Анатомия физиология и патология органов слуха речи и зрения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мышление настолько органично вплетается в любую область человеческой деятельности – труд, познание, общение, игру, – что его зачастую прямо соотносят с некоторой интегральной характеристикой – интеллектом (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум), главной отличительной чертой которого является способность применять полученные знания для их дальнейшего углубления и в практической жизни. Подструктурами общего интеллекта являются невербальный и вербальный интеллект.

Вербальный интеллект – это мыслительная способность человека, отражающая особенности общего интеллекта, с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. При определении вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления.

для студентов-заочников, обучающихся по специальностям:

050714 – Олигофренопедагогика, 050715 – Логопедия,

050716 – Специальная психология

УДК 616(075.8) Печатается по решению

ББК 54.51я73 РИС НовГУ

Зав. каф. логопедии и олигофренопедагогики Института непрерывного

педагогического образования Новгородского государственного

университета им. Ярослава Мудрого, доц. СПИРИНА Н.П.

Зав. курсом оториноларингологии Института медицинского образования

Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого,

доц. ДИМИТРЮК С.В.

Ш 34 Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи:

Учебное пособие. – Великий Новгород, 2006. – 68 с.

В учебном пособии рассматриваются строение и функции органов слуха, зрения и речи в норме и патологии. Особое внимание уделено влиянию нарушений зрения и слуха на речевое развитие, а также роль последнего в развитии мышления и памяти, выполнении коммуникативной функции.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов дефектологических специальностей педагогических вузов и предназначено для студентов-заочников.

Печатается в редакции автора.

© Швецов А. Г., 2006

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….
Глава 1. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬ-НОГО АНАЛИЗАТОРА ……………………………………………..…… 1.1. Анатомия и физиология зрительного анализатора ……………… 1.2. Патология зрительного анализатора ……………………………… 1.2.1. Патология оптической системы глаза ……………………… 1.2.2. Патология сетчатки …………………………………………….. 1.2.3. Патология проводникового отдела зрительного анализатора . 1.2.4. Патология подкорково-коркового отдела зрительного анализатора …………………………………………………. 1.2.5. Повреждения (травмы) глаз ………………………………….
Глава 2.СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР ………………………………… 2.1. Анатомия слухового анализатора …………………………………. 2.2. Физиология слуха …………………………………………………. 2.3. Патология слухового анализатора ………………………………..
Глава 3.АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ГОЛОСО- И РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ …………………………………………………. 3.1. Периферический и центральный отделы речевого аппарата ….. 3.2. Голосообразование (физиология речи) …………………………. 3.3. Патология голосообразования …………………………………. 3.3.1. Основные виды речевых нарушений ………………………. 3.3.2. Патология дыхательного отдела речевого аппарата …………. 3.3.3. Патология голосообразующего аппарата ………………….. 3.3.4. Патология артикуляционного аппарата ……………………
Глава 4.АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ …. 4.1. Этапы становления и развития речи …………………………….. 4.2. Роль слуха в развитии речи ………………………………………. 4.3. Роль зрения в развитии речи …………………………………….. 4.4. Речь как основа мышления ………………………………………. 4.5. Патология речи …………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ




Мышление настолько органично вплетается в любую область человеческой деятельности – труд, познание, общение, игру, – что его зачастую прямо соотносят с некоторой интегральной характеристикой – интеллектом (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум), главной отличительной чертой которого является способность применять полученные знания для их дальнейшего углубления и в практической жизни. Подструктурами общего интеллекта являются невербальный и вербальный интеллект.

Вербальный интеллект –это мыслительная способность че­ловека, отражающая особенности общего интеллекта, с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. При определении вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, само­стоятельность и социальная зрелость мышления.

Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Здесь оценивается развитие других психи­ческих процессов и свойств – внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков.

В целом ин­теллект предстает как структура способностей, среди которых мысли­тельные играют самую важную, но не единственную роль, поскольку очень большое значение для общего (развитого) интеллекта имеют свойства внима­ния, памяти, восприятия, обеспечивающие адаптацию человека к внешней среде.

Выделяются 4 стадии развития общего интеллекта:

стадия сенсомоторного интеллекта –от 0 до 2 лет;

стадия дооперационального мышления – от 2 до 7–8 лет;

период конкретных операций – от 7–8 до 11–12 лет;

период формальных операций –начинается с 12 лет и развивает­ся на протяжении всей жизни.

Ста­дии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обу­чение может ускорять их прохождение. При отсутствии же обучения по различным причинам, может быть задержка психического развития. Важен факт, что предыдущие стадии развития интеллекта являются основой для формирования последующих стадий, поэтому степень реализации потенций в развитии каждой стадии определяет развитие общего интеллекта индивидуума.

Вербальный интеллект полностью основан на мыслительной способности человека, где главным инструментом выступает слово, речь. Словесно-логическое мышление начинает развиваться у ребенка с 6–7 лет, т. е. с момента начала обуче­ния в школе, а в качестве основной единицы понятийного мышления вы­деляется понятие, в котором отражаются общие, наиболее существен­ные свойства, признаки предметов и явлений действительности. Усвоение понятия зависит от полноценности функционирования сенсоров, определяющих свойства (признаки) рассматриваемого предмета. Будучи набором существенных дифференциальных признаков, понятие выражается в словесном знаке и форми­руется у ребенка в процессе обучения, познания действительности через практику, опыт. Понятийное мышление – это всегда осознанное вербализованное мышление. Поэтому нарушения развития речи неизменно сопровождаются снижением мыслительной деятельности и, как следствие, снижением интеллекта.

Мышление теснейшим образом связано с другими психическими процессами – восприятием, представ­лением, воображением, памятью, вниманием, но оно распространяется дальше в силу своего обобщенного характера отражения действительно­сти. Тем не менее, исходные данные для такого обобщения получаются также с помощью сенсорных систем, прежде всего, зрительно-слухо-вых, и их неполноценность способствует формированию неполноценного восприятия → представления → воображения и т. д., что, в конечном счёте, также сказывается на формировании неполноценного интеллекта.

Умственная отсталость– это стойкое нарушение позна­вательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Умственная отсталость выступает при олигофрении как ведущий симптом заболевания, характеризующийся своими особенностями по сравнению с подобным симптомом после перенесенного воспалительного заболевания мозга (энцефалита, менингоэнцефалита), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), интоксикаций (эндокринной, обменной), при психических (шизофрения, эпилепсия) и др. заболеваниях, а также унаследован­ных генетических аномалиях.

У многих умственно отсталых детей может наблюдаться патология эмоционально-волевой сферы, аномалии физического развития, но эти особенности не яв­ляются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об умственной отсталости. Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высших психических функций.

Таким образом, нарушения сенсорного восприятия, вызванные патологией ушей, глаз, речевого аппарата являются факторами риска развития отставания в умственном развитии, но не умственной отсталости, чаще всего ассоциируемой с олигофренией. С другой стороны, олигофрения, особенно врождённого характера, может сопровождаться нарушениями со стороны зрительно-слу-хового и речевого анализаторов, создавая дополнительные трудности при проведении реабилитационных мероприятий у данных больных.

Глава 1. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Институт медицинского образования

ШВЕЦОВ Александр Георгиевич

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ

И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ

СЛУХА, ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

для студентов-заочников, обучающихся по специальностям:

050714 – Олигофренопедагогика, 050715 – Логопедия,

050716 – Специальная психология

УДК 616(075.8) Печатается по решению

ББК 54.51я73 РИС НовГУ

Зав. каф. логопедии и олигофренопедагогики Института непрерывного

педагогического образования Новгородского государственного

университета им. Ярослава Мудрого, доц. СПИРИНА Н.П.

Зав. курсом оториноларингологии Института медицинского образования

Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого,

доц. ДИМИТРЮК С.В.

Ш 34 Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи:

Учебное пособие. – Великий Новгород, 2006. – 68 с.

В учебном пособии рассматриваются строение и функции органов слуха, зрения и речи в норме и патологии. Особое внимание уделено влиянию нарушений зрения и слуха на речевое развитие, а также роль последнего в развитии мышления и памяти, выполнении коммуникативной функции.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов дефектологических специальностей педагогических вузов и предназначено для студентов-заочников.

Печатается в редакции автора.

© Швецов А. Г., 2006

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….
Глава 1. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬ-НОГО АНАЛИЗАТОРА ……………………………………………..…… 1.1. Анатомия и физиология зрительного анализатора ……………… 1.2. Патология зрительного анализатора ……………………………… 1.2.1. Патология оптической системы глаза ……………………… 1.2.2. Патология сетчатки …………………………………………….. 1.2.3. Патология проводникового отдела зрительного анализатора . 1.2.4. Патология подкорково-коркового отдела зрительного анализатора …………………………………………………. 1.2.5. Повреждения (травмы) глаз ………………………………….
Глава 2.СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР ………………………………… 2.1. Анатомия слухового анализатора …………………………………. 2.2. Физиология слуха …………………………………………………. 2.3. Патология слухового анализатора ………………………………..
Глава 3.АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ГОЛОСО- И РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ …………………………………………………. 3.1. Периферический и центральный отделы речевого аппарата ….. 3.2. Голосообразование (физиология речи) …………………………. 3.3. Патология голосообразования …………………………………. 3.3.1. Основные виды речевых нарушений ………………………. 3.3.2. Патология дыхательного отдела речевого аппарата …………. 3.3.3. Патология голосообразующего аппарата ………………….. 3.3.4. Патология артикуляционного аппарата ……………………
Глава 4.АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ …. 4.1. Этапы становления и развития речи …………………………….. 4.2. Роль слуха в развитии речи ………………………………………. 4.3. Роль зрения в развитии речи …………………………………….. 4.4. Речь как основа мышления ………………………………………. 4.5. Патология речи …………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Мышление настолько органично вплетается в любую область человеческой деятельности – труд, познание, общение, игру, – что его зачастую прямо соотносят с некоторой интегральной характеристикой – интеллектом (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум), главной отличительной чертой которого является способность применять полученные знания для их дальнейшего углубления и в практической жизни. Подструктурами общего интеллекта являются невербальный и вербальный интеллект.

Вербальный интеллект –это мыслительная способность че­ловека, отражающая особенности общего интеллекта, с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. При определении вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, само­стоятельность и социальная зрелость мышления.

Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Здесь оценивается развитие других психи­ческих процессов и свойств – внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков.

В целом ин­теллект предстает как структура способностей, среди которых мысли­тельные играют самую важную, но не единственную роль, поскольку очень большое значение для общего (развитого) интеллекта имеют свойства внима­ния, памяти, восприятия, обеспечивающие адаптацию человека к внешней среде.

Выделяются 4 стадии развития общего интеллекта:

стадия сенсомоторного интеллекта –от 0 до 2 лет;

стадия дооперационального мышления – от 2 до 7–8 лет;

период конкретных операций – от 7–8 до 11–12 лет;

период формальных операций –начинается с 12 лет и развивает­ся на протяжении всей жизни.

Ста­дии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обу­чение может ускорять их прохождение. При отсутствии же обучения по различным причинам, может быть задержка психического развития. Важен факт, что предыдущие стадии развития интеллекта являются основой для формирования последующих стадий, поэтому степень реализации потенций в развитии каждой стадии определяет развитие общего интеллекта индивидуума.

Вербальный интеллект полностью основан на мыслительной способности человека, где главным инструментом выступает слово, речь. Словесно-логическое мышление начинает развиваться у ребенка с 6–7 лет, т. е. с момента начала обуче­ния в школе, а в качестве основной единицы понятийного мышления вы­деляется понятие, в котором отражаются общие, наиболее существен­ные свойства, признаки предметов и явлений действительности. Усвоение понятия зависит от полноценности функционирования сенсоров, определяющих свойства (признаки) рассматриваемого предмета. Будучи набором существенных дифференциальных признаков, понятие выражается в словесном знаке и форми­руется у ребенка в процессе обучения, познания действительности через практику, опыт. Понятийное мышление – это всегда осознанное вербализованное мышление. Поэтому нарушения развития речи неизменно сопровождаются снижением мыслительной деятельности и, как следствие, снижением интеллекта.

Мышление теснейшим образом связано с другими психическими процессами – восприятием, представ­лением, воображением, памятью, вниманием, но оно распространяется дальше в силу своего обобщенного характера отражения действительно­сти. Тем не менее, исходные данные для такого обобщения получаются также с помощью сенсорных систем, прежде всего, зрительно-слухо-вых, и их неполноценность способствует формированию неполноценного восприятия → представления → воображения и т. д., что, в конечном счёте, также сказывается на формировании неполноценного интеллекта.

Умственная отсталость– это стойкое нарушение позна­вательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Умственная отсталость выступает при олигофрении как ведущий симптом заболевания, характеризующийся своими особенностями по сравнению с подобным симптомом после перенесенного воспалительного заболевания мозга (энцефалита, менингоэнцефалита), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), интоксикаций (эндокринной, обменной), при психических (шизофрения, эпилепсия) и др. заболеваниях, а также унаследован­ных генетических аномалиях.

У многих умственно отсталых детей может наблюдаться патология эмоционально-волевой сферы, аномалии физического развития, но эти особенности не яв­ляются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об умственной отсталости. Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высших психических функций.

Таким образом, нарушения сенсорного восприятия, вызванные патологией ушей, глаз, речевого аппарата являются факторами риска развития отставания в умственном развитии, но не умственной отсталости, чаще всего ассоциируемой с олигофренией. С другой стороны, олигофрения, особенно врождённого характера, может сопровождаться нарушениями со стороны зрительно-слу-хового и речевого анализаторов, создавая дополнительные трудности при проведении реабилитационных мероприятий у данных больных.

Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.

Строение органа слуха

Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:

  • наружное ухо;
  • среднее ухо;
  • внутреннее ухо.

Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.


Наружный слуховой проход - извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.

Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.

Барабанная перепонка - это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.

Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:

  • молоточек;
  • наковаленка;
  • стремечко.

Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.

Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:

  • преддверия (вестибулюма);
  • улитки;
  • полукружных каналов.

Что такое орган слуха и равновесия

Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.

Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.

Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.

От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.


Функции органа слуха

Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:

  • ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
  • передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
  • защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
  • трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).

Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.

Особенности органа слуха

Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.

Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.

  • ощущение объемного звучания;
  • представление о расположении источника.

Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.

При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.


Удивительные возможности слуха человека

Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.

Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.

Орлова Наталья Михайловна

Более 7000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.

Орган слуха - ухо, также выполняет функцию органа равновесия.

Ухо состоит из следующих отделов:

  1. Наружное ухо, которое состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода.
  2. Среднее ухо, состоящее из барабанной полости, слуховой (евстахиевой) трубы и костного сосцевидного отростка.
  3. Внутренне ухо (лабиринт), состоящее из костной (улитки, преддверия и полукружных каналов) и перепончатой частей.

Ушная раковина – это хрящевая изогнутая пластинка, с обеих сторон покрытая надхрящницей и кожей. Форма воронки обеспечивает оптимальное восприятие звуковых сигналов. Мочка (нижняя часть) лишена хряща.

Наружный слуховой проход состоит на 1/3 из наружного (перепончато-хрящевого) и на 2/3из внутреннего (костного) отделов.

Барабанная перепонка, расположенная между наружным и средним ухом, является разделяющей их границей.

Состоит перепонка из трех слоев: наружный (эпидермальный), фиброзный, внутренний (слизистый).

Барабанная полость имеет призматическую форму и 6 стенок: наружную (перепончатую), образованную барабанной перепонкой и вверху частично костным отделом наружного слухового прохода, внутреннюю (лабиринтную), верхнюю(покрышечную), нижнюю (яремную), переднюю(сонную) и заднюю (сосцевидную).

В барабанной полости находятся слуховые косточки, обеспечивающие при нормальном функционировании звукопроведение. Это молоточек, наковальня и стремя.

Слуховая труба состоит из двух отделов (перепончато-хрящевого и костного) и соединяет носоглотку с барабанной полостью.

Готовые работы на аналогичную тему

Внутреннее ухо состоит из костного и перепончатого лабиринтов. Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки, трех полукружных каналов и заполнен перилимфой. В перепончатом лабиринте содержится эндолимфа.

Физиология.

Раздражителем для звукового анализатора являются механические звуковые волны.

Человеческое ухо различает звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.

Через слуховой проход звуковая волна доходит до барабанной перепонки, затем по цепи слуховых косточек передается к окну преддверия, на перилимфу костного лабиринта, а затем на эндолимфу перепончатого лабиринта, где находятся слуховые рецепторы (кортиев орган) и непосредственно происходит звуковосприятие.

Схема звукового анализатора: рецепторы наружного и среднего уха, кортиев орган - 4-хнейронная цепь проводящих путей (I – в спиральном органе, II–вентральное и дорсальное ядра, III – ядра боковой петли и трапециевидного тела, IV –медиальное коленчатое тело и заднее двухолмье).

Патология.

Основные нарушения, связанные с работой органов слуха можно разделить на три группы.

Первая группа связана с наследственными причинами (врожденными аномалиями развития органов звукопроведения или звуковосприятия), что является причиной наследственной глухоты или тугоухости.

Вторая группа связана с воздействием на орган слуха плода факторов экзогенного и эндогенного происхождения, что ведет к появлению врожденной (не наследственной) тугоухости.

Это могут быть перенесенные матерью во время беременности болезни (краснуха, грипп, паротит), прием ототоксических лекарственных средств, алкоголя, наркотических средств.

Факторы из третьей группы оказывают воздействие на орган слуха ребенка, рожденного здоровым, на разных стадиях его развития, что приводит к возникновению приобретенной тугоухости.

Чаще всего это перенесенный средний отит, а также эпидемический менингит, воздействие ототоксических антибиотиков (стрептомицин, канамицин), травм.

Органы зрения

Анатомия.

Орган зрения состоит из:

  1. Глазница, имеющая внутреннюю, наружную, верхнюю и нижнюю стенки.
  2. Глазные яблоки.
  3. Глазодвигательные мышцы, отвечающие за синхронное движение глазных яблок.
  4. Параорбитальная клетчатка.
  5. Зрительные пути.

Глазное яблоко в свою очередь имеет три оболочки: наружную (фиброзную), представленную роговицей и склерой, среднюю (сосудистую), состоящую из радужки, цилиарного тела и хороидеи, и внутреннюю (сетчатку).

Внутри глазного яблока находится его содержимое: стекловидное тело, хрусталик, передняя и задняя камеры глаза и их водянистая влага.

Физиология.

Естественным раздражителем для органов зрения являются магнитные световые волны в видимом диапазоне с длиной волны 369-760 мкм.

Световая волна проходит через преломляющие среды глаза (роговица, передняя и задняя камеры глаза, стекловидное тело, хрусталик) и попадает на сетчатку, где трансформируется с помощью зрительных рецепторов (палочек и колбочек). Далее информация в виде нервных импульсов по зрительным путям (зрительные нервы, зрительный перекрест, зрительные тракты) попадает в головной мозг, где обрабатывается в подкорковых (наружных коленчатых телах) и корковых зрительных центрах.

Патология.

С анатомической позиции заболевания органов зрения можно разделить на болезни: глазницы, слезных путей и век; конъюнктивы; склеры, роговицы; радужной оболочки, цилиарного тела; хрусталика; сосудистой оболочки; сетчатки; стекловидного тела; мышц глаза; проводящих путей.

По природе повреждающего действия заболевания органов зрения могут быть инфекционными (бактерии, грибки, вирусы) и неинфекционными (напряжение глаз, возрастные изменения, травмы).

Органы речи

Анатомия.

Органы, обеспечивающие функцию речи:

  • нос;
  • ротовая полость, губы, язык;
  • мышцы лица;
  • глотка;
  • гортань (непосредственно речевые звуки создаются движениями голосовых связок);
  • трахея;
  • бронхи;
  • легкие;
  • грудная полость;
  • диафрагма.

Физиология.

Физиология органов речи подразумевает три взаимосвязанные функции, обеспечивающие их основное предназначение: образование воздушной струи, фонация (голосообразование) и артикуляция (образование звуков речи).

Струя воздуха, которая необходима для образования звуков речи, возникает в процессе дыхания, а именно во время вдоха, голосовые связки сомкнуты. Фонация связана с тем, что во время выдоха струя воздуха несколько отклоняет их в стороны, а затем они за счет своей упругости, а также силы некоторых мышц, возвращаются в исходное положение. Возникающие колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются органом слуха как звук голоса.

Органы, обеспечивающие артикуляцию речи, придают звукам речи индивидуальность (тембр, особенности произношения). К таким органам относятся твердое небо, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, язык, губы.

Патология.

По анатомическому признаку заболевания органов речи можно подразделить на патологии: полости рта (губ, неба, языка, челюстей, зубов), глотки и гортани.

Среди них могут быть различные аномалии и дефекты развития, нервно-мышечные нарушения, острые и хронические воспалительные процессы, зло- и доброкачественные новообразования.

ЛОГОПЕД ДЛЯ НЕПОСЕД с Мариной Решетко

ЛОГОПЕД ДЛЯ НЕПОСЕД с Мариной Решетко

ЛОГОПЕД ДЛЯ НЕПОСЕД с Мариной Решетко запись закреплена

📌

Шипицына Л.М., Вартанян И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения

Читайте также: