Аграрный вопрос в русской правде пестеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Будет устранена нищета, толкающая людей на путь преступления, и повысится посему нравственный уровень народа 24 .

«Крестьяне казенных поместий или селений продолжают обрабатывать, как общественные, так и казенные земли теперешним порядком и платят казне тот же оброк за оные, который и ныне платят.

Сей порядок будет продолжаться десять или пятнадцать лет сряду, а после сего срока не будут крестьяне никакого оброка платить за общественную землю, а за казенную, которую пожелают для обрабатывания на откуп взять, будут они деньги платить по назначению, какое тогда имеет быть сделано, и для которого потребуются от крестьян предварительные их предположения.

Есть ли на каждую душу имеется по 10 или более десятин земли, тогда половина земли останется за помещиком, а другая половина отберется для волости без всякого помещику возмездия.

Есть ли на каждую душу менее 10 десятин земли, но не менее пяти, тогда половина земли останется за помещиком, а другая половина отберется для волости, а за оную получит помещик возмездие:

a) 1000 - 9. - 9000. - 4500. - 4500. - 500. - 5000
1000 - 8. - 8000. - 4000. - 4000. - 1000. - 5000
1000 - 7. - 7000. - 3500. - 3500. - 1500. - 5000
1000 - 6. - 6000. - 3000. - 3000. - 2000. - 5000
1000 - 5. - 5000. - 2500. - 2500. - 2500. - 5000
1000 - 4. - 4000. - 2000. - 2000. - 2000. - 4000
1000 - 3. - 3000. - 1500. - 1500. - 1500. - 3000
1000 - 2. - 2000. - 1000. - 1000. - 1000. - 2000
1000 - 1. - 1000. - 500. - 500. - 500. - 1000

Таким образом, что ему додается к его земле из казенных земель нужное число десятин, дабы итог всех его земель составлял 5 000 десятин.

Лидер Южного общества декабристов Павел Иванович Пестель при разработке своего конституционного проекта большое внимание уделял крестьянскому вопросу. Он один из немногих в среде либерально настроенных дворян той эпохи поставил земельный вопрос во главу угла. Для него содержанием крестьянской проблемы была не только и не столько сама отмена крепостного права и предоставление крестьянам личных прав, сколько дальнейшее развитие земельных правоотношений и возможности развития крестьянского хозяйства в новых условиях.

Пестель, как и подавляющее большинство декабристов, крайне негативно относился к крепостному праву, в связи с этим одной из важнейших задач, которая ложилась на Временное Верховное правление, было его полное уничтожение. Но он не просто считает необходимым наделить освобожденных крестьян равными правами со всеми другими гражданами. Пестель убежден, что не менее важно предоставить каждому гражданину возможности добывать себе пропитание, не завися при этом от воли других лиц. Полагая, что земля является произведением природы и не может принадлежать только небольшому числу лиц, он выдвигает идею разделения земель: половина земли составит общественный фонд, из которого каждый сможет получить себе определенную часть и не остаться в бедности.

В исторической литературе уже давно ведется спор о том, откуда Пестель позаимствовал идею о разделении земель. Условно можно выделить три версии об истоках аграрного проекта декабриста: первая свидетельствует о влиянии на воззрения Пестеля западноевропейской литературы, в первую очередь трудов А. Сен-Симона, Г.?О. Мабли. Во-вторых, выделяют истоки его программы из античных и древнеримских земельных законов, с которыми Пестель, несомненно, был знаком. И, наконец, ряд историков придерживается версии, что основанием для его аграрной программы явились исконно русские обычаи. При этом исследователи зачастую не выделяют какого-то единого источника этих принципов, говоря о том, что на формирование идей Пестеля в большей или меньшей степени оказали влияние несколько факторов.

На близость идей Пестеля с исконными русскими обычаями указывали в своих работах М.?В. Нечкина, С. Иваницкий. М.?В. Нечкина полагает, что на идею Пестеля о разделении земель оказало некоторое влияние существовавшее в поместном хозяйстве деление земель на барскую и крестьянскую запашки[569]. Л.?Я. Лурье и Д.?В. Панченко, оспаривая эту позицию исследовательницы, справедливо указывают, что такое деление земель не могло служить прототипом в государстве, где должны были быть упразднены все сословия; кроме того, из общественного фонда получить землю мог любой гражданин, в том числе и вчерашний помещик-землевладелец[570]. С. Иваницкий, вслед за В.?И. Семевским, утверждал, что на Пестеля оказали влияние условия русской жизни, в частности – общинные порядки землевладения. Но здесь необходимо отметить, что, как и В.?И. Семевский, С. Иваницкий не придавал исключительного значения только общинным порядкам, существовавшим в России, он, как и ряд других исследователей, видел в Пестеле последователя идей А. Сен-Симона, а также якобинской идеологии, сочетавшей в себе уважение к частной собственности с социальными требованиями, при которых частные интересы подчинялись общественным[571].

М.?Н. Покровский и С.?С. Волк в своих работах, посвященных декабристам, отмечают, что при разработке Пестелем аграрной программы большое влияние на него оказали идеи социалистов, в первую очередь, А. Сен-Симона[572].

Некоторые исследователи сравнивали планы Пестеля по преобразованию российской деревни с законами, установленными в древних государствах. Так, В.?М. Бокова отмечает, что при разрешении аграрного вопроса Пестель воспользовался примером античной (полисной) системы земельной собственности, которая подразумевала двойное владение землей – общеполисное и частное[573]. Сходство с римским поземельным законом видят в проекте Пестеля Л.?Я. Лурье и Д.?В. Панченко[574].

Вероятно, говоря о том, на что опирался Пестель при решении земельного вопроса, нельзя утверждать, что это было что-то одно. Знаток древнеримского права, много читавший труды видных западноевропейских просветителей, блестяще образованный офицер, он имел возможность использовать все эти знания при определении оптимального варианта развития российской деревни, и в этой ситуации принимал во внимание и определенные русские традиции. Отметим, что программа преобразования деревни обдумывалась и разрабатывалась им на протяжении длительного периода времени. Это свидетельствует о том, что декабрист стремился найти наиболее подходящий для российской действительности вариант решения аграрного вопроса. Конечно, можно проследить определенную связь между пестелевской идеей построения отношений между крестьянами в волости и устройством крестьянской общины, и здесь следует предположить, что именно община явилась прототипом устройства волостного управления земельными наделами. Но в то же время нельзя не согласиться и с тем, что воззрения на аграрные отношения теоретика утопического социализма Сен-Симона оказали значительное влияние на формирование взглядов Пестеля.

Эти слова вновь подтверждают мысль о том, что Пестель уже в ранний период деятельности в тайном обществе обдумывал такие варианты решения аграрного вопроса, которые предполагали обязательное предоставление крестьянам земельного надела, чтобы не ставить их в зависимость от собственника земли, и которые, по-видимому, тогда еще не приобрели какой-то четкой и законченной формы.

Сам Н.?М. Муравьев это понятие оброка никаким образом не определяет и не поясняет, из данных им показаний не видно, что именно подразумевалось под этим оброком. Н.?М. Лебедев сделал вывод, что речь в данном случае идет о форме оплаты крестьянами полученной помещичьей земли, в связи с чем плата этого оброка не могла носить постоянный характер, а должна была окончиться с полной его выплатой[581].

С данным выводом нельзя не согласиться. Пестель изначально предполагал, что освобождение крестьян должно быть произведено только с наделением последних землей, в связи с чем он стремился найти выход из сложившегося в стране к тому времени реального положения в области поземельных отношений, владения и пользования землей. И таким выходом для него стало разделение земель, в результате которого крестьянин мог быть наделен из общего земельного фонда определенным участком земли.

Подводя итог сказанному, можно сделать ряд важных выводов.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

В. Псарев "Декабристы"

Восстание декабристов было первым политическим вооруженным выступлением против царизма, причем впервые это выступление имело политическую программу. О движении декабристов много писали и спорили. Пишут и спорят до сих пор, оценивая его с разных классовых и нравственных позиций.

Конституция Никиты Муравьева

Это программный документ Северного общества декабристов. Н. Муравьев работал над ней в течение 1821-1825 г.г. Знакомство с ней поможет лучше понять политические взгляды декабристов.

Рукописные тексты Конституции Муравьева и "Русской правды" Пестеля

Работая над Конституцией, Н. Муравьев постепенно отходил от республиканских воззрений и склонялся к идее конституционной монархии.

Вопрос о крепостном праве. Н. Муравьев объявлял освобождение крестьян, но земли помещиков оставлял за ними, т.е. крестьяне освобождались без земли. Однако в последнем варианте Конституции он под давлением других участников тайного общества ввел положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и еще по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Избирательное право. По Конституции Н. Муравьева, его были лишены женщины. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через 20 лет после принятия Конституции предполагалось ввести требование грамотности: неграмотный лишался избирательных прав. Кочевники также не имели избирательного права.

Избирательное право крестьянина-общинника также было ограничено, т.к. он не являлся владельцем по Конституции Муравьева.

Н.А. Бестужев

Н.А. Бестужев "Портрет Н. Муравьева"

Конституционные свободы: свобода передвижений и занятий, свобода слова, печати и свобода вероисповеданий.

Судебная система. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.

Законодательная, исполнительная и судебная власти по Конституции Никиты Муравьева были разделены.

Верховным органом законодательной власти по Конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Народное вече должно было собираться 1 раз в год. Дума, по проекту Муравьева, должна состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один — от Донской области. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора). Каждые два года переизбиралась одна треть членов Верховной думы. Принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.

В державах также существовала двухпалатная система. Все должности в управлении государством были выборными. Судьи также были выборными.

Российская федерация. Россию Никита Муравьев видел федеральным государством и, как Североамериканские Соединенные Штаты, она делилась на федеративные единицы, которые он называл державами.


Содержание

История документа

Глава первая. О земельном пространстве.

Глава вторая. О племенах, Россию населяющих.

Глава третья. О сословиях, в России обитающих.

Глава четвёртая. О народе в политическом отношении.

Глава пятая. О народе в гражданском отношении.

Источники идей

Государственное устройство

Земельный вопрос

Ещё хуже — отдать землю крестьянам. Здесь речь идёт о капитале и просвещении, а крестьяне не имеют ни того, ни другого. [4]

Таким образом, аграрный проект Пестеля выдвигал требование дать крестьянам значительно больше земли, чем дала спустя три десятилетия правительственная реформа. Отсюда следует, что аграрный проект Пестеля гораздо шире, чем реформа 1861 г., открывал дверь именно буржуазному развитию страны.

Права граждан

  • Все проживающие в России племена и народы сливались в один русский народ.
  • Все сословия сливались в одно гражданское сословие.
  • Равенство всех граждан перед законом.
  • Избирательное право для всего мужского населения, достигшего двадцатилетнего возраста. , печати, вероисповеданий.
  • Свобода собраний, занятий, передвижения.
  • Неприкосновенность личности и жилища.
  • Введение нового суда, равного для всех.

Национальный вопрос

Разделить все население России на три разряда:

В этот разряд входят все славянские народы без различия.

Тут предлагается набор стратегий для разных народов:

Жители Средней Азии должны быть преобразованы в Аральское Казачество.

Цыгане либо принять православие, либо быть выселенными за пределы России.

Буйные кавказские племена надлежит переселить вглубь России, предварительно раздробив на малые части.

Мирные кавказские племена оставить на Кавказе.

Евреи, в силу их национальных и конфессиональных особенностей, рассматривались как неспособные стать неотъемлемой частью планируемого Государства:

"Паче же всего надлежит иметь целью устранение вреднаго для Християн влияния тесной связи Евреями между собою содержимой ими противу Християн направляемой и от всех прочих граждан их совершенно отделяющей." [1]

Дабы устранить возможные негативные влияния на его обитателей России предлагались следующие варианты решения этого вопроса. Либо достижение некой договоренности с представителями еврейской общины, которая позволит достигнуть положения, когда "Россия не выгоняет Евреев, то тем более не должны они ставить себя в неприязненное отношение к Християнам" [5] . Либо концентрация всех евреев Российского Государства на Сборном Пункте с последующим переселением в Азию.

Читайте также: