Английский театр эпохи возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Характерно, что в Англии из всех искусств высокого развития в эту эпоху достиг только театр - один за другим открывались публичные общедоступные драматические театры ("Глобус", "Куртина", "Роза", "Лебедь", "Фортуна" и др.).

Имя английскому театру этой эпохи создали К. Марло и У. Шекспир.

Родоначальником ренессансной драмы стал Кристофер Марло (1564-1593).

Он получил философско-богословское образование, но страсть к театру была сильнее.

Как драматург он писал преимущественно исторические хроники, причем белым стихом.
В его пьесах "Тамерлан Великий", "Трагическая история доктора Фауста", "Эдуард Второй" английская монархия видела угрозу.

Был отдан приказ о его физическом устранении.

Имя английского драматурга Уильяма [Вильяма) Шекспира (1564-1616) навеки вошло в мировую драматургию.

Он стал создателем нового европейского театра.

Этот расцвет связан с "елизаветинской" эпохой, все перипетии которой нашли отражение в творчестве Шекспира.

Пьесы Шекспира отличает философское осмысление характеров и образов.

Он стал автором трагедий, комедий и хроник, известных всему миру.

Многие актеры и сегодня мечтают воплотить на сцене образы героев Шекспира.

Свой творческий путь Шекспир начал с хроник.

Они отражали становление национального государства и национальную историю.

Его хроники образовывали два цикла.
Первый цикл отражает нравственные проблемы в семьях монархии.

Ключевая фигура - Ричард III.

Второй цикл рассказывает о становлении национального государства.

Проблемы, которые были поставлены в фабуле каждого произведения, очень актуальны и по сей день.

Комедии автора ("Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Сон в летнюю ночь" и др.) не были сатирическими в классическом смысле.

Они наполнены жизненной силой, верой в лучшие человеческие чувства и качества, при этом в них осмеивались пороки, глупость и т.д.

Смех в комедиях Шекспира рождался от ощущения полноты жизни, красоты, изменчивости и т.д.

Особое место в творчестве Шекспира занимают трагедии. "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Король Лир" и "Отелло" стали шедеврами мировой драматургии.

Все произведения эпохи Возрождения были нацелены на показ достойной личности, на открытие лучших качеств в ней.

Профессиональные театры и актеры стали появляться во второй половине XVI в.

Все театральные представления подвергались строгой цензуре.

Лондонские театры создавались на особой территории, на южном берегу Темзы.

В 1599 г. был создан театр "Глобус", который стал известен благодаря творчеству Шекспира.

Над входом - крылатые слова: "Весь мир - театр" ("Totus mundis agit histrionem").

Он, будучи и драматургом, и режиссером, и актером, сумел синтезировать все лучшее, что было создано театральным искусством предшествующих периодов.

Театр Шекспира стал моделью и образцом, в котором были отражены вечные проблемы, стоящие перед человеком и обществом.

Его пьесы помогали зрителям распознавать моральные ценности и человеческие пороки.
Театр стал неотъемлемой частью национальной английской культуры.

Был доведен до совершенства английский литературный язык.

Значительно расширился драматический репертуар.
Параллельно с трагедиями продолжали ставиться оперные баллады, фарсы.

Театральный реквизит был очень примитивным, а декорации практически отсутствовали.

Из-за отсутствия деления пьесы на акты Шекспир создал свою систему организации действия, которая заключалась в расположении декораций и передвижении актеров на сцене.

Передняя часть сцены - партер - вклинивалась на треть в зрительный зал, задняя часть отделялась раздвижным занавесом, на передней площадке проходило основное действие, а для особого выделения определенных сцен предназначался балкон.

Формирование и становление английского театра происходило под влиянием творчества выдающегося английского поэта Уильяма Шекспира (1564 - 1616 г.г.) . Творчество Шекспира является результатом всего предшествующего развития драматического искусства, кульминацией театрального стихотворного искусства мира, и дает перспективу дальнейшему развитию искусству театра.

В раннем периоде своего творческого пути Шекспир в значительной мере преуспел в написании светлых радостных комедий, а также исторических хроник. Наиболее известные плоды довольно жизнерадостного этапа творчества - романтические комедии "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец", "Много шума из нечего", "Как вам это понравится", "Двенадцатая ночь".

Затем настал период трагедий, вызванный во многом историческими событиями, резко обнажившими противоречивость мира. На смену гуманистически идеальному образу человека, царившего в произведениях Шекспира, пришел новый герой - властолюбивый собственник, эгоистичный и корыстолюбивый.

Шекспировские самоотверженно бросали вызов и вступали в борьбу с всесильными противниками. Недостатки и роковые ошибки героев, ломающие их судьбы и судьбы их любимых, изображенных в известных на весь мир трагедиях "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет", даже своей гибелью отстаивали и защищали идеи гуманизма, его идеалы, утверждая веру в человека в его светлое будущее. Критики считают этот период пиковым в творчестве Шекспира.

Неудивительно, что будучи блестящим драматургом, Уильям Шекспир руководил театром. Театр "Глобус" был построен в 1599 году за чертой Лондона на южном берегу Темзы, так как власти были против зрелищ в городе.

На верхушке здания располагалась небольшая вышка, на которой во время спектакля гордо развевался флаг.

Представление показывали под открытым небом - простые люди стояли перед сценой, богатые же располагались поудобнее на рядах, тремя ярусами тянувшимися вдоль округлых стены театра. Сцена была разделена на три части: переднюю - просценариум, заднюю, накрытую соломенным навесом и отделенную двумя боковыми колоннами, на которых была расположена верхняя сцена - балкон. Саму сцену украшали коврами, а сверху вешали полотнище подходящего по случаю цвета: в комедиях - голубое, в трагедиях - черное. Деталями четко обозначалось место действия пьесы, например, наличие на сцене трона указывало на то, что действие разворачивается во дворце, а появление на сцене деревьев - что переносится в лес. Считается, что Шекспировский театр был довольно вместительный - около 3000 зрительских мест.

Состав труппы был достаточно мал - от 8 до 12 человек, поэтому каждый актер исполнял три, а то и больше ролей за один спектакль. Женские роли приходилось играть миловидным юношам. Комедийными ролями прославились такие актеры как Ричард Тарлтон, который был любимым комиком Елизаветы I, и его преемник Уильям Кэмп. Знаменитыми трагическими актерами того времени были Эдуард Аллейн, особо полюбившийся зрителю в пьесах К. Марло, и Ричард Бербедж, друг и соратник Шекспира, блестяще исполнявший роли - Гамлета, Отелло, Лира, Ромео и Макбета.

Открытие нового "Шекспировского театра "Глобус", состоялось уже в наше время, в 1995 году. Нынешний театр построен в 205 м. от его начального местоположения. Заслуживает внимания тот факт, что в современном "Глобусе" строители и архитекторы постарались сохранить дух того времени и воссоздать первоначальный вид театра: сцена, закрытая крышей, выступает в огромный груглый двор. Вокруг сцены - стоячие места для зрителей. Круглый двор окружен тремя наклоненными ярусами с сидячими местами.

Прежде чем купить подписку, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь: так мы узнаем вас в следующий раз, когда вы зайдете на сайт или в мобильное приложение. А если вы уже покупали подписку раньше, то она заработает автоматически, когда вы войдете

Конспект

Эпоха театра английского Возрождения закончилась в 1642 году, когда пуритане закрыли все театры. Через 20 лет, в эпоху Реставрации, они начнут возрождаться, но это будет уже совсем другой театр — с декорациями, более реалистичный, более привычный для нас.

Для зрителя того времени само сценическое пространство было наполнено важным смыслом: верхняя часть, полог над сценой символизировали божественное; из люков под сценой появлялось все инфернальное
и дьявольское; правая часть принадлежала добрым силам, левая — злым. Середина — арена земной жизни. Все, что происходило на сцене, так или иначе вписывалось в эти оси координат.

Кроме того, английский театр вобрал в себя символику средневековых уличных представлений — моралите, мистерий, средневекового фарса — и их атрибуты, например, педжент, передвижную сцену со статичными аллегорическими мизансценами. На это накладывалась новая английская драматургия Марло, Бомонта, Флетчера, Уэбстера, Мидлтона и прежде всего Шекспира.
И если Кристофер Марло еще пользуется этим языком очень явно, то у Шекспира он уже зашифрован, а у младших его современников и вовсе постепенно сходит на нет.

Конспект

Гете, создатель другого, написанного почти на два века позднее, Фауста, оправдывает своего героя: в финале он спасен, несмотря на все грехи, и спасен именно за этот самый дерзновенный порыв, за попытку постичь смысл жизни, почувствовать всю вселенную в ее совокупности. Для Марло же был важен иной мотив: он показывает абсолютную тщету всех усилий Фауста и его притязаний, для чего использует простые сценические схемы.

Пьеса начинается с того, что Фауст отбрасывает книги. Книги символизируют разные области знания. Последняя книга, которую он отбрасывает как ненужную, — Библия. Именно в этот момент на сцене появляются добрый
и злой ангелы, справа и слева соответственно. Добрый ангел пытается отвратить Фауста от подписания договора с Мефистофелем, от желания получить всю власть над миром путем потери души; злой ангел, наоборот, соблазняет. Все как в моралите.

Марло использует и другие символы: несколько раз появляется кинжал — неизменный атрибут порока из моралите, или в какой-то момент Мефистофель обряжает Фауста в богатые, яркие одеяния, что рифмуется с аллегорической фигурой похоти, которая так же появлялась в средневековых спектаклях.

В своем дерзновенном порыве Фауст утверждает, что рай и ад — это мифические сущности, что ничего этого не существует. Корона, власть, умение повелевать стихиями — вот что-то конкретное и реальное. И вся пьеса строится на том, чтобы показать, что на самом деле это и есть абсолютно иллюзорное. И наоборот, то, что казалось герою призрачным, обретает материальные очертания: в финале добрый ангел указывает на небесный трон, а злой ангел — на муки ада. На этом противопоставлении строится весь образный ряд пьесы.

Конспект

Любой трагический герой у Шекспира — индивидуальность: Гамлет, Отелло, король Лир, Кориолан — очень разные герои. Тем удивительнее сходство жизненной ситуации, в которую поставлены марловский доктор Фауст
и шекспировский Макбет. Обоих искушают дьявольские силы, оба пытаются это искушение преодолеть, оба в конце концов поддаются ему.

Не в меньшей степени Шекспир использует реквизит: так, если Макбет убивает Дункана кинжалом, то Макдуф сражает Макбета мечом. Меч в средневековой символике — орудие божественной справедливости, кинжал же — орудие порока.

То есть Шекспир, хотя и более прихотливо, чем Марло, тоже зашифровывал
в своих произведениях этот театральный текст средневековой зрелищной культуры, благодаря чему оставался понятен даже самой простой, привычной
к этим метасюжетам публике. И в тот момент, когда разговор на этом театральном языке был прерван, и закончилась эпоха английского театра Возрождения. Когда театры вновь откроются, спустя 20 лет после закрытия пуританами, он будет уже совсем другим.


У.Шекспир. Единственное достоверное
известное изображение – гравюра
из посмертного "Первого Фолио"
(1623) работы художника
голландского происхождения
Дросхоута

Своим расцветом театр английского Возрождения обязан прежде всего Вильяму Шекспиру (1564–1616). Драматургия Шекспира – итог всего предшествующего развития драмы, вершина театральной поэзии мира, перспектива дальнейшего движения театральной истории.

Но герои Шекспира не склонились перед миром зла. Вступая в борьбу и падая жертвами своих всесильных противников, герои трагедий Шекспира (Гамлет, Лир или Отелло) даже самой своей гибелью утверждали гуманистические идеалы, веру в человека и его светлую судьбу. Именно в этом бессмертие шекспировских трагедий и правда их современного звучания.

Действие шло под открытым небом – масса народа стояла перед сценой, богатые горожане располагались на галереях, которые тремя ярусами опоясывали круглые стены театра. Сцена делилась на три части: переднюю – просцениум, заднюю, отделенную двумя боковыми колонна­ми и прикрытую соломенным навесом, и верхнюю – в виде балкона над задней сценой. Сцена была украшена коврами и циновками, а сверху подвешивалось полотнище – черное в трагедиях и голубое в комедиях. Место действия обозначалось деталью (дерево ука­зывало, что действие происходит в лесу, а трон – что во дворце).

Состав труппы был невелик – всего 8–12 человек. Порой каждому актеру приходилось исполнять до трех и больше ролей в пьесе. Героинь играли миловидные, хрупкие юноши. Крупнейшими трагическими актерами были Эдуард Аллейн, игравший с особым успехом в пьесах К. Марло, и Ричард Бербедж – лучший исполнитель ролей Гам­лета, Лира, Отелло и Макбета. В комедийных ролях блистали актеры Ричард Тарлтон и Уильям Кэмп.

Во время английской буржуазной революции театральные зрелища были запрещены специальным указом, изданным парламентом в 1642 г., и возобновились в 1660 г., после реставрации монархии в Англии.


Лондон. Театр "Глобус". Здание, воссозданное в 1997 году. (см. план зрительного зала)

Английский театр в эпоху Шекспира

Мы продолжаем изучать театральные особенности разных стран и времен. Сегодня, даже сейчас, вы узнаете об эпохе одного из самых загадочных драматургов, личность которого до сих пор вызывает вопросы.

Прежде, чем в мир драматургии пришёл Уильям Шекспир, в Англии произошли значимые для театра события. Ещё до середины XVI века в Лондоне не существовало специальных зданий для спектаклей, а актёры были бродягами. Они выступали то в гостиничных дворах, то в дворцовых залах — в общем, где придётся.

В конце XVI - начале XVII вв. все театры Лондона строились исключительно за чертой города, то есть на восточном берегу Темзы. Это вызвано тем, что городской совет считал развлекательные учреждения чрезвычайно шумными источниками заразы.

Сцена находилась на подмостках, из которых в зависимости от сюжета появлялись привидения (вспоминаем Гамлета и дух его отца). Этот помост также подразумевал ад, куда попадали грешники. Сама сцена интерпретировалась как земная жизнь, а балкончик над ней — небеса. Позади помоста располагались двери и лоджия. Они также использовались для мизансцен, например, когда Ромео приходит к балкону Джульетты. Ещё одной особенностью общественных театров является отсутствие крыши. Актёры всегда выступали днём (примерно в 12-13 часов), потому что им требовалось естественное освещение.

Шекспировский театр был очень условным. Успех постановки зависел, в том числе, и от воображения зрителей. Поэтому драматурги и труппа старались помочь публике погрузиться в мир пьесы. Для того, чтобы зрители поняли, что действие в спектакле происходит ночью, актёры ходили по сцене с зажженными факелами или говорили о времени суток. Например, герои могли желать друг другу доброй ночи или объявить о том, что часы бьют двенадцать.

Также стоит отметить немалоизвестный, но важный факт: актрис в английском театре не было из-за религии. Все женские роли играли мужчины, как и мужские, что логично.

Спектакли Шекспира шли примерно два часа, однако антрактов не было. Зрители общались в полный голос, обсуждали происходящее на сцене, ели и даже справляли нужду прямо во время представления в специальную емкость, которую носил работник театра.

Для того, чтобы известить горожан о предстоящем спектакле, актеры кричали и били в барабан, над театром вывешивался флаг. Позже появились театральные афиши, в которых имя драматурга не было указано, да и публику это не интересовало.

Безусловно, эпоха Шекспира была знаменательной и важной для театра Англии. Однако не стоит думать, что этот вид искусства получил такое развитие лишь благодаря Шекспиру. Кроме него в эпоху Возрождения способствовали процветанию театра такие драматурги, как Томас Кид, Кристофер Марло, Роберт Грин, Бэн-Джонсон, Джон Форд, Бьюмонт и Флетчер.

Читайте также: