Анархо коммунизм это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Принципы анархо-коммунизма в своих программных документах признают массовые анархо-синдикалистские профсоюзы в России, Испании, Италии, Аргентине и т. д. Большинство анархо-коммунистических организаций ориентировались на устную и печатную пропаганду своих идей, объединение рабочих и крестьян в синдикалистские профсоюзы, организацию выступлений в защиту интересов рабочих и крестьян и их вооруженную защиту. Некоторые группы прибегали к экспроприации частной собственности и террору по признаку принадлежности к классу эксплуататоров.


В отличие от анархистов марксисты обосновывают коммунизм как общественно-экономическую формацию не из идеалов, не из представлений о желательном обустройстве общества, а из познания объективных абсолютных законов развития общества.

Марксисты в своей теории опираются не на те или иные пожелания или идеи справедливости, а на научное понимание действительных процессов, происходящих в обществе. Всякое общественное явление марксисты обязуются исследовать: рассмотреть в нём тождество и борьбу противоположностей, прошлое зарождение, настоящее развитие и будущее умирание. Иными словами, развернуть конкретную науку происходящего. И только основываясь на такой науке, настоящие марксисты обязуются вырабатывать свои концепции, теории и выдвигать лозунги борьбы.

Марксизм представляет собой в первую очередь научную методологию и обществоведение.

Они же выдвигают некие идеалы из расхожих обыденных представлений людей о свободе, государстве, справедливости, равенстве и так далее.

Но! Всякая политическая сила, всякая политическая теория по самому своему существу отражает интересы, сознание, волю различных социальных классов.

Это может происходить в форме выражения повседневного сознания, сиюминутных интересов, коренных интересов или выгоды от предполагаемых результатов политической борьбы.

Пример 2: Жириновский и ЛДПР

Пример 3: КПРФ

В политике существуют различные течения, которые претендуют на борьбу за коммунизм.

Марксисты — пролетариат — рабочий класс

Коммунизм с точки зрения марксистов — это наука об обществе, которая требует организации пролетариата в рабочий класс для низвержения капитализма и разворачивания строительства бесклассового будущего.

Таким образом, марксисты объективно стоят на позиции рабочего класса, а пролетариат объективно предрасположен к осознанию своего развития в виде организации в рабочий класс и превращения таким образом в могильщика капитализма. В некотором смысле теория коммунизма была выдвинута в интересах пролетариата, если под интересами в данном случае понимать осознанную необходимость выйти из проклятого пролетарского состояния.

Реакционные, консервативные, критически-утопические идеологии и научная теория коммунизма

Рассматривая анархо-коммунизм, мы должны для себя тоже поискать ответ на вопрос: к какому в этой связи типу его можно отнести?

Коммунизм — магистральный путь развития человечества. Но вступить обществу на этот путь и следовать по нему возможно только при строгом соблюдении научного подхода, осознанно, а не стихийно.

Противоречия капитализма, периодически превращающиеся в катастрофы, порождают закономерную реакцию угнетённых эксплуатацией, национализмом, расизмом, эгоизмом, ограблением и разными видами притеснений.

Реакция эта, кроме всего прочего, происходит в виде спроса на теоретическое и организационное руководство движением недовольных.

Победоносную стратегию и тактику возможно выдвинуть только на базе марксизма. Все иные политические теории невежественны и вопрос лишь в том, искренни ли их авторы и адепты.

Слепой слепого ведёт

Бывает так, что борцы за счастье народное искренне заблуждаются и ведут (или пытаются) массы к поражению.

Волки в овечьих шкурах

Уничтожение государства и самоорганизация — центральная идея анархистов

Как уничтожается государство с точки зрения марксизма?

Марксизм тоже говорит о необходимости уничтожении государства. И даже больше, о необходимости уничтожения буржуазного государства и о процессе умирания социалистического государства — диктатуры рабочего класса.

В марксизме государство в принципе как специальное учреждение уничтожается не каким-то декретом и не в результате бунта, а путём отмирания, с уничтожением классовых различий и утверждением коммунистических производственных отношений.

Такая картинка в марксизме — это вовсе не пожелание и не утопичное требование. Да, государство отмирает. Но не автоматически, не само по себе. Для этого марксизмом предусмотрены определенные предпосылки.

Для начала, рабочий класс устанавливает свою диктатуру, учреждая собственные органы власти. Глупо пытаться проводить политику подавления буржуазии со старым аппаратом власти, по старым ведомственным правилам и со старыми традициями. Речь идёт именно о смене качества классового государства.

Государство, как известно, служит господствующему классу, то есть одной части общества для подавления другой части общества. Так, организованным насилием поддерживается известный порядок — при рабовладельцах, феодалах и капиталистах сводящийся к эксплуатации народных масс в виде рабов, крепостных или пролетариев.

Укротителям хочется закрепить такое положение, чтобы укрощенные всегда были бы укрощенными, т.е. стабильное положение господ над рабами, без какой бы то ни было возможности, шанса для рабов скинуть с себя свои кандалы.

Разделение общества на антагонистические классы — именно это есть причина появления государства. Государство — это оплот и условие сохранения классового господства.

Но при этом переход общества от классового деления к бесклассовому состоянию может осуществляться исключительно на базе развития самого общества, а не в результате избавления его от тех или иных учреждений.

Если завтра по волшебству государство исчезнет из жизни человечества, то период безвластия будет исторически мимолётным. На базе производственных отношений капитализма господствующий класс моментально образует новую государственную машину.

Если предположить передел собственности после исчезновения государства, то класс новых крупных собственников образует своё государство.

Если предположить равный раздел собственности, то путём конкурентной борьбы и обмена выявится господствующая группа крупных собственников, которая образует своё государство.

Если предположить равный передел собственности по истечению какого-либо срока, призванный предупредить образование класса крупных собственников, то он сам по себе уже предполагает… государство.

Таким образом видно, что сама частная собственность является классообразующим фактором. И если этот фактор действует, то следствие неизбежно — классы продолжают существовать. Несмотря на разные другие политические, организационные меры по будто бы ликвидации классов.

Анархисты предполагают искоренение частной собственности, да только не понимают, что же это такое — отношения частной собственности и, следовательно, как эти отношения можно ликвидировать.

Они предлагают просто заменить частную собственность… самоуправлением.

Марксизм рассматривает государство не как что-то само по себе, не абстрактно, а в его неразрывной связи с классовым обществом, как государство классовое. Т.е. в логике: частная собственность — классы — классовое государство. Рассмотрение личности тоже включается в эту логику.

Анархизм же рассматривает государство в логике: личность — свобода и государство (как просто некая абстрактная иерархия подчинения) — порабощение.

Для этого необходимо взглянуть на сущность государства, которое уже вполне государством и не является — на диктатуру рабочего класса. Каким образом она будет относиться к личности? Будет ли она подавлять личность?

Буржуазность наизнанку

Анархисты призывают к бунту против государства, к неповиновению. Но бунт и неповиновение сами по себе еще не уничтожают государство. Если общество расколото на классы, то никакой бунт и никакое неповиновение не могут уничтожить это разделение общества на классы. А раз классы остаются, то и государство останется, останется диктатура господствующего класса.

Мы, марксисты, наоборот, предлагаем конкретный механизм достижения личностной свободы и уничтожения государства. Его реализация предполагает ряд этапов, ряд мер.

Государство является могучим инструментом перехода от капитализма к коммунизму.

Во-первых, рабочему классу необходимо подавить своих врагов внутри страны и защищаться от врагов за рубежом.

Во-вторых, рабочему классу необходимо организовать строительство коммунизма, и без известной меры принуждения и без известной управленческой роли аппарата, в том числе и в убеждении, это сделать невозможно.

Залог отмирания государства — это уничтожение классов, а залог уничтожения классов, в свою очередь, — это достижение изобилия, превращение сельского хозяйства в отрасль промышленности, ликвидация преимущественно физического труда и наиболее важное: формирование нового человека.

А не самоуправление, общинность, упразднение государства и проч., как расписывают анархисты.

Две диктатуры — два разных качества

У диктатуры эксплуатируемых совсем другое качество государства нежели у диктатуры эксплуататоров.

Что самое главное в системе диктатуры рабочего класса с точки его функционирования? Убеждение, т. е. пропаганда научного мировоззрения. Главное — это не принуждение, а качество идеологического аппарата и прочность его связи с массами.

Там, где теория глубоко разработана, там, где есть полнейшая ясность, где своевременно выявляются и разрешаются противоречия — там, как правило, нет нужды применять насилие. Там люди сами сознательно поддержат проводимую партией научного централизма политику и активно примут участие в её реализации.

Образно говоря, классовое общество — это пирамида. На вершине — эксплуататоры. У подножия — эксплуатируемые. Пирамиду нужно сначала перевернуть, чтобы в дальнейшем перейти к новой форме. Именно для этого и нужна диктатура рабочего класса.

Более того, диктатура рабочего класса обязана подавлять отдельные личности и из среды трудящихся, бывших пролетариев, которые не подчиняются общеклассовой дисциплине, которые свои частные интересы поставили выше прогресса.

И подавлять в разных формах — жёстких и мягких — в зависимости от целесообразности и конкретики.

Стало быть, марксисты к государственному насилию подходят не с абстрактных позиций, а конкретно, ставя вопрос о том главном, ради чего диктатура господствующего класса подавляет ту или иную конкретную личность.

Поверхностная дихотомия: государство (общество) — личность

Вопреки данным выводам, некоторые скажут, что анархисты стоят на позициях личностей, а марксисты стоят на позициях общества. Личность будто бы противопоставляется обществу в обеих случаях.

Однако на самом деле только анархисты противопоставляют личность обществу и государству. Марксисты же связывают в единый комплекс и личность, и общество, и государство.

Методология анархистов — метафизика.

Методология марксистов — материалистическая диалектика.

Таким образом, анархо-коммунизм представляет собой критически-утопическую идеологию, имеющую известное распространение в молодёжной среде, выражающую интересы мелкой буржуазии и призванную отвлекать пролетариат от борьбы за коммунизм.

Марксистская диалектика соотношения личности и общества такова: недопустимо абстрактно противопоставлять личность обществу, т. к. личность есть порождение и проявление общества. Люди живут исключительно в обществе и соответственно не могут быть свободны от общества, от его объективных законов, от его качества, которое присуще ему исторически.

Человек рождается в обществе и попадает сразу же в условия уже имеющихся достижений прежних поколений, в конкретную семью, к конкретным родителям. Таким образом, человек полностью зависим от общества, человек является общественным существом. И свое счастье и самореализацию он может получить только в обществе и посредством общества. Именно из этой предпосылки и исходят марксисты, когда предлагают свободное развитие каждого как условие свободного развития всех.

Развитие всего общества в новом направлении, переориентированном на новые научно обоснованные цели, создает почву постепенного отмирания классов.

Действительная свобода возможна только на пути познанной необходимости.

Об анархо-коммунизме и уничтожении государства : 4 комментария

Человек рождается в обществе и попадает сразу же в условия уже имеющихся достижений прежних поколений, в конкретную семью, к конкретным родителям.

Неудачное воплощение в жизнь коммунистических идей в СССР привело к поляризации мнений граждан. Для одних коммунизм навсегда остался утопией, несбыточной мечтой, а другие все еще видят в нем идеал, к которому нужно стремиться.

Коммунизм — это.

Коммунизм (лат. communis – общий) это – общественно-экономическая формация, которая характеризуется всеобщим равенством, высшей социальной справедливостью и наличием общественной собственности на средства производства.

Выступает в качестве идеологии пролетариата, под знаменем которой он должен низвергнуть капитализм. Такой строй исключит эксплуатацию и неравенство между людьми, а все ресурсы будут равномерно распределяться между гражданами.

Наиболее глубоко коммунистические идеи проработаны в трудах классиков теории научного коммунизма К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина.

В результате системного анализа логики развития всемирной истории они сделали вывод о том, что вслед за капиталистической формацией придет гораздо более прогрессивный коммунистический строй, созданный на базе высочайшего уровня материального производства.

Коммунизм это.

В нем будет исключено отчуждение граждан от произведенных ими продуктов материальной и духовной культуры. О том, как зарождался коммунизм можно посмотреть здесь:

Признаки коммунизма

Коммунисты — кто это такие

Сегодня коммунисты – это люди, которые продолжают верить в светлое будущее, которое готовит этот строй. В полной мере реализовать идеи, предложенные классиками научного коммунизма, пока не удалось никому.

Вероятно, этому мешает глубинное заблуждение теоретиков, считавших, что тотальное обобществление сможет поднять производство на высший уровень.

Реальная практика показывает, что на трудовые подвиги лучше всего направляет экономическое принуждение и финансовое стимулирование.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Я сомневаюсь, что сегодняшние коммунисты верят в светлое коммунистическое будущее, многие из них вообще настоящие капиталисты, эксплуатирующие рабочий класс. СССР развалился из-за обуржуазившейся элиты, это были люди, которые стремились к личному обогащению, никаких коммунистических идей для них больше не существовало.

Читайте также: