Английская позитивистская историография кратко

Обновлено: 06.07.2024

В 20 – 30-е годы английская историческая мысль развивалась под знаком кризиса позитивистской методологии истории. Кризис методологии исторического познания происходил одновременно со сложными процессами во внешней и внутренней политике Великобритании. После Первой мировой войны Великобритания стала постепенно уступать США лидирующие позиции в западном мире. Внутриполитическое развитие Англии в 20 – 30-е годы характеризовалось глубокой социально-экономической и политической трансформацией общества. Закончилась викторианская эпоха, и вместе с ней ушло в прошлое прогрессистское, либеральное видение истории. Либеральное (вигское) направление в английской историографии постепенно теряет влияние, уступая консервативному (торийскому) направлению. В 20-е годы также начинается формирование лейбористского направления в английской исторической науке.

Кризис позитивизма привёл к усилению идеализма в исторической мысли Великобритании. Большинство британских историков придерживались точки зрения на историю как науку, которая должна изучать только единичные факты. Более того, по их мнению, история имела больше сходства с литературой, чем с наукой. В условиях кризиса позитивизма британские историки предпринимают попытки найти новые методологические подходы к изучению истории. Самый значительный вклад в развитие методологии исторического познания в английской исторической науке межвоенного периода внесли Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975) и Робин Джордж Коллингвуд (1889 – 1943).

Если творческое меньшинство не справляется с этой задачей, наступает эпоха надлома и гибели цивилизации. Ведущую роль в процессе гибели цивилизации Тойнби отводил внешнему и внутреннему пролетариату. К первому он относил слои людей, ведущих паразитический образ жизни. Ко второму – варварские народы, проживающие на внешних границах цивилизации. Но Тойнби полагал, что и в этом случае гибель цивилизации можно остановить через единение духа и создание новой вселенской церкви.

Цивилизационная концепция Тойнби отличалась от подобной концепции Шпенглера двумя чертами. Во-первых, Тойнби не настаивал на фаталистическом характере истории и признавал за человеком право на свободу выбора. Во-вторых, он отвергал идею Шпенглера о непроницаемости цивилизаций и культур друг для друга и считал, что единению человечества способствуют мировые религии.

Консервативное направление. Л. Нэмир. Г. Баттерфилд

Господствующее положение в английской исторической науке межвоенного периода занимало консервативное направление. Историки-консерваторы подвергли основательной и зачастую аргументированной критике вигскую концепцию британской истории. Ведущее положение в консервативном направлении принадлежало двум крупным представителям британской историографии XX столетия Герберту Баттерфилду (1900 – 1979) и Льюису Нэмиру (1888 – 1960).

Нэмир подверг критике одно из важнейших положений вигской концепции английской истории – идею о том, что в XVIII столетии в Англии происходил поступательный процесс укрепления институтов парламентской демократии. Нэмир также подверг сомнению тезис либеральных историков о том, что внутриполитическая борьба во время правления Георга III была соревнованием программ политических партий – либералов (вигов) и консерваторов (тори). Опираясь на источники, Нэмир показал рыхлость и неустойчивость партийно-политической системы Великобритании того периода. Политические деятели в английском парламенте XVIII столетия руководствовались, прежде всего, личными, корыстными интересами, а партии либералов и консерваторов можно было лишь с большой долей условности назвать политическими организациями. По мнению Нэмира, главная цель деятельности английских политиков того времени состояла в борьбе за так называемые доходные местечки.

Либеральное направление. Дж. М. Тревельян

Несмотря на значительное усиление после Первой мировой войны в британской исторической науке и исторической мысли консервативных тенденций, либеральное направление продолжало сохранять достаточно прочные позиции. Символом вигского направления первой половины XX столетия по праву считается Джордж Маколей Тревельян (1876 – 1962). Он происходил из прославленной британской семьи потомственных историков. Дж. М. Тревельян приходился внучатым племянником Томасу Маколею, его отец Дж. О. Тревельян (1838 – 1928) также принадлежит к числу видных британских историков.

Тревельян получил известность благодаря его дискуссии в 1904 году с Дж. Б. Бери о природе истории. В противовес тезису Бери о научном характере исторического знания, Тревельян отстаивал идею о не научности истории, основная ценность которой была, по его мнению, художественно-образовательная. В своих трудах он постоянно подчеркивал эволюционный, а не революционный путь развития британской истории. В этом заключалась специфика исторического развития Англии, тесно связанная с особенностями национального характера британцев. Английский народ всегда предпочитал выборы революциям и бунтам. В лице Тревельяна вигская традиция в исторической науке Великобритании XX столетия получила достойного продолжателя. Но он не мог не учитывать изменившейся ситуации и поэтому предпринимал попытки модернизации вигской традиции в историографии (этим, например, объясняется его интерес к социальной истории).

Формирование лейбористской историографии. Р. Тоуни.

В межвоенный период в английской исторической науке формируется лейбористское направление, которое с момента своего возникновения начинает оказывать серьезное влияние на развитие английской исторической мысли и науки. По существу историки-лейбористы способствовали формированию социально-экономической истории. Ведущими представителями лейбористского направления в 20-е – 40-е годы были профессор Лондонского университета Ричард Тоуни (1880 – 1962) и профессор Оксфордского университета и видный деятель левого крыла лейбористской партии Великобритании Джордж Дуглас Говард Коул (1889 – 1959).

Похожие документы:

Учебное пособие для вузов (4)

. 037.1(075.8) ББК 74.100. . предлагаемое учебное пособие. Достоинством учебно-методического пособия является . младших школьников. – М., 2006. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория . Л.В. Детский фольклорный праздник. – Кемерово, 1997. Якуб С.К. Вспомним забытые .

Учебно-методический комплекс дисциплина физическая культура для студентов всех специальностей

Учебно-практическое пособие Саратов 2012 удк

. Учебно-практическое пособие С аратов 2012 УДК 622.7.016:631.82(075.8) ББК . // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - 2006. - № 3. - С.51-57. Блисковский В.З.. . цео­литов в народном хозяйстве РСФСР. Кемерово, 1988. С. 97. ТУ 2191 .

А. В. Федоров ответственный редактор

. Омск – 2008 УДК ББК РЕЦЕНЗЕНТЫ: кандидат исторических . В.Д. Игровая технология праздничного досуга: Учебное пособие. - Кемерово, 1995. – 70 с. Пономарев . В.Д. Из истории кинолюбительства в Росиии // Медиаобразование.- 2006. - №3. - С. 4-18. Смирнова .

К 1933 г на вооружение поступили торпеды тан-12 для низкого торпедометания (с бреющего полета) и тав- 15 для сброса с парашютами, а также авиационная мина мав

Позитивизм (П.) (положительный) - это философское учение и направление в методологии науки, к-ый определяет единственным источником истинного и действительного знания - эмпирические исследования.

П. отрицает познавательную ценность философского исследования.

Основной тезис П.: всё подлинное (позитивное) знание - это общий результат специальных наук.

Первые идеи позитивизма появились в 30-40-х гг. 19 века и связаны с таким выдающимся человеком, как Огюст Конт.

Исторические успехи во 2-й пол. 19 века в Англии были значительны. Прогресс науки выразился, в частности, в публикации исторических материалов.

- 1857 - издание серии архивных док-тов хроник средневековья

- 1863 - систематическая публикация средневековых документов (свитков)

- 1868 - возникновение Королевского исторического общества

- 1887 - образовано Общество Селдена для издания исторических юридических док-тов

- 1893 - образовано Общество Военно-морской истории. Образование Обществ говорило о появлении интереса к истории. В ряде городов возникали местные исторические группы, к-ые собирали локальный исторический материал, производили раскопки и реставрации.

Совершенствовалось и качество публикуемого материала, т.к. развивалась научная критика.

Произошли сдвиги в преподавании Истории в университетах, но руководство в правительстве назначало профессоров в университеты не по научно-историческим взглядам, а по политическим мотивам, что негативно сказывалось на познание истории в целом. История изучалась во всех университетах Англии (Оксфорде, Кембридже, Лондоне, в Шотландии и Ирландии).

Выделялись такие направления, как: - История Английской революции; - Экономическая история; - История колониальной политики; - Социальные проблемы и история рабочего класса; - марксистская историография (в к. 19 в)

Это время, когда получили известность и оставили свой след в английской позитивистской историографии: Вильям Стеббс, Джон Актон, Вильям Лекки, Джон Грин, Сэмюэль Гардинер, Торолд Рожерс, Вильям Эшли, Арнольд Тойнби, Генри Бокль и многие другие.

Также известен как шахматист. Разделял идеи зарождавшейся социологии, позитивизма, географического детерминизма.

Что хотел показать в своём творчестве Бокль?:

- хотел показать полную и связную картину мировой цивилизации, через историю отдельных народов и представить развитие всего человечества - как единый процесс. Это была весьма смелая и прогрессивная идея того времени

- серьёзно относился к изучению истории и всегда знал, что придёт такое время, когда историей будут заниматься профессионально специально подготовленные люди, а не к.-л. биографы

- считал, что историю можно изучать, понимать через эксперимент. Можно выработать эталон по изучению истории, а потом этот эталон применять к истории разных стран. Эталоном по изучению истории он считал - историю Англии

- хотел сделать историю точной наукой, т.к. считал, что общество в своём развитии подчиняется определённым законам

- считал, что важный закон общественного развития явл. - прогресс, к-ый происходит в результате накопления знаний людьми

- считал, что по мере развития общества, климат, почва, пища отходят на второй план, а ум и мораль выходят вперёд

- пытался применить метод статистики для изучения общества.

Не только Сили, но и многие другие английские историки и публицисты XIX века, рассматривая проблемы англо-русского соперничества в Азии, утверждали, что на подступах к Индии Англия ведет строго оборонительную политику, в то время как Россия Непрерывно наступает. Эти реакционные авторы, отвечая прямому заказу британских колониальных кругов, пробовали внушить индийскому народу и общественности других стран, что Россия будто бы стремится овладеть Индией, а также странами Среднего Востока.

Из других оксфордских историков следует упомянуть У. Стаббса и Э. Фримэна. Уильям Стаббс (Stubbs) — специалист в области конституционной истории Англии эпохи средневековья— многое сделал по изданию старинных английских законов, хроник и т. п. Курсы лекций и исследования Стаббса почти целиком базировались на первоисточниках. Однако развитие институтов и законодательства в Англии оторваны у него от крупных событий экономической и политической жизни страны; британский парламент он представлял величайшим завоеванием человечества.

В противовес Стаббсу Эдуард Фримэн (Freeman) (1823— 1892) в своей общественной деятельности занимал либеральные позиции в духе Гладстона. Страстные выступления историка в защиту жертв турецкого террора на Ближнем Востоке составили славную страницу в истории английской общественной мысли. По вопросам ранней истории Англии Фримен разделял германистские заблуждения Стаббса. Однако он с беспокойством наблюдал за проникновением некоторых тенденций германской историографии в Англию. Он был одним из немногих английских ученых, которые критиковали реакционное направление, господствовавшее в Пруссии — Германии.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что во вторую половину XIX века Кембридж и Оксфорд как научные центры не дали, если не считать Роджерса, крупных историков; Кембриджская и Оксфордская школы не отличались оригинальностью и целенаправленностью.

С нашей точки зрения, не являлось случайностью, что крупнейшие историки этих десятилетий Дж. Р. Грин и С. Р. Гардинер не были непосредственно связаны с центрами университетской науки в Англии и не пользовались их поддержкой.

Будучи представителем географического детерминизма, Г. Бокль объяснял особенности исторического развития отдельных народов влиянием естественных факторов (ландшафта, почвы, климата, а также характера пищи).

Опираясь на выводы статистики, Бокль без всякого колебания утверждает, что "нравственные действия людей суть не результат воли, а продукт предшествующих обстоятельств".

Генри Бокль занимает видное место в истории английской историчесной науки XIX в. Обширная эрудиция, способность к синтетическому мышлению, знакомство с передовыми идеями естествознания и идеями Просвещения позволили создать труд, вошедший в число классических произведений английской исторической литературы.

Близость мировоззренческих позиций Бокля к взглядам передовой части английской буржуазии обусловила появление сильной демократической струи в его творчестве. Его историческим взглядам присуща наступательная критика церковной идеологии как антинарод ной, сыгравшей реакционную роль в историческом процессе в Европе в средние века и новое время. Демократическое звучание в творчестве Бокля приобрели отдельные оценки истории народных масс и феодальной аристократии Англии и Франции ХУ1-ХУ1 вв. Приближаясь в этих оценках к Ф.Гизо и некоторым другим французским историкам периода Реставрации во Франции, он указывал на неизбежность социальных конфликтов между этими общественными силами

1.Проблематика исторических исследований в английской историографии начала 20 в.

Проблематика исторических исследованийв ангийской историографиии начала 20 века

Французская революция конца XVIII в. оказала сильное и разноречивое влияние на общественно-политическую жизнь Англии. Прогрессивные круги горячо ее приветствовали. Корреспондентские общества, возникшие по всей стране, вступали в переписку между собою для согласования действий в борьбе за реформы. Они надеялись, что им удастся демократизировать английскую политическую систему, устранить обветшалые остатки средневековья.

В тот же период на общественно-политическую мысль Англии оказало влияние идейное и художественное течение романтизма. Как и в странах континентальной Европы, английский романтизм был неоднороден. В нем отразилась враждебность к Просвещению и революции. Вместе с тем в романтизме проявилось недовольство народных масс узкоэгоистическим характером капиталистического прогресса, особенно последствиями промышленного переворота. Эти настроения характерны для идеологов мелкобуржуазного, радикально-демократического направления, резко критиковавших существующие социальные отношения и духовные ценности. Романтики ратовали за возвращение к идеализированному прошлому, к природе и естественному выражению человеческих чувств.

Возросший интерес к источникам побудил к заботе об архивах. Специальная комиссия, созданная парламентом в начале 30-х годов XIX в., подтвердила факты, на которые уже давно обращали внимание историки, и признала, что ценные материалы продолжают гибнуть. В 1838 г. было создано центральное архивное учреждение, которое должно было привести архивы в порядок. Это учреждение под названием Публичного архива (Public record office) и ныне является центром английского архивного дела.

Опираясь на построения немецкой философии конца XVIII -- начала XIX в. и методику работы над источниками Нибура -- Ранке, историки стремились воссоздать картину исторического прошлого на основе идеалистического историзма и критического подхода к источникам. Понятие исторического прогресса отождествлялось ими с совершенствованием морально-этических норм и роста духовности общества. Под воздействием этих идей и приемов работы над источниками английская вигская либеральная историография оказалась подготовленной к восприятию идей развития и принципов историзма в познании прошлого. Влияние романтизма испытали такие крупные историки, как Т. Мако-лей и Т. Карлейль.

Читайте также: