Андрей боголюбский интересные факты кратко

Обновлено: 05.07.2024

Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном Юрия Долгорукого. При правлении Петра 1 Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.

В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события биографии князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.

Andrej-Bogolyubskij

Биография Андрея Боголюбского

По преданию, Андрей Боголюбский якобы увидел сон, где ему было сказано оставить икону во Владимире, что он и сделал. Кроме этого, на месте, где ему приснился сон, князь образовал поселение Боголюбово. Именно после этого его прозвали Андреем Боголюбским.

Правление Андрея Боголюбского

После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.

Zolotye-vorota-vo-Vladimire

Золотые ворота во Владимире

Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.

В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.

В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.

В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.

Rekonstruktsiya-zamka-Andreya-Bogolyubskogo

Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.

Взятие Киева (1169)

После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.

Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.

Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.

Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.

В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.

Поход на Новгород (1170)

Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.

Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.

Andrej-Bogolyubskij-na-otkrytke

Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана Билибина

Ряд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.

Осада Вышгорода (1173)

Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.

Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.

Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.

Andrej-Bogolyubskij

Андрей Боголюбский реконструкция Герасимова

Мстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.

Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.

Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.

Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.

Походы в Волжскую Булгарию

В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.

Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.

И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.

Sobor-Rozhdestva-Bogoroditsy

Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово

Личная жизнь

В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.

Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.

Смерть и канонизация

Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.

Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.

Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.

Andrej-Bogolyubskij-Ubienie

Убиение Андрея Боголюбского

Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.

Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.

Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

bogolava

Андрей Боголюбский

Происхождение

Кочевники половцы были врагами Киевской Руси. Княжич Андрей родился от брака русского князя Юрия Долгорукого и половчанки Аепы, дочери хана. Такой брак был залогом хотя бы временного мира между народами.

Брак по расчёту

В 1130 г. Андрей отпраздновал свадьбу с юной боярышней из семейства Кучки, в приданое за которой взял обширные земли по берегам Москвы-реки. Он предпочёл не династический союз, а брак с выгодой для будущего княжества.

Собиратель земель русских

Когда Андрей Боголюбский начал независимое княжение, он сменил политику мелких владетелей, которые делили свои земли между всеми наследниками. Его целью было создание сильного и независимого княжества.

Великий Андрей Боголюбский

Поспешное бегство

Похищение святыни

Мечта стать независимым правителем не оставляла его. По натуре он, видимо, был авантюристом. Об этом свидетельствуют многие его поступки. В 1155 г. Андрей Юрьевич решил действовать и на свой страх и риск с немногочисленной дружиной и женой отправился из Вышгорода во Владимир.

Летопись свидетельствует, что он забрал из вышегородского женского монастыря высокочтимую икону Богородицы. По преданию, её написал сам евангелист Лука, и на Русь её привезли из Царьграда. В монастыре она вела себя странно: по ночам сходила со стены и оказывалась посредине храма, словно сама хотела уйти. По доброй воле жители не отдали бы её; пришлось Андрею похитить икону при содействии священника и диакона женского монастыря, чтобы в его новом суздальском княжестве была своя святыня. Это привело бы к нему новых сторонников, а суздальцы были бы рады оказаться под рукой такого боголюбивого князя.

Бюст Андрея Боголюбского

Явление Богородицы

Во время путешествия князю Андрею во сне явилась Богородица и приказала, чтобы её икона обрела постоянное место во Владимире. Андрей не ослушался, а на том месте, где ему явилась Богородица, была основана его резиденция Боголюбово (тогда он назывался Боголюбый).

Почётное прозвище

По другой версии, каменный град Боголюбый был создан на том месте, где конь, вёзший святыню, остановился и не сдвигался с места. Это было за 11 вёрст от Владимира. От названия своей резиденции и сам князь получил прозвище Боголюбский.

Завоеватель

Мечта о большом и сильном княжестве повлекла Андрея Боголюбского в поход на Волжскую Булгарию. Там он со своими верными дружинниками и суздальскими ополченцами одержал победу. Награбленное у булгар добро обогатило население и подняло боевой дух войска.

Строитель

Князь всеми способами украшал и возвышал свой стольный град Владимир, чтобы он ни в чём не проигрывал Киеву.

Он превратил город в сильную крепость. Там было двое неприступных ворот — Золотые и Серебряные. Иностранные архитекторы построили огромный и роскошный Успенский собор, вмещавший несколько сотен молящихся.

А в Боголюбове для него возвели богато украшенный дворец, который стал примером первого на Руси княжеского замка, и белоснежные, диковинно прекрасные храмы. Один из них — церковь Рождества Богородицы, возведённый иноземными мастерами, украшенный каменной резьбой на библейские сюжеты.

Новатор православия

Андрей Боголюбский хотел, чтобы во Владимире находился свой, независимый от патриарха, митрополит, но в Константинополе испугались, что благодаря таким мерам Русь станет ещё сильнее, и князю было отказано.

Разрушитель

После смерти Юрия Долгорукого Киевом правил его старший сын Ростислав. Когда он умер, Андрей Боголюбский с 11 союзниками-князьями совершил бросок на столицу Руси и после 2 лет осады взял её. Князь настолько был зол на непокорный город, что дал войску возможность грабить его 3 дня. Такова была беспощадная месть суздальского князя.

Неспособность к покорности

Летописцы неоднократно отмечали, что князь был горделив и никогда никому не кланялся. Когда его могилу вскрыли, эти факты полностью подтвердились. Характер здесь был ни при чём: у Андрея было заболевание шейных позвонков, и он просто не мог склонить голову.

Жертва заговора

Князь Андрей Боголюбский был ещё не стар и силён, когда его во время сна убила группа из 20 заговорщиков. Это произошло в 1174 г. Но князь остался в истории как создатель сильного Владимиро-Суздальского княжества и был причислен к лику святых.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский родился, предположительно, в 1111 году (по другим данным, в 1113) и являлся сыном Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха.

О детстве и ранней юности князя мы знаем мало. Согласно сохранившимся данным, Андрей Боголюбский получил неплохое образование и воспитание. Известно, что особое внимание он уделял христианству. Более подробные сведения появляются уже о том периоде, когда начинается его самостоятельная жизнь в различных городах, куда его отправляет отец. В юности Андрей – активный участник походов отца.

В 1149 году Юрий Долгорукий отправляет Андрея Боголюбского княжить в Вышгород, однако уже через год переводит его на запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу. Несмотря на пожелания отца, в 1151 году Андрей Юрьевич уходит в Ростово-Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи. Владимир становится столицей княжества. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбово – любимая резиденция князя, по названию которой он и получил свое прозвище. После смерти отца, вопреки его прежним желаниям, Андрей становится еще и князем ростовским и суздальским. А также наследует титул великого князя.

В своей политике князь Андрей Боголюбский прикладывает немало усилий для превращения Владимира в столичный город. Во времена его правления был построен Успенский собор и многие другие сооружения, которые продолжают оставаться памятниками культурного наследия.

Кроме этого, укрепляя свою власть, он перенес из Южной Руси особо чтимую икону Богородицы. По его приказу были составлены сказания о ее чудесах и о победоносном походе на волжских булгар в 1164 году, которому было придано всемирное значение.

К заслугам Андрея Боголюбского можно отнести меры по защите внешних рубежей от набегов кочевников и стремление его к независимости Руси от внешних сил. Успешными оказались и походы русских войск на Волжскую Булгарию.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами привели к заговору против Андрея Боголюбского, в результате которого в ночь с 28 на 29 июня 1174 года он был убит.

О таких князьях, как Андрей Боголюбский, простые люди с почтением говорили: Сам спит на соломе, а Богу возводит белокаменные обители.

О таких князьях, как Андрей Боголюбский, простые люди с почтением говорили: Сам спит на соломе, а Богу возводит белокаменные обители.

Князь Андрей Боголюбский – с его именем тесно связано мое детство. Тогда он представлялся кротким, милостивым, родным. И на иконе, которая находится рядом с ракой его мощей во Владимирском Успенском соборе, он такой же – образ покоя и глубокой внутренней тишины.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли

Все, чем прекрасен город Владимир, что удивляет его гостей, создано трудами и силой творческого духа святого князя Андрея. Все, чем гордится Владимирская земля: и Золотые ворота, и дивный храм Покрова-на-Нерли, и златоверхий Успенский собор, и Кидекша, и белокаменные палаты в Боголюбово. И среди этой белокаменной роскоши мне посчастливилось расти, взрослеть и жить.

У мощей святого князя Андрея никогда не бывает суеты и спешки. И те паломники, которые приезжают поклониться ему, стоят тихонько в ожидании своей очереди.

Здесь же, справа от Боголюбского, — почивает и его младший сын, святой князь Глеб, умерший всего за 9 дней до гибели своего отца. Одни говорят, что его отравили, другие считают – он сам вымолил себе смерть, предчувствуя беду, надвигающуюся на отца, князя Андрея.

В Боголюбово сохранилась и лестничная башня, где Боголюбскому был нанесен последний смертельный удар заговорщиками. Тут – особая атмосфера, непередаваемая… и мне не найти слов, чтобы описать ее хоть немного.

Текущий год во Владимирской области проходит под знаменем имени Андрея Боголюбского. В июле владимирцы отметят 900-летие со дня рождения святого благоверного князя, строителя древнего Владимира. В его жизни очень много неизвестного для нас. Историки не могут даже назвать, когда родился Андрей Боголюбский. У Татищева мы встречаем указание на то, что князь был убит в возрасте 63 лет. А день и год смерти известен абсолютно точно – 12 июля 1174 года. Вернее, ночь с 11 на 12 июля. Раз так, значит, князь родился в 1111 году.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Мнение Татищева исследователи рассматривают только как версию. Есть предположения и о том, что Боголюбский родился в период с 1120 по 1125 годы. Об этом же свидетельствуют и данные антропологических экспертиз. И все же, несмотря на то, что историки не могут назвать достоверно, в каком году появился на свет Андрей Боголюбский, сегодня владимирцы вспоминают о подвигах и жизни своего князя. А мне выпала честь работать над документальным проектом, посвященным ему, и совершить для самой себя некоторые открытия.

Андрей Боголюбский

Все мы помним тот скульптурный портрет князя за авторством Михаила Герасимова, представленный широко в школьных учебниках по истории. Его ярко выраженные монголоидные черты – зачесанные на восточный манер волосы, высоко и горделиво поднятые брови, узкий разрез глаз, мясистые губы. Несколько лет назад Институтом судебно-медицинской экспертизы РАН и доктором медицинских наук Виктором Звягиным был проведен анализ мощей Андрея Боголюбского. Данные, которые они получили в результате компьютерных исследований, поразили самих ученых.

Во-первых, потрясающая сохранность мощей князя.

Во-вторых, полное отсутствие каких-либо монголоидных черт.

Облик князя Андрея Боголюбского – облик типичного европейца.

Летописные источники говорят о том, что матерью святого князя была дочь половецкого хана Аепы. В представлениях советских антропологов, половцы – монголоиды. Однако данные современной науки свидетельствуют, что половцы – люди со светлыми волосами и голубыми глазами. Вероятно, те вольности, которые допускает Михаил Герасимов в скульптурном облике Боголюбского, — результат ошибочного представления советских ученых о половцах.

Кроме того, исследователей поразила скрученность плечевых костей князя Андрея. Да, да, именно – скрученность. При изучении останков воинов и богатырей наблюдается легкая скрученность – результат того, что они многие часы проводили в сражениях, держа в обеих руках мечи. Но такой скрученности, какую обнаружили ученые на останках Боголюбского, ни Виктор Звягин, ни его коллеги, изучавшие сотни и сотни погребений, не видели. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что князь постоянно испытывал колоссальные физические нагрузки. И, действительно, мы знаем, что с раннего детства он воспитывался как настоящий воин, а в возрасте трех лет уже сидел на коне.

Важно отметить и то, что на герб своего княжества князь Андрей помещает того же льва, какого мы видим на гербе Иерусалима. Мне думается, это не просто дань традиции и особого почитания Святой Земли. Но и прямое указание князя на духовную связь Владимира и Иерусалима и его желание создать во Владимире новый центр Земли.

И архитектура, и живопись, и музыка, и военные походы – святого князя Андрея Боголюбского занимало все. Внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, он первым стал проводить на Руси политику самодержавия. И хотя братья и придворная знать не любили Андрея Юрьевича за неуемное стремление объединить разрозненные русские княжества, народ уже при жизни называл его – БОГОЛЮБСКИМ. То есть – возлюбившим Бога.

Владимирская икона Божией Матери. Князь Андрей Боголюбский

Владимирская икона Божией Матери

И хотя Юрий Долгорукий определил своему сыну княжение в Вышгороде, он против воли отца отправился в сторону Ростова искать другой участи.

Так начиналось возвышение этого города и так возникало на карте Древней Руси новое место – город-замок Боголюбово.

И даже в 1157 году, когда князь Андрей унаследовал после смерти отца киевский великокняжеский престол, в Киев возвращаться он не пожелал.

За всю свою жизнь он построил более тридцати белокаменных храмов – невероятно смелое и рискованное строительство. На те средства, что князь тратил на возведение одной белокаменной церкви, можно было создать 5-6 кирпичных соборов.

Кроме того, мастеров, владеющих техникой строительства из белого камня, на Владимирщине еще не было. И тем не менее, Боголюбский пошел на это рискованное предприятие. На свои средства он украшал новые храмы золотом и серебром, дорогими камнями и иконами. Отдавал церковным общинам во владение свои угодья и земли. Подобно Киеву, Константинополю и Иерусалиму, Андрей Боголюбский воздвигает во Владимире Золотые и Серебряные ворота.

Не омрачил ума своего пьянством, в благочестии воспитал своих сыновей и сам жил в благочестии и любви к Богу – такие свидетельства нам оставили летописцы и Житие князя.

Андрей Боголюбский не только возводил чудесные церкви и отстраивал города. Он собрал крупнейшую на Руси библиотеку. Под его руководством находились два церковных хора. Праздник Покрова, отмечаемый 14 октября, один из самых чтимых в Русской Православной Церкви, установлен его стараниями. И когда камни для строительства собора Успения везли из Волжской Булгарии, каждый десятый шел на создание церкви Покрова-на-Нерли.

Боголюбская икона Божией Матери — первый русский образ Богородицы

Заговор и предательство – так расценивают сегодня убийство князя Андрея Боголюбского, который за восемь дней до своей кончины потерял горячо любимого младшего сына Глеба. Бучи еще совсем юным, тот дни и ночи проводил в отстроенном отцом Успенском соборе. По одной из версий, его отравили. По другой – он сам вымолил себе смерть, предчувствуя надвигающуюся на отца беду.

До семнадцатого июля пролежало тело Андрея Боголюбского в соседнем огороде, пока духовник и слуга не взяли его и не пронесли через Серебряные ворота на отпевание в Успенскую церковь, где его оплакали и похоронили.

Успенский собор, Владимир

Долгое время мощи князя лежали под стеклом в качестве одного из музейных экспонатов. И только третьего марта 1987 года их вернули на место прежнего упокоения Андрея Боголюбского – в его любимый белокаменный владимирский собор Успения Богородицы.

Читайте также: