Агрессия по фромму кратко

Обновлено: 07.07.2024

Фромм обобщил идеи и положения реформированного, социокультурного психоанализа, показал специфику философско-антропологической рефлексии. Это — первый том задуманной ученым многотомной систематизации психоанализа. Энциклопедический характер книги позволяет раскрыть широкую панораму биологических, социально-психологических, антропологических учений. Деструктивное и агрессивное в человеке философски переосмыслено Фроммом как проблема зла в индивиде, в социуме, в истории, в жизни человеческого рода.

Феномен деструктивности — проблема философско-соци-ально-антропологического характера. В значительной степени Фромм пытается метафизически опростить проблему зла, избавить ее от спекулятивных абстракций. Тема разрушительности рассматривается не абстрактно, а конкретно антропологически. Деструктивность — это свойство, рожденное человеком. Нет никаких оснований полагать, что человек приговорен к разрушительности. Она результат выбора человека, экзистенциальное™ человека.

Фромм критикует расхожий тезис, согласно которому агрессивное поведение людей имеет филогенетические корни, оно запрограммировано в человеке, связано с врожденным инстинктом. При такой постановке проблемы возникает опасность потери зоны индивидуальной ответственности: можно возложить вину за собственные поступки на биологическую природу или исторический опыт. Поэтому столь важен анализ Фромма человеческой природы.

Огромную методологическую ценность имеет дифференциация Фроммом феномена агрессии на доброкачественную, которая отчасти восходит к миру человеческих инстинктов, и злокачественную, которая коренится в человеческом характере, в человеческих страстях и за которыми стоят побуждения отнюдь не природного, но экзистенциального свойства. Проявления злокачественной агрессии — человеческая страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать. Фромм называет это качество деструктивностью и полагает, что ее природа социальна. Истоки деструктивности — особенности культуры и образа жизни человека. Ни у животных, ни у далеких предков человека (первобытных охотников и собирателей) деструктивность не выявлена. В отличие от животных человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей.

Доброкачественная агрессия. Поведение, связанное с обороной, ответной реакцией на угрозу, Фромм называет доброкачественной агрессией, потому что смысл, сверхзадача, заложенная в нее природой, заключается в сохранении жизни. Механизм доброкачественной агрессии передается человеку генетически, у человека и у диких зверей он практически аналогичен. Согласно наблюдениям биологов, данный вид агрессии весьма редко ведет к уничтожению соперника (ее главная функция в отпугивании нападающего).

Рассматривая первую категорию защитной агрессии, Фромм считает, что все виды должны иметь филогенетическую программу ответа на угрозу. Существует два ответа: гнев (ярость и атака); страх и бегство. Фромм, опираясь на данные физиологии, приходит к выводу, что особая часть головного мозга мобилизуется, когда животному или человеку что-то угрожает. Оба ответа биологически адаптивны и необходимо реактивны. Фромм не верит во внутренний драйв в агрессии. Потенциальные возможности для сражения или бегства появляются только перед лицом непосредственной угрозы. Когда она возникает, в живом существе рождается беспокойство — обеспокоенность за свои жизненные интересы. Это агрессивное поведение не мотивировано разрушением ради разрушения. Основной мотив — защитить себя. По Фромму, защитная агрессия встроена в животный и человеческий мозг и служит функцией защиты жизненных интересов.

Сознание разделяет человека и животного, поэтому формируются разные механизмы защитной агрессии. У человека более значимы сознательный и эмоциональный уровни. Если животные воспринимают только настоящую опасность, то человек наделен даром предвиденья, может осознать надвигающуюся опасность. Человек иногда реагирует и сопротивляется навязываемым идеям, пропаганде. И наконец, человек имеет более широкий, чем другие виды, уровень жизненных интересов, распрастраняю-щихся от необходимости в пище и крове до необходимости защиты своих ценностей и идеалов. Поэтому Фромм относит защитное агрессивное поведение к доброкачественной агрессии.

Концепция перенаселения была впервые выдвинута Мальтусом, который считал панацеей от всех драм человечества уменьшение численности населения (гуманными и негуманными способами). Фромм в отличие от Мальтуса видит решение этой проблемы совершенно в иной плоскости:

От аномии индустриального общества можно будет избавиться лишь при условии радикального изменения всей социальной и духовной структуры общества, т.е. когда индивид не только получит возможность жить в приличной квартире и нормально питаться, но когда его интересы будут совпадать с интересами общества, т.е. когда основными принципами нашей общественной и личной жизни станут не потребительство и враждебность, а дружелюбие и творческая самореализация. А это возможно и в условиях большой плотности населения, но при этом нужны другая идеология и другая общественная психология.

Система В — недеструктивное, но все же агрессивное общество. Деструктивность в нем также отсутствует, однако в обществе распространены индивидуализм, соперничество, иерархичность, а агрессивность, война считаются нормальными явлениями.

Дифференцированное исследование феномена агрессии позволило ученому доказать, что у человека биологически запрограммирована лишь оборонительная агрессия. Наиболее крайние проявления жестокости — деструктивность — социальный продукт. Этот вывод имеет огромное методологическое значение для всех социальных наук: если злокачественная агрессия не является врожденной, значит, она не может считаться неискоренимой.

Кроме того, Фромму удалось обнаружить еще один факт, имеющий важное методологическое значение: проявление доброкачественной агрессии у человека гипертрофировано социальными условиями бытия; их изменение также может значительно снизить уровень агрессии.

Доброкачественная (оборонительная) агрессия является фактором биологической адаптации. Нейрофизиологический механизм агрессии сходен у человека и животного. Однако Фромм вскрывает весьма важную особенность: при одном и том же нейрофизиологическом устройстве у человека проявляется более сильная агрессия, чем у животного. Причин этого несколько:

1. Животное воспринимает как угрозу только явную опасность. Механизм оборонительной агрессии у человека мобилизуется не только тогда, когда он чувствует непосредственную угрозу, но и тогда, когда явной угрозы нет. То есть чаще всего человек выдает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.

3. Человек, как и зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера витальных интересов у человека значительно шире, чем у зверя. Человеку для выживания необходимы не только физические, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие, чтобы сохранить способность выполнять свои функции. Для человека все, что способствует психическому комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит телесному комфорту.

Развитие индивидуализма в современном обществе также способствует росту агрессии человека. Индивидуализм, развиваясь, трансформируется в эгоцентризм. По Фромму, эгоист — это человек-нарцисс, который интересуется только собой. У него утрачиваются способности к объективной оценке самого себя и окружающих. Ценность чужой человеческой жизни становится все меньше и меньше. В процессе межгрупповых конфликтов (идеологическая обработка солдат на войне или восприятие криминальной субкультуры) используются механизмы деперсонификации человека. Все, кто не входит в группу, деперсонифицируются. Они уже не люди, а объекты. Им присваивают соответствующие прозвища, главное назначение которых затруднить видение в противнике человека.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья .

Тут вы можете прочитать о характеристиках и признаках агрессии →

Фромм

По концепции Фромма, агрессивность делится на доброкачественную и злокачественную, или деструктивную. Первый тип относится к инстинктивным реакциям, тогда как второй – явление экзистенциального свойства, исключительно социальное, его истоки лежат в характере человека.

Также по мнению ученого агрессивность – очень сложное явление, сочетающее в себе как генетические предпосылки, так и обусловленность социальными и прочими причинами. Он доказал, что биологически в человеке заложена лишь оборонительная, защитная агрессия. Проявление жестокости, деструктивность – продукт социума.

Аммон

Гюнтер Аммон развил собственную теоретическую концепцию, начало которой было положено новым определением агрессивности, как конструктивной силы, двигателя жизни и креативности.

Ученый называет три основных вида агрессии:

  • конструктивная
  • деструктивная
  • дефицитарная

При этом изначально присутствует только конструктивная агрессия, являющаяся центральной в развитии личности, впоследствии трансформирующаяся под действием социального окружения.

Фрейд

Имя Зигмунда Фрейда, автора знаменитой Теории бессознательного, известно во всем мире. Однако психоаналитик работал и над проблемами агрессивности, совместно с дочерью, Анной Фрейд, создав Теорию влечения.

Суть этой теории в том, что человеческая агрессия инстинктивна и неизбежна по своей природе. По Фрейду, человек сочетает в себе два наиболее важных инстинкта: сексуальный (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первый направлен на сохранение и продолжение жизни, второй – на разрушение и смерть.

Лоренц

Конрад Лоренц предложил эволюционный подход, согласно которому агрессия базируется на природном инстинкте борьбы за выживание. Ученый считал, что агрессивная энергия вырабатывается в организме человека непрерывно и постоянно, прорываясь под действием определенных стимулов в случае превышения предельного количества.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники .

Также по теории Лоренца любые живые существа имеют способности к подавлению агрессии. При этом опасные хищники имеют сильные сдерживающие центры, а люди, относящиеся к менее опасным, сдерживаются слабо – этим объясняется высокий уровень насилия людей по отношению к своему виду.

Басс-Дарки

Теория Арнольда Басса говорит о том, что агрессия – это любой вид угрожающего или наносящего ущерб поведения. Басс разделял понятие агрессии и враждебность, которую он определял, как развивающую негативные чувства реакцию.

  • Физическая агрессия;
  • Вербальная агрессия;
  • Косвенная агрессия;
  • Раздражение;
  • Негативизм;
  • Обида;
  • Подозрительность;
  • Чувство вины.

Сейчас метод диагностики состояния агрессии Басса-Дарки пользуется большой популярностью по всему миру.

Бандура

Альберт Бандура, известнейший канадский и американский психолог, которому сейчас 93 года, разработал теорию социального научения, постулатом которой является то, что кроме фрустрированности и неудовлетворенности потенциальный агрессор должен иметь пример для подражания.

Усвоение последовательности агрессивный действий по Бандуре происходит через наблюдение или непосредственный опыт.

Это интересно

Широко известен эксперимент Альберта Бандуры с куклой Бобо, проведенный в начале шестидесятых годов. Этот эксперимент доказал, что те дети, которые наблюдали агрессивное поведение, чаще его впоследствии демонстрировали.

Причем подопытные имитировали поведение взрослых своего пола, то есть мальчики – мужчин, девочки – женщин. Кроме того, мальчики проявляли физическую агрессию чаще девочек.

Берковиц

Леонард Берковиц – ведущий мировой ученый, исследовавший альтруизм и агрессию человека. Его перу принадлежат более ста семидесяти трудов по психологии.

Берковиц выдвинул теорию, согласно которой агрессию порождают особенные стимулы, названные им аверсивными. Под действием этих стимулов, причиняющих боль, фрустрацию и дискомфорт, человек становится готовым проявить агрессию. Однако для ее окончательного проявления нужен посыл. Этим посылом для человека может стать любая вещь или явление, связанное в его сознании с физической или вербальной агрессивностью.

Всю подробную информацию об агрессии вы можете прочитать в нашей главной статье Агрессия — что это, причины, 7 научных теорий, методы борьбы →

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья .

Александр Горбунов

Я главный редактор сайта турбо-суслик.орг. Спасибо за Ваше время! Надеюсь, публикация была Вам полезна.

Феномен деструктивности — это философско-социально-антропологическая проблема. Фромм в значительной степени пытается метафизически осмыслить проблему зла, освободить ее от спекулятивных абстракций. Вопрос деструктивности рассматривается в конкретных антропологических терминах, а не абстрактно. Деструктивность — это врожденная черта человека. Нет никаких оснований считать, что человек обречен на деструктивность. (Экзистенциализм — это особое течение в философии ХХ века, которое подчеркивает уникальность человеческого состояния и провозглашает его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно с родственными направлениями персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) своей сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы) человека.

Предпосылкой теории деструктивности Фромма является то, что сравнивать людей с животными неправильно. «Человек отличается от животных именно тем, что он убийца. Он — единственный представитель приматов, который без биологических или экономических причин мучает и убивает своих соплеменников и при этом находит в этом удовольствие. Ученый открывает человечеству неприкрытую правду:

По мере развития цивилизации степень разрушительности возрастает (а не наоборот). Действительно, концепция врожденной деструктивности относится скорее к истории, чем к предыстории. Ведь если бы человек был наделен только биологически адаптивной агрессией, как его животные предки, он был бы относительно мирным существом; и если бы среди шимпанзе были психологи, проблема агрессии вряд ли волновала бы их настолько, чтобы писать о ней целые книги.

Фромм критикует популярный тезис о том, что агрессивное поведение у людей имеет филогенетические корни, запрограммировано в человеке и связано с врожденным инстинктом. Такая постановка проблемы чревата потерей сферы индивидуальной ответственности: Вину за свои поступки можно возложить на биологическую природу или исторический опыт. Вот почему анализ человеческой природы, проведенный Фроммом, так важен.

Деструктивное сознание - Злокачественная и доброкачественная агрессия

Злокачественная и доброкачественная агрессия

Разделение Фроммом агрессии на доброкачественную, которая частично восходит к миру человеческих инстинктов, и злокачественную, которая коренится в человеческом характере, в человеческих страстях, и за которой стоят мотивы, вовсе не природные, а экзистенциальные, имеет огромную методологическую ценность. Проявлениями злокачественной агрессии являются страсть человека к абсолютному господству над другим живым существом и стремление к разрушению. Фромм называет эту черту деструктивностью, подразумевая, что ее природа социальна. Он называет это явление деструктивностью и считает, что оно имеет социальную природу. Ни животные, ни наши предки (примитивные охотники-собиратели) не умели распознавать деструктивность. В отличие от животных, люди проявляют деструктивность независимо от угрозы самосохранению и вне контекста удовлетворения потребностей.

Доброкачественная агрессия. Фромм называет поведение, связанное с защитой, ответом на угрозу, доброкачественной агрессией, потому что целью, присущей ему сверхзадачей, является сохранение жизни. Механизм доброкачественной агрессии передается человеку генетически; он практически одинаков у людей и диких животных. По наблюдениям биологов, этот вид агрессии очень редко приводит к уничтожению соперника (его основная функция — отпугнуть нападающего).

  1. Защитное поведение;
  2. Псевдоагрессия;
  3. Поведение, предполагающее причинение вреда другому, но изначально не мотивированное на это.

Рассматривая первую категорию оборонительной агрессии, Фромм считает, что у всех видов должна быть филогенетическая программа реагирования на угрозу. Есть два варианта ответа: Гнев (ярость и нападение) и страх и бегство. На основании физиологических данных Фромм делает вывод, что определенная часть мозга мобилизуется, когда животное или человек чувствуют угрозу. Обе реакции являются биологически адаптивными и должны быть реактивными. Фромм не верит во внутренний драйв агрессии. Потенциальные возможности для борьбы или бегства возникают только перед лицом непосредственной угрозы. Когда он появляется, в существе возникает страх — беспокойство за собственные жизненные интересы. Это агрессивное поведение не мотивировано разрушением ради разрушения. Основным мотивом является самозащита. Согласно Фромму, оборонительная агрессия встроена в мозг животных и человека и служит для защиты жизненно важных интересов.

Сознание разделяет людей и животных, поэтому формируются разные механизмы защитной агрессии. У людей более значимыми являются сознательный и эмоциональный уровни. В то время как животные воспринимают только реальные опасности, человек наделен даром предвидения и может распознать надвигающуюся опасность. Человек иногда реагирует и сопротивляется навязанным идеям и пропаганде. Наконец, у людей более широкий уровень жизненных интересов, чем у других видов, начиная от потребности в пище и крове и заканчивая необходимостью защищать свои ценности и идеалы. Поэтому Фромм классифицирует оборонительное агрессивное поведение как доброкачественную агрессию.

Агрессивность и война

На примере Первой мировой войны Фромм показывает, что она была вызвана экономическими интересами и политическими амбициями элит ведущих мировых держав, а не потребностью различных народов выплеснуть свою агрессию. Война — это не просто стратегия достижения экономических и политических целей. Она дает противоборствующим сторонам очень тонкие и сложные эмоциональные мотивы, приводит к серьезной переоценке ценностей и позволяет вырваться из рутины повседневной жизни. На первый план выходят такие чувства, как альтруизм, солидарность и многие другие. «Это своего рода косвенный протест против несправедливости, неравенства и скуки, которые пронизывают общественную жизнь в мирные дни.

О причинах войн Фромм пишет: «…войны прошлых эпох были обусловлены не накопленной энергией биологической агрессивности, а инструментальной агрессией политических и военных элитных групп. Он подтверждает это данными о частоте войн — от примитивных культур до высокоразвитых. Поэтому неправильно и слишком примитивно возлагать ответственность за деструктивность и агрессивность на человеческие инстинкты. Причины деструктивности носят более сложный социокультурный характер и напрямую связаны с развитием цивилизации.

Исследователи в области психологии животных констатируют очень важный научный факт: «Нет никаких доказательств того, что у большинства млекопитающих есть спонтанный агрессивный импульс, который хранится и сдерживается до подходящей разрядки. «Человек — единственный вид среди млекопитающих, способный на садизм и убийство в больших масштабах.

Аномия

Процессы урбанизации противоречат человеческой природе: «Обитатели клетки превращаются в злобную массу: напряжение никогда не спадает, никто никогда не выглядит счастливым, постоянно слышны шипение и рычание.

Жизнь в социальном зоопарке, где решетки невидимы, но столь же прочны, является аналогом аномии, разоблаченной Эмилем Дюркгеймом:

Концепция перенаселения была впервые выдвинута Мальтусом, который считал, что панацеей от всех бед человечества является сокращение населения (гуманными и негуманными средствами). Фромм, в отличие от Мальтуса, видит решение этой проблемы на совершенно другом уровне:

Аномия индустриального общества может быть устранена только при условии радикального изменения всей социальной и духовной структуры общества, то есть если человек получит не только возможность жить в приличной квартире и нормально питаться, но если его интересы совпадут с интересами общества, то есть если главными принципами нашей общественной и личной жизни станут не потребительство и враждебность, а доброта и творческая самореализация. И это возможно даже в условиях высокой плотности населения, но при этом нам нужна другая идеология и другая социальная психология.

Система B — не деструктивное, но все же агрессивное общество. Деструктивность также отсутствует, но индивидуализм, соперничество, иерархия, а также агрессия и война считаются нормальными явлениями.

Путем дифференцированного изучения феномена агрессии ученый смог доказать, что только оборонительная агрессия биологически запрограммирована у человека. Самые крайние проявления жестокости — деструктивность — являются социальным продуктом. Этот вывод имеет большое методологическое значение для всех общественных наук: Если злобная агрессия не является врожденной, то ее нельзя считать неискоренимой.

Кроме того, Фромму удалось открыть еще один факт, имеющий важное методологическое значение: человеческое проявление доброкачественной агрессии гипертрофируется социальными условиями бытия; его модификация также может значительно снизить уровень агрессии.

Различия между людьми и животными в проявлении агрессии

Доброкачественная (оборонительная) агрессия является фактором биологической адаптации. Нейрофизиологический механизм агрессии схож у людей и животных. Однако Фромм указывает на очень важную особенность: При одинаковой нейрофизиологической структуре люди проявляют более сильную агрессию, чем животные. На это есть несколько причин:

Человек, как и животное, защищается, когда что-то угрожает его жизненным интересам. Однако сфера жизненных интересов человека гораздо шире, чем у животного. Для выживания человеку нужны не только физические, но и психические условия. Он должен поддерживать определенное душевное равновесие, чтобы сохранить свою способность функционировать. Для человека все, что способствует душевному благополучию, так же важно с точки зрения жизни, как и все, что служит физическому благополучию. Агрессия Психоанализ Фромм

Социальные условия способствуют подавлению уверенности людей в себе. Подавленное состояние души может вызвать чувство тревоги без всякой причины. «Тревога, как и боль, — очень неприятное чувство, и люди пытаются избавиться от него любой ценой….. Одним из наиболее эффективных методов подавления тревоги является агрессия.

Развитие индивидуализма в современном обществе также способствует росту человеческой агрессии. Индивидуализм в процессе своего развития превращается в эгоцентризм. Согласно Фромму, эгоист — это нарцисс, которого интересует только он сам. Он теряет способность объективно оценивать себя и других. Ценность жизни других людей снижается. В процессе межгрупповых конфликтов (идеологическая обработка солдат на войне или восприятие криминальной субкультуры) используются механизмы деперсонализации человека. Все, кто не является частью группы, обезличиваются. Они больше не люди, а предметы. Им дают соответствующие прозвища, главная цель которых — затруднить восприятие врага как человека.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Агресси́вное поведение, Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. [1]

Содержание

Подходы к определению агрессии

Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

Несмотря на большое число подходов, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

"Роль гнева в психическом развитии, особенно в динамике таких ужасных переживаний, которые способны разрушить все поступательное движение жизни, давно известна. Латинские ученые и поэты Сенека и Плутарх много писали о гневе. В недавней работе [когда?] Аверил [кто?] сообщает, что примерно 90 лет назад [когда?] известный американский психолог Дж. С. Холл насчитал около 2200 состояний гнева, описанных в его исследованиях. На сегодняшний день различные школы психологии активно изучают гнев и обсуждают, как с ним бороться, как избавляться от него и как его использовать. [6]

Причины агрессии

Агрессия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

Причины агрессии изучались многими исследователями — Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы — историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков. Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии — мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

Наблюдение её в подростковом возрасте по телевидению закрепляет агрессивную модель поведения, и в дальнейшем эффект усиливается. [7]

Читайте также: