Андреевская церковь в киеве описание кратко

Обновлено: 16.05.2024

Справочная информация
Андреевская церковь в Киеве – это уникальный музей истории, живописи и декоративного искусства XVIII в. Создана в 1754 г. известным итальянским архитектором Ф. Б. Растрелли и до сих пор сохранила аутентичную архитектуру, большую часть внешней и внутренней отделки. На сегодняшний день – действующая церковь Украинской автокефальной православной церкви. Здание мирового значения интересно не только как роскошный исторический храм, но и как образец православного церковного интерьера эпохи барокко.

Экстерьер
Однокупольный храм с четырьмя башнями построен в форме креста. Верхушка изумрудного цвета имеет много позолоченных элементов. В сочетании с бело-голубыми стенами, изящной лепкой и орнаментом сооружение имеет торжественный вид. Для отделки церкви Растрелли использовал почти 100 тонн литья из чугуна. До этого такой материал не применялся для строительства культовых сооружений Восточной Европы.
Андреевская церковь установлена ​​на сложном с точки зрения геологии холме, который подвергается оползням и подмыванию водами, поэтому постоянно нуждается в укреплении и внимании специалистов.
Согласно летописи, именно на этом месте первый проповедник христианства на Руси Андрей Первозванный установил крест и предсказал возведение большого города.
В храм ведёт крутая чугунная лестница. Вокруг здания – просторная смотровая площадка, с которой открываются живописные пейзажи Киева на склонах Днепра. Рядом колоритный Андреевский спуск – улица-музей, где представлены работы украинских художников.

Доехать до Андреевской церкви можно на метро. До станции "Почтовая площадь", откуда надо подняться вверх на фуникулёре и пройти пешком около 1 км до Андреевского спуска. Удобно добираться от станции метро "Золотые Ворота", пройдя вниз по ул. Владимирской примерно 1,3 км и от м. "Контрактовая площадь" – пешком по ул. Константиновской около 1 км.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Андреевская церковь — одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII — середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.

Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь — крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад — восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота — 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) — 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.

История

Святое место, где, по свидетельству преподобного Нестора, еще в первом веке святой апостол Андрей воздвиг крест как пророчество славного православного будущего этих земель, изначально судьбой было предназначено Великому храму.

Так уже в год крещения Руси (988) вершину Старокиевской горы по праву занимает деревянная церковь святого Василия, предначертанием которой было вернуть святость месту, поруганному языческим перуновым капищем. А спустя еще сто лет великим князем Всеволодом Ярославовичем (1030 — 1093) основывается Андреевский (Янчин) монастырь, который занимает свое место рядом с церковью.

Продолжил традицию оказания милостей князей киевских, которые благоволили к храму на Старокиевской горе, Мстислав Романович ( – 1223) – в 1215 году храм получает вместе с новым именем Воздвижения Честного креста Андреем Первозванным свое первое каменное облачение.

По велению императрицы российской Елизаветы Петровны (1709 — 1762) во время ее паломничества в киевские земли был заложен новый храм во имя святого апостола Андрея на месте святыни, имеющей огромное значение для всего православного мира. Первоначально разработка проекта строительства была поручена русскому архитектору немецкого происхождения Иоганну Готфриду Шеделю (1680 — 1752) и военному инженеру Де-Баскету, но предложенные ими в 1745 году эскизы не нашли одобрения в Петербурге.

Новым главным архитектором проекта в 1746 году становится Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771), и уже через год начинается строительство нового храма божьего по чертежам русского архитектора итальянского происхождения под руководством его помощника Ивана Федоровича Мичурина (1700 — 1763), которое растянулось на шесть лет. Для устранения главной проблемы возведения Андреевской церкви Киева – высокого уровня грунтовых вод в недрах горы, повышающего риск оползней и обвалов – фундамент здания заглубили на пятнадцать метров и создали дренажную систему их отведения.

Не смотря на завершение строительных работ к 1753 году, освящение храма было совершено митрополитом киевским Арсерием Могилянским (1704 — 1770) лишь 19 августа 1767 года, что было обусловлено длительным периодом внутренней отделки и оснащения церкви, где только написание икон для иконостаса украинским художником Григорием Кирилловичем Левицким (1697 – 1769) растянулось на три долгих года, а создание иконостаса с позолоченным орнаментом и скульптурой по рисункам Растрелли и вовсе длилось вплоть до открытия храма.

Но даже после открытия Андреевская церковь постоянно требовала пристального внимания — в 1815 году во время бури храм был обезглавлен (реставрация по новым чертежам растянулась на десять лет); в 1844-м проводится реконструкция поврежденной фундаментной кладки, замена деревянной лестницы чугунной и обновляется покрытие куполов; 1865 — 1866 — укрепляются склоны, форма каркасного основания куполов восстанавливается по чертежам Растрелли, производится капитальный ремонт здания в целом; центральный купол значительно поврежден молнией (1891), измененный он занимает свое место на барабане через три года; значительные восстановительные работы после Второй мировой проводились в два этапа: 1949 — 1952 и 1956 — 1957.

В виду высокой архитектурной ценности храм на Андреевском спуске в 1968 году получает статус филиала национального заповедника “София Киевская”. А свой первоначальный облик после двухсотлетних перестроек, согласно задумки Франческо Бартоломео, Андреевская церковь получает лишь во время реконструкции 1974 — 1979 годов после обнаружения и документального подтверждения тождества и авторства чертежей графического собрания музея “Альбертина” (Вена) храму на Старокиевской горе.

В качестве храма божьего свои двери Андреевская церковь вновь распахивает на пороге нового тысячелетия — в 2000 году после восстановительной реконструкции, продлившейся восемь лет.

Архитектура

Крестовый (оси 31,5м х 22,7 м) с акцентом в западной части храм Андреевского спуска высотой шестьдесят метров на высоком фундаменте — стилобате с опоясывающей терассой выступает одной из архитектурных доминант правого берега Днепра в Киеве.

Двухэтажное здание стилобата, к которой ведет четырехмаршевая чугунная лестница, с восемью комнатами на каждом уровне, где первый выступает “нижней церковью”, а верхний отдан в распоряжение хозяйственных служб, является одновременно и фундаментом здания Андреевской церкви.

На пересечении осей кирпичного оштукатуренного здания храма, усиленного мощными пилонами на высоких пьедесталах по углам креста с завершением из небольших башенками со стройным силуэтом небольших куполов, покоится большой члененный купол с маковкой. Внешняя отделка, помимо лазурно-белой цветовой гаммы, состоит из пилястров на высоком постаменте с чугунными позолоченными капителями коринфского ордера под фронтонными картушами с вензелями. Угловые пилоны украшены с трех сторон парами белых колон.

Необычность планировки Андреевской церкви заключается в расположении четырех малых куполов — не по ветвям креста, а по диагонали от них.

Внутреннее убранство храма не уступает внешней пышности: позолота лепных элементов, пилястры коринфского ордера, фрески, не говоря о творении не одного десятилетия — трехъярусного иконостаса с позолоченным резным орнаментом, росписью и скульптурными изображениями.

Как добраться

Адрес: Украина, Киевская обл., г. Киев, ул. Андреевский спуск, 23.

Автотранспортом по Набережному шоссе, после – Боричевым спуском, затем свернуть на Андреевский спуск, но здесь автомобиль придется оставит — улица пешеходная.

Общественным транспортом на метро до станции “Почтовая площадь” откуда подняться Боричевым спуском, затем свернуть на Андреевский спуск, где и расположена Андреевская церковь.

Андреевская церковь в Киеве

Vladimir Shcherbakov" >

Андреевская церковь в Киеве уникальна по своему местоположению, архитектуре, внутреннему убранству и истории. Здание XVIII века, построенное по проекту Бартоломео Франческо Растрелли, сохранено практически в оригинальном виде, несмотря на то, что не раз находилось на грани разрушения. Оно ярко выделяется на фоне прилегающей застройки и занимает доминирующую позицию в округе.

Андреевский холм

Андреевская церковь входит в состав большинства экскурсионных маршрутов. Она привлекает внимание совершенством линий и пропорций, гармоничным сочетанием архитектурных форм с окружающим ландшафтом, а также необычным интерьером и потрясающим устремлением ввысь.

Литургии в Андреевской церкви

Постановлением Верховной Рады Украины от 18 октября 2018 года историческое сооружение было передано в постоянное пользование Вселенскому патриарху на условиях сохранения статуса государственного объекта и соблюдения закона об охране культурного наследия.

Отныне Литургии, религиозные церемонии и обряды в храме будут проводиться священнослужителями Константинопольской православной церкви. Первое богослужение состоялось 19 декабря 2018 г., несмотря на то, что внутри проводятся реставрационные работы. Было заявлено, что службы станут регулярными, хотя вопрос о правомерности их совершения остается спорным. К тому же, реставраторы считают, что ежедневные церемонии могут существенно нарушить температурно-влажностный режим и негативно повлиять на состояние уникальных росписей, икон, резьбы и лепки.

Храм издалека

История

По преданиям, на холме, где возведена церковь, в I веке апостол Андрей Первозванный установил крест и предсказал появление Великого града, в котором построят много храмов. Об этом событии в своих трудах упоминал летописец Нестор, служивший в XII в. при Киево-Печерском монастыре.

Первая деревянная церковь на месте языческого капища, посвященного богу-громовержцу Перуну, появилась вскоре после крещения Киевской Руси Владимиром Великим. Позже здесь построили Андреевский монастырь.

По причине частых пожаров, церкви на Андреевском холме нередко сгорали дотла. На их месте возводили новые храмы, называя их Андреевскими и Крестовоздвиженскими.

Купол

Каменное здание строилось в период правления императрицы Елизаветы Петровны, по ее прямому указанию. Слухи о том, что она лично выбирала место для сооружения, документально не подтверждаются. Автором проекта Андреевской церкви является русский архитектор итальянского происхождения Растрелли, ни разу так и не посетивший Киев. Храм возводили в период 1749–54 гг. под руководством И. Мичурина. Ему поручили привязать объект к сложным гидрогеологическим условиям Андреевского холма, о которых Растрелли даже не догадывался.

Освящение Андреевской церкви состоялось в 1767 году. Через год ее удалили из перечня императорских объектов и передали на баланс Киевского магистрата. Начиная с 1785 г., храм оказался в ведении Городской думы Киева.

Купола Андреевской церкви

Реставрации

В связи с тем, что грунтовые воды находятся близко к поверхности, а грунт является насыпным, время от времени возникали оползни, грозившие полномасштабными обвалами. В результате приходилось проводить работы по укреплению склонов. В частности, в 1970-е годы возвышенность обнесли подпорной подушкой на 20-метровых буронабивных сваях, а почти через 40 лет холм укрепили анкерами и армировали современными полимерными материалами.

Реставрации и обновления Андреевской церкви выполнялись в конце 30-х и середине 40-х гг. XIX в. К 100-летнему юбилею провели капитальный ремонт. При восстановлении центрального купола, после его частичного разрушения молнией в 1892 году, внешние очертания храма были изменены. На протяжении ХХ ст. реставрации выполнялись несколько раз. В конце 1970-х гг. по фотокопиям оригинальных чертежей Растрелли, полученным из музея Альбертина (Вена), архитектурному облику храма удалось вернуть прежние черты.

Андреевская церковь

Архитектура Андреевской церкви

Культовое сооружение построено в барочном стиле, характерном для XVIII века. Оно отличается контрастностью форм и богатством отделки. Заложенный в плане традиционный для христианских церквей крест имеет длину около 32 метров и ширину — более 20 метров. Высота здания составляет 46 метров. Колокольня в проект изначально не закладывалась.

Военный архитектор Мичурин разработал уникальную опорную конструкцию для Андреевской церкви. Она передает свой вес на стилобат, представляющий собой двухэтажное строение. Таким образом бо́льшая часть нагрузки приходится на материковый, а не насыпной грунт. Массивный фундамент стилобата углубляется на 5 метров ниже уровня пола первого этажа. Основание выдерживает не только вес двух сооружений, но и почти 100-тонные украшения фасада церкви, изготовленные из литого чугуна.

Боковой фасад

Центральный купол со световым барабаном окружают декоративные главки. Их поддерживают группы колонн коринфского ордера, объединенные антаблементами и арочными фронтонами. Фасады делятся по вертикали пилястрами, а по горизонтали — выступающими архитектурными профилями. Сочетание цветов — белого, бирюзового, зеленого и золотого — гармонично и живописно. В общем здание смотрится легко и динамично.

Элементы фасада

Внутреннее убранство

Стены и потолочные своды Андреевской церкви богато украшены росписями на библейские темы. В интерьере много позолоты, лепного орнамента, горельефной, ажурной и рельефной резьбы. В интерьере присутствует оригинально декорированная проповедническая кафедра. По замыслу Растрелли, она должна напоминать небольшую театральную ложу. Над престолом установлена сень со спиралевидными колоннами и сводчатым куполом, обрамленным растительными орнаментами и фигурными композициями.

Иконостас

Иконостас Андреевской церкви является уникальным. Он изготовлен из липового дерева и отделан сусальным золотом. Резные детали по эскизам Растрелли и рисункам отечественных мастеров выполнялись в Петербурге. Здесь выставлены иконы, созданные целой группой живописцев, работавших под руководством И. Вишнякова. На них представлено характерное для XVIII ст. направление церковного искусства.

Интерьер Андреевской церкви: панорама google

Как добраться до Андреевской церкви в Киеве

Храм расположен в самом конце Андреевского спуска, у пересечения с улицами Десятинной и Владимирской. Со стороны Верхнего города подойти к нему будет удобнее.

Ближайшие остановки городского транспорта:

    — троллейбусы № 6, 16, 18;
  • Площадь Софийская — автобус № 24А.

Подъехать к церкви ближе можно на автомобиле или на такси. В Киеве работают мобильные приложения Uber, Яндекс.Такси, Uklon, OnTaxi, Оптима Такси и т. д.

Андреевская церковь в Киеве

Андреевская церковь в Киеве – православный храм в честь апостола Андрея Первозданного, построенный в стиле барокко по проекту архитектора Бартоломео Растрелли в 1754 году.

Возникновение Андреевской церкви

С возникновением Андреевской церкви в Киеве связано много легенд. Одна из них повествует о том, что апостол Иисуса Христа, Андрей Первозванный, неся христову веру, проходил через Днепр.

Собор на Андреевском спуске

Императрица Елизавета Петровна, собираясь разместить в Киеве летнюю резиденцию, осмотрела местность. Живописный вид на Днепр покорил царицу, и по высочайшему указу Елизаветы Петровны на круче Старокиевской горы заложили каменную Андреевскую церковь.

Собор в начале 20 века

В августе 1744 года императрица лично заложила первый камень в основание будущего храма. Проект церкви разработал архитектор императорского двора Бартоломео Растрелли. Изысканный храм в стиле барокко на правом берегу Днепра появился в 1754 году.

Храм в царское время

Шедевр церковной архитектуры

Построенная по законам барокко, Андреевская церковь воплотила главные признаки модного по тем временам направления. Лёгкая и воздушная с виду, с обильной позолотой и лепниной, церковь выглядит пышно и живописно.

Строительство храма

Вниз от церкви, расположенной над Подолом, исторической частью города, идёт Андреевский спуск, который получил свое название от церкви. Он соединяет верхний город с нижним.

Холм, на котором воздвигли церковь, постоянно точат подземные воды. Для устойчивости сооружения под храмом возвели стилобат в виде мощного квадратного двухэтажного жилого дома высотой 15 метров, примыкающего к круче. На каждом этаже своеобразного пьедестала церкви – по 8 комнат.

Анддреевский храм на холме

На строительство из казны выделили 20 000 рублей и разрешение бесплатно рубить лес по всей Малороссии, а также беспрепятственно набирать рабочих.

На заметку! На храм потратили 20 000 штук кирпичей, 30 000 гвоздей и 20 листов листового золота на позолоту верха церкви.

Особенности архитектуры

Андреевская церковь – однокупольный, с пятиглавым завершением, храм в форме креста. По углам – декоративные башни, которые возвышаются на массивных столбах, украшенных пилястрами с тремя парами колонн.

Архитектура храма

На фоне киевских круч здание высотой 50, длиной 30 и шириной 23 метров с массивной центральной главой смотрится восхитительно. Изящные угловые купола, увенчанные золочёными шарами и крестами, сверкают на фоне изумрудно украшенного золотыми гирляндами главного купола диаметром 10 метров.

Обилие позолоты в отделке

Со стороны улицы к церкви ведёт крутая чугунная четырехмаршевая лестница с широкими ступенями. Внешние густо-голубые и зелёные стены храма контрастируют с белым орнаментом. Торжественно выглядит фасад здания, украшенный группами стройных колонн и карнизами сложного профиля, лепным орнаментом и пилястрами с золочёными капителями.

Чугунная четырехмаршевая лестница

Силуэт церкви чётко выделяется среди зелёного убранства днепровских холмов. Оконные проёмы и двери очерчены лепниной и золотом.

Интересно! В оформлении наружных решёток использованы декоративные украшения из чугунного литья.

Интерьер

Внутренне убранство церкви, спроектированное Растрелли, поражает роскошью, сочетанием икон и скульптур, позолотой отделки. В интерьере храма преобладают яркие краски. Пол храма украшают чугунные расписные плиты. Ажурная резьба по дереву и живопись, лепные украшения и пейзажи создают лёгкую и жизнерадостную атмосферу церкви.

Иконостас Андреевской церкви

Важное место в оформлении интерьера занимает живопись. Для росписи храма пригласили светских и религиозных живописцев. Центральный купол и потолок церкви украшены росписями на библейские темы. Святые – в нарядных одеждах, в окружении насыщенных пейзажей. Сочетание ярких цветов и обилие света радует взор.

Центральный купол и потолок церкви украшены росписями

Позолоченные ангелы

Взгляд сквозь века

В церкви нет колокольни, чтобы созвать прихожан на службу. Приход не был обозначен.

Андреевскую церковь построили для коронованных особ и высокопоставленных персон. Предполагалось, что у закрытой церкви будет дежурить караул, который откроет храм по приезду в Киев императрицы или кого-то из членов императорской семьи.

Андреевская церковь работает как историко-архитектурный музей

После смерти Елизаветы Петровны служба в храме не проводилась, оползни склонов холма, дожди и ветра разрушили здание. Только в 1900году архитектор Владимир Николаев возвратил Андреевской церкви прежний вид, реставрировав по первоначальным чертежам Растрелли.

В Андреевской церкви хранятся частицы святых мощей Андрея Первозванного и Евангелие в драгоценном окладе, подарок императора Александра I. С 2008 года храм – в ведении Украинской Автокефальной церкви, где каждый день проходят богослужения.

Андреевский храм в киеве

Святые места

Пожалуй, нет туристического буклета о столице Украины, где бы отсутствовала фотография Андреевской церкви. В Киеве это сооружение в стиле барокко давно стало обязательным пунктом многих экскурсий. Это единственное уцелевшее здание в незалежной, выстроенное по проекту великого зодчего, лебединая песня академика архитектуры Императорской Академии художеств, знаменитого Франческо Бартоломео Растрелли.

Вы заинтересованы в безопасных, комфортных и своевременных экскурсионных перевозках, закажите автобус Харьков

Киевская андреевская церковь

Старокиевская гора

Именно это место можно назвать колыбелью Киева. В древней легенде говорится, что сам апостол Андрей Первозванный, увидев крутое возвышение на правом берегу Днепра, предрёк возникновение большого города с множеством церквей, ибо здесь — место, где присутствует Божья благодать. И тогда святой водрузил на горе крест.

Андреевская церковь в киеве история

Так было или нет, исследователи спорят до сих пор. Но то, что археологи нашли на горе деревянные остатки построек древнего городища и фундамент более поздней постройки — каменной Десятинной церкви — непреложные факты. Как и то, что город, основанный Кием, постепенно разрастался, укреплялся и со временем стал центром мощного государства, вошедшего в учебники под названием Киевская Русь.

Действительно, в городе, особенно в старой его части, много культовых христианских сооружений — больших соборов и роскошных храмов, маленьких церквушек — скромных, порой почти аскетичных. Их колокольный перезвон, особенно в праздничные дни, наполняет душу верующих счастьем и вселяет надежду. Но только одна безмолвствует. Всегда.

Есть легенда, объясняющая этот факт. Она говорит о море, омывавшем гору. После того как святой Андрей Первозванный водрузил крест, море отступило, а часть воды ушла в недра горы. Но стоит на горе прозвонить колоколу, гора исторгнет мощный поток, который уничтожит, смоет город.

Дело в том, что домовая церковь, которая принадлежит одной семье, и не должна иметь колокол — в этом просто нет необходимости. Так объясняют архитекторы.

Рождение шедевра

У императрицы Елизаветы I возникло желание построить в Киеве свою летнюю резиденцию. Естественно, в рамках этого плана возник вопрос о домовой церкви. Она не должна была быть слишком большой, но чтобы при первом же взгляде на внешнее и внутреннее убранство все понимали, кто её прихожане.

Проект гениального Растрелли

Андреевская церковь украина кто построил

Первый проект был предложен в 1745 году. Его создали архитектор Иоганн Шедель и инженер Даниил Дебоскет. Российской императрице он не понравился. Через три года Елизавета I выбрала проект Царского или Мариинского дворца и Андреевской церкви, автором которого был Растрелли, обер-архитектор императорского двора, имевший титул графа.

Итальянец, родившийся во Флоренции и создававший гениальные архитектурные ансамбли в Санкт-Петербурге, Москве, Курляндии, угодил взыскательной матушке-царице. По высочайшему приказу в 1749 году на берегах Днепра был разрушен Андреевский бастион. На его месте заложили фундамент церкви. Есть информация, что в этом ответственном мероприятии приняла участие даже сама императрица.

Кстати, талант итальянца оценили многие сильные мира сего не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Прибалтике. За свою жизнь этот человек был зодчим при пяти (!) самодержцах: Петре I, Екатерине I, Анне Иоанновне, Елизавете I, Петре III.

Только при дворе Екатерины II стиль барокко стал считаться излишне пышным и весьма расточительным. И тогда Растрелли подал в отставку.

Дополнения к работе итальянского зодчего

Руководить возведением храма на склоне Старокиевской горы было поручено Ивану Фёдоровичу Мичурину. Прибыв на место предполагаемого строительства и исследовав его, опытный военный архитектор обнаружил, что строительная площадка находится в очень сложном месте. Над материковыми породами, которые были бы надёжной основой для сооружения, лежит 14-метровая толща насыпного грунта, в некоторых местах слой был меньше на метр. Вдобавок ситуацию осложняло наличие подземных вод.

Андреевская церковь в киеве как строилась

Иван Фёдорович также предложил способ, который должен был обеспечить надёжность конструкции. Так сначала был разработан, а потом и выполнен для храма ленточный фундамент высотой от 4,8 до 5 м. Для его создания использовались:

  • природный камень;
  • битый кирпич;
  • известковый раствор.

Кроме того, наличие широкой чугунной лестницы — тоже работа Мичурина. В авторском проекте был пандус.

Особый стиль

Храм Растрелли проектировал, так сказать, заочно, без выезда на объект. Оказалось, что церкви придётся стоять на довольно крутом откосе.

Андреевская церковь в киеве

Автору приходилось вносить поправки в чертежи, и не один раз, ведь царское желание — закон.

Нарядную и изящную церковь оформили в той же цветовой гамме, что и комплекс Воскресенского или Смольного монастыря в стольном граде на Неве. Сочетание белого с интенсивно-голубым, лазоревым, бирюзовым просто великолепно. Плюс к этому — непременное наличие позолоты.

Стройный и изысканный силуэт, стремительность возносящихся ввысь колонн и пилястров создавали впечатление, что здание почти невесомо. Цветовая гамма усиливала впечатление. Даже от то, что при оформлении использованы и лепнина, и чугунное литьё, церковь не казалась массивнее. Кстати, вес только чугунных элементов — почти 98 тонн!

По форме этот храм можно отнести к крестово-купольным. Его основание напоминает крест, вытянутый с запада на восток. Продольная ось и поперечная равны 31 и 20 метров соответственно.

Настоящий купол всего один, его окружают ещё четыре, стоящие на контрфорсах — они декоративные. Оконные и дверные проёмы окаймлены орнаментом.

Интерьер — в соответствии с экстерьером

Весь собор — как снаружи, так и внутри — был выдержан в стиле русского барокко, утверждает описание сооружения в Википедии. Одновременно с наружным оформлением начали создавать и внутреннее убранство. Пол в церкви был из чугунных плит, которые привезли с Урала, гипсовая лепнина отливалась в Киеве, на месте строительства.

Трёхъярусный иконостас с его 39 уникальными изображениями ликов святых был также спроектирован Растрелли. Строители по его чертежам сооружали каркас. А в то же время в Петербурге мастера из Северной столицы выполняли свою часть работы. В Киев должны были привезти уже готовые детали и элементы интерьера:

Андреевская церковь на украине

  • резные деревянные украшения для иконостаса;
  • напрестольную сень;
  • проповедническую кафедру;
  • царское место.

Создание икон также было доверено живописцам из Санкт-Петербурга: Вишнякову, Роменскому, Чайковскому, Антропову. Даже религиозные сюжеты были написаны в стиле барокко и отчасти приближались к светским картинам. На полотнах вместо сурового аскетизма появились характерные особенности жизнеутверждающего искусства:

  • эффектные положения тел;
  • нарядные одежды;
  • множество бытовых деталей;
  • пейзажи;
  • натюрморты.

Среди множества икон и полотен в Андреевской церкви есть работы, которые написали другие мастера, например, работавшие в Киеве Борисполец и Г. Левицкий, Эгинк из Митавы.

Киев андреевская церковь

Проблемы и их решения

За семь лет на склоне горы вырос храм, но его возвели в 1754-м, а освятили только в 1767 году, через шесть лет после смерти заказчицы, Елизаветы I. Императорскому двору в то время было не до этой церкви, и её исключили из списков, в которых значились дворцовые сооружения, передав магистрату Киева.

Угроза уничтожения

Едва закончились строительные работы, начались переделки куполов, наружных декоративных фрагментов, регулярно страдавших от трещин. Влияние грунтовых вод на состояние здания было настолько разрушительным, что в конце XIX века стены покрылись сетью дефектов и утратили значительную часть декоративных элементов.

Андреевский собор киев

Вероятно, Александр II посчитал, что реставрировать сооружение в столь плачевном состоянии нецелесообразно. В планах по укреплению оборонительного комплекса Киева возникла версия по созданию на месте Андреевской церкви казарм и бастиона. Это было вполне логично: высота господствует над всем Подолом.

Только активная позиция камергера императорского двора и почётного члена Императорской академии наук А. Муравьёва при поддержке императрицы Марии Александровны спасла детище Растрелли. На восстановительные работы общественный деятель выделил собственные средства. Драгоценная архитектурная жемчужина была спасена.

Тревожная хроника

В нынешнем году зданию церкви исполняется 255 лет. За всё это время возникало немало сложных ситуаций, связанных с состоянием сооружения.

1815 год — буря обезглавила храм. Реставрационные работы длились десять лет.

1844 год — повреждена фундаментная кладка, деревянная лестница заменена чугунной и обновлено покрытие куполов.

Андреевская церковь киев

С 1865 по 1866 год — проведено укрепление склонов. Для куполов восстановлено каркасное основание, предложенное самим Растрелли. Проведён капремонт всего сооружения.

1891 год — после удара молнии на центральном куполе возникли значительные повреждения. 1894 год — уже видоизменённый, купол возвращается на своё место.

С 1949 по 1952 год — первый этап восстановительных работ после Великой Отечественной войны.

С 1956 по 1957 год — второй этап восстановления Андреевской церкви.

С 1974 по 1979 год — масштабная реконструкция по восстановлению первоначального облика согласно чертежам и описаниям Растрелли.

Современные нюансы

Подол карта

  • при помощи анкеров;
  • путём армирования слоёв грунта специальными полимерами.

На склоне Старокиевской горы удалены все деревья и кустарники. Получилась двойная польза: не только восстановление первоначального состояния, ещё и обзор стал намного лучше (это касается северного и восточного направлений). Работы были закончены к Евро-2012. Грунты остановили. Но как долго это сохранится, если строительство вокруг памятника архитектуры не прекращаются, не знает никто.

Андреевский храм в киеве

7 ноября 2018 года президент Порошенко с подачи Верховной рады подписал законопроект, суть которого сводится к тому, что Андреевская церковь передаётся в безвозмездное постоянное пользование Вселенскому патриархату для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий. А также для создания представительства.

Так накануне решения по предоставлению Томоса Украине власти распорядились объектом культурного наследия, филиалом национального заповедника и памятником архитектуры. Который, между прочим, находился в собственности государства. На официальном сайте (есть такой у Андреевской церкви) уже есть материалы о том, как назначенные константинопольским патриархом священники проводят религиозные службы.

Читайте также: