Агафодор преображенский биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Родился 15·ΧII.1837 года в селе Спасском, что на Мяксе, Пошехонского уезда. Детство, отрочество и юность преосвященного прошли через суровую школу бедности, тяжелых лишений и сиротства. Едва новорожденному Павлу Преображенскому исполнилось шесть недель, как отец его скончался, и мальчик остался сиротой на попечении матери без всяких средств к существованию. Мать не пала духом и сумела не только вырастить, но и воспитать своего сына в твердых началах христианской веры, заложить в юное сердце черты полного послушания воле Божией, самоограничения и самоотречения, а главное, любви к ближнему и совершенной готовности всегда придти на помощь всякому нуждающемуся. Этими чертами отмечалась вся последующая жизнь и деятельность преосвященного.

В 1846 году он был отдан в Пошехонское Духовное училище, после которого поступил в Ярославскую Духовную Семинарию.

Как в училище, так и в семинарии он шел первым учеником и окончил семинарию в 1860 году.

В этом же году 9.Х был рукоположен во священника.

По окончании семинарского курса Павел отказывается от мысли ехать в Академию и поступает для поддержки матери на священническое место в глухой приход с.Воскресенского, Мышкинского уезда. Сам вышедший из народа, испытавший бедность, сиротство, лишения и только упорным трудом пробившийся к свету образования и священству, он весь отдался своей пастве и ее насущнейшим нуждам. А этих нужд было много. Прежде всего, народная темнота, невежество даже в основных истинах христианства. И вот для научения своих пасомых истинам христианской веры, молодой священник в течение 23 лет поучает свою паству не только за богослужением, но пользуется всяким случаем для научения при всяком требоисправлении.

Другой заботой о.Павла в целях просвещения прихода, было устройство школ для детей. В первой открытой им школе он вначале сам учительствовал. Под его ближайшим руководством Воскресенское церковно-приходское попечительство с первого же времени развивает необычайную и в высшей степени благотворную для прихода деятельность: оно оказывает помощь, по случаю неурожая хлеба, погорельцам, пострадавшим от пожара и т.п. Важным следствием деятельности о.Павла было то, что за все время его священства в его приходе за 23 года не появилось ни одного сектанта и ни одного раскольника.

С 1877 по 1884 г. находился в должности благочинного сельских церквей и устроил впервые в этой местности благочинническую библиотеку.

В 1884 году, после 23-летней службы в с.Воскресенском о.Павел был переведен в гор. Мышкин настоятелем Мышкинского Успенского собора и возведен в сан протоиерея.

В г.Мышкине служение его продолжалось лишь около 4 лет (1884–1888 гг.), но и за этот короткий период времени было им сделано многое: были введены вне богослужебные собеседования, при соборе устроен прекрасный хор, проведен капитальный ремонт собора.

I февраля 1888 года протоиерей Преображенский, вдовствующий более 20 лет, принял монашество с именем Агафодора и возведен в сан архимандрита.

28 февраля 1888 года в Петербурге совершена хиротония архимандрита Агафодора во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония совершалась в соборной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, собором одиннадцати архипастырей в предстоянии митрополита Исидора. На этой кафедре епископ Агафодор пробыл всего три года, но успел сделать весьма много. В 1860 году он основал в Нижнем Новгороде на свои средства церковно-приходскую школу Свято-Владимирскую, в память 900-летия крещения Руси. Другую такую же школу он основал при Вознесенском Печерском монастыре. Но главной заботой его было приведение в полное благоустройство древнего XIV столетия Печерского монастыря, на что было положено много труда и средств.

2 марта 1891 года (епископ Агафодор) был назначен епископом Сухумским. Сухумская епархия была в то время в крайне печальном положении. Немногочисленные православные храмы находились в запустении и крайней нищете; кафедральный собор был мал, архиерейского дома не было. Владыка первым делом расширил собор, устроил архиерейский дом, изыскивал средства для беднейших церквей. Заботясь о материальных нуждах епархии, с неменьшей энергией заботился и о духовных нуждах населения.

В течение двухлетнего управления епархией Преосвященный Агафодор открыл 22 школы, а для упрочения и дальнейшего развития школьного дела 27 декабря 1891 г. учредил Сухумское епархиальное Александровское братство. Для перевода богослужебных книг на местный язык еп.Агафодор основал в 1892 году особую переводческую комиссию. Но особенно замечательны миссионерские труды его. Учредив должность епархиального миссионера и определив на эту должность лицо, знающее местные языки, Преосвященный сам неустанно разъезжал с миссионером по глухим местам, призывая заблуждающихся в лоно Православной Церкви. Всего им обращено в христианство около 1000 мусульман.

17 июля 1893 года назначен епископом Ставропольским и Кавказским. На этой кафедре епископ Агафодор так же, как и на предыдущих кафедрах, обращал в первую очередь свое внимание на нужды просвещения и воспитания паствы в духе Православной Церкви. За бытность его на этой кафедре количество церковных школ более чем удвоилось. Не забыты были им и духовно-учебные заведения епархии. Особенное внимание было обращено на недостаток в епархии храмов и духовенства. Выло построено 240 новых храмов и три монастыря.

Миссионерская деятельность Преосвящен.Агафодора заслуживает наибольшего внимания. Сильное развитие на Северном Кавказе раскола, а также рационалистического сектантства разных толков побудили еп. Агафодора со всей энергией встать на борьбу за православие, он увеличил количество миссионеров.·

Для борьбы с многочисленными в епархии язычниками буддистами, преосвященный учредил должность противобуддийского миссионера и сам вместе с ним отправился на проповедь. Свыше 300 буддистов было крещено.

Всегда чуткий и внимательный к чужой нужде, Преосвященный Агафодор обращал особое внимание на развитие и расширение разного рода благотворительных епархиальных учреждений, состоявших под его руководством и наблюдением. Щедрая благотворительная и религиозно-просветительная деятельность преосвященного далеко выходила за пределы Ставропольской епархии. Он состоял почетным членом 35 различных благотворительных, ученых и просветительных обществ, братств и т.п. учреждений, в том числе всех четырех наших Духовных Академий.

В Казанскую Духовную Академию он пожертвовал капитал в шесть тысяч рублей и на %% с него была учреждена стипендия имени Преосвященного Агафодора.

6 мая 1907 года епископ Агафодор был возведен в сан архиепископа, а ко дню пятидесятилетия священнослужения в I910 году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В 1918 году именовался архиепископом Кавказским и Ставропольским.

Год возведения в сан митрополита неизвестен.

Скончался в 1920 году, но неизвестно где.

Преосвященный Агафодор был добрым, трудолюбивым, кротким и снисходительным архипастырем, ревностным и твердым в своей деятельности на поприще миссионерства и духовного просвещения. Отличался редкой простотой и добрым отношением к окружающим.

Речь при наречении его во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии.

Успенский Эранский общежительный монастырь в Абхазии на Кавказе близ г.Сухуми. Ставрополь, 1894· г.

Катехизические поучения о вере.

Катехизические поучения о надежде и любви. Ставрополь, 1899 г.

Толковый молитвенник. Ставрополь, 1899 г.

Воскресенский храм и его приход, Мышкинского уезда, Ярославской губернии.

Речь при открытии и освящении памятника первым кубанским казакам, ст.Таманской 5·Χ·1911 года.

АГАФОДОР (Преображенский)

1 фото


Сын дьячка. По окончании Ярославской духовной семинарии рукоположен в священники церкви с. Воскресенского на Неледнищине Мышкинского уезда.

Агафодор был учредителем двух приходских училищ, Воскресенского и Игнатовского, где с 1864 по 1884 находился в должностях законоучителя, смотрителя и распорядителя, председателя приходского попечительства. Как приходской священник Агафодор пользовался известностью, прослыл проповедником и ревностным деятелем по народному образованию, за что неоднократно поощрялся. В 1866 был избран действительным членом общества для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении.

Будучи в должности благочинного по Мышкину и уезду, много содействовал созданию и упрочению приходских школ края.

С 1 июня 1884 перемещен на должность настоятеля, затем протоиерея и благочинного Мышкинского Успенского собора и городских церквей. 1 февраля 1888 принял монашество с именем Агафодор и возведен в сан архимандрита. 28 февраля утвержден епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. С 2 марта 1891 епископ Сухумский.

Агафодор известен и как церковный писатель, публицист и краевед.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Головщиков К.Д. Деятели Ярославского края. Вып.1. – Ярославль, 1898, с. 50;

50-летний юбилей Архиепископа Агафодора // Исторический вестник. Т. 122. 1910. С. 802.

Катехизисные поучения о вере. – Ярославль, 1867;

Катехизисные поучения о христианской надежде и любви. Вып. 2. – СПб., 1872;

Элементарный курс Закона Божия для начальных народных училищ разных наименований и ведомств (выдержало 48 изданий, в т.ч. трижды в Рыбинске, 1883, 1884, 1888, и в Мышкине - 1887);

Толковый молитвенник. – Пг., 1917 (8 изданий);

Успенский Драндский общежительный монастырь в Абхазии на Кавказе, близ г. Сухума. Историко-археологическое описание. – Одесса, 1904, Ставрополь, 1901;

Воскресенский храм и его приход Мышкинского уезда Ярославской губ. Историко-археологическое описание. – Ставрополь, 1906;

Митрополит Агафодо́р (в миру Па́вел Флего́нтович Преображенский; 15 (27) декабря 1837 ( 18371227 ) [1] — 18 (31) июля 1919 [2] ) — епископ Православной Российской Церкви; с 17 июля 1893 года на Ставропольской кафедре; духовный писатель.

Содержание

Биография

Окончил Пошехонское духовное училище, а затем Ярославскую духовную семинарию (1860 год).

Вступил в брак, был рукоположён во диакона, а затем в сан иерея. 23 года служил приходским священником. В 1884 году был возвёден в сан протоиерея.

Овдовев, 1 февраля 1888 года принял монашеский постриг, а 2 февраля был возведен в сан архимандрита.

28 февраля 1888 года был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.

2 марта 1891 года переведен на Сухумскую кафедру.

17 июля 1893 года назначен епископом Ставропольским и Екатеринодарским (с 1916 титул — Кавказский и Ставропольский).

6 мая 1907 года возведен в сан архиепископа, а в 1919 году — в сан митрополита.

19-24 мая 1919 года по старейшинству он возглавлял Южно-Русский Собор в Ставрополе где отрезанными гражданской войной от патриарха Тихона архиереями решались вопросы устройства Церкви на территориях занятых войсками Деникина.

Скончался в 1919 году. Место смерти и погребения неизвестны.

Сочинения

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 27 декабря
  • Родившиеся в 1837 году
  • Умершие 31 июля
  • Умершие в 1919 году
  • Епископы Русской православной церкви
  • Митрополиты Русской православной церкви
  • Богословы России
  • Персоналии:Ярославская духовная семинария (дореволюционная)
  • Участники Поместного собора Православной российской церкви (1917—1918)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Агафодор (Преображенский)" в других словарях:

Агафодор Преображенский — (в миру Павел Флегонтович) духовный писатель, сын причетника, епископ ставропольский. Труды А.: "Успенско Эрандский общежительный монастырь в Абхазии, на Кавказе, близ г. Сухума" (Ставрополь, 1894); "Речи и слова";… … Большая биографическая энциклопедия

Агафодор — (в миру Павел Флегонтович Преображенский), родился в 1837 году, духовный писатель, сын причетника; архиепископ ставропольский и екатеринодарский. Главные его труды: Успенско Эрандский общежительный монастырь в Абхазии на Кавказе, близ г. Сухума… … Биографический словарь

Агафодор — (в мире Павел Флегонтович Преображенский) духовный писатель, сын причетника, епископ ставропольский. Труды А.: Успенско Эрандский общежительный монастырь в Абхазии, на Кавказе, близ г. Сухума (Ставрополь, 1894); Речи и слова ; Катехизические… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Агафодор — – архиепископ Ставропольский (в мире Протоиерей П. Φ. Преображенский). Уроженец Ярославской губ. (род. в 1837 г.), по окончании курса Ярославской семинарии со званием студента, священствовал в родной епархии и отличался особенными заботами о … Полный православный богословский энциклопедический словарь

ДРАНДА — Мон рь Дранда. Фотография. 80 е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Мон рь Дранда. Фотография. 80 е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) [груз. დრანდა], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон рь (9 мая 1883 1928) Сухумской епархии… … Православная энциклопедия

ВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ЮГО-ВОСТОКЕ РОССИИ — (ВВЦУ ЮВР), было сформировано на Юго Восточном Русском Церковном Соборе, состоявшемся 19 24 мая 1919 г. в Ставрополе, иерархами, управлявшими епархиями Юга России, территории к рых были отрезаны от высшего руководства Церкви фронтами гражданской… … Православная энциклопедия

ДРАНДСКАЯ ЕПАРХИЯ — [груз. დრანდის ეპარკია], одна из древнейших епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Была сформирована в процессе выделения в IX X вв. церковных кафедр Зап. Грузии (Фасис, Севастополь, Родополь, Петра, Зиганеи, Никопсия) из юрисдикции К… … Православная энциклопедия

Печерский Вознесенский монастырь — Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь … Википедия


Епископ Балахнинский Агафодор, впоследствии митрополит Кавказский и Ставропольский, в миру Павел Флегонтович Преображенский, родился 15 декабря 1837 года (по ст. ст.) в селе Спасском, что на Маяксе, Пошехонского уезда, Ярославской епархии, в семье диакона Флегонта Ивановича Преображенского. Едва новорожденному Павлу Преображенскому исполнилось шесть недель, как отец его скончался, и мальчик остался сиротой на попечении матери без всяких средств к существованию. Мать не пала духом и сумела не только вырастить, но и воспитать своего сына в твердых началах христианской веры, заложить в юное сердце черты полного послушания воле Божией, самоограничения и самоотречения, а главное, любви к ближнему и совершенной готовности всегда прийти на помощь всякому нуждающемуся. Этими чертами отмечалась вся последующая жизнь и деятельность преосвященного. Образование он получил в Пошехонском уездном духовном училище, окончив обучение в 1848 году, поступил в Ярославскую духовную семинарию, которую окончил в 1860 году. Как в училище, так и в семинарии он шел первым учеником.

Служба в Воскресенском храме

9 октября того же года Высокопреосвященнейшим Нилом рукоположен в священника. Он отказывается от мысли о дальнейшей учебе и для поддержки матери поступает на священничество в глухой приход села Воскресенское Мышкинского уезда. Через три с половиной года его постигла кончина супруги и детей. В 1864 году, будучи сельским священником, он учредил народное бесплатное училище в деревне Игнатово Мологского уезда, которое содержал исключительно на свои средства до 1873 года и с помощью земства — с 1873 по 1879 год и котором сам учительствовал. Был также в нем безвозмездно смотрителем с 1864 по 1876 год, распорядителем с 1876 по 1884 год и законоучителем (1864 — 1884). Устроил впервые в этой местности благочинническую библиотеку. В мае 1865 года за особое усердие и полезные труды в деле проповеди катехизического учения преподано ему архипастырское благословение.

В ноябре 1881 года Павел Преображенский назначен окружным благочинным по городу Мышкину и Мышкинскому уезду. За услуги, оказанные раненым воинам в Восточную войну (1877 — 1878 гг.), в июне 1882 года удостоен знака Красного Креста.

Служба в г. Мышкин

11 июня 1884, после 23-летней службы в с. Воскресенском, года перемещен в настоятеля и благочинного Мышкинского Успенского собора и городских церквей. 22 июля 1884 года Павел Преображенский возведен в сан протоиерея. В 1884 году вступил в должность директора Мышкинского тюремного отделения, члена Оспинного комитета и члена Временного строительного комитета по устройству Никольского собора, затем председателя того же комитета, члена Мышкинского уездного училищного совета, наблюдателя за церковно-приходскими школами по уезду. В июле 1885 года утвержден законоучителем Мышкинского городского двухклассного училища.

Служба в Нижегородской епархии

В Нижний Новгород епископ Агафодор (Преображенский) прибыл 15 марта 1888 года и был с радостью встречен нижегородским духовенством во главе с протоиереем П. Владимирским. С первых же дней Владыка Агафодор принялся за неустанный и ревностный труд на благо епархии.

В 1888 году в Нижнем Новгороде, как и по всей России, широко отмечалась дата 900-летия Крещения Руси, а вскоре за этим юбилеем праздновалось 50-летие со дня воссоединения униатов. Кроме того, в Нижнем Новгороде и во Владимире-на-Клязьме 4 февраля 1889 года совершались торжества в честь 700-летия со дня рождения св. блгв. вел. князя Георгия Всеволодовича, подвижника веры, основателя Нижнего Новгорода. Владыка Агафодор принимал активное участие в подготовке и ведении церковных торжеств совместно с правящим тогда архиереем Преосвященным Модестом (Стрельбицким).

Особенно важным делом для Владыки стала неустанная забота о возрождении Печерского Вознесенского монастыря, которую он проявлял с первых же дней своего поселения здесь, в качестве настоятеля. Надо заметить, что к 1880-м годам Нижегородский Печерский монастырь находился в самом печальном состоянии: часть горы, прилегавшей к монастырю, обвалилась; в подвальном и первом этаже, где жил настоятель, образовались трещины; каменная ограда с башнями всюду имела значительные повреждения. Всё это, по мнению техников, оценивалось в 100.000 рублей ремонта, несмотря на то, что начало восстановительных работ уже было положено Преосвященным Димитрием (Самбикиным). Однако Преосвященному Агафодору удалось с успехом выполнить с успехом выпавший на его долю великий труд. При скудных наличных средствах монастыря нелегко было возродить его, но на призыв Преосвященного помочь в деле благоустройства древней обители откликнулись многие в Нижнем Новгороде и даже в Санкт-Петербурге.

По мере поступления пожертвований неутомимая рука заботливого хозяина работала повсюду в монастыре — от алтарей и до колоколен, от сводов до усыпальниц, от жилых помещений и до кладбищ, от разных служб (погребов, садов, цветников, прудов) до деревянной ограды и укрепления откосов по склону горы. Заботясь о внешнем благоустройстве обители, Преосвященный Агафодор с неусыпной энергией прилагал все старания к поднятию благочестия среди иноков и восстановлению строгого внутреннего порядка в обители; число братии при нем увеличилось с двенадцати до сорока человек.

Служба в Сухумской епархии

Едва успел он привести в порядок Печерский монастырь, как последовал указ Святейшего Синода (от 2 марта 1891года), где повелевалось ему быть епископом самостоятельной, Сухумской, епархии. С великой скорбью нижегородцы расставались со своим любимым архипастырем.

В день Благовещения Пресвятой Богородицы Преосвященный Агафодор совершил свою последнюю в Печерском монастыре Божественную литургию, при огромном стечении богомольцев.

23 марта 1891 года Преосвященный Агафодор отбыл, через Москву, на Сухумскую кафедру, напутствуемый от всех провожающих искренними пожеланиями всякого благополучия. В 1891 году Сухумская епархия входила в состав Грузинского экзархата и состояла из Черноморского и Сухумского округов Кутаисской губернии. По прибытии во вверенную епархию Владыка Агафодор занялся ее благоустроением. Чтобы понять грандиозность происходившего можно упомянуть строительство только одного храма — первого православного храма на территории Черноморского округа, собора Архангела Михаила в Сочи. 16 лет шло строительство, с 1874 года по 1890. Руководил им Арсений Васильевич Верещагин по проекту академика архитектуры А.С. Каминского. В строительстве принимало участие значительное количество исторически известных личностей: купцы 1-й гильдии Н.Н. Мамонтов, С.И. Мамонтов, граф Ф.Ф. Сумароков-Эльстон и другие известные коммерсанты. Но все же основная тяжесть легла именно на Верещагина. Заверщающую роль в воздвижении храма сыграл епископ Агафодор.

В Сухумской епархии, по инициативе преосвященного Агафодора, учреждена епархиальная церковно-археологическая комиссия, имеющая, главным образом, целью всестороннее изучение прошлой жизни местной церкви, начиная от первого появления христианства в пределах сухумской епархии, т.е. в Абхазии, Самурзакани и нынешнем Черноморском округе, до города Анапы включительно. Работы комиссии направлены на отыскание и изучение памятников, относящихся до устройства церквей и часовен, религиозно-нравственной жизни клира и мирян, распространение образования и пр. 24 сентября 1891 года совершилось торжественное освящение собора во имя Св. Архистратига Михаила архиепископом сухумским Агафодором.

Благодаря участию епископа Агафодора и курированию им сочинского прихода, посадский храм обзавёлся хорошей библиотекой, в нём фиксировалась история Сочи и его окрестностей, не исчерпывавшаяся скупыми записями церковно-приходских книг, имелся архив, к сожалению, ныне безвозвратно утерянный. Преосвященный много ездил по селениям и городам, обозревая свою новую епархию и помогая, чем мог. Пребывая на этой кафедре, он учредил Александровское братство, открыл 22 школы, основал комиссию по переводу богослужебных книг на абхазо-адыгейские языки. Регулярно объезжал епархию с миссионерскими целями: в результате за два года было крещено около тысячи абхазов. В 1892 году Владыка учредил Археологическую епархиальную комиссию; при нем был восстановлен в древних Команах храм св. Василиска, в котором, по преданию, скончался св. Иоанн Златоуст.

Служба в Ставрополе

Всего лишь два года довелось пребывать Владыке Агафодору в Сухумской епархии: указом Святейшего Синода определено было его новое послушание — на Ставропольской кафедре. 15 августа 1893 года Преосвященный Агафодор отбыл к новому месту своего служения. И здесь, с первых же дней пребывания на кафедре, святитель Христов вновь взялся за устроение епархии, служа в городских храмах и выезжая в отдаленные приходы. Назначение Преосвященного Агафодора на Ставропольскую кафедру вызвано было еще и необходимостью энергичной борьбы с сектантством и расколом, и Владыка усердно трудился на этом поприще, не жалея своих сил.

В 1901 году Преосвященным Агафодором были устроены миссионерские курсы, основана церковно-приходская школа в ставропольской тюрьме. В 1906 году Владыкой устроен был местный археологический музей, которому Священный Синод присвоил имя основателя. 6 мая 1907 года за усердные труды Святейший Синод удостоил Владыку Агафодора саном архиепископа. Трудами святителя в епархии было основано 240 новых храмов. С 1894 по 1909 годы на их строительство православной паствой было затрачено свыше 13 млн. рублей, в том числе около 8 млн. рублей на Кубани и свыше 5 млн. рублей на Ставрополье. Было возрождено три монастыря.

В 1897 году он создал женский Спасо-Преображенский монастырь на реке Теберде, в 1899 году Покровскую женскую общину у станицы Динской Кубанской области, в 1909 году монастырь – в селе Винодельном Ставропольской губернии. Особенно интересна судьба Сентинского монастыря – первого из открытых владыкой на Ставропольской кафедре. Монахини взяли на себя поддержание и сохранение своей святыни — древнего храма. Несмотря на скудность средств, количество сестер обители вскоре достигло 200 человек. Монастырь, развиваясь, оказывал большое культурное влияние на окружающее горское население.

В 1903 году преосвященный освятил новую монастырскую церковь. Жители аула Сенты, карачаевцы-мусульмане радушно встретили его хлебом и солью, благодаря за созданную при монастыре церковно-приходскую школу, в которой их дети обучались русской грамоте и арифметике.

В 1918 году кафедра была переименована, и Высокопреосвященный Агафодор стал носить титул архиепископа Кавказского и Ставропольского.

Последние имеющиеся сведения о Владыке, это дата преставления: 31 июля 1919 года. Точное место смерти и погребения неизвестны, по имеющимся предположениям он был погребен в цокольном этаже колокольни Андреевского собора г. Ставрополя.

Читайте также: