Античная цивилизационная модель полис и цивитас кратко

Обновлено: 08.07.2024

Неповторимость и уникальность античной цивилизации на общем фоне истории древнего мира. Характерные особенности античной цивилизации. Динамизм. Создание условий для свободного и всестороннего раскрытия всех физических и духовных возможностей, заложенных природой в каждой отдельно взятой человеческой личности. Антропоцентризм греческой цивилизации. Отношение к религии и рациональная оценка мира. Античное общество как общество открытого типа, ориентированное на широкие контакты с внешним миром с целью обмена не только различными материальными ценностями, но и всевозможной полезной информацией. Стремление перенять из чужих культур все наиболее ценное и полезное и сделать заимствованное органической частью своей собственной культуры. Античная цивилизация как основа европейской цивилизации. Вклад греков и римлян и римлян в европейскую культуру и их. влияние на систему ценностей европейцев.

Концепция античного рабовладельческого общества в историографии советского периода и ее критика в современной историографии. Исследование античной цивилизации в отечественной науке на современном этапе (работы И.Е. Сурикова, С.Г. Карпюка, Ю.В. Андреева, Г.А. Кошеленко, Э.Д. Фролова, В.В. Дементьевой, А.В. Махлаюка, А.С. Смышляева и других исследователей).

Периодизация истории Древней Греции. Проблема рождения феномена античной цивилизации: поиск причин. Переход к производству железа. Благоприятная геополитическая ситуация. Природный фактор. Фактор особой одаренности греков.

Споры из-за земли и воды как причина межполисных конфликтов. Летняя засуха и значение источников с питьевой водой. Почитание источников, рек и ручьев в качестве божеств. Острота проблемы водоснабжения. Избыток камня и глины. Редкость значительных месторождений металла. Импорт меди, железа, олова, серебра. Нехватка драгоценных металлов для чеканки монеты (в числе исключений – Аттика). Нехватка строевого леса.

Влияние борьбы за выживание на формирование черт характера греков. Изобретательность, изворотливость греческого интеллекта. Предприимчивость. Необыкновенная непоседливость. Чувство кровной связи с далекой родиной у колонистов. Склонность греков к передвижениям: греческая колонизация, чрезвычайно высокая подвижность отдельных индивидов, моркая торговля, путешествия, наемничество. Подвижность вертикальная: относительная свобода перемещения по ступенькам социальной лестницы. Смена места жительства, рода занятий, социального статуса.

Сельское хозяйство как основа благополучия и процветания полиса. Хора – сельскохозяйственная территория полиса. Взаимосвязь гражданского статуса и наличия земельной собственности. Тесная связь с землей основной массы населения полиса. Сочетание крестьянских добродетелей с чертами, присущими городскому жителю. Ремесло и торговля в полисах. Появление ремесленных кварталов. Новое осмысление городского уклада жизни в Афинах. Избыток свободного времени.

Писистрат: приход к власти и деятельность. Разъездные судебные коллегии. Внешняя политика Писистрата. Религиозная и культурная политика. Писистратиды и свержение тирании.

Реформы Клисфена и рождение афинской демократии. Новое административное деление (филы, триттии, демы). Коллегия стратегов. Роль экклесии. Совет пятисот. Закон об остракизме. Характер клисфеновской демократии.

Афинская демократия в V в. до н.э. Морская программа Фемистокла и увеличение роли фетов в политической жизни Афин. Реформа архонтата. Деятельность Кимона. Эфиальт и реформа Ареопага.

Расцвет афинской демократии при Перикле. Введение оплаты труда должностных лиц. Закон о гражданстве. Введение теорикона. Клерухии. Строительство в Афинах при Перикле. Внешняя политика. Политика в отношении союзников. Понтийская экспедиция Перикла. Основание Фурий. Обострение отношений со Спартой.

Основные принципы афинской демократии. Государственное устройство демократических Афин. Экклесия. Буле. Совет ареопага. Гелиэя. Коллегии магистратов. Архонты и стратеги. Достоинства и недостатки афинской демократии.

Спарта как тип полиса. Дорийское заселение Пелопоннеса. Формирование Спартанского полиса. Мессенские войны. Ресурсы Спартанского полиса. Структура общества в спартанском полисе. Спартиаты. Периэки. Илоты. Реформы Ликурга и их причины. Проблема датировки реформ и личности Ликурга. Цель реформ. Государственное устройство Спарты, его смешанный характер. Царская власть. Герусия. Апелла. Коллегия из пяти эфоров. Военная организация. Создание Пелопоннесского союза. Пелопоннесская война и противостояние двух военно-политических союзов.

Эллинистический полис. Создание державы Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства. Греческий полис на эллинистическом Востоке. Верховное право собственности монарха на полисную землю. Условное владение полисным коллективом определенной территорией. Право гражданина владеть клером и военная служба царю. Полис как коллективный клерух. Категория гражданина – подданного. Материалы из Дура-Европоса об эллинистическом полисе. Регулирование Селевкидами процесса основания новых полисов на Востоке. Внедрение военных поселенцев – катойков – в состав граждан. Тесные связи полисов и династии Селевкидов. Полисы как опора державы Селевкидов. Вопрос о гражданстве населения эллинистического полиса. Привилегированное положение Греко-македонян в городе. Последствия парфянского завоевания для греческих и македонских поселенцев. Проникновение местного населения в гражданский коллектив города.

Городской строй полисов государства Селевкидов. Народное собрание. Стратег и эпистат. Совет. Ужесточение контроля центрального правительства над городским самоуправлением в парфянское время. Постепенный упадок греческих полисов в составе Парфянского царства.

Римская цивитас. Периодизация истории Древнего Рима. Италия как жемчужина Средиземноморья и страна изобилия по отзывам древних авторов. Части Италии.

Центральное положение Италии в Средиземноморье и стратегически выгодное положение страны. Италия как мост, соединяющий Европу с Африкой, Западное Средиземноморье с Восточным. Отдаленность от древних цивилизаций Востока в начале 1 тыс. до н.э.

Области Италии. Долина р. По как житница Италии. Климат Северной Италии. Галлы. Цизальпинская Галлия. Апеннины. Восточное засушливое побережье как задворки Италии. Западное побережье. Плодородные области, удобные бухты, несколько больших рек. Тибр. Этрурия, Лаций и Кампания как самые благодатные области Италии. Избыток плодородной земли и воды в Этрурии. Запасы металлов в Этрурии. Плодородие Кампании. Удобные бухты, термальные источники. Положение Лация на пересечении важнейших сухопутных, речных и морских путей, соединявших северные и южные, приморские и внутренние области страны. Выгодное местоположение в Лации у Рима. Великая Греция – южное побережье Италии и Сицилия. Греческие города. Тарент как самый большой и могущественный из греческих городов Италии. Область Самний в горах центральной части Апеннин. Самнитский союз. Луканы и бруттии в горах южной Италии.

Население Италии. Италия как самая многолюдная страна Средиземноморья. Италики: латины, сабины, оски, самниты, луканы, бруттии. Греки Великой Греции и Кампании. Этруски. Галлы в Северной Италии. Романизация Италии к началу нашей эры.

Восприятие земли как божественного дара и как собственности коллектива в целом. Собственность (dominium), владение (posessio) и обеспеченность прав на землю и свободу отчуждения. Ager publicus как общеполисная земля. Posessio как аренда земли на ager publicus. Ager quaestorius – завоеванные италийские земли, которые после захвата попадали в ведение квесторов; ager provincialis – земли в провинциях. принадлежавшие всему римскому народу; ager stipendiarius – часть ager provincialis, которая отдавалась жителям провинций в долгосрочную аренду.

Запрет на храмовое землевладение. Три типа хозяйств. Мелкие крестьянские хозяйства. Виллы. Латифундии. Запрет порабощения сограждан. Отмена долгового рабства по закону Петелия. Особый юридический статус римских рабов. Возможность манумиссии с предоставлением прав римского гражданства.

Античное рабство. Значительная роль рабов интеллигентных профессий.

Городское обустройство Рима. Особенная неповторимость для римлян их города, восприятие ими своей общины как единственной в своем роде. Urbs (собственно город Рим) и ager (находившаяся под его властью территория). Pomerium как магическая черта, защищавшая жизнь общины от внешних враждебных сил. Палатинский холм. Форум как интегрирующий элемент гражданской жизни римской общины в ее городском, архитектурно-планировочном оформлении. Священная улица. Курия. Комиций. Ростры. Храм Согласия.

Атриум как центральное помещение жилого дома римского гражданина. Священные места почитания богов. Храм Юпитера Всеблагого и Всевеличайшего. Публично-божественно-правовой механизм в практическом применении.

Черты идеологии римской цивитас. Представление о свободе народа (libertas). Mores maiorum (традиции и обычаи предков) – нормы, по которым жило все римское общество. Этическая (поведенческая) общность как главная для римлян в их самоидентификации. Критерии нравственного поведения. Краеугольные камни римской этики: fides, dignitas, virtus, auctoritas, honos. Mos Romanus – система представлений о римских доблестях. Примеры предков – exempla maiorum. Поддержание исторической памяти. Гентильно-генеалогическая мемориальная практика. Политическая культура. ее аспекты в практическом проявлении: вербальный (речи ораторов), игровой (политика в театре), церемониальный (игры).

Проблема кризиса римского полиса. Реформы братьев Гракхов. Гражданские войны. Диктатура Юлия Цезаря.

Возникновение полиса, его государственное устройство. Элементы и структура римского civitas. Экономическая и социальная структура полиса. Специфика и основные аспекты римского гражданства. Сравнительная характеристика греческого полиса и римского civitas.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.06.2012
Размер файла 48,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Общеполисные земли (ager publicus), если они располагались непосредственно на территории римской общины, арендовались отдельными ее гражданами, арендные платежи поступали в римскую казну. В Италии земли категории ager publicus находились в наследственной аренде не только у римских граждан, но и у знатных граждан италийских союзнических общин. Завоеванные италийские земли, которые после захвата попадали в ведение квесторов, назывались ager quaestorius. Эти земли квесторы продавали гражданам, но что фактически продавалось -- земля или вечный посессий (право владения), -- вопрос дискуссионный. Земли в провинциях, принадлежавшие всему римскому народу, назывались ager provincialis. Та часть ager provincialis, которая отдавалась жителям провинций в долгосрочную аренду, называлась ager stipendiarius.

Вне зависимости от формы земельной собственности создавались три типа хозяйств: мелкие крестьянские хозяйства (до 30 югеров земли), виллы (до 500 югеров) с использованием полутора-двух десятков рабов в земледелии, ориентированные на рынок некоторыми видами своего производства сельскохозяйственной продукции, и латифундии, крупные хозяйства, в скотоводстве которых также использовался рабский труд, но земля обрабатывалась колонами (свободными крестьянами-арендаторами).

Принципиальные наблюдения об античном рабстве, сделанные И. Е. Суриковым в первой лекции данного курса, применимы и к рабству римскому. Конечно, рабов в Римском государстве рассматриваемой эпохи в абсолютных цифрах неминуемо должно было быть больше, чем в любом греческом. Но удельный вес рабского труда в производстве материальных благ в римской экономике сопоставить с таковым в хозяйственной сфере греческих полисов практически невозможно из-за разницы масштабов производства и отсутствия количественных данных (во всяком случае, мы не можем даже в каком-то приближении это сделать). Роль рабов интеллигентных профессий в период Республики была в Риме значительна: учили, лечили и развлекали римлян в немалом количестве именно рабы. Рабский труд в римской экономике применялся и в сельскомхозяйстве, и в ремесле, тем не менее рабы, находившиеся в собственности римских граждан (или общины в целом), не были основными производителями материальных благ. Трактовка античного рабства как основы способа производства и структурообразующего элемента рабовладельческой социально-экономической формации, выработанная в марксистской историографии, во многом не коррелирует с нашими представлениями о полисной античности.

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что древнеримский civitas и древнегреческий полис очень сходны друг с другом. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Civitas Древнего Рима, который во многом продолжил античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.

Итак, полис. Полис римский и гражданская община называлась цивитас (civitas). Она в Риме была ярко выраженная аристократическая; аристократия, патриции всем командовали. Много роднит римскую культуру с греческой, несмотря на все противопоставления, также и у полисов в Риме (у цивитас) много общего с греческим полисом: народные собрания, гражданин - это воин или земельный собственник одновременно.

Но если у греческо-эллинского полиса вся жизнь пронизана множеством незримых связей между людьми, множеством неформальных, тёплых отношений: союзы, сообщества, коллегии, союзы по профессиям, философские школы, религиозные общества, пифагорейцы, орфические братства, элевсинские братства, мистерии. Это порождало неформальный характер греческого права, очень конкретный, а полису придавало внутреннее единство, и он не стремился к расширению.

А для римской жизни и мышления как раз характерны, как я уже говорил, формализм, внешняя регламентация, внешняя субординация, рассудочная универсальность, стремление всё систематизировать, включая ту же религию и всю жизнь, на основе нескольких абстрактных принципов. Поэтому римляне создали и язык, который является языком мировой науки, и очень конкретный, и систематичный, и логичный. И они создали римское право.

Римлянам присуще юридическое мышление, римлянин мыслит себя как связанный сделками с богами, с семьёй, соотечественниками. Если он будет соблюдать все эти обеты, молитвы, жертвоприношения, договоры, клятвы, то всё будет у него хорошо. Это очень глубинное, существенное отличие римского цивитас от греческого: юридический характер мышления, постоянная военная экспансия.

Список использованной литературы

греческий полис римский цивитас

1. Ассман Я. Культурная память: Письма, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Перевод с немецкого М. М. Сокольской. М., 2004.

2. Дементьева В. В. «Меритократия Римской Республики: право, ритуал, политическая культура // IVS ANTIQVVM. Древнее право. М., 2006. № 1 (17). С. 55-64.

4. Дементьева В. В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. Учебное пособие Ярославль: ЯрГУ, 2004.

5. Дементьева В. В. Магистратская власть Римской Республики: содержание понятия imperium // ВДИ. 2005. № 4. С. 63-72.

9. Дождев Д. В. Методологические проблемы изучения римского права: индивид и гражданское общество // ВДИ. 2003. № 2. С. 91-111.

11. Кофанов Л. Л. Юридико-религиозный характер римской fides // IVS ANTIQVVM. Древнее право. М., 2002. № 2 (10). С. 63-72.

12. Кузищин В. И. Формирование права частной собственности в римской юриспруденции во II--I вв. до н. э. // Вопросы истории. 2008. № 6. С. 26-36.

17. Маяк И. Л. Проблема собственности у Авла Геллия // IVS ANTIQVVM. Древнее право. М., 2000. № 1 (6). С. 79-85.

19. Сидорович О. В. Анналисты и антиквары: римская историография конца III--I вв. до н. э. М., 2005.

20. Религия и община в Древнем Риме. М., 1994.

21. Жреческие коллегии в Раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2001.

22. История древних цивилизаций. Государство и право Древнего Рима. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2006.


Греческая цивилизация

Предысторией античности следует считать крито-микенский период истории Древней Греции, а именно всю Минойскую цивилизацию с XXX до XII веков до н. э. Своё название она получила от царя Миноса.

Античная цивилизация

Рис. 1. Античная цивилизация.

Датой начала периода античности следует считать 776 год до н. э., то есть проведение первых Олимпийских игр. Это событие совпало с закатом бронзового века. Для Греции VIII–VI веков характерно:

  • Начало великой греческой колонизации. Греки стали первым народом после финикийцев, который создал колонии за пределами своих основных земель.
  • Рост производства железа, а значит, и экономики.
  • Формирование полисных структур и существование тираний.

V–IV века до н. э. считаются периодом классической Греции. На эти годы пришёлся расцвет полисной организации. Ведущим полисом стали Афины, они создали Делосский союз и вступили в борьбу со Спартой за гегемонию в Греции — Пелопоннесскую войну 431–404 годов до н. э. Афины проиграли её. Наибольший период их расцвета пришёлся на правление полководца Перикла в 443–429 годах до н. э. В V веке до н. э. греки смогли остановить экспансию огромной Персидской империи, простиравшейся от Эгейского моря до Инда.

Период с IV по I век до н. э. считается эллинистическим. С ним связано создание империи Александра Македонского и её экспансия на восток до реки Инд и создание государств с греческими правителями на территории Египта (династия Птолемеев) и на Ближнем Востоке (династия Селевкидов).

Мир эллинизма пришёл в упадок к середине II века до н. э. и был поглощён римлянами к 27 году до н. э.

Древняя Греция

Рис. 2. Древняя Греция.

Римская цивилизация

Её история началась с основания Рима в 753 году до н. э. До 509 года до н. э. им управляли цари, а далее был республиканский период, который завершился в 27 году до н. э. В республиканском строе сосуществовали демократические, олигархические и монархические черты.

Римская империя просуществовала с 27 года до н. э. и до 476 года н. э. Территория империи достигла максимальных пределов к началу II века н. э. при императоре Траяне: от Междуречья на востоке и до Иберийского полуострова на западе, от Ливийской пустыни на юге и до реки Дунай и Англии на севере. С 324 года императором Константином в качестве основной религии было введено христианство. В 330 году столицу из Рима перенесли в Константинополь. В 395 году она была разделена на Западную и Восточную примерно по линии Адриатического моря и северо-восточной Ливии.

Древний Рим

Рис. 3. Древний Рим.

Что мы узнали?

Античные цивилизации, а именно Древнюю Грецию и Древний Рим, кратко проходят в школьном курсе по истории Древнего мира в 5 классе. Они имели ряд отличий друг от друга, например, Рим всегда был одним государством, а Греция состояла из полисов, а в период эллинизма — из нескольких крупных царств.

Изучая историю античности, включая Рим, учёные задавались вопросом, в чём состоит специфика античного мира, чем он отличается от других исторических явлений, чем объясняется его особый характер. Было также отмечено, что институты и процессы в Греции и в Риме во многом схожи, но имеют и свои особенности; в сходстве проявляется их однотипность, а в отличиях – их видовая принадлежность.

Содержание

↑Античные гражданские общины

Топографически античные гражданские общины выглядели как города- государства, к тому же к концу XIX в. и особенно в XX в. было открыто много городов-государств Древнего Востока, так что данный термин стали постоянно применять и в отношении государственных образований греко-римского мира, в том числе и в отечественной науке.

В советское время в отечественной науке проблеме полиса (цивитас) первоначально значения не придавали. Внимание историков, занимавшихся Римом, как и романистов, т.е. специалистов в области римского права, концентрировалось на классовой структуре и классовом характере государственных образований в античную эпоху. Перед учёными стояла задача прежде всего представить картину римского общества с помощью широких мазков, в целом., без детализации. На первый план вышла проблема рабства и рабовладельческой формации. Рим предоставлял для этого учёным богатый материал. В послевоенной период отечественная наука вышла на путь серьёзных исследований, претворявшихся в академической серии коллективных монографий, а также в авторских трудах М.Е. Сергеенко, Е.М. Штаерман, Л.А. Ельницкого, В.И. Кузищина и др.

Тогда были глубоко разработаны вопросы о патриархальном и классическом рабстве, фактически на огромном источниковом материале создана политэкономия античности. Рабовладение стало приметой античной эпохи, особенно рельефно выглядившей именно в Риме. Римское классическое рабство воспринимается в нашей стране и за её пределами в качестве эмблемы античного общества.

Не опровергая научной значимости многих исследований рабовладельческого Рима, следует отметить, что рабство и рабовладельческий строй хозяйства не являются единственно античной, римской чертой общества. В самом деле, достаточно вспомнить о колониальном рабстве в Североамериканских штатах Нового времени, о фашистской эксплуатации военнопленных, а также о похищенных террористами людях в наши дни, чтобы убедиться в этом.

Однако, вернёмся к римской цивитас как к модели античного полиса как к модели античного полиса и выскажем своё убеждение в полисной уникальности, определяющей характер античности с её неповторимой культурой.

↑Понятие полис

Для такого заявления необходимо обратиться к анализу терминологии. Напомним, что полис и прочие полисные структуры определяются либо как античная гражданская община, либо как город-государство. Разумеется, и то и другое правильно, но вместе с тем недостаточно. Ведь гражданские общины, т.е. общины граждан, встречаются уже в республиках Древнего Востока и в городах эпохи Возрождения, являются одновременно и государствами. Замечательные примеры их есть и в современных крошечных государствах Сан-Марино, Монако и др. Но ни в одном из упомянутых центров не развилось даже подобие античной культуры, неразрывно связанной с полисным обществом. Это и вынуждает нас признать недостаточность, неточность названных выше определений полиса-civitas. Думается, необходимо отметить предложенное корифеями отечественной науки (Н.А. Машкин, О.И. Савостьянова в процессе университетского преподавания, затем С.И. Ковалёв в печатном виде) уточнённое определение полиса: полис – это гражданская община с античной формой собственности. Поколения их учеников и коллег (В.О. Кудрявцев, С.Л. Утченко, Г.А. Кошеленко и др.) это определение приняли и таким образом углубили понимание полиса (civitas). Действительно, характер общества зависит от господствующей в нём формы собственности (прежде всего, на недвижимость). В античности сложилась (нигде и никогда более!) особая античная форма собственности. Она имеет двойственный характер: это индивидуальная частная собственность гражданских и сосуществующая с ней собственность всех граждан полиса на землю (ager publicus). Отметим здесь взаимообусловленность частного и общественного. При этом заметим, что коллективность здесь особая, общенародная, общегражданская. Ager publicus находитс в реальном распоряжении граждан, объединённых в народном собрании. В природных условиях Италии, при важнейшем значении сельского хозяйства в экономике Рима, характер земельной собственности явственно просматривается. Отсюда следует суть полисных структур. Они не только обладают самоуправлением, но и представляют собой социально-политические и одновременно социально-экономические образования. Именно civitas является основой античной римской культуры, и пока civitas Romana существует, живёт и развивается своеобразное римское общество, носитель уникальной античной культуры в её римском варианте.

↑Эволюция римской civitas

Среди учёных бытует мнение о том, что в результате Союзнической войны 90-88 гг. до н.э. история римского полиса заканчивается, он как бы растекается по Италии, превращаясь в известной мере в фикцию, потому что италийские жители перестают пользоваться одним из важнейших политических прав римского гражданина, правом голосовать на римском форуме (ius suffragii). Однако высказать своё мнение как гражданина можно было не только в самом Риме, но и в специальных пунктах – fora и consiliabula, известных как вполне живые организмы, судя по Гераклейской таблице, содержащей lex Julia Municipalis, т.е. закон Юлия ( Цезаря? Августа?) о муниципальной жизнедеятельности. В названных пунктах можно было решать не только сугубо местные, мелкие дела. Но главное – в другом. Если придерживаться последней из упомянутых дефиниций, то основной специфической чертой civitas была всё-таки античная форма собственности, определяющая общество, а не только полисное самоуправление. Характерно, что в позднереспубликанском и даже имперском Риме исчерпанный ager publicus обязательно пополнялся, если не благодаря завоеваниям, то с помощью покупки земли у частных лиц. Значит, правильнее говорить не о гибели, исчезновении римской civitas, а об её трансформации, равно как и о трансформации других италийских полисных структур (муниципиев, колоний). Все они после 88 г. до н.э. изменились, утратив те или иные присущие полису черты. Так, италийские полисы теряли, в первую очередь, независимость в отношениях с соседними общинами или далёкими странами, а Рим потерял свою замкнутость сначала на почве Италии, а затем и за её пределами, по мере распространения римского гражданства. Однако трансформация не идентична гибели. И развитие и расширение сферы воздействия римской культуры за пределами Апеннинского полуострова являются тому доказательством.

Необходимо отметить, ещё одно: именно утрата римской цивитас такой характерной полисной черты как замкнутость позволила Риму в конечном счёте стать великой средиземноморской державой и мощной империей.

Читайте также: