Али шогенцуков биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что мы знаем о кабардинской литературе? Среднестатистический обыватель, скорее всего, о ней не знает ничего. Не знает и кем был Али Асхадович Шогенцуков.

Али Шогенцуков родился в нынешнем Баксане, недалеко от Нальчика 28 октября 1900 года. Мальчиком он учился в русской сельской школе. Дальнейшие знания он получал у известного в тех краях просветителя Нури Цагова, в нынешнем Буйнакске (Темирхан-Шуре) и Бахчисарае (Крым).

Учился он очень хорошо и за отличную успеваемость был послан на учебу в педагогическое училище в Стамбул. В Стамбуле ему пришлось довольно туго в материальном плане и поэтому молодому Али пришлось устроиться на работу грузчиком в городской порт.

В Стамбуле Али начал писать стихи. Там он написал свое первое стихотворение, которое принято считать началом его поэтической карьеры - "К матери (Нана)".

Из Турции Али вернулся в 1919 году. После учебы он тринадцать лет работал на разных должностях на педагогическом поприще - учителем кабардинского языка, директором школы, инспектором в департаментах образования района и области.

Али Асхадович, помимо работы в Союзе писателей республики и в Институте национальной культуры, принимал участие и в экспедициях по сбору народного кабардинского фольклора.

В 1935 году Али Асхадович становится главой Союза писателей Кабарды в Нальчике.

В 1941 году А.А. Шогенцуков ушел на фронт. И, практически сразу, попал в плен. Его ждал Бобруйский лагерь смерти № 131 в Беларуси.

В лагере Али Асхадович написал свое последнее стихотворение. 29 ноября 1941 года заслуженный, на тот момент, деятель искусств республики ушел из жизни.

Последние почести этому, поистине, великому человеку отдали лишь его сокамерники и другие заключенные, знавшие о его заслугах.

С 1991 года у драматического театра в Нальчике стоит памятник Али Шогенцукову. Его имя носит сам театр и проспект в столице Кабардино-Балкарии. А еще библиотека №7 в Бобруйске.

Сегодня Али Шогенцуков считается основоположником кабардинской литературы.

Я сейчас в Нальчике. Потом: Магас, Грозный, Махачкала. В обозримом будущем: Азербайджан, Иран.

Шогенцу́ков Али́ Асха́дович (28 октября 1900 — 29 ноября 1941) — советский кабардинский поэт, писатель, основоположник кабардинской литературы. Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР (1939).

Содержание

Биография

Родился в селе Кучмазукино (Старая крепость), ныне город Баксан Кабардино-Балкарии. [1] [2]

В 1919 году вернулся на родину. Многие годы отдал педагогической деятельности: работал учителем кабардинского языка, директором школы, инспектором районо и облоно. Писал статьи в газетах, в которых уделял внимание кабардинскому языку, образованию и воспитанию подрастающего поколения. Творчество 1920-х годов посвящено пропаганде культурного просвещения народа.

С 1934 года работал в Союзе писателей республики, занимаясь выявлением и продвижением молодых писателей. По совместительству работал научным сотрудником Института национальной культуры Кабардино-Балкарской АССР, участвуя в экспедициях по сбору и обработке фольклорных мате­риалов. В своём творчестве он уделяет внимание истории и культуре кабардинцев, адыгейцев и черкесов. Работал литературным консультантом Ка­бардинского хора.

В 1930-х годах рас­ширяется тематика творчества. В этот период поэт начинает писать в жанре сатиры, уде­ляет большое внимание коллективи­зации, международным политическим событиям.

Когда началась Великая Отечественная война, поэт написал стихи, в которых призвал сограждан к защите родине. Осенью 1941 года отправившийся на войну Шогенцуков попал в плен. Погиб в нацистском концлагере под Бобруйском.

Литературное наследие

Шогенцуков — поэт-новатор кабардинского стиха, основой которого стало новое стихосложе­ние, созданное им в результате освоения народной поэзии и идейно-художествен­ных традиций русской и советской классической литературы. Шогенцуков произвел корен­ные преобразования, переведя тонический стих в силлаботоническую систему, обо­гатившую его ритмическое и интонацион­ное звучание. Отбирая и творчески разви­вая все ценное, образное в кабардинском языке, Шогенцуков существенно обогатил его, наме­тил пути дальнейшего развития и заложил прочные основы кабардинского литератур­ного языка. Сохранив связь с устным на­родным творчеством и опираясь на опыт и традиции прошлого, он способствовал рос­ту кабардинской национальной литературы. Для произведений Шогенцукова характерны эпи­ческий размах в сочетании с проникновен­ным лиризмом, красочность деталей, богат­ство ритмики, творческое использование лексических средств, правдивое воспро­изведение действительности. Творчество Шогенцукова проникнуто пафосом любви к челове­ку-труженику. Созданные на основе глубо­кого знания истории своего народа, его произведения имеют большую художест­венную и идейную ценность. В своих ран­них стихах, близких к народной поэтике, Шогенцуков не только широко использует лексику ка­бардинского языка, традиционные фразе­ологические сочетания, обороты, эпитеты и сравнения, но и создаёт авторские обра­зы и афоризмы. [2]

Перевёл на кабардинский язык сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко, М. Горького, К. Хетагурова. Произведения Шогенцукова переведены на многие языки народов бывшего СССР.


Кабардинский советский писатель, поэт, основоположник кабардинской литературы.


Родился 28 октября 1900 года в долине Баксана в селении Старая Крепость (Кучмазукино)(теперь Баксанского района Кабардино-Балкарской АССР). Сейчас это город Баксан. Первые знания Али получил в начальной сельской школе, где преподавали русские учителя.


Потом учился в Баксане у известного просветителя Нури Цагова. Образование продолжил в Темирхан-Шуре (ныне Буйнакск) и Бахчисарае.


Закончив учебу в Турции, вернулся на родину в 1919 г. Более 13 лет работал учителем кабардинского языка, директором школы, инспектором районо и облоно. Писать не переставал. Высокообразованный поэт читал и говорил на арабском, турецком, французском русском языках, не говоря уже о родном кабардинском.


С 1934 года работал в Союзе писателей республики и по совместительству – научным сотрудником Института национальной культуры Кабардино-Балкарской АССР. Участвовал в экспедициях по сбору и обработке фольклора. В 1935 году Шогенцуков переехал в Нальчик. У него уже было литературное имя, и он становится во главе писательской организации Кабарды.


За выдающиеся заслуги в деле создания и развития кабардинского национального искусства Указом Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР Али Асхадовичу Шогенцукову в 1939 г. присвоено звание заслуженного деятеля искусств республики.


В сентябре 1941 года в районе станции Лохвица Полтавской области эшелон, в котором мобилизованные, но еще безоружные люди ехали на войну, был уничтожен бомбами немецких самолетов. Оставшиеся в живых ополченцы оказались в плену и были брошены в Кременчугский (Украина), а затем в Бобруйский (Белоруссия) концлагеря.


В последнем стихотворении, сочинённом Али в фашистском концлагере, есть такие строки:

Если даже клятвопреступника

Видишь своими глазами,

Как перешагнуть свою совесть?

Если же перешагнёшь совесть,

Как же можно предать свою душу?


В Бобруйской крепости и оборвалась жизнь поэта 29 ноября 1941 года.


В 1991 году в городе Нальчике установлен памятник известному кабардинскому поэту и драматургу Али Шогенцукову. Он стоит возле драматического театра, носящего его имя, на проспекте, который также носит имя Али Шогенцукова. Проектом памятника занимался скульптор М. Тхакумашев.


Имя Али Шогенцукова носит городская библиотека №7 города Бобруйска. Имя человека, чья судьба оказалась связанной с нашим городом, старой Бобруйской крепостью. [1] .

Шогенцуков Али Асхадович (кабард.-черк. ЩоджэнцIыкIу Iэсхьэд и къуэ Алий; 28 октября 1900 — 29 ноября 1941) — советский кабардинский поэт, писатель, основоположник кабардинской литературы. Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР (1939).

Биография

Родился в селе Кучмазукино (Старая крепость), ныне город Баксан Кабардино-Балкарии.

В 1919 году вернулся на родину. Многие годы отдал педагогической деятельности: работал учителем кабардинского языка, директором школы, инспектором районо и облоно. Писал статьи в газетах, в которых уделял внимание кабардинскому языку, образованию и воспитанию подрастающего поколения. Творчество 1920-х годов посвящено пропаганде культурного просвещения народа.

С 1934 года работал в Союзе писателей республики, занимаясь выявлением и продвижением молодых писателей. По совместительству работал научным сотрудником Института национальной культуры Кабардино-Балкарской АССР, участвуя в экспедициях по сбору и обработке фольклорных мате­риалов. В своём творчестве он уделяет внимание истории и культуре кабардинцев, адыгейцев и черкесов. Работал литературным консультантом Ка­бардинского хора.

В 1930-х годах рас­ширяется тематика творчества. В этот период поэт начинает писать в жанре сатиры, уде­ляет большое внимание коллективи­зации, международным политическим событиям.

Когда началась Великая Отечественная война, поэт написал стихи, в которых призвал сограждан к защите Родины. Осенью 1941 года отправившийся на войну Шогенцуков попал в плен. Погиб в нацистском концлагере под Бобруйском. ,

Литературное наследие

Шогенцуков — поэт-новатор кабардинского стиха, основой которого стало новое стихосложе­ние, созданное им в результате освоения народной поэзии и идейно-художествен­ных традиций русской и советской классической литературы. Шогенцуков произвел корен­ные преобразования, переведя тонический стих в силлаботоническую систему, обо­гатившую его ритмическое и интонацион­ное звучание. Отбирая и творчески разви­вая все ценное, образное в кабардинском языке, Шогенцуков существенно обогатил его, наме­тил пути дальнейшего развития и заложил прочные основы кабардинского литератур­ного языка. Сохранив связь с устным на­родным творчеством и опираясь на опыт и традиции прошлого, он способствовал рос­ту кабардинской национальной литературы. Для произведений Шогенцукова характерны эпи­ческий размах в сочетании с проникновен­ным лиризмом, красочность деталей, богат­ство ритмики, творческое использование лексических средств, правдивое воспро­изведение действительности. Творчество Шогенцукова проникнуто пафосом любви к челове­ку-труженику. Созданные на основе глубо­кого знания истории своего народа, его произведения имеют большую художест­венную и идейную ценность. В своих ран­них стихах, близких к народной поэтике, Шогенцуков не только широко использует лексику ка­бардинского языка, традиционные фразе­ологические сочетания, обороты, эпитеты и сравнения, но и создаёт авторские обра­зы и афоризмы.

Читайте также: