Аграрная реформа брежнева кратко

Обновлено: 05.07.2024

55 лет назад Леонид Ильич Брежнев был избран генеральным секретарём ЦК КПСС. Эпоху его правления историки характеризуют как период расцвета экономики страны. В СССР в это время резко выросли объёмы валового общественного продукта и промышленного производства, а также уровень жизни населения, был реализован ряд масштабных проектов в оборонной и инфраструктурной сферах. Однако в то же время период правления Брежнева часто называют застоем, а самого генсека обвиняют в том, что он создал предпосылки для потрясений 1980-х и 1990-х годов. О достижениях и проблемах брежневской эпохи — в материале RT.

8 апреля 1966 года Леонид Ильич Брежнев стал генеральным секретарём ЦК КПСС и фактическим руководителем Советского Союза. Экономика СССР при Брежневе динамично развивалась, однако часть экспертов считают, что именно в это время в стране возникли проблемы, которые привели к масштабному кризису 1980—1990-х годов.

Леонид Брежнев родился 19 декабря 1906 года в посёлке Каменское Екатеринославской губернии в семье работника металлургического завода. В молодости он быстро прошёл путь от простого землеустроителя до заместителя заведующего Уральским областным земельным управлением. Отслужив в середине 1930-х годов в Красной армии, Брежнев вскоре перешёл на партийную работу и уже в 1939 году стал секретарём Днепропетровского обкома КП(б)У.

В начале Великой Отечественной войны Брежнев занимался эвакуацией людей и предприятий из Днепропетровской области, а затем ушёл в действующую армию и стал начальником группы особого назначения при военном совете Южного фронта. Принимал участие в Битве за Кавказ. В 1945 году был назначен начальником политуправления 4-го Украинского фронта. После войны Брежнев возглавлял Запорожский и Днепропетровский обкомы партии, а также ЦК Молдавской ССР. В дальнейшем стал секретарём ЦК КПСС.

Два года спустя XXIII съезд Компартии Советского Союза восстановил должность генерального секретаря ЦК КПСС. 8 апреля 1966 года участники XXIII съезда избрали на неё Леонида Брежнева.

По словам историков, некоторое время после избрания генсеком Брежнев старался придерживаться принципов коллективного руководства страной, однако позднее стал усиливать свою личную власть. Он удалил с руководящих должностей всех, кому не доверял, и назначил на ключевые посты людей, которых хорошо знал лично, в том числе коллег по Днепропетровску и Молдавии. В 1972 году Пленум ЦК наделил генсека широкими полномочиями, благодаря чему в руках Брежнева оказалась сосредоточена вся полнота власти в СССР.

По словам доцента РГГУ Александра Крушельницкого, важным внешнеполитическим событием брежневской эпохи стал визит в СССР президента США Ричарда Никсона в 1972 году.

Во время этого визита были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и другие документы.

В 1960-е — 1970-е годы валовой общественный продукт вырос примерно на 350%, промышленная продукция — на 485%, сельскохозяйственная — на 171%. Трудодни в колхозах были заменены ежемесячной оплатой труда.

В 1970-е годы в СССР многое было сделано для развития военно-промышленного комплекса. К концу эпохи Брежнева Советский Союз обошёл Соединённые Штаты по количеству ядерных боеприпасов и их носителей. Были построены три тяжёлых авианесущих крейсера и ещё два — заложены. Развивался подводный флот. При Брежневе также были разработаны самолёты МиГ-29 и Су-27, танки Т-72 и Т-80, комплекс противовоздушной обороны С-300. Танков в СССР стало больше, чем во всём остальном мире: свыше 60 тыс.

При Брежневе в СССР был реализован ряд масштабных инфраструктурных и энергетических проектов. Был поставлен под промышленную нагрузку первый гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС, введены в строй десятки других гидроэлектростанций, атомных реакторов, новые автомобильные и железные дороги, химические, металлургические и машиностроительные заводы.

По словам Михаила Мягкова, в эпохе Брежнева можно выделить два этапа, первый из которых был весьма успешен во всех отношениях.

Как отметил Александр Крушельницкий, возникшие в СССР под конец эпохи Брежнева проблемы в значительной мере были связаны с состоянием здоровья генсека.

По словам историка, внешнеполитические, военные и другие успехи СССР при Брежневе вызывали опасения у западных лидеров, настраивая их на конфронтацию с Советским Союзом. Это, в частности, нашло выражение в провокационной политике Запада в Афганистане, заставившей Брежнева в 1979 году принять решение о вводе в центральноазиатское государство советских войск.

Умер Леонид Брежнев 10 ноября 1982 года в подмосковном дачном посёлке Заречье.

Сразу после прихода к власти Леонид Брежнев свернул реформы Никиты Хрущева. Новый Генсек был старой закалки, поэтому во многом ориентировался на решения времен Сталина. Первым делом Брежнев реформировал сельское хозяйство и промышленность.

Аграрная реформа

Аграрная реформа 1965

В марте 1965 года правительство взялось за сельскохозяйственную сферу. Главные изменения:

  • Появился четкий план на 5 лет по закупке продукции.
  • План обязательных поставок зерна сократился.
  • На колхозную и совхозную продукцию повысились закупочные цены.
  • За сверхплановую продукцию полагались надбавки к ценам.
  • Трудодни ушли в прошлое. Колхозники получали стабильную зарплату.
  • Люди получили свободу в организации личных подсобных хозяйств. Увеличился допустимый размер приусадебного участка, количество скота стало неограниченным. Появилась возможность торговать сельхозпродукцией на рынке.

Благодаря решениям Брежнева у крестьян улучшился уровень жизни. Сельское хозяйство получило мощную материально-техническую базу.

Реформа промышленности

Реформы в промышленности 1965

В сентябре 1965 года Председатель СМ СССР А. Косыгин вплотную занялся промышленностью. Главные изменения:

  • Вместо территориального был введен отраслевой принцип управления. Совнархозовская система канула в Лету. Правительство восстановило министерства.
  • Экономическая деятельность оценивалась не по валовой, а по реализованной продукции.
  • Предприятия получили большую самостоятельность. Были внедрены элементы хозрасчета.
  • Появились фонды экономического стимулирования коллективов, формируемые из части прибыли. Повысилась материальная заинтересованность работников.
  • Предпринимались меры по усилению активности трудовых коллективов.

Несмотря на все старания правительства, реформы не принесли ожидаемого экономического улучшения. Экономический базис строился на советской системе. В приоритете всегда была идеология, а не законы экономики. Партийное руководство не поддерживало должным образом предприятия. Постоянно возникали противоречия между стремящимися к самостоятельности предприятиями и директивным ведомственным управлением.

К началу 70 годов прошлого столетия стало очевидно, экономика и государственное управление послевоенного времени не годятся для одновременного повышения уровня жизни и обеспечения обороноспособности страны. В СССР назрели реформы. Существовало две концепции проведения изменений без потрясения основ социалистической идеологии:

- глубокое реформирование в промышленности. На этом, как первостепенной задаче, настаивал А.Н.Косыгин;

- основным направлением изменения на укрепление оборонной промышленности и сельского хозяйства исходившая якобы от Л.И.Брежнева.

Локомотивом же реформ являлся новый председатель Совета Министров А.Н.Косыгин.

Реформы в управлении государством

После того как на октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1964 году был отправлен в отставку со всех постов Н.С.Хрущев, закончился единоличный период управления страной и начался возврат к коллективному руководству. В этом же году было отменено разделение органов управления на промышленные и сельские, затем отменены совнархозы как рассадник местничества. Для управления экономикой восстановлены отраслевые министерства.

Постановлением Совмина в 1974 году крестьян признали равноправными гражданами, выдав советские паспорта. До этого события уехать из деревни можно было только в армию или для поступления в институт. Существовали тоже варианты вербовки на работу в районы Крайнего Севера или комсомольскую стройку.

Сельскохозяйственные реформы Косыгина-Брежнева

В первую очередь были отменены перегибы последнего десятилетия перед реформами. Прекратили бороться с приусадебными участками, разрешили иметь домашний скот, отменили обязательные кукурузные посевы. Снижен подоходный налог с крестьян, а совхозам и колхозам списали накопленные непомерные долги перед государством.

Изменения в сельском хозяйстве были направлены на усиление личного интереса крестьян в результатах труда:

- снижен план госзакупок и гарантирован на всю пятилетку;

- закупочные цены увеличивались в 1,5-2 раза и завесили от районов земледелия;

- снижены цены на запасные части к машинам и тракторам;

- изменена система оплаты труда крестьян, ушел в историю трудодень, его заменила ежемесячная зарплата по тарифам совхозов. В случае нехватки средств у колхозов фонд зарплаты кредитовался государством;

- стали назначаться пенсии для колхозников.

Существенным событием стал 3 съезд колхозников Советского Союза осенью 1969 года. На нем был принят новый примерный Устав колхозов, намечены меры по развитию хозяйственной самостоятельности. В Уставе еще четче прописывались демократические принципы по выборности органов управления коллективными хозяйствами.

Экономические реформы в промышленности

При всей важности реформ в государственном управлении и сельском хозяйстве, новый курс в промышленности стал самым кардинальным. От планирования выпуска заводов и фабрик в штуках, главным результатом становиться объем ее реализации. Появились такие рыночные понятия как прибыль, рентабельность, производительность труда и этими критериями стала оцениваться эффективность управления предприятием.

Главной целью производства была определена прибыль и из отчислений от нее разрешалось формировать фонды развития производства, материального поощрения и социально-культурного развития. Из этих фондов на предприятиях появилась возможность поощрять работников достигших лучших показателей в труде, финансировать строительство жилья, больниц, собственных санаториев и профилакториев. При необходимости расширять сопутствующие производства можно было воспользоваться собственным фондом развития производства, что существенно сокращало время выпуска новой номенклатуры продукции.

Изменилось планирование работы советских предприятий, для контроля эффективности производства было оставлено из 36 показателей всего 9, все произведенное сверх плана реализовывалось самостоятельно. Во внутреннюю структуру (штатное расписание, сметы на расходы фондов) фабрик и заводов государство практически не вмешивалось. Во внутренней жизни предприятий достаточно было влияния партийных и профсоюзных организаций.

Такие прорывные решения осеннего 1965 года пленума ЦК КПСС были законодательно закреплены в Положении о социалистическом предприятии постановлением Совмина в октябре того же года.

Результаты реформы

Принятые решения всколыхнули страну. Уже на следующий год темпы роста в сельском хозяйстве выросли почти вдвое, общий объем продукции вырос на 21%, зерна было собрано в 1.3 раза больше, чем в дореформенные годы, ощутимый рост наблюдался и по другим позициям.

Восьмая пятилетка давала надежду на улучшение благосостояния страны и ее граждан. Рост национального дохода составил 41%, производительность труда – на 37%, промышленное производство выросло на 50%. Однако темп к концу пятилетки ослаб, стало заметно потеря интереса в партийном руководстве к доведению реформ в полном объеме.

Причины сворачивания экономических преобразований

Устои экономической системы советского государства реформа не подрывала. Государственная собственность на все средства производства оставалась незыблемой, единое планирование развития и строгий контроль за основными параметрами исполнения решений сомнению не подвергались. Тем более идеологические основы и руководящая роль компартии были подчеркнуто подтверждены, необходимость изменений очевидна и решения приняты правильные, однако с самого начала реформа наткнулись на противодействие.

Консервативная часть Политбюро активно сопротивлялась проведению реформ по надуманным идеологическим причинам. Болезнь Л.И Брежнева еще более усугубила противостояние различных группировок в борьбе за влияние. Многие министерства не справлялись с координацией работы предприятий в новых договорных условиях и сопротивлялось реформам как могли, заваливая жалобами ЦК КПСС и Политбюро.

Особенно сопротивление усилилось в связи с открытием нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири. На фоне мирового энергетического кризиса бурный рост нефтедобычи в нашей стране стал отодвигать в сторону насущные реформы экономической системы. Поставки газа и нефти на экспорт дали достаточные валютные поступления в СССР. Экономика страны попадала в зависимость от цен и объемов поставок на энергоресурсы. В этих условиях реформы были свернуты, природные богатства страны встали поперек развития государства.

Код элемента ЕГЭ: 3.2.12. XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 году промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций)[8], и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста.


Цель, идея и направления реформы

Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).

Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.

Экономическая реформа 1965 года в СССР

Экономическая реформа 1965 года в СССР

Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были:

  1. попытка перевода предприятий на хозрасчет;
  2. оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли;
  3. создание из части прибыли (10–12 %) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства);
  4. внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т. е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.

Итоги реформы, причины неудач

Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. В период 1966–1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием произошло ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда. Было построено и реконструировано 1900 предприятий, промышленное производство увеличилось на 50% в целом по стране. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились научно-промышленные объединения.


Однако по мнению современных экономистов реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:

  • непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;
  • некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;
  • слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;
  • противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставить под сомнение сущность социалистического строя;
  • чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.

Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет. Вместе с тем реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.



Косыгинская реформа 1965 г. – это со­во­куп­ность мер, направленных на по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти эко­но­ми­ки. Осу­ще­ст­в­ля­лась по ини­циа­ти­ве и под ру­ководством А. Н. Ко­сы­ги­на.

В раз­ра­бот­ке ре­фор­мы уча­ст­во­ва­ли Н. К. Бай­ба­ков, А. В. Ба­чу­рин, Л. И. Абалкин, А. И. Ан­чиш­кин, Л. М. Га­тов­ский, Р. А. Бе­ло­усов, В. С. Нем­чи­нов, Л. В. Кан­то­ро­вич, С. С. Ша­та­лин и др.

Начало экономической реформы: 1965 г.

  • повышение эффективности управления экономикой,
  • интенсификация производства в рамках командно-административной экономики,
  • увеличение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда,
  • преодоление негативных последствий хрущёвских реформ в сфере управления.

Суть реформы.

  • увеличение капитальных вложений,
  • создание крупных агропромышленных комплексов,
  • повышение закупочных цен сельхозпродукции,
  • введение надбавок ц ценам за сверхплановую продукцию,
  • увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь,
  • повышение зарплаты и пенсии колхозникам,
  • разрешение личного подсобного хозяйства.

ИТОГИ.

  • спо­соб­ст­во­ва­ла вскры­тию и ис­поль­зо­ва­нию внутренних ре­зер­вов пред­при­ятий (при преж­ней хо­зяй­ст­в. сис­те­ме в этом не были за­ин­те­ре­со­ваны ни ру­ко­во­ди­те­ли, ни кол­лек­ти­вы);
  • к 1970 году на но­вые ус­ло­вия ра­бо­ты пе­ре­шло свыше 90% пред­при­я­тий ве­ду­щих от­рас­лей промышленности, а так­же 40% сов­хозов;
  • повышение производительности труда,
  • промышленный рост, восьмая пятилетка (1966-1970) стала самой успешной за послевоенные годы: объём промышленного производства вырос на 50%, про­из­во­ди­тель­ность тру­да – на 39%, сред­не­го­до­вые тем­пы при­рос­та национального до­хо­да соста­ви­ли 7,7%;
  • именно с этим периодом связано массовое строительство жилья и объектов социального значения в СССР, позволившее значительно повысить уровень жизни миллионов Советских граждан;
  • была создана мощная автомобильная промышленность, не уступающей на тот момент лучшим мировом образцам;
  • гигантское строительство, развернувшееся в Сибири и на Дальнем востоке: строительство Байкало-амурской магистрали, Саяно-Шушенской ГЭС, считающейся одной из самых мощных в мире, строительство автомобильных дорог, прочно связывающих разные регионы страны;
  • была проведена масштабная механизация сельского хозяйства – перевод колхозов и совхозов на более современные типы сельскохозяйственной техники.
  • реформа не была доведена до конца, а после чехословацких событий 1968 года фактически свёрнута;
  • от­рас­ле­вая сис­те­ма управ­ле­ния че­рез ми­ни­стер­ст­ва, глав­ки, объ­е­ди­не­ния (ко­то­рых со вре­ме­нем ста­но­ви­лось всё боль­ше) ис­кус­ст­вен­но раз­ры­ва­ла еди­ную на­род­но-­хо­зяй­ст­вен­ную систему, не по­зво­ляя осу­ще­ст­в­лять про­грамм­но-це­ле­вое управ­ле­ние ре­сур­са­ми;
  • в от­рас­ле­вой сис­те­ме управ­ле­ния ­час­то иг­но­ри­ро­ва­лись тер­ри­то­ри­аль­ные про­бле­мы, не обес­пе­чи­валось ра­цио­наль­ное со­че­та­ние от­рас­ле­во­го и тер­ри­то­ри­аль­но­го ас­пек­тов управ­ле­ния эко­но­ми­кой;
  • увеличилось число дол­го­строев, сры­ва­лись пла­ны тех­нического пе­ре­воо­ру­же­ния пред­при­ятий и от­рас­лей, не­смот­ря на круп­ные за­куп­ки со­временного обо­ру­до­ва­ния за ру­бе­жом;
  • глу­бин­ная про­бле­ма - в по­пыт­ке со­еди­нить про­ти­во­ре­чи­вые, взаи­мо­ис­клю­чаю­щие эле­мен­ты ры­ноч­ной и административной сис­те­мы ор­га­ни­за­ции эко­но­ми­ки.

Уже че­рез 3–4 го­да эф­фек­тив­ность косыгинской реформы ста­ла сни­жать­ся, и вско­ре реформа бы­ла свёр­ну­та, за ис­клю­че­ни­ем от­дель­ных, в сущ­но­сти фор­маль­ных, эле­мен­тов (со­хра­не­ние фон­дов по­ощ­ре­ния, пла­ты за фон­ды и др.)

Читайте также: