Античная лирика это кратко и понятно

Обновлено: 30.06.2024

Несмотря на обилие на прилавках современной литературы, нельзя отрицать тот факт, что все написанное сегодня берет своё начало в классической литературе. Ничто не возникает само по себе, просто так. История мировой художественной литературы — вещь чрезвычайно интересная.

Мне всегда хотелось уверенно путешествовать по эпохам и периодам, знать различные направления в художественной литературе, имена авторов, особенности их языка и стиля. Я думаю, многим из вас тоже хотелось бы пуститься в плавание по волнам классической литературы, наслаждаясь ею, как наслаждаются хорошим вином. Давайте отправимся в наше путешествие прямо сейчас.

Древнейшая литература, дошедшая до нас в письменном виде, — это античная литература (X в. до н.э. — V в. н.э.) Литература Античности является фундаментом европейской литературы и культуры. Особенностью античной литературы является тот факт, что все литературные произведения этого периода созданы на основе мифов.

Античная литература представлена такими родами литературы как эпос, лирика и драма.

Античный эпос

Античная лирика

К VII в. до н.э. интерес к героическим подвигам и эпосу сменяется интересом к переживаниям отдельного человека. Интересы отдельной личности выражает лирика. Главным признаком лирики является субъективность, открытие внутреннего мира человека. Античная лирика по виду делится на декламацию и вокал. Декламация представлена ямбом (поэзия Архилоха, чьи сатирические ямбы получили широкую известность) и элегией (поэзия Тиртея).

изображение Сапфо на античной фреске

Из поэтических памятников Древнего Рима следует отметить поэзию Овидия, Горация, Вергилия, Катулла — древнеримских поэтов I в. до н.э.

Античная драма

Античная драма представлена трагедией и комедией. Оба вида драмы показывались в греческом театре, где актёры надевали маски и котурны (высокая обувь на деревянном каблуке), чтобы больше походить на изображаемых ими богов и героев.

Многие произведения античной литературы не дошли до наших дней, их уничтожили пожары и само время. Но знакомясь с тем наследием, что нам досталось, мы можем и сегодня соприкоснуться с древностью и почувствовать, чем жили люди в те неизмеримо далёкие годы.

2.Мелическая поэзия. Алкей, Сапфо; Анакреонт и анакреонтика.

В творчестве Алкея и Сапфо мы находим многочисленные примеры использования традиционных жанров, обогащенных, однако, индивидуальным мировосприятием художника.

Алкей видел, что власть уходит из рук старинных родов, и переживал крушение своего класса горячо и искренне. С большой силой звучит призыв Алкея к соратникам взяться за оружие, чтобы отстоять свои права. При этом лесбосский поэт не видит в переменах политической обстановки, в переходе власти из рук в руки какой-либо закономерности и целесообразности. Государство представляется ему кораблем, который носят по морю разбушевавшиеся ветры, и только на пирушке в кругу друзей поэт находит забвение от треволнений борьбы

4.Элегия и ямб. Архилох.

Среди всех лирических жанров элегия и ямб наиболее активно отражают осознание человеком происходящих в мире перемен и поиски им своего места в новых исторических условиях

Элегия Тиртея обращена к коллективу граждан, которых он побуждает принять активное участие в войне и тем самым выполнить свой общественный долг.

В глазах Архилоха лишена всякого смысла погоня за славой ценой жизни: умерший не пользуется у сограждан ни почетом, ни славой, живые ищут расположения живых, а доля покойника — худая доля. В окружающем его мире Архилох не видит закономерности и целесообразности. Сила выражения владеющего им чувства делает Архилоха поистине первым лирическим поэтом

Рекомендуемая литература

1.История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983. 584 с.

2.Лосев А. Ф. Античная литература: учебник для высшей школы. М., 2005. 541 с.

3.Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1982. 287 с.

4.Тронский И. М. История античной литературы: учебник для студентов филологических специальностей университетов. М., 2008. 463 с.

1.Анпеткова-Шарова Г. Г. Античная литература: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 021700 Филология. М., СПб., 2004. 479 с.

2.Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука: словарь-справочник. М., 2002. 351 с.

3.Античная лирика: греческие поэты. М., 2001. 958 с.

5.Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн.1. Литература древнего мира. М., 1997. 255 с.




6.Гиленсон Б.А. История античной литературы: Древняя Греция. Древний Рим: учеб. пособие для студентов филол. фак. пед. вузов: в 2 кн. М., 2002. 2 кн.

7.Доватур А. И. Феогнид и его время. Л., 1989. 207 с.

8.Остудина С. В. История зарубежной литературы: Программа и методические указания для студентов специальностей 031001.65 Филология и 030601.65 Журналистика. СПб.: Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, 2009. 136 с.

9.Тахо-Годи А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999. 717 с.

10.Тахо-Годи А. А. Вступительная статья // Античные гимны. М., 1988. С. 5—55.

11.Шорохина Е В. Античная литература: конспект лекций. М., 2005. 80 с.

12.Ярхо В. Н. Вступительная статья // Древнегреческая мелика. М., 1988. С. 5—69.

13.Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Эпос. Ранняя лирика. М., 2001. 366 с.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что входит в понятие древнегреческой лирики?

2.Мелическая поэзия и ее основные представители.

3.Каова тематика поэзии Алкея?

4.В чем заключаются содержательные и художественные особенности творчества Сапфо?


Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Содержание

Общие сведения

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне.

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.

Публичность

Музыкальность

Стихотворная форма

Традиционность

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Идейное наполнение и ценности

Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

Подъем земной красоты

Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

Философия

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла свое значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.


Греческая лирика — изумительнейшее и интереснейшее явление всеобщей литературы. Лирическая поэзия, перед которой возникла задача выразить мысли и чувства человека, отражающаяся с музыкальным сопровождением, воспроизводившим прекрасные звуки лиры, красоту и богатство внутреннего мира человека.

В VIII–VII вв. до н. э. древнегреческие общины потерпели крупные изменения. На их территории стали появляться города-государства — полисы, куда съезжались торговцы и ремесленники, чтобы увеличить свои богатства. Господство крупных землевладельцев тяжело сказывалось на жизни бедных земледельцев Древней Греции. Большое количество людей, разоряясь и лишаясь средств к существованию, шли в кабальную зависимость к аристократам или присоединялись к бедноте. Ремесленники и торговцы желали политической власти, а земледельцы и бедняки считали их зачинщиками своей бедноты.

Конфликты того времени привели к массе переворотов в общинах Древней Греции, что послужило изменениям в древнегреческом родовом строе. В античной литературе бурные конфликты подтолкнули к рождению и распространению лирики.

В лирике главную роль играет душевный мир человека античного времени, его чувства, которые отражают различные реалии его жизни.

Основу древнегреческой лирики составляла культовая и обрядовая фольклорная песня.По исполнению в состав лирики входили монодии — музыкальное исполнение одним человеком и песни хоровые. Поэзия с многообразными стихотворными размерами и воспроизводимая под звуки лиры называлась мелической песней (с греч. обозначает melos — песня).

Лирику античности делят на главные виды: элегия и ямб. Эти жанры, которые возникли в Ионии, являются основными жанрами лирики. Они имеют близкое отношение к фольклорным обрядовым песням, их содержание обогащает и возвышает фольклор: народные произведения перерастают в индивидуальную лирику, в которой отражаются политическая борьба эпохи, противоречия и взгляды мирового видения.

Деление греческой лирики на вокальную и декламационную имело не узкоформальное значение. Эти виды поэзии достаточно четко разграничивались и по содержанию: размышления на общественные личные темы, публицистическая полемика; в сольной мелике находит преимущественное выражение мир личных чувств и переживаний человека; хоровая лирика же связана главным образом с обрядом, и для нее особое значение сохраняет миф как часть священной истории народа.

Элегическая лирика свое начало берет с причитаний. К примеру на русском языке оно звучит так:

(Феогнид; пер. В. В. Вересаева)

Однако элегия — жанр не только пессимистичного типа. В ней содержались размышления на различные тематики: нам известны военные (поэзия Тиртея), политические (отрывки Солона, Феогнида), любовные элегии (произведения Мимнерма), а также в форме призыва. Элегический жанр лирики можно было услышать на многих пирах и праздниках. Песни исполнялись чаще всего под аккомпанемент фригийской флейты. По характеру строения стихов элегии самое главное отличие заключалось в постоянном чередовании гексаметра со стихом другого строя, пентаметром, образующее строфу из двух стихов, элегический дистих, что значится под элегическим двустишием.

Абсолютно отличного происхождения от элегии был ямб. На празднествах плодородия, где в основном играло разгулье, брань, раздор и сквернословие, исполнялись песни сатиричного типа, которые были нацелены обличить некоторых граждан, иногда и целые коллективы в содеянном. Люди верили, что ямбы оказывают магические действия на плодородность земли. К тому же песни ямбического характера служили и фольклорным средством общественного порицания.

Одним из популярных авторов древнегреческой ямбической лирики считался поэт Архилох.

«Что в голову забрал ты, батюшка Ликамб ?

Кто разума лишил тебя?

Умен ты был когда-то. Нынче ж в городе

а — Отец девушки Необулы; он отказал поэту в руке своей дочери, за что Архилох и бичует его своими ямбами.

Кроме него ямбические стихотворения писали Симонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский (VI в. до н. э.) и др.

Авторами элегий и ямбов становились совершенно не профессиональные певцы, типа аэдов и рапсодов, а люди практической политики, видные деятели эпохи. Это можно считать образцово для политической роли лирики.

Следующий немаловажный жанр лирики — мелика (песенная лирика). Она была сильнее связана с музыкальным сопровождением, чем ямб и элегия, постепенно превращавшиеся в чисто литературный жанр и терявшие исконную связь с музыкой. В отличие от ямба и элегии, где повторялись или попарно чередовались стихи или двустишия в одном размере (ямбы, дактили), мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф, сложных и чрезвычайно разнообразных по своим поэтическим размерам.

Стихотворения мелического жанра древнегреческой лирики VII–VI вв. до н. э. принято делить на сольные (монодические) и хоровые.

Сольная мелика особенно развилась на острове Лесбос, родине двух крупных древнегреческих поэтов — Алкея и Сапфо. Третьим прославленным представителем сольной мелики был Анакреонт.

«Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко

Пред тобой сидит, твой звучащий нежно

Перестало сразу бы сердце биться:

Лишь тебя увижу, уж я не в силах

Но немеет тотчас язык, под кожей

Быстро легкий жар пробегает, смотрят,

Потом жарким я обливаюсь, дрожью

Члены все охвачены, зеленее

Становлюсь травы, и вот-вот как будто

Но терпи, терпи: чересчур далёко

Хоровая, меликабыла тесна связана с культом и обрядом.В Древней Греции использовалась обычно в торжественных случаях, потому она отличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимны богам (дифирамбы — в культе Диониса, пеаны — в культе Аполлона и др.), парфении (песни девушек), эпиникии — песни, прославляющие победителя на спортивных состязаниях, которые имели у греков общественное значение, так как победы атлетов составляли славу города, общины. Победитель воспевался в лирических эпиникиях не только как личность, но и в еще большей степени как представитель общины.

Хоровая лирика достигла расцвета прежде всего в Спарте, поэтому в ней воспевались идеалы спартанской доблести с ее гордой и суровой моралью: вся жизнь человека посвящена исполнению долга перед отечеством.

Из известных нам представителей древнегреческой хоровой мелики первый по времени — Алкман (вторая половина VII в. до н. э.). От него сохранились лишь небольшие цитаты и один большой отрывок из парфения. В небольших фрагментах дошло до нас и творчествоСтесихора — автора лирических поэм с мифологическим сюжетом:

«Песнь всенародную в честь харит

Надо петь лепокудрых,

Фригийский напев применяя,

Самый крупный представитель торжественной хоровой мелики — Пиндар(518–442 гг. или 438 г. до н. э.). Кроме Пиндара из мелических поэтов большой популярностью у греков пользовалисьСимонид Кеосскийи Вакхилид, которым, как и Пиндару, принадлежат стихотворения чуть ли не всех видов древнегреческой лирики.

  1. Борухович В. Г. История Древнегреческой литературы — МГУ, 1982. с.4–12, 96–101
  2. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. Энцикл., 1962–1978, с. 345
  3. Радциг С. И. История древнегреческой литературы — М.: Высш. школа, 1982. с. 111–112
  4. Тронский И. М. История античной литературы — Л.,1946. с. 73–73
  5. Федоров Н. А. Греческая лирика. — М., 1963.
  6. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика — М.,1967. с. 11

Основные термины (генерируются автоматически): VII, древнегреческая лирика, Древняя Греция, песнь, хоровая лирика, ямб, греческая лирика, музыкальное сопровождение, хоровой мелик, ямбическая поэзия.

Похожие статьи

Функциональность хора в пространстве древнегреческого.

Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал Богом

Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты.

Древнегреческая драма была основана на чередовании хоровых и речевых партий.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Изучение греческих и римских авторов -кратчайший путь к

Жил Висенте, португало-испанский поэт и драматург, чья испаноязычная лирика стояла у истоков культа.

Особенности стихосложения поэзии серебряного века

Лирика Серебряного века многообразна и очень музыкальна.

В каждом стихотворении был вычислен стихотворный размер (Хорей, Ямб, Дактиль, Амфибрахий, Анапест; виды стихотворений, с которыми столкнулись во время исследования — Вольный стих, Белый стих.

Аполлон: амбивалентность культа и образа | Статья в журнале.

Ключевые слова: Древняя Греция, Аполлон, культ, Дельфийский оракул, Дидимский оракул, музы.

Амбивалентность культа. Кроме того, Аполлон всегда считался самым греческим богом из всех олимпийцев, хотя совмещал в себе различные начала: в его культе прослеживаются.

Культурные коды в поэтическом дискурсе (на материале. )

В данной статье рассматриваются культурные коды в поэтическом дискурсе на материале переводов лирики современного болгарского поэта Георги Господинова. Цель статьи — выявление и анализ культурных кодов в поэзии Господинова.

Новый Ренессанс античного театра в современной опере.

Мудрый древнегреческий хоровой стасим напоминает и заключительный хор “Видений Иоанна Грозного”.

Хоровые стасимы “Антигоны”, как в античные времена, исполняются без музыкального сопровождения.

Так фригийский лад у древних греков нес возбужденную.

Гёте И. В. Фауст-лирика.

Основные термины (генерируются автоматически): Восток, образ, VII, немецкий поэт.

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной.

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Функциональность хора в пространстве древнегреческого.

Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал Богом

Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты.

Древнегреческая драма была основана на чередовании хоровых и речевых партий.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Изучение греческих и римских авторов -кратчайший путь к

Жил Висенте, португало-испанский поэт и драматург, чья испаноязычная лирика стояла у истоков культа.

Особенности стихосложения поэзии серебряного века

Лирика Серебряного века многообразна и очень музыкальна.

В каждом стихотворении был вычислен стихотворный размер (Хорей, Ямб, Дактиль, Амфибрахий, Анапест; виды стихотворений, с которыми столкнулись во время исследования — Вольный стих, Белый стих.

Аполлон: амбивалентность культа и образа | Статья в журнале.

Ключевые слова: Древняя Греция, Аполлон, культ, Дельфийский оракул, Дидимский оракул, музы.

Амбивалентность культа. Кроме того, Аполлон всегда считался самым греческим богом из всех олимпийцев, хотя совмещал в себе различные начала: в его культе прослеживаются.

Культурные коды в поэтическом дискурсе (на материале. )

В данной статье рассматриваются культурные коды в поэтическом дискурсе на материале переводов лирики современного болгарского поэта Георги Господинова. Цель статьи — выявление и анализ культурных кодов в поэзии Господинова.

Новый Ренессанс античного театра в современной опере.

Мудрый древнегреческий хоровой стасим напоминает и заключительный хор “Видений Иоанна Грозного”.

Хоровые стасимы “Антигоны”, как в античные времена, исполняются без музыкального сопровождения.

Так фригийский лад у древних греков нес возбужденную.

Гёте И. В. Фауст-лирика.

Основные термины (генерируются автоматически): Восток, образ, VII, немецкий поэт.

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной.

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Читайте также: