Ак мечеть симферополь кратко
Обновлено: 05.07.2024
Симферополю повезло быть столицей не только у скифов и русскоязычных крымчан. Он славился как один из духовных центров у крымских татар, проживавших здесь дольше остальных обитателей Тавриды. Напоминанием об этом до сих пор служит один из архитектурных объектов культурного наследия – мечеть Кебир-Джами. В Симферополе ее знает все местное население. Отзывы называют ее одной из самых ярких достопримечательностей главного полиса региона, что неспроста.
СОДЕРЖАНИЕ
Где расположена мечеть в Симферополе?
Кебир-Джами на карте Крыма
История создания мусульманского храма
Советская власть соборное сооружение не тронула, но уже в период Великой Отечественной войны, судя по записям в городских хрониках, оно оказалось в весьма запущенном состоянии. Восстанавливали его несколько раз. Последняя реставрация датируется осенью 1991 г. К этому времени здания Кебир-Джами уже два года принадлежали местной мусульманской общине, которая и попросила городскую администрацию подновить мечеть.
С приходом Крыма в Россию количество посетителей у данного объекта в разы увеличилось. Некоторые визитеры приходят сюда совсем не из праздных побуждений. Однако значительная часть отдыхающих просто наслаждаются внешним видом религиозного комплекса, раскинувшегося в прекрасном Симферополе.
Интересные факты и легенды
Кебир-Джами – как объект для посещения
Сейчас старая Соборная мечеть в Симферополе считается основной пятничной святыней Крыма. Комплекс также состоит из библиотеки татар Крыма и медресе. В этом же тесном пространстве расположились Духовное управление магометан Крымского полуострова и резиденция для муфтия.
Главное здание – невысокое сооружение с двускатной крышей, покрытой черепицей. Линии его силуэта необычайно просты, как и в древние времена. Габариты также остались прежними – 7 на 7 метров. Наверху возвышается минарет из известняка. Его венчает традиционное конусовидное перекрытие с полумесяцем. Внутреннее убранство впечатляет больше. Интерьер украшен множеством росписей зеленых оттенков.
Прийти в мечеть туристы могут в любой день. Но путешественникам-иноверцам нечего здесь делать, когда читают намаз. На входе путников просят разуться. Все женщины, в том числе туристки, обязаны повязать на голову платок. Прежде, чем делать фото внутри, любителям интересных мест надо испросить разрешения у имама.
Как добраться (доехать)?
На машине от центра Симферополя до Кебир-Джами добраться вы сможете так:
Туристу на заметку
Многим из россиян запоминается именно религиозный Симферополь. Мечеть Кебир-Джами – один из красивых памятников культовой архитектуры четырех различных религий, ярко представленных в списке столичных достопримечательностей. Приезжие, которые относят себя к верующим мусульманам, обязательно посещают эту святыню, участвуя во всех службах. Впрочем, архитектурный комплекс окажется интересен даже обычному отпускнику – настолько сильно он напоминает древние сооружения Крыма. В заключении предлагаем небольшое видео о нем, приятного просмотра!
По имеющимся сведениям возникновение Ак-Мечети у подножия горы с руинами древнего Неаполя относится ко второй половине или концу 15 века. Возникновение названия поселения вполне объяснимо — большое, двухэтажное, белое здание мечети не могло не производить большого впечатление на полукочевников.
Симферополь. К. Боссоли
Важность и удачное расположение Ак-Мечети определялось целым рядом факторов. Не случайно она становится своеобразным центром, где размещается резиденция Калги-Султана — второго лица в Крымском ханстве. Кроме этого город являлся центром акмечетского каймаканства — по свидетельству барона Ингельстрема (Крым делился на шесть каймаканств).
К сожалению, в настоящее время у нас совсем не много сведений о развитии города в этот период. Так в описании доминиканского монаха Жана де Люка в 1625 г. следует перечисление городов Крыма, Ак-Мечети в этом списки нет. Однако далее автор сообщает, что Калга-Султан имеет два дворца, которые построены в Ак-Мечети.
Симферополь. Татарская мечеть
Симферополь. Татарская мечеть
Особый колорит Ак-Мечети придавали мечети и, прежде всего, их минареты. Как уже отмечалось, по камеральному описанию в городе было семь мечетей, одно медресе и три мектеба. С большой долей уверенности можно утверждать, что до 1736 года их было больше. Многие из них сильно пострадали в результате разгрома города русскими войсками во главе с фельдмаршалом Минихом. Позже часть из них удалось восстановить (об этом свидетельствуют надписи в мечетях), а часть пострадала на столько, что их уже не восстанавливали. В последующее время количество мечетей в Симферополе то увеличивалось, то немного уменьшалось (по самым разным причинам). Из имеющихся сведений нам известно, что они находились в самых различных частях города, составляя своеобразные кварталы, приходы. Известно и название целого ряда мечетей: Кебир-Джами, Ак-Мечеть, Базар-Джами, Тохал-Джами, Джума-Джами, Аджи-Куртий-Джами, Ени-Джума-Джами.
Симферополь. Старинная татарская мечеть
Архитектор разнообразил главный фасад путем варьирования окон; в нижнем ярусе прямоугольного очертания без наличников; в верхнем — крупного, тоже лишенного, каких-либо профилей.
Живописность зданию придавала трехскатная деревянная крыша с яркой желобчатой черепицей и колоннообразный, сравнительно невысокий минарет грубой тески, выложенный из штучного камня известняка и увенчанный полумесяцем. Декор сведен к минимуму, скромность и аскетизм характеризовали внешний архитектурный облик соборной мечети.
Михраб и мимбер мечети Кебир-Джами. Рис. Архипова
Образец каллиграфии. Почерк сулье. Иран. XVII в.
Сура из Корана в орнаменте. Образец арабской книжной графики. XIV в.
Интеллектуальное досье. Каллиграфия
Главный фасад медресе в Симферополе. Рис. Е. Крикуна
Белова С.А. отмечает: «. Рядом с медресе находилась столовая для бедных прихожан, средства на содержание которых поступали из доходов вакуфных земель мечети.
Кебир-Джами. Фото В. Рябцева
В настоящее время Кебир-Джами восстановила свой статус общественно-религиозного центра крымскотатарского народа. По проекту архитектора Шухалилова в 90 годы были проведены большие ремонтно-реставрационные работы, позволившие восстановить древнейшую мечеть нашего города.
Симферополь. Военная татарская мечеть
Гробницы азисов служат местами посещения правоверных во дни житейских невзгод, болезней и прочих бед. Страждущие неизлечимыми болезнями и другие больные с благословением обходят вокруг гробниц азисов, молятся, кладут лоскутки от своих одежд, преимущественно зеленого или красного цвета, как бы оставляя здесь вместе с ними свои болезни, и, в полной уверенности на милость азиса, спокойно расходятся.
В Симферополе же, как показала наша разведывательная экскурсия, пока ничего для этого не делалось, да и сначала стоило бы привести в хоть какой-либо порядок этот средневековый уголок.
Первоначально дома старинной Ак-Мечети имели главную особенность — каждый дом представлял собой небольшой двор, в который был вход с улицы, все окна смотрели только во двор, внешних окон не должно было быть. Хозяйка должна была смотреть за хозяйством, а не на прохожих. За последние полсотни лет такие дома перестраивались, были пробиты окна и на улицу, но эта старинная система проглядывается в домах.
Путешественник Эвлия Челеби в XVII веке посетил Крым и Ак-Мечеть. Что его здесь удивило — местные дервиши плохо знали мусульманство, но зато хорошо разбирались в православии. Приведем этот диалог:
— Ты мусульманин?
— Нет я суфи.
— Если ты суфи, то скажи, кем были отец и мать нашего Пророка?
— Не знаю, кем были его отец и мать, но мать Иисуса, Пророка казаков. была мать Мария, и наши казаки любят его доброго отца.
Заинтересовали нас и татарские названия улиц до революции — известно, что в те времена власти не занимались переименованиями уже существующих улиц. Так вот, на старинной карте удалось найти всего полдюжины таких названий. Это улицы Акмечетская (Таврическая), Карасубазарская (Белогорская), Кади-эскерская и Мечетская (вдвоем ныне составляющими одну улицу — Краснознаменную), а также переулки Магометанский (Ефремова) и Каябашный (Подгорный). Стоило бы, наверное, вернуть улицам их старинные имена, хотя бы для экзотики. (Хотя такие похожие имена как Мечетская и Акмечетская, к тому же находящиеся рядом друг с другом, не совсем хороши).
Сохранились, правда, и старинные названия улиц. Так можно вспомнить — переулки Большой, Боковой, Караимский, Прямой, Тихий, Фельдшерский. Эти названия ничем не привлекли власти и им не дали новых имен, и они сумели сохранить себя в лихолетьях революций и войн. И стоит упомянуть и переулок Круглый, — который действительно имеет точную форму полукруга:
В Симферополе же, как показала наша разведывательная экскурсия, пока ничего для этого не делалось, да и сначала стоило бы привести в хоть какой-либо порядок этот средневековый уголок.
Первоначально дома старинной Ак-Мечети имели главную особенность — каждый дом представлял собой небольшой двор, в который был вход с улицы, все окна смотрели только во двор, внешних окон не должно было быть. Хозяйка должна была смотреть за хозяйством, а не на прохожих. За последние полсотни лет такие дома перестраивались, были пробиты окна и на улицу, но эта старинная система проглядывается в домах.
Путешественник Эвлия Челеби в XVII веке посетил Крым и Ак-Мечеть. Что его здесь удивило — местные дервиши плохо знали мусульманство, но зато хорошо разбирались в православии. Приведем этот диалог:
— Ты мусульманин?
— Нет я суфи.
— Если ты суфи, то скажи, кем были отец и мать нашего Пророка?
— Не знаю, кем были его отец и мать, но мать Иисуса, Пророка казаков. была мать Мария, и наши казаки любят его доброго отца.
Заинтересовали нас и татарские названия улиц до революции — известно, что в те времена власти не занимались переименованиями уже существующих улиц. Так вот, на старинной карте удалось найти всего полдюжины таких названий. Это улицы Акмечетская (Таврическая), Карасубазарская (Белогорская), Кади-эскерская и Мечетская (вдвоем ныне составляющими одну улицу — Краснознаменную), а также переулки Магометанский (Ефремова) и Каябашный (Подгорный). Стоило бы, наверное, вернуть улицам их старинные имена, хотя бы для экзотики. (Хотя такие похожие имена как Мечетская и Акмечетская, к тому же находящиеся рядом друг с другом, не совсем хороши).
Сохранились, правда, и старинные названия улиц. Так можно вспомнить — переулки Большой, Боковой, Караимский, Прямой, Тихий, Фельдшерский. Эти названия ничем не привлекли власти и им не дали новых имен, и они сумели сохранить себя в лихолетьях революций и войн. И стоит упомянуть и переулок Круглый, — который действительно имеет точную форму полукруга:
Читайте также: