Анри бергсон иррационализм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Характеристика философии Шопенгауэра:

3) в гносеологии Ш. провозглашает примат интуитивного вида познавательной деятельности. Задача философии в познании сущности вещей, которая иррациональна, следовательно, разумом ее познать нельзя.




а) философское познание - выяснение стоящей перед людьми задачи;

б) эстетическое созерцание, т.е. созерцание прекрасного, возвышенного, наиболее полно воплощенных в искусстве. Благодаря искусству сущностные характеристики мира становятся более доступны для человека. И это следующая ступень освобождения человека от власти инстинктов, от подчинения злой, неуправляемой воле;

в) моральное самосовершенствование. Этическая программа Шопенгауэра включает в себя следующие основные положения:

- этический долг каждого человека – упразднение им воли к жизни в самих себе. Человек имеет своим призвание уничтожение породившей его воли. Почему? Коль скоро мировая воля это источник зла, то ее самоликвидация вполне морально оправдана и даже необходима;

- покорное принятие мучений, аскетизм, альтруизм и в результате полное упразднение эгоизма. Страдание выковывает сострадание к другому человеку, именно этой человеческой склонности Шопенгауэр отводил огромную роль. Подлинно моральный человек достигает своего рода святости, но атеистической святости. Шопенгауэр не верит в бога;

Шопенгауэр был первым европейским философом, предложившим этику абсолютного миро- и жизнеотрицания. Сам философ, пропагандируя добродетель аскетизма, никогда не делал никаких попыток провести в жизнь свои убеждения.

Продолжателем философии Шопенгауэра является Фридрих Ницше (1844-1900).

Характеристика философии Ницще:

С. Кьеркегор. Противопоставление идей иррационализма рационализму 19 века. Основные истины вцентре самосознания и самопереживания личности, главная из них та, что этот человек у м р е т, высшие истины веры и откровения. Подлинный гений философии - страх и трепет человека перед лицом смерти. Личностное переживание ожидания смерти как подлинное, истинное существование личности (экзистенция). Противопоставление двух образов, двух начал человека - эстетического и этического. Отсутствие в христианстве оптимизма и надежды на счастье в земной жизни.

Серен Кьеркегор (1813-1855) выдвинул идею "экзистенциального мышления". В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем. Вместе с тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях "страх", "сомнение", "трепет" и т.д. Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Г. Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут в человеке только
его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Безнравственность своей эпохи он усматривал в том, что всякое индивидуальное "забывается в общем". Он призывал к тому, чтобы внимательнее "вглядеться и вчувствоваться" в реальную человеческую жизнь, в личные страдания. Индивид Кьеркегора самоценен и возвышен, но он же - одинок и
беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в камере-одиночке. Не приняв межчеловеческое общение за возможную форму выхода из личностного одиночества, Кьеркегор возвращается в лоно христианской религии, в которой Бог также обладает личностной формой. Кьеркегор противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия.

Подлинная реальность А.Бергсона, рассматриваемая жизнь. Жизнь как творческая эволюция и жизненный порыв. Идея творческой эволюции. Непосредственное переживание предмета через интуицию и его важнейшая роль в понимании жизни. Интеллект как деятельность рассудка и его ограниченность.Социальность и мораль. Типы закрытой и открытой морали. Понятие времени.

Бергсон Анри Луи (1859—1941) — один из самых крупных философов Франции XX века. . Бергсон создал оригинальную философскую и этико-религиозную концепцию. Оставаясь в целом в пределах философии жизни, он создает динамическую картину эволюции мира и человеческого сознания. Развивая учение об интуиции, он обосновывал возможность новой метафизики.

Центром учения Бергсона, как считал он сам, является учение об интуиции, которую он противопоставляет интеллекту. Интеллект и его продукты — наука, как античная, так и современная, а также большинство философских систем — являются для него главными объектами критики. Интеллект имеет, по Бергсону, кинематографическую природу. Он делает моментальные снимки движения, которое потом пытается воспроизвести, суммируя их. Но сумма состояний покоя не может дать ничего большего, чем покой. Мы получаем лишь имитацию мирового движения, а не образ того, чем оно является в действительности.

Учение Бергсона в свое время было охарактеризовано как революция в философии. Она оказала большое влияние на интеллектуальную атмосферу Европы. Ее воздействие испытали Тейяр де Шарден, Тойнби, Уайтхед и др. Бергсон пользовался значительной популярностью и в России. Его размышления о природе сознания, об условиях возможности открытого общества не утратили интереса и в наши дни.

Характеристика философии Шопенгауэра:

3) в гносеологии Ш. провозглашает примат интуитивного вида познавательной деятельности. Задача философии в познании сущности вещей, которая иррациональна, следовательно, разумом ее познать нельзя.

а) философское познание - выяснение стоящей перед людьми задачи;

б) эстетическое созерцание, т.е. созерцание прекрасного, возвышенного, наиболее полно воплощенных в искусстве. Благодаря искусству сущностные характеристики мира становятся более доступны для человека. И это следующая ступень освобождения человека от власти инстинктов, от подчинения злой, неуправляемой воле;

в) моральное самосовершенствование. Этическая программа Шопенгауэра включает в себя следующие основные положения:

- этический долг каждого человека – упразднение им воли к жизни в самих себе. Человек имеет своим призвание уничтожение породившей его воли. Почему? Коль скоро мировая воля это источник зла, то ее самоликвидация вполне морально оправдана и даже необходима;

- покорное принятие мучений, аскетизм, альтруизм и в результате полное упразднение эгоизма. Страдание выковывает сострадание к другому человеку, именно этой человеческой склонности Шопенгауэр отводил огромную роль. Подлинно моральный человек достигает своего рода святости, но атеистической святости. Шопенгауэр не верит в бога;

Шопенгауэр был первым европейским философом, предложившим этику абсолютного миро- и жизнеотрицания. Сам философ, пропагандируя добродетель аскетизма, никогда не делал никаких попыток провести в жизнь свои убеждения.

Продолжателем философии Шопенгауэра является Фридрих Ницше (1844-1900).

Характеристика философии Ницще:

С. Кьеркегор. Противопоставление идей иррационализма рационализму 19 века. Основные истины вцентре самосознания и самопереживания личности, главная из них та, что этот человек у м р е т, высшие истины веры и откровения. Подлинный гений философии - страх и трепет человека перед лицом смерти. Личностное переживание ожидания смерти как подлинное, истинное существование личности (экзистенция). Противопоставление двух образов, двух начал человека - эстетического и этического. Отсутствие в христианстве оптимизма и надежды на счастье в земной жизни.

Серен Кьеркегор (1813-1855) выдвинул идею "экзистенциального мышления". В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем. Вместе с тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях "страх", "сомнение", "трепет" и т.д. Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Г. Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут в человеке только
его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Безнравственность своей эпохи он усматривал в том, что всякое индивидуальное "забывается в общем". Он призывал к тому, чтобы внимательнее "вглядеться и вчувствоваться" в реальную человеческую жизнь, в личные страдания. Индивид Кьеркегора самоценен и возвышен, но он же - одинок и
беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в камере-одиночке. Не приняв межчеловеческое общение за возможную форму выхода из личностного одиночества, Кьеркегор возвращается в лоно христианской религии, в которой Бог также обладает личностной формой. Кьеркегор противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия.

Подлинная реальность А.Бергсона, рассматриваемая жизнь. Жизнь как творческая эволюция и жизненный порыв. Идея творческой эволюции. Непосредственное переживание предмета через интуицию и его важнейшая роль в понимании жизни. Интеллект как деятельность рассудка и его ограниченность.Социальность и мораль. Типы закрытой и открытой морали. Понятие времени.

Бергсон Анри Луи (1859—1941) — один из самых крупных философов Франции XX века. . Бергсон создал оригинальную философскую и этико-религиозную концепцию. Оставаясь в целом в пределах философии жизни, он создает динамическую картину эволюции мира и человеческого сознания. Развивая учение об интуиции, он обосновывал возможность новой метафизики.

Центром учения Бергсона, как считал он сам, является учение об интуиции, которую он противопоставляет интеллекту. Интеллект и его продукты — наука, как античная, так и современная, а также большинство философских систем — являются для него главными объектами критики. Интеллект имеет, по Бергсону, кинематографическую природу. Он делает моментальные снимки движения, которое потом пытается воспроизвести, суммируя их. Но сумма состояний покоя не может дать ничего большего, чем покой. Мы получаем лишь имитацию мирового движения, а не образ того, чем оно является в действительности.

Учение Бергсона в свое время было охарактеризовано как революция в философии. Она оказала большое влияние на интеллектуальную атмосферу Европы. Ее воздействие испытали Тейяр де Шарден, Тойнби, Уайтхед и др. Бергсон пользовался значительной популярностью и в России. Его размышления о природе сознания, об условиях возможности открытого общества не утратили интереса и в наши дни.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



39. Иррационализм А.Бергсона

С начала XX в. постепенно приобретает влияние на психологическую науку, социологию и искусство так называемый психоанализ— учение австрийского психиатра 3. Фрейда (1856—1939). В первый период своей деятельности Фрейд развивал мысль о том, что в основе поведения и психической жизни человека лежат подсознательные, иррациональные импульсы и стремления сексуального характера. В дальнейшем Фрейд и особенно его ученики попытались и развитие общества, социальные отношения объяснить, исходя из биологических и психологических инстинктов и влечений человека. В этот же период волна иррационализма стала захлестывать и буржуазное искусство. В литературе, изобразительном искусстве и музыке характерными чертами становятся отречение от реалистической традиции классиков, замена закономерно развивающегося действия беспорядочным потоком переживаний, разложение формы и утрата содержания, отказ от ясности, логической стройности, прославление бессмысленности, алогизма, выпячивание подсознательных мотивов и не поддающейся контролю разума игры иррациональных сил.
Крупнейшим представителем иррационализма начала XX в. был французский идеалист Анри Бергсон (1859—1941). В своей философии Бергсон довольно искусно сплавил воедино идеи, заимствованные у немецких иррационалистов (Шеллинга и Шопенгауэра), и спиритуалистические и иррационалистические идеи французских идеалистов Мен де Бирана и Э. Бутру. Философия Бергсона столь же антиинтеллектуалистична и иррационалистична, как и философия Ницше, но эти ее черты выражены в менее грубой форме.

40. Философия всеединства Вл.Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900 гг.) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно было стать христианство. Религиозные мыслители и до, и после Соловьева не раз высказывали эту идею, но они, говоря о христианстве как основе мировоззрения, как правило, подразумевали какую-то одну христианскую конфессию: православие, католицизм или протестантизм. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий. Поэтому его учение носит межконфессиональный, экуменический характер. Другой важной особенностью философии В. С. Соловьева является то, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства. При разработке этой идеи он отталкивается от славянофильской идеи соборности, но придает ей онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение. Согласно его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее “вбирает в себя” низшее. Онтологической основой всеединства выступает у Соловьева божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное – с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в Боге”. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева лишен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как “космический разум”, “существо сверхличное”, “особую организующую силу, действующую в мире”.

Окружающий нас мир, по мнению Соловьева, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для правильного понимания Бога мало еще признавать абсолютное существо. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость. Поэтому Соловьев, следуя неоплатонской традиции, вводит в свою систему понятие “идеи” и “мировой души”. Каждая идея обладает определенной силой, что превращает ее в деятельное существо.Непосредственным же субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьева именно мировая душа. Основным признаком ее является особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Однако мировая душа, по учению Соловьева, действует несамостоятельно. Деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-мудрости. София – ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также название софиологии.


41. Экзистенциализм К.Яспера: учение о структуре бытия, понятие экзистенции и метод трансцендирования.

В проектируемой структуре бытия Ясперс делает все три элемента равноправными. Он не выстраивает их по степени значимости, но тесно связывает между собой. В этой тесной связи уровней и кроется гармония человеческого существования.

42. Экзистенциализм М.Хайдеггера: концепция нематериального определения бытия и экзистенцильная аналитика человеческого бытия

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) является одним из крупнейших философов, который дал новое направление немецкой и общемировой философии XX века. Он ставил задачу вернуть европейскую философию к проблеме бытия. Об этом свидетельствует и название одной из его фундаментальных работ "Бытие и время" (1927г.). В ней он подверг критике абстрактно-теоретические представления о "разуме", характерные для классической традиции европейского Просвещения. М. Хайдеггер открыл "экзистенциалы" творческого бытия и рассматривал их как смыслоконститутивные, т. е. устанавливающие смысл. Экзистенциалами вот-бытия у М. Хайдеггера, например, являются открытость , или естественный опыт . Они выступают как “необходимый структурный момент самого его бытия ”. Экзистенциалами являются также “ бытие-в-мире ”, “ бытие-с-другими ” ,“бытие-в-возможности”, включающее в себя озабоченность миром, тревогу .

43. Антропологический материализм А.Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872 гг.) занимает особое место в истории немецкой классической философии. Ведь он остается в ней единственным выдающимся философом-материалистом. Фейербах известен своими трудами по атеизму, философии человека, гуманизму. Но самое главное то, что с именем Фейербаха связан антропологический поворот в истории немецкой классической философии.

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку он не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего, как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Дух и тело у него - это две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.
Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Ведь только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание,обоняние, обладает, по Фейербаху, подлинной ре-альностью. С помощьюорганов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

44. Марксистская философия: диалектический и исторический материализм.

Маркси́зм — философское , политическое и экономическое учение и движение в середине XIX века .

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации .

Особенности марксистской философии:

  1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;
  2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный;
  3. Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей;
  4. Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Следует отметить, что марксистская теория несвободна от недостатков, как и всякая другая. К ним относятся: чрезвычайное преувеличение роли диктатуры пролетариата во всех сферах жизни общества; воинствующий атеизм; абсолютизация законов общественного развития.

Бергсон объяснил, почему иногда время то летит, то медленно тянется, а еще заложил основы теории эволюции. В этой части узнаем о его идеях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


В этой части поговорим о философии Анри Бергсона. Давайте посмотрим на самые яркие факты из его биографии.

💁🏻‍♂️ Анри Бергсон — крупнейший представитель иррационализма 20 века.

🎓 Родился 1859 году в Париже. После окончания лицея учился в Высшей нормальной школе, одном из самых престижных высших учебных заведений Франции.

👨‍🏫 Преподавал философию в Анжере и Клермон-Ферране, затем вернулся в Париж и преподавал в нескольких лицеях, после чего перешел в Высшую нормальную школу. В 1900 году получил кафедру в Коллеж де Франс.

⚡️ В 1914 году был избран членом Французской Академии. В том же году его работы попали в индекс запрещенных книг католической церкви — антиинтеллектуализм Бергсона рассматривается как вредный для римского католицизма.

😔 Вскоре после начала Второй мировой войны в оккупированном Париже от Бергсона потребовали зарегистрироваться в качестве еврея. Ему пришлось стоять в очереди в течение нескольких часов на холоде, чтобы заполнить регистрационный лист. Он заболел воспалением легких, от которого умер 3 января 1941 года. Он прожил 81 год.


Рассмотрим бергсоновскую концепцию внутреннего времени или длительности, как он его называет.

🕰 Внешнее и внутреннее время. Наверное, многие задумывались о том, что есть разница между внешним, физическим временем, которое определяется часами и секундной стрелкой, и нашим внутренним временем, которое развертывается в нашей душе, в нашем я. Внутреннее время не всегда совпадает с внешним. Иногда оно течет быстрее, иногда ужасно медленно. Мы не можем предсказать ускорение или замедление нашего внутреннего времени, и не можем его чем-то измерить — внутри нет единиц измерения, нет четко размеченных секунд и минут.

🌱 Жизнь как длительность. Заглядывая внутрь своего я, мы видим чистую длительность, на которую не нанесены какие либо градации. Это чистая длительность континуальна, непрерывна. Бергсон пытается показать, что это и есть чистое выражение жизни — континуальность. Между мгновениями жизни нет зазоров, нет никаких отметок, жизнь — это поток.

Из концепции времени как внутреннего опыта получается, что 👇

🔹 Настоящее как субъективная длительность — это выражение нашего живого переживания, живого опыта.

🔹 Наш опыт — это поток сознания.

🔹 Время — это поток длительности.

🧠 Концепция памяти. Согласно Бергсону, память — это свойство нашего сознания, нашего опыта удерживать переживания сколь угодно долго. Память — это не мертвый фотоснимок чего-то, что уже прошло и осталось в прошлом. Это живая непосредственная связь, абсолютно реальное удерживание того опыта, который должен был уйти в прошлое. Поскольку наше внутреннее время эластично, мы можем его растягивать так, что то, что, с точки зрения, физики уже прошло, все еще остается частью нашего переживания.

Хорошим примером бергсоновской концепции памяти служит восприятие музыки 👇

🙌🏼 Вслед за романтизмом Анри Бергсон понимает бытие как творческую силу. Он считал, что рациональный научный метод не способен охватить жизнь как поток, ее текучую континуальность.

📈 Теория эволюции и континуальный характер жизни. Эволюция — это величайшее открытие человеческой мысли, связываемое с именами Спенсера, Дарвина и Ламарка. Может показаться, что философ просто берет биологическую науку и заимствует из нее понятие эволюции, но это не так. Бергсон подводит под понятие эволюции более глубокий, философский фундамент, которого не было ранее. Он говорит о том, что эволюция дает ключ к пониманию того, что подлинная реальность длительна и континуальна. Теория эволюции — это попытка посмотреть на мир и на жизнь, всерьез рассматривая их процессуальный и континуальный характер.

💥 Материя — энергия. Материя — это не какая-то субстанция, электроны, протоны, частицы, материя — это энергия. Фундаментальную эквивалентность материи и энергии показал Альберт Эйнштейн. Его знаменитая формула Е=mc^2 демонстрирует, что материя, по сути своей, есть энергия. В своих воспоминаниях великий физик признавался, что на него повлияли идеи Бергсона.

🌊 Жизненный порыв. Двигателем самой эволюции Бергсон считает жизненный порыв — некоторый заряд энергии, позволяющий переходить от простых форм организации материи к сложным. Жизненный порыв есть материальная реальность. Этот заряд энергии настолько велик, что порождает всегда избыточное количество различных форм.

🐟 Одна из аксиом теории эволюции заключается в том, что жизнь порождает при помощи случайных мутаций и изменений огромное разнообразие форм, впоследствии многие из этих форм отмирают, потому что не могут адаптироваться к реальности. Именно потому, что в каждый момент жизнь с избытком порождает множество вариаций, может осуществляться естественный отбор и жизнь может продолжаться.

➡️ Бергсон заложил универсальные основы теории эволюции. Он показал, что эволюция — это общая схема развития всей реальности, а не только живого мира. Сущность эволюции — это развитие по расходящимся линиям, порождение многообразия и последующий отбор.

Поговорим о том, как Анри Бергсон понимает познание.

🧠 Интеллект. Бергсон не принижает интеллект, как многие другие иррационалисты, но предлагает поставить его на место. Философ утверждает, что мы привыкли полагаться на разум в познании, но забыли, что интеллект не представляет собой внешнюю, вечную, самодостаточную силу, которая снаружи прилагается к нашей жизни. На самом деле интеллект — это порождение нашей жизни, орудие для выживания. Те формы, в которых интеллект существует сегодня, были подготовлены и порождены миллионами лет эволюции. Бергсон убежден, что мы оторвали интеллект от жизни и пытаемся относиться к нему как к царству вечных истин, а на самом деле он инструментален, не самодостаточен. Как только мы поставим интеллект на место и признаем, что он только орудие и не может заменять собою жизнь, мы поймем, что интеллект неспособен по определению открыть нам подлинную реальность, потому что, будучи орудием, он предназначен упрощать наши отношения с реальностью. Он предназначен описывать не саму реальность, а наше действие по отношению к ней.

💡 Интуиция. Если мы хотим иметь более прямой доступ к реальности, то лучше полагаться на интуицию. Интуиция — это особый акт познания, который совпадает с актом порождения действительности. Бергсон говорит, что поскольку жизнь — это постоянный поток, нужен такой способ ее постижения, который бы отражал ее и порождал одновременно. Нужен такой способ, который не отставал бы от жизни, которая все время убегает вперед, а за счет возможности порождать и предвосхищать, предугадывать то, что еще даже не свершилось, давал бы возможность видеть жизнь во всей ее полноте. Интуиция похожа на творчество — она не пассивно отражает, то что есть, а активно предвосхищает и в каком-то смысле порождает действительность, подобно тому, как художник заново создает действительность.

👀 Инстинкт — это то, что противопоставляется интеллекту и интуиции. Инстинкт не обладает ясностью интеллекта, он часто оказывается бессознательным, но в то же время он оказывается прямым выражением жизни и гораздо более непосредственно обслуживает жизненные потребности. Бергсон говорит, что в некоторых сложных случаях лучше полагаться на инстинкт, чем на интеллект, потому что инстинкт ближе к жизни. Но ведь интуиция тоже непосредственно близка к жизни? Отличие инстинкта от интуиции состоит в том, что инстинкт всегда подчинен конкретным сиюминутным потребностям, он зависим, инструментален и не освящен светом сознания. Согласно Бергсону, интуиция — это бескорыстный инстинкт, это инстинкт, который будто бы оторвался от конкретных потребностей и превратился просто в способ созерцания.

➡️ Человечество привыкло доверять интеллекту, и не доверять инстинкту и интуиции. Бергсон говорит, что инстинкт чаще бывает важнее интеллекта, а интуиция лучше открывает нам реальность, чем интеллект и инстинкт вместе взятые.

🎨 Искусство в философии Анри Бергсона приобретает гносеологическое и онтологическое значение, поскольку может открыть нам бытие, действительность. Философ считал, что восприятие искусства интуитивно, это позволяет нам отстраняться от понятийной фрагментации, свойственной деятельности интеллекта.

Бергсон Анри

Бергсон Анри (1859—1941)— реакционный французский философ-идеалист, мистик, - злейший враг социализма, демократии и научного материалистического миропонимания, один из самых влиятельных философов империалистической буржуазии. Идеализм Бергсона — яркое выражение характерного для буржуазной философии эпохи империализма поворота к иррационализму — прямому отказу от логического, рационального познания и открытому разрыву с наукой. В центре философии Бергсона — стремление очернить, дискредитировать научное незнание, законы науки и разумное, логическое мышление.

Читайте также: