Афоризмы об истолковании природы и царстве человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Название работы: ЭМПИРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.БЭКОН. НОВЫЙ ОРГАНОН. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА)

Предметная область: Логика и философия

Описание: Томас Гоббс 1588 1679 Левиафан или Материя форма и власть госва церковного и гражданского: механический материализм: Природа совокупность тел dif. Госво искусственный человек т. Они вручили свои права судьбу и власть главе госва который в договоре не участвовал= ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет. В обмен на права граждан госво призвано гарантировать порядок в общве.

Дата добавления: 2013-09-05

Размер файла: 34.25 KB

Работу скачали: 30 чел.

24. ЭМПИРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.БЭКОН. НОВЫЙ ОРГАНОН. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА)

Естественно-научные предпосылки философии Нового времени:

1. XVIIв. - бурно развивается естествознание.

2. потребности мореходства определяют развитие астрономии;

3. строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики.

4. изобретение машин в текстильной промышленности,

5. совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

6. Э.Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос.

7. И.Ньютон сформулировал основные законы механики, закон всемирного тяготения.

8. Р.Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента.

9. У.Гильберт исследовал св-ва и практическое применение магнита.

10. В.Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. 11. теория естественного права ( Т.Гоббс, Г.Гроций ).

  1. разрыв философии со схоластикой и религией
  2. учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

ХАР-РНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ:

1. сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания.

2. основные проблемы – онтология (учение о бытие и субстанции) и гносеология.

Задача науки и философии — содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека.

Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт.

1. связан с номинализмом;

4. уделяет заметное место проблемам индуктивного метода.

Ф.Бэкон придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту.

1. источник знаний и критерий их истинности - в опыте.

2. познание - отображение внешнего мира в сознании человека. Решающая роль в познании принадлежит опыту.

3. разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы.

4. существует определенное единство чувственного и рационального моментов в познании.

основа – природа человека

7. учение о форме и движении:

1) Форма — это материальная сущность принадлежащего предмету св-ва. Форма — это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Но эти частицы — не атомы.

2) пространство связано с местом, постоянно занимаемым материей. Т.о., пространство = протяженности материальных объектов.

3) время - объективная мера скорости материальных тел. Время - некое внутреннее св-вом самой материи, состоящее в продолжительности, длительности происходящих изменений материальных тел и хар-ризующим темп этих изменений. Т.о., время органически связано с движением.

4) Движение — это прирожденное св-во материи.

19 видов или форм движения в природе:

  1. колебание,
  2. сопротивление,
  3. инерция,
  4. стремление,
  5. напряжение,
  6. жизненный дух,
  7. мука и др.

НОВЫЙ ОРГАНОН. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВА ЧЕЛОВЕКА

  1. человек – слуга и истолкователь природы
  2. знание=могущество человека
  3. природа побеждается только подчинением ей
  4. люди обязаны больше случаю и опыту, чем наукам. Науки – некое сочетание уже известного, а не способы открытия и указания новых дел
  5. логика больше вредна, чем полезна
  6. споры неуместны там, где мы расходимся в началах, в самих понятиях и в формах док-в
  7. человек верит в истинность того, что предпочитает
  8. самое лучшее из док-в есть опыт, if only он коренится в эксперименте
  9. эмпирики только собирают и довольствуются собранным (=муравей);

рационалисты производят ткань из самих себя (=пауки);

подлинная философия=пчела избирает средний способ: извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению

  1. деление философии и наук:
  2. метафизика: исследование вечных и неподвижных форм
  1. физика: исследование действующего начала и материи, скрытого процесса и схематизма

Джордж Беркли ( 1685—1753 ):

Философия Нового времени сделала крупный шаг в развитии теории познания (гносеологии). Main проблемы: философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Задача - получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор dif . путей решения этой задачи обусловил появление 2-х основных гносеологических направлений — эмпиризма и рационализма.

  1. механический материализм: Природа – совокупность тел, dif . величиной, формой, положением и движением. Высшие формы развития сводятся к механическому движению, перемещению. Связи м/у телами четко подчинены закону причинности.

Гос-во – искусственный человек, т.е. целесообразно, искусно сконструированный людьми из dif . пружин, рычагов, колес, нитей и проч. автомат.

Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общ-венный порядок и права граждан, индивиды заключили общ-венный договор м/у собой. Они вручили свои права, судьбу и власть главе гос-ва, который в договоре не участвовал=>ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет. В обмен на права граждан гос-во призвано гарантировать порядок в общ-ве.

Заключив однажды общ-венный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции. НО право на восстание, if суверен обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов.

1) естественное право должно выражаться в форме естественного закона, т.е. естественные права человека должны оформляться юридически.

2) основной естественный закон: должно искать мира и следовать ему.

Предпосылки установления мира в человеческом общежитии – обмен и договор.

2-й закон: отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты.

3-й закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения.

Остальные естественные законы (16): не делай др. того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

  1. справедливость: соблюдать соглашения и давать каждому человеку его собственное, т.е. уважать его собственность. Там, где нет собственности, не может быть и справедливости
  2. благодарность
  3. взаимная уступчивость и любезность
  4. прощение обид
  5. законы против оскорбления, гордости и надменности
  6. беспристрастие
  7. законы об использовании общих вещей и т.д.
  8. власть суверена всегда абсолютна, т.е. она безгранична. Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому.
  9. задачи гос-ва :
  10. полицейско-охранительные функции
  11. поощрять всякого рода промыслы (судоходство, земледелие) и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки
  12. силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы
  13. воспитательно-просветительская деят-ть
  14. активная борьба с учениями, ослабляющими гос-во или ведущими к его распаду
  15. 1 st ставит проблему П. отчужденности, когда гос-венная власть становится самостоятельной и автономной.
  16. гос-ва

П., т.е. основанные на приобретении, т.е

появляются с помощью физической силы

возникают в result добровольного соглашения

  1. 3 формы гос-ва:
  2. идеальная форма правления – монархия. Не ГО, а гос-во – творец истории. Общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверена. В личности короля олицетворено гос-во.
  3. демократия (народоправство)
  4. аристократия

9. абсолютная власть гос-ва – гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы.

  1. гос-во – искусственный человек:
  2. верховная власть – душа гос-ва,
  3. судебная и исполнительная – суставы,
  4. награды и наказания – нервы,
  5. советники – память,
  6. справедливость, законы – разум и воля,
  7. гражданский мир – здоровье,
  8. смута – болезнь,
  9. гражданская война – смерть гос-ва.

11. 1st акт познания - ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Мышление - сложение или вычитание понятий.

Основное содержание : отказ граждан от частных наказаний за нарушение своего права.

Основной принцип – положение о народном суверенитете: народ – источник власти, и он заключает договор с правящей властью.

Главная и единственная функция гос-ва – защита естественных и неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность.

Правительство – это средствро для разрешения недоразумений, возникающих в естественном состоянии.

Когда спорящей стороной становится король, правительство уже не является таким средством, т.к. король выступает как судья и истец.

Правосудие должно быть независимым.

Возникновение П. общ-ва зависит от согласия индивидуумов объединиться и образовать общ-во.

  1. вводит понятие ГО как общ-ва П. Оно создается, чтобы гарантировать гражданам свободу и пользование естественными правами.
  2. гос-во – это торжество разума, закономерный и прогрессивный result исторического процесса.

Государство – совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников

6. принцип всеобщности юридических прав: гос-во не может покушаться на неотчуждаемые права граждан:

  1. собственность. Любое покушение на это право – проявление деспотизма.
    1. свобода. В сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью.
    1. демократия – совершенная форма правления
    2. олигархия
    3. монархия. Абсолютная монархия вообще не признается формой гражданского правления. Не возражает против наследственной монархии при условии ограничения власти короля.

    Смена форм в соответствии с волей общ-ва – нормальное явление.

    9. 5 основных принципов либерализма:

    1. свобода и автономия личности
    2. естественность и неотчуждаемость прав человека
    3. равенство граждан перед законом и главенство закона
    4. приоритет личности над государством
    5. конституционное ограничение власти (доктрина буржуазного конституционализма)

    10. принцип разделения властей:

    выражение воли народа (имущих слоев);

    1. внешняя П. ,
    2. отношения с иност-ранными гос- вами,
    3. руководство внешни ми безопасностью и интересами общ-ва в отношениях со все-ми теми, от кого можно получить вы-году или потерпеть ущерб

    Обладает компетенцией претворять законы в жизнь; исполнение муни-ципальных законов общ-ва внутри его само го по отношению ко всему, что является его частями

    Великое восстановление наук. Новый Органон

    "Novum Organum Scientiarum" был опубликован в 1620 г. в Лондоне на латинском языке как вторая часть "Instauratio Magna Scientiarum". Над этим произведением Бэкон работая свыше 10 лет; некоторые его идеи содержатся уже в работе "Соgitata et Visa de Interpretatione. " (написана в 1607–1608 гг.), и, как свидетельствует В. Раули, сам он видел не менее 12 вариантов "Нового Органона". Тем не менее трактат вышел в свет незаконченным. Он обрывается на рассмотрении "Преимущественных примеров", так что намеченный в афоризмах XXI и LII кн. И план остался не реализованным. Как показывает уже само название сочинения, замысел автора состоял в том, чтобы противопоставить перипатетической и схоластической логике новое "орудие", или "инструмент", познания. (Как известно, последователи Аристотеля – перипатетики собрали его логические сочинения в свод под общим названием "Organon".) Некоторые разделы "Нового Органона" перекликаются с содержанием более позднего трактата "О достоинстве и приумножении наук" (в особенности с III и V книгами), однако именно в "Новом Органоне" нашли свое развернутое изложение бэконовское учение о методе и теория индукции.

    Переиздания "Нового Органона" появились в 1645 и 1650 гг. в Лейдене, в 1660 г. в Амстердаме, в 1770 г. в Вюрцбурге, в 1803 г. в Глазго и в 1813 г. в Оксфорде. Имеются и многочисленные более поздние издания, из которых следует выделить: издание, вошедшее в семитомное собрание сочинений Фр. Бэкона – "The Works of Francis Bacon. coll. and ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath". London, 1857–1874, в котором латинский текст "Нового Органона" содержится в I, а его перевод на английский язык – в IV томе; издание в составе двухтомника "Tlie Works of Lord Bacon". London, MDCCCLXXIX; критическое издание Th. Fowler, "Bacon's Novum Organum", 2 ed. Oxford Clarendon Press, 1889. Начиная с XVIII в. "Новый Органон" переводится на основные европейские языки – немецкий, итальянский, французский. Существуют два русских перевода; П. А. Бибикова (Бакон, Собрание сочинений, т. II. СПб., 1874) и С. Красильщикова (Франциск Бэкон Веруламский, "Новый Органон". М., Соцзкгиз 1935), Последний и выбран для настоящего издания, при этом заново сверен Г. Г. Майоровым по латинскому тексту I тома "The Works of Francis Bacon. coll. and ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath". В отрывках "Новый Органон" появился на русском яз. еще в 1760 г. и затем в 80-х годах XVIII в.

    Великое восстановление наук. Новый Органон

    ВТОРАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ, НАЗЫВАЕМАЯ НОВЫЙ ОРГАНОН,

    ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ

    Те, кто осмелился говорить о природе как об исследованном уже предмете, – делали ли они это из самоуверенности или из тщеславия и привычки поучать – нанесли величайший ущерб философии и наукам. Ибо, насколько они были сильны для того, чтобы заставить верить себе, настолько же они преуспели в том, чтобы угасить и оборвать исследование. Они принесли не столько пользы своими способностями, сколько вреда тем, что погубили и совратили способности других. Те же, кто вступил на противоположный путь и утверждал, что решительно ничего нельзя познать, – пришли ли они к этому убеждению из ненависти к древним софистам, либо по причине отсутствия стойкости духа, или даже вследствие обладания некоторого рода ученостью – приводили в пользу этого доводы, которыми, конечно, нельзя пренебречь. Однако они отправлялись в своем мнении не от истинных начал и, увлекаемые вперед усердием и страстью, решительно превзошли меру. Древнейшие же из греков (писания которых погибли) более благоразумно удерживались между самонадеянностью окончательных суждений и отчаянием акаталепсии. И хотя они довольно часто сетовали и жаловались на трудность исследования и темноту вещей, однако, как бы закусив удила, не переставали стремиться к цели и испытывать природу. Они, как видно, полагали, что этот вопрос (т.е. можно ли что-либо познать) разрешается не спором, а опытом. Но и они, знакомые только с силой разума, не обращались к правилам, но все возлагали на остроту мысли, на подвижность и постоянную активность ума.

    Наш же способ столь же легок в высказывании, сколь труден в деле. Ибо он состоит в том, что мы устанавливаем степени достоверности, рассматривая чувство в его собственных пределах и по большей части отбрасывая ту работу ума, которая следует за чувством, а затем открываем и прокладываем разуму новый и достоверный путь от самых восприятий чувств. Без сомнения, это понимали и те, кто такое же значение придавал диалектике. Отсюда ясно, почему они искали помощи разуму, относясь с подозрением к прирожденному и самопроизвольному движению ума. Но слишком поздно прилагать это средство, когда дело уже загублено: после того как ум уже пленен привязанностями[1] повседневной жизни, ложными слухами и учениями, когда он осажден пустейшими идолами Итак, это искусство диалектики, поздно (как мы сказали) становящееся на защиту разума и никоим образом не поправляющее дело, скорее повело к укреплению заблуждений, чем к открытию истины. Остается единственное спасение в том, чтобы вся работа разума была начата сызнова и чтобы ум уже с самого начала никоим образом не был предоставлен самому себе, но чтобы он был постоянно управляем и дело совершалось как бы механически. В самом деле, если бы люди взялись за механические работы голыми руками, без помощи орудий, подобно тому как в делах разума они не колеблются приступать к работе почти лишь только с усилиями ума, то невелики были бы те вещи, которые они могли бы подвинуть и преодолеть, хотя бы они посвятили этому усердные и притом соединенные усилия. И если угодно несколько остановиться на этом примере и вглядеться в него, как в зеркало, то представим себе обелиск значительной величины, предназначенный для ознаменования триумфа или подобного торжества, который должно перенести на другое место. Если люди возьмутся за это голыми руками, то не признает ли это любой трезвый наблюдатель проявлением некоего тяжкого безумия? И не признает ли он еще большим безумием, если они увеличат число работающих и решат, что таким образом они сумеют это свершить? А если они сделают известный выбор, и отделят немощных, и используют только сильных и здоровых, и понадеются, что таким путем они выполнят работу, то не скажет ли он, что они еще сильнее отступают от разума? А если, наконец, они, не довольствуясь и этим, решат обратиться к атлетическому искусству и прикажут всем прийти с хорошо умащенными и подготовленными для этого руками и мышцами, то не воскликнет ли он, что они трудятся только для того, чтобы сумасбродствовать по известному правилу и умыслу? Так люди с подобным же неразумным рвением и бесполезным единодушием принимаются за дело разума, когда они возлагают большие надежды на многочисленность умов или на их превосходство и остроту или даже усиливают крепость ума диалектикой (которую можно почитать некоей атлетикой); а между тем тому, кто рассудит правильно, станет ясно, что при всем их усердии и напряжении они все же не перестают применять только голый разум. Но ведь совершенно очевидно, что во всякой большой работе, за которую берется человеческая рука без орудий и машин, силы отдельных людей не могут ни быть вполне напряжены каждая в отдельности, ни соединены все вместе. Итак, из установленных нами предпосылок мы выводим две вещи, о которых мы хотели бы предупредить людей, чтобы это не ускользнуло от их внимания. Первая из них состоит в следующем. Мы полагаем, что было бы хорошим предзнаменованием, если для уменьшения и устранения разнотолков и высокомерия как за древними сохранились бы нетронутыми и неущемленными их честь и почитание, так и мы смогли бы свершить предназначенное, пользуясь при этом, однако, плодами своей скромности. Ибо если мы заявим, что мы можем принести лучшее, чем древние, вступив на ту же самую дорогу, что и они, то мы не сможем никаким красноречием воспрепятствовать тому, чтобы возникли сравнение и спор относительно дарований, или превосходства, или способности. Конечно, этот спор не был бы чем-то недозволенным или чем-то новым, Ибо если бы древние что-либо установили и открыли неправильно, то почему бы мы не могли с таким же правом, как и все люди, отметить и опровергнуть это? Однако, хотя этот спор и справедлив и дозволен, все же он, возможно, не соответствовал бы мере наших сил. Но так как мы стремимся к тому, чтобы разуму открылся совершенно новый путь, не известный древним и не испытанный ими, то дело меняется. Прекращаются соревнование и споры сторон. Мы сохраняем за собой только роль указующего путь, что представляет, конечно, лишь посредственную ценность и в большей степени является делом фортуны, чем способности и превосходства. Это предупреждение имеет отношение к личностям, другое же ― к самим вещам.

    Первая глава начинается с того, что описывает человека, как слугу и истолкователя природы, который столько совершил, сколько постиг в ее порядке делом.

    Ничто не имеет такой силы, как орудия, которые дают разуму указания или предостерегают его.

    Если человек ничего не знает, то это будет затруднять его действия.

    Человек волен только соединять и разъединять тела природы, остальное природа совершит сама.

    Множество наук занимается изучением природы, но их успехи слабы и незначительны.

    Безумно ожидать того, что будет сделано средствами, никогда доселе неиспытанными.

    Мы видим в книгах и в предметах многочисленные порождения ума и руки. Но все это разнообразие состоит в дальнейшем изощрении и комбинациях немногих уже известных вещей, а не в множестве аксиом.

    Всему, что открыто мы обязаны опытам, а наука – сочетание уже известного, а не способ открытия чего-то нового.

    Мы обманчиво поражаемся силам человеческого ума- что является истинной причиной в науке.

    Тонкость природы во много раз превосходит тонкость чувств и разума, поэтому, можно сказать, что размышления и созерцания- это всего лишь бессмысленная вещь.

    Логика же, в свою очередь, служит укреплению заблуждений, поэтому она более вредна, чем полезна.

    Силлогизм не приложим к принципам знаний, он подчиняет себе мнения, а не предметы. Силлогизмы состоят из предложений, предложения из слов, а слова суть знаки понятий.

    Понятия низших видов, непосредственных восприятии чувства- не обманывают нас явно. Остальные же понятия-суть уклонения.

    Для того чтобы проникнуть в глубь и в даль природы, необходимо более верным и осторожным путем отвлекать от вещей как понятия, так и аксиомы.

    Существуют два пути для отыскания истины:

    1) Один воспаряет от ощущений, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы

    2) Другой: выводит аксиомы из ощущений и частностей

    Разум, предоставленный самому себе, вступает на тот же путь, на какой ведут правила диалектики, а именно на первый. Разум, предоставленный самому себе, если это ум трезвый. Если разумом не управляют и не помогают ему, бессилен и вовсе не способен преодолеть темноту вещей.

    Аксиомы, которыми ныне пользуются, проистекают из скудного и простого опыта. Поэтому нечего удивляться, если эти аксиомы не ведут к новым частностям.

    Пользование предвосхищениями и диалектикой уместно в науках, основанных на мнениях и воззрениях, ибо их дело достигнуть согласия, а не знания вещей.

    Нелегко найти способ для объяснения и передачи того. что мы предлагаем. Ибо то, что само по себе ново, будет понято только по аналогии со старым. Нам остается единственный и простой путь передачи. Мы должны привести людей к самим частностям, к их рядам и сочетаниям.

    Идолы, которые уже пленили человеческий разум, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине.

    Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучать их, дадим им имена.

    первый вид- идолами рода

    (Идолы рода находят основание в самой природе человека. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде. )

    (Они происходят или из единообразия субстанции человеческого духа, или из его предвзятости, или из его ограниченности, или из неустанного его движения, или из внушения страстей, или из неспособности чувств, или из способа восприятия)

    второй вид – идолами пещеры

    (Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, ведь у каждого помимо ошибок, есть своя особая пещера, которая искажает свет природы. Так что дух человека, смотря по тому, как он расположен у отдельных людей, есть вещь переменчивая, неустойчивая и как бы случайная.)

    (Идолы пещеры происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела, а также из воспитания, из привычек и случайностей. Хотя этот род идолов разнообразен и многочислен, все же укажем на те из них, которые требуют больше всего осторожности и больше всего способны совращать и загрязнять ум.)

    третий вид – идолами площади

    (Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Люди объединяются речью. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям.)

    (Идолы театра не врождены и не проникают в разум тайно, а открыто передаются и воспринимаются из вымышленных теорий и из превратных законов доказательств).

    четвертый вид – идолами театра. (Идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств.)

    Человеческий разум в силу своей склонности легко предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем их находит. Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, – потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится. На разум человеческий больше всего действует то, что сразу и внезапно может его поразить; именно это обыкновенно возбуждает и заполняет воображение. Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше. Разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. Но в наибольшей степени запутанность и заблуждения человеческого ума происходят от косности, несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства. Человеческий ум по природе своей устремлен на абстрактное и текучее мыслит, как постоянное.

    Самое большое различие умов в отношении философии и наук состоит в следующем. Одни умы более сильны и пригодны для того, чтобы замечать различия в вещах, другие – для того, чтобы замечать сходство вещей.

    Идолы, которые навязываются разуму словами, бывают двух родов:


    I. Человек столько совершает и понимает в природе, насколько постиг ее делом или размышлением.

    II. Чтобы ум совершенствовался, нужны орудия (рука тоже не имеет большой силы без орудий).

    Вот только какие? Математика?

    III. Знание = могущество. Природа побеждается только подчинением ей.

    Знание – могущество. Очень верно, что природа побеждается только подчинением ей.

    IV. Человек может только соединять и разъединять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя.

    Смотря какими инструментами пользоваться.

    V. Природу изучают механики, математики, врачи, алхимики, маги, но их успехи слабы.

    VI. Сделать невиданное можно только невиданными средствами.

    VII. Мало открыто законов природы. Все сделанное – комбинация немногих известных вещей.

    VIII. Все открытия были сделаны благодаря случаю и опыту, а не наукам. Науки не обладают методом открытия нового.

    Наверное, опыт и случай немаловажны.

    IX. Человеческий ум слаб и нуждается в помощи.

    XI. Имеющиеся науки бесполезны для открытий, а имеющаяся логика бесполезна для открытия знаний.

    XII. Настоящая логика вредна, т.к. она лишь укореняет заблуждения.

    XIV. Индукция – единственный метод познания, т.к. спутаны понятия, а следовательно, и слова, их обозначающие, и предложения, состоящие из слов, и силлогизмы, состоящие из предложений.

    XV. Все понятия вымышлены и плохо определены, в них нет ничего здравого.

    XVI. Более или менее явные понятия те, которые обозначают чувства и предметы (понятия низших видов). Остальные не имеют ничего общего с природой вещей.

    XVII. Не точны не только понятия, но и аксиомы (выведенные законы природы).

    То, что мы учим, все точно.

    XIX. Есть два пути отыскания истины: от ощущений и частностей – к наиболее общим аксиомам и через них - к средним аксиомам. Это обычный путь. Другой путь – непрерывное движение от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам. Это истинный путь.

    Не вижу разницы.

    XX. Дух, предоставленным себе, стремится подняться к наиболее общему, чтобы там успокоиться, и начинает пренебрегать опытом, т.е. идет по первому пути.

    XXII. Оба эти пути исходят из ощущений и частностей и завершаются в высших общностях. Но различие их неизмеримо: один бегло касается опыта и частностей, другой надлежащим образом задерживается на них. Один сразу же устанавливает общности, абстрактные и бесполезные, другой постепенно поднимается к тому, что действительно более сообразно природе.

    XXIII. Между идолами человеческого ума (заблуждениями) и идеями божественного разума – огромное различие.

    XXIV. Аксиомы, выведенные по второму методу, делают науки действенными.

    XXV. Существующие аксиомы скудны; новое знание, не соответствующие аксиоме, пытаются подогнать под нее.

    Так часто бывает.

    XXVI. Применяемое для изучения природы познание поспешно и незрело. Бэкон предлагает называть его предвосхищение природы. Должное познание он предлагает называть истолкованием природы.

    XXVII. С предвосхищениями согласны все.

    С простым согласны все.

    XXIX. Пользоваться предвосхищениями и диалектикой можно только в науках, основанных на мнениях, т.к. их цель – достигнуть согласия, а не знания вещей.

    Что же это за науки?

    Ошибки в первом действии, действительно, трудно устранять.

    XXXI. Чтобы движение вперед было более существенным, нужно обновить основы, а не прививать новое к старому.

    Но и старое бывает полезным.

    XXXII. Автор уважает старых авторов, т.к. он сравнивает не умственные познания, а лишь пути познания, и является не судьей, а указующим.

    XXXIV. Трудно объяснить новое, т.к. легко объяснять только тогда, когда есть аналогия со старым.

    XXXV. Новое учение должно проникать в души постепенно, и только в те души, которые способны и готовы его принять.

    Как и все учение вообще.

    XXXVI. Единственный путь передачи нового метода – показать людям частности без искажений.

    Как это сделать?

    XXXVII. Автор говорит о некотором сходстве его рассуждений с рассуждениями тех, кто проповедовал акаталепсию (учение древнегреческих философов, отвергавшее уверенность в существовании чего бы то ни было). Но и разница существенна. Она состоит в том, что те отвергают все, а автор настаивает лишь на том, что старым путем можно познать немногое; те не признают разума и чувств, а автор доставляет им средства помощи.

    Акаталепсия – новый термин.

    XXXVIII. Истине препятствуют идолы и ложные понятия.

    XXXIX. Есть четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра.

    XL. Изгнать идолы можно только с помощью подлинной дедукции. Но и знать эти идолы надо, чтобы с ними бороться.

    XLII. Идолы пещеры - заблуждения отдельного человека. У каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая искажает свет природы. Происходит это от прирождённых свойств каждого, воспитания и бесед с другими, чтения книг и авторитетов, перед какими кто преклоняется, вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам.

    Красивая аналогия с пещерой.

    XLIII. Идолы площади – это продукт общения людей, главным образом, неверного словоупотребления.

    А что неверного может быть в словах?

    XLIV. Идолы театра – это заблуждения, пришедшие из разных философских учений.

    XLV. Человеческий ум находит порядок там, где его нет.

    Вывод: Чувства и разум человека несовершенны. Чтобы выводить новые, истинные знания, нужны помощники, а именно - соответствующий метод, который позволит продвигаться в науке более быстрыми темпами. Таким методом является истинная индукция.

    Читайте также: