Анакреонтические мотивы в лирике батюшкова кратко

Обновлено: 05.07.2024

КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БА́ТЮШКОВ
(1787 – 1855)

Уроки литературы в 10 классе[1]

К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества.
Анакреонтические мотивы в лирике поэта

На уроках по творчеству Батюшкова учителю предстоит познакомить учащихся с вершинными произведениями поэта, рассказать об основных фактах биографии и основных мотивах его лирики, обратить внимание школьников на отличие романтизма Батюшкова от романтизма Жуковского.

Также учитель должен продолжить обучение десятиклассников интерпретации лирического текста, готовя школьников к сочинениям и выполнению заданий ЕГЭ (часть С).

При знакомстве со стихами Батюшкова у учащихся могут возникнуть трудности, связанные с толкованием мифологических, библейских имен и названий, которых достаточно много в лирике поэта. Поэтому для обеспечения правильного восприятия и понимания программных произведений учителю необходимо сопроводить изучение стихотворений грамотными историко-культурными и биографическими комментариями.

На первом уроке по лирике Батюшкова
учащиеся познакомятся с наиболее важными фактами биографии поэта и будут изучать тексты, основной мотив которых — оптимистический, радостный.

Вопросы классу для выявления первичного восприятия стихов Батюшкова могут быть записаны на доске до концерта-миниатюры и обсуждены после него.

Вопросы для выявления
первичного восприятия

— Что вам показалось наиболее интересным, важным в стихах Батюшкова?
— Что было непонятно, требовало комментариев?
— Какие настроения вызвали у вас стихи Батюшкова?
— Чем, по-вашему, они похожи на лирику Жуковского и чем от нее отличаются?

Рассказ учителя
о страницах творческой биографии Батюшкова
можно оформить в тетрадях по литературе в виде опорной записи.

18 мая 1787 г. — в Вологде родился К. Н. Батюшков, принадлежащий к старинному дворянскому роду. Будущий поэт воспитывался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя — известный в то время писатель М. Н. Муравьев.

1803 г. — поступление на службу в Министерство народного просвещения. Сближение с Н. И. Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.

1808 г. — участие в русско-шведской войне, происходившей на территории Финляндии.

1815 г. — выход в отставку. Переезд в Москву.

1821 г. — создание последних стихов.

1822—1855 гг. — Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти.

7 июля 1855 г. — в возрасте 68 лет Батюшков умирает от тифа.

В центре урока — изучение лирики Батюшкова
первого периода его творчества (1805—1812).

Оно представляет собой определенную сложность для восприятия школьников из-за многочисленных культурологических реалий от античности до современной Батюшкову действительности. Поэтому для понимания текста необходим предварительный историко-культурный и биографический комментарий.

1. Выберите из стихотворения слова и выражения, несущие в себе архаический или исторический смысл. Какое настроение они придают тексту? Составьте к ним лексический комментарий (пестуны, тучный, фимиам, скудель и др.).

2. Найдите в стихотворении слова и формы разных частей речи, отличающиеся от норм современного русского языка. Какой характер они придают тексту? Подберите к ним синонимы из современного языка (отечески — отеческие, златом — золотом, темны — темные, сыскал — нашел и др.).

При составлении комментариев можно воспользоваться справочной литературой (словари) и литературоведческими источниками.

1. О чем это стихотворение? На какие смысловые части оно делится? Каково настроение каждой части? Как в нем проявляются анакреонтические и эпикурейские мотивы?

2. Какие земные радости прославляет поэт? Каково его отношение к смыслу жизни, независимости и достоинству человека?

4. Каково авторское отношение к любви? Что она для поэта? Каково его отношение к творчеству? Каких поэтов и почему он считает своими учителями? Как автор относится к жизни и смерти? Что является источником его оптимизма?

5. Охарактеризуйте язык и стиль стихотворения. Чем он близок и чем отличается от творческой манеры Державина и Жуковского?

6. К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение? Укажите в нем характерные особенности этого жанра.

1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Как создают это настроение ритмика и метрика текста?

2. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.

3. Какие вечные ценности провозглашает поэт самыми важными? Почему?

4. Охарактеризуйте фонетические особенности стихотворения. Какой характер придает тексту обилие звуков р и л?

5. Дайте к стихотворению историко-культурный комментарий, объясните, какой смысл придают тексту встречающиеся мифологические образы.

1. Какое настроение вызывает стихотворение? Какие образы и картины вам представились?

2. Какими средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль?

3. Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?

5. Охарактеризуйте фонетические особенности текста. Какое настроение придает ему обилие звуков р, л, в?

6. Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста. Как в них проявляется его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха?

7. Какой поэтический смысл выявляется кольцевой композицией текста?

8. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.

9. Дайте культурологический комментарий к тексту. Какой характер придают ему мифологические образы?

Итог урока.

Раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности. Его ранние стихи отличаются безукоризненным языком, мелодичностью, внутренней грацией.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Батюшков К. Н. Мои пенаты // К. Н. Батюшков. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 100. (вернуться)

4. См.: Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья третья // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 297—298. (вернуться)


АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ К. Н. БАТЮШКОВА
КАК СПОСОБ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ВРЕМЕНИ

четко прослеживается в характере восприятия и переживания Константином Батюшковым категории времени. Если в письмах и ряде статей он подчеркивает тяжесть и тягостность времени, находит для выражения своих чувств яркие образы и сравнения, то его стихотворные упоминания о времени сводятся, в основном, к высказываниям о скоротечности и губительности времени, приобретшим в лирике начала XIX века репутацию расхожих, практически шаблонных формул:

Веселья на крылах
Дни юности стремятся:

Недолго на цветах
В беспечности валяться

Но нет! Бегут счастливы дни,
Бегут, летят стрелой они.

Время быстрее, чем ток сей пустынный,
С ревом который сквозь дебри течет!

Время погубит и прелесть, и младость.

Поэтическое наследие Константина Батюшкова практически лишено как индивидуально-авторских дефиниций времени, так и суждений о его сути и оценочных высказываний в его адрес.

В свете сказанного особый интерес приобретает стихотворное послание Николаю Гнедичу (1811). Основная часть произведения представляет собою своеобразный парафрастический центон на тему времени: высказывание о времени звучит с интонацией намеренного обобщения всех когда-либо высказанных о нем поэтических суждений. Создавая образ времени, Константин Батюшков перечисляет все совершаемые временем действия:

Сей старец, что всегда летает,
Всегда приходит, отъезжает,
Всегда живет — и здесь и там —
способы его воздействия на мироздание:
С собою водит дни и веки,
Съедает горы, сушит реки
И нову жизнь дает мирам —

и завершает свою речь фиксацией различных типов эмоционального отношения к времени:

Сей старец, смертных злое бремя,
Желанный всеми, страшный всем,
Крылатый, легкий, словом, — время.

Мой друг! существенность бедна:
Играй в душе своей мечтами,
Иначе будет жизнь скучна.

Ни свет, ни славы блеск пустой
Даров твоих мне не заменят.
Глупцы пусть дорого сует блистанья ценят,
Лобзая прах златой у мраморных крыльцов!

А друг твой славой не прельщался,
За бабочкой смеясь гонялся,
Красавицам стихи любовные шептал
И, глядя на людей, на пестрых кукл, мечтал.

Когда счастливо жить хотите
Среди веселых кратких дней,
Друзья! оставьте призрак славы.

Поэт отдает себе отчет в том, что его мечтающий герой оторван от реальной жизни и, до некоторой степени, представляет собою комичную фигуру:

Сей новый Дон Кишот
Проводит век с мечтами:
С химерою живет,
Беседует с духами,
С задумчивой луной
И мир смешит собой!

То в Африку плывем,
То на развалинах Пальмиры побываем,
То трубку выкурим с султаном иль пашой,
Или, пленяся вдруг султановой женой,
Фатимой томной, молодой,
Тотчас дарим его рогами;
Смеемся муфтию, деремся с визирями,
И после, убежав (кто в мыслях не колдун?),
Увидим стройных Нимф, услышим звуки струн,
И где ж очутимся? На бале и в Париже!
И так мечтанием бываем к счастью ближе.

похождениями, напоминают сюжетные коллизии авантюрных романов, популярных в русской и европейской читающей публике конца XVIII — начала XIX века. Представляя себя главным действующим лицом выдуманных им приключений, герой чувствует себя счастливым — так как проживает в воображении жизнь, по своей событийной и эмоциональной насыщенности значительно превосходящую скудную реальность повседневности. Кроме того, неистощимой фантазией, а также способностью самозабвенно предаваться собственным вымыслам герой Батюшкова напоминает впечатлительного ребенка. Не случайно, заканчивая пассаж о любви к вымыслам, поэт резюмирует:

Мы сказки любим все, мы — дети, но большие.

Герой раннего творчества Константина Батюшкова не просто молод — поэт намеренно акцентирует такие возрастные черты его характера, как беспечность и наивность:

Яумею наслаждаться,
Как ребенок, всем играть;
И счастлив. Досель цветами
Путь ко счастью устилал;
Пел, мечтал.

Созданный поэтом образ героя-ребенка не был новаторским в русской поэзии. В XVIII веке он впервые появился в творчестве И. И. Дмитриева, лирический герой которого любуется детьми, жадно наблюдает за их играми и сетует на невыполнимость своего желания вернуться в детство. Но детство для поэта-сентименталиста не является ценным само по себе, оно становится значимым в момент его утраты, в свете тяжело приобретаемого жизненного опыта. В отличие от поэтического наследия Дмитриева, раннее творчество Батюшкова лишено мотива болезненного взросления. Герой К. Н. Батюшкова, как и сам поэт, чувствует себя ребенком, воспринимая себя таковым в силу особенностей своего характера. Показательно, что подобные утверждения высказываются в жанре стихотворного послания и адресованы конфиденту К. Н. Батюшкова — Н. И. Гнедичу. Теплые дружеские отношения поэтов позволяют рассматривать декларации молодого Батюшкова как поэтическое оформление его собственных размышлений: герой его ранних дружеских посланий предельно автобиографичен; еще не стилизованный, он высказывает мысли и чувства самого автора.

Когда счастливо жить хотите
Среди весенних кратких дней,
Друзья! оставьте призрак славы,
Любите в юности забавы
И сейте розы на пути.
О юность красная, цвети!

Дальнейшее развитие сюжета стихотворения требует, в соответствии с жанром, развернутого описания веселья в виде мотива пира с друзьями и юными прелестницами. Константин Батюшков, действительно, вводит этот мотив, подчеркивая специальным восклицанием всю глубину испытываемого им счастья:

Подайте мне свирель простую,
Друзья! и сядьте вкруг меня
Под эту вяза тень густую,
Где свежесть дышит среди дня;
Приближьтесь, сядьте и внемлите.

Но нет! бегут счастливы дни,
Бегут, летят стрелой они;
Ни лень, ни сердца наслажденья

Не могут их сдержать стремленья,
И время сильною рукой
Губит и радость и покой!

Вопреки канону анакреонтики герой вспоминает о губительной силе времени посреди праздника жизни и разворачивает мысль о собственной смерти. При этом интонация его рассуждения развивается crescendo, переходя от недоверчивого вопрошания:

Ветвисты ивы, дубы, клены,
Под тенью вашею прохлад
Ужель вкушать не буду боле?
Ужели скоро в тихом поле
Под серым камнем стану спать? —
к подтверждению зародившихся опасений:
И лира, и свирель простая
На гробе будут там лежать!
Покроет их трава густая.

Ах! должно ль мне о том крушиться?
Умру, друзья! — и все со мной!

При таком восприятии своей жизни и смерти он перестает волноваться об истечении отведенного ему времени:

. парки темною рукою
Прядут, прядут дней тонку нить.
Коринна и друзья со мною —
О чем же мне теперь грустить?

Итак, легкая поэзия К. Н. Батюшкова представляет собой необычный для русской литературы рубежа XVIII—XIX веков симбиоз знания поэта о воздействии времени на человека с отсутствием личного страха перед ним. Незаметно и неустанно истончающееся время не является для Батюшкова, как в случае анакреонтической поэзии, стимулом для активизации жизни и не приводит его к размышлениям о суетности человеческих устремлений — как в случае философской поэзии конца XVIII века. Полет времени К. Н. Батюшков сополагает с равновеликой ему силой — стремительным полетом счастья:

Сложи печалей бремя,
Жуковский добрый мой!
Стрелою мчится время,
Веселие стрелой!

Оказавшись в ситуации выбора между ними, Константин Батюшков устремляется за счастьем, которое, в своей избыточной полноте, если и позволяет человеку заметить движение времени, то все же дарует ему уверенность в собственном превосходстве над ним:

Мой друг, скорей за счастьем
В путь жизни полетим;
Упьемся сладострастьем
И смерть опередим.

Уйдя от гнетущей реальности в мир поэтической фантазии и гедонистического счастья, Константин Батюшков преодолел в своей поэзии страх времени и смерти.

1 Батюшков К. Н. Письмо к Гнедичу 1809 года // Батюшков К. Н. Сочинения: В 3 т. — СПб., 1865—1887. — Т. 3. — С. 53.

2 Батюшков К. Н. Письмо к Гнедичу 1808 года // Из автографов Императорской публичной библиотеки: Письма и записки к Н. И. Гнедичу. Письма князя П. А. Вяземского. — СПб., 1989. — С. 7.

3 Батюшков К. Н. Письмо к Гнедичу 1809 года // Батюшков К. Н. Сочинения: В 3 т. — СПб., 1865—1887. — Т. 3. — С. 42.

5 Батюшков К. Н. Воспоминание мест, сражений и путешествий // Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. — М., 1977. — С. 395.

6 Батюшков К. Н. Письмо к Вяземскому 1811 года // Батюшков К. Н. Сочинения: В 3 т. — СПб., 1865—1887. — Т. 3. — С. 146.

7 Батюшков К. Н. Чужое — мое сокровище // Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. — М., 1978. — С. 411.

8 Кошелев В. А. Своеобразие творческих взаимоотношений Жуковского и Батюшкова // Жуковский и литература конца XVIII — начала XIX века. — М., 1988. — С. 184.

9 Подробнее о философии жанра антологической поэзии см.: Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1994.

10 Проскурин О. А. Батюшков и поэтическая школа Жуковского // Новые безделки. Сборник статей к 60-летию В. Э. Вацуро. — М., 1996.

12 Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. — СПб., 1866. — С. 68, 69.

13 Здесь и далее цитаты стихотворений К. Н. Батюшкова приводятся по изданию: Батюшкова К. Н. Сочинения: В 3 т. — СПб., 1865—1887. — Т. 1. — С. 296.

17 Виролайнен М. Н. Две чаши (мотив пира в дружеском послании 1810-х годов) // Виролайнен М. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. — СПб., 2005. — С. 298.

Урок литературы в 10 классе по творчеству К.Н.Батюшкова.

ВложениеРазмер
batyushkov_k.n.docx 26.02 КБ
batyushkov_k.n.pptx 1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий

путь. Анакреонтические мотивы в лирике К.Н.Батюшкова. Язык

  • обобщить и расширить знания учащихся о К.Н.Батюшкове;
  • рассмотреть темы, мотивы и особенности лирики Батюшкова;
  • совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

2.Запись темы урока и эпиграфа. Постановка целей.

3.Выявление знаний учащихся о К.Н.Батюшкове.

Уч-ся записывают основные даты в хронологическую таблицу.

Имя выдающегося поэта К.Н.Б. известно сейчас не каждому, но литературоведы знают его как корифея русской словесности начала 19 века, как новатора в области русского слова, как друга Жуковского и Вяземского, как любимого поэта Пушкина.

18 мая 1787 г. – в Вологде родился К.Н.Батюшков, в старинной дворянской семье. Воспитывался и обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя – известный в то время писатель М.Н.Муравьёв.

1803 г. – поступление на службу в Министерство народного просвещения. Сближение с Н.И.Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.

1807 г. – вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжёлая болезнь. Возвращение в Россию.

1808 г. – участие в русско-шведской войне, проходившей на территории Финляндии.

1812 г – участник Отечественной войны с Наполеоном, Проявил отвагу в огне под Лейпцигом, совершал переход через Рейн и праздновал победу русских войск в Париже.

Военная жизнь нравилась Батюшкову, доказательством этого может служить письмо Б. Гнедичу от 19 марта 1807 года: «…Мне очень нравится военное ремесло. Что будет впредь, бог весть. Брани меня, а я штатскую службу ненавижу, чернила надоели; а стихи всё люблю, хотя они меня не любят… Вообрази себя меня, едущего на рыжаке по чистым полям, и я счастливее всех королей, ибо дорогой читаю Тасса или что подобное. Случалось, что раскричишься и с словом:

О доблесть дивная, о подвиги геройски!

В этот период творчества образцом подражания для Батюшкова является древнегреческий поэт Анакреонт ( СЛАЙД), который жил в 5 веке до нашей эры. Анакреонт воспевал чувственную любовь, друзей, радости жизни, вино. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию. В России ему подражали М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин, А.Н.Майков.

Но вскоре поэта стал мучить наследственный семейный недуг – мания преследования. В 1821 г . им были созданы последние стихи. Душевная болезнь навсегда пресекла его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти..

7 июля 1855 г. – в возрасте 68 лет Б. умирает от тифа.

5. Остановимся на некоторых особенностях лирики Батюшкова.

Исследователи творчества поэта выделяют три образа-символа , отражающие радость земного бытия в лирике поэта: анакреонтический образ розы и образы-эмблемы - крылья, чаши.

Други! Сядьте и внемлите

Музы ласковый совет.

Вы счастливо жить хотите

На заре весенних лет?

Отгоните при зрак славы!

Для веселья и забавы

Сейте розы на пути;

Скажем юности: лети!

Жизнью дай лишь насладиться,

Полной чашей радость пить:

Ах! Не долго веселиться

И не веки в счастье жить.

Стихотворение написано в жанре дружеского послания (т.е. письма, обращения к друзьям) Оно посвящено поэтам В.А.Жуковскому и П.А.Вяземскому – современникам Батюшкова.

Копмозиционно ст-е делится на 5 частей.

1) Чтение 1 части.

Пенаты – отеческий дом, кров (от имени пенатов - древнеримских богов, покровителей домашнего очага). Пестуны – те, кто вырастил, выпестовал.

Богинь пермесских дар (парнасских) – гора Парнас, на которой жили Музы, в том числе и Муза поэзии

Лар – доброе домашнее божество.

Скудель – глиняная посуда.

--Каково настроение этой части?

-- Каким описывает поэт свой отеческий дом? Чем он ему дорог?

2)Чтение 2 части.

--Как понимаете смысл этой части?

--Какие земные радости прославляет поэт?

--Как здесь проявляются анакреонтические мотивы?

Жупел – опасность, нечто, внушающее страх.

3)Чтение и обсуждение 3 части.

Богиня слепая – Фортуна, богиня судьбы.

4)Чтение 4 части.

-- Как поняли прочитанное?

(Свой поэтический дар поэт называет небесным вдохновеньем.

Певец героев, славы,

Вслед вихрям и громам,

Наш лебедь величавый

Плывёшь по небесам.

Имеется в виду Г.Р.Державин, сравнивший себя с лебедем в одном ст-ии.

В толпе и муз, и граций,

То с лирой, то с трубой,

Наш Пиндар, наш Гораций

Сливает голос свой.

Он громок, быстр и силен,

Как Суна средь степей,

И нежен, тих, умилен,

Как вешний соловей.

То древнюю Русь и нравы

Владимира времян… (имеются в виду исторические труды Н.М.Карамзина)

За ними сильф прекрасный,

На цитре сладкогласной

О душеньке бренчит;

Мелецкого с собою

И.И.Дмитриев, И.И.Хемницер – поэты и баснописцы.

5)Чтение 5 части.

О Аристиппов внук! – имеется в виду П.Вяземский

Это ст-е о смысле жизни. В нём звучат анакреонтические мотивы: поэт прославляет радости жизни, любовь, дружбу, радость творчества.

Поэт уверен, что домашний мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище роскошной действительности.

Он считает своими учителями лучших поэтов своего времени и сравнивает их с любимыми поэтами Древней Греции.

К жизни и смерти он относится философски.

Вакх (Дионис) – в греческой мифологии бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы.

Вакханки – спутницы Вакха (Диониса)

В Древнем Риме устраивались вакханалии – праздники, посвящённые Дионису.

Тимпан – древний ударный музыкальный инструмент, род тарелок, литавр.

-- Автор рисует картину вакханалии. Какие средства он для этого использует?

--Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?

--Охарактеризуем фонетические особенности текста. Какие согласные звуки в нём преобладают?(р, в, л)

--Какое настроение придаёт обилие этих звуков ст-ю?

(Это сонорные звуки. Они не тяжёлые, поэтому придают языку ст-я лёгкость и воздушность, создают радостное настроение).

Запись в тетрадь-словарь.

--Каким чувством проникнуто раннее творчество Батюшкова?

(Радости, жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий путь Анакреонтические мотивы в лирике К.Н.Батюшкова. Язык лирики Батюшкова.

Н.И.Гнедич (крайний справа) среди других литераторов (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский) на картине работы Г.Чернецова

Анакреонт. 5 в. до н. э.

Други ! Сядьте и внемлите Музы ласковый совет. Вы счастливо жить хотите На заре весенних лет? Отгоните призрак славы! Для веселья и забавы Сейте розы на пути; Скажем юности: лети! Жизнью дай лишь насладиться, Полной чашей радость пить: Ах! Недолго веселиться И не веки в счастье жить.

Дионис. (Дионис верхом на барсе).

Худ. М.Хосе . Вакханалия

Периодизация творчества К.Н.Батюшкова: 1 период – 1802-1812 гг. 2 период – (1812-начало 1814) 3 период – (середина 1814 1821)

Худ. В.Б.Иовик . Тень друга . 1986 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодо­го человека, не различающего, где добро, а где зло, где крас.


Методическая разработка преподавателя Богданова Константина Николаевича, к проведению занятия по дисциплине Правила безопасности дорожного движения, на тему: "Органы управления транспортного средства"

Данная методическая разработка специально создана для более наглядного обучения студентов технического колледжа, на дисциплине - правила безопасности дорожного движения.Специальность - 19063.


Методическая разработка преподавателя Богданова Константина Николаевича, к проведению занятия по дисциплине Техническое обслуживание автомобильного транспорта, на тему: "Оснащение шиномонтажной мастерской".

Данная методическая разработка специально создана для более наглядного обучения студентов технического колледжа, на дисциплине - техническое обслуживание автомобильного транспорта.Специальность -.


Презентация к уроку по теме " Жизнь и творческий путь В.А Жуковского"

Презентацию можно использовать для изучения биографии В.А.Жуковского на вводном уроке по товрчеству писателя.

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.

Методическая разработка урока по теме "Жизнь и творческий путь А. П. Чехова. Презентация к уроку.

ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.

Внеклассное мероприятие по литературе. ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.

В.В. Маяковский. Жизнь и творческий путь поэта.

Описание основных этапов жизненного и творческого пути поэта 20 века В.В. Маяковского.

3) воспитательная: прививать интерес к русской поэзии XIX века.

Тексты стихотворений Батюшкова

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Во время лекции (рассказа учителя) ученики составляют опорные записи. Возможный вариант таких записей приведен в приложении к уроку

3. Лекция с элементами беседы.

– Имя этого русского поэта вы уже, быть может, слышали. Константин Николаевич Батюшков. Сегодня я расскажу вам его биографию, мы поговорим об основных датах и мотивах его творчества, а также попробуем найти отличительные черты романтизма в его стихах и в стихах В. А. Жуковского.

К. Н. Батюшков родился 29 мая 1787 года в Вологде. Он принадлежал к старинному дворянскому роду. Получив прекрасное домашнее воспитание, Константин в 1797-1802 гг. учится в петербургских пансионах, в совершенстве овладевает французским, итальянским и латинским языками.

С декабря 1802-го по январь 1807-го он служит чиновником в Министерстве народного просвещения.

. пока на поле чести

За древний град моих отцов

Не понесу я в жертву мести

И жизнь, и к родине любовь.

(Перед чтением стихотворения или после его прочтения желательно провести краткую словарную работу, объяснить учащимся значение некоторых малопонятных слов. Например:

Пенаты – боги-покровители домашнего очага (рим. миф.). Перен. – дом, жилище, обитель. Так Батюшков любил называть свою вологодскую деревню Хантоново на берегу Шексны.

Пермес – ручеек, текущий с Геликона (Олимпа) и посвященный музам (греч. миф.).

Лары – души предков, хранители домашнего очага (рим. миф.).

Лилета – вымышленное имя возлюбленной.

Аония – область Древней Греции, где находился Геликон и обитали музы (греч. миф.).

Стигийские берега – берега Стикса, подземной реки, обтекающей Аид (греч. миф.); клятва Стиксом считалась самой страшной.

Мелецкий – Ю. А. Нелединский-Мелецкий, поэт карамзинского круга, автор популярных песен.

Федр – латинский баснописец I века н. э.

Пильпай (Бидпай) – древний индийский баснописец.

Хемницер – И. И. Хемницер, поэт, автор басен и стихотворных сказок, сочетавший дидактизм и чувствительность.

Феб – Аполлон, бог искусств.

Хариты – три сестры, дочери Зевса, богини изящества, дружбы и веселой жизни (греч. миф.).

Пиериды – музы.

Фортуна – богиня судьбы (рим. миф.).

Парки – богини судьбы, выпрядавшие нить человеческой жизни (греч. миф.). При обрыве нити человек умирал.

Цевница – пастушья свирель; в пер. знач. – поэзия вообще.)

Вопросы и задания к стихотворению (фронтальный опрос):

– О чем это стихотворение? На какие смысловые части можно его разделить? Каково настроение каждой части? Как в нем проявляются анакреонтические и эпикурейские мотивы?

– Какие земные радости прославляет поэт в стихотворении? Каково его отношение к смыслу жизни, независимости и достоинству человека?

– Каково авторское отношение к любви? Что она для поэта?

– Каково его отношение к творчеству? Каких поэтов и почему он считает своими учителями?

– Как автор относится к жизни и смерти? Что является источником его оптимизма?

– Охарактеризуйте язык и стиль стихотворения. Чем он близок и чем отличается от творческой манеры Державина и Жуковского?

– К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение? Укажите в нем характерные особенности этого жанра.

Вопросы и задания (фронтальный опрос):

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Как помогает создать это настроение ритмика и метрика текста?

– Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению, объясните встречающиеся в нем мифологические образы. Какой смысл придают тексту многочисленные мифологические реалии?

– Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.

– Какие вечные ценности провозглашает поэт в этом стихотворении самыми важными? Почему?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Любимец Кипридин – любимец Афродиты (Киприды), ступившей на землю из пены морской на острове Кипре.

Лира Тиисская – по имени Тийи, возлюбленной Аполлона (греч. миф.).

Камены – богини-покровительницы искусств и наук (рим. миф.).

Грации – то же, что хариты.

Филлида – условное имя возлюбленной.

Цитера – одно из имен Афродиты; один из островов, где был культ Афродиты.

Пафос – город на Кипре, любимое местопребывание Афродиты и средоточие ее культа.

Вопросы и задания к стихотворению (фронтальный опрос):

– Какое настроение вызывает это стихотворение? Какие образы и картины вам представились?

– Дайте культурологический комментарий к тексту. Какой характер придают тексту мифологические образы?

– Какими художественными средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль в тексте?

– Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?

– Каков образ лирического субъекта стихотворения?

– Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста. Как в них проявляется его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха?

– Какой поэтический смысл выявляется кольцевой композицией текста?

– Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Эригона – дочь афинянина Икария, которую Вакх обучил виноделию.

Эвр – теплый юго-восточный ветер.

Нагло – здесь: внезапно.

Ланиты – щеки.

Тимпан – древний ударный музыкальный инструмент.

Эвоэ! – дикий крик, издававшийся участниками вакханалий.

К. Н. Батюшков сыграл значительную роль в развитии русской поэзии: наряду с Жуковским он явился непосредственным предшественником и литературным учителем Пушкина, осуществившего многое из того, что было начато Батюшковым.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Задания по вариантам, группам или индивидуально:

– Ответить на вопросы: 1) Какие настроения вызвали у вас стихи Батюшкова? 2) Чем, по-вашему, стихотворения Батюшкова похожи на лирику Жуковского и чем от нее отличаются?

Вариант опорной записи учащихся

18 мая 1787 г. – родился К. Н. Батюшков, принадлежавший к старинному дворянскому роду.

1803 г. – поступление на службу в Министерство народного просвещения. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.

1807 г. – вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжелая болезнь. Возвращение в полк.

1808 г. – участие в русско-шведской войне на территории Финляндии.

1815 г. – выход в отставку, переезд в Москву.

1821 г. – последние стихи.

1822–1855 гг. – Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду.

7 июля 1855 г. – Батюшков умирает от тифа.


Полный текст материала Урок литературы по теме "К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы лирики" (10 класс) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: