Алексей алексеевич леонтьев биография кратко

Обновлено: 05.07.2024


К рождению Алеши семья жила в небольшом деревянном доме на Большой Бронной, и состояла из Алексея Николаевича и его жены Маргариты Петровны (в девичестве — Лобковой), а также его родителей — Николая Владимировича, который после революции служил финансовым работником в системе советского кинопроката, и Александры Алексеевны, происходившей из семьи волжских пароходчиков.


Еще до школы А.А.Леонтьев в группе нескольких детей занимался немецким языком, причем в качестве заданий давались, например, переводы стихов на немецкий. В сентябре 1944 года он пошел сразу во второй класс в 110-ю школу им. Ф. Нансена. В это же время по результатам психологического обследования он был назван вундеркиндом и даже внесен в специальный список. Свою школу он вспоминает как благополучную, но довольно обычную, помнит стенгазеты, которые там издавал. Окончив ее в 1953 году с золотой медалью, А.А.Леонтьев уже знал, что хочет быть ученым, но с трудом принимал решение о выборе факультета – думал и об истории, и об органической химии, и о языкознании, и о психологии. На последнюю поступать не решился – не хотел быть сыном заведующего отделением – и в итоге поступил на филологический факультет, романо-германское отделение. Воспоминания А.А.Леонтьева о студенческих годах опубликованы [4] . В эти годы студентами факультета были ставшие впоследствии знаменитыми А. Карельский, А. Зализняк, М. Гаспаров, М. Чудакова, С.Аверинцев и другие; преподавательский состав старшего поколения (С.М. Бонди, Н.К. Гудзий, С.И. Радциг, В.В. Виноградов и др.) был очень сильным. На третьем курсе А.А. Леонтьев возглавил лингвистическую секцию научного студенческого общества, где выступал с докладами, например, по суахили и языковой карте Африки, и организовывал другие обсуждения.


Многогранность научной работы А.А.Леонтьева поражает. В 1996 году список его научных работ включал почти 650 публикаций, пять лет спустя — более 800. Сейчас их около 900, в том числе около 30 книг. Помимо уже названных областей — общего языкознания, русистики, психолингвистики, психологии общения (в том числе педагогического общения), психологии и методики обучения иностранным языкам и педагогики, — он внес ощутимый вклад также в области сопоставительно-типологического языкознания, изучения языков тихоокеанского региона, психологии искусства, поэтики и теории поэтической речи, этнографии. В списке его публикаций научно-популярные брошюры, многочисленные словарные и энциклопедические статьи, даже стихи и поэтические переводы.

Алексе́й Алексе́евич Лео́нтьев (1936—2004) — российский психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук, действительный член РАО [1] и АПСН.

Содержание

Биография

С 1975 г. — заведующий кафедрой методики и психологии Института русского языка им. А. С. Пушкина, с 1976-го — профессор. С 1986 г. — профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), а с 1997 г. — профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ.

Алексей Леонтьев – лингвист , доктор филологических наук. Ученый родился в 1936 г., 14 января, в Москве. Он являлся действительным членом РАО и АПСН. Им было написано множество статей и книг. Сложно переоценить вклад, который внес в развитие науки о языке и речевой деятельности А. Леонтьев. Труды ученого стали методическим пособием для многих педагогов и воспитателей. Рассмотрим далее основные проблемы, которые изучал лингвист.

а а леонтьев

Леонтьев Алексей: биография

В 1958 г. будущий выдающийся ученый окончил романо-германское отделение филфака МГУ (специальность "немецкий язык"). После выпуска по 1975 г. А.А. Леонтьев работал сначала младшим, затем старшим научным сотрудником Института языкознания АН СССР. С 1963 по 1975 г. он защитил три диссертации. После этого стал заведующим кафедрой по методике и психологии в Институте русского языка им. Пушкина. В 1976 стал профессором МГПИ, а в 1997 – МГУ.

С 1992 г. Алексей Алексеевич Леонтьев являлся действительным членом РАО, а с 1997 - в АПСН. Он также был членом президиума в правлении Педагогического общества и руководил секцией "Массовые коммуникации в воспитании и обучении" ПО РСФСР. Кроме этого, Алексей Алексеевич являлся председателем в Научно-методическом совете по интенсивному изучению иностранных языков при АПН СССР, членом редакционных коллегий разных методических журналов.

Начиная с 1970-х гг. российский психолог Леонтьев занялся проблемами педагогики. В течение многих лет он тесно сотрудничал с Давыдовым, Амонашвили и прочими видными деятелями. А.А. Леонтьев руководил лабораторией языкового образования во Временном научно-исследовательском коллективе "Школа" и в МИРОС. Он является автором огромного количества научно-популярных статей, в которых рассматриваются вопросы вузовского и среднего образования. В 1997 г. ученый становится научным руководителем ассоциации "Школа 2000", а с 2001 – ее президентом. Скончался ученый в 2004 г., 12 августа, в Москве.

алексей алексеевич леонтьев

Леонтьев А.А. "Основы психолингвистики"

Ученый является автором более 800 статей и 30 книг. Одной из самых значимых работ считается книга "Основы психолингвистики". Чем уникально это издание? Как отмечает сам автор, до выпуска книги пособий по психолингвистике практически не было. В начале 1970-х гг. был создан толстый компендиум. Ученые того периода, используя принятую тогда терминологию, называли его "Основами теории речевой деятельности". Среди авторов этого издания были Зимняя, Леонтьев (отец Алексея Алексеевича), Ильясов, Вольф, Зиндер, Бондарко, Гриншпун, Костомаров и пр. Эта книга была весьма содержательной. Ее и сегодня рекомендуют студентам. Однако эта работа не совсем адаптирована под современные условия.

В 1990 г. Л. Сахарный издал книгу "Введение в психолингвистику". Она была написана на великолепном дидактическом и научном уровне. Однако тираж издания был настолько мал, что труд не дошел даже до Москвы. Все это обусловило необходимость выпуска книги Леонтьева. Ее написание и издание поддерживал институт "Открытое общество".

российский психолог леонтьев

Теория и методология

В первой части книги А.А. Леонтьев определяет специфику науки. Он характеризует ее место среди прочих дисциплин, изучающих человека. Автор говорит о том, что достаточно продолжительное время психолингвистика рассматривалась советскими учеными как область познания, находящаяся на границе языкознания и психологии. Такой подход обуславливался приблизительным, неточным представлением о научной системе в целом и о взаимодействиях дисциплин в частности.

Считается, что некоторые области, к которым относят психологию, лингвистику, патологию и физиологию речи, поэтику и пр., имеют один объект. В свою очередь, это значит, что все они используют одинаковые индивидуальные события, факты. Но научная абстракция протекает в них по-разному. В итоге формируется многообразие абстрактных объектов. Они представляют собой средства, характеризующие реальные индивидуальные явления, процессы, события, исследуемой области.

алексей леонтьев лингвист

Объект

Описание его, как считает А.А. Леонтьев , может быть различно в зависимости от направления науки. Между тем в исследуемой автором области объект – комплекс речевых (и не только) реакций, актов, действий. Лингвисту важен набор средств выражения, психологу – непосредственный речевой процесс, дефектологу – отклонения от нормального его течения. Каждый специалист выстраивает свою систему моделей актов, реакций или действий. Учитываются не только объективные свойства, но и точка зрения науки на момент исследования. Она, в свою очередь, определяется и путем, пройденным до формирования предмета, и задачами, стоящими перед дисциплиной.

Из этого можно сделать следующий вывод. Объект у разных наук может быть одинаковым, но предмет будет специфичен для каждой науки. Он является тем, что видит в ней отдельный специалист. Психология речи, языкознание и прочие аналогичные науки используют одни и те же объекты или события. Но абстракция формируется по-разному. В результате выстраиваются различные системы логических моделей. И каждая из них будет соответствовать научному предмету. Это рассуждение относится к генетическому подходу формулирования теории.

Существует и аксиоматический метод. При его использовании область предметов, по отношению к которой формулируется теория, не принимается за исходное. Отправным компонентом выступает некоторая система высказываний. Она описывает определенную область объектов. Кроме этого, исходным звеном является система логических действий.

леонтьев алексей биография

Особенности науки

Психолингвистика исследует те процессы, в которых намерения говорящих трансформируются в сигналы кода, принятого в рамках данной культуры. Они, в свою очередь, преобразуются в интерпретации тех, кто слушает. Иначе говоря, психолингвистика изучает процессы кодирования и декодирования.

Определение

В 1968 г. А. Леонтьев одновременно дал 2 разных определения психолингвистики. В первом обобщалось понимание дисциплины другими учеными. В соответствии с ним, психолингвистика – наука, в которой предметом выступает соотношение между языковой системой и способностью. Второе определение было сформулировано "на перспективу". В соответствии с ним, предметом психолингвистики выступает речевая деятельность в целом и закономерности ее моделирования.

леонтьев а а основы психолингвистики

Изменение взглядов

Выводы

а леонтьев труды

Развитие подхода

В рамках изучения психолингвистики возникла идея о речевой деятельности и не двух-, а трехчленной системы. При этом первую стали рассматривать не просто как кодирование и декодирование содержания, данного заранее. Речевую деятельность начали характеризовать как процесс, в котором она формируется. Вместе с тем стало углубляться и расширяться понимание способности языка. Ее начали соотносить не только с сознанием, но и с целостной личностью.

Непосредственная трактовка деятельности также претерпела изменения. Ее начали рассматривать с позиции общения. Его же стали интерпретировать не как направление информации от одного человека к другому. Коммуникацию начали характеризовать как процесс саморегуляции социума.



Многим известен знаменитый психолог и специалист по психолингвистике, автор многочисленных работ, в значительной мере повлиявших на развитие отечественной науки, Алексей Алексеевич Леонтьев. Биография этого выдающегося ученого довольно насыщенная, как и его профессиональная деятельность. Он прошел длинный научный путь от филологии к психологии и педагогике.

а а леонтьев

Получив основное филологическое образование, А. А. Леонтьев тяготел к междисциплинарному пространству в области гуманитарных знаний. Со временем центральной проблематикой его исследований стала тема общения, рассматриваемая им как общетеоретическая и имеющая влияние на другие смежные с психологией дисциплины.

Семья Леонтьевых

14 января 1936 у Леонтьевых родился сын Алексей. Его семья – мать Маргарита Петровна (1905-1985), отец Алексей Николаевич (1903-1979) и его родители, Александра Алексеевна и Николай Владимирович, тогда жили в Москве.

леонтьев биография

По словам их друзей, отношения в семье были очень теплыми. Это касалось как отношений с родителями Алексея Николаевича, так и супругов между собой. Маргарита Петровна посвятила свою жизнь семье и поддержке своего великого супруга, являлась для него надежным тылом и опорой до последнего дня его жизни.

Отец. Профессиональная деятельность

Отец – выдающийся российский психолог Алексей Николаевич Леонтьев. Биография А. Н. Леонтьева чрезвычайно насыщена научной деятельностью. Под руководством Льва Семеновича Выготского (1896-1934) совместно с Александром Романовичем Лурия (1902-1977), с которыми Леонтьев познакомился в Институте психологии, придя на работу после окончания МГУ, они разработали известную культурно-историческую теорию и проводили многочисленные экспериментальные исследования, направленные на изучение механизмов формирования психологических процессов.

а н леонтьев

В совместной работе с ними, а также с рядом других коллег он детально прорабатывал проблематику взаимосвязи практической деятельности и сознания, понимания, общения через деятельность. Таким образом, в 30-е годы он сформировал общепсихологическую концепцию деятельности, которая и по сей день оказывает большое влияние на развитие теоретических направлений в психологии как отечественных, так и зарубежных исследователей.

алексей леонтьев деятельность сознание личность

Детство

Учитывая то, что детство Алексея Алексеевича пришлось на предвоенные годы, его детские воспоминания так или иначе связаны с войной, бомбоубежищами и поездкой в Ашхабад (в конце 1941-го) и Свердловск (в середине 1942-го), куда был эвакуирован МГУ. В свой дом семья смогла вернуться лишь в 1943 году.

Еще до того как А. А. Леонтьев начал учиться в школе, он занимался в детской группе по изучению немецкого языка. Подготовка была довольно серьезной, а задания сложными (например, перевод текстов). При поступлении в школу № 110 Алексей Алексеевич был определен не в первый класс, а сразу во второй. Более того, по результатам исследований, проводимых среди учеников, он был зачислен в список вундеркиндов. Результатом обучения в школе стала золотая медаль.

Институтские годы

По словам самого Алексея Алексеевича, еще в 1953-м, когда он окончил школу, было абсолютно понятно, что заниматься наукой – его истинное призвание. Среди всевозможных вариантов для поступления он рассматривал разные гуманитарные науки и даже органическую химию.

Как вспоминает Леонтьев А. А., психология, несомненно, была среди тех наук, которые его привлекали. Но поступать на этот факультет он не стал. Конечно, одной из основных причин послужило то, что его отец заведовал кафедрой психологии в МГУ им. Ломоносова. Как специальность в прочих учебных заведениях психология либо отсутствовала, либо только начинала появляться. Поэтому А. А. Леонтьев выбрал факультет филологии.

Начало профессиональной работы

Алексей Алексеевич успешно окончил университет по специальности "языковедение" в 1958 г. Его выпускная дипломная работа была высоко оценена преподавателями и стала основой для 2 публикаций. Результатом такой работы послужило предложение должности преподавателя в Институте языковедения Академии наук СССР.

За время работы стал автором и соавтором публикаций, которые отличались разнообразием направлений. Кроме того, к 1963 г. защитил кандидатскую по общелингвистическим взглядам Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ.

Психолингвистика

Помимо выдающихся филологических способностей и знаний, Алексея Алексеевича привлекали и другие гуманитарные науки. Его работы подтвердили, что Алексей Леонтьев – психолог, психолингвист и педагог. Его основной темой того периода научной работы стала психолингвистика (книга вышла в 1967-м). Тогда же был основан психологический факультет в МГУ, где был введен одноименный предмет. Помимо этого курса, который Алексей Алексеевич преподавал всю оставшуюся жизнь, он разрабатывал и читал также другие дисциплины психологической, социально-психологической, психолингвистической, педагогической, криминалистической и прочих направленностей.

алексей леонтьев психолог

Область интересов этого выдающегося ученого довольно велика, однако объединяющей проблематикой для него стала проблема общения. А. А. Леонтьев видел в ней общетеоретический аспект, который проявляется во многих гуманитарных науках. Результатом его многочисленных трудов и исследований стало выдвижение многоуровневой междисциплинарной теории общения человека и книга по психологии общения, опубликованная в 1974 году.

Переход от лингвистики к педагогике

Со временем для Алексея Алексеевича лингвистика стала отходить на второй план, и свое внимание он обратил на образование. Подтверждением стала докторская по психологии речевого общения (1975). После этого он перешел работать в созданный тогда Институт русского языка им. А. С. Пушкина, а в 1976-м стал профессором.

алексей леонтьев

Достойная смена

У Алексея Алексеевича есть сын Дмитрий (1960 г. р.), который также стал продолжателем дела семьи. Сейчас он довольно известный психолог, доктор наук, профессор МГУ, директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества.

леонтьев а а психология

Также у А. А. Леонтьева есть дочь, но о ней, к сожалению, ничего не известно, кроме того, что она тоже училась в МГУ.

…Мы твердо знаем, что тот учитель, который разделит наши убеждения и будет работать по нашим программам и учебникам, совершенствуя их вместе с нами, может сделать в своей профессии гораздо больше, будет расти профессионально и личностно.

Известный российский психолог, филолог, педагог и психолингвист, ученый, чьё имя и работы хорошо известны в мире, Алексей Алексеевич Леонтьев РАЗРАБОТАЛ

Факты биографии


С 1958 по 1975 г. Алексей Алексеевич Леонтьев работал в Институте языкознания АН СССР. С 1969 года руководил Группой психолингвистики и теории коммуникации.

В 1975 году Алексей Алексеевич Леонтьев возглавил кафедру методики и психологии Института русского языка им. А. С. Пушкина. С 1976-го он — профессор этой кафедры, с 1986 г. — профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), а с 1997 г. — профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1992 г. Алексей Алексеевич Леонтьев был избран действительным членом Российской академии образования, а в 1997-м стал действительным членом Академии педагогических и социальных наук.

Проблемами педагогики и педагогической психологии Алексей Алексеевич Леонтьев занимался, начиная с 70-х годов. Много лет он сотрудничал с Шалвой Александровичем Амонашвили, Василием Васильевичем Давыдовым и другими видными психологами и педагогами.

В 1994–1995 годах Алексей Алексеевич Леонтьев начинает разрабатывать глобальную проблему языковой политики, образования и языкового самоопределения личности и создает целостную концепцию систем языкового образования в России, что послужило основой федеральной программы этого образования.

leontyev010.jpg

12 августа 2004 года Алексея Алексеевича Леонтьева не стало. Но остались его научные работы, в которых можно найти ответы на самые насущные вопросы современного образования.

Список научных трудов А.А. Леонтьева

Список печатных работ А.А. Леонтьева, изданных с 1958 по 2000 год.
(RTF, 392 КБ)

Читайте также: