Активное избирательное право это кратко

Обновлено: 04.07.2024

В рамках сегодняшнего занятия мы обсудим вопросы активного и пассивного избирательного права, регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, составления и уточнения списков избирателей на выборах различного уровня, проводимых в Российской Федерации.

В начале своей лекции хотела бы уделить внимание активному и пассивному избирательному праву граждан Российской Федерации, так как эти вопросы, собственно, и определяют кто, на каких выборах и в качестве кого может принимать участие в избирательной кампании.

Статья 32 Конституции Российской Федерации и статья 4 Федерального закона об основных гарантиях наделяют активным избирательным правом и правом на участие в референдуме гражданина РФ, достигшего возраста 18 лет, не содержащегося в местах лишения свободы по приговору суда и который не признан судом недееспособным.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона активным избирательным правом в избирательном округе обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

Таким образом, вопрос определения наличия у гражданина активного избирательного права может ставиться только по отношению к определенным выборам.

Так, на федеральных выборах активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации; на региональных выборах: в едином избирательном округе – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах субъекта Российской Федерации, в одномандатном (многомандатном) избирательном округе – в пределах соответствующего избирательного округа; на муниципальных выборах главы муниципального образования – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах муниципального образования, на выборах представительного органа муниципального образования – в пределах соответствующего избирательного округа.

Вместе с тем Федеральный закон позволяет законодателям субъектов Российской Федерации исходя из местных условий предоставить активное избирательное право гражданину, место жительства которого расположено за пределами соответствующего избирательного округа.

Таким образом, граждане Российской Федерации могут голосовать на выборах органов государственной власти и местного самоуправления по месту своего жительства, и только в случае, если законодатель субъекта Российской Федерации впрямую наделил их активным избирательным правом, то они также смогут принять участие в выборах и по месту своего пребывания или проживания.

Если говорить о пассивном избирательном праве, то Статья 32 Конституции РФ и статья 4 Федерального закона налагает определенные ограничения на право граждан Российской Федерации избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.

К таким ограничениям относятся:

1. Отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Признание судом гражданина недееспособным.

3. Наличие гражданства иностранного государства либо вид на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Вместе с тем данные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют право быть избранными:

осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, связанных с производством и распространением экстремистских материалов или пропагандой и публичным демонстрированием нацисткой атрибутики или символики (статьи статьи 20.3 и 20.29 КОАП), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт экстремистских высказываний в ходе избирательной кампании;

в отношении гражданина имеется вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока.

Также законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, такие как достижение определенного возраста (не более 21 года) и замещение выборной должности в течение определенного числа сроков.

Теперь давайте перейдем к основному вопросу моей лекции – регистрации (учету) избирателей, участников референдума, составлению и уточнению списков избирателей.

Единственным законным основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума в пределах Российской Федерации является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, а за пределами территории Российской Федерации – факт их постоянного проживания или нахождения в длительной заграничной командировке на территории соответствующего иностранного государства.

Граждане, находящиеся в местах временного пребывания, учитываются и регистрируются в качестве избирателей по месту жительства. Исключение сделано лишь для вынужденных переселенцев, которые учитываются по месту пребывания. Это связано с тем, что обстоятельства, вынудившие гражданина покинуть место жительства, практически исключают его возвращение, по крайней мере, в ближайшее время. Впредь до избрания нового места жительства, учет вынужденного переселенца как избирателя (участника референдума) по месту пребывания призван обеспечить реализацию его избирательных прав и права на участие в референдуме.

Установление факта нахождения места жительства гражданина на территории соответствующего муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таковыми, как уже отмечалось, в настоящее время являются органы Федеральной миграционной службы, а там, где они отсутствуют – местные администрации поселений.

Основной особенностью регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации по сравнению со многими западными странами является то, то от самого избирателя не требуется выполнения каких-либо действий для включения себя в число избирателей и в списки избирателей. Государственные органы и органы местного самоуправления самостоятельно выполняют задачу по регистрации (учету) избирателей.

На практике это происходит следующим образом.

Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина (как правило, это территориальные органы Федеральной миграционной службы) не реже чем один раз в месяц представляют главам местных администраций сведения о фактах выдачи и замены паспортов, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Сведения о фактах смерти граждан представляют ежемесячно органы записи актов гражданского состояния, так называемые ЗАГСы.

Военные комиссариаты сообщают главе местной администрации о гражданах, призванных на военную службу.

Органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы сообщают о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы, а также суды предоставляют информацию о признании гражданина недееспособным. Эти две категории граждан лишены избирательного права.

Главы местных администраций обобщают эти сведения и не реже чем один раз в месяц передают их в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.

Регистр избирателей, участников референдума ведется на территориальном (районном), региональном (субъект Российской Федерации) и федеральном уровне. В регистре избирателей, участников референдума содержатся следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, пол, гражданство, дата и место рождения, наименование документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование или код органа, выдавшего документ, иные персональные данные, предусмотренные федеральными законами.

Информация, содержащаяся в регистре избирателей, участников референдума используется при составлении списков избирателей на всех выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, при проверке подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на выборах различного уровня, жертвователей (физических лиц) в избирательные фонды, фонды политический партий, а численность избирателей – при образовании избирательных округов и избирательных участков. Регистр используется также при решении иных задач, не связанных с выборами, референдумом, например, при формировании списков присяжных заседателей.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании сведений, представляемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, Министерством иностранных дел и главой администрации города Байконур, устанавливают общую численность избирателей, участников референдума Российской Федерации.

Теперь давайте остановимся на вопросах составления и уточнения списков избирателей.

На практике у избирателей и представителей СМИ часто возникает вопрос – кто несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в списках избирателей или за отсутствие в них того или иного избирателя.

Тут необходимо отметить следующее. Задача составления и уточнения списков избирателей является комплексной. Информацию для составления списков избирателей представляют различные органы, организации и должностные лица. Они же несут и ответственность за полноту и достоверность представляемой информации.

Так, первоначально списки избирателей составляются как правило территориальными избирательными комиссиями на основании сведений, поступивших от глав местных администраций, командиров воинских частей. После составления списка и передачи его в участковые избирательные комиссии список избирателей за 20 дней до дня голосования представляется избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения.

Далее на этапе уточнения списков избирателей поступают сведения от тех же органов и организаций, что и при учете избирателей, а также от вышестоящих избирательных комиссий.

В принципе, сбой может произойти на любом из этих этапов. Например, территориальный орган ФМС России своевременно не сообщил в избирательную комиссию о регистрации избирателей по месту жительства на территории соответствующего избирательного участка. В результате указанные избиратели, явившись в день голосования на избирательный участок, не обнаруживают себя в списке избирателей.

Необходимо отметить, что федеральным законодательством избирателям предоставлено право уточнения информации, содержащейся в списках избирателей, чем они, к сожалению, пользуются не так часто. Поэтому, чтобы полностью исключить возможность недостоверности данных, содержащихся в списках избирателей, мы рекомендуем избирателям до дня голосования явиться в помещение для голосования избирательного участка по месту жительства с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации (паспортом), и сверить свои персональные данные в списке избирателей.

Теперь давайте перейдем к вопросам включения в списки избирателей и голосования отдельных категорий избирателей, к которым не применяется общий порядок.

В то же время на выборах в органы местного самоуправления военнослужащие, проходящие службу по призыву, если место жительства этих военнослужащих до призыва находилось за пределами соответствующего муниципального образования, в списки избирателей не включаются.

Также хочу отметить, что в силу специфики прохождения воинской службы военнослужащие могут отсутствовать в день голосования в месте расположения воинской части. В этом случае, чтобы принять участие в голосовании, им необходимо получить открепительное удостоверение. При отсутствии такой возможности (например, если военнослужащий был командирован до начала периода выдачи открепительных удостоверений) военнослужащие могут быть включены в список избирателей по месту временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Таким же правом обладают и избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы.

Теперь давайте остановимся на порядке включения в списки избирателей, находящихся в местах временного пребывания – больницах, санаториях, домах отдыха и т.д.

Данным избирателям при наличии возможности (плановая госпитализация, заранее запланированная поездка) необходимо получить открепительное удостоверение в территориальной (участковой) избирательной комиссии по месту жительства.

Вместе с тем этой категории избирателей, если они не имели возможности получить открепительные удостоверения, предоставлена возможность голосования по месту временного пребывания (больницы, санатории, дома отдыха и т.д.) при наличии у них активного избирательного права (регистрации по месту жительства в пределах соответствующего избирательного округа). Для этого данным избирателям необходимо не позднее чем за три дня до дня голосования подать в участковую избирательную комиссию по месту их пребывания личные письменные заявления о включении в список избирателей.

Избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся там в длительных командировках, включаются в списки избирателей на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации, при обращении в участковую комиссию до дня или в день голосования.

Избиратели, не имеющие места жительства в пределах Российской Федерации, включаются в списки избирателей на специально образованных или определенных избирательных участках на федеральных выборах или на иных выборах, в случае, если им предоставлено активное избирательное право соответствующим законом.

На выборах в органы местного самоуправления существует и еще одна особенная категория избирателей. Это граждане иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры. Например, избирать глав муниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, имеют право граждане Казахстана, Киргизстана, Туркменистана. Для этого им необходимо явиться на избирательный участок с документом, подтверждающим право на постоянное проживание на территории Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования. Указанным документом, в частности, является вид на жительство.

Акти́вное избира́тельное пра́во — это право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.). В Российской Федерации предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

В некоторых странах Латинской Америки (например, в Бразилии) избирательное право сформулировано как избирательный долг — неучастие в выборах может приводить к наказанию (штрафу и лишению ряда гражданских прав).

См. также

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Активное избирательное право" в других словарях:

Активное избирательное право — право граждан участвовать в выборах главы государства, представительных и судебных органов власти (парламента, муниципалитета), а также участвовать в референдумах. В большинстве государств активным избирательным правом обладают совершеннолетние… … Политология. Словарь.

Активное избирательное право — право граждан избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. См. также: Всеобщее избирательное право Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — АКТИВНОЕ избирательное право, право граждан участвовать в выборах главы государства, представительных органов власти (парламента, местного органа власти), в ряде стран также судов. Возраст предоставления активного избирательного права обычно… … Современная энциклопедия

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т. д.). В Российской Федерации предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет (за исключениями, предусмотренными… … Большой Энциклопедический словарь

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — право граждан избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. В подавляющем большинстве государств принадлежит всем совершеннолетним гражданам независимо от пола, рода занятий,… … Юридический словарь

Активное избирательное право — (англ active electoral right) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме право граждан РФ избирать в … Энциклопедия права

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — в конституционном праве право избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а тж. участвовать в референдумах. В настоящее время в подавляющем большинстве государств мира принадлежит всем совершеннолетним гражданам… … Юридическая энциклопедия

активное избирательное право — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т. д.). В Российской Федерации предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет (за исключениями, предусмотренными Конституцией) … Энциклопедический словарь

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — право гражданина избирать депутатов и должностных лиц, а также принимать участие в голосовании на референдуме. Вместе с пассивным избирательным правом (правом избираться) А.и.п. образует в совокупности избирательное право в субъективном смысле.… … Энциклопедия юриста

Активное избирательное право — право участия в выборах, а также во всех иных политических мероприятиях, имеющих своей целью выявление воли избирательного корпуса (референдум, плебисцит, отзыв, народная инициатива). А. и. п. предоставляется, как правило, только тем… … Большая советская энциклопедия

Активное избирательное право — право выбирать депутатов, например, в Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов (Смотри Избирательное право) … Популярный политический словарь


Мезенский педагогический колледж

Конституционное избирательное право граждан слагается из двух прав: активного избирательного права и пассивного избирательного права.

Активное избирательное право граждан означает право избирать в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно возникает при достижении гражданином 18 лет и отсутствии обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участие граждан в выборах (недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда). Иных ограничений в осуществлении гражданином активного избирательного права федеральные законы не предусматривают.

Активное избирательное право реализуется путем голосования гражданина на выборах в Российской Федерации. Важнейшей предпосылкой реализации активного избирательного права является включение гражданина в списки избирателей.

Пассивное избирательное право обозначает право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Базовые условия осуществления пассивного избирательного права такие же, как и активного: не могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

История развития избирательного права такова, что признание за гражданином как пассивного, так и активного избирательного права ставилось в зависимость от значительного количества различного рода цензов. Это были имущественные, половые, образовательные, сословные цензы.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают повышенные возрастные требования для кандидатов и некоторые другие условия для осуществления гражданами пассивного избирательного права. Так, согласно статье 81 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

Одним из индикаторов того, насколько население способно к самоорганизации и взаимодействию, является различие в активности избирателей на федеральных и местных выборах, когда избираются органы власти, наиболее близкие непосредственно к конкретному жителю. Именно отношение населения к местным выборам может служить лучшей иллюстрацией состояния взаимоотношений власти и общества, отражать реальную степень развитости социальных сетей на той или иной территории. Оно характеризует реальное состояние массового сознания, особенности политической культуры, реальную легитимность институтов управления. Именно по этому показателю особенно ярко видны глубокие социокультурные различия между регионами страны. А уже они ведут к применению в разных регионах разных предвыборных технологий.

Может быть именно в изменении за 1990-е информационной среды и надо искать одну из ключевых причин такого резкого изменения поведения обывателя от повышенной политической активности к явной апатии.

В России фактически возникла система многоуровневых ограничений прав граждан на участие в выборах – сначала законодательство о политических партиях ограничивает право граждан на объединение в партии путем ограничений по их численному составу, предоставляемой для регистрации информации, запретом региональных партий (хотя Россия является Федерацией) и т.д., а затем оно ограничивает партии возможностью выдвижения кандидатов через чрезмерно жесткие требования к сбору подписей, внесению огромных залогов, проведению плановых и внеплановых проверок, ежегодной перерегистрации численности, оформлению соответствующей документации и т.д. В этих условиях чтобы исполнить требования закона о выборах, надо вначале исполнить требования закона о политических партиях, что весьма сложно и трудоемко.

Однако никто не станет спорить, что количество участвующих в выборах кандидатов, если ему искусственно не мешает закон, отражает настроение в обществе и его потребности. Если большинство интересов граждан учитывается ведущими партиями, то и общее число партий невелико, если же плюрализм интересов широк и общество разбито на множество групп по своим отраслевым, этническим, конфессиональным, идеологическим и иным признакам, то число списков естественно увеличивается. Да, кому-то может не нравиться, что кандидатом стал тот или иной человек, но наличие равных политических прав это – условие демократии.

Единственный механизм, стимулирующий власть работать эффективно, то есть работать в интересах населения – это конкуренция. Убеждена, что в нынешних российских условиях необходимо восстановить смешанную избирательную систему, сочетающую территориальные и партийные интересы. Выборы только по спискам в современной России превращаются в референдум среди отобранных кандидатов.

Нет абстрактного государства, а есть лишь интересы конкретных граждан, которые имеют право использовать (и используют) любые ограничительные нормы закона как элемент удовлетворения своих интересов и потребностей. Излишнее ужесточение законодательства, включение в него заведомо невыполнимых норм вынуждают кандидатов, партии, прессу искать пути обхода закона, поощряют развитие коррупции, затягивают в стране формирование должного для цивилизованных стран уровня политической культуры.

Необходимо называть вещи своими именами и приучать общество жить открыто, не прибегая постоянно к искусственному обхождению закона.

Это иллюзия, что населению можно просто не давать реального выбора, в итоге превратив выборы в референдум может привести к недовольству населения, которое никуда не денется, а утрата доверия населения приведет к утрате властью точек опоры в обществе, которое будет вынуждено искать иные способы борьбы за свои права и интересы, что чревато самыми негативными последствиями. Если институты не выполняют свои функции, у них есть риск просто сойти с политической сцены, уступив место другим институтам.

Активное избирательное право – это одно из главных составляющих демократической системы управления государством. Это право участвовать в выборах органов власти, которые формируются на основе мнения большинства избирателей.

Сегодня активное избирательное право в большинстве развитых стран дается всем взрослым и дееспособным гражданам, хотя существует ряд ограничений. В некоторых государствах, таких как Бразилия, существует понятие избирательного долга – участвовать в выборах требуется обязательно, и уклоняющимся гражданам грозят крупные штрафы.

Чем отличаются активное и пассивное избирательное право?

активное избирательное право

Участие в выборах — гражданский долг каждого!

Избирательное право может быть активным и пассивным, эти два понятия необходимо различать:

Общество прошло долгий путь к всеобщему избирательному праву, и его можно назвать очень важным достижением мировой цивилизации. Демократия позволяет широким массам населения принимать участие в политических решениях, активное избирательное право распространяется не только на выборы во властные структуры, но и на всенародные голосования – референдумы. Они проводятся по самым важным вопросам, касающимся жизни всего общества.

Избирательная система формировалась в течение нескольких столетий, и ее нормы постоянно менялись.

В Европе право голосовать очень долго не распространялось на женщин, параллельно вводились различные национальные и имущественные ограничения. До стих пор во многих государствах либо не все граждане могут голосовать, либо голоса одних считаются более ценными при учете результатов.

Ограничения активного избирательного права

активное избирательное право

Не все желающие имеют право голоса на выборах

В законодательстве, касающемся избирательного права, присутствует такое понятие как ценз – это условие, при котором гражданин может быть допущен к голосованию. Многие цензы в настоящее время в России отсутствуют, но существуют в других государствах. Рассмотрим их подробнее:

В определенный период истории в США существовал расовый ценз – выборы были доступны только для белого населения. Сейчас ситуация изменилась в корне, равенство всех рас было установлено практически по всему миру. Таким же образом практически везде исключено ограничение по половому признаку: женщины приобретают равные политические права даже в государствах с традиционным патриархальным укладом.

Есть и еще одно ограничение – так называемый моральный ценз. В России к участию в выборах не допускаются преступники, то есть лица, чья вина доказана приговором суда, приговоренные к лишению свободы. После отбытия наказания они восстанавливаются в гражданских правах и вновь могут избирать и быть избранными.

В Мексике не могут голосовать граждане, употребляющие наркотики, в Голландии избирательного права нет у лиц, лишенных родительских прав. Такой ценз призван оздоровить общество, чтобы за новых представителей властных структур голосовали только добропорядочные граждане, несущие ответственность за свои решения.

Важные понятия избирательной системы

активное избирательное право

На выборы ходить никто не обязан, но… от одного голоса иногда многое зависит!

Следует различать прямое и косвенное избирательное право. В первом случае граждане имеют право непосредственно выбирать наиболее подходящего кандидата на ту или иную должность. Например, по такой системе выбирается Президент России, такой же принцип действует в большинстве стран при выборе местных властных органов.

Косвенное избирательное право предполагает, что мнение избирателя формирует только коллегию, которая потом голосует за назначение на должность того или иного кандидата. Непрямые выборы могут быть двух- и трехступенчатыми, они направлены на выявление наиболее компетентных кандидатов. К примеру, такая практика используется при выборах президента США.

Практически во всех странах действует принцип тайного голосования: избиратель голосует за того или иного кандидата без внешнего контроля, это позволяет исключить принуждение и добиться максимально честного выбора электората.

Есть и еще два важных понятия: свободное избирательное право и плюральный вотум: в первом случае у каждого избирателя есть равное количество голосов, во втором – голос одних ценится выше, чем голос других. Плюральный вотум призван дать особое право голоса меньшинству: если какая-то часть общества немногочисленна, но ее интересы нуждаются в защите, на выборах ей может быть предоставлено большее количество голосов. Это дает возможность избежать игнорирования мнений определенной группы и добиться максимальной справедливости.

Участие в выборах: право или долг гражданина?

активное избирательное право

Даже если на избирательный участок явился только один человек, выборы считаются проведенными

В России ходить на выборы – не обязанность, а возможность: избирательное право признается свободным. Однако такая система действует не во всех странах: в некоторых государствах закон обязывает граждан участвовать в политической жизни страны.

Такая система получила название обязательный вотум: если гражданин не пришел на выборы, он должен назвать уважительную причину и подтвердить ее. Если ее нет, то на него налагается крупный штраф, а в некоторых случаях возможен даже административный арест.

В последнее время во многих цивилизованных странах наблюдается абсентеизм – этим термином обозначают неучастие граждан в избирательном процессе. При этом минимального порога явки нет: если на участок пришел хотя бы один избиратель, выборы все равно признают состоявшимися, а их результат будет считаться законным.

Из-за этого сами выборы могут потерять смысл: в них принимает участие не большинство, а только небольшая группа сознательных граждан, интересы которой могут не совпадать с надежами большинства. Однако именно те, кто пришел голосовать, решают, представители каких партий окажутся на важных должностях, и, соответственно, от этого решения зависит будущее всего общества.

Хотя участие в выборах не является обязанностью, каждый человек должен подумать о своей роли в жизни государства.

Демократия дала каждому гражданину шанс проявить собственную позицию, причем тайное голосование исключило любое преследование граждан за их убеждения. Приходя на выборы, мы получаем возможность хотя бы немного изменить жизнь к лучшему. Важно помнить, что именно молчание и безволие миллионов порождает в итоге произвол единиц, и за любые негативные последствия несет ответственность все гражданское общество.

Автор очень подробно изложил материал на тему статьи, которая дает начальное представление об избирательном праве как в мире, так и в современной России. Наше избирательное право в новейшей истории России постоянно изменяется от выборов к выборам. И это у нас называется совершенствованием избирательной системы. Можно этот процесс представить и так. Избирательное право в любой стране играет очень важную роль как для власти, так и для народа.

Власть показывает, насколько она доверяет избирателям пользование своим активным избирательным правом, а народ показывает свою политическую зрелость. Одним из важнейших показателей этой зрелости является явка избирателей на выборы, а точнее если сказать, процент явки. Следует обратить внимание наших читателей, что, опять же, в любой стране законы пишут победители в прошедших выборах или те, кто каким-то иным образом получил власть. Вот и у нас также, все законы пишет правящая партия. Как известно – Единая Россия. И это закономерно, так везде, и это уже отмечалось.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: