Анненков о войне и мире кратко

Обновлено: 05.07.2024

"Это не роман, не повесть, а скорее какая-то попытка военно-аристократической хроники прошедшего, местами занимательная, местами сухая и скучная."
(неизвестный автор, журнал "Книжный вестник", 1866 г., №16—17)

"В романе или истории "Война и мир" знаменательные дни 12-18 июля 1812 года представлены с другой точки зрения и расцвечены другими красками. Книга "Война и мир". есть, по крайнему разумению моему, протест против 1812 года, есть апелляция на мнение, установившееся о нем в народной памяти и по изустным преданиям, и на авторитет русских историков этой эпохи. Сей протест против 1812 года под заглавием "Война и мир" обратил на себя всеобщее внимание и, судя по некоторым отзывам, возбудил довольно живое сочувствие.

. В упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и где начинается роман, и обратно. Это переплетение или, скорее, перепутывание истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно. не возвышает истинного достоинства. романа."

Н. Ахшарумов:

"Это не хроника и не исторический роман."
(Н. Ахшарумов, журнал "Всемирный труд", 1867 г., №6)


Д. И. Писарев:

". Роман графа Л. Толстого можно назвать образцовым произведением по части патологии русского общества. Он видит сам и старается показать другим отчетливо, до мельчайших подробностей и оттенков все особенности, характеризующие тогдашнее время и тогдашних людей, — людей того круга, который всего более ему интересен или доступен его изучению. Он старается только быть правдивым и точным. Но именно оттого, что автор потратил много времени, труда и любви на изучение и изображение эпохи и ее представителей, именно поэтому созданные им образы живут своею собственною жизнью, независимою от намерения автора, вступают сами в непосредственные отношения с читателями, говорят сами за себя и неудержимо ведут читателя к таким мыслям и заключениям, которых автор не имел в виду и которых он, быть может, даже не одобрил бы.

Эта правда, бьющая ключом из самих фактов, эта правда, прорывающаяся помимо личных симпатий и убеждений рассказчика, особенно драгоценна по своей неотразимой убедительности.

П. В. Анненков:

"Мы основываем право свое говорить о новом, еще неоконченном произведении гр. Л. Н. Толстого, во-первых, на громадном его успехе в публике. а во-вторых, на самом богатстве и полноте содержания трех вышедших теперь частей романа, которые обнаружили вполне весь замысел автора и все его цели, вместе с изумительным талантом осуществления и достижения их.

Уже в смелом тоне первых картин романа. заключалось нечто похожее на заявление автора о своем призвании подарить публику произведением, которое, не переставая быть романом, было бы в то же время историей культуры по отношению к одной части нашего общества, политической и социальной нашей историей в начале текущего столетия вообще.


Это была критика о романе "Война и мир" Льва Толстого: отзывы современников, анализ произведения.

На первом плане является бытовая мирно-военная картинка; но какая! Десять батальных полотен самого лучшего мастера, самого большого размера можно отдать за нее. Смело говорим, что ни один военный, прочитав ее, невольно сказал себе: да это он списал с нашего полка.

Боевые сцены графа Толстого не менее поучительны: вся внутренняя сторона боя, неведомая для большинства военных теоретиков и мирно-военных практиков, а между тем дающая успех или неудачу, выдвигается у него на первый план в великолепно-рельефных картинах. Разница между его описаниями сражений и описаниями исторических сражений такая же, как между ландшафтом и топографическим планом: первый дает меньше, дает с одной точки, но дает доступнее глазу и сердцу человека. Второй дает всякий местный предмет с большого числа сторон, дает местность на десятки верст, но дает в условном чертеже, не имеющем по виду ничего общего с изображаемыми предметами; и потому на нем все мертво, безжизненно, даже и для приготовленного глаза… Нравственная физиономия личностей руководящих, борьба их с собою и с окружающими, предшествующая всякой решимости, все это исчезает – и из факта, сложившегося из тысяч человеческих жизней, остается нечто вроде сильно потертой монеты: видны очертания, но какого лица? Наилучший нумизмат не распознает. Конечно, есть исключения, но они крайне редко и во всяком случае далеко не оживляют перед вами события так, как оживляет его событие ландшафтное, то есть представляющее то, что мог бы в данную минуту с одной точки видеть наблюдательный человек…

И при меньшем развитии творческих сил и художественных особенностей исторический роман из эпохи, столь близкой к современному обществу, возбудил бы напряженное внимание публики. Почтенный автор очень хорошо знал, что затронет еще свежие воспоминания своих современников и ответит многим их потребностям и тайным симпатиям, когда положит в основу своего романа характеристику нашего высшего общества и главных политических деятелей эпохи Александра I, с нескрываемой целью построить эту характеристику на разоблачающем свидетельстве преданий, слухов, народного говора и записок очевидцев. Труд предстоял ему не маловажный, но зато в высшей степени благодарный…

Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого… Изображение внутреннего монолога, без преувеличения, можно назвать удивительным. И, по нашему мнению, та сторона таланта графа Толстого, которая дает ему возможность уловить эти психические монологи, составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу… Особенная черта в таланте графа Толстого так оригинальна, что нужно с большим вниманием всматриваться в нее, и только тогда мы поймем всю ее важность для художественного достоинства его произведений. Психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту… Конечно, эта способность должна быть врожденна от природы, как и всякая другая способность; но было бы недостаточно остановиться на этом слишком общем объяснении: только самостоятельно (нравственной) деятельностью развивается талант, и в этой деятельности, о чрезвычайной энергии которой свидетельствует замеченная нами особенность произведений графа Толстого, надобно видеть основание силы, приобретенной его талантом.

Мы говорим о самоуглублении, о стремлении к неутомимому наблюдению над самим собою. Законы человеческого действия, игру страстей, сцепление событий, влияние события и отношений мы можем изучать, внимательно наблюдая других людей; но все знание, приобретаемое этим путем, не будет иметь ни глубины, ни точности, если мы не изучим сокровеннейших законов психической жизни, игра которых открыта перед нами только в нашем (собственном) самосознании. Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Та особенность таланта графа Толстого, о которой говорили мы выше, доказывает, что он чрезвычайно внимательно изучил тайны человеческого духа в самом себе; это знание драгоценно не только потому, что доставило ему возможность написать картины внутренних движений человеческой мысли, на которые мы обратили внимание читателя, но еще, быть может, больше потому, что дало ему прочную основу для изучения человеческой жизни вообще, для разгадывания характеров и пружин действия, борьбы страстей и впечатлений…

Есть в таланте г. Толстого еще другая сила, сообщающая его произведениям совершено особенное достоинство своею чрезвычайно замечательной свежестью – чистота нравственного чувства… Никогда общественная нравственность не достигала такого высокого уровня, как в наше благородное время, – благородное и прекрасное, несмотря на остатки ветхой грязи, потому что все силы свои напрягает оно, чтобы омыться и очиститься от наследных грехов… Благотворное влияние этой черты таланта не ограничивается теми рассказами или эпизодами, в которых она выступает заметным образом на первый план: постоянно служит она оживительницею, освежительницею таланта. Что в мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской души, с радостною любовью откликающейся на все, что представляется ей возвышенным и благородным, чистым и прекрасным, как сама она.

Изображения человеческих личностей у Л. Толстого напоминают те полувыпуклые человеческие тела на горельефах, которые, кажется иногда, вот-вот отделятся от плоскости, в которой изваяны и которая их удерживает, окончательно выйдут и станут перед нами, как совершенные изваяния, со всех сторон видимые, осязаемые; но это обман зрения. Никогда не отделятся они окончательно, из полукруглых не станут совершенно круглыми – никогда не увидим мы их с другой стороны.

Кратчайшее содержание

Знакомство с героями (том 1)

Роман начался с вечера 1805 года. В сюжете появились главные герои, судьбы которых будут разворачиваться на страницах произведения. Том 1 состоит из трёх частей:

  1. На приёме у Анны Шерер встречаются князь Андрей Болконский с молодой женой Лизой и Пьер Безухов. Последний выделяется среди гостей как неуклюжий мужчина и незаконный сын влиятельного человека. Однако впоследствии именно ему, а не законному наследнику Василию достаётся богатство отца. Затем на приёме у Ростовых отмечают тринадцатый день рождения Наташи, одной из главных героинь. В конце первой части Андрей оставляет жену в доме своих родителей и отправляется на войну.
  2. Кутузов не спешит нападать на французов, а отступает с целью соединить своё войско с подкреплением из России. Когда удаётся одержать победу над Мортье, полководец отправляет Болконского к австрийскому двору с вестью о выигранном сражении. После возвращения Андрея четырёхтысячное войско Багратиона отправляется к противникам, инсценируя капитуляцию. Но трёхдневное перемирие прерывается нападением французов, вылившимся в Шенграбенский бой.
  3. Пьер, не принявший участия в войне, женится на Элен Курагиной. Императоры Александр I и Франц осматривают объединённый полк и решают атаковать французов по плану генерала Вейротера. Но сражение под Аустерлицем начинается по команде Наполеона, успешно воспользовавшегося для нападения туманом. Во время боя ранят Кутузова, а Болконский попадает в плен к французам.

Автор в первом томе противопоставил пока ещё мирные будни в России военным сражениям в Европе. Неблагоприятно закончившееся Аустерлицкое сражение будто предвещает трудности, которые ждут героев в дальнейшем.

Не пропустите: как написать книгу, азы литературы, пошаговая инструкция .

Предвоенные годы (том 2)

Второй том охватил 1806−1811 годы. Больше всего внимания Толстой уделил отношениям героев:

  1. На обеде в честь Багратиона Пьер ссорится с Фёдором Долоховым, которого многие подозревают в тайной любовной связи с его женой. Это приводит к дуэли, итогом которой стало ранение Долохова и расставание Пьера с Элен. Болконский возвращается, но в ту же ночь его жена умирает, родив сына. Брат Наташи Николай Ростов с другом Василием Денисовым приезжают в отпуск и сходятся с Долоховым. Дружба разбивается, когда Фёдор получает отказ от влюблённой в Ростова Сони. Желая отомстить, он обыгрывает Николая на крупную сумму.
  2. Наполеон разбивает прусские войска. Пьер, ставший масоном, встречается с Андреем, но их дружба стала холоднее. Вернувшиеся в полк Ростов и Денисов обнаруживают, что солдаты голодают, и Василий крадёт для них еду. Суд откладывается из-за ранения виновного, и Ростов собирается передать Александру I письмо с просьбой о помиловании.
  3. Андрей Болконский, проживший 2 года в отцовском имении, едет в Петербург, где знакомится со Сперанским и становится членом военной комиссии. К Пьеру возвращается жена, с которой они теперь живут как соседи. Он разочаровывается в масонстве, но продолжает состоять в тайном обществе. Повзрослевшая Наташа Ростова отправляется в Петербург на бал и знакомится с Андреем. Вскоре между молодыми людьми вспыхивает чувство, и Болконский решает жениться, но отец просит его отложить свадьбу на год. Ставший Наташе женихом Андрей уезжает за границу лечиться на водах.
  4. Николай Ростов берёт отпуск, чтобы уладить дела имения. Но по приезде он уделяет всё время охоте, а снизить расходы решает путём отказа от предводительства дворянства. Мать собирается женить Николая на богатой наследнице Жюли Карагиной, но тот хранит свою давнюю любовь к Соне и хочет жениться на ней. Андрей задерживается за границей, и Наташа начинает сильно скучать в его отсутствие. Вместе с отцом и Соней она отправляется в Москву.
  5. Безухов и Болконские также в Москве. Наташа встречается с отцом и сестрой жениха, но чувствует, что не нравится им. Расстроенная невеста знакомится в опере с Элен и её братом Анатолем Курагиным. Влюбившись в мужчину, Наташа решается на побег с ним и в письме к Марье Болконской разрывает помолвку с Андреем. К счастью, позорное бегство предотвращает Соня, а позже Наташа узнаёт о том, что Анатоль обвенчан. Девушка пытается отравиться, но ей это не удаётся. Вернувшийся Андрей тяжело переживает разрыв, а Пьер понимает, что испытывает к Наташе чувства.

Герои переживают серьёзные переломные моменты, которые во многом предопределят их дальнейшую жизнь. А страна стоит на пороге отечественной войны.

Это интересно: параллелизм в литературе, синтаксические примеры параллелизма.

Начало войны (том 3)

В третьем томе наступает 1812 год. Здесь много рассказано о сражениях, но автор не забывает и героев, не принимавших участия в войне:

  1. Наполеон вторгается на русскую территорию. Александр I пытается решить конфликт мирно, но война оказывается неизбежной. Андрей вступает в армию Барклая де Толли, Николай Ростов получает награду за доблесть в бою у Островни. В Москве тем временем его сестра Наташа идёт на поправку после попытки самоубийства, утешение она находит в молитвах, а из гостей принимает только Пьера, который всё больше влюбляется в неё. Младший ребёнок Ростовых Петя видит императора и твёрдо решает служить в армии.
  2. Французское войско занимает Смоленск и идёт к Москве. Отец Андрея очень переживает и умирает от инсульта. Марье нужно бежать из имения, в которое могут вторгнуться французы, но взбунтовавшиеся крестьяне не дают ей это сделать. Княжну спасает Николай Ростов. Пьер решается пойти в армию. Бородинское сражение заканчивается нравственной победой русской армии.
  3. Кутузов даёт приказ об отступлении, и жители торопятся покинуть Москву. Ростовы принимают в свой дом раненых, среди которых оказывается князь Болконский. Покидая город, семья увозит на телегах не имущество, а солдат. Наташа находит среди них Андрея, и между парой снова вспыхивает чувство. Пришедшие тем временем французы обнаруживают Москву почти пустой. Среди немногочисленных оставшихся оказывается Безухов, мечтающий убить Наполеона. Он попадает на гауптвахту за то, что ввязывается в драку с захватчиками.

Это интересно: Гумилёв Жираф анализ стихотворения.

Начало войны в войне и мир

Кульминацией всего произведения можно смело назвать Бородинское сражение, которое оставило неизгладимый след в истории России. В третьем томе есть место и тяготам военной жизни, и страху людей, вынужденных покидать собственные дома.

Победа и новые встречи (том 4)

Во второй половине 1812 года произошли важные события на военном фронте, которые не могли не отразиться на жизни мирных людей. Автор подчёркивает это, ставя описание сражений в центр тома, тогда как о личных переживаниях героев и их отношениях рассказано в его начале и конце:

Это интересно: что такое горница происхождение и значение старорусского слова.

Полный печальных и даже трагических событий том оставляет надежду на лучшее, ведь многие герои находят своё счастье и могут вновь испытывать чувство любви.

Судьбы героев (эпилог)

Последние страницы произведения рассказывают о жизни героев в 1819—1820 годах. Об их семьях, стремлениях, надеждах и страхах. Их судьба могла бы служиться иначе, если бы не наступила война. Некоторые остались бы в живых, но другие могли и никогда не встретиться. А значит, война и мир оказались неразрывно связанными для людей:

  1. Наташа выходит замуж за Пьера. Её отец умирает, оставив семье большие долги. Чтобы расплатиться, Николай Ростов приезжает в Москву и становится чиновником. В городе он встречает княжну Болконскую, они женятся. Соня живёт вместе с ними, что не нравится Марье. У Ростовых и у Безуховых рождается по четверо детей. Семейная жизнь течёт тихо и спокойно, но Пьер вступает в заговор против государя. Марья хочет вывести в общество пятнадцатилетнего племянника. Сын Андрея Николай стремится стать человеком, который мог бы заслужить гордость погибшего отца.
  2. Вторая часть эпилога посвящена размышлениям автора о власти, свободе и разных точках зрения на историю.

Переплетение человеческих жизней пришло к развязке, и автор старается найти закономерность в факторах, которые влияют не только на историю отдельного человека, но и на судьбы целых народов.

Это интересно: Лев Толстой биография в кратком изложении.

Презентация на тему: " Прижизненная критика Л.Н. Толстого. П. В. Анненков о романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого." — Транскрипт:

1 Прижизненная критика Л.Н. Толстого

3 Закончил свою статью Анненков утверждением, что "Война и мир" "составляет эпоху в истории русской беллетристики". Здесь он близко сошелся с оценкой романа И. Н. Страховым. ""Война и мир" есть произведение гениальное, равное всему лучшему и истинно великому, что произвела русская литература", - писал Страхов в небольшой заметке "Литературная новость", сообщая о выходе "5-го тома". Опубликован в 1868 году в либеральном журнале "Вестник Европы" 2

4 Н.Н. Страхов о романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Сочинения гр. Л. Н. Толстого Николай Николаевич Страхов (псевдоним - Косица) -- деятельнейший критик "почвеннического" направления. Если А. Григорьев был мостом от "него славянофильства" к "почвенничеству", то Страхов -- мостом от "почвенников" к символистам.

5 Страхов отводит упреки в "элитарности" толстовской книги, которые делали самые разные критики: "Несмотря на то, что одно семейство - графское, а другое - княжеское, "Война и мир" не имеет и тени великосветского характера… Семья Ростовых и семья Болконских, по их внутренней жизни, по отношениям их членов, - суть такие же русские семьи, как и всякие другие". "Идею "Войны и мира", - считает критик, - можно формулировать различным образом. Можно сказать, например, что руководящая мысль произведения есть идея героической жизни".

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Павел Васильевич Анненков

Мы основываем право свое говорить о новом, еще не оконченном произведении гр. Л. Н. Толстого, во-первых, на громадном его успехе в публике, что ставит его в ряды явлений, вызывающих исследование, а во-вторых, на самом богатстве и полноте содержания трех вышедших теперь частей романа[1], которые обнаружили вполне весь замысел автора и все его цели, вместе с изумительным талантом осуществления и достижения их. Мы не боимся сказать парадокс, если выразим мнение, что и при меньшем развитии творческих сил и художнических способностей исторический роман из эпохи, столь близкой к современному обществу, возбудил бы напряженное внимание публики. Почтенный автор очень хорошо знал, что затронет еще свежие воспоминания своих современников и ответит многим их потребностям и тайным симпатиям, когда положит в основу своего романа характеристику нашего высшего общества и главных политических деятелей эпохи Александра I, с нескрываемой целию построить эту характеристику на разоблачающем свидетельстве преданий, слухов, народного говора и записок очевидцев. Труд предстоял ему немаловажный, но зато в высшей степени благодарный. Он приступил к нему, как оказывается из последствий, с твердым убеждением, что есть возможность разрешить многосложную выбранную им тему в обычных условиях романа и доставить ей этим путем весь тот литературный успех, весь тот радушный прием, который она, по своей своевременности и жгучей занимательности, встретила бы везде, где бы ни появилась.

Всех более посчастливилось при этом молодому князю Болконскому, адъютанту Кутузова, страдающему пустотой жизни и семейным горем, славолюбивому и серьезному по характеру. Перед ним развивается вся быстрая и несчастная наша заграничная кампания 1805–1807 годов со всеми трагическими и поэтическими своими сторонами; да кроме того, он видит всю обстановку главнокомандующего и часть чопорного австрийского двора и гофкригсрата. К нему приходят позироваться император Франц, Кутузов, а несколько позднее – Сперанский, Аракчеев и проч., хотя портреты с них – и прибавим – чрезвычайно эффектные снимает уже сам автор. Каждое из этих и других лиц является на сеанс со своей крупной физиономической чертой, отысканной в нем отчасти историей, отчасти анекдотом, всего более анекдотом. Второе место за Болконским занимает молодой граф Безухий, вялый, но добродушный и симпатичный человек, перед которым масонские ложи того времени развивают все свои тайные помыслы и цели в замечательном порядке и в строгой последовательности, как будто они приготовились к этому делу издавна. Ослепительная сторона романа именно и заключается в естественности и простоте, с какими он низводит мировые события и крупные явления общественной жизни до уровня и горизонта зрения всякого выбранного им свидетеля. Великолепная картина Тильзитского свидания, например, вращается у него, как на природной оси своей, около юнкера или корнета, графа Ростова, ощущения которого по этому поводу составляют как бы продолжение самой сцены и необходимый к ней комментарий. Без всякого признака насилования жизни и обычного ее хода роман учреждает постоянную связь между любовными и другими похождениями своих лиц и Кутузовым, Багратионом, между историческими фактами громадного значения, Шенграбеном, Аустерлицем и треволнениями московского аристократического кружка, будничный строй которого они не в состоянии одолеть, как не в состоянии одолеть и вечных стремлений человеческого сердца к любви, деятельности, наслаждению.

Это самый лучший и щедрый дар романа. Что может сравниться с сладостным ощущением – оказаться потомством в отношении людей, живших 50–60 лет тому назад? Мы разумеем – оказаться потомством не в смысле позднейшего рождения, а в смысле признанного и единственного решителя всех их споров. Какое наслаждение сознать себя внезапно этим потомством и получить неожиданно его права, как будто вся предварительная работа по определению и характеристике людей и событий уже кончена до нас; все документы для их классификации собраны и взвешены; недоразумения, наговоры, ошибочные воззрения оценены по достоинству; страсти, стремления и интересы нового времени, всегда судящего о ближайших своих предшественниках по собственным своим нуждам, устранены из оценки, и мы можем уже смело развивать одну черту в облике исторического деятеля, какую выберем, и одну подробность в историческом событии, какая встретится, не опасаясь извратить их понимание и представление у наших современников. С этим гордым ощущением нашего неожиданного производства в потомство ничего сравнить нельзя по его едко-приятному вкусу: бедняк, которому объясняют в минуту его обычного дневного труда о великом наследстве, упавшем к ногам его, откуда-то, чуть не с неба, еще не то испытывает. Наследство не дает ему возможности знать того, чего он не знает, между тем как читатель, возведенный прихотью случая в звание читателя-потомка, вдруг получает то, что никогда не приходит внезапно, – готовое знание! Правда, что знание это не принадлежит к числу того научного добра, которого ни тать не похитит, ни тля не истребит, но сладостное ощущение от этого не менее сладостно. Оно сообщается даже очень трезвым умам, и надо много осторожности, чтоб ему не поддаться: так велико обаятельное действие знаменитого романа, к разбору которого, т. е. первых трех частей, после этих общих положений мы и приступаем теперь.

Читайте также: