытие.

Бытие — это то, что всегда есть; оно едино и вечно — вот его основные свойства.

Вечность бытия и его единство для Парменида неразделимы. Тот факт, что у бытия нет ни прошлого, ни будущего, означает, что оно едино, тождественно самому себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по словам Парменида, неподвижно. Ибо откуда берется движение, которое не меняется?

Философия Платона и Аристотеля

Философия Платона представляла собой синтез всех предыдущих знаний, изложенных на понятном языке. Для него истинное существование принадлежит вечному миру духовных сущностей. Этот мир первичен, мир вещей — лишь слабое отражение, своего рода тень мира идей. Мир идей вечен и неизменен.

В философской системе Платона можно выделить четыре компонента философского знания времени: Онтология, космология, эпистемология и этика.

По Платону, бытие многообразно и состоит из идей. Условием существования бытия, то есть идеи, является единство, которое отождествляется с благом. С учением о бытии тесно связано учение о космосе, космология. Платон развивает учение о сотворении космоса Божеством из первозданного хаоса, причем Творцом является Демиург. Понимая, что неразумное творение не будет совершенным, он заложил разум в душу космоса, а душу — в тело. Он представлял себе космос как сферу, в центре которой находится наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, питаемые их душами. Именно душа является основой человеческого разума, дает ему способность познавать окружающий мир.

Учение Платона о душе тесно связано с учением о средствах познания вечного мира идей. Душа состоит из трех частей: рациональной, волевой и чувственной. Теория познания состоит из трех частей. Первая — это учение об эросе, то есть о состоянии мистического энтузиазма, который сопровождает и обуславливает познание. Тогда это теория запоминания. Третья часть теории познания посвящена определению роли теоретического мышления. Эта часть называется диалектикой и представляет собой рациональное постижение истинно существующих родов бытия или идей.

Негативный тип состояния встречается в четырех формах: Тимократия (власть честолюбцев), олигархия (правление немногих), демократия (власть большинства), тирания (власть одного над всеми).

Платон основывает свою модель идеального государства на учении о строении души. Как душа состоит из трех частей (рациональной, волевой и чувственной), так и государство должно иметь три группы состояний. Рациональная часть души, добродетель которой заключается в мудрости, должна соответствовать сословию правителей — философов; волевая часть, добродетель которой заключается в мужестве — сословию воинов (стражников); волевая часть души — сословию крестьян, ремесленников и купцов. Именно такое состояние, по мнению Платона, является добродетельным. Однако Платон ничего не может сказать о способе создания идеального государства, и он надеется на случай, который может привести к его появлению в будущем.

Согласно Платону, формы идеального государства могут быть разными (монархия, аристократия и демократия), хотя он предпочитает монархию. Для того чтобы власть выражала не личные, а народные интересы, необходима хорошая организация образования граждан. И здесь важную роль играет отношение граждан к собственности. Именно частная собственность, по мнению Платона, разрушает целостность и единство государства и настраивает людей друг против друга. В связи с этим хранители и философы, которые выходят из их рядов, не имеют частной собственности. Ради целого, то есть государства, он ликвидирует и семью.

Эллинистическая философия: эпикурейство, скептицизм, стоицизм

Афины стали главным центром эллинистической философии, где несколько влиятельных школ соперничали друг с другом. Сначала были философские школы, возникшие в IV веке до нашей эры. …Платоном и Аристотелем. Но постепенно Академия Платона и перипатетическая школа утратили свое влияние на философскую мысль и превратились в закрытые элитарные учреждения. Новые философские системы (эпикурейцы, скептики, стоики, киники) все больше соответствовали общему уровню социальной и культурной атмосферы своей эпохи.

Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) был основателем эпикурейской школы. Философия для Эпикура была самым важным и главным средством достижения человеком счастливой жизни, свободной от страха перед будущим. Чтобы достичь невозмутимости самосознания, необходимо знание природы.

Теория природы Эпикура включает в себя общие, идеологические, а также частные вопросы. Он пишет не только о происхождении мира, но и о восходе и заходе небесных тел, их движении, фазах луны и т.д. Главное для него — доказать, что причины природных явлений естественны. Отстаивая материальное единство мира, Эпикур резко противопоставляет науку мифологии. Физика, по его мнению, должна не только описывать природу, но и находить естественные причины природных явлений. Именно такая физика может принести людям безмятежность, которую искали эпикурейцы, и освободить людей от широко распространенного страха перед небом.

В основе этического учения Эпикура лежит понятие удовольствия. Счастье человека заключается в достижении удовольствия, но при этом подчеркивается, что удовлетворение физических потребностей необходимо для духовного мира человека, для равновесия его душевного состояния. Считается, что благодаря этому удовлетворению душа человека становится спокойной и безмятежной. Смысл удовольствия — это удовольствие от ума (литература, искусство и т.д.), а не от физических благ.

Элементы скептицизма как сомнения в достоверности всех знаний присутствовали в учениях многих древнегреческих мыслителей. Однако крайний скептицизм как значительное течение в философии появился лишь в эллинистические времена. Пиррон считал, что человек должен всегда сохранять спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо было воздержаться от суждений, поскольку невозможно постичь истину. Отсюда безмятежность, спокойствие и невозмутимость ума, которые для него были высшим уровнем счастья (атараксия).

Работа Секста Эмпирика является кульминацией античного скептицизма. Главное для него — феномен вещи, а не то, чем является вещь и какова ее сущность. Он не знает их и не хочет знать. Секст пишет о нейтральном бытии, всегда помня об эквивалентности утверждения и отрицания, изостении. Структура философствования Секста обычно состоит из двух или трех элементов. Второй элемент является отрицанием первого, а третий задумывается либо как синтез первых двух, либо как нечто третье, уже независимое от первых двух. Выводы везде одинаковы: Никто и никогда не может знать ничего ни о чем, независимо от того, каким образом.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной философии.
Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.
Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет:
Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец – декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. Нашей эры).

Содержание

1.Введение
2.Античная натурфилософия
3.Философия Платона и Аристотеля
4. Эллинистическая философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм
5. Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственного права

Подпись преподавателя _______

Контрольная работа

Атанянц Евгении Валерьевны

Студента курса Ю-041

Ашимова Виктория Анатольевна

1.Введение
2.Античная натурфилософия
3.Философия Платона и Аристотеля
4. Эллинистическая философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм
5. Заключение

Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной философии.

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.

Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет:

Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец – декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. Нашей эры).

От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г.Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса.

Всплеск философской мысли был обусловлен:

-демократическим устройством общества;

-отсутствием восточной тирании;

-удалённым географическим положением.

В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:

1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи -классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин "Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ).

Ионийская группа школ:

-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры).

-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.

-Гераклит из Эфеса.

Афинская группа школ:

-Пифагор и пифагорийцы.

-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.

-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий.

2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).

Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры).

Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры).

Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).

3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).

-перипатетика (школа Аристотеля)

-академическая философия (Платоновская академия)

-стоическая школа (Зенон из Китиона)

4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)

-стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)

-эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)

-скептицизм (Секст Эмпирик).

Подводя итог анализу античной философии, следует подчеркнуть, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропоцентризм. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.

Античная философия – теоретический и методологический фундамент европейского мировоззрения, которое составило основу западного рационально- логического мышления. Основу философской рефлексии составило обобщение данных внешнего опыта. Основное средство или орудие познание - наблюдение и философская рефлексия над результатами наблюдаемого во внешнем мире.
Основная характерная черта античной философии – четкое размежевание основных философских направлений, - материализма и идеализма, теоретическая борьба между которыми проходит через всю историю западноевропейской мысли.

Список используемой литературы:
1. Введение в философию. Под редакцией Фролова И.Т.- М., 1986г.
2. Кохановский В. Философия. – Ростов-на-Дону, 1998г.
3. Радугин А.А. Философия – М., 1998г.
4. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. - М., 1993.
5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков и до наших дней. – М., 1994.
6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
7. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1999.
8. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.
9. Кессиди К.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
10. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М., 1997.
11. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира - М., 1999.
12. Философия. Учебное пособие для вузов. Под редакцией В.И. Лавриненко. – М., 2000.
13. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. – М., 1995.
14. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1 и Ч 2. – М., 1989.
15. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2000.

Античной философией называют совокупность философских учений Древней Греции и Древнего Рима в период с 7-6 веков до н.э. по 6 век н.э. Начало античной философии связывают с образование первых древнегреческих полисов и именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с учением неоплатонизма и декретом императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).

Античная философия: этапы развития, представители и особенности обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Античная философия: этапы развития, представители и особенности

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.

В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

К натурфилософам относят:

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Особенности философии софистов:

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);

Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).

Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.

Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.

Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);

Счастье есть главная цель человеческой жизни.

Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.

Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.

Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.

Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

Полезные источники

Античная философия: этапы развития, представители и особенности обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: