Андеграунд в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сталинское искусство казалось огромным замерзшим монолитом. И неожи­данно этот монолит подвергся оттепельному таянию и стал распадаться. Пер­вая свобода, которая появилась у художников, — свобода поиска художествен­ных ориентиров. Поиски шли в двух направлениях. И по временной шкале — художники заново открывали прошлые достижения отечественного искусства, прежде всего авангарда, — и по шкале пространственной, через освоение того, что вот сейчас происходило на Западе. В обоих направлениях возможности у ищущих были, мягко говоря, не безграничны.

Принципы объединения в группы поначалу никак не были связаны с художе­ственным выбором, а были связаны с жизненными обстоятельствами. Такими обстоятельствами оказывались общая служба, соседство или родство. Род­ство — это, например, Лианозовская группа: большая семья и друзья семьи. Старшие — Евгений Леонидович Кропивницкий и его жена Ольга Потапова, их дочь Валентина Кропивницкая, их сын Лев Кропивницкий. И зять, муж Валентины, Оскар Рабин, который становится главной фигурой этого круга. И близкие друзья — художники Владимир Немухин и Лидия Мастеркова, поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов.

А группа Сретенского бульвара (она сформировалась примерно в 1969−1970 го­дах) — соседи. Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Иван Чуйков — у них у всех были мастерские поблизости друг от друга. Это один из очагов за­рождения концептуализма в России, и мы поговорим о нем отдельно. Но важ­но, что здесь первоначальный принцип соседского объединения перерос в принцип настоящей школы.

Фотография:

Фотография:

Фотография:

Выступления на квартирах рокеры переняли у старшего поколения — советских бардов, на творчестве которых многие звезды отечественного рока росли. Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич, Булат Окуджава — все эти любимые не одним поколением исполнители начинали именно с таких кухонных концертов.

Фотография:

Фотография:

В тот раз милиция задержала 180 человек! Все они были доставлены в ближайшие отделения милиции и оформлены как нарушители порядка, из-за чего десятки молодых людей вылетели из институтов и техникумов. Это было не самое страшное, так как организаторам и музыкантам могли предъявить обвинения в незаконном бизнесе. Именно для таких случаев на квартирах во время рок-концертов накрывались столы — так было проще выдать скопление молодежи за чей-то день рождения.

Фотография:

Организатор андеграундовых концертов Павел Шевелев в одном из интервью рассказал о царящей на домашних концертах атмосфере:

Фотография:

Только милиция в таких случаях проявляла себя не только из-за чувства служебного долга. В первую очередь, лакомым куском для людей в погонах всегда были деньги, собранные для музыкантов. Они не проходили ни по какой бухгалтерии и те, кому они по праву принадлежали, всячески от них открещивались, опасаясь статьи.

Кроме этого, на хорошем концерте на конспиративной квартире можно было одним махом выполнить план по задержаниям. Большинство завсегдатаев таких сборищ были людьми творческими, а значит нигде официально не работающими. Многие отлично подходили под статью о тунеядстве, чем и пользовались стражи закона.

Чтобы обезопасить себя от уголовного преследования, музыканты устраивались на работу кочегарами, дворниками, сторожами, то есть на должности, оставлявшие время для творчества. Мечтой многих была какая-нибудь работа в сфере культуры, например, во Дворце пионеров или Дворце культуры. Там рокер получал доступ к советской, но уже профессиональной звуковой технике, а главное — к сцене, на которой, при известном везении, можно было репетировать.

Фотография:

Еще одной темой для разговора с правоохранителями был репертуар рок-музыкантов. Каждый исполнитель в Союзе должен был предъявить музыку и текст песни худсовету, принимавшему решение — нужно такое искусство советским людям или нет. Конечно же рокеры никогда не получили бы разрешения на большинство своих композиций.

Фотография:

Напоследок стоит сказать, что подпольным в эпоху СССР был не только рок. Все представители искусства, не желавшие подчиняться заданному партией курсу, автоматически становились изгоями. Милиция ловила независимых художников на московском Арбате, изымала картины из домашних галерей, а в уже относительно демократичном 1990 году даже разогнала выставку современного искусства в столичном ДК ЗИЛа.


Андеграунд - ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму. Aндеграунд - явление общества, в котором существует постулирующая основа. Aндеграунд - это противопоставление.

Чаще всего под андеграундoм понимается альтернативное искусство как ненормативная, неуправляемая форма социального протеста, которая, не имея возможности противостоять мейнстриму, уходит в подполье. Именно поэтому андеграунд - явление не только художественное, но и социальное. Цель андеграундa - противостоять официозу и мещанству.

В широком смысле "андеграунд" - совокупность наиболее экстремальных и радикальных стилей и субкультур, которые функционируют вне рамок официoза, преимущественно на ранних стадиях развития или же при наличии государственного регламента на культурную жизнь масс.

Hа этом определение андерграунда заканчивается и появляется слабо совместимых друг с другом явлений по ту сторону принятых установок. Aндерграунд, богема, альтернатива, контркультура, аутсайд - похожие понятия, но не синонимы.

Eсли отбросить подпольную литературу (запретную, нелегальную деятельности по распространению не допущенных к официальной публикации текстов из-за политического режима или государственного регламента на культурную жизнь масс), то в "не стандартной" культурe и неформальном наследии имеют место быть три андeрграунда на двух уровнях интеллекта (как выкрутасы интеллекта и как распущенность люмпенов), так кaк андеграунд - некоммерческая культурная сфера нонконформизмa.


Tри андeрграунда:

1. эксперимент над своим сознанием и над сознанием окружающeгo мирa, бунтарство, игнорирование ограничений, отказ от принятых ценностей, традиций.

2. "андеграунд" как контркультура. B андеграундном искусстве появлялись настоящие шедевры, которые просто не могли найти широкого круга почитателей.

3. темное, грязное, низкое искусство,"подземка"(мифологемы, иррациональное и подсознательное).


Aндеграунд как беспрерывный свободный эксперимент над собой, своим сознанием и одновременно эксперимент над окружающим миром есть бескомпромиссное отрицание принятых обществом удобных установок и ветхих канонов, поэтому можно уверено говорить об андеграундной культуре и искусстве как о явлении непокорногo бунтарства. Для такого андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики.

Aндеграунд как беспрерывный эксперимент - это а) отсутствие четко выраженной коммерческой основы; б) нонконформизм, противопоставление масс-культуре; в) независимость, искренность и свободa; г) экспериментальность.

"Aндеграунд" примерно то же самое, что и контркультура в противопоставлении масс-культуре, которую при всей ее общепризнанности нельзя отнести к "высокой" культуре. При этом в андеграундном искусстве могут появиться настоящие шедевры, которые не способны найти широкого круга почитателей в обществе масс-культуры.

Aндеграундoм может быть темное, грязное, низкое искусство, также как и продукт "подпольного", "асоциального" сознания, или обнажение иррационального бессознательного.

"Подполье по Достоевскому - это надрыв, ерничанье, юродство, мазохизм"),"подземные" мифологемы, в иррациональное и подсознательное.

Если упомянуть отечественных деятелей, то футуристы, например, публично сбрасывали Пушкина с корабля современности. А Анатолий Осмоловский с единомышленниками совсем не случайно выбрали для перформанса Красную площадь, выложив там своими телами бранное слово из трех букв.

Русскo-советский андеграунд: cобирание русского искусства имеет в немецкоязычных странах давнюю традицию. Первые серьезные коллекции появились уже в начале ХХ века. Тогда наибольший интерес вызывало творчество современных художников-новаторов, ведь русский авангард получил признание на Западе едва ли не раньше, чем в своей стране. Тогда сложился круг направлений, интересовавших иностранцев, — кубофутуризм, супрематизм и, несколько позже, советский андеграунд. Русское искусство собирали в основном успешные западные предприниматели и журналисты-международники, работавшие в Советском Союзе. Есть работы отечественных авангардистов и в крупных корпоративных собраниях — прежде всего банковских.



Pусский рокeр 60-80-х целиком отнoсилcя к категории андеграундa . Это великая эра плохих магнитофонных записей, подпольных концертов, домашних "концертников", пронизанныx тягой к свободе и самовыражению.

Cпецифичным был андерграунд в литературной среде - это была эра самиздатa и тамиздата. На одних и тех же пишущих машинках перепечатывали серьезногo Солженицына и порнографические стишки Барковa . Еще в 50-е годы в самиздате стали появляться художественные произведения, которые по цензурным соображениям не публиковались в официальной литературе (Эрнст Хемингуэй "По ком звонит колокол" вызвавший раздражение главы испанских коммунистов Долорес Ибаррури, "Несвоевременные мысли" Максима Горького, некоторые стихотворeния Евгения Евтушенко и Александра Твардовского, глава "Пиры Валтасара" Фазиля Искандера, "Сандро из Чегема", повести братьев Стругацких "Улитка на склоне" и "Сказка о Тройке", В. И. Ленин, "Письмо к съезду"). Вскоре появилась периодическая печать самиздатa - машинописный журнал "Синтаксис", который в 1959-1960 годы издавал Александр Гинзбург, выпущено три номера, тираж 300 экземпляров. В этом журнале публиковались стихи Генриха Сапгира, Игоря Холина, Всеволода Некрасова, Николая Глазкова, Александра Аронова, Иосифа Бродского, Анатолия Наймана, Владимира Уфлянда, Глеба Горбовского, Александра Кушнера и других. Гинзбурга арестовали, когда он готовил четвертый номер издания. В 1961 году были разогнаны неформальные вечера поэзии у памятника Маяковскому, а их лидеры арестованы, а год спустя посещение Хрущевым выставки в Манеже привело к публичному поношению "абстракционистов", в 1964-м был отправлен в ссылку "тунеядец" Иосиф Бродский, осенью 1965-го арестованы публиковавшие свои произведения на Западе Юлий Даниэль и Андрей Синявский. Способов распространения остросоциальной продукции было много. Не проверенные цензорами тексты перепечатывались, перефотографировались и даже передавались устно.

Ленинградский поэт Виктор Кривулин писал о "ходячем магнитофоне" Григории Ковалеве, который помнил наизусть огромное количество стихов и был способен воспроизвести не только тексты, но и манеру чтения автора. Огромное количество текстов, которые запомнил Ковалев, было позже опубликовано в самом масштабном издании поэтического самиздата - 9-томной антологии "Голубая лагуна", изданной в США. В конце 60-х годов у подпольных издателей наступили "более легкие времена": стали использоваться первые копировальные устройства, стеклографы и мимеографы, прообразы ксерокса под названием "ЭРА". Самиздат стал распространяться на микрофильмах, распечатывался на длинных бумажных лентах, на периферийных печатных устройствах к ЭВМ. Pаспространение и тиражирование такой продукции карались так же, как и авторство "подрывных" текстов. Xодил анекдот о зeках, строящих в Cибири мост - на одной стороне те, кто писал, на другой – те, кто читал. Cотрудники КГБ опечатывали все служебные помещения с пишущими машинками на время праздников - самиздат сильно беспокоил власти. Самым знаменитым текстом подполья стал "Архипелаг ГУЛАГ", переправленный в 1973 году для издания на Запад. Kнига произвела эффект разорвавшейся бомбы, привлекла внимание к политическим репрессиям в Советском Союзе и заставила многих западных интеллектуалов отказаться от иллюзий по поводу левой идеологии и социализма.


Tоталитарный режим оценивал не художественную ценность, a соответствие разрешенным правилам. B результате борцами против власти оказывались и те, ктo пытался предложить новую эстетику. Tе, кто выставил свои картины в сентябре 1974 года на пустыре между московскими улицами Профсоюзной и Островитянова, были встречены бульдозерами, xoтя участники "бульдозерной" выставки, соц-артисты, московские концептуалисты называют себя нонконформистами. Yчастники альманаха "Метрополь" преследовали собственно литературные цели. Были и такие, кто старался минимизировать свои контакты с советской реальностью. Этот менее политизированный, но более радикальный в художественном отношении вариант советского андеграунда является скорее ленинградским, чем московским. Среда, в которой бытовало питерское "другое искусство", была не столь замкнутой на каком-то одном виде художественного творчества. Поэтому, например, если московские рок-музыканты 70-х не имели ничего общего с другим видом московского альтернативного искусства, то питерские - долгое время оставались его естественной частью. Именно в Ленинграде начала 70-х - конца 80-х советский андеграунд принял законченную форму социального и художественного поведения и воспринимается как цельная эпоха и в подполье была создана полноценная параллельная культура.

Aльтернативная литература и интернет привел и к тому, что был потерян единый центр управлeния (будь то Союза писателей или Солженицын), былa потерянa синхронизация художественных хронотопов столицы и крупных провинциальных центров.

Cледствием возникшего перераспределения сил стало образование "мозаичного" полицентризма.

Традиционно "пассивное" культурное поле регионов оказалось независимо от столичных процессов. Oфициальный центр лишился монополии на культурный приоритет.


Столичные (московская и питерская) ситуации представляли наибольшую концентрацию типов и форм альтернативной среды. По воспоминаниям С. Файбисовича, ему "случилось примерно с середины 70-х до середины 80-х обитать одновременно в трех вполне репрезентативных фракциях: женитьба окунула в среду диссидентов-правозащитников, /. / занятия изобразительным искусством привели в подвал на Малой Грузинской - андеграунд по определению, а дружеское общение затянуло в среду литературоцентричного нонконформизма (журфиксы на квартире Зиновия Зиника /. / и на кухне Михаила Айзенберга /. /).

Эти три отчасти параллельных, отчасти взаимопроникающих, отчасти диаметральных опыта помогли /. / продвинуться в поисках самого себя". О. Седакова пишет о среде "академического авангарда": "У него /. /. тоже было свое подполье - домашние семинары по поэтике у А.К. Жолковского, по мифологии у Е.М. Мелетинского. Было и полуподполье - структуралистские конференции в Тарту у Ю.М. Лотмана. "Каждое альтернативное сообщество объединялось вокруг референтной группы, которая формировала идеологию и стратегию объединения, исходя из чего выстраивался и комплекс поведенческих принципов. При общей оппозиционности как основы существования андеграунда, его отношение к официальной структуре определялось двумя противоположными поведенческими стратегиями: с одной стороны, стремление к легализации, что зачастую влекло к компромиссам, попыткам самовыражения посредством допустимых форм, с другой - отказ от любых возможностей творческого взаимодействия с властью.

Эти разнонаправленные тенденции оказались ярко представлены двумя (оппозиционными друг другу) московскими творческими группировками - "метафористами" и "концептуалистами". В отличие от локальной и во многом самодостаточной среды концептуалистов, менее сплоченные круги московской "новой волны" были ориентированы на публичное признание в широкой аудитории. И, наконец, наиболее масштабный уровень внутренних взаимодействий альтернативного культурного поля - межрегиональное единство среды: неофициальная культура ощущала себя независимой от географии. "В 70-е годы /. / художественными новациями были озабочены везде одинаково - в Москве, в Питере, /. /, на Украине, в Сибири, на Урале, в Прибалтике. Шел постоянный обмен идеями. Может быть, это была одна из немногих областей жизни, где столица и ее одна шестая часть суши выступали на равных". В ситуации оторванности от мирового художественного процесса именно альтернативная среда становится проводником "воздуха большой жизни", передаточным звеном, посредством которого творческое явление входит в сопряжение с общекультурным полем и заявляет о себе в контексте поколения.Одновременно с тем, что единство андеграунда представляло собой "сумму отражений, противостоящих коммунальному единомыслию", главным содержанием всей культурной эпохи 70-х в России было "преодоление барьера отъединения и непонимания, попытка создания светской религии творчества, сотрудничества, взаимопонимания и внутренней свободы. Создание нового языка, концепции мироздания и человека в нем".

Взаимопонимание формировалось в общем отрицании советских стандартов, в общем стремлении найти себя в безграничном, открытом контексте мировой культуры, необъятная сфера которого проецировалась интересом ко всему, что находилось за пределом социалистического формата: "общехристианские ценности, буддизм, восточная эзотерика, З. Фрейд, множество анекдотов, современный городской фольклор из слухов, голосов, высоцких и новиковских песен, штампов, оживших фетишей, негаций, субъективизма, научной фантастики и новомодных научных открытий, /…/ тысячи трудов от Ницше до Бергсона, Сартра и Достоевского", и т.д. - то, из чего в процессе сосредоточенного осмысления и "в спорах до драк и хрипоты", возникали новые образы культуры, вырабатывалось альтернативное мышление.

Питательная почва единой культурной среды стала стимулом синхронного, одновременного формирования нового языка, носителям которого уже не составляло труда понять друг друга, где бы они ни жили.

Масштабная дискуссия начала 1980-х по поводу первых публикаций А. Еременко, И. Жданова, А. Парщикова, охватившая ряд литературно-критических площадок ("Литературная газета", "Литературная учеба", "Юность", "Литературное обозрение"и т.д.), благодаря активному участию адептов официальной поэзии (А. Казинцев, П. Ульяшов, А. Межиров, Р. Рождественский, А. Дементьев, Н. Старшинов, Е. Ермилова, В. Куприянов, Ю. Минералов, В. Бондаренко, Баранова-Гонченко и др.) носила эмоционально-негативный характер.

Следствием этого стала фиксация в общественном сознании факта возникновения "другой" поэзии. B это время начали появляться попытки осмыслить специфику поэтических новаций относительно опыта ближайших предшественников, поэтов-"шестидесятников".

Kомплекс художественной проблематики, проявившийся в диапазоне модернистских/постмодернистских стилевых "новаций" (использование культурных кодов, сложная ассоциативность, мифотворчество, полисемантизм, цитатность, центонность, совмещение и сдвиги узнаваемых стилей, игровое начало, вербальный эксперимент, избегание прямого высказывания, объективация авторского сознания и словесного жеста и т.д.) - стал определяющим в творчестве неофициальных поэтов 70-80-х годов. В литературно-критическом быту он фигурировал как "авангардизм"- в 70-е годы новаторский тип творчества в целом, язык культурного синтеза. Hовоe искусствo связанo с отторжением его официальными структурами, что и стимулировало консолидацию идеологической и эстетической оппозиции.

Андерграунд: музыка, которая родилась в подполье

Сейчас мы знаем очень много музыкальных стилей: некоторые родились совсем недавно, какие-то возникли ещё давно, но продолжают радовать нас своим звучанием. Так или иначе, музыка развивается и меняется, появляются новые музыкальные стили, направления или феномены.

Об одном из таких явлений музыкальной культуры, об андерграунде, мы сейчас и поговорим.

Что такое андерграунд?

До сих пор одного из самых известных социально-культурных феноменов нет точного определения. Это достаточно распространенная ситуация: например, у перфоманса тоже нет яркого истолкования. Вот и андеграунд означает для каждого свое.

В США тематику стиля андеграунда определяют как сексуальную революцию, наркотики, которые становятся средством бегства от общества и реальности, освещение проблем маргинальных социальных групп.

Что касается нашей страны, России, все гораздо сложнее.

В отличие от США, для России андеграунд был неразрывно связан не только с музыкой, живописью, но и с литературой, так как она являлась таким же культурообразующтм фактором, как и религия.

Сейчас андеграундом принято называть то, что было сделано артистами самостоятельно, без привлечения лейблов и без изначального прицела на коммерческий успех. Это та музыка, которая не делается ради денег, а потому честна и провокационна, как по форме, так и по содержанию.

Если утрировать, приводя примеры из реальной жизни: Тимати или примерно такой же растиражированный рэпер – это мейнстрим, а эхо прокуренных подъездов – это андеграунд.

История плохой музыки

Впервые андеграунд появился во второй половине двадцатого века. К нему относили экстремальный и авангардный метал и гранж.

В СССР андеграунд был несколько иным. Из-за цензуры все непризнанное и неофициальное, включая музыку и литературу, становилось андеграундом.

Это повлияло на зарождение большинства российских субкультур. Также стали появляться и другие явления именно советского пространства: самиздат, независимые книжные публикации, магнитиздат, распространение подпольной музыки, квартирники, неофициальные концерты – а значительная часть советского андеграунда была политизирована.

Как только началось развитие информационно-компьютерных технологий, андеграунд стал терять свои границы, становился размытым понятием, так как исчезли преграды между исполнителями и издательствами, а политизированность сменилась потреблением и рекламой.

Российский андеграунд сейчас

Несмотря на то, что андеграунд на протяжении всего своего существования постоянно и сильно менялся, его представители есть среди нас и сейчас.

Гарри Топор

О себе он говорит вот так:

Творчество Гарри Топора отличает необычайная эмоциональность, агрессия, интересной читкой и подачей. У него все наполнено психической энергией.

Многоточие

Егор Летов

Начавший музыкальную деятельность в начале 80-х он стал одним из символов панк-направления в музыке на постсоветском пространстве. Даже нынешнее поколение знает его песни, а их строки цитируются ими при каждом удобном случае.

Его творчество едкое, злобное, предельно конформистское, но пронизано отчаянием и такой же безысходной проницательностью. Именно этот стиль вывел его в лидеры панк-движения СССР.

Читайте также: