Алгоритм смыслового чтения кратко

Обновлено: 02.07.2024

В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему связано с пониманием самых различных текстов.

Задача — учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях — становится одной из самых актуальных задач современной школы.

Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Задачи смыслового чтения:

формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;

формирование понимания прочитанного;

развитие воображения ребенка;

формирование навыка чтения;

формирование техники чтения;

формирование познавательных интересов детей;

формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений

Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает младший школьник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.

Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:

Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;

Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;

Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.

Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста.

Сплошные тексты (без визуальных изображений)

описание (художественное и техническое);

повествование (рассказ, отчет, репортаж);

объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

аргументация (научный комментарий, обоснование);

инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

информационные листы (расписания, каталоги и др.);

расписки (билеты, накладные, квитанции);

призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);

таблицы и графики; списки; карты.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, систематическая работа по развитию смыслового чтения на уроках является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.

Чтобы создать условия для успешного развития и обучения ребенка, в т.ч. смысловому чтению, учитель должен хорошо знать психические особенности каждого ребенка, т.е. на каком уровне развития у него находится внимание, память, мышление, восприятие, которые имеют большое значение и в обучении детей чтению.

Приёмы стратегии смыслового

Стратегии предтекстовой деятельности.

Нацелены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению.

Орентиры предвосхищения содержания текста.

Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы.

Работа с эпиграфом

Стратегии развития словаря

Постепенная догадка по контексту

Стратегии текстовой деятельности

Чтение вслух (попеременное чтение).

Чтение про себя с вопросами.

Чтение с остановками.

Чтение про себя с пометками

Стратегии послетекстовой деятельности

Отношения между вопросом и ответом.

Вопросы после текста

Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам.

Стратегии компрессии текста

Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ

Знаю — Хочу узнать — Узнал.

Применяю в своей работе различные упражнения, при этом надо учитывать главное условие для достижения успеха – не длительность, а частота тренировочных упражнений, не забывая, что человеческая память устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.

ежеурочные пятиминутки чтения;

чтение в темпе скороговорки;

выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;

чтение перед сном.

Так же в своей практической деятельности использую упражнения, которые направлены на:

развитие речевого аппарата;

расширение оперативного поля чтения;

развитие правильности, безошибочности восприятия текста;

развитие смысловой догадки (антиципации);

развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;

развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Важным направлением в работе по формированию смыслового чтения является организация эффективного контроля над достижением норматива техники чтения учащимися.

В ходе данного мониторинга сформированной техники чтения учащихся начальных классов ведутся замеры по нескольким параметрам

Способ чтения (определяется во время чтения).

Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).

Правильность чтения (определяется во время чтения).

Выразительность чтения (определяется во время чтения).

Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

Упражнения и игры, используемые при работе с детьми.

Для развития внимания:

Для развития восприятия:

Для развития памяти:

В результате целенаправленной работы уровень психических процессов возрастает

Поэтапное внедрение работы с текстом на уроках в начальной школе.

Подготовительный этап.

1 класс - обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия

Практическое отличие текста от набора предложений.

Выделение абзацев, смысловых частей под руководством учителя.

Знание структуры текста: начало, концовка, умение видеть последовательность событий.

Озаглавливаем текст (подбор заголовок).

Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Начальный этап.

2 класс - обучение детей работать с текстом

Владение пересказом разного вида

Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста

Выделение опорных слов

Характеристика героев и их поступков

Подбор антонимов и синонимов к словам

Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая проверочные слова

Основной. Заключительный этап.

3-4 класс- обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.

Самостоятельное выделение основной мысли

Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме

Выделение главной и второстепенной информации

Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку

Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей

Большое внимание уделяется упражнениям для развития выразительности речи:

Упражнения по развитию речевого дыхания.

Упражнения для развития голоса, дикции.

Чтение слова с разными оттенками интонации.

Чтение по ролям, в лицах.

Чтение, передавая чувства (радость, возмущение, печаль, гордость), в зависимости от текста.

Инсценирование произведения или его эпизодов.

Упражнения по развитию мимической выразительности.

Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет беглое чтение.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном фрагменте.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V - знакомая информация, + - новая информация, - я думал (думала) иначе

? - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.

Список литературы

1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016

Ситуация чтения: что происходит и зачем об этом задумываться

Сегодня повсеместно обсуждаются исследования PIRLS и PISA. Первое оценивает читательскую грамотность младшеклассников, их умения понимать и использовать письменную речь. Здесь мы занимаем лидирующие позиции. Второе исследование проверяет, насколько хорошо уже взрослые ребята умеют применять знания – в том числе размышлять над текстами и использовать их для достижения целей. Тут показатели регулярно падают: уже 31-е место по читательской грамотности в 2018 году (против 26 в 2015).

Сама ситуация чтения требует ответа на три главных вопроса:

  • Что? (книгу нон-фикшн, любовный роман, статью в интернете и т.д.)
  • Зачем? (отвлечься, повысить профессиональный уровень, разобраться в проблемах учеников-подростков и т.д.)
  • Как? (бегло, вчитываясь, отмечая нужные факты и т.д.)

Виды чтения можно представить в форме следующей таблицы.

Рассмотрим подробнее ключевые понятия в современных методиках обучения чтению, их сходства и различия.

Технологии продуктивного и смыслового чтения, ТРКМЧП

Технология продуктивного чтения – природосообразный способ обучить детей воспринимать и понимать текст, формировать собственный взгляд на автора и содержание. Технология опирается на законы читательской деятельности и конкретные приемы. Она применяется на начальном этапе воспитания читателей, то есть в младших классах.

Смысловое чтение – то, чему мы обучаем детей постарше, в основной школе. Как понятно из названия, речь идет о работе над смыслом текста. Сюда входит принятие коммуникативной задачи, выделение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – еще одно важное направление. Оно ведет к тому, чтобы школьники научились действовать по принципу: вызов (побуждение) → осмысление (получение новой информации) → рефлексия (рождение нового знания).

В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему связано с пониманием самых различных текстов.

Задача — учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях — становится одной из самых актуальных задач современной школы.

Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Задачи смыслового чтения:

формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;

формирование понимания прочитанного;

развитие воображения ребенка;

формирование навыка чтения;

формирование техники чтения;

формирование познавательных интересов детей;

формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений

Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает младший школьник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.

Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:

Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;

Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;

Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.

Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста.

Сплошные тексты (без визуальных изображений)

описание (художественное и техническое);

повествование (рассказ, отчет, репортаж);

объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

аргументация (научный комментарий, обоснование);

инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

информационные листы (расписания, каталоги и др.);

расписки (билеты, накладные, квитанции);

призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);

таблицы и графики; списки; карты.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, систематическая работа по развитию смыслового чтения на уроках является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.

Чтобы создать условия для успешного развития и обучения ребенка, в т.ч. смысловому чтению, учитель должен хорошо знать психические особенности каждого ребенка, т.е. на каком уровне развития у него находится внимание, память, мышление, восприятие, которые имеют большое значение и в обучении детей чтению.

Приёмы стратегии смыслового

Стратегии предтекстовой деятельности.

Нацелены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению.

Орентиры предвосхищения содержания текста.

Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы.

Работа с эпиграфом

Стратегии развития словаря

Постепенная догадка по контексту

Стратегии текстовой деятельности

Чтение вслух (попеременное чтение).

Чтение про себя с вопросами.

Чтение с остановками.

Чтение про себя с пометками

Стратегии послетекстовой деятельности

Отношения между вопросом и ответом.

Вопросы после текста

Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам.

Стратегии компрессии текста

Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ

Знаю — Хочу узнать — Узнал.

Применяю в своей работе различные упражнения, при этом надо учитывать главное условие для достижения успеха – не длительность, а частота тренировочных упражнений, не забывая, что человеческая память устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.

ежеурочные пятиминутки чтения;

чтение в темпе скороговорки;

выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;

чтение перед сном.

Так же в своей практической деятельности использую упражнения, которые направлены на:

развитие речевого аппарата;

расширение оперативного поля чтения;

развитие правильности, безошибочности восприятия текста;

развитие смысловой догадки (антиципации);

развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;

развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Важным направлением в работе по формированию смыслового чтения является организация эффективного контроля над достижением норматива техники чтения учащимися.

В ходе данного мониторинга сформированной техники чтения учащихся начальных классов ведутся замеры по нескольким параметрам

Способ чтения (определяется во время чтения).

Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).

Правильность чтения (определяется во время чтения).

Выразительность чтения (определяется во время чтения).

Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

Упражнения и игры, используемые при работе с детьми.

Для развития внимания:

Для развития восприятия:

Для развития памяти:

В результате целенаправленной работы уровень психических процессов возрастает

Поэтапное внедрение работы с текстом на уроках в начальной школе.

Подготовительный этап.

1 класс - обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия

Практическое отличие текста от набора предложений.

Выделение абзацев, смысловых частей под руководством учителя.

Знание структуры текста: начало, концовка, умение видеть последовательность событий.

Озаглавливаем текст (подбор заголовок).

Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Начальный этап.

2 класс - обучение детей работать с текстом

Владение пересказом разного вида

Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста

Выделение опорных слов

Характеристика героев и их поступков

Подбор антонимов и синонимов к словам

Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая проверочные слова

Основной. Заключительный этап.

3-4 класс- обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.

Самостоятельное выделение основной мысли

Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме

Выделение главной и второстепенной информации

Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку

Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей

Большое внимание уделяется упражнениям для развития выразительности речи:

Упражнения по развитию речевого дыхания.

Упражнения для развития голоса, дикции.

Чтение слова с разными оттенками интонации.

Чтение по ролям, в лицах.

Чтение, передавая чувства (радость, возмущение, печаль, гордость), в зависимости от текста.

Инсценирование произведения или его эпизодов.

Упражнения по развитию мимической выразительности.

Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет беглое чтение.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном фрагменте.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V - знакомая информация, + - новая информация, - я думал (думала) иначе

? - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.

Список литературы

1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

2. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения. Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.

Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения:

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

Я думал (думала) иначе

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Соображает, болтает, хвастает.

Изобретает необыкновенный способ передвижения.

Синквейн по произведению И.А.Крылова "Ворона и лисица" (3 класс).

1. Хитрая, коварная.

2.Верит, слушает, каркает,лукавит.

2. Обманывает, льстит,

3.Вороне нравятся льстивые слова.

3. Лисица всегда добивается своего.

Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере способствует организация деятельности на уроке, а именно использование парной и групповой работы. Выбирая эти формы коммуникативного взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для более осмысленного понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов.

Прочитаю первый абзац вслух.

Подчеркну непонятные слова.

Объясню непонятные слова или спрошу у одноклассников(или учителя).

Расскажу, что понял из прочитанного однокласснику.

Отвечу на его вопросы.

Продолжу работу с одноклассниками.

Указывается количество рисунков-картин к произведению(5),

в паре или группе, дети схематично изображают последовательность событий, а затем представляют свою работу классу.

Осмыслению прочитанного помогает и составление таблиц:

Таблица как способ структуризации текста выступает на разных этапах работы с текстом, а различные виды таблиц можно использовать даже при первичном ознакомлении с текстом, например самые простые таблицы:

Это было интересно

Это было непонятно

Развитию умений читать текст с пониманием помогает работа по вопросам к тексту. Учитель может заранее приготовить детям вопросы, записать их на карточке и предложить детям в качестве взаимотренажа поработать друг с другом.

Карточка для работы в малой группе выглядит так:

Ухватки- манера поведения

Паробок- слуга, помощник

Изнурился - сильно устал

Ответьте на вопросы в группе:

1)Каким вырос Добрыня?

2)Что рассказывала Добрыне мать о Почай-реке и о Сорочинской горе?

3)Послушался ли Добрыня свою матушку?

4)Что делал Добрыня на Почай –реке?

5)Как Добрыня сражался со Змеем?

6)Что случилось в Киеве у князя Владимира?

7)Как Добрыня помог князю?

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках русского языка.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Вернутся птички и не заметят, что у них в гнезде ещё одно яйцо прибавилось. Они высидят вместе со своими птенцами кукушонка.

Как только наступит весна, птицы начинают вить гнёзда, а потом выращивать птенцов. А вот кукушка гнезда не вьёт.

Она и детей не выращивает. Найдёт кукушка гнездо каких-нибудь птичек, выследит, когда хозяева улетят. Тихо подложит она своё яйцо в гнездо.

А уж кукушонок о себе сам позаботится. Вытолкает он других птенчиков из гнезда и останется один.
2) Разбейте текст на части и переставьте части так, чтобы он соответствовал плану:
1. Пора гнездования.
2. Плохая мать.
3. Прибавление в семействе.
4. Борьба за выживание.
3) Запишите ответы на вопросы, соблюдая смысловое расположение частей:
1. Что делают птицы с наступлением весны?
2. Почему кукушка – плохая мать?
3. Как она поступает со своим яйцом?
4. Что будет дальше с кукушкиным яйцом?
5. Кто и как позаботится о кукушонке?

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.

4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.

5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ____________________.

Поможет написать и объяснить.

Без предложений нам никак.

Ведь – это мысль!

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных

согласных по глухости-звонкости на конце слова?

- Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

- Какое слово может быть лишним? Почему?

-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +

Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.

В предложении местоимения бывают только подлежащим.

В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

Местоимения изменяются по падежам и числам.

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения

проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после

обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

2.3. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики.

С текстом на уроках математики мы работаем, решая задачи, изучая новый материал, правила.

Учитель должен организовать систематическую работу с учебником математики на каждом уроке по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения. Умения и навыки работы с книгой в последствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 1-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Дети уже в 1 классе знакомятся с задачей и её составляющими (условие, вопрос, решение, ответ), выделяют то, что известно, что нужно найти и т.д. Именно решение текстовых задач позволяет ребенку заинтересоваться математикой. Формируя универсальные учебные действия учащихся, учитель, прежде всего, развивает личность ребёнка, даёт ему возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учит правильной организации усвоения материала, т.е. умению учиться.

Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.

Понять содержание текста задачи – важная и сложная задача. Ребёнку необходимо:

– ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, находить в тексте необходимую информацию (пробегать текст задачи глазами, определять его основные элементы, сопоставлять, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте);

– преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: краткие записи, формулы, графики, диаграммы, таблицы, умение переходить от одного представления данных к другому;

– решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие полного или частичного понимания текста;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта сомневаться в достоверности получаемой информации, уметь обнаруживать её недостоверность.

1 этап – Работа до чтения.

Прием “Верные или неверные утверждения”, или “Верите ли Вы?” может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). В начале изучения темы “Углы” в 4 классе можно предложить учащимся поиграть в игру “Верю — не верю”:

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом

Угол – это геометрическая фигура.

Угол состоит из двух пресекающихся прямых

Бывают углы остроумные и тупые

Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки

Равные углы – это те, у которых равны стороны

Бывает угол прямой

Угол может быть тощим

Острый угол – это угол, который меньше прямого.

Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно.

Это само чтение. При изучении нового материала (введением новых терминов, знакомстве с правилами) необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника,

Я думал (думала) иначе

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

У Олиной кошки родились 3 рыжих котенка и 2 пестрых. Сколько всего котят родилось у Олиной кошки?

На пришкольном участке посадили 10 саженцев березы, а елочек на 4 меньше. Сколько елочек посадили?

На столе стояло 6 глубоких тарелок и 8 мелких. На сколько больше было мелких тарелок, чем глубоких?

В нашем доме 5 этажей, а в соседнем на 3 этаже больше. Узнай, сколько этажей в соседнем доме.
Прочитайте выбранную вами задачу. Объясните свой выбор.
Послетекстовый этап:
Определите, нужно ли вам более детально рассмотреть текст задачи, прежде, чем вы решите ее;
Если все понятно, запишите решение задачи.

Одним из необходимых способов обработки информации из книги решая текстовые задачи является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания. Это составление краткой записи, по которой ученики легко восстанавливают в памяти содержание прочитанного. Составляя краткую запись, мы анализируем прочитанное:

- что нам известно по условию задачи?

- можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

- что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? И т. д. В большинстве случаев обучающиеся без затруднений переводят текст задачи в план – схемы: чертёж или краткую запись. Таким образом, заканчивается второй этап работы с текстом.

3 этап- Работа после чтения.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Работа с текстом формирует такое умение, как рефлексия на содержание текста, умение соотносить информацию, содержащуюся в тексте со своими знаниями и оценивать ее, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.

Еще один пример – задание для 3 класса, которое может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в концентре тысяча.

Задание: прочитай внимательно текст, сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные, ответь на эти вопросы.

Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 году до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.

Работу над заданием можно организовать в виде исследовательской работы учащихся. Текст предлагается каждому школьнику. Учитель просит детей изучить текст и составить по нему отчет об Александрийском маяке. Отчеты обсуждаются коллективно. Дети дополняют и уточняют отчеты друг друга. В результате составляется общий полный отчет, который может быть представлен в стенгазете, или помещен на сайте класса. Полный отчет должен содержать следующие данные:

Читайте также: