Речевой этикет и культура общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Речевой этикет — это правила и принципы, которые помогают людям эффективно общаться. Человеку, который им следует, легче знакомиться, ладить с окружающими, избегать и улаживать конфликты. Детям и подросткам эти знания помогут самостоятельно решать проблемы через общение, а взрослым пригодятся в карьере и личной жизни.

В разных культурах речевой этикет отличается. Кореец при знакомстве поинтересуется вашим семейным положением, возрастом, местом работы и должностью. Собеседнику нужно знать это, чтобы понять, как с вами разговаривать и насколько низко кланяться. Такие порядки есть во многих странах Юго-Западной Азии со строгой иерархией в обществе. В России задавать личные вопросы малознакомому человеку невоспитанно.

Тон разговора зависит от ситуации и собеседника. В этой статье расскажем, как вести себя с людьми, в общении с которыми вы соблюдаете дистанцию. Например, с посторонними на улице и в магазине, новыми знакомыми, коллегами, клиентами, партнерами по бизнесу и начальниками.

Что регулирует речевой этикет

Вежливость, доброжелательность, грамотность и умение слушать ценятся в любой культуре. По русскому речевому этикету также принята сдержанность, которая отражается не только в выборе тем для разговора, но и в голосе.

Говорите в среднем темпе — для лучшего понимания — и не слишком громко. Сухая манера общения невежлива, так как собеседнику покажется, что он вам неприятен. Но и чересчур возбужденный тон может поставить человека в неловкое положение. Поэтому говорите спокойно, но не отстранено. Интонация должна быть ровной, без долгих пауз, чтобы слушатель легче вас воспринимал.

Смотрите в лицо. При этом не нужно постоянно смотреть в глаза собеседнику, ему может стать неуютно. Достаточно редких и коротких взглядов с улыбкой.

Когда вы общаетесь, держите спину прямо, расслабьте плечи. Примите открытую позу, то есть старайтесь не скрещивать руки и ноги. Нельзя держать руки в карманах, раскачиваться и отворачиваться от собеседника. Не следует соглашаться одним кивком, нужно также выразить это словесно. Если знакомый разговаривает с группой людей, не отвлекайте его приветствием. Просто кивните или помашите ему.

Самые очевидные запреты — это грубые и нецензурные выражения. Также по этикету запрещены любые неодобрительные высказывания в адрес незнакомых. Если вам нужно сделать замечание знакомому, например подчиненному, отведите его в сторону и говорите негромко. Не отчитывайте других в присутствии посторонних людей. Не обращайте внимание на ошибки собеседника, неточные или неудачные выражения и ни в коем случае не делайте замечаний по поводу того, как он говорит.

Как вести себя в стандартных ситуациях

Всегда указывайте тему письма. Так адресат сэкономит время и быстрее вникнет в суть вопроса. Обращайтесь к человеку по имени, если оно вам известно. Перепроверяйте, как его зовут, и расшифровывайте инициалы.

После приветствия кратко поясните, зачем вы обращаетесь. Если вы пишете не первый раз, напомните суть вопроса.

Старайтесь также избегать канцелярита, то есть тяжеловесных конструкций.

Чем проще вы напишите, тем лучше:

Чтобы грамотно писать и выражаться, читайте пособия по русскому языку. Современные книги содержат разборы самых распространенных ошибок и написаны простым и понятным языком.

Что такое речевой этикет?

Этикет (фр. etiquette-ярлык, этикетка)- совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются: а) содержательность - продуманность и предельная информативность выражений; истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не больше. б) логичность - обоснованность, непротиворечивость и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли; логика - фундамент убеждения и доказательства; в) доказательность - достоверность, понятность и обоснованность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер; г) убедительность - способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании; в этих целях следует учитывать психологическую характеристику собеседника, иллюстрировать свои положения яркими примерами; д) ясность - каждое выражение должно быть четким и ясным; слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная - вызывает раздражение; тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли; е) понятность - пользование словами и терминами, понятными собеседнику; не следует злоупотреблять иностранными и редко употребляемыми словами и выражениями; недопустимо употребление вульгарных слов и жаргонных выражений.

Речевой этикет : история, основы, факторы, определяющие его формирования, национальные отличия

Возникновение этикета как такового, и речевого этикета в частности, прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. Государство нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоёв, институтов.

Соблюдение речевого этикета людьми имеет и воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Л. А. Введенская так определяет эти факторы:

Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы: 1.) речевые формулы для начала общения; 2.) речевые формулы, применяемые в процессе общения; 3.) речевые формулы для окончания общения.

Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе.

Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений.

Национальные отличия речевых этикетов в разных странах Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах (стереотипах) общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно.

Национальная специфика речевого этикета в каждой стране чрезвычайно ярка, потому что на неповторимые особенности языка здесь, как видим, накладываются особенности обрядов, привычек, всего принятого и непринятого в поведении, разрешенного и запрещенного в социальном этикете.

Правила и нормы речевого этикета, основные группы Роль речевого этикета в общении

Речевое общение – это единство двух сторон (передача и восприятие информации).

Формы общения бывают устные и письменные.

Сферы речевого общения – социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

С помощью словесных формул этикета мы выражаем отношения при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Каждый язык обладает своим фондом этикетных формул. Их состав в русском языке наиболее полно описан А. А. Акишиной и Н. И. Формановской – авторами многочисленных работ о современном русском речевом этикете. Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости как непременного условия толерантного речевого общения в различных проявлениях: тактичность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, приветливость и т. д.

Молодежная форма общения

С другой стороны, аморфность, размытость значений; порой жаргонные слова и выражения невозможно перевести на литературный язык: клевый – трудно определимая положительная характеристика лица или предмета, заимствованно из офенского языка; крутой – положительная характеристика лица; чувак или чувиха – обозначение сверстников, заимствование из цыганского языка; достать – что-то вроде вывести из терпения каким-то тупым, занудно повторяющимся действием; наезжать – совершать какое-либо действие агрессивного характера. В последнее десятилетие молодежный жаргон активно пополняет компьютерная лексика. Здесь есть и метафорические переосмысленные русские слова: чайник, зависать, взломать и многочисленные англоязычные заимствования: юзер, хакер, винт, винда, мыло, емеля. Яркая особенность молодежного жаргона – его быстрая обновляемость. Во времена молодости дедушек и бабушек деньги могли называть тугрики, рупии, во времена родителей – монеты, мани, у теперешней молодежи в ходу бабки, баксы. Другая черта молодежного жаргона – ограниченность тематики. Выделяется около десятка семантических классов наименований, внутри которых много синонимов. Это название лиц (чувак, лоб, мелкие, кони, частей тела (фонари, клешни, рубильник, положительные оценки (круто, клево, улет, отпад, аут, название некоторых действий (вырубиться, приколоться, тащиться) Часто жаргонную речь считают признаком низкой культуры. Но для многих людей жаргон становится любимой игрой, и та же многогранность позволяет создавать сложное взаимодействие смыслов.

1) Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983

2) Крысин Л. П. Язык в современном обществе. – М., 1977.

3) Львова С. И. Речевой этикет. – М., 1995

4) Акишина А. А. Речевой этикет русского телефонного разговора. – М., 2000

5) Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) Сост. М. В. Панов. – М., 1984

6) Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык/ Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М. Аванта +, 1998.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Институт педагогики и психологии

Студентка 1 курса

Форма обучения: заочная

Сизова Ирина Валериевна

ст. преподаватель кафедры рус. языкознания и коммуникативных технологий

Культура речевого общения. Стиль общения взрослых-пример для маленьких. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри семьи, сказывается.

Русский речевой этикет РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости., ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством,.

Независимо от образования и возраста человека, знание речевого этикета и культуры речи помогает создать приятное впечатление, наладить связи и получить преимущества перед теми людьми, которые пренебрегают золотыми правилами воспитанного человека. Что же такое речевой этикет , какие его функции и роль, отличается ли культура речи в разных странах?

Под речевым этикетом понимаются

Этикет включает в себя правила поведения, которые приняты в обществе. Это манера общения, внешнего вида, переписка, то есть охватывается комплекс поведения культурного человека. В разных странах этот свод норм и правил отличается. Историки используют информацию об этикете конкретного исторического периода для более детального изучения ценностей по эпохам.

Основная функция речевого этикета – коммуникативная. Способствовать наладить связь между собеседниками, выразить уважение во время разговора, задать соответствующий тон, эмоциональную окраску при помощи речевых инструментов. Но не стоит недооценивать и остальные, несвойственные функции.

Без речевого этикета невозможно представить полноценное общение с друзьями, в семейном кругу или в деловой среде. Так как освоение речевого этикета и культуры речи происходит постепенно, кажется, что это простой процесс – семья, детский сад, школа , на примерах или прямым обучением присваивают человеку необходимые нормы и правила общения. Но на самом деле обучение тесно пересекается с лингвистикой, историей, культурой и психологией .

Общая характеристика

Сфера речевой культуры включает в себя передачу информацию плюс языковые способы выражения эмоций, принятых у конкретного народа. Так если в одной культуре принято открыто делиться эмоциями, рассказывая о делах, то в других естественно быть сдержанным, оставляя личное дома.

Речевой этикет состоит из множества готовых формул, которые облегчают его изучение, делая простым и понятным, в какой ситуации, какой набор слов необходим.

Общение делится на три блока:

  1. Начало (знакомство/приветствие/вступление).
  2. Основа беседы (суть и причина обращения или общения).
  3. Финал (заключительная, итоговая часть).

Независимо от темы, правильная беседа должна быть такой, иначе собеседнику трудно будет настроиться на нужный лад, он может не понять, что хотят донести или забыть о главной мысли разговора.

Формулы включают в себя: слова вежливости, обращение приветствия, прощания, другое.

Уровни системы речевого этикета:

  • лексика, фразеология (формы обращения, специальные слова, выражения);
  • грамматика (Вы с большой буквы);
  • стилистика (использование всех резервов выбранной речи);
  • интонация (только спокойная);
  • орфоэпия (полные формы слов, никакого жаргона, сленга или сокращений);
  • психология (слышать собеседника, не перебивать, не мешать чужому общению).

Ценность культуры речи настолько важна, что ее соблюдают на всех уровнях общения, начина от лепета ребенка и взрослого, заканчивая деловой коммуникацией и даже уличной болтовней. Естественно, это будут разные формулы.

Не свойственные функции

Основная функция речевого этикета – коммуникативная. Способствовать наладить связь между собеседниками, выразить уважение во время разговора, задать соответствующий тон, эмоциональную окраску при помощи речевых инструментов. Но не стоит недооценивать и остальные, несвойственные функции.

Функции речевого этикета:

  • контактоустанавливающая – налаживание связь с собеседником, настроить беседу на нужный лад, подготовить к передаче информации;
  • апелятивная­ – обращение к собеседнику, функция привлечения и концентрации внимания на себе, призыв к общению;
  • конативная – использование подходящих речевых оборотов, в зависимости от социальной роли собеседника;
  • волюнтаимная – воздействие на участника беседы при помощи инструментов речи, например, просьбы, советы, предложения;
  • эмотивная – подбор необходимой речевой конструкции, в зависимости от эмоций и чувств которые вызывает человек, тема беседы или ситуация.

Сложно переоценить роль и возможности речевого этикета жителя мегаполиса. Людям из городов муравейников приходится ежедневно взаимодействовать с сотнями различных по близости, важности и социальному уровню людей. Использую корректные обороты, правильные формулы, человек получает мощный инструмент взаимодействия и воздействия на собеседников и повышает эффективность деятельности.

Назначение речевого этикета

Представить взаимодействие людей без использования норм и правил речевого этикета невозможно, будь то фамильярная болтовня уличных хулиганов, общение учителя и ученика , щебетание влюбленных или беседы деловых партнеров. Это подбор правильных местоимений, выбор необходимых конструкций, форм слов с необходимой информативностью и эмоциональной окраской.

Этикет речи предназначен для своевременной, правильной и приятной для собеседников передачи информации. Налаживание контакта, получение необходимого результата беседы – прямое предназначение правильно подобранных речевых конструкций. Эмоционально окрасить, сделать общение ярким, но при этом полезным и приемлемым для восприятия – важное назначение речевого этикета. Поэтому уровень владения культурой речи характеризует профессиональную пригодность человека, особенно на тех специальностях, где есть живое взаимодействие. Ведение переговоров, деловые беседы незаменимый инструмент успешного ведения бизнеса, не говоря уже о речевом этикете делового письма.

Какую роль в речевом этикете играют местоимения

Роль местоимений во время обращения, речевого взаимодействия важна, особенно для русской речи. Используя местоимения, человек, кроме того, что налаживает прямой контакт, показывает принадлежность того или иного объекта беседы кому-либо. Плюс сокращает сложные конструкции, заменяя целый словосочетания притяжательными местоимениями. Указательные и вопросительные дают возможность строить простые и понятные формулы.

Особенности речевого этикета в разных странах

Знание культуры речи различных народов позволяет быстрее налаживать контакт с иностранцами, особенно в их странах, позволяет избежать неоднозначности и оскорбления собеседника простыми словами, ведь один и тот же элемент в разных частях мира воспринимается по-разному. Корректно выразить мысли, не обидеть собеседника, гарантировано получить ответ, не нарушить, не оскорбить местные традиции – вот возможности речевого этикета.

Даже разговаривая через переводчика, следует соблюдать культуру речи того места, откуда собеседник или партнер. А если общаться напрямую, то без четкого соблюдения норм не обойтись. Поэтому, изучение иностранного языка начинают с запоминания самых важных оборотов, обращений, соответствующих речевых форм (приветствия, прощание, благодарность прощение).

Для англичан характерно строго придерживаться этикета во всех сферах своей жизни. Они проявляют к нему определенный снобизм. Не придерживаясь большинства правил поведения и разговора человек будет воспринят как грубиян и невоспитанный джентльмен. Без культуры речи получить желаемое от бизнес партнера или государственного служащего не получится. Но необходимо правильно выбирать уровень вежливости (официальный, нейтральный и фамильярный стиль общения).

Пословицы о речевом этикете

Важность этикета во время общения хорошо выражает народное творчество, например, пословицы .

Хорошее слово – половина дела.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Будешь следить за языком – он охранит тебя.

Слово не стрела, а в сердце язвит.

С умным разговориться, что мёду напиться.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.

Красную речь красиво и слушать.

Сердечное слово до сердца доходит.

Каждая пословица несет вековую мудрость народа, позволяя изучать те или иные принципы полноценного общения и секреты успешных переговоров.

Важно прививать азы речевого этикета еще с первых дней жизни. Разговаривая с лепечущим малышом, следует использовать многогранные возможности речи, правильные формы обращения, сложные и простые конструкции. Это не только позволит ребенку раньше заговорить, это даст ему непроизвольный багаж знаний, который позволит быстрее сверстников осваивать новые контакты, получать нужную информацию, проще заводить знакомства и быть на лучшем счету в любом коллективе. Процесс изучения речевого этикета будет происходить естественно и без дискомфорта.

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Он помогает поддерживать баланс между информативной и эмоциональной составляющей коммуникации, делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп. Нормы вербального поведения распространяются как на повседневную жизнь, так и на деловую сферу, предписывают сценарии общения для торжественных случаев и скорбных ситуаций.

Речевой этикет

Основные понятия речевого этикета

Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.

Овладение данным искусством невозможно без широких познаний в области лингвистики, культурологии, психологии, а иногда и этнографии, поскольку правила речевого общения часто определяются национальными традициями. Это особенно касается народов, сохранивших аутентичный уклад жизни.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Деловой этикет

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Функции речевого этикета

Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это:

  1. Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями.
  2. Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства.
  3. Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия.
  4. Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.

Функции этикета

Главные правила

Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:

  1. Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
  2. Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
  3. Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
  4. В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
  5. Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
  6. Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем. Распространяться о себе также не следует.
  7. В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
  8. Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно. Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
  9. Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
  10. Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.

Деловое общение

Умение выстроить его грамотно является залогом эффективного продвижения в карьере. Оно важно как при работе в крупных корпорациях, так и для индивидуальных предпринимателей, число которых растет день ото дня.

Повседневная культура речевого этикета на деловых встречах приемлема только в той ситуации, когда оба собеседника привыкли придерживаться этого стиля общения. В противном случае он будет расценен как фамильярность, что приведет к потере уважения и срыву сотрудничества. Деловой этикет позволят сохранить баланс между субординацией и вежливой вовлеченностью.

Принципы делового общения

Принципы речевого делового этикета

Главным отличием такого стиля общения является отсутствие в нем личных тем. Здесь исключены фамильярность, флирт, навязчивость. Только пунктуальность, честность и обязательность, располагающая вежливость и беспристрастная учтивость.

Основной целью такого общения должно быть достижение контакта и взаимопонимания между участниками.

Принципы делового этикета таковы:

  1. Фразы и манеры соответствуют ситуации.
  2. Речь ясна всем присутствующим.
  3. Информация достоверна.
  4. Участники внимательны, корректны и почтительны по отношению друг к другу, настроены на продуктивное общение.
  5. Согласованность регламента.
  6. Элементы коммуникации выстроены с соблюдением субординации.

Основные этапы

Структура деловой беседы выглядит следующим образом:

  1. Приветствие. Первым здоровается с другим участниками младший по статусу или возрасту.
  2. Диалог, выстроенный с соблюдением принципов вежливости и учтивости.
  3. Разрешение конфликтов. Конструктивный диалог, сглаживание острых углов.
  4. Рутинное взаимодействие. Решение повседневных задач.
  5. Подведение итогов и прощание.

Этапы общения

Деловое общение по телефону также имеет свои правила. Согласно им, разговор должен начинаться с приветствия и представления звонящего. При этом обязательно упоминание его должности и названия организации. Информация должна подаваться в краткой, лаконичной форме, последовательно и без отвлечения на сторонние темы. Яркая эмоциональная окраска лишает переговоры конструктивности.

В спокойной, неторопливой беседе проще найти точки соприкосновения и определить пути решения сложных ситуаций. В конце переговоров следует подвести итоги и попрощаться.

Повседневная речь

Повседневная языковая практика также выстроена на принципах поддержания социальной иерархии. Любой разговор начинается с приветствия, причем младший первым здоровается со старшим, мужчина — с женщиной, молодая девушка — со взрослым мужчиной, младший по должности — со старшим.

По форме приветствие классифицируется как:

  • указание времени (Доброе утро!);
  • пожелание здоровья (Здравствуйте!);
  • эмоция (Рад встрече!);
  • выражение уважения (Мое почтение!);
  • специфическая форма (Здравия желаю!).

Повседневная речь

Заканчивать общение принято прощанием с пожеланием всего наилучшего.

Правила речевого этикета для разных социальных групп

Внутри каждой социальной группы тоже существует свой речевой этикет. На его формирование оказывает влияние комплекс факторов, среди которых:

  • пол;
  • возраст;
  • образование;
  • профессия;
  • материальный достаток;
  • иерархический статус собеседников.

Частые нарушения и ошибки

С ошибками в речевом поведении может столкнуться каждый. К наиболее частым из них относятся:

Таким образом, нормы речевого этикета применимы в любых ситуациях: от повседневной рутины до обмена опытом на международных конференциях или дипломатических переговорах. Основные правила предписывают использование при разговоре спокойного тона, дружелюбного настроя, общепринятой лексики и поддержание субординации между собеседниками.

Читайте также: