Аграрная реформа кооперирование национализация предприятий индустриализация китай кратко

Обновлено: 08.07.2024

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело Аграрная реформа кооперирование, национализация предприятий, индустриализация.

Гражданская война. Образование Китайской народной республики.

План

1. Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминдановский Юᴦ.

Контрольные вопросы.

Библиографический список.

1. Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминдановский Юᴦ.

Исторически Маньчжурия была базой японской угрозы, без обладания которой Япония не могла бы рассчитывать на ведение большой войны на материке. Советский Союз уделял первоочередное внимание закреплению своих позиций в этом районе, сосредоточившись на заключении договора об отношениях с Китаем. Советский Союз не соглашался начать войну против Японии до того, как договор с Китаем определит гарантии его интересов в Маньчжурии. 10 августа 1945 ᴦ. советско-китайский договор был заключен. СССР официально признал принадлежность Синьцзяна и Маньчжурии Китаю. В результате обмена нотами, который был совершен после подписания договора, китайская сторона обязалась признать независимость Внешней Монголии (которая по советско-китайскому договору 1925 ᴦ. формально считалась частью Китая) в случае, если на референдуме монгольское населœение выскажется за независимость. Советский Союз, как и предполагалось, снова приобрел право на эксплуатацию КВЖД, а кроме того - получил те же права и в отношении Южно-Маньчжурской желœезной дороги (до Порт-Артура). Обе дороги были объединœены в одну, которая стала называться Китайско-Чанчуньской и была передана под управление советско-китайской компании. СССР получил права долгосрочной аренды баз в Порт-Артуре и Дайрене.

В советско-китайском договоре 1945 ᴦ. вопрос о ситуации в Китае и об отношениях СССР с китайскими коммунистами был обойден. Но по логике договора СССР не должен был препятствовать стремлению правительства Чан Кайши установить контроль над Маньчжурией после ее освобождения от власти Японии. При этом Чан Кайши не располагал возможностями распространить свою власть на Маньчжурию ввиду нехватки личного состава его армий и возможностей для их быстрой переброски на север. Китайские коммунисты, напротив, базировались в районах, приближенных к Маньчжурии и могли легко установить в ней свою власть после изгнания японской администрации, если бы это им позволило советское командование. Присутствие коммунистов в Маньчжурии было средством давления И.

В. Сталина на Чан Кайши. СССР угрожал вывести войска из Маньчжурии, что означало бы автоматически установление там власти коммунистов. К марту 1946 ᴦ. Чан Кайши счел себя подготовленным к противостоянию с коммунистами в случае ухода СССР из Маньчжурии. Советский Союз приступил к выводу своих войск, место которых стали занимать отряды китайских коммунистов. Между правительственными войсками и коммунистами возобновились столкновения. Хотя силы Чан Кайши в течение весны 1946 ᴦ. установили контроль над главными городами и желœезными дорогами Маньчжурии, их опорные пункты были блокированы коммунистами, преобладавшими в сельских районах.

© Copyright 2022 - Open Library - открытая библиотека учебной информации | Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0

После безоговорочной капитуляции, состоявшейся 2 сентября 1945 года, территория Японии была оккупирована союзными войсками. Главное влияние на Японию оказывали США. Под их влиянием в 1947 году была принята конституция, в которой акцент делался на развитие страны по пути либеральной демократии.

После окончания войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи:

- импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен;

- большинство предприятий закрыто;

- уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14% довоенного.

- свирепствовала инфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза;

- реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного, также низкого уровня;

- безработица в результате остановки военного производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн. человек.

8 сентября 1951 года был подписан Сан-францисский мирный договор 49 государств с Японией. Этот договор был подготовлен США с целью не допустить изменения текста договора в пользу СССР. Китай, Монголия и Демократическая Республика Вьетнам не получили приглашения на конференцию. Индия и Бирма отказались в ней участвовать.

СССР предлагал, чтобы Япония признала суверенитет КНР над Маньчжурией, Тайванем и рядом других островных территорий и суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами. Предлагалось вывести вооруженные силы союзных держав в течение 90 лет после подписания договора. Но эти и другие предложения были отвергнуты. СССР, Польша и Чехословакия отказались подписать договор.

Япония оказалась под покровительством и огромным влиянием США. В 1956 году Япония была принята в ООН. СССР не возражал, так как в 1955 году были восстановлены дипломатические отношения, и началось обсуждение ряда вопросов.

2. Война в Корее и её влияние на экономическое развитие Японии

Япония, ускорявшая возрождение милитаризма после Второй мировой войны под эгидой и поддержкой США, активно участвовала в корейской войне (июнь 1950 – июль 1953 гг.) на их стороне. Еще в июле 1950 года, спустя всего несколько дней после возникновения войны, премьер-министр Японии Йосида созвал заседание кабинета министров для обсуждения вопроса о мерах по содействию американским войскам в военных действиях в Корее.

Так японские милитаристы, чтобы содействовать агрессивной войне американских войск, превратили всю свою территорию в базу поставки военных материалов, в базу производства и ремонта разных видов оружия и даже направили на эту войну свои вооруженные силы.

Япония стала соучастницей также в ужасающей бактериологической войне в Корее. Она передала США бактериологическое оружие, разработанное во время Второй мировой войны втайне на Северо-востоке Китая. Американские войска сбросили в Северной Корее бактериологические бомбы японского производства, жестоко уничтожали многочисленных корейцев.

В Японии производилось большое количество военной техники и материалов для американских войск. В 1953 году американские войска получили из Японии 8270 пушек разных калибров, более 3 млн. 98 тыс. 550 снарядов, включая реактивные, и 10 млн. 360 тыс. патронов.

3.Утверждение самостоятельной роли Японии в мире

Во второй половине 50-х годов Япония добилась рекордного экономического роста, который продолжался четыре десятилетия и составлял в среднем 10% ежегодно.

4. Глобализация Японской внешней политики

Характерной чертой внешней политики Японии, не имеющей средств военно-политического воздействия на развитие международных процессов, является ее гибкость и изощренность. Прежде всего, следует отметить наличие двух параллельных внешнеполитических линий, пересекающихся или расходящихся в зависимости от конъюнктуры.

Официальная политика проводится МИДом Японии с учетом международных обязательств Токио и с оглядкой на старшего партнера по Пакту безопасности, и представляет собой среднюю линию между интересами японского капитала и Вашингтона. Таким образом, оставаясь формально и официально верной Вашингтону, Япония в неофициальном порядке отстаивает свои собственные интересы, далеко не всегда совпадающие с американскими.

Японо-американский Союз за 4 десятилетия своего существования претерпел значительные изменения по духу и букве в сторону повышения в нем роли Японии:

- лишение США права вмешательства во внутренние дела Японии,

- акцент на “совместную” ответственность Токио и Вашингтона за безопасность Дальнего Востока,

- право выхода Японии из Пакта, возвращение ей административных прав на архипелаг Рюкю при сохранении там американского военного присутствия и т. д.

5.Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг

Китайская цивилизация – одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.

В послевоенное время в Китае создалось новое соотношение политических сил. С одной стороны, выступал патриотический, демократический фронт, возглавляемый КПК, в который кроме рабочих и крестьян (движущие силы фронта) входили в качестве союзников также интеллигенция, мелкая городская буржуазия и национальная (некомпрадорская) буржуазия.

Этот фронт ставил перед собой задачи:

- свержения реакционного гоминьдановского режима;

- освобождения страны от гнета иностранного капитала;

- построения свободного, независимого и демократического Китая.

. К июлю 1946 г. гоминьдановское правительство, переехавшее к тому времени из Чунцина в Нанкин, располагало армией в 4300 тыс. человек. Опираясь на поддержку США, гоминьдановская реакция развернула гражданскую войну в Китае. Гоминьдановские войска стали наступать на освобожденные районы Китая.

Политическая обстановка в Китае во второй половине 1946 и первой половине 1947 г. осложнялась не только подрывной деятельностью внутренней реакции, но и еще более усилившейся интервенцией США.

6.Гражданская война. Образование Китайской народной республики

Региональная ситуация в Восточной Азии не была стабильной. Причина была в слабости Китая, его неспособности взять на себя самостоятельную международную роль и нежелание выполнять подчинённые функции по покровительством СССР либо США, либо обеих держав вместе. Центральное положение Китая в Восточной Азии делало его ключевым элементом региональной структуры. США придавали огромное значение превращению Китая в дружественное государство, готовое вместе с ними направлять региональное развитие и достаточно сильное, чтобы избавить Вашингтон от бремени военной ответственности в Азии. В руководстве США существовали надежды, что Китайско-американское сближение обеспечит в регионе безопасность и стабильность, не смотря на то, что развёртывание антиколониальной борьбы влекло за собой опасность крупных потрясений.

Интересы Советского Союза в Китае:

- обеспечение приграничного пояса безопасности за счёт сфер влияния в Монголии и Манчжурии;

- создание в зоне Порт-Артура и Дайрена плацдарма сдерживания против Японии;

- укрепление экономической базы советского Дальнего Востока через интенсивное хозяйственное взаимодействие с Манчжурией.

Как и США, СССР был заинтересован в дружественном Китае, но не в сильном центральном китайском правительстве. Хотя СССР оказывал помощь китайским коммуниста, Сталин был насторожен активностью КПК.

Противостояние КПК и Гоминьдана переросло в гражданскую войну. На протяжение 1946 года продолжались боевые действия, КПК стала одерживать военные успехи. В январе 1949 года представители советского посольства и руководство гоминьдана выработали проект соглашения в соответствии с которым, Китай принимал на себя обязательства:

- сохранять нейтралитет в случае любого будущего международного конфликта;

- устранить американское влияние в стране;

- принять меры для создания базы для сотрудничества с СССР.

Терпя поражение за поражением, остатки сил гоминьдана покинули материковую часть Китая и морем эвакуировались на остров Тайвань. 1 октября 1949 года победившие коммунисты провозгласили создание Китайской Народной Республики.

- должны были отдавать государству 20 процентов продукции по твердым ценам;

- 20 процентов кооперативу за аренду земли;

- остальную продукцию они сами могли реализовать на свободном рынке.

Возросшие принципы материальной заинтересованности изменили отношение крестьян к труду и дали гигантский стимул развитию сельского хозяйства. Деревня стала преображаться на глазах. Восстановление материальной заинтересованности и раскрепощение личной инициативы дали свои результаты:

-. у крестьян стали появляться реальные деньги, которые стали вкладывать в семейное дело;

- стали возрождаться и возникать ремесла и народные промыслы.

Накопления вкладывались в производственные и торгово-промышленные структуры. В то же время реформа освободила значительную часть крестьянского населения, не способного вести хозяйства в условиях рыночной экономики, или не выдержавшей нового экономического ритма. В деревне появились свободные рабочие руки.

Одной из главных предпосылок быстрого оздоровления экономики и финансов КНР была аграрная реформа. После обсуждения III пленумом ЦК КПК проект закона об аграрной реформе был одобрен Национальным комитетом Народной политической консультативной конференции, утвержден Центральным народным правительственным советом и 30 июня 1950 г. вступил в силу. Цель реформы заключалась в том, чтобы освободить производительные силы, развивать сельскохозяйственное производство и проложить путь к индустриализации нового Китая.

Земля, скот, инвентарь, дома и другое имущество помещиков передавалось в частную собственность безземельным и малоземельным крестьянам. Конфискации подлежали также земли храмов, монастырей, школ и другие, которыми распоряжались помещики. Земли кулаков, если они ее обрабатывали сами или с помощью наемной силы, не изымались. Если же кулак сдавал большую часть своей земли в аренду, то эту часть реквизировали.

Таким образом, после победы революции КПК изменила свою политику в отношении кулачества по сравнению с периодом гражданской войны 1946-1949 гг., когда излишки земли у кулаков отбирались. Это объяснялось потребностями развития сельскохозяйственного производства, задачей укрепления союза с середняком и нейтрализации кулачества в борьбе за ликвидацию помещичьего землевладения.

Распределение земли осуществлялось по едокам. Помещикам оставляли земельные участки, равные среднему крестьянскому наделу в данной местности, чтобы они могли обеспечить своим трудом существование семьи. Пустоши, необрабатываемые склоны гор, крупные оросительные системы, реки, озера, леса, крупные чайные, бамбуковые, тунговые, шелковичные плантации, а также недра национализировались.

Органами проведения аграрной реформы на местах были крестьянские союзы, численность которых быстро увеличивалась. В проведении реформы участвовали многочисленные бригады, направлявшиеся парторганизациями из городов в помощь крестьянским союзам. Были созданы специальные суды, чтобы подавлять деятельность помещиков, гоминдановских агентов, других контрреволюционеров против аграрной реформы. Эта мера объяснялась тем, что помещики организовывали убийства активистов, запугивали крестьян, пытались скрыть данные о размерах землевладения, т. е. всячески сопротивлялись проведению аграрных преобразований.

Большая организаторская и агитационная работа КПК, непосредственное участие широких масс крестьянства обеспечили завершение аграрной реформы в намеченный срок — к весне 1953 г. Всего (с учетом результатов аграрной реформы, проводившейся во время гражданской войны) китайские крестьяне получили 47 млн. га земли, избавились от необходимости вносить ежегодно помещикам 30 млн. т зерна в качестве арендной платы.

В результате проведения аграрных преобразований в Китае произошли крупные социальные сдвиги. Ликвидация помещичьего землевладения подорвала силы этого эксплуататорского класса. Это означало конец фактической власти помещиков в деревнях, т. е. устранение наиболее сильной опоры контрреволюции.

Аграрная реформа, улучшив материальное положение крестьян, все же не могла обеспечить им устойчивое благосостояние. Возникли новые проблемы, связанные с нехваткой в одних хозяйствах рабочих рук, в других — скота или орудий и т. д. Частная собственность на землю давала возможность стихийному развитию капитализма в китайской деревне с присущей ему классовой дифференциацией — утратой земли на одном полюсе и обогащением на другом.

15 декабря 1951 г. ЦК КПК принял проект постановления о трудовой взаимопомощи и сельскохозяйственной производственной кооперации, который проводился в жизнь на местах в опытном порядке. 15 февраля 1953 г. он был с некоторыми поправками принят как официальное постановление ЦК КПК.

Более высокой формой были сельскохозяйственные производственные кооперативы полусоциалистического типа, в которых земля оставалась в частной собственности членов кооператива, но использовалась как единое целое, а распределение доходов осуществлялось частично по труду, частично по земельному паю.

Одновременно с ликвидацией помещичьего землевладения были приняты меры по устранению других пережитков феодализма и проведению прогрессивных социальных преобразований. Новый закон о браке провозглашал равенство женщин и мужчин в семейно-брачных отношениях.

Постановление о реформе системы народного образования было направлено на демократизацию школ и высших учебных заведений, ликвидацию неграмотности взрослых рабочих и крестьян, создание благоприятных условий для подготовки кадров специалистов из народной среды. Трудовое законодательство определяло правовое положение и функции профсоюзов, правила трудового страхования на крупных и средних предприятиях, меры по борьбе с безработицей.

Наряду с социальными преобразованиями основные усилия КПК, народно-демократического государства, всего китайского народа были обращены на решение экономических задач.

Создание народных коммун в китайской деревне привело поначалу к небольшому росту сельскохозяйственного производства в Китае. Однако энтузиазм крестьян при отсутствии материальных стимулов не мог продолжаться долго. Народные коммуны смогли более чем вдвое увеличить площадь орошаемых земель. В китайской деревне в 1967–1977 годах значительно возросло использование удобрений. Здесь стал выращиваться высокоурожайный полукарликовый рис, на который к 1977 году приходилось уже около 80 % засеянных рисом земель. Однако все имущество народных коммун было общим, и крестьянам в большинстве случаев было запрещено заниматься подсобными промыслами. В коммунах царила полная уравниловка и бесплатное распределение ресурсов внутри очень большого коллектива. Результатом стала постепенная деградация народных коммун. Материальная база коммун почти не росла, так как китайская деревня почти не оснащалась какой-либо техникой. Не скрепленные технологически коммуны все чаще и чаще распадались на менее крупные объединения – бригады, а то и звенья. Во многих провинциях Китая дело дошло до закрепления производственных заданий за отдельными крестьянскими дворами. В Китае начал стихийно возрождаться семейный подряд. По данным китайской печати, уже в конце 1980 года система семейного или подворного подряда возобладала в 20 % производственных бригад в стране. Общего законодательства или обязательных для исполнения постановлений ЦК КПК на этот счет не имелось, и решения принимались на местном уровне. Сами лидеры КПК ждали – какая форма землепользования окажется в китайской деревне наиболее эффективной и популярной.

Государство еще не имело возможности вкладывать в сельское хозяйство значительные капиталы, и сельскохозяйственной техники в китайской деревне было очень мало. На весь огромный Китай в 1985 году – 852 тысячи крупных и средних тракторов и 3,8 млн мелких огородных тракторов. В деревне работало только 430 тыс. грузовых машин и около 35 тыс. комбайнов. Потребление минеральных удобрений в сельском хозяйстве Китая составило в 1985 году 17,8 млн тонн. Орошаемые площади в 1960–1985 годах даже немного сократились – с 45 до 44 млн гектаров (там же, с. 219). От промышленности китайская деревня получала в 1980-е годы главным образом простую технику – плуги, сеялки, гидронасосы, ручную технику и т. п.

Это была правильная политика, и она принесла к концу 1980-х годов ощутимые результаты как в производстве сельскохозяйственной продукции, так и в создании в сельской местности огромного числа волостно-поселковых предприятий, которые в течение 10–15 лет превратились не только в одну из опорных отраслей сельской экономики Китая, но и в важную часть всего народного хозяйства страны.

Читайте также: