Американский феномен это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Американский феномен"
На протяжении колониального периода население североамериканских колоний быстро росло. Только в 1650 гг. население колоний с 25 тыс. человек выросло до 51,7 тыс.
Основную часть переселенцев в североамериканские колонии Англии составляли англичане, а также шотландцы и ирландцы. Среди колонистов было довольно много французов, голландцев, шведов. Выходцы из германских государств предпочитали селиться в Пенсильвании, одной из "срединных" колоний, основанной в 1682 г. сыном английского адмирала Уильямом Пенном. В этой колонии были созданы благоприятные условия для лиц, исповедующих иную религию (сам Пени был протестантом)

При Хлодвиге: Войско состояло из дружины и ополчения. Дружина содержалась вождем за счет военной добычи. Оружие дружине предоставлялось вождем. Ополчение, состоявшее из свободных франков, обязано было вооружиться за свой счет. Основа войска состояла из пехоты.
При Карле Мартелле: Создал тяжелую конницу, заложив основы рыцарства. Давал во временное владение землю с крестьянами, за что воин обязан был явиться в полном вооружении, верхом и с вооруженным отрядом. Содержать воинов должны были крестьяне, жившие на земле.

Различия в организации войска франков.
При Хлодвиге постоянным формированием была только дружина, при Карле же войско созывалось. При Хлодвиге основу армии состовляла пехота, при Карле - тяжелая кавалерия. Различия в принципах снаряжени войска. При Хл. Войско состояло из всех мужчин, способных носить оружие, при Карле только обученные воины, главным занятием которых была война.

Культурное развитие Руси ХVI в. определялось общими для всех европейских народов факторами: оформление национальных государств, языковая и этническая консолидация, формирование единых общенациональных стилей в искусстве. Духовную жизнь общества по-прежнему определяло христианское мировоззрение.
1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ХVI в.
1.1. Активизировался процесс объединение местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры.
1.2. Формирование централизованного государства явилось мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.
1.3. Большую роль в укреплении определяющих позиций Православной Церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Рублева, с точки зрения его иконографии, то есть расположения фигур, ипользования определенных цветов и т. п. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка. Ограничивая свободу творчества, решения Стоглавого собора в то же время способствовали сохранению высокого уровня мастерства.
1.4. Несмотря на сохранение господствующих позиций Церкви, с XVI в. в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы.
1.5. Формирование отечественной культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую степень патриотизма, преобладание героической тематики и ярко выраженные свободолюбивые тенденции.
1.6. Образование единого централизованного государства, языковая и этническая консолидация не привели к уничтожению культурной самобытности многочисленных народностей, на основе которых сформировалась единая великорусская. Синтез культур разных народов органично сочетался с сохранением многих особенностей местной материальной и духовной культуры. Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер.
2. ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ.

Пояснення:татари якщо я нe помиляюсь.

История 10 Иван IV (1547 - 1584) Соотнесите приказы и их функции в XVI веке: 1) Посольский 2) Разбойный 3) Челобитный 4) Ямско

Североамериканские колонии в борьбе за независимость.

Война за неза­ви­си­мость была под­го­тов­ле­на всей пред­ше­ству­ю­щей со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ис­то­ри­ей ко­ло­ний. Раз­ви­тие ка­пи­та­лиз­ма в ко­ло­ни­ях и скла­ды­ва­ние се­ве­ро­аме­ри­кан­ской нации всту­па­ли в про­ти­во­ре­чие с по­ли­ти­кой мет­ро­по­лии, ко­то­рая рас­смат­ри­ва­ла ко­ло­нии как ис­точ­ник сырья и рынок сбыта. В ко­ло­ни­ях су­ще­ство­ва­ло мно­же­ство за­пре­тов на от­кры­тие ма­ну­фак­тур, про­из­вод­ство и вывоз шер­стя­ных из­де­лий, раз­но­го рода ин­стру­мен­тов. Тор­гов­ля ко­ло­ний с дру­ги­ми стра­на­ми, минуя ан­глий­ских куп­цов-по­сред­ни­ков, из­дав­на была за­пре­ще­на, но ве­лась кон­тра­бан­дой. Фак­ти­че­ски мно­гие за­пре­ты плохо со­блю­да­лись, и на них не об­ра­ща­ли вни­ма­ния. Но с 1761 года ан­глий­ское пра­ви­тель­ство стало тре­бо­вать их неукос­ни­тель­но­го вы­пол­не­ния. В 1763 году ко­роль Георг III издал указ о за­пре­ще­нии ко­ло­ни­стам за­ни­мать земли и се­лить­ся к за­па­ду от Ал­ле­ган­ских гор. Эта мера ли­ша­ла ра­бо­вла­дель­цев воз­мож­но­сти за­хва­ты­вать за­пад­ные земли и пе­ре­но­сить на них план­та­ции с уже ис­то­щен­ных участ­ков в южных ко­ло­ни­ях. В 1765 году ан­глий­ский пар­ла­мент об­ло­жил ко­ло­нии так на­зы­ва­е­мым гер­бо­вым сбо­ром с каж­дой тор­го­вой сдел­ки, с до­ку­мен­тов, газет и объ­яв­ле­ний. В 1767 году в ко­ло­ни­ях были вве­де­ны новые по­шли­ны на ввоз то­ва­ров из Ан­глии. Такие дей­ствия ан­глий­ских вла­стей не могли рас­це­ни­вать­ся иначе, как по­ку­ше­ние на права мест­но­го на­се­ле­ния. Бри­тан­ская ко­ло­ни­аль­ная по­ли­ти­ка укреп­ля­ла в аме­ри­кан­ском на­ро­де чув­ство един­ства и на­ци­о­наль­ное са­мо­со­зна­ние.

Недо­воль­ство гер­бо­вым сбо­ром и про­чи­ми ме­ра­ми бри­тан­ских вла­стей дало силь­ный тол­чок ши­ро­ко­му дви­же­нию про­тив ан­глий­ских ко­ло­ни­за­то­ров в Нью-Йор­ке и в Новой Ан­глии. Во мно­гих го­ро­дах и се­ле­ни­ях воз­ни­ка­ли ми­тин­ги, народ гро­мил дома сбор­щи­ков но­во­го на­ло­га. Гер­бо­вые марки сжи­га­лись на ко­страх, сбор­щи­ков вы­ма­зы­ва­ли дег­тем и вы­ва­ли­ва­ли в пе­рьях. На­чал­ся бой­кот ан­глий­ских то­ва­ров. В Нью-Йор­ке в 1765 году со­брал­ся кон­гресс пред­ста­ви­те­лей ряда ко­ло­ний, ко­то­рый при­звал к бой­ко­ту. Участ­ни­ки кон­грес­са от­ка­за­лась при­знать за ан­глий­ским пар­ла­мен­том право на об­ло­же­ние на­ло­га­ми ко­ло­ний, не имев­ших своих пред­ста­ви­те­лей в пар­ла­мен­те. С три­бу­ны кон­грес­са впер­вые раз­дал­ся при­зыв за­быть о при­над­леж­но­сти к той или иной ко­ло­нии и стать аме­ри­кан­ца­ми. Пе­ре­пу­ган­ные ан­глий­ские купцы опа­са­лись за судь­бу своей тор­гов­ли в ко­ло­ни­ях и до­би­лись в 1766 году от­ме­ны гер­бо­во­го сбора.

Идео­ло­га­ми борь­бы за неза­ви­си­мость стали пред­ста­ви­те­ли аме­ри­кан­ско­го про­све­ще­ния. Перед вой­ной за неза­ви­си­мость наи­бо­лее из­вест­ным аме­ри­кан­ским про­све­ти­те­лем, фи­ло­со­фом, уче­ным и мо­ра­ли­стом был Бен­джа­мин Фран­клин. Это был сын свеч­ни­ка и мы­ло­ва­ра из Бо­сто­на, став­ший затем жур­на­ли­стом. Фран­клин ос­но­вал первую в Аме­ри­ке об­ще­ствен­ную биб­лио­те­ку, фи­ло­соф­ское об­ще­ство, ака­де­мию и уни­вер­си­тет в Пен­силь­ва­нии.

Бенджамин Франклин

Дж. Трамбл. Подписание Декларации независимости. 1817

Дж. Трам­бл. Под­пи­са­ние Де­кла­ра­ции неза­ви­си­мо­сти. 1817

Война за­тя­ги­ва­лась и ве­лась с пе­ре­мен­ным успе­хом. От­сут­ствие цен­траль­но­го пра­ви­тель­ства ме­ша­ло при­ня­тию энер­гич­ных мер для снаб­же­ния армии. Армии США не хва­та­ло ору­жия и про­до­воль­ствия. В сен­тяб­ре 1777 г. ан­глий­ские вой­ска за­ня­ли сто­ли­цу США Фи­ла­дель­фию. На со­еди­не­ние с ними из Ка­на­ды дви­нул­ся круп­ный отряд ге­не­ра­ла Бур­гой­на. Но ма­невр этот был раз­га­дан аме­ри­кан­ским ко­ман­до­ва­ни­ем. Вой­ска Бур­гой­на были окру­же­ны у Са­ра­то­ги и ка­пи­ту­ли­ро­ва­ли. Эта по­бе­да про­де­мон­стри­ро­ва­ла силу вос­став­ших ко­ло­ний и со­дей­ство­ва­ла вступ­ле­нию в войну на их сто­роне ев­ро­пей­ских дер­жав. Вла­стям рес­пуб­ли­ки уда­лось ис­поль­зо­вать про­ти­во­ре­чия между Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и дру­ги­ми ев­ро­пей­ски­ми ко­ло­ни­аль­ны­ми дер­жа­ва­ми. Вла­сти Фран­ции и Ис­па­нии, несмот­ря на свой аб­со­лю­тист­ский ха­рак­тер, же­ла­ли све­сти с Ан­гли­ей ста­рые счеты и вер­нуть часть по­те­рян­ных в Аме­ри­ке вла­де­ний. В Париж был на­прав­лен в ка­че­стве пред­ста­ви­те­ля США Б. Фран­клин. В 1778 г. он за­клю­чил во­ен­ный союз с Фран­ци­ей. В 1779 г. в войну с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей всту­пи­ла Ис­па­ния. Вступ­ле­ние в войну Фран­ции и Ис­па­нии резко ухуд­ши­ло по­ло­же­ние Ан­глии на море. Флот со­юз­ни­ков сде­лал со­вер­шен­но невоз­мож­ной мор­скую бло­ка­ду ко­ло­ний. В Аме­ри­ку были по­сла­ны фран­цуз­ские вой­ска и во­ен­ные ко­раб­ли. Уси­лия же Ан­глии найти со­юз­ни­ков не увен­ча­лись успе­хом. Прось­ба ан­глий­ско­го ко­ро­ля к Ека­те­рине II предо­ста­вить рус­ские вой­ска для по­дав­ле­ния вос­ста­ния в ко­ло­ни­ях встре­ти­ла отказ цар­ско­го пра­ви­тель­ства. Рос­сия же­ла­ла ослаб­ле­ния ан­глий­ской мощи. Она воз­гла­ви­ла в 1780 г. так на­зы­ва­е­мую Лигу ней­траль­ных го­су­дарств, ко­то­рые вы­сту­пи­ли про­тив стрем­ле­ния Ве­ли­ко­бри­та­нии по­ме­шать тор­гов­ле ней­траль­ных стран с её про­тив­ни­ка­ми.

В 1779–81 гг. ан­гли­чане пе­ре­нес­ли во­ен­ные дей­ствия в южные штаты, рас­счи­ты­вая на под­держ­ку план­та­тор­ской ари­сто­кра­тии. В сен­тяб­ре 1781 г. фран­цуз­ский флот от­ре­зал с моря глав­ные силы ан­гли­чан под ко­ман­до­ва­ни­ем лорда Кор­ну­ол­ли­са у Йорк­та­у­на. Д. Ва­шинг­тон окру­жил их с суши и 19 ок­тяб­ря 1781 г. при­ну­дил к ка­пи­ту­ля­ции. После этого ан­глий­ское пра­ви­тель­ство пошло на мир­ные пе­ре­го­во­ры. 3 сен­тяб­ря 1783 г. в Вер­са­ле был под­пи­сан мир. Ан­глия при­зна­ла США неза­ви­си­мым го­су­дар­ством.

В ре­зуль­та­те по­бе­ды ко­ло­ний и при­ня­тия кон­сти­ту­ции 1787 года об­ра­зо­ва­лась круп­ная са­мо­сто­я­тель­ная рес­пуб­ли­ка – США, в ос­но­ве своей бур­жу­аз­ная, но с со­хра­не­ни­ем раб­ства. В 1789 году был из­бран Кон­гресс – выс­ший за­ко­но­да­тель­ный орган вла­сти. Ис­пол­ни­тель­ная власть по кон­сти­ту­ции пе­ре­да­ва­лась пре­зи­ден­ту. Пер­вым пре­зи­ден­том США стал Джордж Ва­шинг­тон.

Джордж Вашингтон

США в первой половине XIX века.

Пер­вая по­ло­ви­на XIX в. в Аме­ри­ке – время про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та, ак­тив­но­го осво­е­ния и рас­ши­ре­ния тер­ри­то­рии стра­ны, а также пе­ри­од за­рож­де­ния борь­бы за осво­бож­де­ние от раб­ства чер­но­ко­же­го на­се­ле­ния Аме­ри­ки.

США (Со­еди­нен­ные Штаты Аме­ри­ки) об­ра­зо­ва­лись в по­след­ней трети XVIII в. в ре­зуль­та­те вос­ста­ния бри­тан­ских ко­ло­ни­стов про­тив ан­глий­ской ко­ро­ны.

США были пер­вой в мире пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­кой, во­пло­тив­шей в го­су­дар­ствен­ном управ­ле­нии прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей, вы­дви­ну­тый фи­ло­со­фа­ми Про­све­ще­ния. Ос­но­вой аг­рар­но­го хо­зяй­ства се­вер­ных шта­тов был труд сво­бод­ных фер­ме­ров, но в южных шта­тах су­ще­ство­ва­ло раб­ство. Чер­но­ко­жие рабы, пред­ки ко­то­рых были вы­ве­зе­ны из За­пад­ной Аф­ри­ки, ра­бо­та­ли на хлоп­ко­вых и та­бач­ных план­та­ци­ях, со­став­ляв­ших ос­но­ву эко­но­ми­ки Юга США.

1776–1820 гг. – в США ле­галь­но въе­ха­ло около 250 тыс. че­ло­век.

1789 г. – в Аме­ри­ке воз­ни­ка­ет пер­вая по­ли­ти­че­ская пар­тия – пар­тия фе­де­ра­ли­стов.

1793 г. – Эли Уитни изоб­рел хлоп­ко­очи­сти­тель­ную ма­ши­ну, ко­то­рая уве­ли­чи­ла про­из­во­ди­тель­ность труда в сотни раз.

1808 г. – за­прет на ввоз новых рабов.

1830 г. – про­ло­же­на пер­вая в США же­лез­ная до­ро­га, со­еди­нив­шая го­ро­да Чарлстон и Ога­сту (про­тя­жен­ность 64 км).

1831 г. – вос­ста­ние рабов в Вир­ги­нии под ру­ко­вод­ством Нета Тёр­не­ра.

1854 г. – со­зда­на Рес­пуб­ли­кан­ская пар­тия (су­ще­ству­ет до сих пор).

В стране раз­во­ра­чи­ва­ет­ся дви­же­ние або­ли­ци­о­ни­стов – сто­рон­ни­ков от­ме­ны раб­ства.

1859 г. – або­ли­ци­о­нист Джон Браун по­пы­тал­ся под­нять все­об­щее вос­ста­ние рабов.

1804 г. – США по­ку­па­ют у Фран­ции тер­ри­то­рию Лу­и­зи­а­ны за 15 млн дол­ла­ров.

1812–1815 гг. – Англо-аме­ри­кан­ская война (Вто­рая война за неза­ви­си­мость).

1818 г. – до­го­вор с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей, ко­то­рый раз­гра­ни­чи­вал сферы вли­я­ния на Се­ве­ре США (уста­но­вил ны­неш­нюю гра­ни­цу между США и Ка­на­дой).

1819 г. – США по­ку­па­ют у ис­пан­цев тер­ри­то­рию ны­неш­ней Фло­ри­ды и участ­ки, при­мы­ка­ю­щие к Лу­и­зи­ане.

1823 г. – док­три­на Монро. Про­воз­гла­ше­на внеш­не­по­ли­ти­че­ская док­три­на пре­зи­ден­та Дж. Монро. Она пред­по­ла­га­ла невме­ша­тель­ство Ев­ро­пы и Аме­ри­ки в дела друг друга.

1835–1836 гг. – Те­хас­ская война. На­ча­лась с вос­ста­ния аме­ри­кан­ских по­се­лен­цев про­тив мек­си­кан­ско­го вла­ды­че­ства. Ито­гом войны стало объ­яв­ле­ни­ем Те­ха­са неза­ви­си­мой рес­пуб­ли­кой.

1845 г. – Техас объ­яв­лен шта­том США.

1846–1848 гг. – Аме­ри­ка­но-мек­си­кан­ская война. Мек­си­ка по­те­ря­ла 55% своих тер­ри­то­рий, ко­то­рые вошли в со­став США.

Алек­сандр Га­миль­тон – го­су­дар­ствен­ный де­я­тель, ос­но­ва­тель и лидер пар­тии фе­де­ра­ли­стов.

Джеймс Монро – 5-й пре­зи­дент США (1817–1825).

Джон Браун – або­ли­ци­о­нист, борец за осво­бож­де­ние чер­но­ко­жих рабов в Аме­ри­ке.

За­клю­че­ние

В пер­вой по­ло­вине XIX века США зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ли свою тер­ри­то­рию (в че­ты­ре раза). Если на ру­бе­же XVIII–XIX вв. тер­ри­то­рия стра­ны про­сти­ра­лась от Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на до реки Мис­си­си­пи, то к се­ре­дине XIX в. США про­сти­ра­лись до Ти­хо­го оке­а­на.

Про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция, ко­то­рая про­хо­ди­ла в Аме­ри­ке в пер­вой по­ло­вине XIX в., уве­ли­чи­ла раз­рыв между про­мыш­лен­но раз­ви­тым Се­ве­ром и Югом, где пре­об­ла­да­ло план­та­ци­он­ное хо­зяй­ство с ис­поль­зо­ва­ни­ем рабов.

Про­ти­во­сто­я­ние между сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми раб­ства все время на­рас­та­ло и в 60-е гг. при­ве­ло к граж­дан­ской войне.


Гражданская война в США. США на рубеже веков.

На про­тя­же­нии пер­вой по­ло­ви­ны XIX века в се­вер­ных и за­пад­ных шта­тах США ши­рил­ся про­тест про­тив раб­ства, все боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ло або­ли­ци­о­нист­ское дви­же­ние. Неот­вра­ти­мый кон­фликт – такое на­зва­ние по­лу­чи­ло про­ти­во­сто­я­ние сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков раб­ства в Аме­ри­ке. Южные штаты США, в ко­то­рых рабы были ос­нов­ной тру­до­вой силой на план­та­ци­ях, были за раб­ство, се­вер­ные и за­пад­ные – про­тив. В 1820 г. была уста­нов­ле­на услов­ная линия, от­гра­ни­чи­ва­ю­щая тер­ри­то­рии, на ко­то­рых бы­то­ва­ло раб­ство, от тех, на ко­то­рых раб­ство было за­пре­ще­но. Аме­ри­кан­ское об­ще­ство было рас­ко­ло­то.

К 1850 г. в южных шта­тах на­счи­ты­ва­лось более 3 млн рабов, ко­то­рые тру­ди­лись на план­та­ци­ях (вы­ра­щи­ва­ние хлоп­ка, та­ба­ка, риса, са­хар­но­го трост­ни­ка).

Всего в южных шта­тах к на­ча­лу войны про­жи­ва­ло 9 млн че­ло­век, в се­вер­ных – 22 млн.

1854 г. – об­ра­зо­ва­на Рес­пуб­ли­кан­ская пар­тия, ко­то­рая вы­сту­па­ла за от­ме­ну раб­ства в США.

1860 г. – пре­зи­ден­том США ста­но­вит­ся Ав­ра­ам Лин­кольн, кан­ди­дат от Рес­пуб­ли­кан­ской пар­тии. Лин­кольн был уме­рен­ным про­тив­ни­ком раб­ства: он вы­сту­пал за осво­бож­де­ние рабов, но был про­тив того, чтобы они по­лу­чи­ли из­би­ра­тель­ные права.

1860 г. – штат Южная Ка­ро­ли­на объ­явил о вы­хо­де из со­ста­ва США. Это стало от­ве­том на то, что пре­зи­ден­том стал сто­рон­ник от­ме­ны раб­ства.

1861–1865 гг. – Граж­дан­ская война в США (война Се­ве­ра и Юга.)

4 фев­ра­ля 1861 г. – 11 южных шта­тов объ­еди­ня­ют­ся и со­зда­ют от­дель­ное го­су­дар­ство – Кон­фе­де­ра­цию. Сто­ли­ца – город Рич­монд. Пре­зи­дент – Джеф­фер­сон Дэвис.

12–13 ап­ре­ля 1861 г. – вой­ска Южной Ка­ро­ли­ны за­хва­ты­ва­ют форт Сам­тер, ко­то­рый остал­ся вер­ным Союзу (так на­зы­ва­ли тогда США).

1862 г. – закон о гом­сте­дах. Он давал воз­мож­ность граж­да­ни­ну США, упла­тив 10 дол­ла­ров (дол­лар в то время стоил на­мно­го до­ро­же, чем в наше время), по­лу­чить на За­па­де уча­сток земли не более 160 акров. Через пять лет такой уча­сток пе­ре­хо­дил в соб­ствен­ность.

Пер­во­на­чаль­но пре­иму­ще­ство было на сто­роне южан. В 1863 г. про­ис­хо­дит пе­ре­лом в поль­зу се­ве­рян. Более на­се­лен­ные ин­ду­стри­аль­ные се­вер­ные штаты об­ла­да­ли го­раз­до боль­ши­ми че­ло­ве­че­ски­ми и ма­те­ри­аль­ны­ми ре­сур­са­ми. Во время войны вышли за­ко­ны об от­мене раб­ства.

1865 г. – по­бе­да Се­ве­ра. Южные штаты воз­вра­ще­ны в со­став США.

14 ап­ре­ля 1865 г. – А. Лин­кольн убит в те­ат­ре ак­те­ром Дж. Бутом, сто­рон­ни­ком южан.

Ав­ра­ам Лин­кольн – пре­зи­дент США в 1861–1865 гг. При­нял за­ко­ны о гом­сте­дах и от­мене раб­ства, ко­то­рые по­вли­я­ли на исход граж­дан­ской войны.

Улисс Грант – во­е­на­чаль­ник се­ве­рян, в 1864–1865 гг. ру­ко­во­дил всеми во­ору­жен­ны­ми си­ла­ми Се­ве­ра, до­бил­ся ка­пи­ту­ля­ции ос­нов­ных сил южан. В 1869–1877 гг. – пре­зи­дент США.

Ро­берт Ли – ге­не­рал, глав­но­ко­ман­ду­ю­щий си­ла­ми Кон­фе­де­ра­ции (южные штаты).

Так как су­ще­ство­ва­ние раб­ства сдер­жи­ва­ло раз­ви­тие ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний в стране, счи­та­ет­ся, что граж­дан­ская война в США во мно­гом сыг­ра­ла роль бур­жу­аз­ной ре­во­лю­ции.

После окон­ча­ния Граж­дан­ской войны вста­ла за­да­ча эко­но­ми­че­ской и по­ли­ти­че­ской ин­те­гра­ции южных шта­тов в США. Си­сте­ма управ­ле­ния и за­ко­ны южных шта­тов долж­ны были из­ме­нить­ся в со­от­вет­ствии с от­ме­ной раб­ства на всей тер­ри­то­рии стра­ны. Этот про­цесс по­лу­чил на­зва­ние Ре­кон­струк­ции Юга.

Вме­сте с тем ра­со­вая се­гре­га­ция, то есть от­де­ле­ние или изо­ля­ция груп­пы людей на ос­но­ве их ра­со­вых осо­бен­но­стей, со­хра­ня­лась. Со­от­вет­ству­ю­щие за­ко­ны, на­прав­лен­ные на се­гре­га­цию тем­но­ко­же­го на­се­ле­ния стра­ны, были при­ня­ты в США. Они по­лу­чи­ли на­зва­ние чер­ные ко­дек­сы.

В по­след­ней трети XIX века США осу­ществ­ля­ют эко­но­ми­че­ский ска­чок. Вме­сте с этим конец XIX века – время воз­ник­но­ве­ния проф­со­ю­зов и проф­со­юз­но­го дви­же­ния за права ра­бо­чих.

Со­бы­тия

1865–1877 гг. – Ре­кон­струк­ция Юга.

1865–1866 гг. – при­ня­ты 13 и 14 по­прав­ки к Кон­сти­ту­ции США. Они стали за­ко­но­да­тель­ным оформ­ле­ни­ем от­ме­ны раб­ства и предо­став­ле­ния (фор­маль­но) граж­дан­ских прав аф­ро­аме­ри­кан­цам.

1865 г. – со­здан Ку-клукс-клан – ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая вы­сту­па­ла за еще боль­шее огра­ни­че­ние прав аф­ро­аме­ри­кан­цев. Про­па­ган­ди­ро­ва­ла идеи ра­сиз­ма.

1867 г. – по­куп­ка у Рос­сии Аляс­ки.

1869 г. – в США про­ло­же­на пер­вая транс­кон­ти­нен­таль­ная же­лез­но­до­рож­ная ма­ги­страль.

1886 г. – со­здан проф­со­юз Аме­ри­кан­ская фе­де­ра­ция труда (АФТ). В по­след­ней трети XIX в. воз­ни­ка­ет еще один проф­со­юз – Орден ры­ца­рей труда (ОРТ).

1 мая 1886 г. – Все­об­щая мас­со­вая стач­ка аме­ри­кан­ских ра­бо­чих. В ней при­ня­ло уча­стие около 300 тыс. че­ло­век по всей стране. Они вы­сту­па­ли за уста­нов­ле­ние вось­ми­ча­со­во­го ра­бо­че­го дня.

1892 г. – Генри Форд скон­стру­и­ро­вал пер­вый ав­то­мо­биль. Аме­ри­ка стала ро­ди­ной ав­то­мо­би­ле­стро­е­ния. В 1915 г. за­во­ды Форда уже вы­пус­ка­ли 250 тыс. ав­то­мо­би­лей в год.

1893 г. – про­тя­жен­ность же­лез­ных дорог 176,5 тыс. миль (в 1914 г.– 263,5 тыс. миль).

1898 г. – Га­вай­ские ост­ро­ва при­со­еди­не­ны к США.

1898 г. – Ис­па­но-аме­ри­кан­ская война. Ис­па­ния те­ря­ет все вла­де­ния в Азии и Аме­ри­ке. США по­лу­чи­ли Пу­эр­то-Ри­ко и Фи­лип­пи­ны. Куба фор­маль­но ста­но­вит­ся неза­ви­си­мой, но на­хо­дит­ся под силь­ным вли­я­ни­ем США.

1910-е гг. – в США вы­плав­ля­ет­ся в 4,5 раза боль­ше стали, чем в Ан­глии.

1914 г. – ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги имеют про­тя­жен­ность 247,5 тыс. миль.

1917 г. – США при­об­ре­та­ют у Дании Вир­гин­ские ост­ро­ва.

Во вто­рой по­ло­вине XIX века США про­дол­жи­ли рас­ши­ре­ние своей тер­ри­то­рии. В ре­зуль­та­те бур­но­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия США к на­ча­лу XX века стали одной из пе­ре­до­вых дер­жав. Их доля в ми­ро­вом про­мыш­лен­ном про­из­вод­стве к этому вре­ме­ни со­став­ля­ла 35–36%.

Страны Америки имеют богатую историю, во многом отлича­ющуюся от истории государств Старого Света. Будучи порождени­ем Европы, они сохранили богатое европейское наследие и много­численные связи с бывшими метрополиями. Вместе с тем уникаль­ное сочетание условий, сложившихся в Новом Свете, направило историческое развитие американских государств по особому пути.

Различное происхождение обусловило контраст между двумя Аме­риками — Северной, имевшей преимущественно британские корни, и Латинской, опиравшейся на историческое наследие романского мира, в первую очередь Испании.

Серьёзные различия существуют и внутри двух больших американских цивилизаций. В Северной Америке по-разному сложились исторические судьбы США и Кана­ды, в Латинской Америке разнообразие вариантов исторического развития ещё богаче. Даже самые маленькие государства Южной и Центральной Америки отличаются уникальностью, придающей им неповторимое своеобразие.

Особенно впечатляющих результа­тов в своём развитии добились Соединённые Штаты Америки, про­шедшие за сто с небольшим лет путь от слабого государства на далё­кой окраине цивилизованного мира до великой державы, которая приобрела веский голос в определении судьбы планеты.

Феномен США

Не подлежит сомнению факт, что Соединённые Штаты Америки являются уникальной страной, аналога которой не было в историческом прошлом, нет в настоящем и, возможно, не будет в будущем. История этого государства, начатая с чистого листа в конце XVIII века (позже всех других государств современного мира) развивалась настолько стремительно и бурно, что уже к началу XX века (всего за полтора столетия!) США превратились в одну из ведущих держав мира, а к его концу выступили с претензией стать властелином всей планеты. Это следует признать чудом из чудес и земным феноменом, в котором следует серьёзно разобраться.

Чудеса бывают разными: спасительными (от Бога) и искусительными (от дьявола). Правители, идеологи и их подпевалы в самих США и по всему миру убеждают другие народы в том, что Штаты являются Божьим творением и что они пришли в мир для его блага. Конституция США, благостные речи лидеров этого государства, крикливая и горластая пресса заявляют об американском государственном устройстве и гражданском обществе как об образце всемирной демократии и воплощённом идеале межчеловеческих отношений.

Во внешнем плане это была навязчивая самореклама с психологическим подтекстом внушения, искушения и соблазна. По ней выходило, что США – это рай на земле, новая земля обетованная. Идите к нам все лучшие люди мира, жаждущие земной благодати. Здесь вы станете свободными, богатыми и счастливыми. Здесь воплотятся ваши самые дерзкие мечты. Здесь о вас позаботятся, накормят, напоят, обогреют и приютят. Здесь вы обретёте в конечном счёте мир, покой, почёт и уважение.

Для внутреннего потребления, то есть для собственных граждан, это был и остаётся массовый (на всю страну!) и перманентный (с зарождения и по сей день) гипнотический сеанс самовнушения. Мы, твердят изо дня в день идеологи-гипнотизёры, самые обаятельные и привлекательные, самые-самые, единственные в своём роде и неповторимые во всех временах. Весь мир от нас без ума. Мы светоч мира, его идеал, надежда и земное спасение. Каждый из нас/вас – носитель добра, истины и абсолютной свободы. Ваш труд, изнурительный и не всегда окупаемый материально, — это ваша жертва и ваш вклад в освобождение человечества. Трудитесь в поте лица своего, и успех обязательно придёт если не к вам лично, то к вашим детям и внукам или к их потомкам. Ведь мы все американцы, а это значит, что весь мир открыт нам и все его блага будут принадлежать нам/вам, в конечном счёте.

Внешний мир Штаты рассматривают исключительно с точки зрения воротил, выступающих в качестве могучей стаи, действующей в интересах США, то есть в её собственных интересах. Окружающий мир для них – вовсе не мирное пространство, а ареал их звериного обитания. От обычных животных люди-звери здесь отличаются изощрённым умом и безошибочным инстинктом. В отличие от обычного человека, озабоченного проблемами нормальной жизни, люди-звери должны многое предусмотреть и рассчитать, в том числе обеспечить себе хамелеоновскую окраску.

Идея особой избранности и высокой почётности гражданина США заимствована американскими идеологами у древних римлян, возведших гражданственность в абсолют, превращавший обычных римских горожан одновременно в особую расу и род суперменов.

По ней выходит, что бизнес для каждого американца и для Америки в целом является чем-то святым и непререкаемым, уподобляемым некоему божеству, ради которого можно и нужно жертвовать не только всеми нравственными ценностями личности, но и самой жизнью.

У этой специфично американской внутренности, скрывающейся за красивым фасадом, у современного мирового лидера имеется своя оборотная сторона. Её раскрытию посвятили своё творчество многие американские писатели и прежде всего – О. Генри (Уильям Портер, 1862-1910), Теодор Драйзер (1871-1945), Френсис Фицджеральд (1896-1940), Уильям Фолкнер (1897-1962). По сути, в каждом их произведении речь идёт о драме личности, дьявольском искушении денег, утрате иллюзий, впадении в греховность и гибели всего святого в душе человека.

Парадоксально, но это факт:

По мере стремительного нарастания богатства и влияния США во всём мире в самих Штатах, в их народе и обществе, одновременно росли, множились и распространялись страхи, неуверенность в завтрашнем дне и ожидание неминуемого Апокалипсиса.

Идея фильма была подсказана его создателям разразившимся в 2008 году мировым финансовым кризисом, спровоцированным американскими банками. Его причины авторы триллера решили выявить на примере условно взятого крупнейшего банка Америки, являющегося ключевой фигурой в американской финансовой системе. Заигравшись в азартные игры с ипотечными ценными бумагами, банкиры не заметили, как зашли за грань риска и вступили в зону гибельного кризиса. Обнаружив катастрофу и ища выход, они встали перед дилеммой: поступить честно, объявив банк банкротом, или сподличать и, спасая себя, подставить всю финансовую систему страны и мира.

Разгорается конфликт между людьми чести и циничными прагматиками, в котором верх одерживают последние. Причём в сделку с собственной совестью вынуждены вступить и честные люди. Зрителю предлагается их понять и простить. Но это уже неловкие попытки эмоционально смягчить и как-то облагородить жёсткую и грубую правду, состоящую в объективной катастрофичности вскрытых проблем. А правда эта состоит в том, что вся капиталистическая система построена исключительно на риске, авантюре и афере. В бешеной конкурентной погоне за прибылью капиталисты сплошь и рядом вынуждены заходить за предел разумного риска. В кризисной же ситуации частный предприниматель будет всегда в первую очередь спасать собственную шкуру даже ценой гибели всей системы и даже страны.

Сегодня ни для кого не секрет, что, почувствовав себя властелином мира, США с начала XXI века вышли за черту хотя бы в какой-то мере оправданного риска и вступили в зону неизбежной и с каждым годом нарастающей катастрофы. Их ставка на национальный эгоизм и личностное корыстолюбие, давшая им кратковременное преимущество в XX веке, в новом столетии превращается из стимула экономического, социального и личностного развития в его главный тормоз. Претензия на мировое господство, заставляющая руководство США вкладывать огромные средства в опережающее развитие вооружённых сил, создание и оснащение военных баз по всему миру, поддержку экстремистских организаций, раскрутку цветных революций и подкуп лояльных режимов, с каждым годом обходится всё дороже и требует нарастающих финансовых вливаний.

Согласно Википедии, в 2017 году государственный долг США достиг суммы в 20 164 млрд долларов при бюджете в 19 362,1 млрд долларов. Это значит, что если все кредиторы вдруг разом потребуют у американского правительства вернуть долги, оно будет вынуждено объявить себя полным банкротом. Разумеется, этого не случится по двум причинам. Первая – вряд ли кто-то сегодня решится настаивать на возврате долга у весьма могущественных Штатов. Вторая – ещё занятнее: финансовый крах США приведёт к краху всей капиталистической системы, оплотом которой и служат погрязшие в долгах Штаты. И тем не менее долг есть долг, и звоночек краха будет звенеть с каждым годом всё сильнее, пока не превратится в набат.

В этих условиях меня удивляет не продажность наших либералов-американистов, ибо в нашей стране все к этому давно привыкли. Поражает их крайняя близорукость и тупое скудоумие. До каких пор можно закрывать глаза на чудовищное несоответствие красивого фасада США их гнилому нутру?!

Если же они всё же в глубине души эту разницу сознают, то, как можно делать ставку на завтрашнего банкрота, пренебрегая своей собственной страной, выкарабкивающейся из глубокого кризиса, организованного, кстати, теми же Штатами не без участия наших доморощенных либералов?!

Что касается США, то, по логике здравого смысла и по ходу реальной действительности, всё идёт к тому, что страна, явившаяся ниоткуда через какое-то время может уйти в никуда. Выпущенный Штатами из дьявольского кувшина джинн эгоизма и корыстолюбия, принесший ныне много зла человечности и человечеству, сейчас оборачивается против самих США, а в недалёком времени сожрёт их с потрохами. Ибо, помимо финансовых, Штаты к сегодняшнему дню накопили массу других проблем, расовых и социальных в первую очередь, которые могут разрушить до основания противоестественное государственное образование под названием Соединённые Штаты Америки, построенное на крови и на зыбком золотом песке аборигенных народов Северной Америки.

В этот трагический для США момент в мире найдётся немало обнищавших плакальщиков по этому монстру. Россия же, слегка взгрустнув по обманутым людям, тем не менее облегчённо вздохнёт и продолжит свой нелёгкий путь – путь духовной чести и державного достоинства.

P.S. Александр Петрович Афанасьев – член Учредительного совета Общественного московского телевидения (ОМТ), руководитель Комитета по работе с соотечественниками, политический обозреватель ОМТ.

Читайте также: