Англия родина парламентской монархии кратко

Обновлено: 15.05.2024

Анализ роли и функций монархии в системе государственного устройства Великобритании. Рассмотрение системы разделения властей. Изучение структуры и законодательной инициативы парламента. Осуществление исполнительной власти и территориальное устройство.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.12.2014
Размер файла 24,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Форма правления в Великобритании

Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления -- парламентарная монархия.

Столица -- город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр.

Монархия и её роль

Монарх -- это глава страны, источник суверенной власти и знак единства нации. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. В Великобритании действует кастильская система, в согласовании с которой наследование трона погибшего либо отрекшегося монарха осуществляется старшим отпрыском, а при его отсутствии -- старшей дочерью. Английский монарх обязан быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". При этом формально монарх владеет значительными возможностями и еще огромным влиянием на функционирование институтов власти. Большая часть возможностей монарха определяется понятием "королевская прерогатива", остальные возможности закрепляются законом.

Королевская прерогатива -- это совокупность возможностей монарха по общему праву.

В английском конституционном праве различают два главных вида прерогативных возможностей монарха: а) личные; б) политические.

Личные прерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право принадлежности. К примеру, "монарх никогда не погибает", т.е. По общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия предугадывает неизменное функционирование института монархии. Иным примером личной прерогативы является правило, гласящее, что "монарх не может поступать неправильно". На практике это значит судебный иммунитет монарха. Из этого, но, не следует, что Корона как институт власти не может быть ответчиком в суде. Речь идет только о личном иммунитете монарха.

Политические прерогативы. Эта группа возможностей очень обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по разным критериям. Один из них -- возможности в области внутренней и наружной политики.

В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

Прерогатива в области управления значит: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) управление вооруженными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье знатных званий; е) чрезвычайные возможности и возможности в области обороны.

Прерогатива в судебной области базирована на правиле "монарх -- источник справедливости". Исторически английские монархи не лишь назначали судей, но и воспринимали роль в судебных заседаниях. Сейчас английские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в согласовании с процедурой, установленной законом. Фактически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.

Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент -- законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные возможности заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

В области наружной политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения интернациональных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке местности; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание забугорных стран и правительств.

Следует иметь в виду, что политические возможности (прерогативы) монарха осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Раздельно необходимо сказать о праве заключения интернациональных договоров. В согласовании со сложившейся с 1924 г. Практикой международные договоры, подписанные главами стран, представляются на одобрение обеих палат Парламента. Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического, торгового либо технического характера не требуют вышеизложенной процедуры рассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в собственном тексте нормы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не манят за собой конфигураций английского права либо налогообложения; в) не затрагивают частные права английских подданных.

Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически показавшийся в системе власти Британии в XIII в.

В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, английские послы в забугорных странах и остальные лица, занимающие либо занимавшие высшие должности на гос службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по в особенности праздничным случаям, к примеру по случаю церемонии коронации монарха. Традиционно в заседании принимают роль только несколько членов Совета. Кворум -- три человека.

Тайный совет воспринимает решения от имени монарха или в форме прокламаций, или в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и хоть какое другое выступление монарха по праздничным поводам облекаются в форму прокламации. Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайном совете. Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы возможностей, делегированных Короне парламентским статутом.

Тайный совет может создавать разные комитеты, важнейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в согласовании с законом о Судебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд -- председатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, "ординарные лорды по апелляции" (профессиональные судьи) и ряд остальных лиц, занимающих либо занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. Юриспруденция Судебного комитета существенно сузилась, но и сейчас он играется заметную роль в развитии английского права. В частности, Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов разных профессиональных организаций, к примеру медицинских работников.

Судебный комитет владеет и специальной компетенцией, заключающейся в том, что монарх может затребовать его мировоззрение по какому-или вопросу права.

Комитеты Кабинета. В рамках Кабинета министров по традиции, начиная с XIX в., Создаются комитеты для рассмотрения разных вопросов внутренней и наружной политики. Наименования комитетов и их количество законодательно не определяются, а решаются эти вопросы внутри Кабинета в большей степени Премьер-министром. Традиционно создаются комитеты по следующим фронтам работы Правительства: 1) обороны и наружной политики; 2) законотворчества (подготовка правительственных законопроектов и делегированного законодательства); 3) внутренней сохранности и социальных вопросов; 4) экономической политики и планирования. Наряду с традиционными могут создаваться комитеты аd hoc. К примеру, в 1969 г. -- по проблемам Родезии, в 1982 г. -- по Южной Атлантике (в связи с Фолклендским кризисом).

Парламент и его структура

Английский Парламент состоит из двух палат: Палаты общин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords).

Палата общин избирается сроком на пять лет методом всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на базе мажоритарной системы относительного большинства.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и владеющие правом голоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на гос службе, и банкроты.

Лицо, желающее баллотироваться на выборах в Палату общин, обязано представить "чиновнику по выборам" документ о выдвижении и внести избирательный залог. Традиционно эти средства предоставляют политические партии, выдвигающие кандидатов по избирательным округам. Независящие кандидаты вносят сумму залога без помощи других. Если кандидат набирает менее установленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не возвращается. В среднем не возвращается около 20% всей суммы избирательных залогов. По выполнении всех формальностей, связанных с регистрацией, кандидат начинает избирательную кампанию в окружении. Традиционно в избирательном окружении баллотируется 2--3 кандидата, и избранным считается тот, кто получит больше голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. -- 659). Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду два главных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное консульство.

По итогам всеобщих выборов 1997 г. Политические партии получили следующее консульство в Палате общин: Лейбористская партия -- 419 депутатских мандатов; Консервативная партия -- 165 депутатских мандатов; Партия либеральных демократов -- 46 депутатских мандатов; региональные партии -- 29 депутатских мандатов. Региональное консульство смотрится следующим образом: Англию представляют 539 депутатов; Шотландию -- 61 депутат; Уэльс -- 41 депутат; Северную Ирландию -- 18 депутатов.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12) (Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.); 3) Наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (чёткое число их изменяется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). парламент монархия великобритания власть

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Премьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он не владеет возможностями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты общин. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-или других прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти возможности осуществляются Палатой без помощи других на основании приемуществ её членов и под управлением фаворита палаты, которым становится фаворит её более крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является только номинальной фигурой, напротив, он осуществляет важнейшие функции в разных областях гос жизни.

Палата лордов -- это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от "огромного Совета", существовавшего в нормандский период истории Англии. В состав "огромного Совета" входили более крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся "баронами".

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12) (Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.); 3) Наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (чёткое число их изменяется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г.

Типичные черты монархической формы государственного правления:

а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;

б) династическое наследование верховной власти;

в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности.

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в некоторых странах, например, в Англии.

Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.

В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных органов власти: от совета графства до советов приходов и сельских островных советов. В течение 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены, появились новые.

По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному.

Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства в свою очередь делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов. Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами. В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г., согласно которому создано 9 регионов, 53 округа, 3 островных территории и 1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округа.

Все административные территории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств, округов и городских округов избираются на 4 года.

Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.

К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги, социальные службы. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения и т.д.

Особый статус имеет столица Соединенного Королевства - Лондон. Вместе с прилегающими пригородами он образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном. В настоящее время органами управления Большим Лондоном являются состоящая из 25 депутатов Ассамблея и Мэр, избираемые непосредственно населением столицы.

Соединенному Королевству принадлежат также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части.

Зависимые территории - это бывшие колонии Великобритании, сохранившие государственно-правовую связь с ней. В каждой колонии имеется собственный парламент, но он не решает вопросы безопасности.

Подобные документы

Эволюция разделения власти. Понятие и признаки государственного органа. Анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления государственного устройства. Структура, порядок формирования, полномочия законодательной власти.

курсовая работа [35,3 K], добавлен 18.01.2011

Историко–правовые корни принципа разделения властей. Понятие парламента и его структура. Полномочия парламента. Понятие исполнительной власти. Понятие судебной власти. Реальное осуществление принципа разделения властей.

курсовая работа [56,2 K], добавлен 30.04.2005

Изучение роли принципа разделения властей в государстве. Исследование особенностей функционирования законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в Конституции Республики Беларусь. Административно-правовые основы государственного управления.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 05.05.2015

История возникновения идеи разделения властей как принципа организации управления. Сущность создания единой системы путем разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей. Роль института президентства в системе разделения властей.

курсовая работа [44,2 K], добавлен 13.10.2014

Ознакомление с историей развития теории разделения властей. Рассмотрение основных аспектов правового регулирования состава и структуры Правительства Российской Федерации. Анализ деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Конец $XII$ в. в Англии стал временем обострения конфликта между королевской властью и баронами, что уже в начале $XIII$ в. привело к восстанию баронов, которых поддержали рыцари и горожане. В качестве компромисса под давлением баронов король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 г.), которая, впрочем, не соблюдалась им самим.

В 1258 г. возник новый политический конфликт – уже с королем Генрихом III, утвердившим Оксфордские провизии, которые фактически установили режим баронского правления. Со своей стороны недовольные этим решением рыцари, поддерживаемые горожанами и некоторыми баронами, потребовали, чтобы король подписал Вестминстерские провизии, которые защищали бы от произвола королевской администрации и крупных феодалов рыцарство и свободных крестьян.

В 1263 г. разгорелась гражданская война, которая продлилась до 1267 г. Итогом этой войны стало создание первого в Англии парламента, который окончательно утвердился при Эдуарде I, что ознаменовало собой переход английского государства в новую форму - сословную монархию.

Структура и состав парламента

В тот период по различным причинам значительно сократились поступления в казну. Король мог увеличить доходы лишь введя дополнительное налогообложение, а для этого нужно было согласие тех, кто мог их платить. Так вместо Совета знати была учреждена палата общин

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме крупных светских и духовных феодалов, лично приглашенных королем, в него входили представители от 37 графств (рыцари) и от важнейших городов (по два от каждого). Свободные крестьяне и представители городской бедноты не были представлены в парламенте. Вилланам было запрещено участвовать в выборах.

В $XIV$ в. парламент становится двухпалатным:

  • в верхней палате - палате лордов - заседали бароны и высшее духовенство;
  • в нижней палате - палате общин - заседали рыцари, представители городской верхушки и низшего духовенства.

Между сословиями, представленными в нижней палате, оформился довольно крепкий союз, обеспечивший ей большее политическое влияние, нежели имели сословно-представительные собрания в других странах.

Полномочия парламента

Первоначально за парламентом были закреплены лишь полномочия определять размеры налогов на недвижимость и подачи коллективных петиций на имя монарха, но со временем его компетенции были расширены:

  • правом участвовать в издании законов;
  • правом решения вопросов о поборах, налогах и сборах с населения в пользу государственной казны;
  • правом контролировать высших должностных лиц;
  • правом выступать высшим судебным органом.

Важным полномочием парламента было право привлечения высших должностных лиц к ответствен¬ности за злоупотребления или значительные; данное право могло быть реализовано в порядке процедуры, которая получила название процедуры импичмента. Эту процедуру парламент применил на практике во времена правления Ричарда II (1399 г.) и Генриха IV (1449 г.).

Созданием сословно-представительного учреждения власти и законодательства были внесены важные изменения в систему государ¬ственных учреждений средневековой монархической Англии. Учреждение парламента и переход к сословной монархии стали отражением успехов политической централизации Англии и, в частности, формирования общенациональных сословных групп, к которым относились бароны, рыцарство и горожане.

Путь к парламентской монархии в Англии

2. Протекторат Кромвеля – это форма военной диктатуры.

В Англии установилась военная диктатура. Кромвель подтвердил все законы Долгого парламента, защищавшие собственников.

Кромвель жестоко подавил вспышки роялистских восстаний, а их руководители были отправлены на эшафот.

Страну разделили на 11 округов, во главе которых стояли генерал-майоры, наделённые широкими полицейскими полномочиями.

3. Реставрация монархии.

После смерти Кромвеля в стране усилились беспорядки. Нужна была сильная власть, и правящие круги решили восстановить монархию.

Карл II возвращался в Англию не в качестве абсолютного монарха, а на договорных условиях.

Карл II обещал: не преследовать участников революции, оставить в руках новых владельцев земельную собственность, считаться с парламентом.

Правительство реставрации нарушило свои обещания относительно собственности новых землевладельцев.

Билль о правах – одна из основных частей британской Конституции. Стал одним из первых документов, юридически утвердивший права человека.

В Билле были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

приостанавливать действие законов либо их исполнение;

устанавливать и взимать налоги на нужды короны;

формировать и содержать постоянную армию в мирное время.

В нём были подтверждены следующие права подданных:

свобода (для протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);

свобода подачи петиций королю;

свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;

свобода от жёстких и необычных наказаний;

никакие слушания в парламенте не могут быть основанием для привлечения к ответственности в суде и не могут быть подвергнуты сомнению за пределами парламента (парламентский иммунитет);

свобода выборов в парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

5. Тори и виги.

В Англии сложилась двухпартийная политическая система. Партий было две – тори и виги.

Тори отстаивали нерушимость королевских прав, сохранение старых традиций, существующего порядка. К этой партии принадлежали крупные лендлорды, англиканское духовенство.

Виги защищали права парламента и выступали за реформы в экономической и политической жизни страны. К этой партии принадлежали богатейшие землевладельцы, новое дворянство, самые крупные купцы и банкиры.

В руках кабинета министров и особенно его главы, премьер-министра, сосредоточилась огромная власть. Ответственность кабинет министров нёс не перед королём, а перед парламентом. Если партия теряла поддержку большинства в парламенте, она лишалась права на власть, и правительство подавало в отставку.

При Георге I и Георге II правящей партией являлись виги. Тори не пользовались таким влиянием в стране, так как симпатии многих из них были на стороне Стюартов. Они поддерживали с ними отношения и по-прежнему были нетерпимы к пуританам.

Кроме того, партия вигов была богаче, и своё влияние и богатство она использовала на парламентских выборах.

В условиях, когда виги и тори боролись между собой за власть, общественным мнением приходилось дорожить.


Британская монархия имеет многовековую историю, при этом она сохранилась и до настоящего времени. При такой форме правления Великобритания стала могущественным государством, расширив свои территории, в том числе и за счет колоний. О Британской монархии, истории ее возникновения, развитии и состоянии в настоящее время будет рассказано в статье.

История возникновения

Британский монарх либо Суверен – это глава Соединенного королевства, а также заморских территорий (колоний). Нынешняя монархия Соединенного королевства может проследить свои корни до периода, когда правили англосаксы.

Герб британской короны

В IX веке Уэссекс (Западносаксонское королевство), находящийся на юге Британии, начал доминировать, а в X веке он уже соединил все земли в единое королевство. Подавляющее большинство правителей Британии в период Средневековья властвовало подобно абсолютным монархам. Но при этом часто предпринимались попытки ограничения их полномочий со стороны дворянства, а затем и палаты общин.

Римский период

Британская корона

Англия была обнаружена римлянами, когда Юлий Цезарь, будучи императором, решил совершить поход к острову в 55-54 годах до н. э. Следует отметить, что при совершении этого похода территория не была завоевана.

Англия была заселена кельтскими племенами - бриттами. В 43 году н. э. А. Плаутий пришел в Британию, и с этого момента она стала одной из римских колоний и, соответственно, частью Римской империи.

Англосаксонское семицарствие

Примерно в 410 году римское правление в Британии закончилось. Монархия в Британии началась с того, что англосаксы завоевали Англию. Юты, англы и саксы основали так называемую Англосаксонскую гептархию. Это объединение семи главенствующих королевств, которым относились:

  1. Уэссекс.
  2. Нортумбрия.
  3. Мерсия.
  4. Эссекс.
  5. Восточная Англия.
  6. Суссекс.
  7. Кент.

В каждом из этих королевств был свой монарх, обладавший широкими полномочиями. Королевство Уэссекс возглавлял король Эгберт, которого зачастую считают первым английским монархом. Завершающим этапом формирования британской монархии стало завоевание Британии Вильгельмом I Нормандским (Завоевателем). После захвата территории он основывает единое Британское королевство и становится его правителем.

Королоь Вильгельм I

Упразднение и восстановление монархии

На протяжении последних полутора тысяч лет европейские короли вынуждены адаптироваться к сложнейшим политическим ситуациям, например, революциям, гражданским войнам, оккупациям и мировым войнам. После различных глобальных событий на сегодняшний день монархия осталась лишь в Испании, Великобритании, Бельгии, Швеции, Нидерландах, Дании и Норвегии.

Британская монархия по сравнению с французской оказалась устойчивее, как известно, последняя исчезла после Великой французской революции в 1789 году. Однако и Британия не избежала революционных потрясений. Так, в XVII веке английский король Карл I требовал неограниченных полномочий, проводя политику абсолютизма. В результате чего в 1642 году парламент восстал против него, и произошла революция, возглавленная Оливером Кромвелем. После чего король был казнен, а монархия упразднена и создана республика.

Однако спустя 18 лет парламент Британии принял решение о восстановлении монархии, но при этом с гораздо меньшей властью, чем раньше.

Конституционная монархия

В настоящее время конституционная монархия является формой правления в Великобритании. При такой форме правления главой исполнительной власти, а также членом законодательной является премьер-министр. Монарх, занимающий престол, исполняет лишь формальные и церемониальные функции по отношению к правительству.

Правящая королева

В современной британской монархии ее глава выполняет конституционные и представительские обязанности, сложившиеся на протяжении многовековой истории Англии. Суверен также выступает в качестве главы нации, как ориентир для национального единства и стабильности.

Например, нынешняя королева Великобритании Елизавета II представляет королевство, принимая иностранных послов, глав других государств, а также совершает государственные визиты в другие страны. Делается это для поддержки и улучшения экономических и дипломатических отношений.

Королевская семья

Королевская семья Британии — это группа ближайших родственников монарха. В 1917 году король Георг V (из-за войны с Германией) был вынужден отказаться от всех своих немецких титулов, а также от титулов наследников. После чего он переименовал династию Саксен-Кобург-Гота в Виндзорскую.

Королевская семья

В Британии не существует четкого формального и юридического определения, которое бы указывало на то, кого именно нужно считать ее членом, что является особенностью британской монархии. В настоящее время ими являются все близкие родственники по линии короля и королевы, например, дети, внуки и их супруги, а также кузены и кузины.

Древо британской монархии

Как было указано ранее, к наследникам трона также относятся супруги прямых потомков монарха. Среди них:

  • первый сын Елизаветы II и Филиппа, принц Уэльский Чарльз, его супруга - герцогиня Корнуэльская Камилла;
  • герцог Кембриджский, принц Уильям, и его супруга - герцогиня Кембриджская Кэтрин;
  • дети Уильяма и Кэтрин – два принца и принцесса Кембриджские: Джордж, Луи и Шарлотта;
  • герцог и герцогиня Сассекские, принц Гарри и принцесса Меган;
  • второй сын Елизаветы II и Филиппа с супругой, герцог и герцогиня Йоркские, принц Эндрю и принцесса Беатрис;
  • дети Эндрю и Беатрис – принц и принцесса Эндрю и Евгения;
  • третий сын Елизаветы II и Филиппа с супругой, граф и графиня Уэссекские Эдвард и Софи;
  • дети - виконт Северн Джеймс и Луиза Виндзор;
  • дочь Елизаветы II и Филиппа, принцесса Анна.

Также наследниками престола считаются кузены и кузины короля и королевы, а также их потомков, на супругов наследников это правило не распространяется.

Британский парламент и монархия

В настоящее время полномочия монархов не так обширны, как в Средние века. Однако прерогативы (именно так называются полномочия монарха) достаточно велики. На практике большинство прерогатив реализовывается министрами. Например, власть регулирования гражданских служб и выдача паспортов находится в ведении соответствующих министерств.

Британский парламент

Другие полномочия монарха исполняются им номинально, по согласованию с премьер-министром и Кабинетом министров и в соответствии с конституционной конвенцией. Примером прямых полномочий главы государства, которыми он имеет возможность воспользоваться, является право на роспуск парламента. При всех имеющихся правах монархия не может претендовать на новые. То есть, Корона не может вводить прерогативы и исполнять их, следовательно, власть ее ограничена.

Олицетворение Великобритании

Символом британской монархии является ее королева. Следует признать, что английская Корона является самой знаменитой в мире, а ее влияние было и остается довольно существенным. Монархия в настоящее время превратилась в институт, который олицетворяет Великобританию в целом. В самой стране королева и члены ее семьи очень популярны, а некоторые из них даже пользуются большой любовью. Например, принцесса Диана, мать Гарри и Уильяма, которая и после своей гибели вызывает восхищение и уважение у британцев.

Королевские гвардейцы

Вообще, достаточно сложно встретить англичанина, который отделяет себя от Короны. Это не только традиция, но и общепринятый гражданами уклад, который не менялся на протяжении нескольких веков.

Сегодня большой интерес у туристов, приезжающих в Великобританию, вызывает как сама королева, так и все то, что связано с традиционными властными институтами. Для лучшего знакомства с монархией в Лондоне устраивают различные экскурсии, в том числе и к Букингемскому дворцу. Однако того, что происходит за его дверьми, туристам узнать не суждено.

Читайте также: