Алексеев ростислав евгеньевич биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Детство и юность

Кораблестроитель родился 18 декабря 1916 года в Новозыбкове Черниговской губернии Российской империи. Сейчас это город Брянской области.

Живость ума, прозорливость и целеустремленность Ростислав Алексеев унаследовал от отца и матери — агронома, члена Академии наук Белорусской ССР Евгения Кузьмича и учительницы русского языка Серафимы Павловны.

Таланты родителей передались и остальным детям. Анатолий, старший брат Ростислава, пропавший без вести в 1941 году, трудился радиоинженером. Сестры Галина и Маргарита тоже занимались точными науками: одна стала кандидатом физико-математических наук, другая — архитектором.

В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький. Сейчас этот город называется Нижний Новгород.

Личная жизнь

С Мариной, своей будущей женой, Ростислав Алексеев познакомился в студенчестве. Он избрал путь кораблестроителя, а она училась на химическом факультете. 6 июня 1941 года молодые люди сыграли свадьбу и с тех пор не расставались.

Личная жизнь Ростислава и Марины Алексеевых сначала была сплошной трагедией. Умирали их дети — один во время родов, другой совсем младенцем от порока сердца. 8 мая 1944 года на свет появилась дочь Татьяна. Ее здоровье тоже вызывало серьезные опасения, но малышка выжила. Позже родился сын Евгений.

Карьера

Война обошла Ростислава Алексеева стороной. Но это не значит, что он ничего не делал для соотечественников. В ноябре 1941 года народный комиссар Военно-морского флота СССР получил чертежи судна на подводных крыльях (СПК), назначение которого — истреблять подводные лодки. Идея показалась ему слабой. Но Ростислав не терял надежду пустить свои наработки в производство. Он вывозил опытные образцы в Волгу, укреплял крылья, вновь и вновь выверял устойчивость судна.

Ростислав Алексеев

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916 – 1980) родился в городе Новозыбков в семье агронома, заведующего опытной сельскохозяйственной станцией. С 1930 года жил в Нижнем Тагиле, где работал на радиоузле фабрично-заводского училища. С 1933 года его семья переехала в Горький, там Ростслав Алексеев поступил на рабфак, работая при этом чертежником и художником в разных учреждениях. С 1935 года стал студентом кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института (ныне Нижегородский государственный технический университет, носящий его имя). Одновременно с учебой занимался парусным спортом, работал тренером, в 1939 – 1940 годах был председателем городской парусной секции. Разработал конструкцию вращающейся мачты для яхты и рассчитал обводы корпуса, сохраняющие симметрию при крене.

Уже в том же году были проведены первые испытания двухместного катера проекта А-4. После их успешного завершения руководство завода выделило помещения и людей для научно-исследовательской гидролаборатории (НИГЛ) и официально утвердило Ростислава Алексеева в качестве ее руководителя. Алексеев и его сотрудники стали работать над катером на подводных крыльях А-5. На испытаниях 1945 года он смог достичь скорости 85 км/ч. Чтобы показать возможности судов на подводных крыльях и привлечь внимание к разработкам лаборатории, Алексеев поплыл на катере КПК А-5 по Оке в Москву, в Наркомат судостроительной промышленности.

Лаборатория Алексеева продолжила работу над подводными крыльями для торпедного катера, вырабатывая оптимальный профиль крыла. На заводе лаборатории был построен бассейн, который позволял проводить испытания круглый год. Уже во второй половине 1947 года была разработана новая схема А-7, которая потом стала прообразом речных пассажирских судов на подводных крыльях. По этой же схеме был сделан торпедный катер 123К. В 1951 году Алексеев и его сотрудники получили Сталинскую премию за разработку проектов торпедных катеров

В январе 1980 года Ростислав Алексеев получил травмы при спуске на воду новой модели пассажирского экраноплана. 17 января он был госпитализирован и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года. Похоронен конструктор на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

Чем знаменит


Судам на малопогруженных подводных крыльях, созданным Ростиславом Алексеевым, удавалось достичь скорость в 140 километров в час, что считается труднодостижимым для такого типа судов, так как обычно на таких скоростях появляется эффект кавитации (кипения воды в зоне обтекания крыла), что ухудшает его гидродинамические свойства.

О чем надо знать

Прямая речь

Из воспоминаний инженера-судостроителя Николая Беляева, однокурсника Ростислава Алексеева.

Алексеев Ростислав Евгеньевич

Будущий известный кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 5 декабря (18 декабря по григорианскому календарю) 1916 г. в г. Новозыбков. Его отец – Евгений Кузьмич Алексеев, растениевод и агрохимик, мать – Серафима Павловна Алексеевна, преподаватель в местной сельской школе. Родители Р. Е. Алексеева были из старообрядческих семей.

Любовь к кораблям и всем, что с ними связано, проявилась у мальчика уже в 14 лет. В этом возрасте он самостоятельно построил три лодки.

У Ростислава Евгеньевича был старший брат, который работал радиоинженером. Он пропал без вести во время войны в 1941 г. Также у него была сестра Галина, ставшая кандидатом физико-математических наук. Еще одна сестра, Маргарита, стала архитектором.

Начальную школу будущий кораблестроитель окончил в родном городе Новозыбков. В 1930 г. он начал обучение в школе фабрично-заводского ученичества. В это время его отец находился в ссылке в Нижнем Тагиле.

В 1933 г. семья переехала в Горький (нынешний Нижний Новгород). Там Р. Е. Алексеев поступил на вечерний механо-машиностроительный рабочий факультет. В 1935 г. он начал обучение в Горьковском индустриальном институте им. Жданова на факультете кораблестроения.

Ростислав Алексеев в молодости

Ростислав Алексеев в молодости

Краткая биография

Ростислав Алексеев за работой

Личная жизнь

В 1941 г. женой 24-летнего конструктора стала Марина Михайловна (в девичестве Духинова). Молодые люди познакомились в институте. У них не было собственного жилья, поэтому они жили у тещи.

Ростислав Евгеньевич и Марина Михайловна потеряли двоих детей: один скончался новорожденным, другой – от порока сердца. Затем у супругов родились дети Татьяна и Евгений. Позже у великого конструктора на свет появились внуки – Глеб и Михаил и правнучки – Мария и Яна.

С семьей

Вывод

Р. Е. Алексеев прославился не только на родине, но и по всему миру. Он был великим конструктором и судостроителем. Он был прекрасным теоретиком и практиком, занимался парусным спортом, в котором также добился немалых высот. Он упорно работал и в предвоенные, и в суровые военные годы, и после войны. Его заслуги высоко оценивались современниками.

Конструктор Ростислав Алексеев

За свою жизнь он спроектировал большое количество судов. Он занимался проектированием судов параллельно с занятиями парусным спортом, а также был тренером. Алексеев был очень разносторонним человеком. Помимо занятий разнообразными видами спорта, он также занимался рисованием и даже посещал художественную студию. Конструктор сам занимался испытаниями своих судов.

С молодых лет он не боялся проявлять инициативу. Он был очень настойчив в своих экспериментах, спокойно реагируя на критику и отказы и продолжая свою работу.

Ростислав Евгеньевич Алексеев – выдающийся советский конструктор, создатель судов на подводных крыльях и экранопланов. Он создал скоростной транспортный флот, равного которому до сих пор нет в мире. Доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий. Он стоит в одном ряду с создателем ракет и космических кораблей Королевым, и советским авиаконструктором Туполевым.

Содержание статьи

Ростислав Алексеев: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Ростислав Алексеев: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Плечко Ростислав Борисович: биография, карьера, личная жизнь
  • Алексей Ермолов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Биография

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянская область).

Его отец Евгений Кузьмич – ученый, который внес большой вклад в развитие сельскохозяйственной науки страны. Он занимался растениеводством, возглавлял опытную станцию по сельскому хозяйству. Он был профессором и академиком Белорусской Академии наук.

Мать Ростислава Серафима Павловна преподавала в школе русский язык и литературу.

В 1923 году мальчик пошел в первый класс в Новозыбковскую школу, в которой учился до 13 лет.

Мать Ростислава, чтобы спасти семью, отправила детей к родственникам, которые жили в разных городах Советского Союза. Затем она отправилась к месту ссылки мужа в Среднюю Азию. Ростислав стал жить у своего дяди в Нижнем Тагиле. Там юноша устроился работать на радиомонтажный завод в слесарный цех.

В 1935 году Ростислав Алексеев поступил учиться в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет. Будучи студентом, он возглавлял яхтенную секцию в институте. Юноша мечтал о создании водного транспорта высоких скоростей.


В 1960 году Ростислав Евгеньевич получил правительственное задание – создать экраноплан. Работы проводились в строгой секретности на испытательной станции в городе Чкаловске Горьковской области. Лучшие специалисты конструкторского бюро трудились над сборкой модели экраноплана СМ-1(самоходная модель -1).

В 1962 году Ростиславу Алексееву была присуждена Ленинская премия за создание судов на подводных крыльях.

В 1965 году талантливого ученого сняли с должности главного конструктора. Ему были предъявлены анонимные доносы, в которых содержались незаслуженные обвинения. Незадолго до этого Алексеев пригласил к себе на работу нескольких конструкторов из Зеленодольска. Директор конструкторского бюро Зеленодольска был назначен Министром промышленности. Он заставлял своих бывших подчиненных писать на Алексеева доносы. Знаменитого конструктора оставили работать в направлении экранопланов.


В 1980 году вручную на реку спускали экраноплан весом в полторы тонны. Один из сотрудников, оставив экраноплан, стал поправлять ворота ангара, которые закрылись от ветра. Аппарат сдвинулся с места и наехал на Ростислава Евгеньевича всей своей тяжестью. В больницу он попал с перитонитом, который вызвал осложнения. Он скончался утром 9 февраля 1980 года, не приходя в сознание. Р.Е. Алексеев похоронен в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище.

Посмертно Р.Е. Алексеев был удостоен Государственной премии в области судостроения.

Портрет Ростислава Алексеева висит в галерее Зала Славы Конгресса США среди выдающихся личностей, которые внесли огромный вклад в развитие цивилизации в XX веке.

Именем гениального конструктора назван Нижегородский государственный технический университет. Одна из площадей Нижнего Новгорода названа в его честь.


Творчество

В жизни Ростислава Евгеньевича всегда присутствовала скорость. Он любил гонять на своем автомобиле, нередко нарушая правила дорожного движения.

С окончанием войны необходимость в боевых кораблях отпала. Стране были нужны суда для перевозки гражданского населения. Алексеев получил новую задачу: переоборудовать военный катер для использования его в мирных целях.


Уже тогда идея о создании новой техники высоких скоростей не давала конструктору покоя. Он смотрел далеко в будущее и связывал перспективы развития судостроения с экранопланами.

Экраноплан имеет большое преимущество по сравнению с самолетом. Этот летательный аппарат обладает скоростью самолета, но его грузовая способность значительно выше. Он летит над гладью воды на высоте 2-3 метра. Это возможно благодаря экранному эффекту, когда между крылом и поверхностью воды возникает динамическая воздушная подушка.

На экраноплане летать для человека безопаснее, чем на самолете. В случае выхода из строя двигателей машина может опуститься на водную поверхность, несмотря на шторм. Преимущество экранопланов заключается в том, что им не нужны взлетно-посадочные полосы.


Во время первого полета экраноплан развил скорость 200 км/ч. Это был огромный прорыв в будущее.

В 1966 году на Каспийском море прошли испытания экраноплана КМ (корабль–модель). За рубежом он получил прозвище Каспийский монстр. Благодаря успешному завершению испытаний, Алексеев приступил к дальнейшим проектам.


В 1967 году был построен гигантский экраноплан весом 500 тонн, который в длину достигал 100 метров и имел 10 моторов.

Пилоты авиации, которые были свидетелями происходящего, говорили, что Алексеев достоин звания героя, ведь он спас и людей, и машину. Алексеева по приказу министра Бутомы перевели в рядовые конструкторы.

Руководству советской системы гениальный изобретатель был неудобен. Он решал все вопросы сам, минуя бюрократический аппарат. Чиновники не могли подчинить себе талантливого ученого. В это время в стране произошла смена власти. Н.С. Хрущева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС сменил Л.И. Брежнев. Министерское начальство воспользовалось этим, чтобы снять Р.Е. Алексеева с должности.

Гонения на гениального изобретателя продолжались. Он получил запрет находиться на испытаниях летательных аппаратов, которые были им созданы. Знаменитый конструктор достойно переносил унижения. Ему пришлось пережить предательство бывших друзей, которые не подавали ему руки.

Ученый работал над усовершенствованием новых моделей экранопланов до последних лет своей жизни.


Личная жизнь

С будущей супругой Мариной Ростислав познакомился во время учебы в институте. Девушка училась на факультете химии курсом младше.


Они поженились перед самой войной 6 июня 1941 года. Затем стали жить с матерью Марины в ее квартире. Начало совместной жизни было для них трагическим. В тяжелые военные годы умерли двое их детей: в 1942 году первый ребенок умер при родах, а в 1943 году второй, в связи с тяжелым заболеванием – врожденным пороком сердца. Позже у них родились сын Евгений и дочь Татьяна.

Дом 45а по ул. Ульянова, в котором жил Алексеев и сейчас стоит в Нижнем Новгороде. В нем живут его дети, внуки и правнуки.


Выдающийся конструктор, создавший для страны технику, не имеющую мировых аналогов, жил в этой квартире со своей семьей и тещей до конца своих дней. Он никогда не просил для себя материальных благ.

У Татьяны Ростиславовны, дочери Р.Е. Алексеева, есть сыновья – Глеб и Михаил. Четверо детей Глеба и двое детей Михаила являются правнуками знаменитого изобретателя.


Страшный сон американских адмиралов

Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.

Удивительная боевая машина была разработана в КБ Ростислава Алексеева — советского конструктора, чьи разработки произвели революцию в кораблестроении.

В погоне за скоростью

Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.


Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.

Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).

Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.

Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.

Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.


За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.

Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.


Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.


Конструктора погубило его детище

Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…

В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.

Прошлое и будущее

Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.

Что нужно России?

В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.

А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.

Читайте также: