Актуальная и потенциальная одаренность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления.

В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.

Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. Еще одним примером специальных способностей является социальная одаренность — одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.
Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста-практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

1.4. Особенности личности одаренного ребенка

Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе сравнения различных показателей, характеризующих детскую одаренность, со средней возрастной нормой достижений.
О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.
Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

1.4.1. Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития
Качества личности

Как отмечалось выше, мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на "проблеме и даже своего рода одержимость.

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень.

Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.

Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.

Взаимоотношения со сверстниками и педагогами

Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности. Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами (учителями, консультантами и т.п.).

Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п.

Развитие личности этих детей редко вызывает значительную тревогу у педагогов и их родителей. Иногда у них выражены, как уже отмечалось выше, амбиции и критичность по отношению к учителям и сверстникам. В редких случаях конфликт с педагогом (чаще всего недостаточно профессиональным) все-таки возникает, принимая форму открытого противостояния, однако при спокойном и уважительном отношении к ученику этот конфликт можно сравнительно легко погасить.

Что такое дет­ская ода­рен­ность? Какие виды бывают ода­рен­но­сти у детей? Какого ребенка счи­тают ода­рен­ным? На эти и дру­гие вопросы отве­чает книга А. И. Савен­кова, кото­рая отра­жает совре­мен­ные пред­став­ле­ния о дет­ской ода­рен­но­сти и т.д. Этот труд адре­со­ван не только учи­те­лям и вос­пи­та­те­лям дет­са­дов, а и родителям.

Чело­ве­че­ское мыш­ле­ние, спо­соб­ность к твор­че­ству — вели­чай­ший дар при­роды. Очень важно пони­мать, что даром этим при­рода отме­чает каж­дого человека.Но так же оче­видно и то, что свои дары она поровну не делит и кого — то награж­дает щедро, не ску­пясь, а кого — то обхо­дит сто­ро­ной. Ода­рен­ным же при­нято назы­вать того, чей дар явно пре­вос­хо­дит некие сред­ние воз­мож­но­сти, спо­соб­но­сти большинства.

Идея нерав­но­мер­но­сти этого рас­пре­де­ле­ния вполне оче­видна, однако не все с ней согласны Как-то, сме­ясь, Мон­тень заме­тил, что из всех спо­соб­но­стей Бог наи­бо­лее спра­вед­ливо рас­пре­де­лил умствен­ные — ибо никто не жалу­ется на их недостаток.

Мно­гие спе­ци­а­ли­сты назы­вают ода­рен­но­стью гене­ти­че­ски обу­слов­лен­ный ком­по­нент спо­соб­но­стей. Этот гене­ти­че­ски обу­слов­лен­ный дар в зна­чи­тель­ной мере опре­де­ляет как конеч­ный итог (резуль­тат раз­ви­тия), так и темп раз­ви­тия. Внеш­нее окру­же­ние, или, как гово­рят в про­фес­си­о­наль­ной лите­ра­туре, среда и вос­пи­та­ние, либо подав­ляют его, либо помо­гают этому дару рас­крыться. И подобно тому, как юве­лир может пре­вра­тить при­род­ный алмаз в рос­кош­ный брил­ли­ант, бла­го­при­ят­ная окру­жа­ю­щая среда и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ное педа­го­ги­че­ское руко­вод­ство спо­собны пре­вра­тить этот при­род­ный дар в выда­ю­щийся талант.

Эта про­стая и, каза­лось бы, оче­вид­ная мысль с боль­шим тру­дом про­би­вала себе дорогу в оте­че­ствен­ной педа­го­гике и педа­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии. Мно­гие в нашем оте­че­стве не хотели и до сих пор не хотят “ждать мило­стей от при­роды”. Отсюда и идеи о том, что нет детей ода­рен­ных и нет не ода­рен­ных. Есть лишь те, кого пра­вильно или непра­вильно обу­чали и вос­пи­ты­вали, “нет пло­хих уче­ни­ков, есть пло­хие учителя…”.

Жаль разо­ча­ро­вы­вать этих людей, но при­рода не живет по их уста­нов­кам, у нее свои законы и пра­вила рас­пре­де­ле­ния даров, и видимо, свои пред­став­ле­ния о спра­вед­ли­во­сти и равновесии.

В послед­нее время мно­гое стало меняться, и тер­мин “ода­рен­ность” вновь стал исполь­зо­ваться в про­фес­си­о­наль­ной лите­ра­туре. Но споры не окончены.

Немного истории

Для выяс­не­ния сути поня­тия “ода­рен­ность” кратко оста­но­вимся на исто­рии его иссле­до­ва­ния. Это важно потому, что ста­рые, отжив­шие свой век и отверг­ну­тые нау­кой тео­рии и пред­став­ле­ния про­дол­жают жить в созна­нии людей, и ори­ен­та­ция на них порож­дает не про­сто массу заблуж­де­ний, но и крайне нега­тивно вли­яет на прак­тику вос­пи­та­ния и обу­че­ния, а сле­до­ва­тельно, на судьбы детей.

Дол­гое время гос­под­ство­вало пред­став­ле­ние о боже­ствен­ном про­ис­хож­де­нии дара, опре­де­ля­ю­щего инди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия людей. Так, напри­мер, еще Пла­тон писал о том, что “…поэт тво­рит не от искус­ства и зна­ния, а от боже­ствен­ного предопределения”.

Но при­мерно в сере­дине XIX века сфор­ми­ро­ва­лось дру­гое пони­ма­ние. Извест­ный англий­ский уче­ный Френ­сис Галь­тон, вдох­нов­лен­ный тру­дами сво­его дво­ю­род­ного брата Чарльза Дар­вина, стал активно раз­ра­ба­ты­вать идею о том, что гени­аль­ный чело­век — “про­дукт гени­аль­ного рода”. Он вни­ма­тельно про­ана­ли­зи­ро­вал родо­слов­ные выда­ю­щихся людей сво­его вре­мени и про­шлого и нашел ряд зако­но­мер­но­стей, доста­точно ясно ука­зы­ва­ю­щих, с его точки зре­ния, на то, что про­яв­ле­ния ода­рен­но­сти зави­сят в первую оче­редь от наследственности.

Однако уже позже, с появ­ле­нием и раз­ви­тием гене­тики, было дока­зано, что про­цесс пере­дачи наслед­ствен­ных при­зна­ков опо­сре­до­ван мно­же­ством фак­то­ров и имеет далеко не пря­мой харак­тер. Говоря иначе, дар, о кото­ром мы гово­рим, не может быть уна­сле­до­ван напря­мую, подобно родо­вому замку, дво­рян­скому титулу, мель­нице или Коту в сапо­гах, как, напри­мер, в зна­ме­ни­той сказке Ш. Перро.

Оста­но­вимся на этом подроб­нее несколько позже. А пока отме­тим важ­ную веху в исто­рии изу­че­ния про­блемы ода­рен­но­сти — Ф. Галь­тон, образно говоря, спу­стил про­блему ода­рен­но­сти с небес на землю. После него идея боже­ствен­ной при­роды ода­рен­но­сти в серьез­ных науч­ных источ­ни­ках уже не обсуж­да­ется, раз­ра­ботка про­блем ода­рен­но­сти идет в дру­гом, есте­ствен­но­на­уч­ном русле.

Парал­лельно, правда, суще­ство­вала и прямо про­ти­во­по­лож­ная точка зре­ния, согласно кото­рой ника­кого дара (ни боже­ствен­ного, ни врож­ден­ного) вообще не суще­ствует. Эта идея нашла свое выра­же­ние в несколько стран­ном тер­мине “tabula rasa” (лат. “чистая доска”). Ребе­нок подо­бен “чистой доске”, без вся­ких зна­ков и идей, и нет ника­кой, ни боже­ствен­ной, ни наслед­ствен­ной, пред­рас­по­ло­жен­но­сти к умствен­ной или какой-либо дру­гой дея­тель­но­сти. Несмотря на явную сомни­тель­ность, ощу­щав­шу­юся еще в пору сво­его зарож­де­ния, дан­ная тео­рия нахо­дит своих при­вер­жен­цев и поныне.

Реаль­ная прак­тика сви­де­тель­ство­вала о том, что умствен­ные, твор­че­ские спо­соб­но­сти людей не равны и отли­чия эти про­яв­ля­ются уже в дет­стве. Диа­па­зон их очень широк — от умствен­ной отста­ло­сти до высо­кой сте­пени ода­рен­но­сти. Объ­яс­нить эти раз­ли­чия только воз­дей­ствием среды и вос­пи­та­ния невоз­можно. В осо­бен­но­сти, когда речь идет о редко встре­ча­ю­щихся, выда­ю­щихся про­яв­ле­ниях одаренности.

Одаренность общая и специальная

Но споры велись и среди тех, кто при­зна­вал суще­ство­ва­ние ода­рен­но­сти. Спо­рили о том, суще­ствует ли так назы­ва­е­мая общая ода­рен­ность как “уни­вер­саль­ная спо­соб­ность” (спо­соб­ность ко всему) или дар все­гда про­яв­ля­ется только в одной или несколь­ких сфе­рах деятельности.

Боль­шая часть иссле­до­ва­те­лей скло­ня­лась к тому, что ода­рен­ность — инте­гра­тив­ное (сум­мар­ное, общее) лич­ност­ное свой­ство. Иначе говоря, если чело­век ода­рен, то он спо­со­бен достичь успе­хов во мно­гих видах дея­тель­но­сти. Прак­тика пока­зы­вала, что выда­ю­щи­еся ода­рен­ные люди довольно часто дости­гали вер­шин одно­вре­менно в самых раз­ных обла­стях: Лео­нардо да Винчи был и худож­ни­ком, и инже­не­ром, и выда­ю­щимся есте­ство­ис­пы­та­те­лем; М. В. Ломо­но­сов был не только выда­ю­щимся уче­ным, но и поэтом и худож­ни­ком; А. С. Пуш­кин писал стихи и прозу, а кроме того, делал пре­крас­ные иллю­стра­ции к своим про­из­ве­де­ниям, и спи­сок этот можно долго продолжать.

Но раз­ра­ба­ты­ва­лась и дру­гая точка зре­ния: согласно ей нет ода­рен­но­сти вообще, ода­рен­ность все­гда при­вя­зана к опре­де­лен­ному виду дея­тель­но­сти, она все­гда либо мате­ма­ти­че­ская, либо музы­каль­ная, либо лите­ра­тур­ная, либо спор­тив­ная и далее прак­ти­че­ски до бес­ко­нечно-сти. Выхо­дит, сколько видов дея­тель­но­сти, столько и видов одаренности.

Эта идея при­об­рела попу­ляр­ность в основ­ном среди тех, кто прежде активно высту­пал про­тив самого поня­тия “ода­рен­ность”, но вынуж­ден был при­знать его суще­ство­ва­ние под дав­ле­нием реально наблю­да­е­мых явле­ний. Ведь если мы при­знаем эту точку зре­ния, то мы вынуж­дены при­знать и выте­ка­ю­щий отсюда логи­че­ский вывод: нет людей (детей) не ода­рен­ных, каж­дый ода­рен в какой-либо обла­сти, надо только найти эту область и помочь чело­веку (ребенку) реализоваться.

Но как же на самом деле?

Резуль­таты иссле­до­ва­ний спе­ци­а­ли­стов на про­тя­же­нии всего XX века убе­ди­тельно сви­де­тель­ствуют о том, что об ода­рен­но­сти ско­рее сле­дует гово­рить как об инте­граль­ном, сум­мар­ном лич­ност­ном свой­стве. В пси­хике выда­ю­щихся людей есть некие общие спо­соб­но­сти, кото­рые уни­вер­сальны и не свя­заны с какой-то спе­ци­аль­ной деятельностью.

Спе­ци­аль­ная ода­рен­ность, допус­ка­ю­щая ситу­а­цию, что чело­век ода­рен в какой-то одной сфере дея­тель­но­сти и прак­ти­че­ски не при­го­ден к дру­гой, в при­роде — боль­шая ред­кость. Извест­ный рос­сий­ский пси­хо­лог В. Д. Шад­ри­ков отме­тил в одной из своих работ, что при­рода не могла поз­во­лить себе рос­кошь закла­ды­вать в гено­тип столько спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей. И потом, пси­хика чело­века фор­ми­ро­ва­лась много мил­ли­о­нов лет, а мно­гие виды дея­тель­но­сти, о выда­ю­щихся дости­же­ниях в кото­рых мы гово­рим как о спе­ци­аль­ной ода­рен­но­сти, появи­лись лишь несколько сотен лет тому назад.

Для того чтобы рас­смот­реть про­блему раз­ви­тия общих и спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей, можно при­ме­нить попу­ляр­ный в био­ло­гии и прак­ти­че­ски не исполь­зу­е­мый в пси­хо­ло­гии науч­ный прием — метод модель­ных систем. Как известно, при­рода строит свои системы по общим зако­нам, и алго­ритмы раз­ви­тия исполь­зу­ются одни и те же, то есть одна при­род­ная система вполне может слу­жить моде­лью дру­гой. В каче­стве такой модель­ной системы нам послу­жит… живое дерево!

Корни дерева скрыты под зем­лей — так скрыты от непо­сред­ствен­ного наблю­де­ния при­род­ные, гене­ти­че­ские задатки чело­ве­че­ской пси­хики. Ствол дерева, его мощь, кре­пость и дру­гие харак­те­ри­стики зави­сят и от того, каковы скры­тые корни, и от вли­я­ния мно­гих внеш­них пара­мет­ров и усло­вий. Ствол — это в нашем слу­чае ана­лог тех самых общих спо­соб­но­стей или общей ода­рен­но­сти, той уни­вер­саль­ной харак­те­ри­стики, от кото­рой берут начало мно­го­чис­лен­ные “ветви” — част­ные про­яв­ле­ния одаренности.

От ствола отхо­дят сна­чала круп­ные ветви, они ста­но­вятся тоньше, делятся; тон­кие ветви, в свою оче­редь, делятся еще и еще… Пред­ста­вим себе, напри­мер, ветвь “худо­же­ствен­ная ода­рен­ность”. Спо­соб­но­сти к музыке, изоб­ра­зи­тель­ному искус­ству, лите­ра­туре, арти­сти­че­ские спо­соб­но­сти — это раз­ные спо­соб­но­сти. Но при этом они имеют много общего, и это общее обычно и объ­еди­ня­ется сло­вами “худо­же­ствен­ная ода­рен­ность”, “худо­же­ствен­ные спо­соб­но­сти”. И подобно тому, как от боль­шой ветви отхо­дят ветви меньше и тоньше, так из “общих худо­же­ствен­ных спо­соб­но­стей” вырас­тают спо­соб­но­сти “изоб­ра­зи­тель­ные”, “музы­каль­ные”, “арти­сти­че­ские” и др. Поэтому мно­гие худож­ники могут писать стихи без осо­бых слож­но­стей, музы­канты зани­ма­ются живо­пи­сью, а писа­тели иллю­стри­руют соб­ствен­ные произведения.

Чем больше у чело­века раз­ви­тых част­ных спо­соб­но­стей — “вет­вей”, чем выше уро­вень раз­ви­тия каж­дой, тем пыш­нее, вет­ви­стее крона нашего вооб­ра­жа­е­мого дерева. Чем рав­но­мер­нее, гар­мо­нич­нее раз­виты эти част­ные спо­соб­но­сти (ветви), тем более орга­нич­ным выгля­дит вооб­ра­жа­е­мое дерево.

В педа­го­ги­че­ском плане вопрос об общей и спе­ци­аль­ной ода­рен­но­сти имеет и важ­ный воз­раст­ной аспект.

Актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя одаренность у детей

Спе­ци­а­ли­сты рас­смат­ри­вают дет­скую ода­рен­ность еще в одном аспекте — насколько она в дан­ное время про­яв­лена ребен­ком. Про­яв­лен­ную, оче­вид­ную ода­рен­ность, то есть заме­чен­ную пси­хо­ло­гами, педа­го­гами, роди­те­лями, назы­вают “акту­аль­ной”. И напро­тив, ода­рен­ность, кото­рая не сразу заметна, не оче­видна для окру­жа­ю­щих, назы­вают “потен­ци­аль­ной”.

Наи­бо­лее про­дук­ти­вен педа­го­ги­че­ский путь, согласно кото­рому ода­рен­ность на ран­них воз­раст­ных эта­пах (стар­ший дошколь­ный и млад­ший школь­ный воз­раст), должна рас­смат­ри­ваться и раз­ви­ваться пре­иму­ще­ственно как общая, уни­вер­саль­ная спо­соб­ность. А с воз­рас­том эта уни­вер­саль­ная, “общая спо­соб­ность” все более при­об­ре­тает спе­ци­фи­че­ские черты и опре­де­лен­ную пред­мет­ную направ­лен­ность. И глав­ная педа­го­ги­че­ская задача в этот период сме­ща­ется с раз­ви­тия общих спо­соб­но­стей к поиску адек­ват­ного спо­соба реа­ли­за­ции лич­но­сти в опре­де­лен­ных видах деятельности.

Мно­гие извест­ные уче­ные, музы­канты, худож­ники и даже писа­тели про­явили свои выда­ю­щи­еся спо­соб­но­сти сразу в ран­нем воз­расте. Всем известны бле­стя­щие твор­че­ские дости­же­ния малень­кого В.-А. Моцарта, выда­ю­щи­еся успехи в дет­стве Ф. Галь­тона, И. И. Меч­ни­кова, К. Гаусса, Н. Вин­нера, Г. В. Лейб­ница, В. Гюго. Этот спи­сок можно про­дол­жить. Довольно часто ода­рен­ные дети ста­но­вятся выда­ю­щи­мися взрос­лыми, но не всегда.

И наобо­рот, не менее часто дети, не про­явив­шие себя в дет­стве, дости­гали выда­ю­щихся резуль­та­тов в зре­лом воз­расте. Нередко выда­ю­щийся умствен­ный потен­циал, как сви­де­тель­ствуют био­гра­фии мно­гих извест­ных людей, дол­гое время оста­ется неза­ме­чен­ным окружающими.

Есте­ственно, что в каж­дом слу­чае при­чины, по кото­рым ода­рен­ность оста­ва­лась неза­ме­чен­ной, раз­личны. Потен­циал может быть дей­стви­тельно не про­яв­лен до опре­де­лен­ного вре­мени. А может быть, роди­тели, педа­гоги и дру­гие взрос­лые были невни­ма­тельны к тон­ким дви­же­ниям дет­ской души, им не хва­тило зна­ний, у них не сра­бо­тала инту­и­ция. Или напро­тив, в силу непо­ни­ма­ния они не заме­тили в ребенке этих выда­ю­щихся потен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей и даже рас­смат­ри­вали про­яв­ле­ния твор­че­с­ко­сти, интел­лек­ту­аль­ной ини­ци­а­тивы как нега­тив­ные свой­ства. А наи­бо­лее цен­ными счи­тали совсем другие.

Всем нам по соб­ствен­ному опыту известно, что нередко встре­ча­ются роди­тели, школь­ные учи­теля, вузов­ские про­фес­сора, руко­во­ди­тели про­из­вод­ства, кото­рые ценят при­ле­жа­ние, послу­ша­ние, акку­рат­ность выше ори­ги­наль­но­сти, сме­ло­сти, неза­ви­си­мо­сти дей­ствий и суждений.

Свое­об­раз­ное под­твер­жде­ние этой мысли нашли аме­ри­кан­ские уче­ные, изу­чив­шие под этим углом зре­ния био­гра­фии 400 выда­ю­щихся людей. В иссле­до­ва­нии обна­ру­жено, что 60 % из них имели серьез­ные про­блемы в период школь­ного обу­че­ния в плане при­спо­соб­ле­ния к усло­виям обучения.

Факт суще­ство­ва­ния акту­аль­ной и потен­ци­аль­ной ода­рен­но­сти делает осо­бенно важ­ной дру­гую про­блему, про­блему про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия. Какие при­знаки, свой­ства лич­но­сти, черты харак­тера, осо­бен­но­сти пове­де­ния и дея­тель­но­сти могут ука­зать взрос­лому на то, что ребе­нок в буду­щем может стать выда­ю­щимся уче­ным, худож­ни­ком, лиде­ром? Ответ на этот слож­ный вопрос не может быть про­стым. Уче­ные уже обна­ру­жили ряд зако­но­мер­но­стей, поз­во­ля­ю­щих про­гно­зи­ро­вать буду­щее ребенка, но до алго­ритма постро­е­ния надеж­ных обос­но­ван­ных про­гно­зов еще бес­ко­нечно далеко.

При этом миро­вой педа­го­ги­че­ский опыт пока­зы­вает, что часто вера в воз­мож­но­сти вос­пи­тан­ника, помно­жен­ная на мастер­ство роди­те­лей и педа­го­гов, спо­собна тво­рить педа­го­ги­че­ские чудеса. В жизни часто ока­зы­ва­ется важно даже не то, что дала чело­веку при­рода, а то, что он сумел сде­лать с тем даром, что у него есть.

Сколько всего одаренных детей

Трудно опре­де­лить, кто из детей ода­рен. Еще слож­нее ска­зать, кто из них может стать и ста­нет выда­ю­щимся уче­ным, худож­ни­ком, обще­ствен­ным дея­те­лем. Но на вопрос о том, сколько всего ода­рен­ных, как и на вопрос, сколько в обще­стве может быть выда­ю­щихся людей, как ни странно, отве­тить несколько проще. Правда, опыт пока­зы­вает, что не сле­дует спра­ши­вать об этом у пси­хо­ло­гов и педа­го­гов. Боль­шин­ство из них при ответе на него бук­вально начи­нают захле­сты­вать эмо­ции, и они назы­вают то 1 %, то 2 %, то 5 %, то 20 % от общего числа детей.

Более объ­ек­тивны в дан­ном слу­чае спе­ци­а­ли­сты по мате­ма­ти­че­ской ста­ти­стике. Для ответа на этот вопрос они поль­зу­ются не наблю­де­ни­ями, в кото­рых уже по опре­де­ле­нию велик эле­мент субъ­ек­ти­визма, и не резуль­та­тами экс­пе­ри­мен­тов, кото­рые можно истол­ко­вы­вать по-раз­ному, и уж конечно не руко­вод­ству­ясь эмо­ци­о­наль­ными поры­вами, а опи­ра­ясь на стро­гие мате­ма­ти­че­ские законы, опи­сы­ва­ю­щие при­род­ные явле­ния. Один из них — закон нор­маль­ного распределения.

Он выра­жа­ется гра­фи­че­ски кри­вой, напо­ми­на­ю­щей коло­кол. Цен­траль­ная часть этой кри­вой (верх­няя, сред­няя часть коло­кола) сим­во­ли­зи­рует норму, а сим­мет­рич­ные левая и пра­вая ее части — откло­не­ния от этой нормы. Осо­бенно широко этот закон при­ме­ня­ется в био­ло­гии (био­мет­рии). Согласно ему, в любой попу­ля­ции общее число нор­маль­ных осо­бей нахо­дится в пре­де­лах 68 %, суще­ствен­ные откло­не­ния в обе сто­роны состав­ляют по 16 %.

Чтобы про­ил­лю­стри­ро­вать его дей­ствие, часто исполь­зуют при­мер с изме­ре­нием роста ново­бран­цев, при­шед­ших на при­зыв­ной пункт. Пред­ста­вим, что врачи изме­рили рост несколь­ких тысяч ново­бран­цев. Боль­шая их часть неиз­бежно ока­жется при­мерно одного, сред­него, роста. Раз­ница в росте между ними будет коле­баться в крайне незна­чи­тель­ных пре­де­лах. Число таких людей состав­ляет при­мерно 68%. Но при этом обя­за­тельно най­дутся те, кто выше, и те, кто ниже сред­них зна­че­ний. Зна­чи­тель­ные откло­не­ния начи­на­ются при­мерно с 16 %. При­чем чем выше сте­пень откло­не­ния, тем реже оно встре­ча­ется. То есть очень высо­кие и очень низ­кие люди — боль­шая редкость.

То же самое про­ис­хо­дит и с умствен­ными спо­соб­но­стями. Но поскольку их реаль­ное изме­ре­ние про­из­ве­сти зна­чи­тельно слож­нее, чем, напри­мер, рост, вес, объем груд­ной клетки, то обычно пред­ла­га­ется рас­смат­ри­вать несколько иные цифры. Норма колеб­лется в интер­вале 60–70 %, соот­вет­ственно коли­че­ство откло­не­ний (ода­рен­ных и отста­ю­щих) будет нахо­диться в этом слу­чае в пре­де­лах 15–20 % для каж­дой группы.

При­чем отме­тим еще раз, чем выше сте­пень откло­не­ния (как ода­рен­но­сти, так и отста­ло­сти), тем реже это откло­не­ние можно встре­тить. Еще Ф. Галь­тон отме­чал, что “выда­ю­щийся гений”, столь же боль­шая ред­кость, как и “пол­ный идиот”. Ф. Галь­тон, опе­ри­руя зако­ном нор­маль­ного рас­пре­де­ле­ния, отме­чал, что если уро­вень умствен­ного раз­ви­тия нор­маль­ного чело­века при­нять условно за 100 еди­ниц, то умствен­ные спо­соб­но­сти гения будут равны 200, а иди­ота — 0.

Зна­чи­тельно позже, в 1912 году, извест­ный немец­кий уче­ный Вильям Штерн исполь­зо­вал это число — 100 — для фор­мулы рас­чета коэф­фи­ци­ента интел­лекта (IQ).

Хро­но­ло­ги­че­ский воз­раст опре­де­ля­ется очень легко, а вот умствен­ный опре­де­ляли по спе­ци­аль­ным тестам (от англий­ского test — “проба”, “опыт”). О пра­во­мер­но­сти этих изме­ре­ний мы пого­во­рим отдельно. В дан-ном слу­чае нам важен сам прин­цип расчета.

Извест­ный спе­ци­а­лист по кон­стру­и­ро­ва­нию ана­ло­гич­ных тестов, автор широко извест­ной мето­дики диа­гно­стики интел­лекта, аме­ри­кан­ский пси­хо­лог Дэвид Векслер обсле­до­вал 1,7 тыс. людей и на осно­ва­нии полу­чен­ных дан­ных пред­ло­жил сле­ду­ю­щую классификацию.

На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические основы одаренности - Виды одаренности и их характеристика

Психологические основы одаренности - Виды одаренности и их характеристика
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психологические основы одаренности
Виды одаренности и их характеристика
Модели одаренности
Психологические особенности интеллектуально одаренных обучающихся
Все страницы

1.2 Виды одаренности и их характеристика

детская одаренность

Рисунок 1. Критерии выделения видов одаренности

ценностнаядеятельность. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
Соответственно можно выделить следующие виды одаренности:
- в практической деятельности- одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
- в познавательной деятельности - интеллектуальную и академическую одаренность;
- в коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность;
- в художественно-эстетической деятельности - музыкальную, хореографическую, изобразительную, сценическую и литературно-поэтическую одаренность;
- в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых ценностей и служении людям.
Наглядно данные виды одаренности представлены на рисунке 2.

критерии

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция :"Понятие "одарённость". Виды и типы одарённости. Психологические особенности одарённых детей и детского творчества"


Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.

Отечественный ученый Б. М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:


Способности – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека. Хотя и обуславливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.


Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы которыми организм наделен от рождения, физические данные. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе

задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Можно отметить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями. Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания и степени развития.

Качество способности – определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывает качество его способностей. По качеству способности делятся на: математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и так далее.

По широте различаются общие и специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма музыканта, оценка пропорций у художника, мышечная память у спортсмена, педагогический такт у учителя и т.п.

Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе,

выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Вообще, одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы, касающиеся одарённости, до сих пор остаются дискуссионными. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития виды одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта. Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта. Есть семь видов. К ним относятся следующие:

  • Лингвистический интеллект способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (журналист, писатель, поэт).
  • Музыкальный интеллект способность исполнять, сочинять музыку (композитор).
  • Логико-математический интеллект способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый).
  • Пространственный интеллект способность представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и

создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

  • Телесно-кинестезический интеллект способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщица, спортсмен, художник).
  • Личностный интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно. Это интроличностный и интерличностный интеллект. Первый представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности. Второй термин есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроением, предвидеть поведения в разных ситуациях (педагог, психотерапевт).

Особо выделяется исследователями такой вид одаренности как творческая. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже собранно.

Судя по всему, познавательная потребность у школьников с разным видом одаренности носит принципиально разный характер. Если познание творческих школьников направлено прежде всего на сам процесс познания и результаты важны им, но не в первую очередь, то у школьников с интеллектуальной одаренностью познавательная потребность направлена на достижение определенного результата. Если первым деятельность интересна (или неинтересна) прежде всего сама по себе, то вторым важнее всего, что получится в итоге.

За разной одаренностью стоит разная личность. У творческого ребенка она чаще всего менее удобная для общества, сложнее адаптирующаяся к условиям окружающего мира. Но если общество действительно ценит творчество и творческую личность, необходимо быть более внимательными к творческому

ребенку, с большим пониманием относится и к силе, и к слабости одаренного человека.

  • актуальную одаренность;
  • потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности

(потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

  • явной одаренности;
  • скрытой одаренности.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей природе психические явления.

  • общую одаренность;
  • специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

  • раннюю одаренность;
  • позднюю одаренность,

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Одарённые дети – особенные. Но в их характерах, как правило, можно выделить некоторые общие черты. Например:

1. Стремление к совершенству (для них характерна внутренняя потребность совершенства; они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня, и это свойство проявляется весьма рано).

2. Ощущение неудовлетворённости (такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём, чем они занимаются: они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка).

3. Нереалистичные цели (одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности, их достичь, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям).

4. Сверхчувствительность (поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они более уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как неприятие себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы).

5. Потребность во внимании взрослых (в силу природной любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания).

6. Нетерпимость (одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение)

7. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии).

Выделенная американским психологом Джозефом Рензулли триада, представляемая им обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в несколько модифицированном виде, присутствует в большинстве современных концепций одаренности: познавательная

мотивация, высокий уровень интеллектуального развития, способность к творчеству(креативность)

Детство – краткий период жизни, когда над человеком ещё не довлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка. Творчество ребёнка легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает взгляд другого.

Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей. С этой точки зрения, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.

Детское творчество отличается от взрослого своей незащищённостью. Взрослый человек, создавая что-либо, всегда смотрит на это не только собственными глазами, но и пытается оценить результат глазами других людей. Именно поэтому многие новаторские идеи так никогда и не реализуются. Их авторы слишком точно представляют негативную реакцию окружающих и предпочитают лучше не видеть результат, чем встретить реакцию, которую необходимо пережить.

Ребёнок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Детский эгоцентризм делает ребёнка уверенным, что взрослый смотрит на его творения так же, как и он сам. Но у взрослых нет фантазии ребёнка. Опыт научит ребёнка непониманию взрослых. Ещё некоторое время он будет безбоязненно обнародовать результаты своего творчества. Затем, в зависимости от агрессивности ближайшего окружения, он либо будет продолжать творить, всё улучшая и улучшая своё мастерство, либо закроется от мира, перестанет создавать и превратится в типичного взрослого, критично смотрящего на всё необычное, всё знающего и уверенного в своей непогрешимости. Таким образом, творческая судьба в индивидуальном развитии определяется особенностями взаимодействия личности с культурой.

Читайте также: