Аэростаты над москвой во время войны понятно и кратко

Обновлено: 05.07.2024

Перед вами — советские аэростаты воздушного заграждения. Они предназначались для защиты от нападения пикирующих и низколетящих самолетов наиболее важных объектов. Аэростаты заграждения наряду с другими средствами противовоздушной обороны препятствовали снижению немецких бомбардировщиков для прицельного бомбометания.

Свой боевой счет аэростатчики открыли уже в ночь на 23 июля 1941 года. Тогда около 150 немецких бомбардировщиков в составе 20 групп двинулись к столице. Эта атака была успешно отбита, к городу прорвались лишь единичные самолеты. Гитлеровцы потеряли 15 бомбардировщиков. 10 сбили летчики, три самолета — артиллеристы, еще два — налетели на тросы аэростатов и рухнули на землю.
Количество подразделений аэростатов планомерно увеличивалось. К середине 1943 года небо Москвы защищали уже 440 заградительных воздушных постов. Общее число аэростатов заграждения на всех фронтах Великой Отечественной достигало трех тысяч.

ПОДВИГ ВЕЛИГУРЫ. СПАС АЭРОСТАТ И ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ

24 марта 1942 года в Москве сержант Дмитрий Велигураполучил орден Красного Знамени. Этой наградой оценили его героический поступок. Расчет Первого полка АЗ (аэростатов заграждения) под командованием сержанта Дмитрия Велигуры охранял воздушное пространство Москвы. Рано утром 6 декабря 1941 года получили задание опустить аэростат с высоты пяти километров. Отлаженная операция сорвалась из-за нелепой случайности. Одному из бойцов в глаз попала льдинка, и он случайно отправил аэростат в свободное плавание. Это заметил сержант Велигура. Рассчитывая удержать аэростат, он ухватился за стропы.

35-метровый аэростат поднялся вместе с сержантом. Единственный путь спасения — отыскать выпускной клапан и стравить газ. Дмитрий Велигура на страшном морозе преодолел 17 метров, отделявших его от надувной махины. Он привязал себя к жесткой части конструкции, нашел заветный клапан и выпустил воздух. Мужественный сержант опустился невредимым вместе со спущенным аэростатом в ста километрах от Москвы, возле войсковой части. Дмитрия Велигуру взяли под стражу и допросили.

Сержант добился выделения ему двух коней для того, чтобы доставить спасенный аэростат в Москву, и уже через день вернулся на место службы. Однополчане Велигуры были обрадованы и потрясены не меньше штабных военных, увидев сержанта живым и здоровым. Ведь это был первый случай в истории воздухоплавания, когда человек выжил в подобной ситуации.

• В отличие от аэростатов наблюдения, которые широко использовались во время войны для обнаружения вражеских позиций и перемещений, аэростаты заграждения были меньшего объема и не имели подвесной гондолы. Они поднимались на гораздо большую высоту.

Внешне аэростаты заграждения напоминали небольшие дирижабли. Поднимались они обычно ночью по одному или по два на одном тросе (в тандеме) в шахматном порядке, утром боевое дежурство заканчивалось, аэростаты опускали на землю. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолетов противника вынуждены были либо отказаться от налета, либо подниматься на большую высоту, что резко снижало точность прицельного бомбометания. Дивизия ПВО могла защитить аэростатами площадь в 75 квадратных километров.

АЭРОГИРЛЯНДА

Максимальная высота подъема заградительного аэростата — около 2500 метров. В Красной армии придумали, как поднимать их значительно выше: соединив последовательно три аэростата, достигли потолка в 6300 метров. Впрочем, из-за отсутствия антиобледенительных реагентов эта практика широкого применения не получила. С другой стороны, двойной, тандемный аэростат КВ-КН был одним из самых распространенных. Всего же Красная армия применяла 10 различных типов аэростатов.

БОРЬБА С АЭРОСТАТАМИ

Еще в Первую мировую инженеры ломали голову, как уберечь самолет от столкновения с аэростатами и тросовыми сетями. Решений ко Второй мировой было предложено не так уж много, но наиболее распространенными стали специальные режущие кромки, устанавливаемые на крылья, и так называемые параваны — ограждения, крепившиеся к кабине и концам крыльев. Назвать эти средства эффективными было сложно: даже если паравану удавалось защитить самолет от троса и мины, то удержать его после столкновения мог далеко не всякий пилот.

Аэростаты заграждения на защите московского неба

В рамках проводимых полетов рабочая высота полета аэростатов составляла 15-20 километров. / Фото: Википедия

НА ДЕЖУРСТВЕ ДО КОНЦА ВОЙНЫ

Столкнувшись с сильной ПВО Москвы и неся большие потери, немецко-фашистская авиация вынуждена была в апреле 1942 года полностью прекратить налеты на столицу СССР. Однако ПВО оставалось в боевой готовности, а аэростаты по ночам находились в воздухе в режиме ожидания.

УЯЗВИМОСТЬ

ПАРАШЮТ И МИНА

При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, вдавливая трос в крыло, которое сминалось, самолет опрокидывался. Закрепленная мина подтягивалась к самолету и взрывалась.

ОБОЛОЧКА

Оболочка аэростата требовала аккуратного отношения. Она была наполнена гелием и боялась механических повреждений, сырости и жары. Чтобы поддерживать в аэростатах необходимое давление, их приходилось часто дозаправлять. Газовые заводы находились на расстоянии до 15 километров от некоторых постов. Газ для дозаправки доставляли в специальных газгольдерах из тонкого материала. Эти газгольдеры носили на руках пешком. Стоит учитывать, что в 1942 году в составах аэростатных постов в основном были девушки.

ОПАСНЫЕ ТРОСЫ

Тросы, на которых держались аэростаты, были почти незаметны на фоне неба и земли. Самолеты противника, заходящие на бомбометание, нередко натыкались на тросы. Аэростат лишь слегка трясло и раскачивало, а самолет получал значительные повреждения. Тросы имели диаметр 5–8 миллиметров и могли буквально перерезать фюзеляж самолета.

В первой части мы коротко упомянули аэростаты заграждения (АЗ) и часто ошибочно именуемые аэростатами газголдеры (хранилища для водорода). Более подробно было рассказано о применении аэростатов наблюдения - АН. Теперь вернемся к практике применения воздушных заграждений.

Как всегда, не будем переписывать то, что уже десять раз (а может и более) переписано в имеющихся статьях. На нашем канале мы цитируем только архивные документы и оригинальные публикации относительно немногочисленных специалистов.

Вот с такого документа и начнем. В нем четко обрисованы задачи АЗ. Документ интересен тем, что 9-й полк АЗ защищал Кремль и центр Москвы. Мы дадим дополнительно ссылку на оригинал в конце статьи. "Отчет о боевых действиях 9 воздухоплавательного полка АЗ" содержит множество правок и подчеркиваний, но вполне читаем с увеличением (всего 10 стр).

Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 01.06.1942 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 13793, Опись: 0020187, Дело: 0006, Лист начала документа в деле: 48 Авторы документа: 9 полк АЗ, подполковник Остроумов.

Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 01.06.1942 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 13793, Опись: 0020187, Дело: 0006, Лист начала документа в деле: 48 Авторы документа: 9 полк АЗ, подполковник Остроумов.

Легко убедиться, что основной задачей АЗ было воспрепятствовать бомбометанию с пикирования и заставить подняться вражеские самолеты на большую высоту, т.е. выше 4500 метров, откуда нанести удар по точечной цели крайне затруднительно.

Вражеский самолет, зацепив трос АЗ, получал повреждение от непосредственного контакта, а также мог быть поражен подрывным зарядом, который мог крепится (но не всегда крепился) к тросу и подтягивался при задевании его элементами конструкции самолета (сам АЗ отрывался от срабатывания инерционного механизма, а на тросе раскрывался специальный парашют). Впрочем, вполне хватало и одного троса. Столкновение с наполненной водородом оболочкой тоже не сулило ничего хорошего. Все воюющие стороны создавали разнообразные устройства для преодоления таких заграждений, но надо понимать, что оснащались ими единичные летательные аппараты, а не все поголовно.

Схема действия АЗ в одиночном варианте. При тандемном запуске подрывной заряд крепили к верхнему АЗ. Отрыв троса аэростата мог произойти и из-за ошибки моториста на лебедке - резком торможении, например, а также при сильном ветре.

Схема действия АЗ в одиночном варианте. При тандемном запуске подрывной заряд крепили к верхнему АЗ. Отрыв троса аэростата мог произойти и из-за ошибки моториста на лебедке - резком торможении, например, а также при сильном ветре.

Увы, за тросы периодически цеплялись и свои самолеты - в Москве таких случаев было предостаточно. Первый раз в зоне ответственности 9-го полка АЗ описанная выше система сработала штатно только 31 июля 1942 года. До этого было 6 эпизодов столкновения с тросами АЗ без видимых последствий для вражеских самолетов, если не считать упавшего возле Дворца Советов (так в тексте Отчета) пластикового козырька с надписью "Hier nicht anheben". 31 июля немецкий бомбардировщик зацепил трос АЗ с устройством "ИЗ" (инерционный замок) БЕЗ мины на высоте 4000 метров в районе Хорошево. Аэростат улетел. Не-111 сразу потерял крыло и беспорядочно падая, развалился в воздухе, экипаж погиб в водах Москвы-реки. Но это была редкая удача - большинство тросов обрывалось, опрокидывались лебедки, а самолеты противника продолжали полет. Зато 4 ноября наш У-2 в районе Останкино налетел последовательно на тросы аж двух АЗ - у несчастливого поста с номером 13 (Парк Горького) и у деревни Свиблово № 146, Оба аэростата улетели, а самолет упал в районе Останкинской улицы. Летчик пострадал, но остался жив. Аналогичное ЧП произошло и 17 ноября - опять У-2 над совхозом "Красный луч" (пост № 113) врезался в трос, аэростат улетел, самолет сгорел, летчики погибли оба. 20 декабря обошлось без жертв, судя по тому, что тип "своего" не установлен, но опять улетел АЗ над Хорошевским шоссе.

Новый 1942 год продолжил эту негативную тенденцию - над Измайлово трос зацепил наш бомбардировщик 20 февраля, а 5 марта инцидент повторился.

6 марта вражеский самолет крылом, как консервным ножом, вспорол АЗ, приведя в негодность 2000 метров троса. В районе Донского монастыря 6 апреля Ю-88 сорвал лебедку с крепления, аэростат улетел. Повреждения Юнкерса конечно были, но не помешали ему продолжить полет. 7 апреля, 2 и 30 мая снова в стальные сети попадают свои самолеты, хотя обошлось без жертв. Наши самолеты регулярно бились о тросы и дальше вместо немецких (большинство обрывов - от своих), а 17 октября 1943 года произошел еще один показательный инцидент. Над Останкино на трос напоролся наш Ще-2. Деревянный легкий транспортный самолет сразу потерял фрагмент крыла размером 1.7 Х 1.2 метра. Сработал инерционный механизм, но мина НЕ сработала - быстрое разрушение крыла не позволило ей подтянуться к самолету. Ще-2 при этом благополучно сел в Калуге.

У любого, кто интересовался темой, наверняка возникал вопрос: "А как сочетался огонь зенитной артиллерии московской зоны ПВО с весящими в воздухе аэростатами, наполненными водородом?" Ответ в отчетах. В период с 1941 по 1945 год в зоне ответственности 2-й дивизии АЗ (ранее 9-го полка АЗ) уничтожено снарядами наших зениток 168 аэростатов.

Таким образом, эффективность заграждений из аэростатов именно как средства уничтожения самолетов противника была крайне низкой. Но они выполняли свою функцию пассивного заграждения, мешая врагу вести точное бомбометание и затрудняя маневр.

Еще один отчет 9-го полка - обратите внимание на фамилию автора документа. Это Эрнест Карлович Бирнбаум, участник полета на стратостате "СССР-1" и преподаватель (в мирное время) Московского дирижаблестроительного института имени К. Э. Циолковского. Был у нас и такой (преобразован в ВУЗ с 1932 года). Именно Бирнбауму доверили полк, охранявший подступы к центру Москвы и Кремлю, ведь именно он еще в 1936 году являлся командиром 10-го отдельного дивизиона аэростатов заграждения МВО (с 1938 по 1940 в запасе, капитан). Эрнест Карлович был снова призван на службу в 1940 году - СССР готовился к большой войне и Столицу доверяли защищать наиболее опытным кадрам.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Фото: Википедия

Перед вами — советские аэростаты воздушного заграждения. Они предназначались для защиты от нападения пикирующих и низколетящих самолетов наиболее важных объектов. Аэростаты заграждения наряду с другими средствами противовоздушной обороны препятствовали снижению немецких бомбардировщиков для прицельного бомбометания.
Свой боевой счет аэростатчики открыли уже в ночь на 23 июля 1941 года. Тогда около 150 немецких бомбардировщиков в составе 20 групп двинулись к столице. Эта атака была успешно отбита, к городу прорвались лишь единичные самолеты. Гитлеровцы потеряли 15 бомбардировщиков. 10 сбили летчики, три самолета — артиллеристы, еще два — налетели на тросы аэростатов и рухнули на землю.
Количество подразделений аэростатов планомерно увеличивалось. К середине 1943 года небо Москвы защищали уже 440 заградительных воздушных постов. Общее число аэростатов заграждения на всех фронтах Великой Отечественной достигало трех тысяч.

ПОДВИГ ВЕЛИГУРЫ. СПАС АЭРОСТАТ И ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ


24 марта 1942 года в Москве сержант Дмитрий Велигураполучил орден Красного Знамени. Этой наградой оценили его героический поступок. Расчет Первого полка АЗ (аэростатов заграждения) под командованием сержанта Дмитрия Велигуры охранял воздушное пространство Москвы. Рано утром 6 декабря 1941 года получили задание опустить аэростат с высоты пяти километров. Отлаженная операция сорвалась из-за нелепой случайности. Одному из бойцов в глаз попала льдинка, и он случайно отправил аэростат в свободное плавание. Это заметил сержант Велигура. Рассчитывая удержать аэростат, он ухватился за стропы.

35-метровый аэростат поднялся вместе с сержантом. Единственный путь спасения — отыскать выпускной клапан и стравить газ. Дмитрий Велигура на страшном морозе преодолел 17 метров, отделявших его от надувной махины. Он привязал себя к жесткой части конструкции, нашел заветный клапан и выпустил воздух. Мужественный сержант опустился невредимым вместе со спущенным аэростатом в ста километрах от Москвы, возле войсковой части. Дмитрия Велигуру взяли под стражу и допросили.

Сержант добился выделения ему двух коней для того, чтобы доставить спасенный аэростат в Москву, и уже через день вернулся на место службы. Однополчане Велигуры были обрадованы и потрясены не меньше штабных военных, увидев сержанта живым и здоровым. Ведь это был первый случай в истории воздухоплавания, когда человек выжил в подобной ситуации.

АЭРОГИРЛЯНДА


Максимальная высота подъема заградительного аэростата — около 2500 метров. В Красной армии придумали, как поднимать их значительно выше: соединив последовательно три аэростата, достигли потолка в 6300 метров. Впрочем, из-за отсутствия антиобледенительных реагентов эта практика широкого применения не получила. С другой стороны, двойной, тандемный аэростат КВ-КН был одним из самых распространенных. Всего же Красная армия применяла 10 различных типов аэростатов.

БОРЬБА С АЭРОСТАТАМИ


Еще в Первую мировую инженеры ломали голову, как уберечь самолет от столкновения с аэростатами и тросовыми сетями. Решений ко Второй мировой было предложено не так уж много, но наиболее распространенными стали специальные режущие кромки, устанавливаемые на крылья, и так называемые параваны — ограждения, крепившиеся к кабине и концам крыльев. Назвать эти средства эффективными было сложно: даже если паравану удавалось защитить самолет от троса и мины, то удержать его после столкновения мог далеко не всякий пилот.


Наведите курсор на изображение

Автор: Дмитрий Захаров, Дмитрий Тышкивский

(более крупное и чёткое изображение см. по ссылке ниже на сайте "КП")

Столкнувшись с сильной ПВО Москвы и неся большие потери, немецко-фашистская авиация вынуждена была в апреле 1942 года полностью прекратить налеты на столицу СССР. Однако ПВО оставалось в боевой готовности, а аэростаты по ночам находились в воздухе в режиме ожидания.

УЯЗВИМОСТЬ

ПАРАШЮТ И МИНА


При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, вдавливая трос в крыло, которое сминалось, самолет опрокидывался. Закрепленная мина подтягивалась к самолету и взрывалась.

ОБОЛОЧКА


Оболочка аэростата требовала аккуратного отношения. Она была наполнена гелием и боялась механических повреждений, сырости и жары. Чтобы поддерживать в аэростатах необходимое давление, их приходилось часто дозаправлять. Газовые заводы находились на расстоянии до 15 километров от некоторых постов. Газ для дозаправки доставляли в специальных газгольдерах из тонкого материала. Эти газгольдеры носили на руках пешком. Стоит учитывать, что в 1942 году в составах аэростатных постов в основном были девушки.

ОПАСНЫЕ ТРОСЫ

Тросы, на которых держались аэростаты, были почти незаметны на фоне неба и земли. Самолеты противника, заходящие на бомбометание, нередко натыкались на тросы. Аэростат лишь слегка трясло и раскачивало, а самолет получал значительные повреждения. Тросы имели диаметр 5–8 миллиметров и могли буквально перерезать фюзеляж самолета.

Аэростаты предназначались для защиты от нападения пикирующих и низколетящих самолетов наиболее важных объектов - http://www.vmdaily.ru

Перед вами — советские аэростаты воздушного заграждения. Они предназначались для защиты от нападения пикирующих и низколетящих самолетов наиболее важных объектов. Аэростаты заграждения наряду с другими средствами противовоздушной обороны препятствовали снижению немецких бомбардировщиков для прицельного бомбометания.

Свой боевой счет аэростатчики открыли уже в ночь на 23 июля 1941 года. Тогда около 150 немецких бомбардировщиков в составе 20 групп двинулись к столице. Эта атака была успешно отбита, к городу прорвались лишь единичные самолеты. Гитлеровцы потеряли 15 бомбардировщиков. 10 сбили летчики, три самолета — артиллеристы, еще два — налетели на тросы аэростатов и рухнули на землю.
Количество подразделений аэростатов планомерно увеличивалось. К середине 1943 года небо Москвы защищали уже 440 заградительных воздушных постов. Общее число аэростатов заграждения на всех фронтах Великой Отечественной достигало трех тысяч.

ПОДВИГ ВЕЛИГУРЫ. СПАС АЭРОСТАТ И ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ

24 марта 1942 года в Москве сержант Дмитрий Велигураполучил орден Красного Знамени. Этой наградой оценили его героический поступок. Расчет Первого полка АЗ (аэростатов заграждения) под командованием сержанта Дмитрия Велигуры охранял воздушное пространство Москвы. Рано утром 6 декабря 1941 года получили задание опустить аэростат с высоты пяти километров. Отлаженная операция сорвалась из-за нелепой случайности. Одному из бойцов в глаз попала льдинка, и он случайно отправил аэростат в свободное плавание. Это заметил сержант Велигура. Рассчитывая удержать аэростат, он ухватился за стропы.

35-метровый аэростат поднялся вместе с сержантом. Единственный путь спасения — отыскать выпускной клапан и стравить газ. Дмитрий Велигура на страшном морозе преодолел 17 метров, отделявших его от надувной махины. Он привязал себя к жесткой части конструкции, нашел заветный клапан и выпустил воздух. Мужественный сержант опустился невредимым вместе со спущенным аэростатом в ста километрах от Москвы, возле войсковой части. Дмитрия Велигуру взяли под стражу и допросили.

Сержант добился выделения ему двух коней для того, чтобы доставить спасенный аэростат в Москву, и уже через день вернулся на место службы. Однополчане Велигуры были обрадованы и потрясены не меньше штабных военных, увидев сержанта живым и здоровым. Ведь это был первый случай в истории воздухоплавания, когда человек выжил в подобной ситуации.

• В отличие от аэростатов наблюдения, которые широко использовались во время войны для обнаружения вражеских позиций и перемещений, аэростаты заграждения были меньшего объема и не имели подвесной гондолы. Они поднимались на гораздо большую высоту.

Внешне аэростаты заграждения напоминали небольшие дирижабли. Поднимались они обычно ночью по одному или по два на одном тросе (в тандеме) в шахматном порядке, утром боевое дежурство заканчивалось, аэростаты опускали на землю. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолетов противника вынуждены были либо отказаться от налета, либо подниматься на большую высоту, что резко снижало точность прицельного бомбометания. Дивизия ПВО могла защитить аэростатами площадь в 75 квадратных километров.

АЭРОГИРЛЯНДА

Максимальная высота подъема заградительного аэростата — около 2500 метров. В Красной армии придумали, как поднимать их значительно выше: соединив последовательно три аэростата, достигли потолка в 6300 метров. Впрочем, из-за отсутствия антиобледенительных реагентов эта практика широкого применения не получила. С другой стороны, двойной, тандемный аэростат КВ-КН был одним из самых распространенных. Всего же Красная армия применяла 10 различных типов аэростатов.

БОРЬБА С АЭРОСТАТАМИ

Еще в Первую мировую инженеры ломали голову, как уберечь самолет от столкновения с аэростатами и тросовыми сетями. Решений ко Второй мировой было предложено не так уж много, но наиболее распространенными стали специальные режущие кромки, устанавливаемые на крылья, и так называемые параваны — ограждения, крепившиеся к кабине и концам крыльев. Назвать эти средства эффективными было сложно: даже если паравану удавалось защитить самолет от троса и мины, то удержать его после столкновения мог далеко не всякий пилот.

Наведите курсор на изображение

Автор: Дмитрий Захаров, Дмитрий Тышкивский

НА ДЕЖУРСТВЕ ДО КОНЦА ВОЙНЫ

Столкнувшись с сильной ПВО Москвы и неся большие потери, немецко-фашистская авиация вынуждена была в апреле 1942 года полностью прекратить налеты на столицу СССР. Однако ПВО оставалось в боевой готовности, а аэростаты по ночам находились в воздухе в режиме ожидания.

УЯЗВИМОСТЬ

ПАРАШЮТ И МИНА

При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, вдавливая трос в крыло, которое сминалось, самолет опрокидывался. Закрепленная мина подтягивалась к самолету и взрывалась.

ОБОЛОЧКА

Оболочка аэростата требовала аккуратного отношения. Она была наполнена гелием и боялась механических повреждений, сырости и жары. Чтобы поддерживать в аэростатах необходимое давление, их приходилось часто дозаправлять. Газовые заводы находились на расстоянии до 15 километров от некоторых постов. Газ для дозаправки доставляли в специальных газгольдерах из тонкого материала. Эти газгольдеры носили на руках пешком. Стоит учитывать, что в 1942 году в составах аэростатных постов в основном были девушки.

ОПАСНЫЕ ТРОСЫ

Тросы, на которых держались аэростаты, были почти незаметны на фоне неба и земли. Самолеты противника, заходящие на бомбометание, нередко натыкались на тросы. Аэростат лишь слегка трясло и раскачивало, а самолет получал значительные повреждения. Тросы имели диаметр 5–8 миллиметров и могли буквально перерезать фюзеляж самолета.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Читайте также: