Акт о веротерпимости 1689 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

История

Первое Баптистское вероисповедание в Лондоне было опубликовано в 1644 году. В 1677 году вероисповедание было переработано и существенно дополнено по об­разцу Вестминстерского вероисповедания, впервые опубликованного в 1646 году. После принятия Акта о веротерпимости в 1689 году представители более 100 бап­тистских церквей собрались в Лондоне, чтобы еще раз обсудить исповедание 1677 года, которое было официально принято.

Вероисповедание 1689 года было написано баптистами, которые в своем богосло­вии ста­вили акцент на абсолютном Божьем суверенитете, полной человеческой испорченности и безусловного избрания по благодати, т.е. концепций, лежащих в основе богословской мысли Августина Блаженного, М. Лютера, Ж. Кальвина, Ч. Сперджена, И.Г. Онкена, В.Г. Павлова (см. Сотериологические взгляды Августина Блаженного и их влияние на Реформаторскую и Баптистскую Церкви в Европе).

Протестантизм, в его кальвинистской форме, получил распространение в Англии под именем пуританства в 16 веке. Пуритане (от английского purity) борются с католицизмом за чистоту христианства, отмену церковной иерархии и обрядов, за свою автономность, в том числе и от светской власти. Последнее обстоятельство и послужило главной причиной острого конфликта, который перерос из религиозной в политическую плоскость, с англиканской церковью. За нежелание подчиняться установлениям государственной церкви пуритан объявляют нонконформистами и диссидентами. Их подвергают жестоким преследованиям как политическихa революционеров в 1599 году. С 1605 года начинается массовый исход пуритан в Америку. Социальные притеснения пуритан приостанавливаются на время протекторатства Кромвеля (1649-1660), поскольку он был образцовым пуританином индепендентом, стремившемся к отделению церкви от государства, но эти притеснения возобновляются в связи с реставрацией монархии. И только вышеупомянутый указ о веротерпимости (1689) прекращает преследование пуритан.

Политика по отношению к диссентерам была особенно циничной, учитывая, что и парламент, и церковь постоянно выступали в защиту зарубежных протестантов, предоставляя убежище (а также государственные субсидии) многочисленным беженцам, от французских гугенотов до моравских братьев.

В германских землях и в Польше дебаты о веротерпимости носили скорее юридический, нежели богословский характер и касались статуса основных христианских конфессий (католической, лютеранской и кальвинистской), установленного еще в Вестфальском мирном договоре 1648 г.

Впрочем, и в еврейской среде началось встречное движение в сторону если не религиозной, то культурной интеграции. Становление еврейского Просвещения — Гаскалы — неразрывно связано с именем М. Мендельсона (1729–1786), своими философскими трудами и переводами обосновывавшего совместимость иудейской веры с европейской образованностью и политической эмансипацией. Влияние Мендельсона на развитие идей немецкого Просвещения и реформированного иудаизма оказалось весьма значительным.

Австрийские Габсбурги традиционно придерживались курса на насаждение католицизма в своих владениях, и их политика в отношении некатолических конфессий, сформулированная в 1733 г. императором Карлом VI, сочетала политические репрессии с миссионерским давлением.

Только правление Иосифа II ознаменовало полный разрыв с политикой насильственного насаждения католицизма. Патенты, изданные в 1781–1782 гг., снимали налоговые и религиозные ограничения с протестантов, православных и евреев. Эти патенты не только способствовали поощрению банковской, ремесленной и торговой деятельности, они стали признанием неэффективности политического конфессионализма и представляли империю как подлинно просвещенную монархию. Но и у австрийской толерантности были свои ограничения: протестантам, например, разрешалось только частное богослужение, а любой подданный, желавший зарегистрироваться в качестве протестанта, должен был пройти шестинедельный период увещания у католического священника; моравским братьям Иосиф II вообще отказался даровать свободы.


Сцены ужасной трагедии в Торуни. Гравюра. 1725 г.

Однако основной целью антидиссидентского законодательства в Речи Посполитой было не насаждение католицизма, а исключение диссидентов из состава правящего класса, изгнание их из сейма. Начало этой кампании относится к 1717 г., когда сейм принял серию законов, направленных на предотвращение вмешательства протестантской Саксонии (чьим курфюрстом оставался польский король Август II) в польские дела. Опасения по поводу иностранных влияний, проводимых через диссидентов, сохранялись и в дальнейшем. Несмотря на все усилия последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, попытки облегчить статус диссидентов провалились. Этим воспользовались Россия и Пруссия, проводя первый раздел Польши — акт, который Вольтер приветствовал как победу веротерпимости над фанатизмом польского католицизма.

После первого раздела Польши католики и униаты, веками считавшиеся главными врагами русского православия, получили дозволение на строительство церквей. Тем не менее российская императрица, как и прусский король, оставляла за собой право вмешиваться в дела католической церкви и тщательно следить, чтобы все распоряжения, приходящие из Рима, получали силу только с ведома российских государственных властей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 10 (XXIII) Религия Юлиана. — Всеобщая веротерпимость. — Он пытается восстановить и преобразовать языческое богослужение. — Он хочет вновь построить Иерусалимский храм. — Коварство, с которым он преследует христиан. — Фанатизм и несправедливость обеих партий. (351–363 гг.)

Глава 10 (XXIII) Религия Юлиана. — Всеобщая веротерпимость. — Он пытается восстановить и преобразовать языческое богослужение. — Он хочет вновь построить Иерусалимский храм. — Коварство, с которым он преследует христиан. — Фанатизм и несправедливость обеих партий.

Веротерпимость

Веротерпимость Ранним утром среды 8 августа 1731 г. лейб-егерь короля вошел в комнату Фридриха Вильгельма. Король-солдат уже проснулся и теперь являл собой плачевное зрелище. Сгорбившись, стоял он у постели, стонал и с трудом переводил дыхание. Застарелая подагра снова

Веротерпимость или ортодоксия: обмен стабильности на рост

Веротерпимость или ортодоксия: обмен стабильности на рост Оглядываясь в прошлое, мы ясно видим, что многие общества в разное время играли ведущую роль в области технических инноваций и экономического роста. Ближний Восток при Багдадском халифате, Китай династии Сун,

Веротерпимость и плюрализм против официальной ортодоксии

Веротерпимость и плюрализм против официальной ортодоксии Мы упомянули о том, что британская правовая система в середине XVIII в. была для Европы во многом уникальной. Она включала суды присяжных, по большей части опиралась на англосаксонское право и имела активный

Новая веротерпимость на практике: Случай католиков

Новая веротерпимость на практике: Случай католиков К римскому католицизму применить формулу сепарации духовных и административных дел, чреватую то ли благотворным невмешательством государства во внутреннюю жизнь церкви, то ли дискредитацией духовенства, было труднее,

Славная революция
После смерти Карла II в 1685 г. английский престол занял его брат Яков II (1685-1688). Стремление Якова II восстановить абсолютизм и вернуть Англию в лоно католицизма вызвали недовольство не только вигов, но и тори. Обе политические группировки объединились и в 1688 г. совершили государственный переворот. На престол "для защиты протестантизма и свободы" был возведен Вильгельм Оранский (муж дочери Якова II - Марии). Этот переворот получил в истории название "Славной революции" ввиду его относительно мирного и бескровного характера.

Читайте также: