Аксиологическая концепция котова шиянов петровский кратко

Обновлено: 30.06.2024

Личностно-ориентированный подход – это тип обучения, который на первое место ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективную сторону процесса учения.

Основы личностного подхода в психологии заложили работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, которые рассматривали личность в качестве субъекта, который самостоятельно формируется в деятельности и общении с другими людьми.

Основанием личностно-ориентированного подхода к решению образовательных проблем впервые стала теория К.Д. Ушинского. Именно он выдвинул мнение о том, что для воспитания человека во всех смыслах этого слова, необходимо узнать его с разных сторон. Ушинский видел путь реализации данного требования в обеспечении единства педагогической теории и практики.

Основанием личностно-ориентированного подхода в современной педагогической науке выступает гуманистическая педагогика, индивидуальный и дифференцированный подходы к решению педагогических задач. Основные положения данных подходов представляют ядро концепции личностно-ориентированного образования:

  • в центре образовательного процесса стоит личность ученика;
  • образование должно принимать во внимание ряд возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  • процесс обучения и воспитания должны дифференцироваться, то есть должны обладать разными уровнями трудности и других положений.

Необходимость и значимость разработки личностно-ориентированного подхода к решению педагогических проблем определяют следующие факторы:

  • инновационные процессы разных направлений требуют полного учета потребностей, интересов и способностей личности учеников. Выполнить данные требования в рамках гуманистического, индивидуального или дифференцированного подходов;
  • современная наука и культура требуют кардинально сменить содержание образования, то есть необходимо изменить учебный план, программы, учебники и технологии преподавания. Однако каждое изменение содержания образования должно помогать развивать личность учащегося;
  • в современном образовании важная роль отведена самообразованию, познавательной активности самой личности;
  • в последние годы значительное внимание уделяют одаренным детям. Эффективная работа в данном направлении возможна только в условиях ориентирования на их способности и уровень развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Личностным подходом личность признается в качестве продукта общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускается сведение личности к натуре. Личность выступает в качестве цели, субъекта, результата и главного критерия эффективности педагогической деятельности. Основная задача педагога – создать условия для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Личностно-ориентированное обучение

В соответствии со взглядами на модернизацию школьного образования, должны быть решены следующие задачи:

  • совмещать акцент в методике и технологии образовательной деятельности в направлении формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности учащихся и формировать у них практические навыки самообразования;
  • увеличивать время на самостоятельную работу, то есть возможность проектировать, исследовать и экспериментировать;
  • усиливать дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса;
  • готовить выпускников к решению жизненно важных вопросов.

Одно из условий решения названных задач – вариативность и личностная направленность общего образования.

Теоретические предпосылки личностно-ориентированного образования создала русская классическая педагогика, которая стремились привести идеалы и ценности национальной культуры в образование. Высшими ценностями образования провозглашена целостность личности, ее внутренний мир, свободу, индивидуальность, творчество. Данную точку зрения поддержали Белинский В.Г., Пирогов Н.И., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д.

В современной педагогике в России разработано огромное количество теорий и концепций, которые определены авторами как личностно-ориентированные:

1. Психолого-дидактическая концепция личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская).

В нашей стране концепция личностно-ориентированного обучения с позиций психологии разработана И.С. Якиманской. Так же, как и К. Роджерс, И.С. Якиманская различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Однако, если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И.С. Якиманской он - лишь субъект познавательной и предметной деятельности. Соответственно этому в качестве основных сфер возникновения и осознания субъектного опыта автор рассматривает не целостную жизнедеятельность, а лишь сферы познания и учебной деятельности.

И.С. Якиманская подчеркивает, что ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. В обучении же происходит "встреча" заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, "окультуривание" последнего, а вовсе не его порождение. Иными словами, исследователь считает, что субъектный опыт - это такой опыт, который приобретается ребенком вне учебного процесса, самостоятельно. Роль же обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.

"Учение не есть беспристрастное познание. Это субъектно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте.

Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса", - пишет И.С. Якиманская.

Поскольку главное назначение обучения, по И.С. Якиманской, состоит в том, чтобы преобразовывать, шлифовать, обогащать субъективный опыт, то в ее концепции основное внимание уделяется технологи личностно-ориентированного обучения, основной целью которого автор считает развитие индивидуальности ученика. Поэтому основанием тенологии личностно-ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию личностно-ориентированного образовательного процесса:

- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).




2. Аксиологическая концепция личностного воспитания (И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов).

Аксиологический (ценностный) подход является основой всех гуманистических концепций. В данной концепции он состоит в определении гуманистической направленности образования как социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью. Рассматривать социальное развитие вне человека - значит отделить мышление и сознание от их гуманистического фундамента. Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной сфере (общественная значимость труда учителя, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением); ценности, удовлетворяющие потребности в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными лицами, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и т.д.); ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития творческих профессиональных способностей, самосовершенствование и пр.); ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий характер труда педагога, увлеченность профессией, возможности помощи детям и т.д).

Ценности, дающие возможность удовлетворения практических потребностей (возможности получения гарантированной "бюджетной" службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и т.д.).

Социализация рассматривается как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а также, как процесс саморазвития и самореализации личности. При этом воспитателю отводится функция организатора и ускорителя социализации. По мнению этой группы исследователей, образование соответствует истинному предназначению, если оно создает условия для развития личностей, способных освободиться от влияния функциональной заданности. В связи с этим задача педагогического образования - подготовка учителя как творческой личности, способной к рефлексии и коррекции своих действий по осуществлению культурно-гуманистической личностно образующей функции. Первый этап решения этой задачи представлен в программе "Введение в педагогику", призванной, помимо прочего, способствовать развитию"Я-концепции" будущего педагога.

3. Дидактическая модель личностно-ориентированного образования (В.В.Сериков).

В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена теория личности С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность - это не набор заданных качеств, а способность человека "быть личностью", то есть проявлять свои отношения к миру и самому себе.

Исходным пунктом концепции является представление о личности как о цели и факторе образовательного процесса, об особой природе и механизмах формирования личностного опыта в процессе обучения. Не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса становится определяющим замыслом, ведущей идеей этой концепции. Образование, ориентированное на личность, достигает своей цели в такой степени, в какой создает ситуацию востребования личности, сил её саморазвития.

Феномен "востребованности" проявляет гуманистическую сущность любой деятельности, имеющей отношение к человеку. Если учитель востребует, производя педагогические действия то, что действительно личностно, принадлежит отдельному ученику и составляет его личную ценность, значимо для ребенка, то в этом случае воспитание основывается на личностных ценностях. Состояться человеку как личности помогает учитель, востребующий его личностное понимание жизни, проявляющий его смысловые значения, актуализирующий ребенка во всех его личностных проявлениях, придавая им общественно значимую важность. Состоявшаяся личность в постоянстве установок на ценностные ориентации органически сочетает не только "независимость", но и обязательную зависимость от трех глобальных условий жизни человеческого сообщества: мир, труд, охрана окружающей среды. Исходное положение концепции состоит в определении места "включения" личностных функций обучаемого, когда когнитивная ориентировка уже не может обеспечить адекватную позицию ученика в структуре учебной ситуации.

4. Проективная модель личностно-ориентированного обучения Н.И.Алексеева.

В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой с понятием "культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре. Педагогическая технология в контексте личностно-ориентированного обучения рассматривается этим автором, во-первых, как авторская (то есть создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностей) и во-вторых, как принципиально неинвариантная, поскольку предполагает собственное "доопределение" в конкретных условиях обучения. Поэтому педагог, принимающий идею личностно-ориентированного обучения, должен занять позицию его проектировщика.

1. Психолого-дидактическая концепция личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская).

В нашей стране концепция личностно-ориентированного обучения с позиций психологии разработана И.С. Якиманской. Так же, как и К. Роджерс, И.С. Якиманская различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Однако, если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И.С. Якиманской он - лишь субъект познавательной и предметной деятельности. Соответственно этому в качестве основных сфер возникновения и осознания субъектного опыта автор рассматривает не целостную жизнедеятельность, а лишь сферы познания и учебной деятельности.

И.С. Якиманская подчеркивает, что ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. В обучении же происходит "встреча" заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, "окультуривание" последнего, а вовсе не его порождение. Иными словами, исследователь считает, что субъектный опыт - это такой опыт, который приобретается ребенком вне учебного процесса, самостоятельно. Роль же обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.

"Учение не есть беспристрастное познание. Это субъектно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте.

Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса", - пишет И.С. Якиманская.

Поскольку главное назначение обучения, по И.С. Якиманской, состоит в том, чтобы преобразовывать, шлифовать, обогащать субъективный опыт, то в ее концепции основное внимание уделяется технологи личностно-ориентированного обучения, основной целью которого автор считает развитие индивидуальности ученика. Поэтому основанием тенологии личностно-ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию личностно-ориентированного образовательного процесса:

- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

2. Аксиологическая концепция личностного воспитания (И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов).

Аксиологический (ценностный) подход является основой всех гуманистических концепций. В данной концепции он состоит в определении гуманистической направленности образования как социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью. Рассматривать социальное развитие вне человека - значит отделить мышление и сознание от их гуманистического фундамента. Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной сфере (общественная значимость труда учителя, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением); ценности, удовлетворяющие потребности в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными лицами, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и т.д.); ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития творческих профессиональных способностей, самосовершенствование и пр.); ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий характер труда педагога, увлеченность профессией, возможности помощи детям и т.д).

Ценности, дающие возможность удовлетворения практических потребностей (возможности получения гарантированной "бюджетной" службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и т.д.).

Социализация рассматривается как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а также, как процесс саморазвития и самореализации личности. При этом воспитателю отводится функция организатора и ускорителя социализации. По мнению этой группы исследователей, образование соответствует истинному предназначению, если оно создает условия для развития личностей, способных освободиться от влияния функциональной заданности. В связи с этим задача педагогического образования - подготовка учителя как творческой личности, способной к рефлексии и коррекции своих действий по осуществлению культурно-гуманистической личностно образующей функции. Первый этап решения этой задачи представлен в программе "Введение в педагогику", призванной, помимо прочего, способствовать развитию"Я-концепции" будущего педагога.

3. Дидактическая модель личностно-ориентированного образования (В.В.Сериков).

В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена теория личности С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность - это не набор заданных качеств, а способность человека "быть личностью", то есть проявлять свои отношения к миру и самому себе.

Исходным пунктом концепции является представление о личности как о цели и факторе образовательного процесса, об особой природе и механизмах формирования личностного опыта в процессе обучения. Не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса становится определяющим замыслом, ведущей идеей этой концепции. Образование, ориентированное на личность, достигает своей цели в такой степени, в какой создает ситуацию востребования личности, сил её саморазвития.

Феномен "востребованности" проявляет гуманистическую сущность любой деятельности, имеющей отношение к человеку. Если учитель востребует, производя педагогические действия то, что действительно личностно, принадлежит отдельному ученику и составляет его личную ценность, значимо для ребенка, то в этом случае воспитание основывается на личностных ценностях. Состояться человеку как личности помогает учитель, востребующий его личностное понимание жизни, проявляющий его смысловые значения, актуализирующий ребенка во всех его личностных проявлениях, придавая им общественно значимую важность. Состоявшаяся личность в постоянстве установок на ценностные ориентации органически сочетает не только "независимость", но и обязательную зависимость от трех глобальных условий жизни человеческого сообщества: мир, труд, охрана окружающей среды. Исходное положение концепции состоит в определении места "включения" личностных функций обучаемого, когда когнитивная ориентировка уже не может обеспечить адекватную позицию ученика в структуре учебной ситуации.

4. Проективная модель личностно-ориентированного обучения Н.И.Алексеева.

В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой с понятием "культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре. Педагогическая технология в контексте личностно-ориентированного обучения рассматривается этим автором, во-первых, как авторская (то есть создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностей) и во-вторых, как принципиально неинвариантная, поскольку предполагает собственное "доопределение" в конкретных условиях обучения. Поэтому педагог, принимающий идею личностно-ориентированного обучения, должен занять позицию его проектировщика.

По определению педагогического словаря, фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила каких-либо изменений, явлений.

С точки зрения происходящих в отечественном высшем образовании перемен можно выделить несколько факторов, детерминирующих эти перемены:

диверсификация - многообразие высших учебных заведений, образовательных программ и органов управления;

демократизация высшего профессионального образования - отражающая принцип равных исходных возможностей при получении образования, идею многообразия образовательных систем (при ориентации на единый конечный результат, закрепленный стандартами образования различного уровня); принцип сотрудничества преподавателя и студента в учебном процессе; принцип открытости высшей профессиональной школы;

гуманизация профессионального образования - его акцентированность на личности, приобретения личностной ориентированности, процесс, направленный на подготовку студента в стенах высшего учебного заведения к выполнению в будущем широкого спектра профессиональных и социальных функций, способствующие развитию социальной устойчивости и адаптации к внешним факторам;

стандартизация - ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта - набор обязательных учебных дисциплин в четко обозначенном временном поле;

многовариантность - создание в образовательной системе условия выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех, стимулирование студентов к самостоятельности и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного мышления;

многоуровневость - организация этапности образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам личности;

фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки студента к современной жизнедеятельности. Особое значение здесь придается глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана;

информатизация - связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения;

индивидуализация - учет и развитие индивидуальных особенностей студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания;

дифференциация - ориентация образовательных учреждений на достижения студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса;

интеграция профессиональных образовательных структур - заключается в том, что некоторая образовательная программа либо в полном объеме, либо частично реализуется в учебных заведениях различного уровня;

непрерывность - означает процесс постоянного образования - самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. В настоящее время реформирование высшей школы, в том числе педагогической, обусловлено не только вышеперечисленными факторами, но и осуществляется на основе теоретических положений личностно-ориентированного образования.

Остановимся на краткой характеристике некоторых концепций, определяемых самими авторами как личностно ориентированные и имеющих существенное значение для организации биологического образования будущих педагогов.

Аксиологическая концепция личностного воспитания (И.Б. Котова, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов). В данной концепции аксиологический (ценностный) подход состоит в определении гуманистической направленности образования как социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью. Социализация рассматривается как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а также как процесс саморазвития и самореализации личности. При этом воспитателю отводится функция организатора и ускорителя социализации. По мнению самих авторов, образование соответствует истинному предназначению, если оно создает условия для развития личности, способной освободиться от влияния функциональной заданности. В связи с этим задача педагогического образования состоит в подготовке учителя как творческой личности, способной к рефлексии и коррекции своих действий по осуществлению культурно-гуманистической личностно образующей функции. Сказанное всецело относится к личности учителя биологии.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе В.В. Сериков считает создание личностно ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой востребуется проявление личностных функций, когда требуется искать смысл, построить образ или модель своей деятельности, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую оценку чему-либо.

Проектирование личностно ориентированного обучения - особый тип педагогической деятельности, содержание и организационное оформление которого ориентировано на учет: а) типа психического развития обучающихся; б) личностных возможностей и особенностей самого педагога; в) психологически адекватного представления для обучающегося специфики предмета изучения.

- отношение к обучающемуся как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

- отношение к педагогу как посреднику между обучающимся и культурой, способному вести его в мир культуры и оказывать поддержку в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

- отношение к учебному заведению как целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Автор концепции считает возможным в качестве глобальной цели личностно ориентированного образования рассматривать человека культуры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Таким образом, главное положение данной концепции вытекает из ценностного отношения к человеку как самоцели, а не средству. Именно это положение концепции для нашего исследования представляется особенно важным.

Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С.В. Кульневич). Ведущей идеей концепции является идея формирования личностных структур сознания как источника и механизма самоорганизуемого творчества.

Заметим, что идея о приоритетной роли личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации достаточно полно разработана в феноменологических и синергетических исследованиях сложных неравновесных систем Р.Г. Баранцев, Е.Н. Князева, И. Пригожий, Г. Хакен, С.С. Шевелева и др.. Она базируется на синергетической трактовке феномена самореализации, который состоит в способности системы к самопреобразованию в новое качество, т.е. к саморазвитию.

С.В. Кульневич выделяет методологически значимые положения:

- система (личности, образования) сама формирует свою границу;

- развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично;

- концепции самоорганизации - это своеобразное противоядие против доктринальной идеологии в образовании;

- концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования;

- одним из элементов тонкого и мягкого регулирования имеет смысл рассматривать процесс подготовки будущего учителя, во многом сохраняющий параметры стихийности;

Все выделенные положения имеют существенное значение для организации биологического образования в вузе.

По О.С. Газману свободоспособность - способность к автономному существованию; способность независимо (учитывая, но и преодолевая биолого-социальную заданность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.

Информационная модель открытого образования (О.П. Околелов). В системе открытого образования широко используются телекоммуникационные и информационные технологии, методы и средства дистанционного обучения. Техническую часть открытого образования составляют: 1) локальная компьютерная сеть центра обучения, связывающая систему управления учебным заведением, его подразделения, учебно-методическое управление, библиотеку; 2) персональные компьютеры или локальные вычислительные сети терминальных пунктов; 3) технические средства выхода в Internet, обеспечивающие связь компьютерных систем центра и терминальных пунктов.

В систему открытого образования включаются: информационно-образовательная среда, позволяющая реализовывать технологии дистанционного образования; открытая система обучения, предоставляющая индивиду возможность иметь собственную модель обучения; электронный учебный курс как дидактическая система. Каждый обучающийся (независимо от форм организации учебных занятий) имеет индивидуальную программу, позволяющую разумно и экономно использовать психические и физиологические возможности целесообразно отбирать содержание, формы, приемы и методы самостоятельной работы.

Главной характеристикой информационной модели открытого образования является ситуативное обучение, т.е. процесс, происходящий на основе последовательного разрешения обучающимся проблем, возникающих в образовательных ситуациях.

В условиях информационно-образовательной среды обучающийся вынужден выполнять процедуры, свойственные технологиям самообразования: проектировать собственную модель обучения, формировать его содержание, организовывать собственную познавательную деятельность

Обобщая анализ концепций личностно-ориентированного образования, следует отметить, что все они позволяют осуществить их проекцию на биологическую подготовку учителя, переосмыслить роль и место специальной подготовки в педагогическом образовании: акцент переносится с овладения предметом как главной цели на владение предметом преподавания как средством развития обучающегося. В своей основе эти концепции опираются на культурно-исторический и деятельностный подходы А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, А.А. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин.

Наряду с концептуальным, в современной педагогике используется так называемый парадигмальный подход. Парадигма в педагогике - это устоявшаяся точка зрения, определенный стандарт, образец в ' решении образовательных и исследовательских задач. Педагогическая парадигма представляет собой модель, используемую для решения не только исследовательских, но и практических задач. Необходимость в новой образовательной парадигме возникает в связи с переходом к новому типу мышления и действия, новым способам преобразования действительности.

Сущность парадигмального подхода раскрывается некоторыми исследователями (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов) как способ анализа педагогического процесса на основе бинарных оппозиций. Так, педагогический процесс может быть направлен на социум (интересы общества, государства) или на личность (индивидуально-личностное развитие), взаимоотношения его субъектов могут быть авторитарными или гуманистическими, содержание знаниевым или развивающим, технологии рассчитаны на передачу культурно-исторического опыта или на развитие его личностного (культурно-генетического) творческого потенциала, образовательные институты могут быть ориентированы на государство или на демократическое общество. Таковы бинарные оппозиции, определяющие парадигму образования.

По мнению М.В. Кларина, в мировом образовательном процессе в настоящее время действуют три основные парадигмальные модели образования:

2) рационалистическая, ставящая в центр внимания не содержание, а эффективные способы усвоения различных видов знаний;

3) гуманистическая (феноменологическая), рассматривающая обучающегося как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии.

Как нам представляется, сегодня можно говорить о существовании двух образовательных парадигм: формирующей (традиционной) и развивающей (личностно ориентированной), каждой из которых присущ свой, специфический набор концепций, описывающих цели, содержание и процесс воспитания и обучения. Несомненной новизной отличается развивающая парадигма.

Первая и главная особенность ее состоит в том, что обучающийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Он ставится в положение исследователя, ищет способы решения поставленных задач, сам ставит проблемы и решает их, не усваивает готовые знания, а открывает, находит их.

Вторая особенность развивающего обучения заключается в том, что оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Разработанные мыслительные механизмы позволяют студенту далее саморазвиваться, самообразовываться, саморегулироваться, делают его более свободным и независимым от настроений преподавателя.

Четвертая особенность состоит в том, что процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания, на движении мысли от общего к частному, на обобщениях.

Эти четыре выделенные нами особенности, по сути, есть признаки, по которым можно отличить развивающее обучение от традиционного.

В основе развивающего обучения лежит идея приоритетного формирования теоретического знания перед эмпирическим, рассудочным. Делается это посредством регулирования отношений эмпирических и теоретических знаний, получаемых в процессе обучения. В науке установлены различия между эмпирическими и теоретическими знаниями. Оперируя, регулируя, дозируя получение и переработку эмпирических и теоретических знаний, педагог направляет их на развитие студентов.

По всей видимости, такой процесс подвластен только творческой личности. В данном случае мы имеем в виду творческость как проявление личностного и профессионального в педагоге высшей школы.

Следует отметить, что реализация на практике современных концептуальных и парадигмальных идей связана с формированием адаптивной образовательной среды и технологии управления ею. Это требует четких методологических подходов к организации обучения студентов. На наш взгляд, в качестве определяющих должны использоваться системно-деятельностный, синергетический, коммуникационно - диалогический, культурологический, личностно - ориентированный, деятельностный, имитационный и сущностный подходы. Остановимся на их краткой характеристике.

Системно-деятельностный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.

Коммуникационно-диалогический подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых конечных результатов.

Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.

Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.

Сущностный подход - дидактический конструкт, предполагающий выявление комплекса внутренних связей и отношений зависимости между наблюдаемыми в практике обучения явлениями, вскрытие их причин, как правило, не лежащих на поверхности и не поддающихся выявлению на уровне ощущений. Реализация сущностного подхода предполагает скрупулезное исследование феноменологически наблюдаемых особенностей педагогических явлений, выявление причин и механизмов, обусловливающих тот или иной характер их протекания. Помимо этого необходимо выяснить, только ли одна, наиболее очевидная, причина является главной пружиной конечного результата, к каким другим последствиям может привести действие выявленного в процессе причинного анализа фактора, какие факторы являются значимыми, а какими можно пренебречь, при каких условиях первоначально выделенный в качестве значимого фактор может потерять эту значимость, а при каких - первоначально пренебрегаемый фактор может стать значимым. Итогом практической реализации сущностного подхода является, как правило, всестороннее обоснование педагогической системы, педагогические условия реализации заданного отношения в учебном процессе. А в нем определена степень эффективности предложений автора, проведен сравнительный анализ нескольких выбранных приемов и способов достижения поставленной цели, четко выявлены условия и ситуации, при которых все предлагаемое имеет ограниченную область применимости или приводит к результату, обратному ожидаемому.

Учитель английского языка

Гусева Анна Александровна

В настоящее время все большей популярностью пользуется личностно – развивающее обучение. В концепции личностного – ориентировочного образования определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Таким образом, личностно – ориентированное образование есть система построения взаимосвязи учения, обучения и развития. Это целостный образовательный процесс, отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса[9;34].

Сегодня в нашем образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность учителям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Преподавание английского языка в общеобразовательной школе не является исключением, оно должно решать задачи, поставленные перед современной школой:

- развивать устойчивый интерес к странам изучаемого языка;

- повышать уровень мотивизации к изучаемому иностранному языку;

- развивать навыки монологической и диалогической речи;

- способствовать развитию у учащихся мышления, памяти, внимания и творческого воображения;

- воспитать любовь и уважительное отношение к окружающим.
- научить разбирать падежи в английском языке

Данные задачи долговременные, поэтому их реализацию следует начинать с пятого класса, применяя принципы, методы и технологии, приемлемые для современной школы.

Личностная парадигма в ЛОО является новой системой ценностей, образующаяя базис педагогического сознания и преодолевающая традиционные каноны авторитарного учительского мышления. Ведущей из таких ценностей является ценностное человеческое бытие, в центре внимания которого личностная ситуация [7;57].

Для повышения уровня владения языком учителя используют личностные ситуации, оказывающие эмоциональное воздействие на школьников во время урока, вызывающие и поддерживающие их интерес к обучению, позволяющие им самоутвердиться. Личностная ситуация и создание благоприятной учебной атмосферы – одно из существенных условий, влияющих на уровень активности учебной деятельности учащихся.

Психолого-дидактическая концепция личностно ориентированного обучения (И.С.Якиманская)

В нашей стране концепция личностно ориентированного обучения с позиций психологии разработана И.С.Якиманской. В качестве основных сфер возникновения и осознания субъектного опыта автор рассматривает не целостную жизнедеятельность, а лишь сферы познания и учебной деятельности. Поскольку главное назначение обучения, по И.С. Якиманской, состоит в том, чтобы преобразовывать, шлифовать, обогащать субъективный опыт, то в ее концепции основное внимание уделяется технологии личностно ориентированного обучения, основной целью которого автор считает развитие индивидуальности ученика . Поэтому основанием технологии личностно ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию личностно ориентированного образовательного процесса:

- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможности самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями[8;100].

Основной формой обучения в концепции И.С.Якиманской выступает урок, но не традиционный, а личностно ориентированный, концентрирующий все вышеизложенные положения организации личностно значимого учения:

- использование разнообразных фыорм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п. ;

- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Аксиологическая концепция личностного воспитания

(И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н. Шиянов)

Аксиологический (ценностный) подход является основой всех гуманистических концепций. В данной концепции он состоит в определении гуманистической направленности образования как социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью.

Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной сфере; ценности, удовлетворяющие потребности в общении и расширяющие его круг; ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности.

По мнению этой группы исследователей, образование соответствует истинному предназначению, если оно создает условия личностей, способных освободиться от влияния функциональной заданности.

Дидактическая модель личностно-ориентированного образования

(В.В.Сериков)

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе В.В.Сериков считает создание личностно ориентированной ситуации (формируется его субъективный опыт).

Проективная модель личностно ориентированного обучения

Н.И.Алексеева

В модели, разработанной Н.И.Алексеевым, сущность личностно ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося. Проектирование личностно ориентированного обучения –особый тип педагогической деятельности, содержание и организационное оформление которого ориентировано на учет:

а ) типа психического развития учащихся;

б ) личностных возможностей и особенностей педагога;

в ) психологически адекватного представления для учащегося специфики предмета.

Тип психического развития учащегося, по Н.И.Алексееву, детерминирован направленностью обучения – инструментальной или культурологической. В первом случае развиваются, в основном, когнитивные способности личности как инструменты познания: память, внимание, мышление и самостоятельность и активность в познании; во втором – развивается ценностно-эмоциональная сфера личности, ее личностные отношения к миру, деятельности, себе, его личностная позиция.

В заключении отметим, что появление различных концепций личностно ориентированного образования в отечественной и зарубежной педагогике знаменует начало нового этапа развития мировой педагогической мысли, особенности которого состоят в следующем:

- меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических ценностях и культурных формах взаимодействия его участников;

- изменяется представление о личности, которая, кроме

социальных качеств, наделяется различными субъектными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.д., в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом.

Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Подводя итоги, следует сказать, что;

1. При реализации личностной ситуации деятельность учащихся протекает в атмосфере приподнятости, легкости, непринужденности, доверительности и сотрудничества. Душевный подъем и напряженности обучении открывают путь к утверждению творческого, коллективистского отношения учащихся к учебе, своему окружению.

2. Успешность организации личностно-ориентированного обучения на занятиях зависит от того, как отобран и организован учебный материал, как он представлен в УМК.

3. Одним из важнейших условий активизации учащегося является присвоение ему определенной роли в процессе использования различных игровых форм обучения, в первую очередь, ролевых игр.

4. Важно, чтобы вся учебная деятельность была мотивированной.

Список литературы:

  1. Алексеев Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень : Тюм ГУ, 2008 – 102с.
  2. Бондаревская Е. В. Педагогика. – М.; Учитель, 1999. – 558 с.
  3. Рабинович Ф. М. Личностная ситуация на уроке. Иностранные языки в школе, №1 – С.9-16
  4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. – Волгоград, 2004. – 100 с.
  5. Якиманская И. С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979. – 144 с.
  6. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: сентябрь, 1996. – 96 с.
  7. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования.- М.: Просвещение, 2008. – 109 с.

8. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитания.– Ростов, 2008. – 97 с.

Читайте также: